Как проводится психоанализ?

Что же такое психоанализ?

Во-первых, психоанализ – метод лечения, и в настоящее время почти все психоаналитики – врачи. Психоаналитик пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Кроме этого, он ставит себе целью не просто успокоить пациента, но и распутать его личность. Но аналитик – всего лишь руководитель и наблюдатель, ответственность же за результат всего процесса несет в конечном счете пациент.

Во-вторых, – это метод научного наблюдения и изучения личности, а в особенности желаний, импульсов, мотивов, сновидений, фантазий, раннего развития и эмоциональных расстройств.

В-третьих, – это система научной психологии, то есть наблюдения и представления психоанализа можно использовать, пытаясь предсказать человеческое поведение и исход человеческих отношений, таких, как брак и отношения между родителями и детьми.

Как проводится психоанализ?

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения. Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться по меньшей мере год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длится менее года или число сеансов меньше трех в неделю, эффективное проведение процесса почти невозможно.

Для проведения психоаналитического сеанса пациент укладывается на кушетку, а аналитик садится у него в головах, чтобы быть вне поля зрения. Благодаря этому психика пациента может работать не отвлекаясь. В свою очередь, такой способ избавляет от излишней напряженности врача: не находясь под непрерывным наблюдением, он может лучше сосредоточиться на том, что говорит пациент.

Применяется так называемый метод свободных ассоциаций. Это значит, что свободное выражение свободного течения представлений не сдерживается и не меняется обычной цензурой сознания (представлениями о вежливости, стыде, самоуважении).

В состоянии свободной ассоциации психика пациента часто переполняется желаниями, чувствами, упреками, воспоминаниями, фантазиями, суждениями и новыми точками зрения, и все это возникает на первый взгляд в полном беспорядке. Однако вопреки кажущейся путанице и бессвязности, каждое высказывание и каждый жест имеют свое значение в связи с тем или иным неудовлетворенным напряжением. Час за часом, день за днем из беспорядочной паутины мыслей начинают выявляться значения и связи. В течение длительного периода могут постепенно развиться некоторые центральные темы, относящиеся к ряду неудовлетворенных с раннего детства, давно похороненных в подсознании и недоступных сознательному распознаванию напряжений, которые и составляют основу структуры личности пациента, источник всех его симптомов и ассоциаций.

9 стр., 4343 слов

Методы изучения психики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Психологическая характеристика детей, не подлежащих обучению в специальной (коррекционной) школе VIII вида.F-72 IQ- 35-20. Мышление не только конкретное, но и не способно к обобщению. Низкие возможности функционирования. Выраженная степень недоразвития моторных функций. С большим трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания, некоторые вообще не могут. Могут ознакомиться с элементарным ...

Позиция аналитика по отношению к пациенту должна быть строго нейтральна. Главная работа аналитика состоит в некотором смысле в том, что он каждый раз указывает пациенту, когда тот себя обманывает; поэтому врач должен все время сохранять самокритическую позицию, исключающую какие-либо проявления симпатии и негодования к пациенту, что дало бы тому возможность обманывать врача и самого себя. Нежелательная эмоциональная установка аналитика по отношению к пациенту называется контрпереносом.

Часто возникает вопрос, может ли психоанализ кому-нибудь повредить? Самая большая опасность – это лечить пациента, находящегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик должен также соблюдать осторожность в различении неврозов от некоторых болезней мозга и гормональных расстройств.

По материалам книги Э. Берна

 

4. Что такое истерия с психоаналитической точки зрения? Ее роль в открытии психоанализа Фрейдом.

5. Каковы методы психоанализа? Как вы понимаете talkingcure?

6. Раскройте содержание используемых Фрейдом понятий: сознание, бессознательное, симптом, сопротивление, вытеснение, сублимация. Покажите их взаимосвязь.

Симптом — Основные понятия психоанализа.

В узком смысле симптом — это проявление заболевания, выраженное в жалобах пациента. В психоанализе речь идет, как правило, о психических, психогенных симптомах. 3. Фрейд уделял значительное внимание рассмотрению природы психических симптомов и механизмам их образования и главный вред симптомов видел в душевных затратах, которые имеют место у психически больного человека и которые впоследствии приходится осуществлять для их преодоления. С его точки зрения, симптомы — это производное бессознательных процессов, в которых значительную роль играют подавленные, вытесненные сексуальные влечения и желания человека.

7 стр., 3407 слов

Психические образования

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. психические образования ИХ ВИДЫ 1.1 Знания, умения и навыки как психические образования человеческой личности 1.2. Привычки, убеждения и сознательность ГЛАВА 2. РОЛЬ ПСИХИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. 2.1 Место психических образований в развитии личности ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ В результате всякого психического процесса как деятельности мозга возникает ...

