-
- Возникновение психики: материалистическое и идеалистическое понимание. Критерии психического отражения.
- Основные функции психики.
- Возникновение и развитие психики в филогенезе.
- Сравнительный анализ поведения животных и человека. Происхождение сознания.
- Самосознание личности и формирование Я-концепции.
Литература:
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М. : Изд-во МГУ, 1972. – С. 210 — 263.
- Коломинский, Я. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов вузов / Яков Коломинский. – М. : АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – С. 11-17.
- Немов, Р.С. Психология : учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. — М. : 2005. – С. 16-25.
- Психология: учебник для педагогических вузов / под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 46-57.
1. Возникновение психики: материалистическое и идеалистическое понимание. Критерии психического отражения.
Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные – человеческие чувства, желания, воспоминания и т. д. Каждый человек наделен психической жизнью.
Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать окружающую действительность и на основе созданного индивидуального образа объективного мира регулировать свое поведение и деятельность.
Возникновение и развитие психики обеспечивается развитием нервной системы и особенного головного мозга. Развитие нервной системы вызвано усложнением и изменением условий существования животных и человека. Но понять психику только через исследование нервной системы нельзя
Существуют два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.
Сопоставительный анализ материалистического и идеального начала
Признак |
Материалистическое |
Идеалистическое |
Сущность психики |
|
|
Происхождение |
|
|
Трудности Проблемы |
|
|
Ни одной из обсуждаемых позиций не удалось одержать верх над другой.
Существуют различные подходы к пониманию того, кому присуща психика:
- антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку;
- панпсихизм (Ж. Робине, Г. Фехнер) – всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика;
- биопсихизм – психика – это свойство живой природы (и растениям);
- нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
- мозгопсихизм (К.К. Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг(у насекомых нет);
- критерием появления зачатков психики у животных организмов является наличие чувствительности (А.Н. Леонтьев) – способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерий чувствительности – условные рефлексы.
Критерии психического отражения:
Активность Раздражимость (тропизм) Чувствительность (сигнальная и ориентировочная функция) Психическое отражение (способность к ощущениям как к отражению) Психика (особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляция на этой основе своего поведения).
Появление чувствительности определило более высокий уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики.
Психика определяется как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.
Базовая категория отечественной психологии – отражение. Психические явления – это различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности.
Основные положения теории отражения:
I. Психическое отражение человеком окружающего мира всегда совершается в активной деятельности.
II. Общественно-историческая практика людей является критерием истинности психического отражения (то есть истинности человеческого познания).
Критерии психики (чувствительности как элементарной формы психики по А.Н.Леонтьеву):
а) объективный – способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (характерен для раздражимости и чувствительности);
б) субъективный – практический критерий чувствительности (не характерен для раздражимости, характерен для чувствительности).
Выводы А.Н.Леонтьева: чувствительность – это необходимое звено приспособительного поведения живых организмов; функция этого звена – ориентировать организм относительно значимых условий среды; психика возникла потому, что она явилась могучим средством приспособления живых организмов к окружающей среде на основе поведения.
2. Основные функции психики
1. Отражение воздействий окружающей действительности:
- это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;
- внешнее воздействие преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека, поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях;
- психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).
2. Регуляция поведения и деятельности.
- Психика, сознание человека, регулируют процесс отражения воздействий внешней среды, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.
- Поведение выступает внешней формой проявления деятельности.
3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Обеспечивается правильная адаптация и ориентация человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
- Человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.
3. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Психика животных: инстинкт, навык и интеллект.
Поведение животных и человека определяется уровнем развития психики. Все формы поведения подразделяются на врожденные и приобретенные в процессе жизни. Врожденные формы обеспечивают биологически целесообразную реакцию на определенные условия среды. Всякое живое существо – и животное, и человек — обладает такими формами поведения.
Каким же образом шло развитие психики и поведения у животных? Точно ответить на этот вопрос невозможно, так как нет следов: за миллионы лет эволюции даже самые простейшие ныне живущие существа претерпели серьезные изменения. Изучением и развитием психики и поведения животных занимается зоопсихология.
А.Н. Леонтьев, позднее доработал К.Э. Фабри предложили гипотезу концепция Леонтьев – Фабри. В ней выделены три стадии развития психики:
- элементарной сенсорной психики;
- перцептивной психики;
- интеллекта.
Критерии: ● форма психического отражения;
● ведущий тип поведения;
● строение нервной системы.
А.Н. Леонтьев выделяет три основных стадии эволюции психики:
- Элементарная сенсорная психика: животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий, отражение имеет форму чувствительности или форму элементарного ощущения.
