Гинецинский В.И. — Предмет психологии

В.И. Гинецинский

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

(Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. Учебное пособие. — Электронная версия)

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ЕЕ ИНГРЕДИЕНТЫ И СВОЙСТВА

С точки зрения современных представлений психическая реальность существует в виде многообразия психических механизмов, носителями которых выступают отдельные живые существа, и их сообщества.

Психические механизмы продуцируются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Они возникают как надорганизменный компонент бытия живого существа и могут быть, в частности, охарактеризованы через те функции, которые они выполняют по отношению к своему носителю. Можно выделить, по крайней мере, четыре вида таких наиболее общих функций: отражение — воспроизведение объектов экстрапсихической реальности, аккумулирование опыта жизнедеятельности, трансформация и прогнозирование внешних воздействий.

Открытие психической реальности происходит через противопоставление – спецификацию свойств объективной и субъективной действительности в форме обнаружения в составе человеческого бытия особой инстанции, свойства которой резко контрастируют со свойствами человеческого тела и свойствами окружающей его среды. Это справедливо как в историческом, так и в онтогенетическом планах. Исследования, проведенные современными этнографами по изучению мира человека архаичных культур и психологами по изучению процесса формирования детских представлений о мире, обнаруживают в обоих случаях существование особой стадии синкретического антропоморфизма. Для человека, находящегося на этой стадии, еще нет четкой границы между ним и окружающим его миром. Мир мыслится аналогично тому, как мыслится сам человек, мысли и чувства человека, его сновидения и фантазии не дифференцированы от предметов и событий окружающего мира, их вызывающих, и наделяются теми же свойствами.

Антропоморфизм возникает как первоначальная форма мировоззрения и выражается в наделении животных человеческой психикой, в приписывании любым предметам способности действовать, умирать, испытывать переживания (земля спит, небо хмурится).

Английский исследователь первобытной культуры Э.Б.Тейлор ввел понятие анимизма (от лат. anima, animus – дух, душа), рассматривая веру в существование отделимых от тела духов в качестве «минимальной» основы возникновения религии. В соответствии с архаичным антропоморфизмом духи персонифицируют природные явления (гром, ветер) и объекты (деревья, источники), они наделяются собственной волей, способны вредить (духи болезней) или помогать людям. В некоторых случаях духи могут и не противопоставляться этим объектам как их духовные сущности, и тогда считалось, что они погибают вместе с вмещающим их телом. Для первобытного сознания, таким образом, существенным было противопоставление не телесного и бестелесного, одушевленного и неодушевленного, а видимого (своего, освоенного) и невидимого (чужого, неосвоенного), доброго и злого. Весь мир в целом и в каждой своей части мыслился одушевленным.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... себя от земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от ... и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором он временно живет, ... и остальные тела и оболочки, ибо градации Материи всех планов Бытия семеричны. Дело науки будущего осветить эти явления путем научных ...

Исследования, проведенные в 1920-е годы выдающимся швейцарским психологом Ж.Пиаже и впоследствии подтвержденные многочисленными наблюдениями других авторов, убедительно продемонстрировали, что объяснения, к которым спонтанно прибегают дети 4—7 лет, также могут быть квалифицированы как антропоморфные. Ребенок в этом возрасте не только одушевляет природу, но и овеществляет психику. Ребенок склонен рассуждать так, как если бы все предметы и явления обладали сознанием и жизнью, чувствами и волей (анимизм).

Природные объекты часто, по его мнению, неравнодушны к людям: Солнце и Луна следуют, следят за ними, подчиняются их желаниям, иногда посылают им сновидения (сопричастность).

Для ребенка центр мира – это он сам (эгоцентризм).

Все вещи и явления природы сделаны для человека, ради него, и только некоторые им самим (артификализм).

Живя в таком мире, человек способен воздействовать на предметы своими желаниями и мыслями, вправе рассчитывать на понимание и послушание с их стороны (магическая причинность).

