История юридической психологии

 

Появилась в России XIX веке. Судебная реформа, еще тогда — судебная психология. Бехтерев (рассматривал личность, исходя из биологии человека), Сергей Сергеевич Карсаков, Владимир Петрович Сербский, Чезаре Ломброзо, Уильям Луис Штерн. Пьер Симон Лаплас (изучал вероятность свидетельских показаний наряду с вероятностью исхода субедных приговоров — свидетель не ошибается и не лжет, свидетель лжет, но ошибается, свидетель не ошибается, но лжет, свидетель и лжет, и ошибается).

1899 г. — Петр Иванович Ковалевский поставил вопрос о необходимости разделения психопатологии и правовой психологии.

1900 г. — Альфред Бене — ответы на вопросы всегда содержат ошибки. Уильям Луис Штерн — память человека не является отражением объективной реальности, выступает как ее искажение в угоду узкоэгоистическим интересам личности, ее гордости, тщеслаию, честолюбию.

1907 г. — научно-учебный психо-неврологический институт Бехтерева, на базе которого был открыт криминологический институт (читался курс судебной психологии).

1918 г. — В Петрограде огранизован кабинет по изучению преступника и преступности

1925 г. — В Москве создан государственный институт преступника и преступности

1923 г. — активно изучается в Минске, Харькове, Баку

1936 г. — Постановлением ЦК ВКП(б) советская психология была прикрыта. Оставлена только психология труда.

1964 г. — юридическая психология вновь приобрена свое направление — правовая психология, криминальная психология, психология следственной и оперативно-розыскной деятельности, судебная психология, исправительно-трудовая психология, психология управления правоохранительной деятельности, психология юридического труда.

Предметом юридической психологии выступает психологическая реальность в деятельности юридических органов, государственных, хозяйственных и общественных организаций в их влияниях на правовую систему и зависимостях от нее, а также значимых сторон образа жизни, поведения, правоотношений граждан и группы.

Задачи ЮП:

— способствование профессионально-психологическому развитию личности юриста

— подготовка специалистов, работающих в области риспруденции достоверными, научно-обоснованными юридико-психологическими знаниями

— разработка психологически обоснованных путей повышения эффективности решения профессиональных задач юриста

Методологические основы:

5 стр., 2198 слов

Психология безопасности ответы

К числу таких условий относятся: 1) работа в условиях, сопряженных с опасностью для жизни; 2) высокая "стоимость" (ответственность) принимаемых решений; 3) усложнение выполняемых функций; 4) увеличение темпа деятельности; 5) монотонность работы; 6) совмещение различных по целям действий в одной деятельности; 7) переработка больших объемов и потоков информации; 8) дефицит времени на выполнение ...

— первый уровень общенаучных знаний, методологии

— частные методологии психологической науки

— специальные методологии ЮП

— методики юридико-психологических исследований

Психологическая реальность связана с правовой и зависит от структуры психических явлений. Психические явления, в том числе и в ЮП, разделяют на следующие структуры:

— кратковременные психические процессы (любые актуально протекащие явления психики, которые при этом являются кратковременными (восприятие, мышление, память, ощущения))

психические состояния (целостные образования, протекающие в определенный период времени и управляемые работой головного мозга, в том числе ритмами головного мозга (бета-, альфа-, тета-состояния — усталость, сонливость, активность, взволнованость, раздраженность, собранность))

психические свойства личности (устойчивые, типичные для данного человека малоизменяющиеся психические процессы за исключением старения человека или болезни (характер))

Содержательные особенности психики могут подразделяться на мотивационные, познавательные, подсознательные, эмоциальные, волевые, психомоторные.

— Мотивационные феномены повышают функцию избирательности в отношениях в решении проблем юридически значимых

— познавательные процессы — все те процессы, которые формируют уровень интеллекта. Интеллект — способность к адаптации (фамилия)

— психомоторные процессы — выражаются в мышечном чувстве, процессах, регулирующих движение. Сознание — совокупность психических явлений, определяющих осмысленное отношение человека к миру. Подсознание — явления, которые не осознаются.

— процессы подсознания — регулируются опытом

Психофизиологические ораничения восприятия действительности:

— физиологические (как сама физиология, так и психофизиологическое эмоциональное восприятие — аффект)

— очки с социальным предписанием

— опущение или генерализация

К особенностям восприятия относится также наличие репрезентативных систем. К репрезентативным системам относятся пути, по которым человек хранит и кодирует информацию в своем головном мозге — картинки, звуки, ощущения (аудиальные, визуальные, киностетические системы).

