Геральдические и негеральдические фигуры в гербе

Тема

ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ

План

  1. Общее строение герба.
  2. Исторические формы щита.
  3. Цветовое и графическое деление щита.
  4. Геральдические и негеральдические фигуры в гербе.
  5. Внешние составные части герба.
  6. Материалы и цвета в гербе и их символическое значение.
  7. Происхождение и развитие гербов в России.

1. Общее строение герба

Теоретическая геральдика – это специальный раздел геральдики, изучающий правила составления и прочтения гербов.

Теоретическая геральдика выделяет в строении герба 10 составных частей – одной внутренней, главной и обязательной, а также 9 внешних, необязательных.

Составные части герба

1. Щит.

2. Шлем.

3. Нашлемник.

4. Корона.

5. Мантия.

6. Намет.

7. Щитодержатели.

8. Девиз.

9. Клейноды.

10. Бурелет.

Щит – внутренняя, главная и единственная обязательная часть герба. Щит – это основное гербовое поле, на которое наносятся все символы, эмблемы, фигуры, характеризующие гербовладельца. Щит является центром любого герба, контуром, в пределах которого, а также вокруг него, наносятся разнообразные гербовые знаки и фигуры.

Внешняя часть герба состоит из шлема, нашлемника, короны, намёта, клейнодов, мантии, щитодержателей и девиза. Присутствие всех составля­ющих внешней части не обязательно. Внешняя часть, в отличие от внутренней, более подвержена изменениям, связанным с переменами в должностном положении владельца герба. Так например, в гербе А.А. Арак­чеева до 1816 г. щитодержателями были рыцарь и конь, а затем – два солдата-артиллериста подшефного полка.

2. Исторические формы щита

Геральдические щиты произошли от реальных щитов, и потому они вводились в геральдику постепенно, так как форма щита развивалась в зависимости от времени и страны. Именно поэтому геральдические щиты носят исторически и национально обусловленную форму и соответствующие им национальные наименования. В основе всех видов щитов лежат простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, эллипс, ромб. Всего существует 8 основных форм щита: французский испанский, варяжский, английский, византийский, итальянский, германский, польский. Самой древней формой щита является треугольная, суживающаяся книзу. Это норманнский, или варяжский щит.

10 стр., 4848 слов

Ознакомление детей среднего возраста с геометрическими фигурами ...

... можно определить форму предметов или их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами по Н.В. Котовой [22] следует ... ённым образом, даёт качественно новую форму - фигуру. Причем фигура обладает теми же свойствами, что и образующие её ... "Я Сам". Таким образом проблема ознакомления с геометрическими фигурами носит интегрирующий характер. Следовательно, тема нашей работы является актуальной. ...

3. Цветовое и графическое деление щита

Деление щита. Иногда щит на гербе был одноцветным, иногда он по своей окраске делился на части. Поле щита делится на части при помощи 4 основных делений: рассе­чение (вертикально), пересечение (го­ризонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали).

Сечение выполняется как прямыми, так и изви­листыми линиями. Скошение ступенча­той линией справа называется нисходя­щими степенями, слева – восходящи­ми. Существует иерархия частей щита – наиболее почётной является центр поля, затем справа или в центре сверху (в зависимости от членения), далее сверху или в центре снизу и т.д. Часто встречаются такие деления, как ступенчатое, вогнутое или выгнутое, зубчатое, остриевидное, пилообразное, чешуйчатое, облаковидное, пламевидное, улиткообразное. Многопольность возникает либо при соединении нескольких гербов (включая гербы угасших линий), либо при получении гербовладельцем более высокого титула (например, в гербе А.В. Суворова), либо при позднем получении герба (обычно чем древнее герб, тем меньше сечений на его щите).

Таким образом, геральдический щит являлся основной несущей конструкцией всего герба и, в свою очередь, представлял собой сложное строение, в котором было заложено основное смысловое значение геральдического знака.

4. Геральдические и негеральдические фигуры в гербе

Геральдические и негеральдические фигуры. В теоретической геральдике фигуры, которые помещались на щите, делились на два основных вида: геральдические и негеральдические. Различают шесть главных геральдических фигур:

1. Глава щита. Щит имел главу в том случае, когда 2/7 его длины вверху давалось другим цветом, если длина ее меньше указанной величины, то фигура называлась вершиной. Глава щита может быть скошенной или треугольной.

2. Подножие или оконечность щита. Если 2/7 длины внизу щита давалось другим цветом, то геральдическая фигура называлась оконечностью; если эти размеры меньше, фигура называется подножием. Оконечность также может быть скошенной или треугольной.

