Древние индийская философия. Школы, главные представили.

Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Социальной функции философии.

 

Специфика философского знания выражается в специфика ее языка.

Язык философии — язык категорий и понятий. Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими особенностями:

-Целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру.

-Философия изучает общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого.

-Основным средством познания является логический че человеческий разум.

-Эмпирическая база познания — совокупность частных наук и обще историческая практика.

-Философия — это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в нем и т.д.

Предмет философия — это мир в целом, человек, общество, принципы и законы мироздания и мышления.

Структура философского знания:

-онтология (учение о бытие)

-гносеология (учение о познание)

-человек

-общество

Методы философии

-диалектика (вещи, явления рассматривается гибко, критически, с учетом их внутренних противоречий, изменений, единство и борьба противоположности)

Метафизика- противоположна диалектике изучает объекты статично, однозначно.

-догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм…. -принятых убеждений, недоказуемых и носящий абсолютный характер (средневековая теологическая философия)

-эклектика — метод основаный на произвольном соединении разных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятии. (Применяется в рекламе).

-Софистика — метод ось выведения из ложных посылок новых посылок, выгодных для

выводящего. (В Древней Греции).

-Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. (В Западной философии)

Функции философии

-Мировозренческая — давая людям целостный взгляд на мир, позволяет определить им свое место в нем.

Гегель писал: «Философия — это эпоха, схваченная в мыслях’.

-Культурогенная — формирует и выявляет универсами культуры: идеи, принципы и ценности.

-Методологическая — раскрывает всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира.

-Интеграционная — объединяет отдельные области знания в целостную систему.

5 стр., 2437 слов

Психология религии: предмет, место в системе научного знания и методы исследования

... общей традиции эмпирического рационалистического знания о человеке — она пользуется методами, широко применяемыми в ... религии оказывались главным образом в лоне философии или теологии. Однако уже первые ... они выступают как формирующий существенный ее принцип. В религиозной жизни большое значение ... религии в первую очередь попадали явления субъективного Мира человека: переживания, эмоции, восприятия и ...

 

…………………………………………………….………………

Древние индийская философия. Школы, главные представили.

 

Индийская философия распадается на 3 периода:

-Ведический период (1500 — 500 гг. до н.э.)

-Классический (500 до н.э. — 1000 н.э.)

-послеклассический ( с 1000 н.э.)

Источником древние индийской философии является Веды — сборники гимнов в честь Богов. Они состоят из нескольких частей: Брахманы, Араньяки, Упанишады. Ведическое мировоззрение — религиозно-мифологическое. В нем обосновывается соц. неравенство людей, их деление на касты. Среди направлений древнеиндийской философии выделяют несколько школ — даршан. Даршаны делятся на 2 группы:

-ортодоксальные (признают авторитет Вед)

-не ортодоксальные (не признают авторитет Вед).

К ортодоксальным школам относят: Миманса, Веданта, Санхья, йога, Ньяя, Вайшешика. К не ортодоксальным относятся: Буддизм, Джайнизм, ЧарВаку — локаяту.

Рассмотрим несколько представителей ортодоксальные и не ортодоксальные школ:

Ортодоксальные:

Санкхья — признает авторитет Вед, но считает бытие Бога недоказуемым.

-существует 2 силы: матерая (активна) и дух (пассивен).

-при соприкосновения этих 2-х сил нарушается равновесия в мире и возникают предметы: на первой ступени образуется основа всего материального, на второй начало всего сущего. Далее образуется 5 элементов: земля, вода, воздух, огонь и эфир.

Йога — основатель — патанджали (2в. до н.э.)

-освобождение от страданий через тренировку тела и духа.

-освобождение чистого духа «Я» от тела, чувств и т.д. Веданта (Вьяса)

-источником высшей силы, явление полученное избранными людьми сверхъестественное откровение о Боге.

-принимает Бога, как творца мира.

-первичным считает духовное.

-верит в посмертное существования души. Миманса (Джаймини)

-не признает Бога в качестве творца мира.

-верит в жизнь после смерти. Не ортодоксальные

Джайнизм — основоположник- махавира (3в. до н.э.)

-отрицает святость Вед.

-осуждает жертвоприношение.

