Лекция ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Тема 1. Теоретические основы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения

Вопросы

1. Зрительное восприятие как сложная функциональная система.

2. Особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

3. Направления педагогической работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения. Работа по развитию зрительного восприятия как составная часть комплексного коррекционно-образовательного процесса.

Литература

1. Офтальмология: учебник для вузов / Под ред. Е.А. Егорова — 2010. — 240 с.

http://vmede.org/sait/?page=10&id=Oftalmologija_uschebnik_egorov_2010&menu=Oftalmologija_uschebnik_egorov_2010

2.

  1. Зрительное восприятие как сложная функциональная система.

Зрение — сложный акт, направленный на получение информации о величине, форме и цвете окружающих предметов, а также их взаиморасположении и расстояниях между ними. До 90% сенсорной информации мозг получает благодаря зрению, поэтому зрительное восприятие – важнейший механизм обеспечения жизнедеятельности человека. Человек десятки тысячелетий развивался со зрением, приспособленным для видения вдаль. В последнее время в связи с массовым распространением грамотности у него появилась потребность постоянно и длительно видеть мелкие объекты на близком расстоянии (100 лет).

За столь короткое время не смогли сформироваться биологически оправданные приспособительные механизмы. Это одна из основных причин нарушения зрительного восприятия. Нужно различать плохое зрение и болезни зрительного анализатора.

Плохое зрение

результат неспособности глаза приспособиться к физиологическому акту видения. Близорукость, дальнозоркость и т.д. – это плохое зрение.

Болезни зрительного анализатора

результат патологических изменений в различных частях глаза. Катаракта, глаукома и т.д. – это болезни глаза.

Мы будем говорить о нарушениях зрительного восприятия, вызванных болезнью глаза. Поэтому для нас очень важно понять, что представляет собой зрительное восприятие и как оно связано с различными частями зрительного анализатора.

Процесс зрительного восприятия обеспечивается комплексом зрительных функций.

К основным функциям зрения относятся:

— острота зрения

— цветоразличение

— поле зрения

— светоощущение

— бинокулярное зрение

— глазодвигательные функции

ОСТРОТА ЗРЕНИЯ – это способность человеческого глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии. Острота обеспечивает различение мелких деталей, формы объектов, опознание предметов, обеспечивает так называемое форменное зрение. Острота связана с деятельностью колбочек. Участок наилучшего видения находится в центральной ямке желтого пятна сетчатки.

Нормальная острота зрения у большинства людей соответствует единице (при такой остроте зрения мы можем с расстояния в 5 метров свободно различать буквенные или другие изображения 10-го ряда таблицы).

На состояние центрального зрения оказывают влияние ряд факторов: интенсивность света, соотношение яркости и фона рассматриваемого объекта, время экспозиции, степень соразмерности между фокусным расстоянием преломляющей системы и длиной оси глаза, ширина зрачка и т. п., а также общее функциональное состояние центральной нервной системы, наличие различных заболеваний.

В течение жизни острота зрения изменяется, достигая максимума (нормальных величин) к 5—15 годам и затем постепенно снижаясь после 40—50 лет.

ЦВЕТОРАЗЛИЧЕНИЕ – способность глаза видеть окружающий мир в цвете. Вся световая часть электромагнитных волн создает цветовую гамму с постепенным переходом от красного до фиолетового (цветовой спектр).

В цветовом спектре принято выделять семь главных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый, из них приято выделять три основных цвета (красный, зеленый и фиолетовый), при смешении которых в разных пропорциях можно получить все остальные цвета. Цветоразличение связано с деятельностью колбочек.

Человек в состоянии воспринимать около 180 цветовых тонов, а с учетом яркости и насыщенности — более 13 тысяч. Человек с правильным ощущением всех трех цветов считается нормальным трихроматом. Если функционируют два или один компонент, наблюдается цветоаномалия.

Каждый цвет характеризуется тремя качествами: тоном, насыщенностью и яркостью. Тон — основной признак цвета, зависящий от длины волны светового излучения. Тон эквивалентен цвету. Насыщенность цвета определяется долей основного тона среди примесей другого цвета. Яркость или светлота определяется степенью близости к белому цвету (степень разведения белым цветом).

Форменное зрение и цветоощущение являются функциями Центрального зрения.

ПОЛЕ ЗРЕНИЯ – пространство, которое воспринимается глазом при фиксированном неподвижном взоре. Поле зрения каждого глаза имеет определенные границы. В норме средние его границы на белый цвет 90 — 50° в том числе: кнаружи и книзу-кнаружи — по 90°, кверху-кнаружи — 70°; книзу и кнутри — по 60°, кверху и кверху-кнутри — по 55°, книзу-кнутри — 50°.

