История развития психологии как науки

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

«Психология как наука»

Предмет, объект и методы психологии

Слово «психология» было предложено в 1590 г немецким ученым Н. Гоклениусом, но в Европе оно стало общеизвестным после выхода в свет книг немецкого философа Христиана Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.).

Слово это имеет греческие корни psyche(душа) и logos (наука) и в дословном переводе означает «учение о душе» или «наука о душе». 

Понятие «душа» в науке теперь используется сравнительно редко и более научным считается понятие «психика». А поэтому в современном пониманиипсихология — наука об основных закономерностях порождения и функционирования психической реальности.

Для обретения психологией научной самостоятельности важную роль сыграло открытие в 1879 г. в Лейпцигском университете немецким психологом Вильгельмом Вундтом ( Wilhelm Wundt ) первой в мире лаборатории для экспериментального изучения психологических явлений. Этот год – 1879 – и считается официальной датой рождения психологии как экспериментальной науки.

Психология на современном этапе представляет собой самостоятельную науку, а науки различаются прежде всего по своему объекту, т.е. той стороне реальности, на изучение которой данная наука направлена.

На сегодняшний день общеупотребительна такая точка зрения: объект психологии – психика.

Предмет психологии – закономерные связи субъекта с физическим и социальным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Основная задача психологии – изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эту основную задачу можно разделить на несколько более ЧАСТНЫХ.

Методы исследования в психологии можно представить в виде схемы (рис.I.1.1.):

Свободное Стандартизированное                 Лабораторный Естественный

       

6 стр., 2782 слов

Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация ...

... понятие о психике    Психика — функция мозга, заключающаяся вотражении объективной дей- ствительности видеальных образах, на основе которых регулируется жиз- недеятельностьорганизма.    Изучением ... для регуляциивзаимодействия организма с окружающей средой.    Основным понятием психологии являетсяпонятие психического образа.    Психический образ — целостное, ...

     НАБЛЮДЕНИЕ                                                                   ЭКСПЕРИМЕНТ

     
 


Основные


Методы исследования в психологии

 

 


Вспомогательные

              

          ОПРОС                          ТЕСТИРОВАНИЕ МЕТОД ЭКСПЕРНЫХ ОЦЕНОК

                                                          АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Устный      Письменный

 

 Психологическое исследование имеет не только свои методы, но и выполняется с соблюдением определенных ТРЕБОВАНИЙ и содержит определенные ЭТАПЫ.

История развития психологии как науки

В своем развитии психология прошла несколько этапов: донаучный период, период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин, период формирования психологии как самостоятельной научной дисциплины. При изучении периодизации психологии как научной дисциплины необходимо помнить, что практически при любом историческом исследовании возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов.

Донаучный период(до VII-VI вв. до н.э.).

Первоначальное возникновение и развитие представлений о душе происходило в рамках религиозных систем и ритуалов, обеспечивающих единство и существование первобытных обществ.

Представления о душе в донаучный период давали объяснениям таким явлениям, как сон, сновидение, состояния транса, действие запретов (табу), смерть и т.п. Общая черта донаучных взглядов на психические явления заключалась в придании им таинственности.

Другая важнейшая характеристика этих взглядов – анимизм – вера в то, что каждый объект не только живой, но и неживой природы непременно обладает душой и, кроме того, души могут существовать независимо от объектов и представляют собой особые существа

Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (VII-VI вв. до н.э – середина XIX в.).

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривающей душу не на основе сказок и мифов, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в натурфилософию – науку, изучавшие общие закономерности общества, природы и человека. В течение длительного периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью ФИЛОСОФИИ.

На протяжении этого периода психологическая наука претерпела существенные изменения и своего предмета, и содержания психологических исследований, и взаимоотношения психологии с другими науками.

Наиболее характерные черты этого периода:

§ несамостоятельность психологического знания, представленность его как составной части философских и медицинских учений сначала в виде учения о душе, затем — философской теории познания, учений об опыте и сознании;

§ отсутствие сообщества, которое бы разделяло общие взгляды на предмет и метод изучения;

§ умозрительный характер исследований, несформированность опытного (экспериментального) подхода к исследованиям.

Период формирования психологии как самостоятельной научной дисциплины (середина XIX в. – настоящее время).

Вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно-научного комплекса знаний, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно-научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.

Эта объективно сложившаяся кризисная ситуация в науке требовала своего разрешения. Это требование стимулировалось потребностями практики в сферах производственной и социальной жизни. Следствием разрешения этого научного кризиса стало выделение психологии в ОТДЕЛЬНУЮ НАУКУ со своим арсеналом методов и средств.

Характерные черты этого периода:

§ появление профессионального психологического сообщества;

§ формирование представлений о предмете и методах исследований в рамках различных направлений;

§ согласование представлений о предмете и методах психологии с общенаучными нормами и ценностями;

§ развитие контакта с другими дисциплинами и, как следствие – возникновение новых отраслей психологии;

§ разнообразие и конкуренция школ и направлений.