-допускает женщин к изучению священных текстов.

6 стр., 2553 слов

Философия 44

Философия 1.Концепции, родственные психоанализу, существовали до Фрейда, но именно он первым четко сформулировал психоаналитическую теорию в Вене в конце 1890-х. Фрейд былневрологом, заинтересованным в нахождении эффективного метода лечения пациентов с невротическими и истерическими симптомами. Он пришёл к пониманию существования бессознательных психических процессов, работая консультантом в ...

-в основ мировоззрения — представление о карме, космическом законе.

-аскетизм — высшая добродетель человека. Буддизм Основатель — Будда (563 — 483гг. до н.э.)

-жизнь есть страдание

-корень страдания — в жажде жизни.

-страдание имеет причину => прекращения страдания это значит жажды жизни.

-путь освобождения от страдания — достижения нирваны — состояние в котором невозмутимость духа и освобождение от телесной зависимости избавляет человека от страдания.

 

………………………………………………………………………….………….

Космоцентризм. Поиск субстанций в античной философии.

 

Космоцентризм — система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается, как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса. Космоцентризм видел единство в многообразии: мир — это единое, которое стало многим.

Субстанция — философия категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления.

В античной философии поиск субстанции осуществлялось в рамках натурфилосовского подхода. Его особенности:

-отсутствие различий между философским и спец — научный исследованием природы.

-рассматривает в качестве развития мира естественные природные стихии.

Возникает в 6 в. до н.э. в г. Милете, основатель Фалес. Милетская школа — 1-ая научная и философская школа в европейской цивилизации.

Фалес: (640 — 545 гг. до н.э.)

-все сущее происходит, из воды, все пребывает в воде и возвращается в воду.

-вода — основа мира.

-душу считал материей.

-все знания надо сводить к единой основе. Анаксимандр (610 — 547 гг. до н.э.)

-начало мира — нечто безграничное.

-за первоначало брал — Апейрон (вещество без границ), из него обособлено теплое теплое и холодное — качество противоположностей, которые дали начало всем веществам.

Анаксимен (585 — 525 гг. до н.э.)

-началом мира — считал воздух.

-огонь — это разряженный воздух. Сгущаясь воздух становиться первоночально водой, затем землей и камнем.

-душа так же состоит из воздуха. Гераклит (основоположник диалектики).

8 стр., 3763 слов

Человек в зеркале философии

... христианской философии получает развитие идея о бессмертии души (Августин Блаженный). Христианство изменило античную обращенность к разуму человека на ... именно в мировоззрении находит выражение отношение «человек - мир». Проблема человека многоаспектна. Она охватывает вопросы телесного и духовного ... наших недовольств в этой жизни, источником наших страданий. Но уже осознание этого сделает нас осторожнее, ...

-все произошло из огня.

-движение огня сверху-вниз есть рождение, снизу-вверх гибель.

-источником движения является борьба противоположностей.

-огонь — это и разумная сила (логос).

Натурфилософы — как основания бытия рассматривали природные стихии.

 

…………………………….………………………………………………………

Философский рационализм Сократа.

 

Рационализм — метод, согласно которому основой познания является разум.

В 5 в. до н.э. пришла власть демокритов. Развитие созданных ею народного собрания и суда породило людей овладеть искусством политического красноречия. Некоторые становились учениками риторики, но они учили не только политические мудрости, но и связывали ее с

вопросами философии. Их стали называть — софистами. (Они доказывали заведомо ложную точку зрения).

Сократ: афинянин (470 — 399 гг. до н.э.)

Он сам лично не писал, о его учениех известно от его учеников Платона, Аристотеля и др. С Сократом заканчивается филосовская эра и начинается познание человека.

Его высказывания: «Познай самого себя»

«Я знаю, что я ничего не знаю»

У сократа был свой стиль общения с ученимами:

-майевтика — повивальное искусство (введения спора)

-он обращается к духовному миру человека

-божественное начало существует, но как смысловое начало бытия.

-философия по Сократу — учение о том, как следует жить.

-выступает против нарурфилософии, эмпирического изуческия природы.

-познание природы невозможно, возможно познание души.

-должна существовать единная общая и высшая цель, которой подченены все частные цели.

