Инклюзивное образование

Введение

Актуальность. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

Детская инвалидность является объектом дaнной курcовой рaботы.

Предмет дaнной курcовой рaботы — проблемы инклюзивного образования.

Цель нaпиcaния дaнной курcовой рaботы — изучить основные проблемы инклюзивного образования в РФ.

Для доcтижения цели определяютcя cледующие зaдaчи:

·рассмотреть инклюзивное образование в России и странах мира;

·изучить права и льготы инвалидов;

·подробно рaccмотреть кaтегории инвалидности.

Методы. Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии — если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты.

Практическая значимость очень велика. Все дети могут учиться — мы должны создать подходящие условия для их обучения. Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

1. Социальные проблемы инвалидов в России

.1 Терминология

инвалидность право льгота

Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Инвалид — человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства[19].

Принято различать следующие ключевые понятия:

·дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё;

·инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;

·нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.

Слово «инвалид» (буквально означающее «непригодный») в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.

Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «слабослышащий» (а не «глухонемой»).

Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций[19].

8 стр., 3540 слов

Характеристика нарушений двигательных функций, нарушений психики ...

... проанализировать основные виды нарушений двигательных функций, нарушений психики и речевых нарушений у детей с ДЦП.1. Определение, этиология, основные формы Термин "церебральный паралич" употребляется для характеристики группы хронических состояний, при ...

1.2 Категории инвалидности и статистика

Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:

·нарушения статодинамической функции (двигательной),

·нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,

·сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),

·психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

Определение 1 группы инвалидности

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категории жизнедеятельности либо их сочетанию. Критерии установления 1 группы инвалидности:

·неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;

·неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;

·неспособность к ориентации (дезориентация);

·неспособность к общению;

·неспособность контролировать свое поведение.

Определение 2 группы инвалидности

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию.

Показания к установлению 2 группы инвалидности:

·способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

·способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

·неспособность к трудовой деятельности или способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... анализ философской, педагогической, психологической литературы; диагностика музыкально - творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что ... воспитателями и музыкальными руководителями для диагностики музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: детский сад общеразвивающего ...

·неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных учебных заведениях, или по специальным программам в домашних условиях;

·способность ориентации во времени и в пространстве, требующая помощи других лиц;

·способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

·способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц.

Определение 3 группы инвалидности

Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетание.

Показания для установления 3 группы инвалидности:

·способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;

·способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния;

·способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);

·способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;

·способность к ориентации во времени и в пространстве при условии использования вспомогательных средств;

·способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации[19].

1.3 Проблемы детей-инвалидов

5 стр., 2202 слов

Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного ...

... воспитывать собственных детей. Социальное сиротство приобретает новые черты, обусловленные комплексным воздействием различных негативных факторов, включая экономический (низкий уровень жизни, безработица), медицинский (инвалидность, заболевания, различные формы зависимостей), социальный (военные ...

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в т.ч. детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулезные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребенку инвалидности. Рекомендация фиксируется в «Истории развития ребенка» (форма №112/у) и в «Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного». Эти рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребенка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребенка оформляют медико-социальное заключение на ребенка-инвалида. Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности. Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида оформляется в 2-х экземплярах:

·первый экземпляр Заключения остается в выдавшем его учреждении;

·второй экземпляр в трехдневный срок направляется в районный (городской) отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания ребенка. Родители или опекун ребенка-инвалида уведомляются о направлении медико-социального заключения в органы социальной защиты населения с целью назначения ребенку социальной пенсии по инвалидности.

В медико-социальном заключении на ребенка-инвалида содержатся рекомендации для ребенка-инвалида:

·необходимость пребывания ребенка в специализированном детском учреждении;

·обучение на дому или в специальном учреждении;

·обеспечение необходимым оборудованием, вспомогательными средствами;

·необходимость санаторно-курортного лечения; профиль санатория, срок пребывания;

·комплекс основных реабилитационных мероприятий; и пр. При установлении МСЭК лицам старше 18-ти лет инвалидности с детства 1 или 2 группы они, как и дети-инвалиды в возрасте до 18-ти лет, приобретают право на получение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости[20].

Гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, пенсия назначается независимо от стажа работы.

Дети-инвалиды имеют льготы:

23 стр., 11256 слов

1.Основные понятия дефектологии: инвалидность, дети с особенностями ...

... а в самом ребенке, который не может это действие произвести.В рамках социальной модели люди с инвалидностью – это люди с нарушениями здоровья, однако к категории инвалидов они причислены по ...