Обеспечивается палочками и расположенными на периферии колбочками.

Острота периферического зрения во много раз меньше, чем центрального, что связано с уменьшением плотности расположения колбочек по направлению к периферическим отделам сетчатки. Очертание предметов, воспринимаемое периферией сетчатки весьма неотчетливо, но это существенный фактор для ориентации в пространстве. Периферическое зрение особенно восприимчиво к движению, что позволяет быстро замечать и адекватно реагировать на возможную опасность.

На периферическое зрение оказывает влияние ряд факторов: освещенность, величина и цвет рассматриваемого предмета или объекта, степень контрастности между фоном и объектом, а также общее функциональное состояние нервной системы.

СВЕТООЩУЩЕНИЕ – способность глаза воспринимать свет и определять различную степень его яркости. За светоощущение отвечают главным образом палочки, так как они гораздо более чувствительны к свету, чем колбочки. Светоощущение отражает функциональное состояние зрительного анализатора и характеризует возможность ориентации в условиях пониженного освещения. Характеристиками светоощущения являются: порог светоощущения (способность сетчатки воспринимать минимальное световое раздражение; порог светоощущения зависит от уровня предварительной освещенности: он меньше в темноте и увеличивается на свету.), порог различения (способность улавливать наименьшую разницу в яркости освещения), адаптация. Адаптация — изменение световой чувствительности глаза при колебаниях освещенности. Способность к адаптации позволяет глазу защищать фоторецепторы от перенапряжения и вместе с тем сохранять высокую светочувствительность. Различают световую (при повышении уровня освещенности) и темновую адаптацию (при понижении уровня освещенности).

Световая адаптация, особенно при резком увеличении уровня освещенности, может сопровождаться защитной реакцией зажмуривания глаз. Наиболее интенсивно световая адаптация протекает в течение первых секунд, окончательных значений порог светоощущения достигает к концу первой минуты. Темновая адаптация происходит медленнее.

Поле зрения и светоощущение являются функциями Периферического зрения. Периферическое зрение обеспечивается периферическими отделами сетчатки.

БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ – способность к слиянию отдельных изображений, получаемых в каждом глазу, в единое целое. Бинокулярное зрение позволяет определять относительную удаленность окружающих предметов, то есть осуществлять стереоскопическое зрение. Зрение одним глазом называют монокулярным.

Бинокулярное зрение у человека обнаруживается уже на четвертом месяце жизни, формируется к двум годам, но его развитие и совершенствование заканчивается только в 8—10-летнем возрасте.

При бинокулярном зрении острота зрения примерно на 40% выше, чем при монокулярном зрении. Одним глазом без поворота головы человек способен охватить около 140? пространства, двумя глазами — около 180?.

Условия формирования бинокулярного зрения следующие:

— острота зрения обоих глаз должна быть не ниже 0,3;

— соответствие конвергенции и аккомодации;

— скоординированные движения обоих глазных яблок;

— изейкония — одинаковая величина изображений, формирующихся на сетчатках обоих глаз (для этого рефракция обоих глаз не должна отличаться более чем на 2 дптр);

— наличие фузии (фузионного рефлекса) — способность мозга к слиянию изображений от корреспондирующих участков обоих сетчаток.

ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ: фиксация, следящие движения и саккады (быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении).

Оказывается, мы видим дискретно, вспышками, а не сплошным полем. Саккады не имеют ничего общего с перемещением глаз, и уловить их человек не способен. Человек этого не ощущает – всё происходит очень быстро — 2 саккада в секунду. В единую картину отдельные, «сканированные» фрагменты, «складывает» мозг. Двигательная функция обеспечивает наведение обоих глаз (их зрительных осей и центральных ямок сетчаток) на объект фиксации.

Движения глазного яблока осуществляются с помощью шести глазодвигательных мышц: четырех прямых (наружной и внутренней, верхней и нижней) и двух косых (верхней и нижней).

Глазодвигательные мышцы обеспечивают следующие движения глаза:

— приведение (аддукцию), т. е. движение в сторону носа; эту функцию выполняет внутренняя прямая мышца, дополнительно – верхняя нижняя прямые мышцы (их называют аддукторами);

— отведение (абдукцию), т. е. движение глаза в сторону виска; эту функцию выполняет наружная прямая мышца, дополнительно – верхняя и нижняя косые (их называют абдукторами);

— движение вверх – при действии верхней прямой и нижней косой мышц (их называют поднимателями);

— движение вниз – при действии нижней прямой и верхней косой мышц (их называют опускателями);

— торсионные движения глаз по часовой стрелке или против нее.

