Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины

Отечественная филология

(Русский язык и литература;

Русский язык и литература. Коми язык и литература)

Квалификация выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

 

Сыктывкар 2011

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История мировой (зарубежной) литературы:

История зарубежной литературы второй половины XIХ века

 

 

Блок дисциплин Б3.Б.4.5

Семестр 5

Общая трудоемкость – 72 ч., 2 зач. ед.

В том числе:

Аудиторные 36 ч., из них:

Лекции 18 ч.

Практические занятия 18 ч.

Лабораторные занятия 0 ч.

Самостоятельная работа 36 ч.

Промежуточный контроль – зачет

 

 

Аннотация дисциплины

Дисциплина «История мировой литературы. Часть 5: История зарубежной литературы второй половины XIX века» входит в блок Б3 ООП «Филология» (профиль «Отечественная филология»).

Целью дисциплины является формирование у студента системы знаний об истории литературы Западной Европы и США на протяжении столетия (вкупе с предшествующим курсом).

Результатом освоения дисциплины должно стать усвоение студентом суммы фактов, необходимых для понимания специфики литературного развития, закрепление навыков историко-теоретического рассмотрения зарубежной литературы, совершенствование приемов анализа литературных произведений различных родов и жанров.

 

 

Цели и задачи дисциплины

 

Предметом курса является литературный процесс в странах Западной Европы и США второй половины Х1Х века. Задачи курса – усвоение студентами определенной суммы фактов, необходимых для понимания специфики литературного развития в разных странах, закрепление навыков историко-теоретического исследования на материале зарубежной литературы, совершенствование приемов анализа произведений различных литературных родов и жанров.

Главная цель курса – формирование у студентов целостной системы знаний об истории литературы западноевропейской и тесно связанной с ней североамериканской на протяжении столетия (вкупе с предшествовавшим курсом).

Поставленной цели отвечают, во-первых, нетрадиционные хронологические рамки курса, так как комплекс явлений, обычно определяемый как «конец века», в нашем курсе не выделяется из завершаемого им столетия. Во-вторых, той же цели способствует расширение географии изучаемого материала, в связи с чем в рабочую программу включены разделы «Бельгийская литература» и «Норвежская литература», ранее не рассматривавшиеся в ряду ведущих национальных литератур.

17 стр., 8373 слов

Тест по дисциплине «История Психологии»

... Тест рассчитан для студентов 4 курса специальности «Педагогика и психология», изучающих дисциплину «История Психологии». Тест был составлен студентами 4 курса Панфиловым Владимиром Сергеевичем и ... это (психологическое сопровождение клиента, находящегося в позиции Автора.) Список используемой литературы: Гришина Н.В. Ситуационный подход и его эмпирические приложения // Психологические исследования. ...

В изучении разнообразных литературных явлений второй половины Х1Х века сохраняется традиционное распределение материала по культурно-национальному принципу, а в рамках национальных литератур – по литературным направлениям и художественным системам (реализм, эстетизм, натурализм, символизм).

Особое внимание уделяется своеобразию индивидуального творческого метода крупнейших художников слова (принципы типизации и способы воплощения авторской позиции у Г.Флобера, теория и практика «экспериментального романа» Э.Золя, художественное новаторство Уолта Уитмена и Э.Верхарна, и т.д.) и переходным эстетическим явлениям (импрессионизм и символизм в поэзии П.Верлена, эстетизм и реализм в творчестве А.Франса, натурализм и неоромантизм в романах К.Гамсуна и т.д.).

.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «История зарубежной литературы второй половины XIX века» входит как учебная дисциплина в блок дисциплин общепрофессионального цикла (Б3) Федерального государственного стандарта ВПО, регламентирующего подготовку выпускников по направлению 032700.62 «Филология» со степенью бакалавра.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами образовательной программы, как «История русской литературы XIX века», отдельными разделами курсов «Философия», «Культурология», «История искусств».

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения курса «История зарубежной литературы второй половины XIX века» у выпускника, обучающегося по направлению 032700.62 «Филология», формируются следующие компетенции:

Общекультурные (ОК)

ОК – 1: Владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Профессиональные (ПК)

ПК – 1: Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии.