Восприятие — зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных личностных особенностей человека. Опыт, полученный человеком в его жизни, накладывает оценку последствий результата его деятельности.

Восприятие имеет свои закономерности:

1. иллюзии вследствие особенностей происходящего. Большинство иллюзий возникют из-за ложного суждения о том, что человек увиливал (неправильное осмысление).

4 стр., 1660 слов

Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...

... воспитания. Экзаменационные материалы по дисциплине «Психология» Влияние различных видов деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста. Содержание: Значение психологических знаний для ... дошкольной педагогики. Методы воспитания. Использование методов воспитания в педагогическом процессе детского сада. Содержание:Сущность и классификация методов воспитания. Характеристика методов ...

2. особенности познавательной деятельности, в которые входят сенсорные, перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Их особенность заключается в том, что данными процессами руководит не только физиология, но и сознание человека.

Теория деятельности Леонтьева — есть потребность, есть мотиваци, потребность провоцирует мотивацию, мотивация преобразуется в цель, цель — в действие, действие в результат.

Нереализованная потребность провоцирует внутриличностных конфликт, который провоцирует агрессию или аутоагрессию. Человек, имеющий потребность в асоциальном решении своих проблем так или иначе выходит на путь нарушения закона.

Правовая психология.

 

Правосознание — сфера общественного, группового, индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок ценностных ориентаций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях.

Правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-либо единой системе представлений. Структура правосознания может быть познана по результатам функционирования конечным его продуктом, т.е. трем функциям — позновательной, оценочной, регулятивной. Оценка состот в признании значимости с точки зрения человека, группы или общества. Подобная оценка есть знание значения предмета (поступка, явления, деятельности), которая включает в себя представление об объетивных свойствах, оценваемых явлений.

В структуру правосознания входят 4 типа оценочных отношений:

— отношение к праву, его принципам, институтам и нормам

— оценочное отношение к правовому поведению людей

— оценочное отношение к работе правоохранительных органов

— отношение к собственному правовому поведению

Ценностное отношение, как интеллектуально-эмоциональное образование, обладает способностью практической релизации, такую роль выполняет компонент, формирующий готовность действовать в определенном направлении. Включение данного компонента приводит к правовым установкам. Под установкой понимается сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении его в соответствии с этой оценкой. В совокупности установки организуются в систему ценностно-правовых ориентаций.

Правовая ориентация — интегрированная совокупность правовых установок индивида или общества, которая непосредственно формирует внутренний план человека, то есть оценочную программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

 

Правосознание и общественное мнение.

Общественное мнение о праве и правосудии, преступности и деятельности, оценке правоохранительной системы наиболее динамичное состояние социальных явлениений, которое возникает в ответ на злободневные общественно важные события в юридической жизни.

Правовая психология общности включает осозноваемые, малоосозноваемые и бессознательные явления психики.

Основные требования правомерного поведения к человеку (с точки зрения ЮП):

— человек должен знать законы

14 стр., 6968 слов

Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые ...

... (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих требований являются основными, без них вообще ... в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни ...

— быть убежденным в необходимости его применения

— обладать желанием исполнять закон

— уметь исполнять закон

— обладать устойчивой сопротивляемостью криминогенным явлениям

 

Домашнее Задание: деликвентность, девиация, деструкция.

 

Криминальная психология.

 

Социальная перцепция в преступном поведении опосредует в генезисе преступного поведения мотивообразование и целеполагание, обеспечивает обратную связь в процессе реализации и принятия цели. Мотивацию в свою очередь обуславливает оценка значения для субъекта (интересов, потребностей) воспринимаемых явлений социальной действительности, в том числе, которые представляют … ценности, защщищаемые уголовным законом.

2 вида побуждения к деятельности — деантологческое (нормативное, как должно быть) и аксиологическое (полезность).

Деантологическая оценка основывается на представлениях субъекта о должном. В случае несоответствия этим представлениям появляется желание изменить эти условия у любого человека, как существа сознательного. Аксиологическая оценка представляет стремление к личному, идеальному.

Криминогенность восприятия социальной ситуации может заключаться в следующем: в преувеличенно отрицательной юридически неадекватной оценке определенных социальных явлений и, прежде всего, в действиях других людей как несущих вред для самого субъекта, так и значимых для него людей или личностно-ценных духовных и материальных объектов, подобная оценка провоцирует побуждение к защите личностных ценностей. Подобная защита может быть агрессивной, подобные мотивы создают предпосылки противозаконных действий, которые могут выражаться в насильственных или иных вредоносных действиях или актах. При этом важно, что подобные действия могут восприниматься как морально-оправданные, справедливые; в искаженной оценке внешних условий, включающих поведение социальных субъектов как благоприятных для получения результата. Подобные оценки формируют завышенне притязания, которые реально не могут быть предопределены и обуславливают гипертрофированное притязание и соответвующие криминогенные мотивы.

