Игровая дискуссия «Воздушный шар».

Упражнение «Активное слушание»

Участникам предлагается оценить 9 техник ведения беседы с точки зрения того, насколько они способствуют пониманию партнёра. Эти 9 техник группируются по трём разделам: способствующие пониманию партнёра, не способствующие пониманию партнёра и нейтральные. Техники предъявляются в случайной последовательности.

Участников просят оценить по 7-балльной шкале (–3, –2, –1, 0, 1, 2, 3), где оценка –3 означает, что техника совершенно не способствует пониманию партнёра, а оценка +3 – наиболее способствует.

1. В беседе мы сопровождаем высказывания партнёра репликами вроде: «Глупости ты говоришь», «Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь», «Я бы мог вам это объяснить, но боюсь вы не поймёте» и т.п. (негативная оценка).

2. Мы сопровождаем речь партнёра высказываниями типа: «Да…», «Угу…».

3. Мы дословно повторяем высказывания партнёра. При этом можно начать с вводной фразы: «Как я понял вас…», «По вашему мнению…», «Ты считаешь…» и т.д.

4. В ходе беседы мы вставляем высказывания типа: «Пора приступить к предмету разговора…», «Мы несколько отвлеклись от темы…», «Давайте вернёмся к цели нашего разговора…» и т.д.

5. Мы воспроизводим высказывания партнёра в обобщённом, сокращённом виде, кратко формулируя самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются…» или «Другими словами, ты считаешь, что…» и т.д.

6. Мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнёра или выдвинуть предположение относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…», «Вы так считаете, видимо, потому что…».

7. Мы пытаемся найти у партнёра понимание только тех проблем, которые волнуют нас самих.

8. Мы задаем партнеру вопрос за вопросом, явно стараясь разузнать что-то, но не объясняем своих целей.

9. Мы не принимаем во внимание того, что говорит партнер, пренебрегая его высказываниями.

Рекомендации. Предъявление техник сопровождается инструкцией: «Оцените каждую технику с точки зрения того, насколько она сможет помочь вам понять партнёра. Свою оценку каждый записывает на листочке». Индивидуальные оценки каждой техники обсуждаются сразу после её предъявления. Если мнения участников расходятся с классификацией, то им предлагается поэкспериментировать с этой техникой в ролевых играх или в реальной жизни. Всякая психологическая классификация условна и, возможно, этот опыт сможет дать новое знание о способах понимания в межличностном общении. Обсуждение противоположных оценок может быть самостоятельной темой для дискуссии в группе.

9 стр., 4095 слов

Техники работы с супружескими конфликтами

... . На партнеров заполняется общий бланк оценки стиля спора ... Правила "честной борьбы" - Высказывания должны отражать чувства в ситуации ... , целесообразно предложить им технику «Супружеская конференция». " ... пониманию и взаимным уступкам; обдумано и обсуждено дальнейшее поведение. Решение не найдено, партнер ... партнера. Выделяют три фазы конструктивного спора, каждая из которых имеет свои правила: 1. Вводная ...

Упражнение «Да»

Предназначено для тех, кто по роду профессии работает с людьми.

Цель: работа с различными стереотипами, выход из привычного отношения к себе.

Инструкция: Ведущий готовит основной перечень вопросов (далее участники могут предлагать вопросы сами).

Например:

1)У тебя есть миллион рублей?

2)Тебе нравиться океан?

3)Ты творческий человек?

4)Ты добрый?

5)У тебя бывают рваные носки?

6)Тебе нравится танцевать?

7)Ты любишь кого-нибудь?

На любой вопрос ведущего, вне зависимости от «правильности» ответа, каждый участник должен ответить «Да».

Это упражнение с одной стороны, способно вызвать всеобщий смех, а с другой посмотреть на себя и свои привычки другими глазами, задуматься над стереотипами отношения к самому себе.

Упражнение «Передай чувство». Все участники встают в колонну, в затылок друг другу. Первый человек, задевая второго по плечу, просит его повернуться и передает ему мимикой, позой и жестами задуманное чувство. Это чувство участники передают друг другу по принципу игры «Сломанный телефон». Последний участник говорит, какое чувство он получил, его сравнивают с тем, какое было задумано первым участником.

Цели: развитие умения интерпретировать невербальные сигналы, идентифицировать эмоциональные состояния людей по невербальным проявлениям в поведении; закрепление знаний, приобретенных при «погружении» в данный образовательный модуль и рефлексирование своей деятельности в нем.

Хочу вот это провести Упражнение “Портрет идеального психолога” (проводится в малых группах).

Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. На выполнение задания отводится 5-7 минут. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению подгруппы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Малые группы высказываются по очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти. Спорные качества, формулировки, определения выносятся для обсуждение всей группой. В память включаются уже исправленные качества, принимаемые всеми участниками.

2 стр., 693 слов

Упражнения на концентрацию внимания(3)

Чем полезно: Минусы: Эмоции, как и любое беспокойство значительно мешают управляемой концентрации внимания. В возбужденном состоянии человек не способен ни на чем сосредоточиться. Сильное волнение при публичном выступлении лишает человека остатков памяти. Раздражение блокирует конструктивное мышление. Стрессовое состояние лишает человека способности владеть собой. Душевная или физическая боль ...