В различных работах Фрейда рассматриваются разные пути образования невротических симтомов — они могут представлять собой специфическое выражение перверсных влечений, проявляющихся в воображаемых намерениях и поступках; быть осадками аффективных переживаний, тех психических травм, которые больные пережили в детстве; это своего рода компромисс между несогласованными психическими процессами — он повторяет вид инфантильного удовлетворения, но искаженного и вызывающего ощущение страдания. Важное значение в процессе образования симптомов принадлежит фантазии. Несмотря на общую картину, формирование симптомов зависит от характера психического заболевания. Конкретные механизмы образования симптомов различны при истерии, неврозе навязчивых состояний и иных психических заболеваниях.

При аналитической терапии работа включает в себя два этапа. На первом этапе либидо оттесняется от симптомов и находит свое выражение в переносе, концентрируясь на аналитике. На втором — усилия аналитика сосредоточиваются на новом симптоме (неврозе переноса) с целью освобождения либидо от него.

 

7. Какова структура личности по Фрейду (две модели).

Третья модель психики (Ж. Лакан)

Теория личности З.Фрейда

Фрейд проявил радикальный подход к изучению людей. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, он сравнил его с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды, остальная, большая часть айсберга есть бессознательная.

С представленной моделью психики Фрейд связывает структуру личности. Структура личности включает три компонента:

— супер-эго (сверх – я);

— эго (я);

— ид (оно).

«Супер-эго» – сознательная часть, представляет собой систему ценностей, норм и этики, приобретенную в процессе социализации личности. В узком значении можно сказать, что «супер-эго» это мораль и совесть человека. Появляется в возрасте 3-5 лет. «Супер-эго» конфликтует с компонентом «ид».

«Эго» — является посредником между «супер-эго» и «ид». «Эго» стремится выразить и удовлетворить желания, идущие с «ид» в соответствии с нормами и требованиями «сверх-я». Таким образом «эго» разрешает конфликт между этими структурами и вносит в поведение человека разумность. При этом «Эго» руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до подходящего момента, приемлемого для «супер-эго». Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, постепенно давать выход энергии «ид» в рамках социальных ограничений и совести человека, выпускает энергию бессознательных инстинктов косвенно, искажая их до неузнаваемости для сознания .

7 стр., 3008 слов

Тема 4. Психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека Образовательные задачи:

... и стал изучать внутренние конфликты личности человека. Психоаналитическая теория Фрейда представляет ... бессознательное, подчиняется принципу потребности (хочу). Супер-эго (“Сверх-Я”) содержит нормы и ... , как правило, в преувеличенном виде. Проекция является следствием работы вытеснения ... Речь идёт о замене неприемлемых тенденций на прямо противоположные (с сохранением психологического смысла), когда люди ...

Эго включает механизмы психических защит, которые помогают человеку спасаться от тревоги и боли.

«Ид» — целиком бессознательная часть личности, представляет собой инстинктивные и врожденные аспекты личности. Эти биологически обусловленные побуждения (проистекают из биологических потребностей) наполняют наше поведение энергией. Энергия «ид» ищет разрядку по принципу удовольствия, стремиться разрядиться немедленно. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии (инстинкты), производимой телесными потребностями.

 

8. Почему так важны для психоанализа сновидения? Что такое работа сновидения (искажение, сгущение и смещение), каково отношение скрытого и явного содержания сновидений?

9. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Психотипы и основные психические функции по К. Г. Юнгу.

Теория личности К.Г.Юнга

Юнг посвятил свою жизнь изучению бессознательных влечений. Однако, в отличие от Фрейда, Юнг утверждал, что содержимое бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные или агрессивные побуждения. Согласно аналитической психологии Юнга, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истоков эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому выражению.

Юнг предложил свою концепцию личности. Он утверждал, что личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

2 стр., 644 слов

ДКР по пенитенциарной психологии 2 вариант 1.Принципы изучения личности и среды осужденных 2.Понятие принципов изучения личности и среды осужденных в исп

Вариант №2 План Введение…………………………………………………………………….3 1.Принципы изучения личности и среды осужденных…………………4 2.Понятие принципов изучения личности и среды осужденных в исправительной психологии……………………………………………………...8 3.Необходимость соблюдения принципов и возможные ошибки при психологическом исследовании. ……………………………………………….13 Заключение…………………………………………………..……………19 Список использованной ...

— эго является основой нашего самосознания.

— личное бессознательное вмещает в себя личностную информацию, которая уже подавлена или забыта. Здесь находятся эмоционально заряженные мысли, чувства и воспоминания, вынесенные из личного и родового (наследственного) опыта.