ПК – 2: Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Уметь рассматривать литературный процесс в историко-культурном контексте эпохи.

Понимать национальную специфику изучаемых литератур, видеть межлитературные связи.

Уметь анализировать литературные произведения разных жанров в единстве формы и содержания.

Знать основные литературные манифесты изучаемых в курсе направлений (эстетизм, натурализм, символизм).

Владеть навыками конспектирования и реферирования научной литературы.

Уметь пользоваться справочной и критической литературой.

Уметь самостоятельно подготовить к зачету вопросы, не освещенные в лекционном курсе.

 

Термины и понятия, которыми должен владеть студент по изучении курса

Автор (образ и позиция), викторианство, декаданс, драма состояния, импрессионизм, интеллектуальная драма, интеллектуальный роман, натурализм, неоромантизм, парадокс, подтекст, позитивизм, психологизм, ретроспективная композиция, свободный стих, символизм, экспериментальный роман, эстетизм.

 

Структура и содержание дисциплины

Программа рассчитана на один семестр обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п Наименование разделов, тем Не- де- ля Количество часов по учебному плану Формы текущ. контр. Форма промеж. аттест.
Максим. нагрузка студ-та Аудиторная нагр-ка Самост. работа
всего лекций практ.
1. Введение    
2. Французская поэзия: парнасцы, Ш.Бодлер   Устный опрос
3. Франц. реализм 2п.19в. 3-4 Устный опрос
4. Франц. натурализм 5-6 Устный опрос
5. Франц. символизм   Устный опрос
6. Творчество А.Франса   Устный опрос
7. Бельгийская лит-ра. Ш Костер, М.Метерлинк 9-10 Устный опрос
8. Норвежская лит-ра. Х.Ибсен. К.Гамсун   11-12 Устный опрос
9. Немецкая лит-ра    
10. Английская лит-ра. Т.Гарди. О.Уайльд 14-16 Устный опрос
11. Литература США. У.Уитмен. Марк Твен. 17-18 Устный опрос
  Форма промеж аттест.             зачет
  Итого часов:    
  Итого зачетн.единиц   0,5 0,5  

 

Примечание:Компетенции, формируемые в ходе изучения курса, невозможно закрепить за отдельными темами, так как процесс освоения истории литературы имеет синтетический, а не изолирующий характер.

Содержание дисциплины

1.Введение.Новые черты реализма и романтизма. Эстетизм, натурализм и символизм как художественные системы и литературные направления второй половины века. Влияние современной философии (А.Шопенгауэр, О.Конт), естественно-научной мысли и социологической теории (Г.Спенсер), неоднозначных результатов социально-исторического развития на литературный процесс. Декаданс как характерное мироощущение «конца века» и литература.

2.Французская литература.Философия и эстетика позитивизма. Учение И.Тэна о «трех факторах» в развитии культуры. Поэзия «парнасцев». Черты эстетизма, натурализма и романтизма в творчестве Ш.Леконта де Лиля. Зарождение символизма в поэзии Ш.Бодлера. Поэтический мир «Цветов зла».

Эстетика и творческий метод Г.Флобера. Социально-психологический роман «Госпожа Бовари». Исторический роман «Саламбо». Образ «последнего романтика» в романе «Воспитание чувств». Человек из народа в повести «Простая душа». Сатира «Бувара и Пекюше».

Ги де Мопассан – новеллист и романист. Социально-психологический роман «Жизнь». Опошление любви в романе «Милый друг». Тема любви и смерти в новеллах Мопассана. Человек и война в новеллах. Реализм, импрессионизм и натурализм в творчестве Мопассана.

Натурализм и импрессионизм в творчестве братьев Гонкур. «Клиническая» история любви в романе «Жермини Ласерте». Натуралистическая идея творчества в романе «Актриса Фостен».

Теория «экспериментального романа» Э.Золя. Замысел и структура цикла «Ругон-Маккары». Человек и среда в романе «Жерминаль». Современное общество в романе «Деньги». Тема рокового возмездия и краха империи («Разгром»).

