ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СКЛОННОСТИ ДЕТЕЙ

К четвертому классу у боль­шинства школьников намечает­ся дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предме­там: одни дисциплины нравят­ся больше, другие — меньше.

Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко про­являются лингвистические спо­собности.

А если у ребенка никаких осо­бенных предпочтений и интере­сов не обнаруживается? Пси­хологические исследования по­казывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется свои­ми учебными успехами и на пер­вый взгляд одинаково безраз­лично относится ко всем пред­метам, он непременно обнару­живает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, ука­зывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничи­вается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, ко­торые позволят ему проявить свою умелость, добиться успе­ха, обрести уверенность в себе.

 

 

По материалам газеты «Школьный психолог», № 10-2002

 

 

 

В помощь классному руководителю

ВРЕМЯ КРИЗИСА: переход из начальной школы в среднюю.

(материал к родительскому собранию в 4 классе)

Некоторые родители, неудовлетворён­ные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие на­дежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти роди­тельские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».

СОВПАДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоя­тельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опи­рается на базу навыков и знаний, полу­ченных в начальной школе.

Переход учащихся из начальной шко­лы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние на­блюдения педагогов и школьных психо­логов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Уча­щимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения совпадают по времени с началом филологических из­менений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в на­чальной школе вдруг в пятом классе на­чинает получать четверки и тройки).

16 стр., 7716 слов

Формирование причин и форм школьной неуспеваемости, при переходе ...

... формирование причин и форм школьной неуспеваемости, при переходе из начальной школы в среднюю школу. Объект исследования: учащиеся 5-х классов средней школы Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической ... причин и форм школьной неуспеваемости, при переходе из начальной школы в среднюю школу 1.1 Психологическая характеристика особенностей развития детей в возрасте 10-12 лет Возрастной ...

Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учив­шийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Можно ли избежать серьезных про­блем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все фак­торы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, кото­рый контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулиро­вать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес аль­бом).

Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была запи­сана в дневник и доведена до их сведе­ния.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они долж­ны самостоятельно переходить из каби­нета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятель­но решать вопросы с учителями. Опоз­дать на урок, забыть какую-нибудь учеб­ную принадлежность, не сделать зада­ние — все это становится более серьез­ным проступком, чем в начальной школе.

С классным руководителем пятикласс­ники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожале­нию, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенносте5й не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все пута­ют и забывают, не могут сосредоточить­ся на учебе. Другие дети настолько при­выкли к постоянному контролю со сторо­ны взрослых, что неспособны самостоя­тельно организовать собственную школь­ную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

НА ПЕРВОМ МЕСТЕ — ФОРМА

С одной стороны, при переходе в сред­нюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в рас­писании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обуче­ния посвящены повторению пройденного в начальной школе.

Он продолжает приходить в то же вре­мя в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.

13 стр., 6432 слов

Использование методов активного социально-психологического обучения ...

... методов активного социально-психологического обучения в средней общеобразовательной школе. Начальные классы». Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение ... интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. ...

Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании по­явились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история).

И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.

Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необ­ходимо время, чтобы привыкнуть и на­учиться вести себя в соответствии с тре­бованиями.

Следует помнить, что и учитель дол­жен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, кото­рые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, само­стоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их но­вые подопечные нуждаются в дополни­тельном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это, время и может наблюдаться, некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

НАЧАТЬ СНАЧАЛА

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позво­ляет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.   

Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс и для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.        

Именно в пятом классе школьник полу­чает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.  

Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.

Вот пример из жизни десятиклассни­цы Маши, выбравшей для себя гуманитарное направление.

Маша в начальной школе считалась сла­бой ученицей, часто получала тройки и двойки. Свою учительницу побаивалась, с од­ноклассниками отношения у нее не лади­лись. В общем, в школу ходить не любила.

Начальную школу она закончила с тройками по русскому языку, математике и «натянутой» четверкой по чтению. На первом же уроке литературы в пятом классе Маша что-то отвечала новой учительнице, и в конце урока та похвалила девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок. Маша была изумлена — она получила пятерку, как ей казалось, ни за что. Не­знакомая учительница выделила ее.

13 стр., 6040 слов

Система послетекстовых упражнений при обучении аудированию в ...

... при обучении аудированию в УМК в 5-6 классах средней общеобразовательной школы. Начальный этап является наиболее важным, так как именно ... речевой деятельности учитель должен иметь ввиду, что для детей при всём этом важно обладать интонационным слухом ... начального этапа обучения, то по его окончании учащиесяобщеобразовательной школы должны понимать основное содержание учебных и аутентичных (песни, ...

Наверное, именно с этого дня урок ли­тературы стал любимым для Маши, она стала больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы. И хотя с русским языком у Маши по-прежнему были про­блемы, ей стало гораздо интереснее учиться, и из троечницы Маша превратилась в хорошистку.

Именно возможность для ребенка на­чать учебную жизнь сначала и является ключевым положительным моментом пе­рехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успе­ваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.

Физиологические изменения

Переход в среднюю школу может со­впасть с началом физиологических изме­нений в организме ребенка. Ребенок на­чинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих яв­лений являются рассеянность, ослабле­ние памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.
Неуверенность в себе

Сформировавшись однажды, неуверен­ность в себе, в своих способностях «пе­реходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не реша­ется пробовать.

Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.

Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки.

Помочь ребенку преодолеть эти труд­ности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобрав­шись в их причинах.

Личные проблемы

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными пробле­мами ребенка: поссорился с другом, влю­бился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста – психолога.

Отсутствие способностей

Скорее речь идет об отсутствии у ре­бенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Отсутствие интереса

Очень частое явление — ребенок пло­хо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоян­ные неудачи, плохие отношения с учите­лем или сверстниками, личные пробле­мы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в шко­ле, может пригодиться ему в жизни.

Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие при­менения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчи­тать, сколько денег понадобится на по­купку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

3 стр., 1139 слов

Назовите причины такого поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ...

... же он будет учиться в школе?» - спрашивает мама шестилетнего мальчика. Назовите причины такого поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ситуации наиболее трудные для таких детей. Сформулируйте рекомендации ... всем справляется. Назовите причины такого поведения ребёнка? Охарактеризуйте учебные ситуации наиболее трудные для таких детей. Дайте рекомендации учителю и родителям по общению с таким ...

Разгадывание кроссвордов требует на­личия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, исто­рии, литературы).

Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.

Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчи­тывать, какие традиции надо будет соблюдать.

Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян поче­му-то выросли розовые).

А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Если вас что-то беспокоит в пове­ дении ребенка, постарайтесь как мож­но скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

Если в семье произошли какие-то со­бытия, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в дол­ гую командировку кого-то из родите­ лей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семей­ной жизни часто объясняются внезап­ные перемены в поведении детей.

Проявляйте интерес к школьным де­ лам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.

Помогите ребенку выучить имена но­вых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.

Посоветуйте ребенку в затрудни­ тельных ситуациях обращаться за по мощью к классному руководителю.

Не следует сразу ослаблять конт­ роль за учебной деятельностью ребен­ ка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делатьчасть домашних заданий на продленке.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.