3. Столб. Такая геральдическая фигура получалась, когда другим цветом давалась 1/3 ширины щита. Столб может быть как правым или левым, так и сдвинутым вправо или влево. Если столб нормальной ширины и находится в щите один, то означается как узкий.

4. Пояс. Выделение другим цветом 1/3 длины щита составляло пояс, который может быть повышен или понижен, может также быть узким, но в щите может быть и несколько поясов.

5. Перевязь – это выделение другим цветом 1/3 щита по диагонали. Перевязь может быть справа и слева, она может быть узкой, повышенной или пониженной или повторяться в щите несколько раз.

6. Стропило – две встречные перевязи, не доходящие до вершины щита. Если его вершина касается нижней части щита, оно называется опрокинутым. Оно может быть сужено или повторено несколько раз, повышено или понижено.

24 стр., 11672 слов

Формообразование. Фигура и фон. Фигурное последействие

... 4. Изоморфизм физического, физиологического и феноменального полей__10 минут 5. Законы формообразования. Фигура и фон________________10 минут 6. Принцип прегнантности. Метод срисовывания (Фолькельт). Актуалгенез формы. ... условиях поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью, стремится приобрести статус фигуры, и тогда все, окружающее ее, воспринимается как фон; здесь возможность ...

7. Простой геральдический крест.

8. Андреевский крест.

Негеральдические фигуры делились на естественные, искусственные и легендарные.

Естественными фигурами назывались изображения живых существ (людей, животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся), растений, небесных светил и стихий (солнце, полумесяц, звезды; реки, холмы, облака) К естественным фигурам принадлежат фигуры людей: изображения святых, изображения человека или частей тела человека (рука, голова, ноги, сердце, иногда охваченное пламенем).

Из животных можно встретить изображения льва, леопарда; коня, оленя, пса, волка, вепря, медведя, быка, барсука, козла, агнца и др. Из птиц изображается орел, журавль, лебедь, петух, павлин, сова, голубь. Встречаются изображения змей, дельфинов, рыб, раков, жуков, пчел, муравьев, улиток, раковин, а из растений – лилий, роз, венков, деревьев, ветвей.

Известно около 40 вариан­тов изображений льва и леопарда, а также их симбиозов (львиный леопард и леопардный лев), раз­личающихся по его позе или по харак­теру исполнения отдельных деталей (особенно хвоста, который может быть двойным и тройным и изгибаться в разных направ­лениях).

Символический смысл изображений животных: лев и леопард – власть, могущество, сила, храбрость. Конь – сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы).

Собака – символ пре­данности и повиновения. Кошка – неза­висимость. Волк – злость, жадность. Медведь – предусмотрительность. Кабан или вепрь – бесстрашие, неукро­тимость. Бык – плодородие земли. Овца – кротость. Лань – робость. Олень – символ воина, перед которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются: орёл (власть, великоду­шие), ворон (долголетие), петух (символ боя, борьбы), цапля (пугливость), пав­лин (тщеславие), пеликан (чадолюбие), журавль (с камнем в одной лапе – сим­вол бдительности) и др. Из морских живот­ных: дельфин (символ силы); из насеко­мых: пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочки (непостоянство).

Змея может быть изображена ползущей (символ зависти, раздора, мятежа, неблагодар­ности), свернувшейся в кольцо с хвос­том во рту (символ вечности), обвивша­яся вокруг чаши (символ медицины).

Растения в геральдике представлены деревьями: дуб (сила, крепость), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность, миролю­бие); ветками; цветами – роза, лилия; венками, злаками – колосья, снопы; травами; плодами. Геральдическая лилия (лилия Каролингов) в своей основе, по-видимому, была изображением острия копья, чем и объясняется её широкое употребление в геральдике. Солнце (символ истины, правды, премудрости) изображается в виде диска с человечес­ким лицом и окружено сиянием или имеет восемь лучей. Точно так же луна, изображаемая в виде полумесяца, имеет иногда человеческий профиль. Количество лучей у звезд различно: в немецкой гераль­дике обыкновенно шесть, во французской – пять.

Искусственные фигуры – это изображения предметов, сделанных человеческими руками: мечи, копья, стрелы, кольчуги, пистолеты, подковы, шпоры, кольца, знамена, башни, крепости, пушки, колеса, корабли, якоря. Среди фигур мирного обихода – чаша, лира, рог изобилия и др.