В отличие от этого в мире, в котором живет современный взрослый человек, существует разграничение областей реального, возможного и невозможного; фактического (интерсубъективно подтвержденного), вымышленного (намеренно придуманного) и воображаемого (неосознанно желаемого или отвергаемого); рационально осмысленного (понятного) и иррационального (таинственного); контролируемого человеком (управляемого, намеренно воспроизводимого) и вероятного; доказанного и недоказанного и т.п. И хотя по отношению к каждому конкретному явлению та или другая его квалификация могут, конечно, подвергаться сомнению, сами употребляемые понятия входят в категориальную структуру современного мышления, и в этом смысле их статус несомненен, как несомненна и необходимость соответствующим образом дифференцировать явления. Принципиально важно то, что всем этим областям (признакам явлений) мира, в котором мы живем, соответствуют различные переживания. Мы переживаем чувства уверенности или сомнения, чувства искусственности – сделанности (например, наблюдая фокус) или таинственности, понятности или непонятности, зависимости от нас или неподвластности нам и т.д. С психологической точки зрения проблема заключается не только в том, как квалифицировать то или иное явление, но и понять, что лежит в основе разграничения такого рода переживаний. <…>

Психологическая реальность и организм как ее носитель. Как было отмечено нами, психическая реальность существует в форме надорганизменного бытия живого существа. Но не у всякого живого существа в процессе его жизнедеятельности формируются психические механизмы. Поэтому одна из фундаментальных проблем психологии состоит в обнаружении демаркационной границы между живыми существами, обладающими психикой, и живыми существами, не обладающими ею.

6 стр., 2886 слов

Мозг и психика связь основных структур мозга с психическими процессами ...

... щими от внутренней среды организма. Психические процессы обеспечивают формирование зна­ний ... в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно ... cerebrum стало синонимом большого мозга (telencephalon)1. Головной мозг состоит из большого ... процессе трудо­вой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении ...

Психические механизмы в целом производны по отношению к строению организма и формам его жизнедеятельности. Однако установить сколько-нибудь однозначные зависимости между строением организмов и уровнем сложности психических механизмов, формирующихся на их основе, исходя из современных представлений, затруднительно.

Одной из причин такого положения является то, что морфологические признаки, на которых построена систематика животных, отнюдь не всегда определяют особенности и степень развития психической деятельности. Поведение строится как систематическое осуществление функций эффекторных органов животного. В процессе эволюции именно функция первично определяет форму, строение организма, его систем и органов. Лишь вторично строение эффекторов, их двигательные возможности определяют характер поведения животного, ограничивают сферу его внешней активности. Изменение условий жизни порождает необходимость изменения прежних эффекторных функций, затем это приводит к соответствующим морфологическим изменениям в эффекторной и сенсорной сферах, в центральной нервной системе. Но не сразу и даже не всегда функциональные изменения влекут за собой изменения морфологические. У высших животных зачастую вполне достаточными, а иногда даже наиболее результативными являются чисто функциональные изменения без морфологических перестроек.

Активность живых организмов, находящихся на допсихическом уровне развития, характеризуется как раздражимость, т.е. как способность избирательно и специфическим образом отвечать на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ, сохранения целостности организма. Качественный скачок в эволюции составляет появление живых существ, обладающих чувствительностью. Тем самым происходит как бы расщепление прежде единого процесса взаимодействия организма с окружающей средой. <…>

Активность организма, опосредствованная психическим отражением, преобразуется и становится поведением. Возникновение нового фактора регуляции активности организма позволяет трактовать поведение как целенаправленную активность. При этом под целенаправленной активностью подразумевается не только способность к сохранению целостности самого организма, но и тех форм психического отражения, которые являются продуктом взаимодействия организма и среды. В результате появляются и новые формы сохранения прошлого опыта, переживаемость самого воздействия и реакций на него.

Уровень психической организации организма связан со строением его нервной системы и, прежде всего головного мозга. Именно данные эволюционной физиологии позволяют выделить наиболее значимые этапы филогенетического усложнения психики. На филогенетической лестнице мозг, одновременно с головой и двухсторонней симметрией тела, впервые появляется у плоских червей. Вначале головной мозг представлял собой два скопления около 3×103 нейронов. В процессе эволюции он достиг у человека размера 3 ×1012 нейронов.

