Лекция 1. Психология как наука

  1. Психология как наука. Сопоставление житейской и научной психологии.
  2. Предмет, задачи психологии.
  3. Структура современной психологии.
  4. Методы психологического познания человека.
  5. Этапы проведения психологического исследования.

Литература:

  1. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М., 2004. – С. 24-42.
  2. Дубровина, И.В. Психология / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М. Прихожан. – М. : Академия, 2006. – С. 33 — 47.
  3. Немов, Р.С. Психология : учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М., 2005. – С. 16-25.
  4. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. – М. : Юрайт-Издат, 2010. – С. 35-45.
  5. Дубровина, И.В., Психология : учебник для студ. сред. пед. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М. : Академия, 2009. – С. 5 — 52.
  6. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. : прайм – ЕВРОЗНАК, 2004, М. : ОЛМА – ПРЕСС, 2005. – 672с.

  1. Психология как наука. Сопоставление житейской и научной психологии.

Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Психологическое познание столь же древне, как и сам человек. Великие цивилизации, сложившиеся за несколько тысячелетий до нашей эры, оставили нам прекрасные подтверждения стремлениям и потребностям человека познать себя и окружающий мир.

Примером тому может служить описание механизма психической деятельности в египетском «Памятнике мемфисской теологии» (конец IV тысячелетия до н.э.).

Согласно этому произведению, устроителем всего существующего, вселенским архитектором является бог Птах. Что бы люди ни помышляли, ни говорили, их сердцами, языком ведает он.

Считалось также, что боги «создали зрение, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу». Что касается сердца, то и оно «всякому сознанию дает восходить». Иначе говоря, уже в древности существовала идея о том, что условием «всякого сознания» является деятельность центрального телесного органа (см. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976. С. 18-19).

10 стр., 4767 слов

Дисциплина: Психология развития человека

... предполагает междисциплинарные связи с«Психологией человека», «Акмеология и психология возрастных кризисов» «Социальной психологией», «Специальной психологией» и «Психологией образования человека». Образовательные технологии В ... анализируются методы его развития. Междисциплинарные связи Дисциплина «Психология развития человека», являясь одним из курсов общепрофессионального блока основной ...

Через несколько тысячелетий великий русский физиолог И.М. Сеченов в «Рефлексах головного мозга» (1863) отметил, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по своему происхождению есть суть рефлексы». Это положение стало психологической парадигмой понимания сути психики, психологическим предметом изучения живой материи через ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речевую деятельность, внимание, способности, темперамент и характер, эмоции и чувства, волевые побуждения, интерперсональные и трансперсональные связи.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI веке. (! термин «Психология» введён Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г.).

В становлении психологии как науки выделяют 3 этапа:

  1. Донаучная - познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Это, которую народ создает еще до психологов. Деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки.

Источник знаний о психике– личный опыт (житейское обобщение); общественный опыт (представления, традиции, обычаи).

Донаучное знаниенесистематизировано, неотрефлексировано, соседствует с ошибочными обобщениями, предрассудками.

  1. Философская — знания о психике, полученные с помощью умозрительных рассуждений. Знания либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии.

Философские знания упорядочены в соответствии с теми или иными исходными принципами философии.

3.Научная — вторая половинаXIXв. ЕЕ появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода.

Знания в научной -имеют эмпирическую, факторологическую основу. Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные методы (наблюдение и эксперимент).

Теории констатируемые научной психологией имеют эмпирическую основу, подвергаются всесторонней проверке.

Психология («психе» — душа, «логос» — наука от греч.).

Оно имеет два значения: психология как наукаи психология каксовокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Именно во втором смысле мы говорим о психологии того или иного человека, группы людей, даже животных.Психология имеет как научный, так и житейский смысл. Первый – для обозначения научной дисциплины, второй – для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Каждый человек знакомится с психологией задолго до ее систематического изучения.

Житейские представления о психологии находят свое выражение и в житейской мудрости, и в привычных устойчивых взглядах, убеждениях. Они отражены во многих народных пословицах и поговорках:

2 стр., 931 слов

5. Психология предбрачного ухаживания

Местом встречи вступающих в брак сейчас стало, за редким исключением, место проведения свободного времени. Негативные стороны: 1. преимущественно досуговое общение и «парадность» отношений; 2. представления об особенностях партнера по общению расходятся с качествами личности, необходимыми для будущей семейной жизни; на первое место выходит непосредственно значимое и привлекательное, а не ценное в ...

— «В тихом омуте черти водятся»;

— «Доброе слово и кошке приятно»;

— «Нравом хорош, да норовом негож» и др.

Человек – это существо социальное, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике общения каждый человек постигает многие психологические закономерности. Каждый из нас умеет читать по внешним проявлениям – мимике, жестам, интонации – эмоциональное состояние другого человека. Т.о. каждый человек – психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Однако, житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.

Отличие житейских знаний от научных Житейские психологические знания

  1. Знания конкретны
  2. Интуитивный характер знаний
  3. Передача знаний затруднена
  4. Источник знаний – наблюдение
  5. Знания ограничены

Научные психологическиезнания

  1. Знания обобщены
  2. Знания рациональны и осознаны
  3. Знания накапливаются и передаются
  4. Источник знаний – эксперимент
  5. Знания постоянно расширяются

  1. Предмет, задачи психологии.