12 стр., 5850 слов

Особенности изображения человека в экспрессионизме

... наиболее яркими представителями экспрессионизма; -рассмотреть особенности творчества Эгона Шиле; -исследовать особенности изображения человека, различными выразительными средствами на основе работ Эгона Шиле; -разработать серию ... формы, типы, которые он, автор, переписывает их через простые формулы и символы". Экспрессионизм - одно из наиболее сложных и противоречивых направлений в художественной ...

К легендарным фигурам относятся изображения существ, не существующих в природе, например, изображения кентавра, сирен, грифов, единорогов, пегасов, драконов, фениксов, козерогов и многих других, в том числе и двуглавого орла.

Изображённая на щите фигура может содержать намёк на фамилию владельца или название его владения, такой герб называется глас­ным. В России такие гербы были характерны для нового, служилого дворянства. Глас­ность может быть выражена помеще­нием на щите отдельных инициалов, а иногда и полных названий (в земельных гер­бах).

Помещённая на щите фигура может быть частью герба сюзерена и тем свидетельствовать о пожаловании герба за особые заслуги. Таким свидетель­ством в российской геральдике является помещение на щите двуглавого орла. В России пожало­вание графским достоинством введено Петром I, графы получали сначала титул графа «Священной Римской импе­рии», а потом возводились в графское достоинство Российской империи, поэтому в их гербах помещены два двуглавых орла: российский (с коронами) и имперский (с ореолами над головами).

5. Внешние составные части герба

Шлем обычно помещается непосред­ственно над щитом. Форма его зависит от времени и места исполнения герба, а также от социального положения владельца. В Европе с XVI века для личного (нового) дворянства употреблялся закрытый шлем, повёрнутый вправо, а для потомственного дворянства – тур­нирный с решёткой. Во многих странах существуют различные виды шлемов. В российской геральдике с середины XIX века у лиц, принадлежащих к древнему русскому дворянству, герб вен­чался древним славянским шлемом, а у лиц восточного происхождения – шишаком. В гербах незаконнорождённых побочных детей шлем закрыт и повёрнут влево (во всех остальных случаях прямо или впра­во).

Помещение нескольких шлемов харак­терно для немецкой геральдики, в российской геральдике это исключения.

Нашлемник или украшение шлема может быть повторе­нием основной фигуры герба (характерно для польской геральдики), причём иногда в другом выражении. Нашлемник может нести эле­менты присоединённого герба: являться дополнительной частью герба (в гербе Державиных нашлемник иллюстрирует девиз).

Нашлемник может также служить просто укра­шением (страусовые перья в российских и польских дворянских гербах).

Особый случай – использование в качестве нашлем­ника лейб-кампанской шапки («гренадерки») в гербах лейб-кампанцев.

Корона надевалась либо на шлем (или поднималась над ним), либо непо­средственно на щит (последнее более позднего происхождения и широко рас­пространено в немецкой и позднефранцузской геральдике).

Известно до 150 разновидностей корон, упо­требление которых зависело от титула (ранга) гербовладельца и страны, в которой он получил герб. Основными видами корон являются имперская и королевская короны (соответ­ствуют подлинным коронам монархии), графская корона (с 9 жемчужинами), баронская (в российской геральдике – золотой обруч, перевитый три раза жемчужной нитью, для прибалтийских баронов – с 7 жемчужинами; в английской геральдике – с 4 жемчужинами), дворян­ская (употреблялась только в российской геральдике – с 3 листками и 2 жемчужинами между ними), городская (или башенная) для земельных гербов.

12 стр., 5527 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТОВ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ...

... тонизирующим и «ободряющим» цветом, который стимулирующе воздействует на умственную жизнь человека. В Российской Империи до 1917 года в этот цвет выкрашивали государственные здания.   Ж ... Люди издавна придавали тем или иным цветам определенные символические значения и закрепляли их в культуре племени, народности, нации, человечества. Поскольку развитие культур ...

Намёт происходит от матерчатой накидки на шлем для защиты от солне­чных лучей, во время боя разрывав­шийся на узкие ленты. Как правило, исполнялся в цветах герба финифтяным с металлическим подбоем.

Клейноды или особые украшения вокруг герба (как правило, личные, не наслед­ственные внешние украшения) – знаки отличия и различия, вносимые в герб. Это могут быть изображения орденов, кавалером которых был гербовладелец, регалии его должностей (булава, бунчук, знамя, маршальский жезл и т.п.).

В России законодательство особо преду­сматривало разрешение вносить в герб изображение орденов и даже знака отличия беспорочной службы. Обычно ордена подвешиваются под щитом, при этом орденская цепь или лента его окру­жает. Орденский крест или звезда могут быть помещены и за щитом с выгляды­вающими концами. Знамёна и регалии помещаются за щитом или их держат щитодержатели. В женских гербах внешним украшением могут быть пальмовые ветви и траурное вервие (ленты) у вдов.