— коллективное бессознательное представляет собой хранилище памяти человечества. Юнг говорил: «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».

 

10. Основные психические процессы. Ощущение и восприятие.

Понятие «ощущения»

Ощущения –это процесс отражения в сознании отдельных признаков и свойств предметов, явлений при их непосредственном воздействии на органы.

Виды ощущений: Зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, органические, обонятельные, вкусовые, вибрационные, болевые.

Понятие «восприятие»

Восприятие –это процесс познания окружающего мира в виде целостных предметов и явлений. Свойства восприятия: предметность, целостность, константивность, категоричность.

 

11. Основные психические процессы. Внимание и память.

Речь и язык, виды и функции речи

Речь это процесс использования языка с целью прежде всего общения людей между собой.

Виды речи: Внутрення и внешняя (письменная, устная (диалогическая и монологическая)

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

6 стр., 2827 слов

Малые группы. Взаимодействие в группе. Личность в группе

... , придерживая одни и доводя до всеобщего сведения другие. Личность в малой группе Личность - 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое ... индивида и его воспитания. Статус личности в группе - совокупность объективно присущих человеку характеристик, определяющая восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение ...

 

13. Психологическая структура личности. Теория черт.

14. Психологическая структура личности. Теория типов.

15. Темперамент. Основное понятие. Типы темперамента и их характеристики.

Темперамент –это особенности психики, объясняющие образ действия человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности.

Виды темперамента :

· холерик(безудержный, неуравновешенный, подвижный, большая жизненная энергия),

· сангвиник(живой, сильный, уравновешенный, легко приспосабливающийся),

· флегматик(инертный, сильный, спокойный, медлительный),

· меланхолик(слабый, пассивный, с высокой чувствительностью).

Тип темперамента в зависимости от свойств личности:

· Экстроверсия -интроверсия

· Нератизм- эмоциональная стабильность ( айзинг)

Экстравертам свойственны общительность, стремление быть среди людей, высокая социальная адаптированность, гибкость поведения.

Интровертам присущи необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу.

 

16. Акцентуации характера.

Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

Выраженность акцентуаций может быть различной – от легких вариантов, едва заметных ближайшему окружению, до крайних вариантов. Обычно в юношеском возрасте акцентуация исчезает. Если не исчезла, да еще и представлена в крайней форме, то, скорее всего речь уже идет о болезни – психопатии.

Психопатия – это аномалия характера (при сохранении интеллекта человека), которая проявляется в дисгармоничности психических свойств человека и в неадекватности его реакций на внешние раздражители. В результате резко нарушаются взаимоотношения с людьми; психопаты могут быть социально опасны..

Классификация акцентуаций (и психопатий):

Гипертимический тип (гиперактивный).Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, иногда недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать.

1 стр., 462 слов

Неформальные группы и лидеры коллектива.

... .     Лидер - человек, обладающий авторитетом у членов группы и в силу этого способный влиять на людей.   Формальным лидером называют руководителя, занимающего соответствующую ... учитывать возраст, пол, личные обстоятельства людей, а также психологическую характеристику личности. Из многочисленных подходов к психологической характеристике людей можно выделить: типы темперамента; ...

Экзальтированный тип (лабильный).Особенная черта этих личностей – бурная эмоцианальная реакция на происходящее, способность к восторгу, восхищению, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них возникают по причине, которая у других людей не вызывает большого подъема. Они легко переходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных.

Циклотимный тип (циклоидный).Характеризуется сменой гипертимных и дистимических состояний. Свойственны частые смены настроения, а также зависимость от внешних событий. В период подъема выражено желание иметь друзей, быть в компании, высокоактивны. В период спада – плохое настроение, отсутствует желание общаться и заниматься деятельностью.

Демонстративный тип (истероидный).Этот тип людей характеризуется демонстративностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазированию, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму и позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, одобрении, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его.

Застревающий тип.Этим людям свойственны умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, болезненная обидчивость, ревность, подозрительность), инертность как в их проявлении, так и в мышлении и в моторике.

Эмотивный тип (эмоциональный).Для них характерны эмоциональность, повышенная чувствительность, тревожность, болтливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта — гуманность, доброта, сопереживание другим людям, отзывчивость, мягкосердечность.

