Тексты для обязательного чтения

Кафедра зарубежной литературы

Утверждаю

 

Проректор по учебной работе Н. А. Мамаев

«____»________2010 г.

 

 

История зарубежной литературы XIX века. Реализм.

Программа дисциплины

 

 

Согласовано

 

Декан филологического факультета И.Ю. Карташева

«____»____________2010 г.

 

 

Челябинск 2010

 

 

Утверждена на заседании кафедры литературы Протокол №____от «_____»_______________2010 г.

Зав. кафедрой__________________Д. В. Харитонов

 

Направления 021700 –«Филолог»

Специальности

 

Составитель канд. Филол. Наук, ст. преподаватель кафедры литературы А. С. Полушкин

 

Общее количество часов

В том числе:

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

 

Отчетность:

Форма отчетности Очное Заочное Второе высшее
Зачет      
Экзамен   6 семестр  

 

Контрольные мероприятия (количество):

 

  Контрольные работы Коллоквиумы Другие контрольные мероприятия Очное     Заочное Второе высшее

 

 

Цель и задачи курса

Курс “История зарубежной литературы XIX века: Реализм” изучается в пятом семестре студентами третьего курса.

Цели курса:

v знакомство с литературным процессом XIX века, основными литературными явлениями эпохи;

v развитие навыков сопоставительного анализа;

v развитие умения мыслить самостоятельно;

v развитие навыков анализа текста художественного произведения.

 

Программа курса выстроена по монографическому принципу (целостное знакомство с творчеством каждого писателя).

Порядок изучения литератур Европы и США связан с весомостью литературы каждой страны в мировом литературном процессе. Помимо монографических лекций в лекционный курс включены обзорные. Творчество Мериме и Гейне рассматривается частично, в рамках данного периода (первоначальные сведения об этих писателях получены студентами в рамках предыдущего курса).

Курс включает в себя лекционные и практические часы. В течение семестра студенты готовятся к четырем практическим занятиям, выбранным из общего списка по усмотрению преподавателя. Остальные планы практических занятий могут использоваться как вопросы для самопроверки при подготовке к экзамену. При подготовке к практическому занятию необходимо прочитать текст анализируемого произведения, изучить предлагаемую литературу, продумать ответы на вопросы. Не всегда вопросы практического занятия предполагают реферативное изложение положений прочитанной литературы; ряд их направлен на самостоятельное анализирование текста.

 

Содержание программы

 

ВВЕДЕНИЕ

Исторический контекст данного литературного периода (эпоха роста капиталистических отношений, эпоха буржуазных революций, обострение классовой борьбы в связи с завершением промышленного переворота).

Специфические особенности развития Франции (не прекращавшаяся классовая борьба), Англии (эпоха мощного расцвета, рост колониального влияния, чартистское движение), Германии (борьба за объединение), Америки (аболиционистское движение, гражданская война, реконструкция Юга и бурное развитие промышленности Севера) в этот период. Традиционный взгляд на хронологические рамки периода. . Реализм ХIХ века и реализм эпохи Просвещения. Условность границы между реализмом и романтизмом. Понятие “реализм” в истории литературоведения. “Зыбкость” границ термина. Ключевые черты реализма ХIX века как художественного метода (переход от “героя” к “человеку”, интерес к обыденности, принцип социального детерминизма, дистанцированность автора от героя, “иллюзия достоверности”, ориентация на естественные науки, энциклопедизм, решение проблем общественной и частной морали).

Постановка в произведениях общенациональных проблем. Углубление историзма. Развитие и трансформация жанровой иерархии. Приоритетность романа, его основные жанровые варианты (социальный, психологический, многоплановый и др.) Основные отличия развития литературного процесса в Европе и Америке от русского варианта.

ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Периодизация литературы Франции XIX века.

Творчество Стендаля (Henri Beyle, 1783 – 1842).

Важнейшие факты биографии писателя (“эдипов комплекс”, культ Наполеона, “бегство в Италию”).

Черты личности Стендаля. Мировоззрение Стендаля (материализм, атеизм, связь с учениями А. Гельвеция, Бентама, Э. Б. де Кондильяка, “идеологами” де Траси, П.-Ж. Кабанисом, теория страстей Пинеля).

Эстетические принципы писателя (учение о красоте, умение подмечать необыкновенное в обыденной жизни как основа творчества, преимущественный интерес к жизни сердца).

Эстетические и философские труды (“История живописи в Италии”, “Расин и Шекспир”).