Проблема творчества («Творчество»).

Утопизм позднего Золя (циклы «Три города», «Четвероевангелие»).

Манифесты французского символизма (Ш.Мореас, С.Малларме).

Импрессионизм и символизм в поэзии П.Верлена. Основные сборники. Художественный мир и лирический герой. Программный смысл «Поэтического искусства». Декадентские и мистические настроения в поздней лирике. «Высокое» и «низкое» в поэзии А.Рембо. Символизм и аллегоризм в поэзии С.Малларме.

Интеллектуальная проза А.Франса. Образ «мастера культуры» в романе «Преступление Сильвестра Боннара». Эстетизм и скептицизм в историческом романе «Таис». Реалистическая сатира на современность в тетралогии «Современная история». Опыт антиутопии в романе «На белом камне». Концепция круговорота истории в «Острове пингвинов». Проблема насилия над личностью во имя общественного блага в романе «Боги жаждут».

3.Бельгийская литература.Романтизм в творчестве Ш.де Костера. Символика «Легенды об Уленшпигеле». Натурализм в романах К.Лемонье. Социальное и биологическое в романе «Конец буржуа». Эстетизм, символизм и декадентские настроения в творчестве Ж.Роденбаха.

Особенности символизма в поэзии Э.Верхарна. Основные сборники. Мотивы гибели патриархального прошлого, мятежа и возмездия. Человек как родовое существо в поздних циклах стихов. Поэтическое новаторство Верхарна.

Символистский театр М.Метерлинка. Тема рока в ранних драмах. Жанр драмы ожидания («Непрошенная», «Слепые»).

Теория «статического театра». Мотив всепрощения в драме «Сестра Беатриса». Мотив другой любви в пьесе «Монна Ванна». Поиск мудрости в повседневном в пьесе «Синяя птица».

4.Немецкая литература.Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше и немецкая литература. Романтизм в немецкой драматургии. Психологическая проблематика исторических трагедий Ф.Геббеля. Столкновение цивилизаций в трилогии «Нибелунги». Интерпретация мифа в музыкальных драмах Р.Вагнера. Образ любви и смерти в «Тристане и Изольде». Полемика с официальным христианством и критика европейской цивилизации в «Кольце Нибелунга». Идеал естественного человека в драме «Парцифаль».

«Поэтический реализм» в немецкой прозе. Психологические новеллы Т.Шторма. Социально-психологические романы Т.Фонтане. Проблема социального неравенства и примирительный пафос в романе «Пути и перепутья». Критика моральных норм общества в романе «Эффи Брист».

Натурализм в немецкой литературе. Драматургия Г.Гауптмана. Натурализм в «драмах состояния» («Перед восходом солнца»).

Социальная драма «Ткачи». Реализм и символизм в драме «Потонувший колокол». Проблема искусства и художника в драме. Реалистические драмы и комедии нравов Гауптмана («Возчик Геншер», «Бобровая шуба»).

5.Норвежская литература.Национальная романтика в норвежской литературе. Исторические драмы и крестьянские повести Б.Бьернсона. Социальная критика и проблема «очищения морали» в реалистических драмах Бьернсона 1870-х годов. Философская и социальная проблематика дилогии «Свыше наших сил». Реалистические романы А.Хьелланна. Тема измельчания личности в трилогии об Абрахаме Левдале.

Драматургия Х.Ибсена. Романтизм в ранних народно-исторических драмах. Личность и общество в философской драме «Бранд». Неприятие мещанских ценностей в символической драме «Пер Гюнт». Цикл аналитических драм 1870 – 90-х годов. Социальная критика и психологизм в пьесах Ибсена («Враг народа», «Кукольный дом»).

Нравственная и психологическая проблематика пьес о «сильной личности» («Гедда Габлер», «Строитель Сольнес»).

Символизм и неоромантизм последних пьес («Когда мы, мертвые, пробуждаемся»).

Ретроспективная композиция, символика и подтекст в драматургии Ибсена.