2 стр., 553 слов

Блок мозга (Блок регуляции тонуса коры и состояний бодрствования).

... объекта, конструктивный праксис, кубики Кооса, зрительная память, понимание логико-грамматических конструкций.   блок мозга (Блок регуляции тонуса коры и состояний бодрствования). оценивается при выполнении всех проб, особенно ...

Согласно классической схеме мозг в своем развитии проходит три этапа. Первый из них завершается возникновением древнего или рептильного мозга. Он включает в себя следующие морфологические образования: мозговой ствол, ответственный за важнейшие вегетативные функции, средний мозг, фактически выполняющий функции примитивного переднего мозга. На этой стадии эволюции уже имеются зачатки мозжечка и гипоталамуса, который играет важную роль в поддержании внутреннего гомеостаза и в удовлетворении основных физиологических потребностей.

У низших млекопитающих формируется старый мозг. Он состоит из таламуса, полосатых тел и первичной коры (лимбический мозг), тесно связанной с обонянием. Помимо обоняния лимбический мозг выполняет функции контроля за эмоциональным поведением и примитивным научением. Таламус координирует и интегрирует сенсорные функции. Полосатые тела ответственны за автоматизмы.

У высших млекопитающих развивается передний мозг, состоящий главным образом из новой коры (неокортекс).

У человека он становится доминирующей структурой нервной системы. Этот эволюционно новый отдел состоит главным образом из полушарий, покрытых корой – слоем серого вещества толщиной в среднем 3 мм. Под корой располагается белое вещество, образованное скоплением нервных волокон, которые проводят нервные сигналы к коре и от нее. Здесь же находятся полосатые тела, ответственные за нервно-мышечный тонус и координацию автоматизированных движений.

В головном мозге человека на основе учета морфологических особенностей, эмбриологических и физиологических данных выделяются три больших отдела: ствол, подкорковый отдел и кора больших полушарий. <…>

В современной нейропсихологии принято подразделение мозга на три блока. Любой вид психической деятельности требует, чтобы в работу включились все они. В противном случае возникают различные нарушения психики.

Первый блок – энергетический, или блок регулирования тонуса и бодрствования. Он располагается в глубинных структурах мозга. Его функция – принимать сигналы возбуждения, приходящие от органов чувств, пересылать определенные воздействия в кору, преобразовывать поступившие сигналы в психические состояния и реакции. В случае повреждения этого блока нарушается закон силы: второстепенные, неважные сигналы не тормозятся, мелкая мысль заслоняет важную идею, теряется избирательность, снижается тонус коры, истощается память.

Второй блок – блок приема, переработки и хранения информации. Расположен в задних отделах больших полушарий и сам состоит из трех подблоков: зрительного (затылочного), слухового (височного), общечувствительного (теменного).

Этот блок имеет иерархическое строение: первичные, вторичные и третичные отделы в каждом. Первые выполняют функцию анализа, вторые – синтеза внутри подблока, третьи осуществляют синтез межблоковый.

Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля. Расположен в лобных долях коры мозга. Человек, у которого нарушен этот участок, лишается возможности поэтапно организовывать свое поведение, не умеет перейти от одной операции к другой. Он обеспечивает произвольную регуляцию поведения человека.

Характеристические признаки объективной и субъективной реальности. Изначально, объективное – это то, что от меня не зависит, а субъективное – то, причина чего лежит во мне самом, чем я в состоянии управлять. Важно также и то, что человек в самом себе, в составе своего собственного бытия обнаруживает (разграничивает) два компонента Я, объективно и субъективно данные типы реальности. Одно Я, обусловленное тем, что от меня не зависит, и другое Я, которое, наоборот, автономно по отношению к тому, что от меня не зависит, Я как таковое. Экстраполируя эту структуру собственного бытия на весь мир в целом, мы представляем его как единство материального и идеального, внешнего и внутреннего в их взаимообусловленности. Если от одного из этих компонентов (аспектов) мы абстрагируемся, или попытаемся представить его несуществующим, или считаем один из них производным другого, мы тем самым примыкаем к одной из философских партий: материалистической или идеалистической, необходимость самого существования которых еще раз демонстрирует неразрывность тех же самых компонентов мира. Субстанция как единая и единственная основа мира существует как тождество противоположностей. <…>

8 стр., 3862 слов

И на основе формируемых при этом психических образов целесообразно регулировать

... отражать объективную действительность и на основе формируемых при этом психических образов целесообразно регулировать деятельность человека и его поведение называется… ... В) функция мозга; Б) свойство мозга, отражение объективной реальности; Г) образ бесплотной сущности. 15. Психика по отношению к ... – это: 94 А) черты, характеризующие отношение к вещам Б) система отношений человека к самому себе В) ...