“О любви” как первая попытка создания художественно-психологического исследования. Романы и новеллы Стендаля. “Арманс”: проблема выделенности героя из среды, новые принципы изображения романтического конфликта, национальная модель поведения как основа психологического анализа. “Красное и черное”: концепция “героя нашего времени” и социальная проблематика романа. “Люсьен Левен”: французский вариант “обыкновенной истории”; политика и деловая жизнь страны как грязная сфера деятельности; проблема деградации личности и ее духовного оскудения. “Пармская обитель”: универсальная модель тирании; итальянские страсти и поступки; проблема зависимости героя от обстоятельств. “Ламьель”: “женский вариант” Жюльена Сореля; иронический модус повествования, новый тип героя. Новеллистическое наследие Стендаля, его связь с “бегством в Италию” писателя. “Итальянские хроники” Стендаля: предельная сухость и точность изложения, “летописное сознание”, историзм писателя. Бальзак о Стендале. Своеобразие психологизма писателя (физиогномика как основа портретных характеристик, объективное изображение эмоций, принцип психологической мотивации, создание психологического портрета наций).

Интерес Стендаля к России и “загадочной русской душе”. Специфика восприятия произведений Стендаля в России (общее признание и увлечение романами Стендаля на фоне европейской “холодности” к наследию писателя).

Особенности стиля (поиск сюжетов в окружающей жизни, обработка “чужого” слова, “разруссоизированность” стиля, устойчивый “набор” персонажей в разных романах, ведущий жанр – роман-биография (“психография”), лаконизм и ясность, снятие декорума, музыка и живопись как средство психологического анализа).

Творчество Бальзака (Honore de Balzac, 1799–1850).

Парадоксы жизни Бальзака (прижизненная слава и безденежье, гениальные проекты и их крах, огромная работоспособность и “разбросанность”, создание гениальных романов и 10 лет литературной поденщины).

Личность писателя – тип титанического человека эпохи Возрождения. Мировоззрение писателя (интерес к науке и научно-техническому прогрессу, католицизм и легитимизм).

Эстетические взгляды: тенденция к универсальному описанию мира, поиск “типа”, “мифа”, “символа”, “модели”. Эстетические принципы (универсализм, титанизм, “эклектизм”).

“Этюд о Бейле” как эстетический трактат. Бальзак – автор “Человеческой комедии”. Влияние Ж. де Сент-Илера и Ж. Кювье на замысел “Человеческой комедии”. Структура “Человеческой комедии” (этюды о нравах, философские этюды, аналитические этюды).

Суть “бальзаковского парадокса” (безжалостная критика буржуазных отношений и сочувствие к жертвам этой критики).

Поэтика “Человеческой комедии” (принцип возвращающихся героев, фрагментарность, интерес к экономическим деталям, взаимотрансформация главных и второстепенных персонажей, амбивалентность характеристик, разрушение линейности времени, создание онтологической модели капиталистического общества и XIX века в целом – принцип фрески).

Новеллы Бальзака: романтическое начало. Особенности романов. “Шагреневая кожа”: философия смысла жизни и психология “смерти”. “Евгения Гранде”: провинциальный роман о любви; деньги как центральный герой произведения; чувства и “чистоган”. “Отец Горио”: трагедия и пагубность любви, разоблачение “механизмов действия” высшего света; “стартовое” значение романа в замысле “Человеческой комедии”. “Утраченные иллюзии”: “поэма” о капитализме; проблема девальвации человеческих ценностей, разрушение личности, выбор и воля, альтернатива деградации, черты утопии в романе, общий пессимизм произведения. Стиль Бальзака (“звездообразная правка”, экспрессия языка, гиперболизм, амплифицированность, прием контраста, значение “вещного” мира, “лабиринтоподобность” творчества, ясность деталей, принцип скульптурности в создании портретов).

Бальзак и Россия. Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой о Бальзаке. Бальзак и Ф. М. Достоевский: перевод “Евгении Гранде”, общие темы творчества и черты стиля.

Творчество Проспера Мериме-новеллиста. Светские и “экзотические” новеллы. Специфика стиля (лаконизм, бесстрастность, интериоризация “тайны”, отстраненность автора от повествования, приоритет характеров и нравов над динамическим началом).

Мериме как пропагандист русской литературы. Переводческая деятельность. Мериме и И. С. Тургенев.

Творчество Флобера (Gustave Flaubert, 1821–1880).

Флобер как “художник перехода”. Мировоззрение и эстетические принципы (пантеизм и равнодушие “природы” к человеку, фатализм, история как цепь случайных преступлений, идея бегства из дисгармоничного мира в царство искусства, принцип “чистого искусства”, художественное творчество как подвиг и наслаждение одновременно, принципиальное внимание к “сущностям” в их взаимосвязи, принцип имперсональности в изображении событий в сочетании с принципом “проникновения” и “перевоплощения”).