Психология – отрасль знаний о внутреннем психическом мире человека.

Предмет психологии — психика, включающая в себя многие субъективные психические явления.

Психика – свойство головного мозга, заключающееся в способности получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного.

На протяжении веков объяснение ее центрального понятия – «психики» – существенно менялось (буде рассмотрено в разделе «История психологии»).

Психические процессы

познавательные

ощущения, восприятие, память,

мышление, воображение, речь

эмоциональные

возбуждение, радость, негодование, злость

волевые

принятие решений, борьба мотивов и др.

Психические состояния

страх,

бодрость,

гнев,

уныние,

агрессия и др.

Психические свойства

направленность,

темперамент,

способности,

характер.

Психология призвана понять зависимость психики и поведения человека от места занимаемого в обществе, от социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, отношений, от социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности.

2 стр., 714 слов

Социокультурные и психологические аспекты становления и деятельности ...

... подростками.- СПб., 2001.- 112 с. Вариант 3 Социокультурные и психологические аспекты становления и деятельности молодежных неформальных объединений. Задание 1. Дайте письменные ответы на ... Челябинская государственная академия культуры и искусств Культурологический факультет Кафедра социально-культурной деятельности Контрольная работа По курсу Педагогика досуга Вариант № Выполнила: Студент(ка ) ...

Основная задача психологии – изучение механизмов, закономерностей, особенностей развития и проявления психических процессов, состояний, свойств как отражательной деятельности мозга, изучение природы и условий формирования психических особенностей личности.

  1. Структура психологии

Психология интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками (до 100).

Ядро современной психологии – общая психология– изучает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методологический аппарат.

Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям:

  • возрастная психология, или психология развития – исследует развитие психики человека и ее особенностей на протяжении онтогенеза (индивидуальное развитие организма от рождения до смерти); детская психология, подростка, юноши, взрослого человека, психология старости;
  • педагогическая психология– изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека;
  • социальная психология – изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.
  • психология труда– изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;
  • медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного;
  • юридическая психология – рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права;
  • психология спорта – особенности личности и деятельности спортсменов;
  • психология торговли – психологические условия воздействия рекламы, особенности спроса.
  • дифференциальная психология – изучает индивидуально-психологические различия между людьми.
  • парапсихология – исследует психические явления, не поддающиеся объяснениям посредством имеющихся научных знаний.
  • психодиагностика –разрабатывает методы и средства выявления и измерения психологичеких особенностей человека, изучающая возможности применения этих средств на практике.

  1. Методы психологического познания человека.

Методологической основой психологии является философия. Философия диалектического материализма. Единство и ценность различных отраслей психологии обеспечивается единством предмета и методологии. Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых явлений.

1 стр., 431 слов

Психологический эксперимент над людьми

После этих слов, я предоставляла фотографию человека Х и испытуемый давал своё мнение о человеке Х, создавая психологический портрет. 1)Антон, 18лет - «Нормальный мужик, солидный, серьезный, взрослый, но вс ... мнением детей, то вы глубоко ошибаетесь. Мы видим то, что хотим увидеть. Психологическая установка - это неосознанная настроенность, готовность что-то воспринять определенным образом, а мы ...

Методы психологического исследования позволяют изучить психологические особенности личности путем оценки ее развития в перцептивной, когнитивной, эмоциональной и социальной сферах.

Своеобразие психологической науки определяется сложностью и специфичностью проявления психики. В связи с предметом изучения каждый метод имеет свою специфику, значимость, эффективность, преимущество и недостаток.

Методы научных исследований– приемы и средства, с помощью которых получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Классификация методов:

  1. организационные: сравнительные, лонгитюдные, комплексные;
  2. эмпирические: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, тест, опросник, анализ продуктов деятельности, биографические методы;
  3. методы обработки данных: количественный и качественный;
  4. интерпретационные: генетический (в характеристиках развития), структурный (структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками).

Психология использует не один метод, а систему методов. Остановимся лишь на некоторых методах психологического познания человека:

Наблюдение– наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Опрос– метод, предполагающий ответы испытуемого на конкретные вопросы исследователя в устной или письменной форме. Опрос может осуществляться в форме беседы, интервью, анкетирования и других.

Анализ результатов (продуктов) деятельности– метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Тестирование– метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Это объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

Моделирование– метод, предполагающий построение модели изучаемого объекта, явления. Модель – это копия изучаемого явления в каком-либо аспекте, это редукция (упрощение) объекта. Оно облегчает процесс качественного и количественного анализа.

5.Этапы проведения психологического исследования:

  1. Подготовительный: изучение состояния, определение задач, вопроса, рабочей гипотезы исследования; разработка методики.
  2. Сбор фактических данных,обеспечивающих достоверность выводов, используя различные методы.
  3. Количественная обработка данных исследования:определение средних величин, меры, рассеивание данных, коэффициент корреляции, построение графиков.
  4. Интерпретация данных и формулирование выводов.

4

6 стр., 2936 слов

Какие существуют трудности в использовании различных методов ...

... установление закономерности. При использовании методов исследования исследователь должен опираться на определенные принципы. Принципы психолого-педагогического исследования: Принцип гуманизма и педагогического ... наблюдается объект Выводы Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), ...