Для тестового контроля по одарённым детям

Задания

Материалы рубежного контроля для студентов,

обучающихся по направлению 050700 (540600) Психолого-педагогическое образование

 

Курск 2014

1. Дайте определение понятий «одаренность»:

а) Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

б) одарённость – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

в) одарённость – собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

2. Дайте определение понятий «одаренный ребенок»:
а) одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

б) одаренный ребенок – это ребенок, имеющий определённый уровень качественного своеобразия развития одаренности

в) одарённый ребенок – это ребёнок спотенциальными предпосылками к достижениям в разных видах деятельности, присущими многим детям

г) одаренный ребенка – это ученик, имеющий высокие показатели по его школьным или внешкольным делам

3. Специфика проявления одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека) заключается в том, что:

а) детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития

б) каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей

в) высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой – обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

г) под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности

д) своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития

17 стр., 8398 слов

Организация работы по выявлению и развитию одаренных детей

... . Выявить виды одаренности и типологию одаренных детей. . Изучить основные подходы к разработке концепции одаренности. . Ознакомиться с тренинговыми методами выявления одаренных детей. . Проанализировать влияние генотипических и средовых факторов на развитие одаренности. . Охарактеризовать программу развития одаренности школьников. ...

е) проявления детской одаренности может быть в виде обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

4. Выделите признаки проявления одаренности у детей, характеризующие инструментальный аспекта их поведения:

а)быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

б) использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

в) выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений

г) новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности

д) сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции

е) наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи

ж) рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).

5. Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

а) повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.)

б) повышенная избирательная чувствительность к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия

в) повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности

г) ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело, поразительное упорство и трудолюбие

д) предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов

е) высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству

ж) повышенная тревожность

6. Выделите наиболее характерные типологические особенности организации знаний одаренного ребенка:

а) высокая структурированность знаний

б) способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей

в) свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени

г) категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности)

д) легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации

е) отсутствие логики интуитивного мыления

5 стр., 2167 слов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ...

... факторы успешной деятельности учителя по развитию творческих способностей детей школьного возраста. Цель исследования: рассмотреть особенности творческих способностей как фактор психологической готовности детей к школе ... разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется ...

7. Своеобразие обучаемости одарённого ребёнка проявляется:

а) в высокой скорости и легкости обучения

б) в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений

в) в высоком уровне способности к самообучению (поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды)

г) медленное забывание учебного материала

8. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

а) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики

б) степень сформированности

в) форма проявлений

г) широта проявлений в различных видах деятельности

д) особенности возрастного развития

е) избирательность внимания

9. В практической деятельности могут быть выделены следующие виды одаренности:

а) в познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)

б) в художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность

в) в коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность

г) в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям

д) в творческой деятельности
10. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
а) актуальную одаренность

б) потенциальную одаренность

в) гиперактивную одарённость

11. Актуальная одаренность ребёнка – это:

а) психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности

б) психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

12. Потенциальная одаренность – это:

а) психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

б) психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности

13. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

а) общую одаренность

б) специальную одаренность

в) узкую одарённость

г) широкую одарённость

14. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:
а) раннюю одаренность

18 стр., 8840 слов

Словарь ребенка как основа развития речи

... из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ .1 Виды речи. Связная речь Речь неразрывно связано с ... обозначение всех окружающих человека предметов и явлений; обобщение эмоций, чувств, результатов мыслительной деятельности, а также отдельных предметов и явлений по свойственным им функциям; общения ( ...

б) позднюю одаренность

в) возрастную одарённость

г) зрелую одарённость

15. В детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является:

а) психометрические тесты

б) тесты интеллекта

в) тесты креативности

г) психолого-педагогический мониторинг

16. Найдите верные ответы: психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать следующим требованиям:

а) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка

б) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях)

в) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.)

г) экспертная оценка продуктов деятельности детей с привлечением экспертов – специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.)

д) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка)

е) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
ж) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.)

ж) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
и) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.

з) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации

17. При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:

а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
в) потенциальные возможности ребенка к развитию.

г) мотивы участия в деятельности

При проектировании содержания образования для одарённых детей необходимо учитывать следующие подходы к разработке содержания учебных программ

а) ускорение

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... При этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является ... адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, она носит более спонтанный ...

б) углубление

в) обогащение

г) проблематизация

д) концентрация

21. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, не являются ведущими и основными методы:

а) анализирующего наблюдения

б) анализирующего обобщения

в) проблемного изложения

г) частично-писковые

д) исследовательские

е) репродуктивно-творческие

22. В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей следует выделить:

а) систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, Центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;

б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;

в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т.п.).