Психологические романы Кнута Гамсуна. Натурализм, символизм и неоромантизм в творчестве Гамсуна. Анализ болезненной психики в романе «Голод». Трактовка любви в романе «Пан». Трагедия романтической личности в романе «Виктория». «Почвеннические» романы 1900-х годов.

6.Английская литература.Викторианство как феномен английской культуры второй половины века. Идеи эволюционизма (Ч.Дарвин) и позитивизма (Г.Спенсер) и литература. Романтизм и эстетизм в поэзии «прерафаэлитов». Проблемы свободы и детерминизма в поэзии Р.Браунинга. Реализм в английской прозе. Эстетика повседневности в романах Э.Троллопа. Нравы викторианской Англии в романах Д.Мередита.

Зарождение английского натурализма в творчестве Джордж Элиот. Демократизм и гуманизм Элиот («Эдам Бид»).

Проблема наследственности в романе «Мельница на Флоссе». Мотивы «больших надежд» и «утраченных иллюзий» в романе «Мидлмарч».

Эстетизм и символизм в творчестве О.Уайльда. Эстетическая теория Уайльда («Замыслы»).

Гуманистические и критические тенденции в сказках. Роль парадокса в творчестве Уайльда. Нравственно-эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея». Уайльд – драматург. Трагическое в поздних произведениях Уайльда.

Творчество Т.Гарди. Влияние позитивизма в ранних романах. Социальная проблематика в «уэссекском цикле» («В краю лесов», «Мэр Кестербриджа»).

Концепция трагического в творчестве Гарди. Социальные и нравственные проблемы в романе «Тэсс из рода Д′.Эрбервиллей». Судьба личности в романе «Джуд Незаметный». Своеобразие реализма Т.Гарди.

Неоромантизм в английской литературе. Сложение неоромантического канона в творчестве Р.Л.Стивенсона. Образ Востока в поэзии и прозе Р.Киплинга. Неоромантический стоицизм в романе «Свет погас». Поиск мудрости в романе «Ким». Психологизм в прозе Д.Конрада. Трагедия самопознания в повести «Сердце тьмы». Идея победы в поражении в повести «Тайфун». Противоречивость романтического индивидуализма в романе «Лорд Джим».

7.Литература США.Гражданская война 1861-65 годов и американское общество. Поздний романтизм в американской поэзии. Тематика и жанровые формы лирики Г.У.Лонгфелло. Попытка создания национального эпоса («Евангелина»).

Легендарно-мифологический материал в поэме «Песнь о Гайавате». Поэтическое новаторство У.Уитмена. Философская и социальная проблематика сборника «Листья травы».

Становление реализма в американской прозе. Школа «местного колорита» (Ф.Брет Гарт).

Морально-этическая проблематика в творчестве У.Д.Хоуэллса. Нравственная цена успеха («Возвышение Сайласа Лафэма»).

Влияние социалистических идей в утопиях («Путешественник из Альтрурии»).

Хоуэллс и русская литература. Психологическая проза Г.Джеймса. Тема «художник и общество» («Родрик Хадсон», «Урок мастера»).

Столкновение американской и европейской цивилизаций («Дэзи Миллер», «Женский портрет»).

Социально-психологические проблемы Америки в романах и повестях Джеймса. Элементы импрессионизма и символизма в творчестве Джеймса.

Творчество Марка Твена. Юмор фронтира в раннем творчестве («Простаки за границей»).

Специфика детского сознания и антиромантический пафос в «Приключениях Тома Сойера». Проблема рабовладельческой психологии и буржуазного стяжательства в «Приключениях Геккльберри Финна». Исторический пессимизм Твена в романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Сатирическая публицистика Марка Твена.

Становление эстетики американского натурализма. Натуралистическая фиксация жизни и подтекст в творчестве С.Крейна («Мэгги, дитя улиц»).

Личность и среда в романе Крейна «Алый знак доблести». Влияние эстетики Э.Золя в раннем творчестве Ф.Норриса («Мак Тиг», «Вандовер и зверь»).

Преодоление натуралистического схематизма в «Эпосе пшеницы». Социальная проблематика романа Норриса «Спрут».

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Мопассан Г.де. Жизнь. Милый друг*

 

1.Тексты

Флобер Г. Госпожа Бовари. Простая душа. Саламбо*.