Глазодвигательные мышцы обеспечивают два типа содружественных движений обоих глаз:

— односторонние движения (в одну и ту же сторону: вправо, влево, вверх, вниз), так называемые верзионные движения;

— противоположные движения – вергентные: конвергенция (сведение зрительных осей), дивергенция (разведение зрительных осей); когда один глаз поворачивается вправо, другой – влево.

Описанные выше функции глазодвигательных мышц характеризуют моторную деятельность глазодвигательного аппарата.

Зрительные функции тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, именуемое актом зрения.

Виды функциональной способности глаза

Дневное или фотопическое зрение

обеспечивают колбочки

характеризуется высокой остротой зрения и способностью глаза различать цвета

Сумеречное или мезопическое зрение

обеспечивают палочки

характеризуется низкой остротой зрения и ахроматичным восприятием предметов

Ночное или скотопическое зрение

обеспечивают палочки

характеризуется способностью различать свет и темноту

2. Особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

Нарушения функций зрения, вызванные разными причинами, называются нарушения зрения. Нарушения зрения условно делят на глубокие и неглубокие. К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота и поле зрения (имеющие органическую детерминацию).

К неглубоким относятся нарушения глазодвигательных функций, цветоразличения, бинокулярного зрения, остроты зрения (связанные с расстройством оптических механизмов: миопия, гиперметропия, астигматизм).

Нарушения зрительных функций

Особенности зрительного восприятия

Ограничения жизнедеятельности

Нарушение остроты зрения

затруднено различение:

— мелких деталей

— величин

— сходных по форме предметов и изображений

снижена:

— скорость восприятия

— полнота восприятия

— точность восприятия

— не узнают или путают предметы;

— затрудняются в пространственной ориентировке (не воспринимают обозначения), социальной ориентировке (не узнают людей);

— замедляется темп деятельности

Нарушение цветоразличения

— все предметы воспринимаются серыми (полная цветовая слепота);

— частичная цветовая слепота на красный и зеленый цвета;

— цветовая слепота на зеленый цвет (встречается чаще всего);

— видят предметы окрашенными в какой-либо один цвет

— затрудняются в определение цвета предмета, в узнавании предмета

— затрудняются в различении одного из трех цветов (красного, зеленого, синего),

— смешивают зеленый и красный цвета

Нарушение поля зрения

— трубчатое зрение (обширное сужение поля зрения);

— частичное выпадение поля зрения (появление в поле восприятия теней, пятен, кругов, дуг);

— сукцессивное восприятие объектов

— неспособность охватывать взором дистантно расположенные объекты

— не узнают или путают предметы;

— затрудняются устанавливать связи между объектами: пространственные, количественные;

— затрудняются в пространственной ориентировке;

— затрудняются в выполнении практических действий;

— с трубчатым зрением хорошо работают днем, при достаточном освещении, с центральной скатомой – вечером;

— с трубчатым зрением почти не видят в сумерках, в пасмурную погоду;

Нарушение светоощущения

гемералопия – ослабление адаптации глаза к темноте: проявляется резким снижением сумеречного зрения, в то время как дневное зрение обычно сохранено.

— при резкой смене освещенности становятся практически слепыми

Нарушение бинокулярного зрения

затруднено восприятие объекта как единого целого

— с трудом узнают или путают предметы;

— затрудняются в пространственной ориентировке;

— затрудняются в выполнении практических действий;

— замедляется темп деятельности

Нарушение глазодвигательных функций

Нистагм (непроизвольные колебательные движения глазных яблок) даже при достаточно высокой остроте зрения приводит к нечеткости восприятия

Косоглазие (нарушение симметричного положения глаз) приводит к нарушению бинокулярного зрения

— затруднения в ориентировке на микропространстве (удерживать строку, находить и удерживать абзац);

— совершать плавные, без отрыва движения карандашом;

— затруднения в овладении чтением и письмом

3. Направления педагогической работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения. Работа по развитию зрительного восприятия как составная часть комплексного коррекционно-образовательного процесса.

Направления работы по РЗВ, определяемые программой

Сегодня решение задачи развития зрительного восприятия у дошкольников и младших школьников с нарушениями зрения сконцентрировано в деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога) и реализуется на специальных коррекционных занятиях, которые отвечают требованиям программ «Развитие зрительного восприятия» на уровне дошкольного и школьного образования.

