Эмоциональные психические процессы

Аффекты – наиболее мощный вид эмоциональной реакции интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки

Эмоциональный стресс – неспецифичная реакция организма напредъявляемые ему внешние и внутренниетребования

Волевые процессы – наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей и управлением своим поведением

Психические состояния

Характеризует состояние психики в целом, влияют на течение и результат психических процессов, могут способствовать деятельности или тормозить ее (подъем, угнетенность, бодрость, уныние, страх)

Психические свойства

Наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности относительно независимо от текущей ситуации. Характеризуются интересами, склонностями, убеждениями личности, отражающими ее мировоззрение

Способности – индивидуально психологические способности субъекта, выражающие его готовность к овладению некоторыми видами деятельности, их успешному выполнению, а также являющиеся условиями успешного выполнения

1)Врожденные ( физиологиеские – дышать, слышать, мыслить)

2)приобретенные (научные, творческие)

Уровни способностей

0 – задатки, склонность к развитию той или иной способности

1 – способности

2 – одаренности

3 – талант

4 – гениальность

Характер – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования

Характер проявляется через:

-отношение к себе (скромность, самовлюбленность, самокритичность)

-отношение к другим (тактичность, грубость, замкнутость)

-отношение к собственности (щедрость, жадность, бережливость, аккуратность)

Темперамент – врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбужденности и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

3 стр., 1261 слов

Психология личности педагога профессионального обучения. Психологические ...

... деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку. Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, ... приемов самоконтроля, в том числе, что наиболее сложно, приемов текущего самоконтроля -саморегуляции; - ...

Типы темперамента:

Сангвиник (кровь)

Холерик (желчь)

Флегматик (слизь)

Меланхолик (черная желчь)

Б.М.Теплов:

Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбужденностью, то есть с быстротой возникновения чувств с одной стороны, и силой с другой стороны

И.Павлов: выделил 4 четко очерченных типа нервной системы

Слабый тип — характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов. Соответствует гиппократовскому меланхолику

Сильный неуравновешенный тип — характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – соответствует холерику

Сильный уравновешенный – подвижный тип, соответствует сангвинику

Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами, соответствует флегматику

Аддикция — состояние сознания человека, характеризуются привязанности к определенной деятельности\действием неспособность самостоятельно ее прекратить. (химическая – алкоголь, табак, газ) (нехимическая – пищевая зависимость, игромания, интернет зависимость)

Девиантное поведение – отклонение от общепринятых и устоявшихся общественных норм

Делинкветное поведение – противоправное поведение, преследуется по закону

Ощущение

Простейший психический процесс состояний в отражении отдельных свойств предметов материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Источник ощущение – движение

Классификация ощущений:

1)Экстероцептивные (внешние воздействия)

-дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные)

-контактные (вкусовые, температурные, осязательные)

2)Интероцептивные (органические ощущения, ощущение боли) происходят внутри организма

3)Проприоцептивные

-ощущение равновесия

-ощущение движения

Чувствительность – способность что-либо ощущать

Порог чувствительности – выраженное в физических величинах значение интенсивности воздействий, пересечение которых приводит либо к возникновению адекватных ощущений, либо к их исчезновению

Сенсорная адаптация – приспособительное изменение чувствительности действующего на орган чувств раздражителя

1)полная – адаптация, при которой длительное воздействие в некоторых модальностях повышает порог ощущений настолько, что ощущения исчезают

2)негативная – притупление ощущений под влиянием сильных раздражителей, при которых они перестают ощущаться как сильные

3)позитивная – повышение чувственности в определенных ситуациях

Восприятие

Это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Свойства восприятия

1)предметность – эта характеристика образа восприятия указывает на такое его качество, как отделенность его от фона и спроецированность в данную точку пространства.

2)Целостность – восприятие стремится организовать элементы таким образом, что это целое определяет значение элементов внутри него.

5 стр., 2238 слов

Восприятие. Мышление. Память

... процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством процессов в электронных устройствах (компьютер); Ж) процессы восприятия, ... раздражителя; б) новизна раздражителя; в) интересы человека; г) необычность раздражителя; ... людей, характеризующие процессы памяти. Определите, к какому процессу памяти относятся следующие ... полные ума, человечности и ощущения скрытой силы, огромные, ...

3)Обобщенность _ отображаемый единый объект, сохраняя все свои индивидуальные особенности, вместе с тем воспринимается в качестве представителя класса объектов, однородных с ним по каким либо признакам.

4)Константность – способность системы восприятия компенсировать изменения условий восприятия объектов.

5)Осмысленность – «глаз» видит то, что мозг приготовился увидеть, исходя из общего контекста изображения. Обратный эффект – глаз «не хочет» видеть, то, что не ожидает.

Характеристики восприятия

1) Восприятие пространства

2) Восприятие времени

3) Восприятие движения

Внимание

Это психический познавательный процесс, заключающийся в направленности к сосредоточенности психической активности на объекте или явлении и отвлечение от других стимулов.

Виды внимания

1) Непроизвольное – врожденное

2) Произвольное – формируется с 2х лет

3) Послепроизвольное – деятельность , которая раньше не нравилась приносит удовольствие. Формируется с 12-14 лет

Свойства внимания

1) Устойчивость – способность определенное время сосредоточиться на одном и том же объекье. Необходима для развития памяти.