Мопассан Г.де. Жизнь. Милый друг*. Новеллы (3 – 4 по выбору).

Бодлер Ш. Цветы зла.

Гонкуры Э. и Ж. Жермини Ласерте.

Золя Э. Жерминаль. Деньги*. Разгром*.

Франс А. Таис. Остров пингвинов. Боги жаждут*.

Костер Ш.де. Легенда об Уленшпигеле.

Метерлинк М. Слепые. Синяя птица.

Ибсен Х. Пер Гюнт. Кукольный дом.

Гамсун К. Голод. Пан*.

Фонтане Т. Эффи Брист (или: Пути и перепутья).

Гауптман Г. Перед восходом солнца. Ткачи.

Элиот Д. Мельница на Флоссе (или: Мидлмарч).

Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Идеальный муж.

Гарди Т. Тэсс из рода Д′.Эрбервиллей.

Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

Киплинг Р. Рассказы (3 – 4 по выбору).

Конрад Д.Сердце тьмы. Тайфун*.

 

Лонгфелло Г.У. Песнь о Гайавате.

Уитмен У. Листья травы.

Джеймс Г. Дэзи Миллер*. Урок мастера*.

Марк Твен. Приключения Геккльберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура. Рассказы (3 – 4 по выбору).

Норрис Ф. Спрут.

 

Произведения, отмеченные знаком*, для студентов являются факультативными. Знакомство с остальными памятниками поэзии, эстетики и критики возможно в объеме антологий и сборников:

Европейская поэзия Х1Х века. М., 1977 (БВЛ, т.85).

Поэзия Франции. Век Х1Х. М., 1985.

Поэзия французского символизма. М., 1993.

Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х – ХХ веков. М., 1987.

 

2.Учебники и пособия

Березина А.Г. и др. История западноевропейской литературы. Х1Х век (Германия, Австрия, Швейцария).

М., 2003.

Сидорченко Л.В. и др. История западноевропейской литературы. Х1Х век (Англия).

М., 2004.

Соколова Т.В. и др. История западноевропейской литературы. Х1Х век (Франция, Италия, Испания, Бельгия).

М., 2003.

История зарубежной литературы Х1Х века /Под ред. Е.М.Апенко. М., 2001 (отсутствует раздел о бельгийской литературе второй половины века).

Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (вторая половина Х1Х – начало ХХ веков): Учебное пособие. Минск, 1997 (отсутствует раздел о французской литературе 1850-60-х годов).

История зарубежной литературы конца Х1Х – начала ХХ века /Под ред. В.М.Толмачева. М.. 2003 (можно использовать выборочно в соответствии с рабочей программой курса).

 

3.Дополнительная литература

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1991. Т.7; М., 1994. Т.8.

Реизов Б.Г. Французский роман Х1Х века. М., 1976.

Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.

Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

Лосев А.Ф. Реализм, натурализм и позитивизм // Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. М., 1994.

Нольман М. Шарль Бодлер: Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979.

Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.

Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. М., 1968.

Мелик-Саркисова Н.В. Концепция человека и творческий метод Э.Золя. Махачкала, 1975.

Фрид Я.В. Анатоль Франс и его время. М., 1975.

Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. М., 1967.

Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.

Мицкевич Б.П. Шарль де Костер и становление реализма в бельгийской литературе. Минск, 1960.

Фрид Я.В. Эмиль Верхарн: Творческий путь поэта. М., 1985.

История немецкой литературы: В 5 т. М., 1968. Т.4.

Сильман Т.И. Гергарт Гауптман. Л.;М., 1956.

Левик Б. Рихард Вагнер. М., 1978.

Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870 – 1970).

М., 1980.

Адмони В.Г. Генрик Ибсен. Л., 1989.

Некрасова Е.А. Прерафаэлиты, Рескин и Моррис // Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. М., 1975.

Ивашова В.В. Английский реалистический роман Х1Х века в его современном звучании. М., 1974.

Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. М., 1970.

Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса, 1990.

Урнов М.В. Томас Гарди: Очерк творчества. М., 1969.

Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература Х1Х века. Л., 1984.

Урнов Д.М. Джозеф Конрад. М., 1977.

Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. М., 1978. Т.2, 3.

Ронгонен Л.И. Г.У.Лонгфелло и его поэма «Песнь о Гайавате». М., 1982.

Венедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. М., 1982.

Старцев А.И. Марк Твен и Америка. М., 1985.

Каули М. Два Генри Джеймса. Естественная история американского натурализма // Каули М. Дом со многими окнами. М., 1973.

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

— Учебные аудитории с доской и мультимедийным оборудованием (компьютер, экран, проектор).

— Компьютерные классы с выходом в Интернет.

— Фонд художественной, научной и учебной литературы.

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ

История мировой (зарубежной) литературы:

История зарубежной литературы второй половины XIХ века

 

 

Темы практических занятий

1.Ги де Мопассан – новеллист

1.Основные темы и сборники новелл Мопассана.

2.Традиция французской новеллы 19 века в творчестве Мопассана.

3. «Пышка» — первый шедевр писателя.

4.Роль пейзажа в новеллах Мопассана.

5.Своеобразие психологизма в новеллах Мопассана.

 

Литература

1.Мопассан Ги де. Собр. соч.: В 6 т. М., 1999 (новеллы: «Пышка», «Ожерелье», «Дядя Жюль»)

2.Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. М., 1968.

3.Кирнозе З.И. Мопассан // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 частях.. М., 1997. Ч. 2.

4.Флоровская О.В. Мопассан-новеллист. Кишинев, 1979.

2.Роман Э.Золя «Жерминаль»

1.Концепция человека в творчестве Э.Золя.

2.Категория среды в творчестве Э.Золя.

3.Место романа «Жерминаль» в цикле «Ругон-Маккары».

4.Генетическая и социальная обусловленность личности в романе.

5.Особенности конфликта в романе.

Литература

1.Золя Э. Жерминаль (любое изд.).

2.Мелик-СаркисоваН. Концепция человека и творческий метод Э.Золя. Махачкала, 1975.

3.Владимирова М.М. Романный цикл Э.Золя «Ругон-Маккары». Саратов, 1984.

4.Реизов Б.Г. Французский роман Х1Х века. М., 1976.

5.Травушкин Н.С. Жерминаль – месяц всходов. М., 1979.

 

3.Поэтический сборник Ш.Бодлера «Цветы зла»

1.Тематика поэтических циклов и композиция сборника.

2.Человек и мир в стихах Бодлера.

3.Специфика образной системы Бодлера.

4.Способы создания интеллектуальной поэзии.

 

Литература

1.Бодлер Ш. Цветы зла (любое изд.).

2.Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. М., 1993.

3.Балашов Н.И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970.

4.Нольман М.Л. Шарль Бодлер: Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979.

5.Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.

4.Поэзия Поля Верлена

1.Основные темы и сборники.

2.Художественный мир и лирический герой в поэзии Верлена.

3. «Поэтическое искусство» — манифест символизма.

4.Символизм и импрессионизм в поэзии Верлена.

5.Поэзия Верлена в русских переводах.

 

Литература

1.Верлен П. Лирика (любое изд.).

2.Обломиевский Д.Л. Французский символизм. М., 1973.

3.Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

4.Поэзия французского символизма. М., 1993 (Вступ. ст. Г.К.Косикова).

 

5.Символистская драма М.Метерлинка

1.М.Метерлинк о задачах театра. Полемика с натурализмом.

2.Аллегория и символика в драме «Слепые».

3.Внутреннее и внешнее пространство в драме «Там, внутри».

4.Поиск мудрости в повседневном в пьесе-сказке «Синяя птица».

5.Специфика театральности драм Метерлинка (идея деперсонализации актера, роль «второго диалога», сценическое пространство и время).

Литература

1.Метерлинк М. Пьесы. М., 1958.

2.Метерлинк М. Избранные произведения. М., 1996.

3.Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. М., 1967.

4.Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.

 

6.Аналитическая драма Х.Ибсена «Кукольный дом»

1.Специфика конфликта в пьесе.

2.Эволюция сознания героини.