Отражение эстетической программы Флобера в его творчестве. “Госпожа Бовари”: мир главной героини и среда; художественное совершенство формы романа., “Саламбо”: экзотика и историзм; верность деталей и художественный вымысел, умение “проникнуть” в “древнее” сознание и психологический анализ. “Воспитание чувств”: роман о любви и революции; главные принципы изображения исторических событий; концепция главного героя и французской жизни в целом, симметрия и логическая последовательность как основа композиции. “Бувар и Пекюше”: роман-завещание Флобера, принцип интертекста и интеллектуального романа, ирония и юмор, философская основа романа. Новеллы Флобера (“Простая душа”, “Легенда о Юлиане Милостливом”): “антиновеллизм” сюжетов, тяготение к житийному жанру. Дружба Флобера с И. С. Тургеневым. Интерес к России. “Русифицированность” новелл. Флобер как предтеча натурализма: принцип бесстрастности, рассмотрение труда писателя как труда ученого. Стиль писателя (“муки слова”: точность, грамматическая и синтаксическая стройность фразы, сложные и зыбкие речевые комбинации, принцип эллипсиса в работе с текстом, повышенная интеллектуализация текстового пространства – культ знаний, отраженный в стиле, прием контрапункта и подтекст).

Поэзия Шарля Бодлера (Charles Baudelaire, 1821–1867).

Жизнь поэта (конфликт с отчимом, стремление эпатировать окружающих, богемная жизнь, установление опеки над Бодлером, нищее существование, наркотики).

Мировоззрение Бодлера (идея одинаковой привлекательности для человека и высоких идеалов, и пучины разврата, относительность и “вывернутость” идеалов добра в обществе чистогана).

Эстетические принципы и их новаторство (“сверхприродность”, “магическая поэтика”, эстетизация поэзии, принцип утонченности и изысканности “заката” цивилизации, воображение выше мимесиса, принцип “видимого парадокса” в изображении мира, космизм как способ постижения невидимых связей всего сущего, принцип совмещения мира и художника).

Воплощение этих принципов в сборнике “Цветы Зла”. Тотальное одиночество поэта. Зло как неустранимая основа бытия. Сновидчество как бегство от действительности. Урбанистические мотивы. Особенности любовной лирики Бодлера (откровенная исповедь и цинизм, страстная напряженность и холодные наблюдения, молитва и проклятие).

“Стихотворения в прозе”: “очарования и язвы” парижской жизни. Эстетика несообразностей. Мир богатых и бедных в книге. Отстаивание права на самостоятельное, не освященное традицией отношение к вечным проблемам. Бодлер как предтеча символистской поэзии. Поэтика и новаторство. Творчество Бодлера в осмыслении русских поэтов “серебряного века”. Переводы стихотворений Бодлера на русский язык.

Творчество Мопассана (Henry-Rénè-Albert-Guy de Maupassant, 1850–1893).

Судьба художника, определившая основные темы и общий пессимистический пафос творчества Мопассана. Мировоззрение писателя (позитивизм, идеи Шопенгауэра и Спенсера, взгляд на людей как на человекозверей, антифеминизм, идеи тотальной разъединенности людей в мире, беспомощности человека перед громадной Вселенной).

Эстетические принципы (влияние Флобера и Тургенева): тайный психологизм, показ важнее рассказа, бесстрастность автора, соразмерность и гармония частей. Рассуждения Мопассана о природе романа. Отражение мировоззрения писателя и его эстетических принципов в главных романах. “Жизнь”: роман “провинциальных нравов”, проблема оскудения души, утрата смысла жизни, художественные особенности романа (роль пейзажа, “двойное” проживание событий, линейная и зеркальная композиция).

“Милый друг”: черты автобиографизма в романе, трансформация “героя времени”, общее “выхолащивание” нравственных принципов и общечеловеческих ценностей в стране. “Пьер и Жан”: психологическое “подполье” героя, проблема тотального одиночества личности. Искусство Мопассана-новеллиста. Основные сборники новелл. Восприятие новелл Мопассана во Франции. Принцип “осколочного” отражения действительности. Современность сюжетов. Исследование французского характера новой эпохи. Стремление к обобщению и символичности. Основные черты стиля (лаконизм, пренебрежение сюжетом, ирония, хронологическая и логическая последовательность, динамика психологического рисунка, ясность и точность языка).

Увлечение русского читателя творчеством Мопассана. Л. Н. Толстой о Мопассане.

Общие итоги развития французской литературы в XIX веке (переплетение романтизма и реализма, основной национальный жанр – роман, позволяющий концептуально исследовать личность и моделировать национальный универсум, эволюция героя от сильного и возвышенного типа до безвольной и безнравственной личности).

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Общая характеристика викторианского периода английской литературы. Понятие о викторианском каноне.

Творчество Диккенса (Charles Dickens, 1812–1870).

Судьба наследия писателя: от обожания при жизни через забвение после смерти к признанию в шестидесятые годы ХХ века. Миф о Диккенсе в англоязычной культуре (оптимист, автор детективных и приключенческих историй с хорошим финалом, “Санта-Клаус”, плохой характеролог и стилист, но писатель, сумевший запечатлеть “Старую Добрую Англию”).

Преодоление этого мифа на уровне современного диккенсоведения. Традиции просветительского романа (Филдинг).

Факты биографии писателя (трудовое детство, работа в качестве журналиста, принципиальный интерес к жизни “низов”, роль чартистского движения и “голодных сороковых” в жизни и творчестве Диккенса, головокружительный успех первых же книг, поездка в Америку, семейная драма).