Любая вещь существует постольку, поскольку она отличима от других вещей. Это возможно, поскольку она обладает качественной определенностью либо пространственно-временными границами своего существования. Качество вещи тождественно ее бытию, утрачивая качество, вещь перестает существовать. Каждая вещь имеет определенные пространственные отношения к другим вещам, границу, отделяющую ее от других вещей, определенные геометрические формы и размеры, определенные длительность своего существования и внутренний темп своих собственных изменений. Вещь сохраняет себя как целостность, поскольку в пространственно-временных границах своего существования способна вступать во взаимодействия с другими вещами. <…>

О существовании вещи можно говорить лишь постольку, поскольку вещь обнаруживает себя во взаимодействии с другими вещами. Вещь характеризуется способностью сохранять себя в данном взаимодействии. Вне отношений невозможно говорить о существовании вещи. Именно во взаимодействии вещь обнаруживает свои свойства. Любое свойство есть отношение. <…>

Теперь вернемся к главному для нас вопросу: по каким признакам психический образ вещи отличим от самой вещи. При ответе на него не будем ссылаться на данные каких-либо специальных исследований. Обратимся к нашему повседневному опыту, но с учетом того, о чем мы только что говорили. Когда мы смотрим на вещь, образ вещи находится в том же самом месте, что и сама вещь. Он пространственно от нее не отделим. Но образ воспринимаемой нами вещи сущностно связан и с нашим телом, он находится в том месте, где находится наше тело. Кроме того, мы отчетливо понимаем, что характеристики нашего образа вещи как-то могут быть связаны с нашими собственными особенностями, в частности с нашим актуальным состоянием. Я могу что-то не заметить в вещи, когда устал, или у меня плохое зрение, или я недостаточно опытен и т.д. Так или иначе, образ воспринимаемой вещи находится в том же самом месте, что и сама вещь, он тождествен с самой этой вещью, но, с другой стороны, он находится в другом месте, отличается от нее по своим характеристикам. Это не значит, что к образу вещи неприложимы вообще пространственные характеристики. Нет, но образ вещи находится не в объективном, а в субъективном пространстве, отграничен от других ингредиентов, заполняющих это пространство. Субъективное пространство в целом ортогонально объективному пространству.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... переживаниях индивида. *Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы*: - руки заложены за спину, ... изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых ... жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты: - активная ...

Образ вещи формируется в процессе взаимодействия вещи и организма. При этом образ вещи, получая относительно автономное существование, не может, тем не менее, воздействовать на какую-либо вещь, находящуюся в объективном пространстве. Образ вещи может только регулировать активность организма, являющегося носителем психической реальности, в составе которой продуцируется образ. Психическая реальность порождается в результате взаимодействия компонентов объективной реальности и может воздействовать на эту реальность через тело, являющееся носителем этой реальности. Иначе говоря, своеобразие психической реальности проявляется в причинно-следственных отношениях, реализуемых с участием соответствующих компонентов. <…>

ВНЕШНИЕ ГРАНИЦЫ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ

Психология и философия. Психология в качестве самостоятельной отрасли знания сформировалась, отпочковавшись от философии. На протяжении же более двух тысячелетий психология развивалась как раздел философии в качестве философского учения о душе, аккумулируя и систематизируя сведения, получаемые в ходе медицинской и педагогической практики. Однако и отпочковавшись от философии, психология продолжает сохранять с ней прочные связи. Они обнаруживаются, прежде всего, в ответах, которые психологи дают на вопрос о месте психической реальности в мире. Различные варианты ответов на этот вопрос не могут быть выработаны без обращения к философским учениям, они знаменуют собой вехи в развитии самой психологии. Их можно выделить с помощью важнейших психологических категорий: душа, сознание, бессознательное, психическое поведение, деятельность.