-в этике отождествляет дородетель со знанием.

 

.……………………………………………………………………………………

Философия Платона.

 

Платон (428-347 в. до н.э.) — ученик Сократа, основатель объективного идеализма. (Мир идей первичен, по отношеннию к миру вещей).

-идеальное пораждает материальное.

Идея — это норма к которой стремится весь мир, идеи — вечны.

-царицей всех идей является идея блага.

-мир вещей — кривое зеркало идей.

-душа человека бессмертна, до рождения была в мире идей.

-бессмертным является только разум.

-душа состоит из 3 частей: 1. Высшая — разум. 2. Воля и благородные желания. 3. Влечение и чувствование.

9 стр., 4073 слов

Философия сем1

... принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[12][16]. Философия (как особый тип  ... добра" и "зла". Антропология (antropos-человек+logos-учение) - учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства ... только в сознании познающего субъекта (человека);идеи существуют в разуме человека;образы (идеи) материальных вещей также существуют только ...

-идеальное государство по Платону: Правители (у них преобладает разум — философы), стратеги

(преобладает воля — войны), производители — земледельцы. 3 сословия соотвествуют 3 добродетели: мудрость, храбрость и умереность. 4 добродетель — справедливость — появляется когда каждое сословие вополнят свою задачу.

-бытие бестленная идея.

-упраздняет семью

-у 1-ых двух сословий нет частной собственности

-общество поглащает индивида

=> средства достижения

 

………………………….……………………………………….…………..…..…

Философия Аристотеля.

 

Учитель А. Македонского.

-предметом философии не должна быть природа, а что то сверхприродное.

-дает определение материи — то с чего созданны все созданы две вещи, и во что в результате они разрушаются.

-в мире идей Платона — нет ничего нового

-матерая сводится к первоматериям: вода, воздух, земля, огонь.

-материя вечна.

-источником форм, общи понятий является Бог-философ, основным видом деятельности которого является мышление он неподвижен и не имеет частей.

-пытаясь раскрыть содержание общих понятий, опирается на логическое доказательство, а не на

мир — душу.

-3 вида души: 1. Растительная (способная к размножению), 2. Чувствительная (живая), 3. Разумная

(способна познавать и думать)

-правильные формы правления: монархия, аристократия. Лучшая полития (сочетает в себе знатность, благородство, богатство и право).

 

 

………………….……………….……….………………………………………

Философия эпохи эллинизма.

 

Важнейшие философские течения эпохи эллинизма — эпикуреизм, стоицизм и кинизм. Эпикуреизм — представитель Эпикур (341-270 гг. до н.э.)

-развивал идеи атеизма

-во вселеной существуют тела — находящиеся в пространстве.

-не должны боятся Богов.

-не должны бояться смерти.

-благо легко достижимо.

-зло легко переносимо.

-яркие представители материализма, заимствовали учение Демокрита $&$&$, но дополнили его учений о свободном отклонении атомов.

-ищут способ избавления человека от страданий.

6 стр., 2945 слов

Гносеология — это философское учение: о познании мира

... роль в познавательной деятельности человека Основной вопрос философии: вопрос об отношении мира и человека, материи и сознания 182. Основной метод познания, разработанный Сократом – это ... : форма и материя Деизм – это учение: признающее существование Бога, но отвергающее идею его вмешательства в земные дела человека Диалектика есть: качественные, сущностные изменения ...

Для счастливой жизни необходимо: 1. Отсутствие телесного страдания. 2. Невозмутимость души.

3. Дружба.

-главный интерес — чувственный мир.

-наделяли человека свободой воли. Кинизм: основатель Антисфен Афинский.

-утверждал, что для достижения блага, надо жить подобно собаке. Т.е. сочетая в себе: 1. Простоту

жизни. 2. Стоять за себя. 3. Верность, храбрость, благодарность.

-выступал против разделения мира на самопостигаемое и чувственное бытие.

-существуют только единичные вещи.

-признается только практической разум.

-основной задачей философии считал исследование внутреннего мира человека.

-концепция кинической добродетели сводится к 4-ем положениям.

1. Натурализм (исходящий из приоритета природы).

2. Субъективизм (основанный на свободе воли).