Основные романные принципы Диккенса (непрерывность движения, непредсказуемость сплетения линий, отчетливое и детальное изображение, карикатурность персонажей, сентиментальность в раскрытии человеческих страстей, принцип игры и юмор, воссоздание особой вселенной – “Страны диккенсовских грез”).

Периодизация творчества Диккенса. Эволюция творчества Диккенса: от романа-биографии к многоплановому роману с несколькими сюжетными линиями. Основные романы. “Посмертные записки Пиквикского клуба”: главный герой как английский Дон-Кихот XIX века, система образов как отражение устойчивых знаков духовной жизни “Старой Доброй Англии”, вставные новеллы как подступ к социальной проблематике, принцип комикса и пикарески. “Приключения Оливера Твиста”: “лондонский роман, урбанизм Диккенса, социальные проблемы, интерес к жизни “низов”. “Лавка древностей”: головокружительный успех книги, сентиментализм и возвышенный пафос повествования, контрастность характерологии. “Домби и сын”: конфликт цивилизации и “естественности”, антагонизмы английского общества, принцип “социальных обнажений”, новые подходы к изображению психологии героев (детское сознание, “подпольный” тип, оскорбленная гордость).

“Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим”: автобиографизм книги, подступы к принципам “потока сознания”, социальные проблемы и личность, проблема личной ответственности за свою судьбу. “Холодный дом”: безжалостная критика “судебных механизмов” Англии, жизнь отверженных, проблемы английского филантропизма, милосердие мнимое и подлинное, идея примирения нации у “огня рождественского очага”. “Тяжелые времена”: чартистское движение в романе, мир “дна” английской жизни, пропагандистский характер книги. Специфика позднего творчества Диккенса (“Повесть о двух городах”, “Большие ожидания”, “Наш общий друг”, “Тайна Эдвина Друда”).

Стиль писателя (стилевые контрапункты, ясность и точность изображения, эмоциональность и сентиментальность зоны рассказчика, метод параллельного монтажа, вещный мир и внимание к деталям декорума, мастерство городского пейзажа, подтекст и суггестивность повествования).

Русская диккенсиана. Толстой о Диккенсе. Диккенс и Достоевский. “Мое знакомство с Диккенсом” В. Г. Короленко.

Творчество Теккерея (William Makepeace Thackeray, 1811–1863).

Условия формирования личности писателя. Основные эстетические принципы (ориентация на передачу реального, принцип бесстрастия, отражение в искусстве общенациональных проблем).

Мировоззрение: пессимизм и скепсис в сочетании с мечтой о достойной реализации человеческой личности в обществе. “Книга снобов” и “Барри Линдон” как “заявка” Теккерея в “большой литературе”.

“Ярмарка тщеславия” как центральный роман Теккерея. Концепция английской жизни (“средний класс”): поэзия и правда повседневной жизни. Механизм “суеты” как главный принцип английского и – шире – общечеловеческого существования. Н. Г. Чернышевский о романе. Позднее творчество Теккерея. Стиль Теккерея (пародия как внутренняя доминанта творчества; шарж и карикатура в основе портретных характеристик; приемы сатирического отражения действительности; гиперболичность и гротескность творчества; установка на “игру” с читателем, “театральный хронотоп” романа).

Значение “женского романа” в истории английской литературы. Творчество сестер Бронте. Романы “Джен Эйр” Шарлотты Бронте и “Грозовой перевал” Эмилии Бронте. Общие темы: разрушение мифа о мирном английском усадебном быте, умение личности противостоять враждебным обстоятельствам, углубление психологизма в изображение противоречивой человеческой натуры, феминистские идеи, соединение романтической, реалистической и готической эстетик, “сдержанность” финала.

Творчество Троллопа (Anthony Trollope, 1815–1882).

Основные факты биографии, повлиявшие на формирование творческой манеры писателя (унижения в детстве, служба в рядовой конторе, жизнь в Ирландии).

Основные эстетические принципы (правдивость, “средний путь” в творчестве – без экзальтации и преувеличений, принцип линейности времени, дидактические цели прозы, характерология важнее событий, принцип художественной циклизации – принцип саги).

“Барсетширские хроники” и отражение в этом цикле основных художественных принципов Троллопа. “Барчестерские башни”: глубинные английские традиции, “новое время” и “старые песни”. Л. Н. Толстой о Троллопе.

Общие итоги развития английской литературы в XIX веке. Два основных направления в литературе реализма: “сенсационный” (Коллинз, Диккенс, Бронте) и “обыденный” (Теккерей, Троллоп).

Преодоление викторианского канона и сила его влияния. Общее распадение и измельчание английской жизни, отражение социальных процессов в литературе.

НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Общий обзор исторических событий. Революционное движение 30-40-х годов и его влияние на литературу (политика важнее искусства).