·50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая;

·дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси);

·детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов;

·дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18-ти лет обеспечиваются жильем вне очереди;

·семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50% (в общественном жилом фонде).

Понятии «ребенок-инвалид» и «инвалид с детства» различаются. «Инвалид с детства» — это причина инвалидности, устанавливаемая одновременно с группой инвалидности. Указанная причина определяется гражданам старше 18 лет, в случаях, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, возникла до 18 лет. Эта причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. — в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид» [20].

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются:

·общее заболевание,

·трудовое увечье, профессиональное заболевание,

·инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны,

·военная травма, заболевание, полученное в период военной службы,

·инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска,

·иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

5 стр., 2496 слов

Лекция 3 адаптация детей в школе социально-психологические критерии ...

... от этого во многом зависит его положение в классе. Большинство поступающих в школу детей психологически подготовлены к ясному пониманию смысла этих норм и правил, но степень ... длительный период проявления неблагоприятных форм поведения. Это связано с плохой подготовкой этих детей к школе, низким уровнем развития у них познавательных интересов. Чаще всего у них ...

По оценкам ВОЗ 2011 года, почти 15% населения во всем мире имеет инвалидность (что превышает сделанные ранее оценки ООН на 10%. В 2002-2004 гг. в России 16,4% населения имели ту или иную степень инвалидности, а количество потерянных лет трудоспособной жизни составляло 10 лет на 100 человек в 2004 году. Согласно официальной статистике, в России проживает ок. 10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации — не менее 15 млн. Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус. В 1996 г. в России официально зарегистрированных насчитывалось более 6,2 миллионов человек (4,2% населения) [19].

1.4 Права инвалидов и интеграция в общество

Инвалидность — не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены:

.Медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.

Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.

Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными.

.Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.

Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.

6 стр., 2600 слов

Социальная работа с детьми инвалидами 2

... понятие     «инвалида» / «инвалидности», которое   было   связано    ... в   появлении  термина  «ребенок-инвалид». К    этой    категории     относятся     дети, имеющие  «значительные   ...

Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

.МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья) в качестве модели инвалидности[20].

Обычно выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения.

Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность — это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.

1.5 Социальная поддержка — государственная и частная

ООН в 1983-1992 гг. проводила Десятилетие инвалидов, а в 1992-м году учредила ежегодный Международный день инвалидов.

В России организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями. Человек, у которого диагностированы ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Такой статус позволяет ему получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки. До монетизации льгот инвалиды также получали бесплатный билет для проезда в место отдыха, скидки на покупку автомобиля и др. Монетизация заменила часть льгот ежемесячными денежными дотациями[19].

12 стр., 5993 слов

Уровни адаптации ребенка к школе.

... популяциями, особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации, ограниченную внутривидовой изменчивостью, мутационными возможностями, к адаптационными характеристиками внутренних органов ... тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.   Адаптация к школе имеет две составляющие: физиологическую и социально-психологическую. Физиологическая ...

Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации — основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечение.

июня 1999 г. Министерством Юстиции РФ за №3714 по инициативе общественных организаций инвалидов России зарегистрирован Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов «Союз инвалидов России» [. Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия.

Есть примеры и частной поддержки. Во многих городах оказываются платные услуги, столичная сотовая сеть МегаФон создала специальный тариф «Контакт» для людей с ограничениями по слуху.

Защиту прав инвалидов, обучающую работу оказывают многие организации, созданные в стране, например:

«Перспектива» была создана в 1997 г. на базе Всемирного Института по проблемам инвалидности (ВИПИ).

Цели этой организации — содействовать самостоятельности инвалидов в российском обществе и повышению качества их жизни.

Сеть организаций инвалидов «Независимая жизнь» в городах: Нижний Новгород, Ухта, Самара, Тольятти, Тверь, Ростов-на-Дону, Улан-Удэ, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Владимир, Архангельск, пос. Майма (Республика Алтай) и в странах СНГ: Грузия, Азербайджан, Армения, Узбекистан.

Поддержку и финансирование проектов также осуществляет ряд иностранных и международных фондов (USAID, Всемирная Организация Здравоохранения) [20].

Неоднократно отмечался низкий уровень социальной поддержки инвалидов в России.