3. Индивидуализм (ориентирование поведения человека на достижение независимости от общества.

4. Эвдемонизм (спасение и счастье в умеренности).

Стоецизм — осеователь Зекон.

-делили фидософию на физику, этику и логику.

-на передний план выходила логика.

-логика делилась на 2 части: ученние о рассуждении и учение о движении.

-первое учение — риторика, второе диалектика.

-в качестве принципов правильного мышления принимали законы не противоположности, достаточного основания и исключающего третьего.

-каждый человек оказывается совершенно свободным если может освободиться от мирских

желаний.

-добродетель это воля.

-жизнь согласно природе и логосу основное предназначение человека.

 

……………….……………………………………………………….…………….

Средневековая европейская философия (6-15 века)

 

Предпосылки:

-потребность народов в единобожие.

-связана с двумя направлениями: гностики и неоплатонники. Гностики жили в 1 веке н.э. (Валинтин, Иосиф).

Главным объектом познания: ответ на вопрос «кто такой я». Считали что

обладали знанием для совершенствования. 2 противоположности: Бог и тьма, а между ними 365

$&$. От Бога исходят лучи имонации.

Неоплатонизм (3 век н.э.) представитель Плотин

-в основе мировоззрения Божественная субстанция.

-существует иерархия: материя-мир, душа-логос-Бог.

5 стр., 2461 слов

«Внутренний человек» в психологическом учении Августина

... и христианских авторов. Однако в христианском богословии было разработано учение о том, что человек несет в себе образ Божий; при этом образ ... умастин пишет о своей матери как об овладевшей самой крепостью философии; Idem. De ord. I, 11 (32-33), где также речь ... единство союза [мужчины и женщины], он и сказал "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Бо - жию сотворил его”. А ...

-считали задачей человека в просев тлении

Основными чертами средневековой философии является:

-в основе мировоззрения лежит Божественное начало.

-теоцентризм — бог -это субстанция.

-креационизм (сотворение всего Богом из ничего).

-человек создан по образу и подобию Бога, наделен 3 качествами: разумом, свободой и нравственным началом.

-природа — храм Божий

-объектом познания является душа человека и Бог.

-в первой половине средневековья говорили: «Уверуй, чтобы вразумить». А в второй половине: «Понимай, чтобы верить».

-провиденциализм (учение о реализации своих замыслов Богом).

-эсхатология (учение о судьбах мира и человека)

-главная заповедь: Возлюби ближнего, как самого себя.

-язычество полностью уходит. Этапы средневековой философии.

1. Апостолы и Апологеты (защитники учения церкви) — 2-3 века

2. Ученик отцов церкви им «потристика» 4-6 века.

3. Христианство начинают преподавать в школах. «Схоластика» — 6 — 14 века.

 

1 период. Тертуллиан ( римский оратор)

-философия вредна.

-все философы эритики.

-его тезис: «верую ибо абсурдно». Климент — Александрийский. (1-2 века)

-философия помогает христианству.

-отрицал божество.

 

Эмпиризм в философии нового времени( Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк )

Эмпиризм — стремление построить все знание на опыте. Предпосылки:

 Разложение феодального и начало буржуазной революции;

 НТР;

 Философия относится к науке, как к соц. феномену;

 Падает авторитет церкви и растет авторитет науки. Фрэнсис Бэкон ( 1561 — 1626 ):

 Родоначальник эмпиризма;

 Учение ( «знание — сила»);

 Философия должна зависеть только от разума человека;

 Разработал индуктивный метод познания;

 Люди должны жить как пчёлы

 5 идолов:

1. » идолы рода» препятствие обусловленна природой человека;

2. Идолы пещеры личные суеверия

3. Идолы рынка — использование в языке дурных слов;

4. Идолы театра — общепринятые системы мышления;

5. Идолы приверженности к старым и новым школам

Томас Гоббс ( Левиафан )

 Мир — единая материальная субстанция;

 Материя вечна;

 Мир состоит из материальных фигур

 Источниками знания — является объективная действительность;

 Фил. рац. познания связей вещей;

 Все сводит к сложению и вычитанию;

 государство — » искусственное тело » для прекращения войны всех против всех. Локк ( Письма о веротерпимости )

 Отрицание теории врожденных идей Декарта, вкл. идею Бога;

 Все знание преобразуется из опыта индивидуального;

 опыт состоит из идей — ощущений и образцов познания;

 Внешний опыт состоит из свойств и восприятий тел, а внутренний «рефлексия » —

представляет собой познание души » о своей деятельности».