В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения — инстинкт. Инстинкт — это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды. Инстинкты врожденные, наследственно закрепленные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей. На всех ступенях основными инстинктами являются инстинкты самосохранения, пищевой и сексуальный инстинкты
- Перцептивная психика:животные способны отражать целостную ситуацию, отражение идет в форме отражения вещей, в форме восприятия.
Перцептивная психикапозволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и условиям в которых она дана. Они определяют способ действия, каким можно получить желаемый предмет, и этот способ закрепляется в их поведении. Способы действий, закрепленные в поведении животных, называютсянавыками. Приобретенные формы поведения формируются в процессе жизни, под влиянием собственного опыта живого существа.
Навыки —это способы поведения, возникающие в результате научения, закрепленные путем упражнений и повторения. Они осуществляются автоматически, без сознательной регуляции и контроля.
Основными механизмами, обеспечивающими пластичное поведение животных и их способность к научению, являлись условный рефлексиформирование навыков. При изменении условий животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий, т.е. происходит научение животных.Научение — это индивидуальное приспособление животных к среде обитания. На основе научения животные могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, находить выход из лабиринта, обходить преграды, использовать разнообразные сигналы, регулирующие пищевое или оборонительное поведение.
- Стадия интеллекта (у животных) характеризуется сложными формами отражения на уровне элементарного мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), что, в частности, проявляется в способности высших животных решать двухфазные задачи.
Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма — решение задач.
В отличие от проб и ошибок, характерных для поведения животных на предыдущей стадии, обезьяна иногда находит решение сразу, в результате «инсайта», или озарения. В. Келер назвал это явления «инсайтом» — это внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание структуры и отношений ситуации в целом, посредством чего достигается Решение задачи.
Позднее данная концепция была уточнена и дополнена К.Э.Фабри:
- Стадия элементарной сенсорной психики
- Стадия перцептивной психики.
- Стадия интеллекта.
- Стадия развития психики человека в процессе труда.
У растений можно наблюдать определенные формы поведения, называемые тропизмами. Например, поворот соцветия к солнцу у подсолнечника обусловлен гелиотропизмом, а проникновение корней в почву в поисках влаги и необходимых минеральных солей – геотропизмом. Одноклеточным существам (инфузория-туфелька) присуща общая и притом механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения, называемая таксисом. Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблюдаются также и у некоторых видов с более высокой организацией. Например, насекомых летним вечером неудержимо влечет к зажженной лампе – это тоже проявление таксиса. По мере продвижения по эволюционной лестнице примитивные формы поведения исчезают и их место занимают более локализованные и более точные реакции – рефлексы, при которых сигналы от какого-нибудь органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. По мере специализации нервной системы у высокоорганизованных животных эти врожденные, генетически запрограммированные рефлексы постепенно все больше локализуются в определенных частях организма, а для особо важных функций заменяются более сложными формами поведения. У человека сохранилось лишь небольшое число рефлексов, полезных для выживания (двигательные реакции при болевом воздействии, мигание, расширение зрачков в темноте, слюноотделение, чихание и т.п.).
Под инстинктивным поведением понимают сложные стереотипные формы поведения, присущие данному виду и детерминированные генетически. Инстинктивное поведение имеет следующие черты: целесообразность, ригидность (фиксированность), автоматичность.
Психика человека:
Развитие психики на уровне человека идет за счет памяти, речи, мышления, сознания. Наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые даны от природы, возникают и высшие. Ускоренному психическому развитию способствуют три основные достижения человека:
- изобретение орудий труда;
- производство предметов материальной и духовной культуры;
- возникновение речи и языка.
4. Сравнительный анализ поведения животных и человека. Происхождение сознания
Сознание – высший уровень развития психики, присущий только человеку. Предысторию развития человеческого сознания составляет длительный и сложный процесс развития психики животных. Однако активность и психика даже самых высокоорганизованных животных качественно отличается от человеческой деятельности и человеческого сознания.
Во-первых, активность животных является инстинктивно-биологической, т. е. не выходящей за пределы естественных условий их жизни. Она может осуществляться лишь по отношению к предметам жизненных, биологических потребностей или к свойствам и вещам, связанным с их удовлетворением. В силу этого возможности психического отражения окружающей действительности ограничены кругом биологических потребностей.
