Лекция № 2. Проблема и природа психического

    1. Возникновение психики: материалистическое и идеалистическое понимание. Критерии психического отражения.
  1. Основные функции психики.
  2. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
  3. Сравнительный анализ поведения животных и человека. Происхождение сознания.
  4. Самосознание личности и формирование Я-концепции.

Литература:

  1. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М. : Изд-во МГУ, 1972. – С. 210 — 263.
  2. Коломинский, Я. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов вузов / Яков Коломинский. – М. : АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – С. 11-17.
  3. Немов, Р.С. Психология : учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. — М. : 2005. – С. 16-25.
  4. Психология: учебник для педагогических вузов / под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 46-57.

1. Возникновение психики: материалистическое и идеалистическое понимание. Критерии психического отражения.

Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные – человеческие чувства, желания, воспоминания и т. д. Каждый человек наделен психической жизнью.

Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать окружающую действительность и на основе созданного индивидуального образа объективного мира регулировать свое поведение и деятельность.

Возникновение и развитие психики обеспечивается развитием нервной системы и особенного головного мозга. Развитие нервной системы вызвано усложнением и изменением условий существования животных и человека. Но понять психику только через исследование нервной системы нельзя

Существуют два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

Сопоставительный анализ материалистического и идеального начала

Признак

Материалистическое

Идеалистическое

Сущность психики

  • свойство высокоорганизованной материи самоуправления развитием и самопознания

  • в мире → материалистическое и идеальное начало: независимы, не сводимы и не выводимы друг из друга; взаимодействуя, они развиваются по своим законам;
  • идеальное всегда отождествляется с психическим

Происхождение

  • психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции и сейчас представляют собой высший итог развития (от раздражимости и чувствительности до сознания и самосознания)
  • психика существует вечно

Трудности

Проблемы

  • объяснение связей и зависимостей психического от материального (замучила совесть, задета честь, унижено самолюбие…);
  • определение анатомо-физиологической основы идеальных явлений (личностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия.
  • трудно объяснить факты, на которые опирается материалистическая точка зрения (факты накопленные биологией, медициной, психологией, психофизиологией о зависимости между психическими процессами и физическими состояниями человека и работой его мозга)

Ни одной из обсуждаемых позиций не удалось одержать верх над другой.

Существуют различные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

  • антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку;
  • панпсихизм (Ж. Робине, Г. Фехнер) – всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика;
  • биопсихизм – психика – это свойство живой природы (и растениям);
  • нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
  • мозгопсихизм (К.К. Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг(у насекомых нет);
  • критерием появления зачатков психики у животных организмов является наличие чувствительности (А.Н. Леонтьев) – способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерий чувствительности – условные рефлексы.

Критерии психического отражения:

Активность  Раздражимость (тропизм)  Чувствительность (сигнальная и ориентировочная функция)  Психическое отражение (способность к ощущениям как к отражению)  Психика (особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляция на этой основе своего поведения).

Появление чувствительности определило более высокий уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики.

Психика определяется как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.

Базовая категория отечественной психологии – отражение. Психические явления – это различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности.

Основные положения теории отражения:

I. Психическое отражение человеком окружающего мира всегда совершается в активной деятельности.

II. Общественно-историческая практика людей является критерием истинности психического отражения (то есть истинности человеческого познания).

Критерии психики (чувствительности как элементарной формы психики по А.Н.Леонтьеву):

а) объективный – способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (характерен для раздражимости и чувствительности);

б) субъективный – практический критерий чувствительности (не характерен для раздражимости, характерен для чувствительности).

Выводы А.Н.Леонтьева: чувствительность – это необходимое звено приспособительного поведения живых организмов; функция этого звена – ориентировать организм относительно значимых условий среды; психика возникла потому, что она явилась могучим средством приспособления живых организмов к окружающей среде на основе поведения.

2. Основные функции психики

1. Отражение воздействий окружающей действительности:

  • это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;
  • внешнее воздействие преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека, поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях;
  • психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

2. Регуляция поведения и деятельности.

  • Психика, сознание человека, регулируют процесс отражения воздействий внешней среды, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.
  • Поведение выступает внешней формой проявления деятельности.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.

  • Обеспечивается правильная адаптация и ориентация человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
  • Человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

3. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Психика животных: инстинкт, навык и интеллект.

Поведение животных и человека определяется уровнем развития психики. Все формы поведения подразделяются на врожденные и приобретенные в процессе жизни. Врожденные формы обеспечивают биологически целесообразную реакцию на определенные условия среды. Всякое живое существо – и животное, и человек — обладает такими формами поведения.

Каким же образом шло развитие психики и поведения у животных? Точно ответить на этот вопрос невозможно, так как нет следов: за миллионы лет эволюции даже самые простейшие ныне живущие существа претерпели серьезные изменения. Изучением и развитием психики и поведения животных занимается зоопсихология.