— может заключаться в неадекватно отрицательной оценке социальных и собственных возможностей, не позволяющих удовлетворить потребности.

— к приувеличению завышенной оценке социальных возможностей для реализации противоправного способа удовлетворения потребностей. и избежания юридической ответственности

— в искаженных представлениях о социальной приемлимости совершения определенных видов противозаконных деяний. Это представление может быть обусловлено идентификацией субъекта, с общностью, которая сложилась .. асоциальная субструктура.

Характерными особенностями потребностей как психических состояний являются:

— конкретный содержательный характер потребности, связанный с предметом, которым хочет обладать индивид или какой-либо деятельностью, в т.ч. криминогенной, которая может доставить удовольствие.

— осознание социальной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием

— эмоционально-волевое побуждение к удовлетворению потребностей, к изысканию необходимых для этого путей.

8 стр., 3561 слов

Консультирование клиентов

... и просчитав возможные последствия каждого из них, юрист разъясняет все это клиенту. Клиент прилагает встречные интеллектуальные усилия, пытаясь понять, уяснить себе объяснения юриста о ... это клиенту, показав, что юристы не только помнят, но и учитывают его пожелания. Технологически консультирование включает несколько этапов. Чтобы научиться организовывать и проводить консультирование, необходимо ...

— ослабление потребностей в случае их профилактики

— возникновение или повторение потребности, которая вновь стала актуальной

 

Понятие личности преступника определяется как юридическими признаками, отраженными в уголовном законе, так и признаками, отражающими особенности его духовной сущности, содержащими внутренние причины общественно опасной личности. Для структуры интересов правонарушителя характерно:

— нарушение равновесия между различными видами потребностей интересов

— извращенный характер отдельных потребностей

— бедность потребности

— аморальные способы их удовлетворения

 

Психология преступных групп

 

По признаку пола ПГ могут быть однополые или разнополые. При анализе ПГ учитываются понятия предкринимальные ПГ, простые криминальные группы, организованные ПГ и преступные организации. При рассмотрении ПГ юридическими психологами используются следующие подходы:

— социометрический (позволяет определить статус, авторитет каждой группы — лидеры, силовики, … изгои).

Центрический подход хорош в группах до 20 человек.

— ролевой (характеризует членов группы, исходя из формальных функций — смотрящий, банкир и т.п.)

Организационная структура предполагает наличие разделенных функциональных иерархически связанных подразделений. Различают устойчивые (лидер пользуются реальным авторитетом) и неустойчивые группы. В основе преступнх групп наиболее отчетливо прослеживаются 2 принципа:

— территориальность

— этнический признак

 

 

оперативная комбинация. Обязательными должны быть предусмотрены возможности и способы получения информации: психофизиологических особенностей, индивидуальных свойств (структуры личности), социально-психологические качества (статус, воспитание).

С точки зрения ОРД, внедренный сотрудник доолжен максимально использовать проессионального общения для формирования у клиента положительных эмоций, создания основания для дальнейшего общения. Сотрудник должен заранее планировать психологические приемы, учитывая собственное индивидуальное качество.

Психологическое воздействие — активная целенаправленная деятельность, направленная на изменение параметров психики объектов.

При проведении подобного воздействия необходимо создание доверительной системы отношений (доверительная атмосфера).

Изменяя состояние, юристу надо стремиться к тому, чтобы «Я»-состояние клиента неразрывно связывалось с состоянием юриста.

Приемы знакомства:

— провоцирование объекта на оказание помощи

— прибегание к помощи, которую нуно оказать клиенту

— знакомство через общих знакомых

— знакомство на массовых мероприятиях, интрересующих клиента хобби

— знакомство через рекламное агентство

 

Выстраивая композицию контактов необходимо учитывать, что надо знать уровень интеллектуальных качеств клиента, беседу следует периодически перемежовывать паузами, темп беседы должен быть определен с учетом провоцировния необходимого состояния клиента.

 

Психология терроризма.

 

Террор — наведение ужаса — есть преднамеренный и сознательно мотивированный акт насилия.