Представление о психике как о душе, либо как о некоем автономном нематериальном начале человеческого бытия, посреднице между духом и человеческим телом, либо как об особо тонкой разновидности вещества в истории европейской культуры было выработано в Древней Греции. Термины, которые использовались греческими философами для наименования этого начала, были «псюхе», «пневма», «квинтэссенция». Термины «псюхе» и «пневма», как и русское «душа», этимологически близки словам, обозначавшим воздух, дыхание. Это соответствовало пониманию души как жизненной силы, покидающей тело вместе с последним вздохом, как особо тонкого вещества. Представления, выработанные в рамках этого понимания психической реальности, были тесно связаны с культивировавшимися обрядами погребения и находили в них свое выражение. Естественно, что представления о том, что ожидает человека после его смерти, были связаны с представлениями о том, что произойдет с каждой из составных частей его бытия. Понятие квинтэссенции (пятой сущности) возникло в античной космологии. Согласно Аристотелю (384-322 до н.э.), квинтэссенция, или эфир, является субстанцией надлунного мира. В отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных возникновению и уничтожению, она вечна (неуничтожима и несотворена).

В современной культуре представление о душе используется чаще всего для обозначения целостности и автономности внутреннего мира человека, а также, чтобы подчеркнуть его особые качества (душевность).

3 стр., 1459 слов

Негативное воздействие стресса на организм человека

... В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ... постоянный доход — многие в наше время озабочены такими проблемами.Все свои силы, знания, стремления направлены ими на карьерный рост и если результат не ожидаемый, стресс ...

В отличие от представления о душе как о космическом начале, понятие о сознании возникает как результат использования новой методологии при анализе внутреннего мира человека. Открытие этой новой реальности связано, прежде всего, с именем французского философа Р.Декарта (1596-1650).

Он обнаруживает в составе внутреннего мира самодостоверное суждение «cogito ergo sum», которое интерпретирует как непосредственное свидетельство существования мыслящей субстанции. В строгом смысле слова, по Декарту, субстанцией можно назвать только Бога, который «вечен, всеведущ, всемогущ, источник всякого блага и истины, творец всех вещей». Мыслящая и телесная субстанция сотворены и поддерживаются могуществом Бога, нуждаются в его содействии. Сознание – конечная субстанция, «вещь несовершенная, неполная, зависящая от чего-то другого, беспрестанно домогающаяся и стремящаяся к чему-то лучшему и большему». Мыслящая субстанция в качестве своего главного атрибута наделена непротяженностью и потому неделима. Трактовка сознания как самодостоверной реальности открывала путь к систематическому использованию особого метода ее изучения – интроспекции. На основе интроспекции устанавливаются такие свойства психической реальности, как ее эвидентность, рефлексивность, интенциональность, субъектность. В качестве специальной разновидности лабораторного эксперимента интроспекция наиболее последовательно использовалась в научных школах Вундта (1832-1920) и Титченера (1867-1927).

Один из вариантов отказа – преодоления традиции, заложенной работами Декарта и отождествлявшей психику с сознанием – получил широкое распространение после работ австрийского психолога 3. Фрейда (1856-1939).

Это направление оформилось в психологии как психоанализ, и его утверждение фактически означало признание того, что сознание представляет собой лишь один из ингредиентов психической реальности. Другой ингредиент получил название – бессознательное психическое. Структура психики, по Фрейду, включает в себя три компонента: Id, Ego, Super-Ego, отношения между которыми рассматривались также и с энергетических позиций. Фрейд использовал для наименования психической энергии термин «либидо» (от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление), связанный, прежде всего с обозначением энергии полового влечения. С точки зрения Фрейда, психическая энергия, первоначально существующая в форме либидо, способна претерпевать разнообразные трансформации. Преобразование энергии аффективных влечений в формы социально одобряемой деятельности трактуется им как сублимация, а преобразование энергии осознаваемых, но социально неприемлемых влечений – как вытеснение. Энергетическое заряжение объектов обозначается как катексис. Открытие неосознаваемых ингредиентов психического в качестве предмета психологии связано, как и в случае открытия сознания, в первую очередь с изменением методов психологического исследования.