3.Особенности композиции и открытый финал пьесы.

4.Символика и подтекст в «Кукольном доме».

 

Литература

1.Ибсен Х. Кукольный дом (любое изд.).

2.Адмони В.Г. Генрик Ибсен. Л., 1989.

3.Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. М., 1979.

4.Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870 – 1970).

М.. 1980.

 

7.Роман О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»

1.Принципы эстетизма в предисловии к роману.

2.Проблема соотношения искусства и действительности.

3.Нравственная проблематика романа. Образ Дориана Грея.

4.Роль парадокса в романе. Образ лорда Генри.

5.Формы проявления авторской позиции в романе.

 

Литература

1.Уайльд О. Портет Дориана Грея (любое изд.).

2.Аникст А.А. Оскар Уайльд // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1960. Т.1.

3.Пальцев Н. Художник как критик, критика как художество // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1993. Т.2.

4.Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса, 1990.

5.Федоров А.А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети Х1Х века. Уфа, 1993.

 

8.Проза английского неоромантизма

1.Неоромантизм как литературоведческое понятие.

2.Сложение неоромантического канона в творчестве Р.Л.Стивенсона.

3.Мотив двойничества в повести Р.Л.Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

4.Тема «бремени белого человека» в прозе Р.Киплинга.

5.Мотив «другой страны» в колониальных рассказах Р.Киплинга.

6.Трагическое в прозе Д.Конрада («Сердце тьмы», «Тайфун»).

 

Литература

1.Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (любое изд.).

2.Киплинг Р. Бремя белых. М., 1995.

3.Конрад Д. Сердце тьмы. Тайфун (любое изд.).

4.Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература Х1Х века. Л., 1984.

5.Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. М., 1970.

6.Урнов Д.М. Джозеф Конрад. М., 1977.

 

9.Романы Марка Твена

1.Юмор фронтира в раннем творчестве («Простаки за границей»).

2.Специфика детского сознания в «Приключениях Тома Сойера».

3.Проблемы американского Юга в «Приключениях Геккльберри Финна».

4.Философия истории в романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

 

Литература

1. Твен М. Собр. соч.: В 12 т. М., 1959 – 61.

2.Мендельсон М.О. Марк Твен. М., 1958.

3.Ромм А.С. Марк Твен. М.. 1977.

4.Старцев А.И. Марк Твен и Америка. М., 1985.

 

Примерная тематика рефератов по курсу

1.Реализм Г.Флобера и О.Бальзака.

2.Своеобразие психологизма Ги де Мопассана.

3.Философский роман в творчестве А.Франса.

4.Э.Золя – литературный критик.

5.Импрессионизм в творчестве П.Верлена.

6.М. Метерлинк в русской критике.

7.Р.Л.Стивенсон и В.Скотт.

8.Поэзия Р.Киплинга.

9.Трагическое в творчестве О.Уайльда.

10.Тема искусства в драмах Х.Ибсена.

11.Своеобразие психологизма в творчестве К.Гамсуна.

12. «Поэтический реализм» в новеллистике Т.Шторма.

13.П.Верлен в русской критике.

14.У.Уитмен и В.Маяковский.

15.Сатирическая публицистика Марка Твена.

 

Примерные тесты по курсу

1.Исключите из ряда литературных направлений второй половины века лишнее понятие: 1)реализм, 2)натурализм, 3)декаданс, 4)символизм.

2.Какой из романов Э.Золя не входит в его цикл «Ругон-Маккары»: 1) «Тереза Ракэн», 2) «Жерминаль», 3) «Деньги», 4) «Разгром»?

3.Автором поэтического сборника «Эмали и камеи» был французский поэт: 1)Ш.Леконт де Лиль, 2)Т.Готье, 3)П.Верлен, 4)С.Малларме.

4.Какому из своих произведений Г.Флобер дал подзаголовок «Провинциальные нравы»: 1) «Госпожа Бовари», 2) «Воспитание чувств», 3) «Простая душа»?

5.Какой из нижеследующих поэтических сборников не принадлежит перу П.Верлена: 1) «Античные стихотворения», 2) «Галантные празднества», 3) «Добрая песнь», 4) «Романсы без слов»?