Террористические группировки становятся наиболее активными, когда господствующая политическая система не позволяет разрешать противоречия иными политическими способами. Абсолютное большинство террористов фанатиками не является. Сутью терроризма является преднамеренное и сознательно мотивированное использование насилия против гражданского населения, инфраструктуры, как средство деморализации, дестабилизации политических структур. Общими чертами терроризма являются:

— открытость, демонстративность, иногда ультимативность действий требований.

— Приченение физического вреда или применение психического насилия в отношении неопределенного круга лиц.

— причинение вреда не как самоцель, а как средство воздействия

— трансациональный характер

… специфика регионов — где теракты или партизанская война являются традиционными

Проведение информационно-идеологического на личность, прежде всего с молодежью.

— социальная неудовлетворенность населения или большинства населения

— обострение политической борьбы, политические разногласия межнационального и религиозного зарактера, обострение криминогенной обстановки, яркие проявления разочрования в работе госорганов

Факторы, указывающие на повышение риска терактов в том или ином регионе:

….

 

максимально активно испльзуются телекоммуникационные технологии. Финансирование экстремистских организаций происходит изсовершенно разных источников, как криминального толка, так и легальных организаций, в том числе легальных коммерческих организаций, пожертвования социальных и религиозных организаций, спонсорская помощь отдельнх государств. Ни одно экстремистское движение независимо от политического или национального толка не способно существовать без достатоной экономической поддержки.

 

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ)

 

КСППЭ — наиболее эффективная процессуальная форма реализации общенаучного комплексного подхода к экспертному исследованию имеющих значение для дела сторон, свойств и функциональных особенностей психической деятельности определенного лица (подэкспертного).

При КСППЭ эксперты оценивают как нозологическую природу, так и психические отклонения.

Предмет и объект КСППЭ.

Специфику предмета образуют направленность экспертного исследования на установления эффекта взаимодействия болезненных и неболезненныч психических факторов и определение на основе учета этого системного качества наиболее точной и полной меры их влияния на характер психического отражения и регуляции поведения определенного лица интересующего следователя и суд момента.

КСППЭ необходимо для надежной оценки результатов влияния возрастного, эмоционального и личностного фактора на психическое отражение и регуляцию поведения у лиц с пограничным вариантом психоческого здоровья.

Под объектом КСППЭ понимаются закрепленные в материалах дела, предусмотренные уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством источники информации.

Источники информации — ими могут быть как саами субъекты, так и данные о состоянии их психической сфферы, поведения и полученные из иных процессуальных источников — показания иных свидетелей, справки, история болезней, акты предшествующих экпертиз, протоколы следственных экспериментов, приобщенные к делу письма, рисунки, любое креативное творчество.

Условия обоснованного выбора КСППЭ:

— правильное решение вопроса о принципиальной необходимости, применение специальных знаний психиатра и психолога в каждом конкретном случае.

— установление необходимости применения специальных знаний психолога и психиатра именно в форме экспертизы

— решение вопроса одновременного совместного обсуждения, интегративной оценки результатов психологов и психиатров.

— Однозначное исключение вопросов требующих сугубо правовых оценок (наличие умысла, мотивы, цели).

— Постановка вопроса, соответствующая компетентности эксперта

Круг вопросов, которые рассматривают эксперты:

— установление процессуальных особенностей перенесших нервно-психическое напряжение и иеющие признакив пограничной психической патологии, выяснение их влияния на поведение в интересующий следователя и суд момент.

— установление у лиц с признаками психической патологии или перенесших нервно-психическое напряжение глубиных подсознательных реакций в интересующий следователя и суд момент.

— установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии полностью осозновать значение своих действий, а также руководить ими (проверяется уровень психического развития)

— установление способности обвиняемых, свидетелей и потерпевших, перенесших психическое напряжение и обнаруживающих признаки патологии или болезни, правильно воспринимать имеющих значение для дела обстоятельств.

— установление способности малолетних, несовершеннолетних и иных потерпевших по делам об изнасиловании, обнаруживающих признаки психических отклонений, правильно понимать характер и значение действий виновного, а также оказывать сопротивление. Основанием для назначения экспертизы вляется пассивное поведение потерпевшей в период насилия, неадекватное ее отношение к случившемуся и заявление о том, что обвиняемый оказывал психическое давление, либо о наступившем изменении психиеского состояния, повлиявшем или лишившем возможностей оказывать сопротивление.