2. Перспективы инклюзивного образования в России

.1 Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы

В российском обществе неоднократно предпринимались попытки решить проблему социализации детей с ограниченными возможностями, например, через создание специальных реабилитационных центров. Однако их основной особенностью было то, что здоровые педагоги общались с детьми-инвалидами. В случае инклюзивного образования здоровые дети общаются с детьми инвалидами. В статье описывается опыт средней общеобразовательной школы №11 г. Новокуйбышевска Самарской области по созданию системы инклюзивного образования. Рассказывается о трудностях, с которыми столкнулась школа, первых успехах и неудачах, достаточно подробно описываются физические элементы безбарьерной среды. Особое внимание уделено процессу вхождения детей-инвалидов в общеобразовательный учебный процесс и внешкольные мероприятия, восприятию их обычными детьми, их родителями, педагогами. Рассказывается о мероприятиях по выработке толерантного отношения к детям-инвалидам. Статья может быть полезна при анализе опыта внедрения инклюзивного образования в России в рамках конкретного региона [1].

Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия.

Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определённые физические недостатки (мы бы даже сказали — скорее особенности) в нашу социальную среду. Понятие инвалид изначально ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учёбе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причём в нашем обществе данное отношение культивируется ещё с детского возраста.

Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества.

Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в России института инклюзивного образования, нацеленного на:

·вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

·социализация детей-инвалидов в современном обществе;

·создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

·умение превращать свои недостатки в достоинства;

·изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Её целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на их работу и развитие взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями, развитие толерантности и изменения установок. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Система инклюзивного образования только начинает своё развитие в нашей стране, однако мы уже можем привести некоторые примеры её успешного внедрения [19].

Средняя школа №11 города Новокуйбышевска была основана в 1962 году. Является одной из старейших в городе, со своими традициями, сформировавшимся педагогическим коллективом. Последние 12 лет школа активно сотрудничает с детским реабилитационным центром «Светлячок», в котором обучаются дети с особыми нуждами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, а также задержками интеллектуального развития.

С развитием города, увеличением населения детский реабилитационный центр уже не справлялся с увеличившейся нагрузкой. Вследствие этого, было принято решение о запуске системы интегрированного обучения детей инвалидов на базе одиннадцатой школы, поскольку её педагоги имели определённый опыт работы с такими детьми.

Комитет по делам семьи, материнства и детства, городская администрация проанализировали наработки 11-ой школы в сфере работы с детьми инвалидами, оценили кадровый потенциал школы и предложили директору школы поучаствовать в этой программе. Это повлекло за собой выделение значительных средств на оборудование физической среды в школе, а также подготовку преподавательского и обслуживающего персонала.

Деньги на программу были выделены из областного и городского бюджетов. Причём большая часть со стороны города. Слова зам. директора по учебно-воспитательной работе: «А вот то, что город выделял огромные средства, я считаю…и область какие-то средства выделяла, для того, чтобы мы могли создать безбарьерную среду». Некоторую помощь в процессе подготовки школы в рамках данного проекта оказали различные коммерческие организации. В частности это выражалось поставками средств и материалов для ремонта и переоборудования помещений. Заслуга по привлечению спонсоров в большей части принадлежит директору школы, которая лично посещала руководителей различных организаций, с просьбой оказать посильную помощь.

Интегрированное обучение в одиннадцатой школе регламентируется специальными правовыми документами, для чего было создано «Положение об организации интегрированного обучения». В нем прописываются следующие моменты:

·функции учителя

·условия интегрированного обучения и создания безбарьерной среды в школе

·права и обязанности родителей

Кроме того, было разработано положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме, в котором отдельно прописываются функции школьного психолога и узких специалистов.

Изменению подверглись функции классных руководителей, учителей-предметников. В этом положении прописывается дифференцированный подход к различным детям в рамках единого общеобразовательного процесса.

Образцы нормативно-правовых документов были предоставлены Самарским центром специального образования, курирующим это направление. Свою лепту внёс и городской ресурсный центр, который подготовил положения об «Организации интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии» и «Анализ выполнения диагностических тестовых заданий по математике», а также ряд других методик.

Тем не менее, многие документы приходилось дорабатывать в школе самостоятельно, учитывая специфику школы, а также особенности заболевания детишек.

Набор в школу детей с ограниченными возможностями производится на всех этапах образовательного процесса. Ребёнок может быть зачислен начиная с первого и заканчивая одиннадцатым классом. Для этого необходимо письменное заявление ребёнка и его родителей на имя директора школы, а также справка от психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), о том, что такому ученику не противопоказано по здоровью заниматься в обычной школе. До настоящего времени школа не отклонила ни одной заявки.

Важную роль в развитии инклюзивного образования в регионе играет информационное обеспечение этого процесса, и, если так можно выразиться, PR-компания. Набор в школу детей-инвалидов осуществляется как силами школы, так и различных городских организаций.