 

 

Рационализм нового времени ( Декарт , Спиноза , Лейбниц )

Рационализм — отдавал предпочтение разуму чел. В сравнении с общественными формами познания, склонялся к дедуктивному методу.

Декарт ( Рассуждение о методе …)

 Мышление непрерывно

 увлекался точными познаниями

 Выражение » мыслю, след. существования )

 В его программе предполагало: с одной стороны исп. метода радикального сомнения и математический язык с другой

 Сформировал концепцию 2-х субстанций: души и тела, атрибутами которого является мышление и протяженность;

 Существуют два типа качеств: первичный и вторичный ( цвет; вкус; запах);

 Человек в процессе познания вырабатывает 3 класса идей: приобретенный; сотворенный и враждебный;

 Первыми вражденными идеи — идея Бога.

 Спиноза ( » этика » , » полит трактат » )

 пантеизм утверждает тождество бога с субстанцией.

 субстанция порождает мир, конкретных предметов и явлений природы — модусами;

 взаимодействие модусов подменяется мат. и механ. законом;

 главный из модусов — человек.

Лейбниц ( «Теодицея» , » Рассуждения о метофизике» )

 Считал понятия цели необходимым;

 мир в целом, похож на огромный механизм;

 Действия всех механизмов подменяется законом механики;

 Мир состоит из самостоятельных субстанций — «монад».

Сущ. В мире зла это есть :

1. несовершенства людей

2. результат невыполнения человечеством своих обязанностей

3. средство недопущения большего зла

 

 

Философия французского просвещения 18 век.

связанна с тем, что Бог только создал мир, а дальше он развивается сам по себе — Деизм

 в мире нет места случайности — фатализм

 объектом исследования яв. природа

Вальтер ( Философия письма, фил. словарь)

 был деистом

 ввел термин «фил. истории» — учение о прогрессивном развитии человека;

 историческим процессом опр. развитием идеи;

 важную роль в развитии общества занимала торговля;

 выступал за свободу печати , слова. Жан-Жак Руссо ( Общественный договор )

 Его философия образовалась на дуализме и деизме

 Материя по его мнению пассивна

 Был сторонником сенсуализма, полагал, что чувства боли ценны им разум€£¥

 Был против частной собственности

Общие черты Просвещения

 демократизм

 рационализм

 исторический оптимизм.

 

 

Паскаль ( Мысли )

 Человек без бога чувствует себя заброшено;

 фраза : » человек — это мыслящий тростник.

 

 

Россия в диалоге культур. Западничество, Евразийство, Славянофильство.

В России развивается 2 философских направления:

1. Западники;

2. Славянофилы.

В 988г. — в России зарождается философия 2 вехи:

1. Москва третий Рим ( Филорей )

2. » Православие, самодержавие, народность» — Уваров

ЗАПАДНИКИ:

1-ым представителем был Чадаев. ( философия письма, апология сумасшедшего ) Западники тяготели к запоздноеврорейской цивилизации, индивидуальности, свободе личности, науки, Чадаев был католиком. Он говорил: «Россия миру ничего не дала, её заметили только из-за размеров.» но несмотря на это он был патриотом.

Герцен — революционер-демократ.

 Работа » Россия «

 Был за построение в России социалистического страха.

 Считал, что Россия должна именовать капиталистическую стадию развития.

 В конце жизни переходит на эволюционный путь в развитии.

К западникам также относились: Белинский, Добролюбов, Чернышевский и др.

 

 

СЛАВЯНОФИЛЫ:

Аксаков, Кириевский, Хомяков, Языков и др.

Считали, что Россия должна пойти по своему пути развития. Их главная категория » Соборность».

Идеалы:

Мирное, постепенное развитие с отменой крепостного права. Они видели зло в реформах Петра 1:

 Упразднение патриаршества.

 Создание святейшего синода.

 Не учитывал самобытность России.

 Внес раскол в культуру России.