6.Кто из французских писателей второй половины Х1Х века был крупнейшим новеллистом эпохи: 1)Г.Флобер, 2)Ги де Мопассан, 3)Э.Золя, 4)Э.Гонкур?

7.Кто из бельгийских поэтов ввел в европейскую поэзию формы свободного стиха: 1)Ж.Роденбах, 2)Э.Верхарн, 3)М.Метерлинк?

8.Какой европейский драматург считается зачинателем символистской драмы: 1)Ф.Геббель, 2)Р.Вагнер, 3)М.Метерлинк, 4)Г.Гауптман?

9.Идея деперсонализации актера и пьес для театра марионеток была выдвинута: 1)Х.Ибсеном, 2)Ф.Геббелем, 3)Г.Гауптманом, 4)М.Метерлинком.

10.В каком жанре завоевал известность Кнут Гамсун: 1)нравоописательной повести, 2)социального романа, 3)психологического романа?

11..Исключите лишнее имя из числа немецких драматургов второй половины века: 1)Ф.Геббель, 2)Р.Вагнер, 3)Т.Фонтане, 4)Г.Гауптман.

12.Какой английский писатель назвал цикл своих произведений «романами характеров и среды»: 1)Р.Л.Стивенсон, 2)Э.Троллоп, 3)Д.Мередит, 4)Т.Гарди?

13.Американский романтизм второй половины века проявил себя преимущественно в сфере: 1)поэзии, 2)прозы, 3)драматургии.

14..У.Уитмен своим сборником «Листья травы» утвердил в американской поэзии: 1)белый стих, 2)свободный стих, 3)силлабо-тонический стих.

15.Социально-психологические проблемы американского Юга поставил Марк Твен в своем романе: 1) «Приключения Тома Сойера», 2) «Позолоченный век», 3) «Приключения Гекльберри Финна».

 

Вопросы к зачету по курсу

1.Эстетика и творческий метод Г.Флобера.

2.Социально-психологический роман Г.Флобера «Госпожа Бовари».

3.Исторический роман Г.Флобера «Саламбо».

4.Поэзия французских парнасцев.

5.Зарождение символизма в поэзии Ш.Бодлера.

6.Натурализм как метод и направление во французской литературе.

7.Натурализм и импрессионизм творчестве братьев Гонкур.

8.Теория экспериментального романа Э.Золя.

9.Социальная эпопея Э.Золя «Ругон-Маккары».

10.Человек и среда в романе Э.Золя «Жерминаль».

11.Социально-психологический роман Ги де Мопассана «Жизнь».

12.Ги де Мопассан – новеллист.

13.Символизм как метод и направление во французской литературе.

14.Поэзия П.Верлена.

15.Философско-историческая проблематика в романе А.Франса «Таис».

16.Концепция круговорота истории в творчестве А.Франса.

17.Эстетизм и реализм в английской литературе второй половины Х1Х века.

18.Зарождение английского натурализма в творчестве Джордж Элиот.

19.Проза и драматургия О.Уайльда.

20.Романы «характеров и среды» Т.Гарди.

21.Поэзия Г.У.Лонгфелло.

22.Поэтическое новаторство У.Уитмена.

23.Реализм и натурализм в литературе США второй половины Х1Х века.

24.Сатира и юмор в творчестве Марка Твена.

25.Натурализм и эстетизм в бельгийской литературе второй половины Х1Х века.

26.Романтизм в «Легенде об Уленшпигеле» Ш.де Костера.

27.Поэзия Э.Верхарна.

28.Символистские драмы М.Метерлинка.

29.Реализм в норвежской литературе второй половины Х1Х века.

30.Романтизм в драматургии Х.Ибсена.

31.Личность и общество в «аналитических драмах» Х.Ибсена.

32.Психологические романы К.Гамсуна.

33.Романтизм в немецкой драматургии второй половины Х1Х века.

34.Реализм в немецкой прозе второй половины Х1Х века.

35.Натурализм в драматургии Г.Гауптмана.

36.Социальная драма Г.Гауптмана «Ткачи».