А.Н. Леонтьев, позднее доработал К.Э. Фабри предложили гипотезу концепция Леонтьев – Фабри. В ней выделены три стадии развития психики:

  • элементарной сенсорной психики;
  • перцептивной психики;
  • интеллекта.

Критерии: ● форма психического отражения;

● ведущий тип поведения;

● строение нервной системы.

А.Н. Леонтьев выделяет три основных стадии эволюции психики:

  1. Элементарная сенсорная психика: животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий, отражение имеет форму чувствительности или форму элементарного ощущения.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения — инстинкт. Инстинкт — это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды. Инстинкты врожденные, наследственно закрепленные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей. На всех ступенях основными инстинктами являются инстинкты самосохранения, пищевой и сексуальный инстинкты

  1. Перцептивная психика:животные способны отражать целостную ситуацию, отражение идет в форме отражения вещей, в форме восприятия.

Перцептивная психикапозволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и условиям в которых она дана. Они определяют способ действия, каким можно получить желаемый предмет, и этот способ закрепляется в их поведении. Способы действий, закрепленные в поведении животных, называютсянавыками. Приобретенные формы поведения формируются в процессе жизни, под влиянием собственного опыта живого существа.

Навыки —это способы поведения, возникающие в результате научения, закрепленные путем упражнений и повторения. Они осуществляются автоматически, без созна­тельной регуляции и контроля.

Основными механизмами, обеспечивающими пластичное поведение животных и их способность к научению, являлись условный рефлексиформирование навыков. При изменении условий животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий, т.е. происходит научение животных.Научение — это индивидуальное приспособление животных к среде обитания. На основе научения животные могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, находить выход из лабиринта, обходить преграды, использовать разнообразные сигналы, регулирующие пищевое или оборонительное поведение.

  1. Стадия интеллекта (у животных) характеризуется сложными формами отражения на уровне элементарного мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), что, в частности, проявляется в способности высших животных решать двухфазные задачи.

Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма — решение задач.

В отличие от проб и ошибок, характерных для поведения животных на предыдущей стадии, обезьяна иногда находит решение сразу, в результате «инсайта», или озарения. В. Келер назвал это явления «инсайтом» — это внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание структу­ры и отношений ситуации в целом, посредством чего достигается Решение задачи.

Позднее данная концепция была уточнена и дополнена К.Э.Фабри:

  1. Стадия элементарной сенсорной психики
  2. Стадия перцептивной психики.
  3. Стадия интеллекта.
  4. Стадия развития психики человека в процессе труда.

У растений можно наблюдать определенные формы поведения, называемые тропизмами. Например, поворот соцветия к солнцу у подсолнечника обусловлен гелиотропизмом, а проникновение корней в почву в поисках влаги и необходимых минеральных солей – геотропизмом. Одноклеточным существам (инфузория-туфелька) присуща общая и притом механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения, называемая таксисом. Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблюдаются также и у некоторых видов с более высокой организацией. Например, насекомых летним вечером неудержимо влечет к зажженной лампе – это тоже проявление таксиса. По мере продвижения по эволюционной лестнице примитивные формы поведения исчезают и их место занимают более локализованные и более точные реакции – рефлексы, при которых сигналы от какого-нибудь органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. По мере специализации нервной системы у высокоорганизованных животных эти врожденные, генетически запрограммированные рефлексы постепенно все больше локализуются в определенных частях организма, а для особо важных функций заменяются более сложными формами поведения. У человека сохранилось лишь небольшое число рефлексов, полезных для выживания (двигательные реакции при болевом воздействии, мигание, расширение зрачков в темноте, слюноотделение, чихание и т.п.).

Под инстинктивным поведением понимают сложные стереотипные формы поведения, присущие данному виду и детерминированные генетически. Инстинктивное поведение имеет следующие черты: целесообразность, ригидность (фиксированность), автоматичность.

Психика человека:

Развитие психики на уровне человека идет за счет памяти, речи, мышления, сознания. Наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые даны от природы, возникают и высшие. Ускоренному психическому развитию способствуют три основные достижения человека:

  • изобретение орудий труда;
  • производство предметов материальной и духовной культуры;
  • возникновение речи и языка.

4. Сравнительный анализ поведения животных и человека. Происхождение сознания

Сознание – высший уровень развития психики, присущий только человеку. Предысторию развития человеческого сознания составляет длительный и сложный процесс развития психики животных. Однако активность и психика даже самых высокоорганизованных животных качественно отличается от человеческой деятельности и человеческого сознания.

Во-первых, активность животных является инстинктивно-биологической, т. е. не выходящей за пределы естественных условий их жизни. Она может осуществляться лишь по отношению к предметам жизненных, биологических потребностей или к свойствам и вещам, связанным с их удовлетворением. В силу этого возможности психического отражения окружающей действительности ограничены кругом биологических потребностей.