Проблемой развития зрительного восприятия занималась Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В., Плаксина Л.И., Андреева К.Ю., Ермолович З.Г., Феактистова В.А. Данными авторами разработаны программы по развитию зрительного восприятия. Особого внимания заслуживает программа развития зрительного восприятия, разработанная Никулиной Г.В. Для целенаправленного развития данного процесса ею были выделены пять групп задач.

Первая группа задач по развитию зрительного восприятия направлена на расширение и коррекцию у де­тей с нарушениями зрения предметных представлений и спо­собов обследования предметов:

  • обогащение зрительных представлений детей о свойст­вах и качествах предметов окружающего мира;
  • обучение их зрительному анализированию частей предмета, способности видеть общее и отличное между предметами одного вида;
  • развитие и совершенствование предметности восприя­тия через уточнение зрительных предметных представ­лений;
  • обучение детей способности узнавать предметы, пред­ставленные для восприятия в разных вариантах и выде­лять признаки этого опознания;
  • совершенствование способов зрительного обследова­ния.

Решение этих задач позволяет не только расширять и корректировать предметные представления младших школьников с нарушениями зрения, но создавать условия для активного оперирования ребенком этими образами и представлениями при познании окружающего мира.

Вторая группа задач направлена на формирова­ние у детей с нарушениями зрения зритель­ных сенсорных эталонов (системы сенсорных эталонов): цвет, форма, величина. Сенсорная готовность к обучению предполагает развитие способности различать от 8 до 12 оттенков красного, зеленого и синего; до 5 оттенков коричневого, оранжевого, фиолетового, желтого, голубого. В процессе работы с детьми педагог должен стремиться развивать такие сенсорные операции как узнавание, локали­зация из множества, соотнесение, сравнение и другие. Содержание работы должно быть направлено на первичное выделение и узнавание ребенком свойств предметов с последующим зна­комством с образцом того или иного свойства и обучение использованию сформированных представлений.

Решение задач третьей группы предполагает формирование у детей умения устанавливать причинно-следственные связи при восприятии множества объектов окружающей действитель­ности, что оказывает положительное влияние на всю аналитико-синтетическую деятельность. В рамках данной работы педагог должен последовательно обучать детей способности воспринимать сюжетное изображе­ние через формирование способов восприятия сюжетного изображения (целостное обведение взором, выделение глав­ного, восприятие по плану, детальное рассматривание от­дельных объектов и др.); формировать знания об информа­тивных признаках и предметах, раскрывающих сюжет, умения выделять их в сюжетном изобра­жении с установлением логических связей; развивать устную речь. Учащиеся должны:

— целостно рассматривать три композиционных плана;

— рассматривать человека с определением позы, жестов, мимики и т.д.;

— целенаправленно определять информационные признаки, характеризующие явления природы и место действия;

— определять социальную принадлежность персонажей по одежде, предметам обихода.

Четвертая группа задач состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подгрупп. Первая подгруппа задач по развитию зрительного восприя­тия направлена на развитие восприятия глубины пространст­ва; развитие способности оцени­вать глубину пространства на полисенсорной основе. Вторая подгруппа задач направлена на развитие у детей спо­собности ориентироваться в пространстве посредством освое­ния пространственных представлений; расширение опыта со­циальных навыков. Решение этой группы задач позволяет це­ленаправленно развивать пространственное восприятие детей.

Пятая группа задач направлена на обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий ребенка и совершен­ствование зрительно-моторной координации. Нарушения зрения значительно осложняет ребенку формирование мануальных обследовательских действий (нарушение функции контроля).

Поэтому необходимо уделять существенное внимание формированию обследовательских действий у детей, имеющих зрительную патологию. В эту группу входят следующие дидактические задачи: развивать сравнитель­ные практические действия (пробное прикладывание объектов друг к другу, наложение одного объекта на другой), учить при­спосабливать мануальные движения к особенностям предмета, учить выполнять мануальные обследовательские действия при восприятии предметов округлой и угольной форм и т. д. Одним из проявлений реализации данной задачи в усло­виях начального обучения является развитие у ребенка с на­рушениями зрения зрительно-моторной координации.

Кроме выделенных групп задач, необходимо выделить еще одну группу – шестую, которая направлена на развитие основных зрительных функций (острота зрения, цветоразличение, бинокулярное зрение, поле зрения и глазодвигательная функции).

Это тренировочная работа с целью стабилизации достигнутого уровня развития той или иной функции лечебными средствами. Эту группу задач в своей программе развития зрительного восприятия выделяет Андреева К.Ю.