Примерные качества:

гибкость,

стремление к самоактуализации,

доброжелательность,

умение брать ответственность на себя,

коммуникабельность,

направленность на личность другого человека,

принятие себя,

уважение чужого мнения,

организаторские способности,

умение видеть на несколько шагов вперед,

креативность,

эмпатийность.

Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.

Упражнение «Эмпатия»

Цель: Освоение методик эмпатического общения (активное слушание, перефраз, вхождение в раппорт и др.), позволяющих точнее понять эмоциональное состояние собеседника и смысл его сообщения, избавить собеседника от коммуникативного стресса, предотвратить возможный конфликт с ним. Расширение эмоционального опыта, формирование толерантности к личности другого как собственного антистрессорного «щита».

Процедура: 1. (Упражнение «Пантерлоги») Участники играют в «испорченный видеотелефон», по цепочке демонстрируя «соседу справа» позу и жест, показанные «соседом слева». В момент общения каждой пары все остальные участники от неё отворачиваются. Когда «цепь» замкнётся, автор невербального сообщения должен оценить степень соответствия ему того, что дошло до него в итоге. Руководитель объясняет значение для создания комфортной ситуации общения «зеркального соответствия» поз, жестов, темпа речи и т.п. собеседников; объясняет методики эмпатического общения.

12 стр., 5807 слов

Тренинг уверенного поведения для подростков

Курсовая работа по дисциплине "Методика введения тренинга" на тему "ТРЕНИНГ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ" СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Общие представления о психологическом тренинге 1.1 Определение понятия тренинга 1.2 Виды психологического тренинга 1.3 Психология уверенного поведения Выводы по главе 1 Глава 2. Описание программы тренинга 2.1 Структура тренинга 2.2 Содержание программы 2.3 ...

Процедура 2. . (Упр. «Маугли»: «мы одной крови – ты и я») № 2 (из каждой пары называет (пишет) для № 1 пять своих отрицательных качеств (лучше не вымышленных).

Задача № 1 так рассказать группе об этих качествах (в чём они проявляются и почему нежелательны), как если бы они были его собственными (№ 1 может попросить у № 2 какой-либо характерный для его имиджа предмет (часы, медальон, шарфик, очки) для символической идентификации).

№ 2 должен оценить, насколько партнёру удалось влезть в его шкуру, насколько они оказались «одной крови».

Упражнение «Давайте жить дружно»

Цель: Выработка вербальных и невербальных навыков «уверенного коммуникативного поведения», дифференциации уверенного и агрессивного поведения (важно понять, как можно установить зрительный контакт с собеседником, как начать/прервать разговор, как поддержать «открытыми вопросами» и как сменить тему беседы, как просить, как отказывать и проч., смягчая при этом фрустрацию собеседника и не провоцируя эскалацию конфликта).

Процедура: При помощи методов демонстрации и психодрамы участникам группы предъявляются фрустрирующие ситуации общения (реальные, предложенные самими участниками, или виртуальные, например, уже знакомые по «Методике рисуночной фрустрации»).

Реакции на них затем классифицируются группой как проявления уверенного, неуверенного или агрессивного поведения. Участников самих просят объяснить, в чём разница.

Игровая дискуссия «Воздушный шар».

Научиться вести дискуссию можно, только непосредственно в ней участвуя, поэтому важно накопить практический опыт. Для приобретения такого опыта организуем игровую ситуацию.

Ведущий. Представьте себе, что вы — экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном, и до земли осталось около 500 км. Произошло непредвиденное — в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполняющий оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар возобновил падение с прежней скоростью. Весь экипаж собрался в центре, чтобы обсудить создавшееся положение. У вас есть вещи (см. список).

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

Экспрессивное поведение в общении и его понимание. Поведение экспрессивное [лат. expressio — выразительность] — выразительное, яркое проявление чувств, настроений. Термины экспрессия и экспрессивность используются в том случае, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения. Экспрессивное поведение или то, что подразумевают под этим ...

Список вещей № Наименование Количество

1 Канат 50 м

2 Аптечка с медикаментами 5 кг

3 Компас гидравлический 6 кг

4 Консервы мясные и рыбные 20 кг

5 Секстан для опредеения местонахождения по звездам 5 кг

6 Винтовка с оптическим прицелом 25 кг

7 Конфеты разные 20 кг

8 Спальные мешки по одному на каждого члена экипажа

9 Ракетница с комплексом сигнальных ракет 8 кг

10 Палатка 10местная 20 кг

11 Баллон с кислородом 50 кг

12 Комплект географических карт 25 кг

13 Канистра с питьевой водой 20 л

14 Транзисторный радиоприемник 3 кг

15 Лодка резиновая надувная 25 кг

Ваша задача — решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно с правой стороны около каждого наименования поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета. При определении значимости предметов и вещей, то есть очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами: 1) высказывать свое мнение может любой член экипажа; 2) количество высказываний одного человека не ограничивается; 3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения; 4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход; 5) решение должно быть принято в отношении всего списка предметов или вещей.