д) специальные интернаты

23. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться с помощью:

а) выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности

б) организации индивидуального учебного плана

в) обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам

г) тьютора – высококвалифицированного специалиста (ученого, поэта, художника, шахматиста и т.п.), готового взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком

д) организации занятий по свободному выбору (факультативные занятия в малых группах)

е) индивидуальных занятий с репетитором

24. Наиболее благоприятные возможности для обучения одаренных детей предоставляют следующие формы обучения:

а) дифференциация параллелей

б) перегруппировка параллелей

в) выделение группы одаренных учащихся из параллели

г) попеременное обучение.

д) возможность доступа к занятиям по избранным предметам на университетском уровне

е) обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы

ж) группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям

з) исследовательская и творческая проектная деятельность

25. В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

а) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области

б) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса)

6 стр., 2669 слов

1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе

... (интегрированный класс, специальное учебное заведение, надомное обучение и т. д.); учащиеся с повышенными интеллектуальными способностями, одаренные дети (для организации их специального сопровождения). Возможно, ... предоставление диагностической информации учителю и заместителю директора по начальной школе для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Ежегодно цели каждого психодиагностического ...

в) очно-заочные школы

г) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории

д) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад

е) детские научно-практические конференции и семинары

ж) репетиторство

26. Психолого-педагогические предпосылки эффективности функционирования школ и классов для детей с общей либо специальной одаренностью:

а) наличие научно обоснованной программы обучения одаренных детей и положительных результатов ее применения на практике

б) соответствующая этой программе система выявления детей, в наибольшей мере нуждающихся в применяемом типе обучения

в) квалифицированные кадры педагогов и психологов, способных обеспечить соответствующее обучение одаренных детей

г) система обратной связи, позволяющая отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и появление любых нежелательных отклонений в его работе (в том числе отработанная система экспертизы работы подобных школ, психолого-педагогический мониторинг учащихся и т. д.)

д) гарантии привлечения детей в школы и классы для одаренных на добровольной основе, а также гарантии максимальной гибкости вовлечения детей в эти школы и классы на любой возрастной ступени, в том числе и возможности «нестрессового» выхода оттуда на любом возрастном этапе

е) бесплатное обучение в школах и классах для одаренных

ж) наличие учреждений дошкольного и дополнительного образования для одарённых детей

27. При проектировании предметного содержания программ учебных дисциплин для одаренных детей необходимо:

а) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему

б) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний

в) предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы

г) учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком

д) содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»)

е) практиковать широкое использование тренировочных упражнений

28. Особенность реализации предметного содержания учебной дисциплины с одарёнными детьми заключается в том, чтобы:

а) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

б) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

19 стр., 9078 слов

Особенности развития и обучения одаренных детей

... обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка. В данной работе 3 главы. В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты одаренности. Автор раскроет определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок», ...

в) гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;

г) предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;

д) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;

е) способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

ж) включать алгоритмы решения типовых учебно-познавательных задач во время индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка

29. Внутренняя дифференциация обучения одарённых детей осуществляется на основе:

а) смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности избирательного обучения по индивидуальным программам в условиях разнородной и вариативной образовательной среды)

б) раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами и специализированной образовательной средой)

в) вариативного разноуровнего обучения по принципу минимакса

30. Внешняя (или селективная) дифференция обучения одарённых детей осуществляется на основе:

а) смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности избирательного обучения по индивидуальным программам в условиях разнородной и вариативной образовательной среды)

б) раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами и специализированной образовательной средой)

в) вариативного разноуровнего обучения по принципу минимакса

31. Наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках:

а) «внутренней дифференциации», т.е. на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

б) «внешней дифференциации», создающей обогащенную школьную образовательной среду

в) инноваций и модернизации образования, обеспечивающих повышения качества образовательного процесса в массовой школе за счёт роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов Интернет-технологий, и т.д.

32. При проектировании образовательных программ и технологий работы по развитию одаренных детей важно учитывать:

а) с каким видом одаренности детей мы будем иметь дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной)

б) в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

в) какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.;

14 стр., 6865 слов

1.Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям

... переступание на месте. Команды – «Направо!», «Налево!», «Шагом марш!». 2.Методика обучения детей физическим упражнениям. Научная основа: Лесгафт, Павлов, Сеченов., Аркин, Быкова, кенеман идр. ... результативности, уделять внимание развитию общей выносливости, скоростно-силовым способностям. 3.Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движений В системе физического воспитания ...

г) какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию, общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования и т.д.

д) кадровое и программно-методическое обеспечение и материальное оснащение

е) мотивационно-потребностную сферу учащихся и педагогов