 Считали, что » Соборность» характерная черта российского общества.

 Подлинное знанием — » живознание «

 общественный идеал просвещенная монархия.

Аксаков был убежден, что русский народ без государственный.

В 60-70 гг. 19в. продолжателями дел славянофильства стали почвенники

 Их философия –Национальная полва, как основа социального и духовного развития России

 Они были консерваторами.

 Достоевский, Леонов.

Леонов, говорит, что любая цивилизация проходит три этапа:

1. Первичная простота

2. Цветущая сложность

3. Вторичное упрощение

 

 

ЕВРАЗИЙСТВО:

Савицкий, Трубецкой, Алексеев.

 Направление развивалось в эмиграции

 их труд » Исход к востоку»

 Евразия — это особый континент, который обладает географическим единством.

 Представляли «географический детерминизм и геополитика»

 Евразия — это ключ к решению мировых проблем

 Россия состоялась как государство благодаря помощи востока.

 Евразийцы что татаро-монгольское нашествие спасло Россию.

 Форма правления — идеократия

 Система хозяйств гос.частная

 Отношение с соседями дружеско-творческие.

 

 

Русская религиозная философия 19-20в. (Соловьев, Бердяев и др.)

Соловьев — религиозный мыслитель ( чтение о Бога человечестве)

 В основе бытия лежит божественная сущность.

 Его философия — философия всеединства.

 Его фраза — Бог — как лога, Бог как софия

 София — мировая душа Платона.

 У него есть поэма 3свидания

 Чтобы человек познал мир надо:

1. Религия;

2. Философия;

3. Наука.

Такой подход он показывал целостное знание.

 Его работа ( Оправдание добра)

 1 Его формула: Я стыжусь своей письменности => я существую

 2 — основа нравственность – милосердие

 3- основ — наличие идеала.

 Суш. => образцы любви

1. Нисходящая

2. Восходящая

3. Супружеская

 Смысл развития — одухотворение материи.

 К марксизму относится как к эк. Идеалу.

 К капитализму — как к власти денежного мешка

 Государственное устройство — теократия.

 Он был между славянофилами и западниками.

 В ист. чел. выделял 2 силы:

1. Центростремительная;

2. Центробежная.

 

 

Бердяев:

 Религиозный философ;

 Весь мир создал Бог;

 Философия иррационалистическая;

 До Бога существовал хаос, и из этого хаоса и рождается Бог;

 Философия — чистое творчество;

 В качестве первореальности предлагает историю и природу;

 Зло — испытание посланное Богом;

 Бог — человеку необходим, как правственный идеал;

 Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к божественному образцу;

 достичь его можно лишь через конец света;

 В результате наступит новый мир.

 

 

Философия русского космизма. Федоров, Циолковский, Вернадский.

Космизм — мировосприятие космоцентрической ориентации. Выделяют три разновидности:

1. Философский

2. Естественнонаучный

3. Поэтически художественный.

 

 

Федоров. ( Философия общего дела )

 каждое последующее поколение вытесняет предыдущее из-за своего эгоизма

 Причина смерти человека в зависимости его от природы

 Главная идея воскрешения мертвых. Отец будет воскрешать своего отцы

 Человек призван предотвращать природныу бездействия

 Он создавал Бога-человека.

 

 

Циалковский — ученый разрабатывал теорию многоступенчатых ракеи, Ракето — динамику

 Рассматривал проблему расселения людей в космосе;

 Тезис » Чел. не только земная сущность»

 Разработал космическую этику

 Контакты с инопланетянами

Вернадский: ученый, геохимик.

Его работы ( научная мысль, как планетарное явление)

 В эволюции земной поверхности главную роль играет живое существо- биосфера;

 Человечество разрушает гарм. Сущ. Биосферы.

 Задана чел. преобразится так, чтобы биосфера стала неосферой.

 Люди должны добиться эколог. Самообеспечения.

 

 

Чижевский( Физические факторы исторического философского процесса)

 Солнце влияет на человека.

 Солнечная активность влияет на жизнь в биосфере.

 

 

Позитивизм. Этапы. Главные представители.

Позитивизм — это сциентизм — концепция, которая абсолютизирует роль науки в системе культуры. Огюст Конт : ( курс позитивной философии)

1 стадия. Стадия Теологическая.