Другой вариант отказа от отождествления психики и сознания оформляется среди направлений развития психологической мысли как бихевиоризм. В основе бихевиористической концепции лежит понимание психики как поведения, т.е. совокупности двигательных или сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций – ответов организма на воздействия внешней среды (стимулы) и различимых с точки зрения (средствами) внешнего наблюдателя. Бихевиоризм возник под непосредственным влиянием лабораторных исследований животных форм психики, для изучения которых, очевидно, не применимы методы интроспекции. Родоначальниками нового направления стали американские психологи Э.Торндайк и Дж.Б.Уотсон. Экстраполяция методов изучения животных форм (уровней) психики на изучение поведения человека привела к созданию концепции, согласно которой любые формы поведения могут быть описаны как констелляции реакций, формируемых по определенным законам. Закон (принцип) проб и ошибок: выработка всякой новой реакции начинается со случайных проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к успеху. Закон эффекта: удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению. Закон упражнения: в результате многократного повторения одних и тех же реакций на одни и те же стимулы реакции автоматизируются.

3 стр., 1384 слов

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные ...

... темп при этом не выигрывая технического места. Поэтому перед выступлением важен психологический настрой учителя. Меланхолик - слабый тип нервной системы, с быстро протекающими ... следующее определение темперамента: « Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной ...

В рамках деятельностной концепции психической реальности осуществляется попытка создания качественно нового синтеза представлений, рассмотренных нами. Психическая реальность трактуется здесь как целостность, интегрирующая в себе внутренние (сознание) и внешние (поведение) формы психической активности, осознаваемые и неосознаваемые уровни психики в их взаимопереходах и взаимообусловленности. Такая трактовка берет свое начало в работах советских психологов Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна. В качестве предпосылок оформления этого направления в психологии в нем были ассимилированы представления о взаимообусловленности процессов интериоризации и экстериоризации, о знаковой и орудийной опосредствованности процесса формирования внутреннего мира человека. <…>

Психология и биология. Можно говорить о существовании на границе между биологией и психологией трех проблем: психосоматической, психоэтологической и психофизиологической. В отличие от психофизической проблемы, когда рассматривают трансформацию внешнего по отношению к организму стимула в психические формы его отражения, здесь, на границе между биологией и психологией, рассматривается проблематика преобразования форм, в которых проявляется активность организма – носителя психики, в формы психической активности, продуцируемые и функционирующие на их основе.

Этология (греч ethos – нрав, характер, манера вести себя и logos – учения) сформировалась как наука об общих биологических основах поведения животных. В задачи этологии входит изучение поведения животных в естественных условиях обитания, выявление значения поведения как фактора эволюции, индивидуальной и популяционной адаптации. В рамках психоэтологической проблематики центральное значение имеет анализ поведения как фактора формирования психики и психики как фактора регуляции поведения. Как самостоятельная отрасль знания, отличная от зоопсихологии, этология оформилась в 30-е годы нынешнего столетия. Основой для ее формирования послужили данные о наличии в онтогенезе поведенческих актов, реализующихся в виде последовательности стереотипных действий – инстинктов. Они характерны для всех особей данного вида и шаблонно выполняются в определенный период онтогенеза без какого-либо специального обучения. Они возникают в ответ на релизеры – ключевые раздражители, опознаваемые животными без всякого индивидуального опыта. В качестве особой формы научения был выделен импритинг – запечатление. В этом случае соответствующий раздражитель оказывается действенным для взрослой особи, если он предъявлялся животному в определенный сензитивный период развития. <…>

4 стр., 1624 слов

Психологические аспекты политической активности

... ученых проблемы человека в политической активности обнаружили дефицит знаний о собственно психологических компонентах политических явлений. Дальнейшее изучение ... М., 1993. 10. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978. 11. Братусь Б. С. Аномалии ... интеллектуальная ситуация придает особо острую актуальность теоретической лишь на первый взгляд проблеме соотношения объективного и ...