2) Концентрация – степень или интенсивность сосредоточенности сознания.

3) Распределение – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности. Человек не может сосредотачиваться на 2х одновременно предъявляемых раздражителях.

4) Объем – количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью.

Переключаемость внимания – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания.

¾ Внешняя – возникает под влиянием внешних раздражителей.

¾ Внутренняя – возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоция из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят чел.

 

Рассеянность бывает:

¾ Мнимая – глубокая увлеченность в процесс

¾ Подлинная – невозможность ни на чем удержать внимание

Память

Это процесс запечатления сохранения, последовательного узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.

Уровни сохранения информации:

1) Физический – сохранение за счет структурного преобразования, осуществляемого с физ телами.

2) Биологический – генетическая память

3) Физиологический психологический

Виды памяти:

1) Эмоциональная – повторно переживаемые эмоции никогда не воспринимаются как ожившие воспоминания.

2) Образная память – пережитый опыт сохраняется в форме образов

3) Словесно-логическая – сохранение умственных образов мира в форме обобщенных категорий суждений, мировоззрения в целом.

4) Двигательная – схема различных движений и систем образующих двигательные навыки

Формы памяти:

1) Мгновенная

2) Кратковременная (15-30 секунд)

3) Долговременная (хранение знаний)

¾ Эпизодическая память – память о событиях участниками/свидетелями которых ми были

17 стр., 8199 слов

Психологическая защита в педагогической деятельности 2

... сущность педагогической деятельности. .Дать характеристикуфеномена «психологическая защита». . Осуществить эмпирическое исследование по выявлению ведущих психологических защиту педагогов. . Разработать рекомендации для педагогов. ... основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа. Воспитательная работа - ...

¾ Семантическая память – память о факторах, которые мы не наблюдали, но которые прочно усвоены.

Процессы памяти:

1) Запоминание – активный процесс, при котором исходным материалом производятся какие-то действия. Процесс начинается в кратковременной памяти и завершается в долговременной.

2) Хранение и забывание – хранение означает наличие инфы в долговременной памяти. Забывание – потеря возможности воспроизвести, а иногда даже узнавания ранее запомненного.

Механизмы защиты

Означает неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.

Отрицание механизм психологической защиты, который заключается в отрицании, неосознавании (отсутствии восприятия) какого-либо психотравмирующего обстоятельства. Как процесс, направленный вовне, «отрицание» часто противопоставляется «вытеснению» как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. В качестве механизма психологической защиты отрицание реализуется при любых внешних конфликтах и характеризуется выраженным искажением восприятия действительности, когда индивид не воспринимает информацию, противоречащую его основным установкам, представлению о мире и самом себе.

Вытеснение.Механизм вытеснения был описан еще Фрейдом, который считал его центральным в формировании невротических расстройств. Вытеснение — это механизм психологической защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы (желания, мысли, чувства), вызывающие тревогу, становятся бессознательными. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. При вытеснении содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, а вызванное ею эмоциональное напряжение воспринимается как немотивированная тревога.

Идентификация защита от угрожающего объекта путем отождествления себя с ним. Так, маленький мальчик бессознательно старается походить на отца, которого боится, и тем самым заслужить его любовь и уважение. Благодаря механизму идентификации достигается также символическое обладание недостижимым, но желаемым объектом. Идентификация может происходить практически с любым объектом — другим человеком, животным, неодушевленным предметом, идеей и пр.

Регрессия возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления. Например, истерические реакции типа рвоты, сосания пальцев, детского лепета, излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви» и игнорирование сексуальных отношений у взрослого человека идут в ход, когда «Эго» не в состоянии принять реальность такой, какая она есть. Регрессия, как и реактивные образования, характеризует инфантильную и невротическую личность.

Проекция. В основе механизма проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям. Агрессивный человек склонен, оценивая самого себя как личность сенситивную, ранимую и чувствительную, приписывать окружающим агрессивные черты, проецируя на них ответственность за социально неодобряемые агрессивные тенденции. Хорошо известны примеры ханжества, когда индивид постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

8 стр., 3528 слов

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу

... решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование ... специалистов ДОУи семьи в период адаптации, а так же перспективный план психологического сопровождения всех участников проекта. Начинать работу весной позваляет специфика нашего детского ...

Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Наиболее яркие проявления механизма рационализации получили название «кислый виноград» и «сладкий лимон». Защита по типу «кислого винограда» заключается в обесценивании недостижимого, снижении ценности того, что субъект получить не может. Защита по типу «сладкого лимона» имеет своей целью не столько дискредитацию недосягаемого объекта, сколько преувеличение ценности того, чем человек реально обладает. Механизмы рационализации наиболее часто используются в ситуациях потери, защищая от депрессивных переживаний.

Реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляется с гиперкомпенсацией. К реактивным образованиям относится замена «Эго» — неприемлемых тенденций на прямо противоположные. Например, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть преобразованием социально недопустимого чувства ненависти к нему. Жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

Интеллектуализация – неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.

Фантазирование – создает мнимую действительность в котрой совершается то, чего нет в реал жизни.