Мантия – стилизованное изобра­жение шатра или палатки, ниспадающей из-под короны, поднятой над гербом. Первона­чально мантию имел только суверенный монарх, позже она была введена в княжеские и герцогские гербы. В российской геральдике употребле­ние мантии допускалось только в гербах князей и родов, ведущих своё происхо­ждение от древнерусских князей.

Щитодержатели – фигуры, поддерживающие щит по бокам (люди, животные, птицы или мифические существа).

Появление их в геральдике относится к XVI-XVII вв. В российской геральдике право на помещение в гербе щитодержателей имело лишь титуло­ванное и древнее дворянство. Щитодержатели всегда исполнены в природном цвете (грифы и драконы могли быть золотыми).

Как правило, щитодержателей всегда два (в российской геральдике исключение составлял герб графов Каменских, в котором был один щитодержатель).

Девиз помещался на ленте, обычно расположенной под щитом. Он мог быть написан на любом языке – чаще употреблялся либо национальный, либо латынь. В российской геральдике известно около 1000 тысячи гербов с девизами. В редких случаях один и тот же девиз мог быть избран разными гербовладельцами.

6. Материалы и цвета в гербе и их символическое значение

Гербы составлялись обычно как рельефные изображения. В качестве материала для их составления употреблялись металлы, цветные эмали (финифти) и меха.

Металлы употреблялись только драгоценные – золото и серебро. На цветных изображениях золото давалось золотой или желтой краской, серебро – серебряной.

Финифти использовались только пяти цветов – красного, голубого, зеленого, пурпурного и черного. Для удобства типо­графского исполнения справочников по геральдике с XVII в. приняты условные графические изображения металлов, финифти и мехов – шраффировка. Поверх металла или финифти мог быть нанесён тонкими линиями узор – дамаскировка.

Основное правило при составлении гербов: металл на металл и финифть на финифть не накладываются. Можно накладывать либо финифть на металл, либо металл на финифть. Если поле золотое, то фигуры на нем могут быть только финифтяные, серебряных накладывать нельзя. Золотые или серебряные фигуры могут быть даны только на поле, покрытом финифтью того или иного цвета.

14 стр., 6683 слов

Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела.

... Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения ... глубоким и спокойным. 1.6. Обсуждение   Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела. 2.1. «Ритмирование» (см. п.1.5.) 2.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения ...

Металлы, финифти и меха имеют символическое значение. Символическое значение металлов: золото – справедливость, милосердие, сила, богатство; серебро – правдивость, невинность, чистота.

Символическое значение цветов (эмалей или финифтей): красный цвет (червленый, червлень) – хра­брость, кровопролитие; голубой (лазурный) – вели­чие, красота, ясность; зеленый – наде­жда, свобода, изобилие; пурпурный – достоинство, могущество, мужество, сила; черный (чернь) – скромность, образован­ность, смирение, печаль.

Символическое значение мехов: горностай – власть, чистота; белка – преданность, честность (уточнить).

Допускалось графическое изображение гербов и на бумаге. Золото графически изображалось черными точками на белом поле, серебро – в виде белого поля без заштриховки. Красный цвет изображался красной краской, а графически – вертикальными линиями; голубой цвет – голубой краской, графически – горизонтальными линиями; зеленый цвет – зеленой краской, графически – диагональными линиями справа. Пурпурный цвет обозначался сиреневой краской, а графически – диагональными линиями слева; черный цвет – черной краской, а графически – взаимно пересекающимися линиями. Горностаевый мех изображался в виде белого поля, усеянного черными хвостиками. Беличий мех изображался по белому полю голубыми значками, напоминающими развернутую шкуру белки.

7. Происхождение и развитие гербов в России

Гербы как социальное явление возникают вместе с государством и являются обязательными атрибутами государственной власти и основных социальных институтов общества.

Герб – это особая символическая фигура, составленная по строго определенным правилам, имеющая наследственный характер и выполняющая функцию социальной идентификации отдельного лица, рода, сообщества, учреждения, территории (от города до государства).

Главной характерной чертой герба является его наследственность. Индивидуальный символ, присвоенный тому или иному лицу, еще не является гербом, хотя может изображаться на печати, имуществе. С появлением территориальных образований знак главного рода становился общим для данного сообщества. Родовые символы наносились также на щиты и шлемы воинов как защита-оберег и средство устрашения врага.