В качестве частных аспектов психоэтологической проблематики могут рассматриваться проблемы обусловленности психических механизмов регуляции активности организма со стороны строения самого организма и физиологических процессов, в нем протекающих. При этом при характеристике строения организма учитывают как пропорции отдельных частей тела, так и соотношение различных тканей, составляющих организм. В филогенетическом аспекте наибольшее значение, естественно, придается показателям, характеризующим удельный вес нервной ткани в структуре организма. В частности, неоднократно предпринимались попытки найти закономерности изменения сложности форм поведения организма на основе определения удельного веса нервной ткани в его составе. Важное значение в этом аспекте играет также идея нервизма или положение о главенствующей роли строения нервной системы в регулировании физиологических функций. <…>

Психология и социология. При рассмотрении психических механизмов регуляции поведения человека следует принять во внимание обусловленность их формирования и функционирования не только со стороны абиотических и биотических факторов, но и со стороны структур социального взаимодействия.

Единый процесс эволюционного становления человека и исторического формирования общества, на основе современных представлений разделяется на стадии, смена которых связана с качественными преобразованиями орудийно опосредствованной деятельности человека, психических механизмов ее регуляции структурами социальных организаций.

Гинецинский В.И. — Предмет психологии — Стр 2

Наиболее органичным образом единство этих трех составляющих антропогенеза проявляется в многообразии этнических стереотипов поведения. Акт рождения вводит человека непосредственно в сферу действия социогенных факторов, откристаллизовывающихся, в частности, в формирующихся у него стереотипах поведения. Внеэтничных людей нет. Но выявление сформировавшегося стереотипа для самого носителя или для внешнего по отношению к нему наблюдателя оказывается возможным лишь тогда, когда обнаруживаются различия моделей поведения, демонстрируемых представителями одного этноса по сравнению с представителями другого этноса в сходных жизненных обстоятельствах.

Основными экстрапсихическими условиями и главными признаками этнической общности выступают единство территории и языка. У членов этнической общности формируется общность процессов самоидентификации, важную роль в которых играют представления (знания) об общности происхождения. Сформировавшиеся этнические общности выступают как социальные механизмы, самовоспроизводящиеся путем преимущественно этнически однородных браков, передачи культуры, традиций, ценностных ориентации. Этнические стереотипы обнаруживают себя в явлениях внутриэтнической консолидации и в межэтнических конфликтах, когда вскрывается несовместимость способов реагирования представителей разных этносов в рамках единой ситуации. Оказывается, что одна и та же ситуация имеет разный личностный смысл для представителей разных этносов. Они по-разному ее воспринимают, различным образом ее запечатлевают и интерпретируют. <…>

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА

<…> Характеристические признаки психологического знания. Ведущая особенность психологического знания состоит в том, что оно возникает как результат осознания свойств сознания. В психологическом знании явственно обнаруживается то, что оно есть единство процессов объективации и субъективации, результат субъективации (осмысления) предварительно объективированных продуктов познавательной активности. Субъект психологического познания призван к тому, чтобы изыскивать средства и методы объективации продуктов субъективной активности, открывающих возможность доказательного интерсубъективного знания. Психология есть объективное знание о субъективной реальности.

Специфика психологического знания рельефно обнаруживается при рассмотрении его в аспектах категорий истинности и осмысленности. Истинному знанию соответствует состояние когнитивного консонанса субъекта, согласованности, взаимодополнительности конституирующих его компонентов, а ложному знанию – (по крайней мере, имплицитно) состояние когнитивного диссонанса. Истина всегда осознанна, а ложь бывает как осознанной, так и непреднамеренной. Мы расцениваем нечто сказанное как истину лишь тогда, когда это происходит не случайно (не в результате простого совпадения сказанного с действительным положением дел), а преднамеренно. Вот, например, предложения, казалось бы, говорящие об обратном: «Я вдруг понял, что говорю правду», «Он сказал правду, сам того не подозревая». Первое высказывание означает, что я сказал нечто, но понял, что сказанное истинно, лишь в результате осознания этого. Здесь разделяются две стадии. Сначала я выполняю некое речевое действие, а затем по ходу его выполнения у меня возникает осознание его истинности, понимание того, что я говорю правду. Во втором случае высказывание свидетельствует о том, что правда как правда существует лишь для того (реципиента), который способен сознавать это. Для самого говорящего сказанное такого статуса может и не иметь.

