Этюды на расслабление мышц

ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДА

В программе одной из основных техник работы является игротерапия, так как с помощью игры, дети с трудностями в общении в увлекательной форме научается строить партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, могут реализовать в символической игровой форме длительно подавляемые важные потребности – в активности, демонстрации своих возможностей, чувств и др. Так же используются методыпсихогимнастики (имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер), которая способствует развитию положительного эмоционального состояния, чувства принадлежности к группе и раскрытию себя и элементы телесной терапии,представленные двигательными упражнениями, которые хорошо подходят для детей младшего школьного возраста, так вызывают у них живой интерес и не сложны в исполнениях.

СТРУКТУРА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Цель коррекционной программы –преодоление трудностей общения в младшем школьном возрасте.

Задачи программы:

1) Диагностика психологического состояния и поведенческих особенностей ребёнка.

2) Развития у детей навыков общения в разных жизненных ситуациях.

3) Выработка положительных черт характера, способствующие лучшему пониманию при общении.

4) Коррекция самооценки ребенка.

5) Коррекция замкнутости, застенчивости, скованности, нерешительности ребёнка.

 

Критерии эффективности программы:

— повышение самооценки;

— развитие навыков совместной деятельности;

— преодоление замкнутости, застенчивости, скованности.

 

Структурные элементы программы:

1 этап – диагностический.

Цель: изучение нарушений психологического состояния детей.

Диагностика:

Методика определения самооценки ребёнка (Щур В. Г.).

Цель диагностики: выявление особенностей самооценки ребёнка.

Экспериментальный материал: шесть нарисованных лесенок, состоящих из пяти ступенек.

Ход проведения исследования и последовательная оценка результатов.

Ребёнку предлагаются лесенки из пяти ступенек, где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Экспериментатор просит отметить крестиком на каждом отрезке своё место «среди всех людей» по уровням, соответственно, «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты».

24 стр., 11861 слов

Связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» (ГОУ ВПО КубГУ) Кафедра психологии личности и общей психологии ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров Краснодар 2013 ВВЕДЕНИЕ эмоциональный выгорание самооценка профессиональный ...

Тест «Несуществующее животное».

Цель: диагностика личностных особенностей.

Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируются символично.

Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием».

— Тест «кинетический рисунок семьи».

Цель диагностики: исследование межличностных отношений ребёнка с родителями.

Социометрия.

Цель. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Проективная методика исследования личности Рене Жиля(приложение 1 ).

Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

 

Наблюдение воспитателей и родителей.

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей, как их предотвратить и справится с ними.

3 этап – практический.

Цель: профилактика и коррекция коммуникативных и поведенческих проблем у ребёнка (низкая самооценка, замкнутость, застенчивость).

4 этап — контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Коррекционная программа рассчитана на 10 занятий для детей младшего школьного возраста. Группы по 6-8 человек.

Структура занятия:

Ритуал приветствия – 2 минуты.

Разминка – 10 минут.

Развивающий этап – 20 минут.

Подведение итогов – 5 минут.

Ритуал прощания – 2 минуты.

Домашнее задание – 2 минуты.

Тематический план занятий:

 

№ занятия Тема Кол-во часов
«Давай знакомиться!» 40 мин
«Пойми себя» 40 мин
«Я и мои эмоции» 40 мин
«Вот он я какой!» 40 мин
«Я — сильный» 45 мин
«Я могу быть разным» 45 мин
«Ты мой друг» 45 мин
«Я могу быть разным» 45 мин
«Я хочу дружить» 40 мин
«Я умею дружить!» 40 мин

 

ЗАНЯТИЕ 1

«Давай знакомиться!»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя, повышение уверенности в себе, эмоциональное и мышечное расслабление.

Ритуал приветствия: «Давайте встанем и возьмемся за руки все дружно, и поздороваемся друг с другом».

Упражнение «Это – я».Играющие становятся в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени (кого-то из присутствующих детей).

Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это – я» – и меняются местами. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.

Игра “Флажок”

Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Этюды на расслабление мышц.

Этюд “Штанга”

Ребёнок поднимает “тяжёлую штангу”, потом бросает её и отдыхает.

Этюд “Все спят”

В комнату входит ведущий и видит…

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный стоит,

Тот, не двигаясь, идёт,

Тот, стоит, раскрывши рот.

В.А. Жуковский.

Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки и тормоша, но всё бесполезно: дети не просыпаются.

 

Игра «Круг рукопожатий»

Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий говорит: «Я пожму руку моему соседу, который стоит справа от меня, он передаст мое рукопожатие по кругу, и я получу его от соседа слева. В то же время я пожму руку моему соседу слева, он тоже пошлет мое рукопожатие по кругу, и я получу это рукопожатие от соседа справа. Оба рукопожатия я пошлю по кругу одновременно». Игра начинается и завершается тогда, когда оба рукопожатия «возвращаются» к ведущему.

Ритуал прощания: “Давайте возьмёмся за руки крепко, но не больно сожмём их, улыбнёмся друг другу и сделаем комплемент”.

Домашнее задание:поздороваться как можно с большим количеством знакомых и не знакомых детей при помощи рукопожатия.

 

ЗАНЯТИЕ 2

«Пойми себя»

Цель: развитие лучшего понимания себя и других, способности к самовыражению. Пробуждение активности, сплоченность играющих, развитие ловкости, быстроты реакции, создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения. Снятие эмоционального напряжения.

Ритуал приветствия.

Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног)

На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой потянуть носки ног на себя, ноги напряженные, прямые. Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Носки идут вниз – в стороны, ноги расслабляются, отдыхают. Повторить игру 2-3 раза.

Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 5

«Я — сильный»

Цель: преодоление замкнутости, повышение уверенности в себе.

Ритуал приветствия

Разминка «Я рад (а) что сегодня…»Дети по кругу должны дополнить предложение.

Упражнение «Попугай». Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было задумано.

Упражнение “Росточек под солнцем”.Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

Игра «Тропинка»

Подвижная игра на развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», — дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто бвстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 6

«Я могу быть разным»

Цель:развитие умения передавать своё эмоциональное состояние, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Ритуал приветствия

Упражнение «Это – я».

Упражнение “Смелые ребята” Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: “Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают: “Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.

Упражнение «Маленькие привидения»

− Представьте, что вы – маленькие привидения. Вам захотелось немного пошалить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать вот такое движение (приподнимаем согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «у». Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить.

Упражнение “Качели”.

Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 7

«Ты мой друг»

Цель: Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе, развития навыков группового общения.

Ритуал приветствия

Игра «Соломинка на ветру»

Упражнение выполняется с группой детей не менее 6 – 7 человек. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Упражнение на расслабление: “Снежная баба”.

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Игра «Слепой и поводырь»

Дети разбиваются на пары. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья).

У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

Игра “Пылесос и пылинки”

Игра «Я очень хочу рассказать тебе»

Выберите удобное место. Сядьте лицом друг к другу. Посмотрите прямо в лицо друг другу.

Поделитесь друг с другом действительно важным для вас: своими мыслями, чувствами, расскажите о себе что-нибудь интересное.

Когда рассказываете, старайтесь говорить свободно. Осознайте ваши чувства и выразите их. Осознайте, как изменяются ваши чувства.

 

Поочередно поделитесь друг с другом несколько раз.

Домашнее задание: Попросите друзей рассказать вам что-нибудь личное или интересное про них самих, сами поделитесь своими историями.

Ритуал прощания

ЗАНЯТИЕ 8

«Я могу быть разным»

Цель: повышение уверенности в своих силах, повышение значимости в глазах окружающих.

Ритуал приветствия