Возбудимый тип (эпилептоидный).Для этого типа характерны недостаточная самоуправляемость, ослабление контроля над своими влечениями и побуждениями. Им свойственны повышенная импульсивность, грубость, угрюмость, гневливость, агрессивность, склонность к хамству и брани,

Педантичный тип.Этот тип людей характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов. Они «тяжелы на подъем», нерешительны и осторожны, долго переживают травмирующие события. В конфликты вступают редко, и в них они скорее пассивная, чем активная сторона. В то же время очень сильно реагируют на любые проявления нарушения порядка. Они консервативны, пунктуальны, аккуратны, особое внимание уделяют чистоте и порядку, скрупулезны, добросовестны, склонны жестко следовать плану.

Дистимичный тип.Эти люди заметно отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Постоянно понижено настроение. Для них характерно пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседах.

Тревожный тип (психастенический).Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, крайняя нерешительность, пугливость, неуверенность в себе. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают экзамены, проверки.

 

17. Психология развития. Что такое комплекс неполноценности?

18. Жизненные сценарии. Э. Берн.

19. Жизненные позиции.

20. Символический интеракционизм. Общая характеристика направления.

21. Какие закономерности выявил эксперимент Цимбардо?

22. Дж Г. Мид. «Я» и «меня» в структуре личности.

23. Феномен взятия на себя роли в символическоминтеракционизме. Понятие обобщенного Другого

24. Стадия зеркала Ж. Лакана. Основные положения.

25. Драматургическая концепция И. Гофмана. Основные положения.

26. Понятия циничного и честного актера у Гофмана.

27. Что такое девиантное поведение?

28. Понятие нормы и отклонения. Как они конструируются?

29. Влияние символическогоинтеракционизма: «Атипсихиатрия» (Р. Лэйинг).

30. Деловая игра как метод социальной психологии.

Человек в течение жизни непосредственно общается с людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах.

Группа – это сообщество, состоящее из двух и более человек, взаимодействующих и влияющих друг на друга.

Группа – это общность людей, вступающих в общение между собой.

Группы могут быть классифицированы по разным основаниям. Различают следующие виды малых групп:

По принципу и способу возникновения различают формальные и неформальные группы, условные и реальные.

Формальные – специально организованные, юридически оформленные, имеющие официально заданную структуру (учебная группа).

Неформальные – образованные сами по себе, на основании личностных предпочтений ( группа приятелей).

Условные – это условно-статистические конструкции, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т.д.

Реальные – группы, в которых люди находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными.

По времени существования группы можно разделить на: постоянные, временные и случайные.

По признаку отношения личности к группе выделяют референтные и нереферентные группы. Референтная (эталонная) группа – это реально существуемая или воображаемая группа, взгляды, нормы, ценности которой служат образцом для личности. Нереферентная группа – не значимая для личности группа, c ее нормами, эталонами, оценками личность не считается.

По количеству человек:

— большие (толпа) – более 100 человек;

— средние – от 30 до 100 человек;

— малые – от 2 до 30 человек.

В поэтапном формировании малых групп можно выделить четыре уровня развития: номинальная группа (диффузная), группа-ассоциация, группа-корпорация, коллектив.

Номинальная группа — только что сложившаяся группа, в которой еще нет внутренней структуры отношений, коммуникаций, власти.

Группа — ассоциация — возникла внутренняя структура взаимоотношений, есть лидеры и большое количество группировок; высокая конкуренция среди членов группы.

Группа – корпорация — в ней хорошо организована внутренняя структура коммуникаций, власти и отношений, сплоченность, общие цели деятельности, благоприятный социально-психологический климат. Но члены данной группы стремятся, чтобы только им было хорошо, выражен групповой эгоизм.

Коллектив (единство) – это группа людей, объединенных общей деятельностью, цель и задачи которой является общественно значимыми.

Всякий коллектив – это группа, но не всякая группа может называться коллективом.

Основные признаки коллектива: общественная значимость целей и задач деятельности, высокая сплоченность, самоуправляемость, благоприятный социально-психологический климат (преобладающий позитивный психологический настрой членов группы по отношению друг и к руководителю), восприимчивость к нововведениям и к сотрудничеству с другими коллективами.

Коллектив – это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности.

 

 

Психология толпы

Основатели социальной психологии Габриель Тард, автор книги «Законы подражания» (1890) и Густав Лебон «Психология масс» (1895), дали четкую характеристику психологии толпы и человека как части толпы, массы.

Какие же изменения, по их мнению, происходят с человеком, когда он находится среди массы людей?

Включение личности в массу ведет к обезличенности, к тому, что индивид усредняется, теряет свои личные качества. Он как бы деградирует во время нахождения в толпе, снижается его критичность, исчезает личная ответственность и страх, появляется уверенность и чувство повышенной мощи, поэтому в толпе человек не оценивает величину реальной опасности. У людей повышается внушаемость. В толпе чувства доминируют над разумом. Толпа импульсивна и агрессивна. В толпе высокая заражаемость эмоций и действий – они быстро передаются от одного человека другим.