Во-вторых, язык животных принципиально отличается от языка человека. Язык животных представляет собой сложную систему сигналов, с помощью которых они могут передавать друг другу информацию о биологически значимых событиях. Его важнейшее отличие заключается в отсутствии семантической функции: элементы языка животных не обозначают внешние предметы, их свойства и отношения – они связаны с конкретной ситуацией и служат конкретным биологическим целям. Другим отличием языка животных является генетическая фиксированность, в результате которой он представляет собой закрытую систему с ограниченным числом сигналов. Язык человека – открытая система, он непрерывно развивается и обогащается. Каждое животное от рождения знает язык своего вида, человек осваивает свой язык в течение всей жизни.

В-третьих, животные живут по биологическим законам. Многие из них объединяются в сообщества, в которых складываются достаточно сложные формы взаимодействия между особями. Характерной чертой животных сообществ является иерархия их членов. Особи более высоких рангов имеют больший «авторитет»: им подчиняются, им подражают и т. д. В некоторых сообществах существует четкое распределение функций, например в пчелиной семье специфические обязанности выполняются маткой, рабочими пчелами и трутнями. Однако все формы группового поведения животных подчинены исключительно биологическим целям и законам, они закреплялись естественным отбором, в ходе которого фиксировались только те формы, которые обеспечивали решение основных биологических задач: питания, самосохранения и размножения. Человек как в индивидуальной, так и в общественной жизни вышел из власти биологических законов и с определенного момента своего развития стал подчиняться законам социальным.

В-четвертых, животные используют орудия, даже изготавливают и совершенствуют их, однако какими бы высокоорганизованными ни были животные, они не способны изготавливать орудия из другого орудия. Изготовление орудия с помощью другого предмета означало отделение действия от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности – труда, что предполагало в дальнейшем разделение труда. Ничто из перечисленного не свойственно животным. Они используют орудия только в биологических целях и в конкретных ситуациях и никогда не вступают в отношения друг с другом по поводу использования этих орудий. Таким образом, у животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материально закрепленной форме.

Именно коллективный труд сделал возможным происхождение человеческого сознания. Вторым наряду с трудовой деятельностью фактором развития сознания является речь, которая возникла в процессе совместного выполнения трудовых действий. И наконец, сознание человека не есть что-то застывшее и неизменное, оно трансформируется в тесной зависимости от образа и условий жизни. История психики является отражением истории самой жизни и подчиняется ее общим законам.

Человек способен осознать то, что совершается вокруг и то, что происходит с ним самим, то, что он делает, т.е. свое поведение. Он может, думая о предметах и явлениях, мысленно преобразовывать их и находить решения многих проблем во внутреннем, интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких от по­вседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и выводы.

В психологической структуре сознания А.Н. Леонтьев выделил три условных составляющих:

  • чувственное содержание, которое представляет собой саму «картинку», исходный образ отраженного мира. Это переживание «чувства реальности». Это результат работы органов чувствительности, всего познания. Нужно вначале отразить, создать вторичный мир в виде психического образа, чтобы затем при необходимости делить его на объективное и субъективное, независимое и личное.
  • значение — это объективная составляющая сознания, представляющая собой систему объективных, сложившихся в исторической практике людей знаний, толкований, способов применения данного предмета или слова, его заменяющего. Значение существует объективно и двояко: как принадлежащее всему человечеству и как факт индивидуального сознания. Значения — это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п.» которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения «преломляют мир в сознании человека».

смысл — это субъективное, личностное, индивидуальное значение, которое наиболее соответствует ситуации, контексту, личности в целом и рождается в деятельности человека, т.е. в отношениях реально действующих мотива и цели. Смысл субъективен, принадлежит индивидуальному сознанию и отвечает на личностный вопрос: «зачем?». То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом. Личностный смысл, таким образом, отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений, действий действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознании»1.

5. Самосознание личности и формирование я-концепции

Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Результатом процессов самосознания можно считать Я-концепцию. Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого «Я». Под Я-концепцией принято понимать динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

В структуре Я-концепции выделяют три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую.

1. Когнитивная составляющая, или образ «Я», включает представления индивида о самом себе. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ «Я», а множество сменяющих друг друга «Я»-образов. Выделяются прежде всего «Я»-реальное т. е. представления индивида о себе в настоящем, текущем времени, и «Я»-идеальное – представления о том, каким бы хотел бы быть индивид в данных конкретных условиях. «Я»-идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности.

2. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку представления о себе. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.

Самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1) уровень (высокая, средняя и низкая); 2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная); 3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Неадекватная самооценка в свою очередь может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка занижена. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а свои реальные успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.

3. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.

Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция – это целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительной самостоятельностью, но тесно взаимосвязаны.

8