— устанволение наличия у лица предположительно покончившего жизнь самоубийством в период, предшествующий его смерти, психического состояния, предраспологающего к убийству. назначением экспертизы могут являться наличие фактических данных о конфликтной обстановке, либо внешней безмотивности поступков, признаков изменения поведения, о проявлениях подавленности, отчаяния, замкнутости, растерянности

 

Человек, совершающий суицид:

— свидетели среди женщин, эмоционально не связанных

 

Схема суицида:

1 — внутриличностный конфликт

2 — социальный конфликт

3 — крах ценностных установок

4 — пресуицид — точка невозврата

5 — суицид

почему не совершают суицид:

— семья

— работа

— друзья

— любовь

— страх

— религия

 

Сведения об объекте КСППЭ могут быть получены как непосредственно при экспертном исследовании, так и посредством изучения материалов уголовного дела. Юридическим основанием производства КСППЭ является постановление следователя или определеение суда о назначении экспертизы.

 

Психология профессионального общения

 

Общение — область взавимодействия людей на основе их взаимного отражения в сознании друг друга. Существуют различные правила, которые необходимо знать в профессиональном общении. Одно из них необходимо помнить всегда — существует закономерная зависимость восприятия от жизненного опыта, пола, возраста, уровня развития, профессии, национальности, учитывать симпатии и интипатии участников события, степерь выраженности психиеского состояния, помнить о том, что нарушение законо воспринимается более эмоционально.

Профессиональное общение определяется тем результатом, который должен быть достигнут. Одним из условий совершенствования работы с получаемой информацией выступает комплексный учет психологических факторов, характеризующих мотивы, цели, задачи, либо истинные задачи, искажения заведомой лжи клиента. В ЮП процесс общения можно разделить на 3 части:

— калибровка

— подстройка

— ведение

Калибровка — в процессе беседы юрист соотносит вербальную и невербальную часть общения. То, что человек говорит относится к сознательным вещам, а как он это говорит — к бессознательным. В процессе коммуникации (калибровки) юрист наблюдет противоречия между высказываниями человка и его телодвижениями.

Подстройка — юрист, используя результаты калибровки старается для человека стать «своим», повышая его бессознательное доверие. К подстройке может относиться вербальная подстройка — предложить помощь, и невербальная — дышать одинаково.

Ведение — вести клиента за собой.

Во время коммуникации юрист должен сделать вывод о соответтсвии карты мира и

Карта мира — тот фильтр, который определеяет что для него является актуальным, либо неактуальным. Карта мира =\= весь мир.

При проведении коммуникации необходимо иметь знания о ролевом поведении в работе государтвенных органов и служащих, в возмоностях и способностях применения актерских психотехник.

В основе осуществления ролевого поведения лежит способность юриста к перевоплощению в различные роли (роль мужчины или женщины, ровесник, и т.п.)

1. Благоприятные исходы обстановочных условий.

2. Правильная продуманность сценария общения

3. Правила авторитета, справедливости и доброжелательности

4. Правило диалогичности

5. Правило получения необходимой информации для решения вопросов (техника активного слушания)

 

А. прием

С. цель

D. реализция приема

E. примеры

Прием Цель Реализация приема Примеры
Поощрение Продемонстрировать заинтересованность и подтолкнуть к рассказу Не должны ни соглашаться, ни не соглашаться с клиентом, не должны категорично делать оценок «да, я понимаю»
Повторение Показать, что вы заинтересованный слушатель Повторяете мысли клиента, акцентируясь на фактах «если я правильно понял, то …»
Отражение Показать, что вы его внимательно слушаете и улавливаете чувства и факты Отражаете сопутствуюшие чувства в фактах  
Обобщение Собрать всю информацию воедино Повторить суть проведенной беседы «если я правильно понял, произошло следующее…»

6. правило сдерживания эмоций

7. правило отказа от демонстрации воего проффессионального превосходства

8. правило презумпции доверия

9. правило накопления согласия (заключаетс в изначальной постановке вопросов таким образом, чтобы клиент говорил «да». если он повторил согласие несколько раз, то «нет» будет сказать сложнее)

10. демонстрация общности взглядов, оценок и интересов (способствует психологическому сближению)

11. психологическое поглаживание (признание юристом положительных моментов в поведении, либо в личности клиента — похоже на лесть)

12. Диада «мы»

13. Поиск точек согласия в решаемой проблеме (есть проблема, ее надо решать)

14. совместный поиск взаимоприемлимого решения проблемы.

15. аткулизация мотивов искренности

16. информационный выпад, психологический укол. Юрист сообщает клиенту о наличии некоторой информации, о которой юрист еще не сообщил.

17. компрометация друзей. Вызов кого-то из друзей в это же время на встречу со следователем

18. уличение во лжи.