В этой связи следует отметить, что личностные опросники, широко используемые в настоящее время в исследовательской и консультационной практике, включают в свой состав так называемые шкалы искренности (правдивости/лживости) для оценки (коррекции) состояния респондента, его отношения к обследованию. Очевидно, что на вопросы типа «Случалось ли Вам говорить неправду?», «Бывало ли, что Вы пользовались шпаргалками во время экзамена?», «Случалось ли, что Вы не оплачивали поездку в городском транспорте?», «Смеетесь ли Вы неприличным шуткам?» респонденты могут отвечать, руководствуясь мотивами социальной желательности, ориентируясь, прежде всего на то, какими бы им хотелось быть, какими они хотели бы предстать в глазах окружающих, а не на то, каковы они есть «на самом деле» со своими слабостями и недостатками. Специфика психологического знания, конечно, не в том, что оно может или не может быть истинным или ложным, а в том, каковы процедуры его верификации. В данном случае верификация предполагает соотнесение типичного, наиболее вероятного поведения со сформировавшимися у субъекта представлениями о должном, социально одобряемом поведении. <…>

К приведенным из диагностических опросников примерам все же приложимы истинностные оценки, они имеют в виду согласованность определенных аспектов поведения и допускают в принципе объективную проверку. Однако наибольший интерес (наиболее значимую психологически информацию) мы получаем из ответов на вопросы, касающиеся сугубо субъективных состояний. «У меня почти всегда что-нибудь болит», «Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного», «Мне часто снится, что меня обижают», «Будущее мне представляется мрачным и бесперспективным», «Я упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю своих родителей». Представляется, что к ответам на подобные вопросы (согласие/несогласие с утверждениями приведенного типа) вообще не применимы истинностные оценки, что не существует критериев их верификации/фальсификации. Но это лишь одно из проявлений специфической парадоксальности психологического знания. Ошибка всегда есть ошибка категоризации. Парадоксальность истины в случае психологического и непсихологического знания раскрывается как бы с разных сторон. В случае психологического знания в тождестве/различии объекта и его образа на первый план выходит тождество, общность той сферы, в которой они оба существуют. В случае непсихологического знания на первый план выходит различие сфер психического и экстрапсихического. Психологическое знание истинно, когда субъект в изначальной тождественности объекта и его образа обнаруживает их различие. Психологическое знание ложно, когда субъект не способен преодолеть «изначальную» тождественность объекта и его образа, «расщепить» психологический атом.

Уже было отмечено, что истина всегда осознанна, а ложь бывает как намеренной (осознанной), так и непреднамеренной (неосознанной).

Вместе с тем существует третий тип ситуаций, по отношению к которым неприменимы предикаты «истина» и «ложь». Это ситуации абсурда. Абсурд есть абсурд, он не является ни истиной, ни ложью. Субъективно абсурду соответствует состояние утраты (отсутствия) личностного смысла. Не затрагивая проблему в целом, укажем лишь на один механизм, который ведет к обессмысливанию ситуации. Он заключается в разрыве иерархически соподчиненных уровней отражения. В этом случае мысль (представление) как продукт познавательного процесса не укоренена в чувственной ткани сознания, и, наоборот, чувственные данные не получили концептуального дополнения (осмысления – обобщения).

<…>

Психология – это не только определенным образом систематизированное знание о психической реальности, но это одновременно и многообразие взаимодействующих, а нередко и взаимоотрицающих друг друга направлений, каждое из которых претендует на наиболее адекватное изображение изучаемой реальности. Многообразие сосуществующих психологических направлений можно было бы также рассмотреть как многообразие типов психологических знаний. Само это многообразие возникает за счет того, что в разных направлениях приоритетное значение придается разным источникам получения эмпирических данных, разным процедурам (методам) их извлечения, разным способам истолкования полученных данных.

7