Первая стадия эволюции мировоззрения метафизическая или философская

Позитивная ( господ. мир Яв. Наука)

 Наука — средство для достижения цели, а не сама цель.

 Наука объясняет как усовершенствовать предмет

 НТП — может быть одобрен, только тогда, когда он приносит в мир большое добро.

2 этап развития позитивизма — ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ ( Рихард Авенариус)

3 этап — неопозитивизм ( Шлик, Карнар)

 Предметом философии должен быть язык конкретной науки.

 Главные проблемы языковые.

 Свести все идеи языка к фактам.

4 этап — постпозитивизм ( Поппер, Куп)

 Все истины должны быть подвержены опровержению.

 Развитие науки происходит через опровержение уже устоявшихся фактов.

 

 

Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

Психоанализ — направление в современной философии, объясняющие роль бессознательного в жизни человека и общества. Основатель ученый-психиатр Зигмунд Фрейд.

Он сделал два главных открытия:

1. Бессознательного — особой психической реальности, присущей каждому человеку.

2. Реакция вытеснения отрицательных эмоций, опыта. Главными факторами руководящей психикой человека является:

 удовольствие

 вытеснение

 >сублимация — преобразование в другие типы социальной деятельности. На основе его учений возникает новое учение неофрейдизм.

Фромм ( Иметь или быть)

 человек для него социальное существо.

 внутренний конфликт происходит, когда бережливость, прибыль становятся главными ценностями.

 Вводит понятие социального характера

1. Потребительский

2. Эксплуататорский

3. Накопительный

4. Рыночный

 Человек реализует себя через творческое развитие

 Формы любви:

1. Как убежище от одиночества.

2. Как секс удовлетворение.

3. Как привязанность одного из родных

4. Любовь поклонение

5. Псевдолюбовь. Карл Густов Юнг

 Употребил понятие архитип

 уделял внимание коллективному бессознательному

 в поведение человека есть момент определяющиеся схемами — архитип.

 коллективное бессознательность может быть вызвано архитипами

 война — массовый психо. теоррор

 

 

Карен Хорни

 психология у США И Росси разные

 неврозы: Привязанность Власть Покорность Нервоизоляция

 цель психотерапевтов выявление дефектов и лечение.

 

 

Структура и методы научного познания.

Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного по отражения закономерностей действительности.

Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность и их исследование как подчиняющиеся законам функция и развития составляют одну из важнейших особенностей ИП. Вторую отличительную черту ИП составляет то, что в науке осуществляется не

только исследования обслуживающие сегодняшнюю практику, он и такие результаты которые могут найти применение только в будущем.

Основные черты отличительного ИП от обыденного познания:

 наука имеет дело с особым набором объектов реальности.

 научное исследование нуждается в особой системе соц орудий

 системность и обоснованность ИЗ

 различие в методах познавательной деятельности.

Вне научное познание — это совокупность познавательных действий, включенные в конкретные виды человеческой деятельности, конечные цели которые отличаются от целевой установки познания.

Метод — путь исследования

Методология — учение о методах.

К эмпирическим методам относят:

 наблюдение

 описание

 изменение

 эксперимент. К теоретическим:

 формализация — построение математических моделей

 аксиоматизация — построение теорий на основе аксиом.

 гипотетика — дедуктивный метод.

Другим принципом классификации является сфера использования метода:

 всеобщие

 общенаучные

 конкретно- научные

К всеобщим методам относятся:

 анализ

 синтез

 абстрагирование

 обобщение

 индукция

 дедукция

 аналогия

 моделирование

 классификация.

 

Проблема человека в философии. Понятие человека, индивида индивидуальности и личности.

Взаимоотношение природного и социального.

Основные философские школы:

 объективно-идеалистическое.

 метафизическое — идеалистическое.

 диалектико — материалистическое

 иррациональное.

Первые представления о человеке возникли задолго до появления самой философии. Конфуций — предложил следующее, принципы поведения человека: гуманность, человечность, любовь и людям.

В античной философии человека рассматривали как составная часть мироздания, космоса. Софисты: «Человек — это мера всех вещей».

Для Сократа главный интерес представлял внутренний мир человека.