Особое значение гербы-символы получили в Западной Европе в XI-XII веках во время крестовых походов, приобретая значение индивидуального определительного знака. Причиной этого были особенности рыцарского вооружения той эпохи. Огнестрельного оружия не было: сражались мечами, саблями, копьями, стрелами. Необходимость предохранить воина от поражения этим оружием вызывала особый характер вооружения. Рыцари – лица, принадлежащие к социальным верхам общества, были с головы до ног закованы в металл: шлем, кольчуга, латы, наколенники, сапоги, щит. Шлем и забрало целиком закрывали голову рыцаря. Узнать, кто именно скрывается под вооружением было невозможно. Необходимостью отличать рыцарей друг от друга объясняется появление на рыцарских щитах изображений знаков, особых для каждого рыцаря.

7 стр., 3222 слов

Графическая психодиагностическая методика

... как проективных. МЕТОДИКА "ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ" ОПИСАНИЕ Графические методы часто рассматриваются как несамостоятельные и вспомогательные. И ... по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически ... получить, нанеся на лист бумаги немного чернил или краску, а затем перегнув этот лист пополам (образцы стимульного ...

В Западной Европе в средние века были распространены военные игры, военные состязания, так называемые рыцарские турниры. Перед турниром объявляли перечень лиц, явившихся участвовать в турнире, при этом они не только называли имя рыцаря, но и описывали его герб. Чтением и объяснением гербов занимались героль­ды, они же составляли гербы, вырабаты­вали специальные правила составления. Появились требования к гербам и возникла критика того или иного герба с точки зрения соответствия этим требованиям.

Впоследствии рыцарские знаки сделались родовыми, стали передаваться по наследству от отца к сыну и называться гербами. В гербе могло отражаться и происхождение рыцаря и его заслуги. Являясь символом суверен­ного владельца, герб изображался на знамёнах, печатях и монетах.

Российская геральдика отличается богатством и многообразием геральдического материала и геральдических традиций. Это объясняется тем, что российское дворянство в ходе развития Российской империи и расширения ее территории включило в свой состав дворянство поль­ское, финляндское и остзейское. Последнее проис­ходило из Ливонского ордена, который соединял в себе рыцарство большин­ства стран Европы. К этому разнообразному по национальному составу и культурно-историческим традициям объединению добавились представители большого числа европейских дворянских фамилий, прибывших в Рос­сию. Поэтому российскую геральдику отличает смешение различных национальных элементов и тради­ций.

В России геральдика была заимствована из Западной Европы во второй половине XVII в. Первые сочинения носили характер гербовников и имели целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов: «Титулярник» (1672 г.), сочинение Л. Курелича о родстве русского монарха с европейскими (1673 г.).

Более широкая потребность в геральдике возникла после уничтожения местниче­ства и с началом составления родослов­ных книг (1692 г.), для внесения в которые требовались доказательства благород­ного происхождения. У членов фами­лий, выехавших из других государств, основным дока­зательством было употребление их предками на родине фамильного герба.

Необходимость частой проверки таких представлений привела к составлению в Посольском приказе специального справочника: «Книга в десть о родословии и о гербах российских разных шляхецких фами­лий» (1686-1687 гг., рукопись которой не сохранилась).

С начала XVIII в. делами геральдики ведала Герольдия. С 1726 г. при Петербургской Академии наук профессор И.С. Бекштейн начал обучение студентов «геральдической науке». В 1731 году в Петербурге издано первое в России руководство по теоретической геральдике (на немецком, французском и латинском языках), составленное И.С. Бекштейном. Во второй половине XVIII века с ростом числа лиц, получав­ших дворянство, объём работ Героль­дии возрастал, хотя многие новые дво­ряне так и не ходатайствовали об утверждении их гербов (т. к. это требо­вало крупных денежных затрат; к концу XIX в. почти половина дворянских фамилий пользова­лась неутверждёнными гербами).

В 1785 г. А.Т. Князевым был составлен первый российский гербовник «Собрание фамильных гер­бов, означающих отличия благородных родов обширной Российской империи», куда вошли 533 рисунка гербов, снятых им с личных печатей (без различия между утверждёнными и неутверждёнными).

11 стр., 5001 слов

Дворянское гнездо

... пользу. Важное место занимает в «Дворянском гнезде» лирическая тема России, сознание особенностей ее исторического пути. ... была история одного из родов русского дворянства Также дано представление о семействе Калитиных, ... дворянские родословные Лаврецких и Калитиных, видя в них летопись крепостнического произвола, причудливую смесь "барства дикого" и аристократического преклонения перед Западной ...

С 1797 г. начал составляться «Общий гер­бовник дворянских родов Всероссийской импе­рии», включавший только гербы, полу­чившие имперское утверждение.

11