Смерть Гете (1832) как рубеж “эстетического” периода в литературе и переход к острозлободневным проблемам немецкой жизни. Бурное развитие теоретических взглядов на литературу (критика романтического эстетического мировоззрения, ратование за тенденциозность в литературе).

Актуализация просветительских идей. Призывы к активной позиции в литературе (“гражданское искусство”).

Возникновение группы “Молодая Германия”. Замедленность (по сравнению с другими европейскими литературами) развития немецкой литературы. Ведущее место публицистики и причины превалирования публицистических жанров. Творчество Георга Бюхнера. Драма “Смерть Дантона”. Разобщенность немецких писателей, отсутствие школ. “Областническая” литература (Т. Шторм, В. Раабе, Ф. Рейтер).

Творчество Рихарда Вагнера (“Кольцо Нибелунгов”) как отражение общенациональных умонастроений.

Творчество позднего Гейне (Heinrich Heine, 1797–1856).

Причины эмиграции поэта. Политическая поэзия Гейне. “Германия. Зимняя сказка” как сатирический памфлет (“аристофанское бесстыдство”).

Лирический герой поэмы как поэт-пророк, обличитель отживающего строя и провозвестник свободного общества, где не будет гонений на людей со свободной душою и умом. “Романцеро”. Обстоятельства создания книги (Гейне прикован к “матрацной могиле”).

Основные части сборника. Стиль Гейне-поэта (эмоционально-выразительные средства превалируют над правильностью формы, бурлескность, игра диссонансами, контрасты в поэтике, палитра иронико-сатирических средств).

Гейне в русских переводах. Увлеченность поэзией Гейне в России. Специфика восприятия его наследия.

АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Исторические условия развития литературы (конфликт Конфедерации и Штатов).

Аболиционистское движение. Творчество Г. Бичер-Стоу. “Хижина дяди Тома”. Противоречивость позиции писательницы. Восприятие романа в России. “Записки охотника” И. С. Тургенева и “Хижина дяди Тома”.

Творчество Уитмена (Walt Whitman, 1819–1892).

“Американская мечта” у Уитмена (демократический вариант).

Основные черты его мировоззрения (антропоцентризм, универсализм, космизм, титанизм, пантеизм).

Поэтическое новаторство. Связь с идеями американских трансценденталистов. “Листья травы” как главная книга Уитмена. Диалектика персонализма. Профетические мотивы в книге. История русской уитменианы: первые переводы И. С. Тургенева; переводческая деятельность К. Д. Бальмонта, его статьи об Уитмене; К. И. Чуковский как пропагандист творчества поэта; В. В. Маяковский, В. Хлебников и У. Уитмен.

Общие итоги развития литературы в XIX веке.

 

Список рекомендуемой литературы

 

Основная

 

1. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. А. Соловьевой. М., 1991

2. История зарубежной литературы XIX века: В 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. М., 1991. Ч. 2

3. Дополнительные учебные пособия:

4. Елизарова М. Е., Колесников Б. И. Гиждеу С. П., Михальская Н. П. История зарубежной литературы XIX века. Изд. 4. М., 1972.

5. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я. Н. Засурского, С. В. Тураева. М., 1982.

6. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. А. С. Дмитриева. Ч. 2. М., 1983.

7. Зарубежная литература. XIX век. Реализм: Хрестоматия ист.-лит. материалов / Сост. Н. А. Соловьева и др. М., 1990.

8. Зарубежная литература. XIX век. Романтизм. Критический реализм: Хрестоматия / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1979

9. Карельский А. В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М., 1990.

10. Затонский Д. В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973.

11. Ивашева В. В. «Век нынешний и век минувший…»: Английский роман в его современном звучании. М., 1990.

12. Клименко Е. И. Английская литература первой половины XIX века: Очерк развития. Л., 1971.

13. Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.

14. Бальзак. Этюд о Бейле (любое изд.)

15. Цвейг С. Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой. M., 1992. C. 118-222

16. Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. Л., 1978.

17. Фрид Я. В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967.

18. Стендаль сам о себе: в трактовке Михаэля Нерлиха. Челябинск: Урал LTD, 1999.

19. Мюллер-Кочеткова Т. Стендаль. Встречи с прошлым и настоящим. Рига, 1989

20. Бент М. И. Поэт действительности и знаток человеческого сердца // Литература в школе. 1983. № 1. С. 57–60

21. Обломиевский Д. Д. Бальзак: Этапы творческого пути. М., 1961.

22. Кучборская Е. П. Творчество Бальзака. М., 1970.

23. Грифцов Б. А. Как работал Бальзак. M., 1958.