Платон говорил о двойственном существе, имеющего бренное тело и бессмертную душу. Аристотель: Человек существо «политическое», существующее только в полисе. Христианство видело сущность человека в свободе личности.

В эпоху возрождения: человек — это творец истории.

В новое время — формируется понимания человека как субъекта познания.

В философии 20 века: человек — это существо, чье существование предшествует сущности.

Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решается по разному. Существует 2 подхода:

 натуралистический подход — он увеличивает в человеке знание природного начала.

 2 подход — это признание в человеке только социального начала и игнорирование биологической стороны его природы.

Конечно, человек — это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на земле.

Человек — это биосоциальное существо. Отличается разумом и нравственностью. Способностью

производить оружие труда, он существо общительное, и выбирающее. О человеке заговорили в эпоху Возрождения (19 в. Фейербах).

По Карлу Марксу человек это совокупность человеческих отношений.

Индивидуальность — представитель рода гомосапиенс. Это неповторимый способ бытия конкретной личности.

Личность — это комплекс социо-культурных качеств человека.

 

Жизнь человека представляет собой исторический процесс этот процесс охватывает всю историю человечества.

о направленности и смысле истории прогрессивен ли прогресс? 1.деградация с развитием

цивилизации берёт начало в древности( трактовка всемирного потопа как наказание за грехи)

2.цикличность по гераклиту многие общества проходит путь от зарождения до гибели3. восходящие поступательное развитие в истории кант гегель, марк.

Смысл исторического процесса и цели? Цель ставит человека и он определяет в соответствии с

ней смысл.Сейчас цель установление нового мирового порядка основанного на правите человека. Существует два подхода формационный и цивилизационный. Формационный подход маркс и энгельс считали что история- обьективный естественный исторический процесс смена формаций. Функционирование и смена формаций зависит от развития материального производства. Цивилизационный подход это не только экономический моменты новый социальный изменения в обществе непрерывность революционность эволюционность.

История это продукт

деятельности людей каждый из которых преследует свои цели историю делают личности полководцы политики гос.деятели.

 

42. Общественный прогресс и его критерии. Общественный прогресс и смысл истории.прогресс- тип развития от низшего к высшему. регресс тип развития от высшего к низшему. разработка общественного прогресса принадлежит философом второй половины восемнадцатого века, социально экономической базы послужило становление капитализма.

Пути общества: древнегреческий поэт гесиод писал о 5 стадиях жизни человечества: золотой век жизнь легкое беззаботный, серебряный век падение морали, железный век царит зло и насилие.

платон аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, гегель считал прогресс

принципом мировых событий, маркс считал общество развивается по законам материального производства.

Относительность прогресса- область в который понимание прогресс не применимо.

Противоречивость прогресса прогресс- в одних областях оборачивается регресс в других. Критерии прогресса: развитие человеческого разума, прогресс науки и техники, развития производственных сил, возрастанию степени

свободы. Смысл истории характеризует тут цель которая стоит перед человечеством и которую оно стремится реализовать в ходе эволюции 4 позиции решение вопроса о смысле жизни:

1. история наделена обьективный смыслом поскольку оно является средством для достижения ценностей

2. устои у истории обьективная есть смысл запятая так как она является ценный сама по себе

3. история имеет субъективный смысл как средство достижения цели

4. у истории есть ли смысл она позитивно сама по себе.

 

Духовная жизнь общества. Специфика духовной жизни общества и личности, их диалектическое единство.

духовная сфера это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей их создания

распространение и потребления. Духовная жизнь включает: духовные потребности, духовные интересы, духовная деятельность, духовные блага, духовную культуру. Основные аспекты

духовности: духовная жизнь многогранна, духовность человека как идеальное (все

воспринимается чистом виде) ,духовность как субъективный мир. Духовность- это духовная жизнь человека его субъективно идеальный мир. Элементы духовной сферы общества: духовные потребности, духовные ценности, духовные потребление, духовное производство его функции:

1. 1 совершенствование всех сфер жизни общества

2. 2 производство прикладных фундаментальных идей

3. 3 производство и распространение знаний

4. 4 производство общественного мнения

5. 5 формирование духовных потребностей.

Виды духовного производства: наука, искусство, религия.