Как использовать конфронтацию

Решив, что целесообразно прибегнуть к конфронтации, вы должны знать, как ее осуществить. Вот некоторые рекомендации, обеспечивающие большую продуктивность конфронтации и несколько уменьшающие ее болезненность (Anshel, 1990, Martens, 1987).

Конструктивное выражение чувств. Люди очень часто используют гнев, чтобы «выплеснуть» эмоции и сбросить напряжение, что ведет к временному облегчению. Однако на гнев мы очень часто реагируем чувством вины, подавленностью или головной болью. Кроме того, в состоянии гнева мы нередко делаем беспочвенные заявления, не думая о последствиях сказанного.

И хотя мы не можем устранить гнев из нашей эмоциональной структуры, мы можем научиться управлять им. Первый шаг – осознание того, что возникновение чувства гнева – не обязательно плохое явление. Главное то, как мы «используем» гнев.

— Не затрагивайте характер или личность человека в состоянии гнева. Общение должно быть направлено на улучшение последующих отношений. Обеспечение соответствующей информации и рекомендаций вместо критических замечаний по поводу характера человека обусловливает нужное изменение поведения, а также сохраняет положительные «рабочие» взаимоотношения.

— Когда вы рассержены или расстроены, попытайтесь четко определить причину. Например: «Ты меня раздражаешь» или «Твое поведение меня разочаровывает». Иногда это помогает слегка «выпустить пар».

— Потратьте какое-то время на то, чтобы взять себя в руки. Если вы дадите «говорить своему гневу», ваше сообщение вряд ли окажется конструктивным. Отойдите в сторону или совершите небольшую прогулку. Иногда уход из ситуации на какое-то время дает возможность остыть и правильно оценить ситуацию.

Подумайте! Прежде чем начать выкрикивать команды или наносить оскорбления, подумайте о последствиях. Приведет ли то, что вы собираетесь сказать, к успешной конфронтации? Выполните глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд.

Понимание. Задайте себе вопрос, правильно ли вы оцениваете (понимаете) человека и ситуацию. Задайте прямые вопросы, чтобы получить информацию, выяснить подробности и определить степень восприятия с тем, чтобы не нанести оскорбления. Пусть человек поймет, что вы пытаетесь понять его позицию. В процессе конфронтации не всегда удается все понять, однако позволяя человеку выразить свои чувства, вы тем самым способствуете разрешению возникшей проблемы.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Будьте эмпатичны. Ваша цель в процессе конфронтации –- добиться разрешения проблемы совместными усилиями, не навязывая своей воли другим. Ключевым аспектом эмпатии является попытка поставить себя на место другого. Вы должны спросить себя, как бы вы чувствовали себя на месте другого в подобной ситуации, если бы вас подвергали критике и кричали на вас? К сожалению, многие тренеры и руководители не осознают этого. Тренерам следует также подумать о том, как их подопечные воспринимают критические замечания и комментарии в свой адрес. Это не означает, что никогда нельзя прибегать к критике, необходимо только учитывать при этом чувства других.

Обратим внимание еще на один момент. Если вы оказываете на человека слишком большое давление, он может почувствовать себя «подвергшимся атаке». Этого делать нельзя. Вы должны показать человеку в процессе конфронтации, что вы «приглашаете» его рассмотреть проблему с вашей позиции.

Постепенность. Не начинайте конфронтацию с обвинений и критических замечаний. Это – плохое начало. Дайте человеку время осмыслить то, что вы говорите, и понять сущность проблемы. Нельзя «перегружать» человека большим объемом информации, поскольку это приведет его в замешательство.