24. Чичерин А. В. Доктор социальных наук: Эстетические и нравственные уроки Бальзака // Литературная учеба. 1981. № 1. С. 148–155

25. Чичерин А. В. Произведения Бальзака “Гобсек” и “Утраченные иллюзии”. М., 1982. C. 37-91

26. Сартр Ж.-П. Бодлер // Бодлер Ш. Цветы Зла. Стихотворения в прозе. Дневник. М., 1993. С. 318–449

27. Нольман М. Л. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979

28. Вахрушев В. С. Творчество Теккерея в мировом литературном процессе // Филологические науки. 1991. № 1. С. 38–44

29. Вахрушев В. С. Концепция игры в творчестве Теккерея // Филол. науки. 1984. № 3. С. 24–31

30. Теккерей в воспоминаниях современников. М., 1990

31. Ивашева В. В. Теккерей-сатирик. М., 1958

32. Венедиктова Т. Д. Поэтическое искусство США: Современность и традиции. М., 1988

33. Чуковский К. И. Мой Уитмен. М., 1966

34. Мендельсон М. О. Жизнь и творчество Уитмена. М., 1965

35. Пирсон Х. Диккенс. М., 1963.

36. Гениева Е. Ю. Великая тайна // Тайна Чарльза Диккенса: Библиографические разыскания. M.,1990. С. 9–34

37. Катарский И. М. Диккенс: Критико-биографический очерк. M., 1960.

38. Сильман Т. И. Диккенс: Очерк жизни и творчества. М., 1970.

39. Тугушева М. П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. M., 1979.

40. Цвейг С. Три мастера // Цвейг С. Собр. соч. Т. 4. M., 1992. C. 44–74

41. Честертон Г.-K. Чарльз Диккенс. M., 1982. С. 50–64

42. Шкловский В.Б. Повести о прозе. Т. 1.M.,1963. С. 229–251

43. Гиждеу С. П. Лирика Генриха Гейне. М., 1983

44. Дейч А. Л. Поэтический мир Генриха Гейне // Дейч А. Л. Судьба поэтов: Гельдерлин. Клейст. Гейне. М., 1987. С. 106–550

45. Пузиков А. И. Портреты французских писателей. – Жизнь Золя. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М., 1981.

46. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1957. C. 186–301.

47. Томашевский Б. В. Пушкин и французская литература // Литературное наследство. Л., 1937. Т. 31–32. С. 60–83

48. Тугушева М. Шарлотта Бронте: Очерк жизни и творчества. М., 1982.

49. Фрестье Ж. Проспер Мериме / Пер. с франц. М., 1984

 

 

Дополнительная

 

1. Затонский Д. В. Реализм – это сомнение? Киев, 1992.

2. Николюкин А. Н. Взаимосвязи литератур России и США: Тургенев, Толстой, Достоевский и Америка. М., 1987.

3. Реизов Б. Г. Русские эпизоды в творчестве Стендаля // Реизов Б. Г. Историко-литературные исследования. Л., 1991. С. 156–195.

4. Кочеткова Т. И. Стендаль и русские писатели // Проблемы лингвистики и зарубежной литературы. Рига, 1968. С. 115–125

5. Прево Ж. Стендаль: Опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя. M.-Л., 1960

6. Резник Р. А. Роман Бальзака «Шагреневая кожа». Саратов, 1971

7. Резник Р. А. «Философские этюды» Бальзака. Саратов, 1983.

8. Бахмутский В. Я. «Отец Горио» Бальзака. М., 1970

9. Чичерин А. В. Точность и сила в языке романов Бальзака // Чичерин А. В. Идея и стиль: О природе поэтического слова. Изд. 2-е, доп. М., 1968. С. 156–174

10. Орагвелидзе Г. Г. Время, ушедшее в книгу // Литературная Грузия. 1982. № 3. С. 128–155; № 4. С. 129–163; № 5. С. 141–174.

11. Косиков Г. К. Шарль Бодлер: Между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы Зла. Стихотворения в прозе. Дневник. М., 1993. С. 5–40

12. Балашов Н. И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970. С. 233–287

13. Уильям М. Теккерей: Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания / Сост. Е. Ю. Гениева, М. Н. Шишлина. М., 1989.

14. Авраменко Н. И. Художественный историзм романа Теккерея «Ярмарка тщеславия» и деталь исторического колорита // Филол. науки. 1987. № 5. С. 75–79

15. Форстер М. Записки викторианского джентльмена: Уильям Мейкпис Теккерей / Пер. с англ. М., 1985

16. Алякринский О. А. Эпос частной судьбы // Вопр. лит. 1987. № 12. С. 130–159

17. Венедиктова Т. Д. Поэзия Уолта Уитмена. М., 1982

18. Венедиктова Т. Д. Уолт Уитмен // Писатели США. М., 1990. С. 491–495

19. Мендельсон М. О. Столетие великой книги // Уолт Уитмен: Избранное. М., 1954. С. 3–34

20. Ветрова Е. И. Категория времени в творчестве У. Уитмена: у истоков американского верлибра // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1982. № 5. С. 74–77.

21. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. M., 1975.

22. Урнов М. Бессмертные «Записки Пиквикского клуба» // Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. М., 1984. С. 5–12

23. Дмитриев А. С. Эстетические взгляды Генриха Гейне // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1988. № 5. С. 17–27

24. Морозова Т. Л. Спор о человеке в американской литературе: История и современность. М., 1990.