Во-вторых, язык животных принципиально отличается от языка человека. Язык животных представляет собой сложную систему сигналов, с помощью которых они могут передавать друг другу информацию о биологически значимых событиях. Его важнейшее отличие заключается в отсутствии семантической функции: элементы языка животных не обозначают внешние предметы, их свойства и отношения – они связаны с конкретной ситуацией и служат конкретным биологическим целям. Другим отличием языка животных является генетическая фиксированность, в результате которой он представляет собой закрытую систему с ограниченным числом сигналов. Язык человека – открытая система, он непрерывно развивается и обогащается. Каждое животное от рождения знает язык своего вида, человек осваивает свой язык в течение всей жизни.
В-третьих, животные живут по биологическим законам. Многие из них объединяются в сообщества, в которых складываются достаточно сложные формы взаимодействия между особями. Характерной чертой животных сообществ является иерархия их членов. Особи более высоких рангов имеют больший «авторитет»: им подчиняются, им подражают и т. д. В некоторых сообществах существует четкое распределение функций, например в пчелиной семье специфические обязанности выполняются маткой, рабочими пчелами и трутнями. Однако все формы группового поведения животных подчинены исключительно биологическим целям и законам, они закреплялись естественным отбором, в ходе которого фиксировались только те формы, которые обеспечивали решение основных биологических задач: питания, самосохранения и размножения. Человек как в индивидуальной, так и в общественной жизни вышел из власти биологических законов и с определенного момента своего развития стал подчиняться законам социальным.
В-четвертых, животные используют орудия, даже изготавливают и совершенствуют их, однако какими бы высокоорганизованными ни были животные, они не способны изготавливать орудия из другого орудия. Изготовление орудия с помощью другого предмета означало отделение действия от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности – труда, что предполагало в дальнейшем разделение труда. Ничто из перечисленного не свойственно животным. Они используют орудия только в биологических целях и в конкретных ситуациях и никогда не вступают в отношения друг с другом по поводу использования этих орудий. Таким образом, у животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материально закрепленной форме.
Именно коллективный труд сделал возможным происхождение человеческого сознания. Вторым наряду с трудовой деятельностью фактором развития сознания является речь, которая возникла в процессе совместного выполнения трудовых действий. И наконец, сознание человека не есть что-то застывшее и неизменное, оно трансформируется в тесной зависимости от образа и условий жизни. История психики является отражением истории самой жизни и подчиняется ее общим законам.
Человек способен осознать то, что совершается вокруг и то, что происходит с ним самим, то, что он делает, т.е. свое поведение. Он может, думая о предметах и явлениях, мысленно преобразовывать их и находить решения многих проблем во внутреннем, интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких от повседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и выводы.
В психологической структуре сознания А.Н. Леонтьев выделил три условных составляющих:
- чувственное содержание, которое представляет собой саму «картинку», исходный образ отраженного мира. Это переживание «чувства реальности». Это результат работы органов чувствительности, всего познания. Нужно вначале отразить, создать вторичный мир в виде психического образа, чтобы затем при необходимости делить его на объективное и субъективное, независимое и личное.
- значение — это объективная составляющая сознания, представляющая собой систему объективных, сложившихся в исторической практике людей знаний, толкований, способов применения данного предмета или слова, его заменяющего. Значение существует объективно и двояко: как принадлежащее всему человечеству и как факт индивидуального сознания. Значения — это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п.» которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения «преломляют мир в сознании человека».
• смысл — это субъективное, личностное, индивидуальное значение, которое наиболее соответствует ситуации, контексту, личности в целом и рождается в деятельности человека, т.е. в отношениях реально действующих мотива и цели. Смысл субъективен, принадлежит индивидуальному сознанию и отвечает на личностный вопрос: «зачем?». То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом. Личностный смысл, таким образом, отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений, действий действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознании»1.
5. Самосознание личности и формирование я-концепции
Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.
Результатом процессов самосознания можно считать Я-концепцию. Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого «Я». Под Я-концепцией принято понимать динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.
В структуре Я-концепции выделяют три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую.
1. Когнитивная составляющая, или образ «Я», включает представления индивида о самом себе. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ «Я», а множество сменяющих друг друга «Я»-образов. Выделяются прежде всего «Я»-реальное т. е. представления индивида о себе в настоящем, текущем времени, и «Я»-идеальное – представления о том, каким бы хотел бы быть индивид в данных конкретных условиях. «Я»-идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности.
2. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку представления о себе. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.
Самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.
Самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1) уровень (высокая, средняя и низкая); 2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная); 3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).
Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Неадекватная самооценка в свою очередь может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка занижена. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а свои реальные успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.
3. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.
Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция – это целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительной самостоятельностью, но тесно взаимосвязаны.
8