ЧТО ЦЕЛЕСООБРАЗНО И ЧТО НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО ДЕЛАТЬ, НАЧИНАЯ КОНФРОНТАЦИЮ Целесообразно — Человек должен знать, что вы цените взаимоотношения с ним — Не спешите и хорошо подумайте, что вы хотите сообщить — Пытайтесь понять, в каком положении находится другой человек — Внимательно прислушивайтесь к тому, что вам пытается сообщить ваш собеседник Нецелесообразно — Не сообщайте «готового» решения. Обратите внимание на проблему. Мы очень часто пытаемся рассказать другим, что они должны делать, вместо того чтобы подвести их к пониманию этого — Не прекращайте общения. Даже если конфронтация осуществляется не так, как вы запланировали, продолжайте говорить о проблеме в конструктивной манере — Не «давите» на человека. Сарказм и нападки, как правило, отчуждают людей. Конфронтация – не соревнование, и ее цель – не победа. Главное – это решить проблему вместе — Не полагайтесь на несловесные сигналы для передачи ваших-мыслей. Вы должны говорить открыто и прямо — Не обсуждайте проблему с другими до конфронтации с человеком. Это вынудит его перейти к защите

 

Критика

Критика иногда бывает просто необходимой. Многие люди воспринимают критику в свой адрес как «подрыв» их достоинства. В этом случае их немедленной реакцией является «переход в защиту» Они концентрируют своё внимание на защите, вместо того чтобы слушать сообщение. Как показывают результаты ряда исследований, наиболее эффективным способом осуществления критики является так называемый принцип бутерброда (Smith, Smoll, Curtis, 1979; Smith,Smoll, Hunt, 1977).

«Принцип бутерброда» обеспечивает конструктивную обратную связь довольно легким и вместе с тем эффективным способом. Он включает три последовательных элемента:

1. Положительное высказывание.

2. Инструкции с ориентацией на будущее.

3. Комплимент.

Рассмотрим этот принцип более подробно. Занимающийся после совершения ошибки ожидает отрицательного замечания со стороны тренера или преподавателя. Как правило, в таком случае он «отключается» и не слышит того, что вы говорите. Чтобы занимающийся вас услышал, ваше замечание должно быть положительным. Можно использовать следующие положительные замечания: «Хорошая попытка, Джанет», «Ты действительно постарался, Том», «Этот удар было нелегко выполнить». Если человек принимает это положительное замечание, то он обратит внимание и на продолжение – инструкции с обратной связью.

Ключевым аспектом «принципа бутерброда» являются инструкции с ориентацией на будущее. После привлечения внимания человека обеспечьте инструктаж с обратной связью – поведение или стратегию, которые следует использовать в следующей попытке выполнить данный элемент. Цель ориентации инструкций на будущее состоит в том, чтобы занимающийся не думал о совершенной ошибке (если человек думает о совершенной ошибке, он очень часто ее повторяет).

Обратная связь должна быть положительной. Сообщение должно включать информацию о том, что делать в следующий раз.

— После того как «летящий» по земле мяч проскользнул между ног вратаря, скажите: «В следующий раз удар будет еще сильнее, поэтому ты должен опуститься на одно колено и блокировать мяч телом».

— После того как гимнастка пыталась выполнить новый элемент на бревне и упала, скажите ей: «Тебе необходимо научиться смотреть вперед, это поможет сохранить равновесие».

Последней частью «бутерброда» является комплимент. После обеспечения обратной связи с инструкциями убедитесь в том, что занимающийся все еще доволен своим выступлением. Если вы завершите общение на положительной ноте, это повысит вероятность того, что инструкции будут учтены. Кроме того, это повысит степень доверия к вам. Занимающийся осознает, что совершение ошибки – еще не конец света и что люди учатся на своих ошибках.

Два примера «полного бутерброда».

1. Макс упускает мяч, который ему отдал партнер в выгодном положении. «Ничего, Макс, ты принимал мяч как надо. Только в следующий раз следи за мячом, и у тебя все получится хорошо».

2. Селли во время занятий аэробными танцами все время опережает события. «Селли, ты по-настоящему хорошо работаешь. В следующий раз попытайся выполнять все чуть медленнее, не опережая музыкальное сопровождение. Ты молодец. Продолжай в таком же духе».