25. Набоков В. Две лекции по литературе: Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари» // Иностранная литература. 1997. № 11. С. 185–214

26. Моэм С. Флобер и «Madame Bovary» // Моэм С. Подводя итоги. М., 1991. С. 356–380

 

Тексты для обязательного чтения

 

1. Стендаль, Ф. Ванина Ванини. Красное и черное. Пармская обитель

2. Бальзак, О. де Гобсек. Шагреневая кожа (или Неведомый шедевр).

Евгения Гранде. Отец Горио. Утраченные иллюзии

3. Мериме, П. Коломба. Кармен. Таманго. Матео Фальконе. Этрусская ваза. Двойная ошибка. Партия в трик-трак. Венера Илльская (4 новеллы на выбор)

4. Флобер, Г.Госпожа Бовари. Воспитание чувств (или Саламбо).

Простая душа

5. Бодлер, Ш. Цветы Зла. Стихотворения в прозе

6. Гейне, Г. Романцеро. Германия: Зимняя сказка + Путевые картины (выборочно)

7. Диккенс, Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим. Оливер Твист. + 1 роман по выбору: Домби и сын; Холодный дом; Крошка Доррит; Тяжелые времена

8. Теккерей, У. Ярмарка тщеславия

9. Бронте, Ш. Джейн Эйр (или Бронте, Э. Грозовой перевал, или любой роман Э. Гаскелл или Джордж Элиот)

10. Троллоп, Э.Бачестерские башни

11. БичерСтоу, Г. Хижина дяди Тома

12. Уитмен, У. Листья травы

 

 

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­* Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.

 

Рабочая программа

(заочная форма обучения)

Темы лекций

1. Вводная лекция. К понятию «реализм»

2. Французская литература. Творчество Стендаля

3. «Человеческая комедия» О. де Бальзака: идейно художественное своеобразие

4. Творчество Г. Флобера: основные принципы художественной манеры и мровоззрения

5. Французская новеллистика: от Стендаля до Флобера

6. Своеобразие английской литературы периода реализма. Викторианский канон

7. Творчество Ч. Диккенса и У. Теккерея.

8. Английский женский роман 19 века. Творчество сестер Бронте.

Разделы курса, выносимые на самостоятельное изучение

1. Творчество Троллопа.

2. Немецкая литература. Творчество Гейне.

3. Американская литература. Творчество Г. Бичер-Стоу.

4. Поэзия У. Уитмена

5. Поэзия Ш. Бодлера

Контрольная работа

1. Что обозначает понятие «социальный детерминизм» по отношению к литературе реализма (проиллюстрируйте на примерах из прочитанных Вами текстов)?

2. Можно ли Жюльена Сореля назвать «романтическим героем»? Почему?

3. Каково значение образа Гобсека в одноименной новелле Оноре де Бальзака и с помощью каких художественных средств создан его психологический портрет?

4. Каковы жанровые особенности «экзотических» новелл Проспера Мериме (на примере новелл «Таманго», «Кармен», «Матео Фальконе»)?

5. Как сам Флобер определяет жанр романа «Госпожа Бовари»? Как охарактеризовано пространство провинциального города Ионвиля и как оно связано с жанровой спецификой и авторской позицией в романе?

6. В чем заключается художественное своеобразие образа ребенка в повести Чарльза Диккенса «Оливер Твист» (с опорой на текст)? Как этот образ соотносится с викторианскими представлениями о ребенке?

7. Как вы понимаете смысл названия романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия»? Какова его история? Как название связано с образом Кукольника, каковы функции этого персонажа?

8. Черты каких нереалистических направлений можно встретить в романе «Джейн Эйр» (проиллюстрируйте примерами из текста) и какова их функция?

9. Какова структура «Листьев травы» Уолта Уитмена, из каких разделов состоит книга, каково идейное содержание каждого из них?

10. В чем художественный смысл названия книги Шарля Бодлера «Цветы зла» и в каком из циклов сборника он раскрыт наиболее полно, как содержание сборника связано с идейным смыслом стихотворения «Посвящения»?

Указания по выполнению контрольной работы:

1. Контрольная должна быть выполнена в объеме 3-4 страниц машинописного текста в формате А-4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал)

2. Ответы должны быть содержательными, информативными и конкретными, обязательно развернутыми

3. Обязательна опора на художественные тексты по списку-минимуму (все тексты есть в сети Интернет)

4. Все цитаты оформляются в соответствии с ГОСТ, должен наличествовать титульный лист с указанием ФИО и группы студента, при подготовке использовать материалы лекций, учебника и научные источники, указанные в учебной программе

5. Работа должна быть сдана не позже 1 мая (предпочтительней высылать на электронный адрес shved80@mail.ru )

Творческая работа

1. Подготовить 10 вопросов для воображаемого интервью с любым писателем по списку курса по случаю его юбилея (реального или воображаемого)

2. Написать предисловие к собранию сочинений любого писателя из списка.