Толпа – это первобытное стадо, которое нуждается в сильном, властном и авторитетном лидере. Она подчинится тому, кто назовется ее вожаком, заявит об уважении и любви к собравшимся. Нужно уметь разговаривать с толпой: речь должна быть эмоциональной и простой, не терять контакт глаз с людьми, обещать и говорить то, что хочет слышать толпа, ведь она жаждет иллюзий. Толпа нуждается в любви лидера и может пойти на любые жертвы, если он призовет.

Находится в толпе небезопасно, так как на время нахождения в толпе у людей меняется психика.

 

Понятие «лидерство» и «руководство» в группе

Социальное управление группой необходимо осуществлять через различные феномены межличностного влияния (лидерство и руководство).

Приведем характеристику каждого из них.

Лидерство в группе – это процесс межличностного влияния. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств.

В практике лидер часто определяется через систему социометрических выборов как наиболее эмоционально предпочитаемый член группы. Это не всегда оправданный подход. В социальной психологии известно, что социометрическая звезда не всегда является лидером. Так, «звезда» может быть охарактеризована как «душа группы», центр ее эмоционального притяжения. Это человек, к которому тянутся в общении, чувствуют себя комфортно рядом с ним. Лидер – это лицо, облеченное властью, имеющее авторитет и право на влияние и оценку.

Интересно, что в силу своей направленности на определенную сферу жизнедеятельности группы тот или иной лидер всегда находится как бы в оппозиции либо к членам группы, ориентированным на общение, либо к задачам и целям группы. Лидер, ориентированный на эффективность выполнения групповой цели, вынужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы, которыми общегрупповые цели полностью или частично не принимаются.

В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои собственные «экологические» ниши и не вступая друг с другом в серьезные противоречия. Это тем более возможно, что внутри каждой из двух выделенных сфер может происходить еще более глубокая дифференциация лидерских ролей. Так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т.д. А среди экспрессивных лидеров существуют: лидер эмоционального напряжения (социометрическая «звезда»), лидер-генератор эмоционального настоя и т.д.

В целом, чем выше уровень развития группы, тем больше в ней может быть различных проявлений процесса лидерского влияния.

Руководстводругая форма реализации социального управления в малой группе. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.

То есть с одной стороны, руководство и лидерство решают однопорядковые близкие задачи: стимулированные группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. С другой стороны. Лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения определенных членов группы, а руководство является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления – подчинения.

В руководстве малой группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта – формально-правовой аспект власти, который может быть назван «администрированием», и психологический аспект власти, который во многом сближает руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы. Однако, несмотря на то, что в своей психологической сущности феномены руководства и лидерства достаточно близки, чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: руководитель всецело направлен на задачу, а лидер больше ориентирован на внутренние интересы группы. В этом случае, если экспрессивный лидер становится формальным руководителем, он либо разваливает групповую деятельность, либо вынужден переориентироваться на инструментальные функции, вступив в конфликт с группой. То есть, он либо не становится руководителем, либо перестает быть лидером.

Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет. Возникает вопрос, отчего зависит величина, степень авторитетности руководителя? Выделим ряд психологических факторов. К ним можно отнести некоторые личностные особенности, организаторский и мотивационный потенциал (способность лидировать в качестве лидера-организатора и лидера-мотиватора), ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы и, наиболее существенный фактор – стиль управления, реализуемый руководителем. Остановимся на этом последнем факторе.

Принято выделять три основные модели руководства, различающиеся по важнейшим составляющим стиля управления группой со стороны руководителя – авторитарный, демократический, попустительский.

Преимущества авторитарной модели состоят в ее структурной простоте и возможностях оперативного использования, а так же в том, что она закрывает и защищает руководителя в психологическом плане. Существенными недостатками этой модели является пассивность подчиненных, их лицемерие по отношению к целям деятельности и руководителю. Кроме того, авторитарная модель внутренне конфликтна, так как опирается на давление и диктат, что время от времени будет взрывать группу изнутри через бурные, сложно разрешимые конфликты.

Несомненными преимуществами демократической модели являются ее прогрессивность, экономичность и гуманность, которые выражаются в возможности решать сложные групповые задачи небольшим числом подчиненных, обладающих высокой квалификацией, в хорошем взаимопонимании между руководителем и подчиненными, низкой конфликтности группы и управляемости ее конфликтов, свободном развитии группы в целом и ее отдельных членов. Трудно говорить о недостатках такой модели, логичнее отметить, что в своей реализации она сталкивается с рядом трудностей.