Указания по выполнению творческой работы:

1. Работа должна быть выполнена в объеме 5-6 страниц машинописного текста в формате А-4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал)

2. Форма и стиль не регламентируются, но должны соответствовать жанру (предисловие, манифест) и эстетике эпохи, стилизации приветствуются

3. Работа должна быть сдана не позже 1 июня (предпочтительней высылать на электронный адрес shved80@mail.ru )

 

 

Экзаменационные вопросы

1. Реализм в зарубежной литературе XIX века: историко-культурный контекст. Основные черты.

2. Философские и эстетические взгляды Стендаля и их воплощение в художественном творчестве.

3. «Красное и черное» Стендаля как роман-карьеры. Своеобразие поэтики и содержания.

4. Женские образы в романе Стендаля «Красное и черное».

5. Психологизм Стендаля (на примере романа «Красное и черное» или «Пармская обитель»).

6. Стендаль-романист.

7. Стендаль-новеллист. Сборник «Итальянские хроники».

8. «Итальянский характер» в новелле Стендаля «Ванина Ванини».

9. «Итальянский характер» в романе Стендаля «Пармская обитель».

10. «Пармская обитель» Стендаля как политический и социальный роман.

11. Варианты истории молодого человека в творчестве Стендаля и Бальзака (на примере Жюльена Сореля и Эжена Растиньяка).

12. Творческая биография, особенности метода и стиля О. Бальзака.

13. Замысел, композиция, художественное новаторство «Человеческой комедии» О. Бальзака.

14. Тема денег и распада семьи в «Человеческой комедии» О. Бальзака (на примере романа «Отец Горио»)

15. Философские этюды Бальзака: художественное своеобразие («Шагреневая кожа» или «Неведомый шедевр»)

16. «сцены провинциальной жизни»: семейно-бытовой роман О. Бальзака «Евгения Гранде».

17. «Роман карьеры» в творчестве О. Бальзака (на примере романа «Утраченные иллюзии»).

18. Образ Гобсека и Феликса Гранде («Гобсек», «Евгения Гранде»).

Средства типизации

19. О. Бальзак – новеллист. Своеобразие содержания и поэтики новеллы «Гобсек»

20. Своеобразие метода и стиля Г. Флобера. Творческая биография.

21. Флобер-романист: парадоксы вторчества («саламбо» или «Воспитание чувств»)

22. «Госпожа Бовари» Г. Флобера – роман провинциальных нравов.

23. Флобер-новеллист (на примере новеллы «Простая душа»)

24. Эволюция французской новеллы XIX века.

25. Светские новеллы П. Мериме (анализ двух новелл по выбору).

26. Экзотические новеллы П. Мериме (анализ двух новелл по выбору).

27. Своеобразие английской литературы периода реализма. Викторианский канон.

28. «Женский роман» в английской литературе 1840-60-х годов (на примере творчества Ш. Бронте, Э. Бронте, Э. Гаскелл, Дж. Элиот).

29. Творчество Ч. Диккенса: мифы и реальность.

30. История молодого человека в творчестве Ч. Диккенса («Жизнь Дэвида Копперфильда»).

31. Комический роман Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»: своеобразие юмора и сатиры. Галерея английских характеров.

32. Образы детей, тема детства и воспитания в творчестве Ч. Диккенса («Оливер Твист»)

33. Персонажи, населяющие художественный мир Диккенса.

34. Ч. Диккенс-романист. Анализ одного романа по выбору: «Домби и сын», «Холодный дом», «Крошка Доррит», «Тяжелые времена».

35. У. М. Теккерей – безжалостный критик английского общества. Этапы творческой биографии. Своеобразие сатиры.

36. «Ярмарка тщеславия» У. М. Теккерея как «роман карьеры».

37. Образы Эмилии Седли и Бекки Шарп в романе Теккерея «Ярмарка тщеславия»: средства типизации.

38. Происхождение и смысл названия романа У. М. Теккерея. «Ярмарка тщеславия» как центральный художественный образ романа. Авторская позиция и средства ее выражения.

39. Художественный историзм в романе У. М. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

40. Э. Троллоп – романист (на примере «Бачестерские башни»).

41. Реализм в Германии. Творчество и судьба Г. Гейне.

42. Политическая лирика Г. Гейне 40-х годов.

43. Поэма Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка».

44. Своеобразие американской литературы эпохи реализма.

45. Аболиционистская литература в США. «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу.

46. История создания и издания «Листьев травы» У. Уитмена. Композиция и тематика книги.

47. Лирический герой У. Уитмена.

48. Творческая биография Уитмена: мифы и реальность. Уитмен в мировой литературе и культуре.

49. История создания и издания «Цветов зла» Ш. Бодлера. Легенды и правда о Бодлере.

50. Художественное своеобразие «Цветов зла» Бодлера: циклы, образы, мотивы и т.п. Традиции и новаторство.