9
I. Учебно-тематический план курса
№ п/п |
Наименование модулей и тем |
I |
Модуль «Психодиагностика как научное и прикладное направление» |
1 |
Структура и сферы применения психодиагностики |
2 |
История психодиагностики |
3 |
Психологический диагноз |
4 |
Психодиагностическая методика |
5 |
Стандарты в психодиагностике |
|
Тест рубежного контроля |
II |
Модуль «Психометрические основы психодиагностики» |
6 |
Измерительные шкалы |
7 |
Репрезентативность и стандартность |
8 |
Надежность и валидность |
9 |
Разработка психодиагностических методик |
10 |
Адаптация зарубежных психодиагностических методик |
|
Тест рубежного контроля |
III |
Модуль «Психодиагностические методики и их применение» |
11 |
Методики объективного типа |
12 |
Методики субъективного типа |
13 |
Применение ЭВМ в психодиагностике |
14 |
Нормативно-документальное обеспечение психодиагностической работы |
15 |
Проведение психодиагностического обследования |
|
Тест рубежного контроля |
II. Задание для самостоятельной работы Модуль 1. Психодиагностика как наука
Тема 1. Структура и сферы применения психодиагностики
1. Понятие, структура и задачи психодиагностики.
2. Сферы применения психодиагностики.
2.1. Психодиагностика в экономике и силовые структурах: объект и задачи диагностики.
2.1. Психодиагностика в образовании: объект и задачи диагностики.
2.2. Психодиагностика в здравоохранении: объект и задачи диагностики.
Литература:
1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. С. 16-18, 515-582.
2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003. С. 99-108.
3) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.
Тема 2. История психодиагностики
1. Истоки возникновения психодиагностики (во второй половине ХIХ в.).
2. Развитие психодиагностики в первой трети ХХ в.
2.1. Тенденции и сферы развития, первые тесты.
2.2. Кризис психодиагностики: причины и пути преодоления.
3. Развитие психодиагностики в 1940-50-х г.
4. Дискуссия о психологических тестах за рубежом в 1960-70-х г.
5. Развитие психодиагностики в 1980-90-х г.
Литература:
1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. С. 16-18, 48-62, 516-582.
2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003. С. 8-95.
3) Общая психодиагностика: учебное пособие /Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1984. С. 23-45.
4) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.
Тема 3. Психологический диагноз
1. Понятие и специфика психологического диагноза.
2. Разновидности психологического диагноза.
3. Специфика психологического диагноза.
4. Методы постановки диагноза: беседа, наблюдение, тестирование, эксперимент (моделирование).
5. Ошибки в постановке диагноза.
6. Способы применения диагноза.
Литература:
1) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003. С. 126-131.
2) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.
Тема 4. Психодиагностическая методика
1. Психодиагностическая методика (тест): понятие и составные части.
2. Классификация методик (тестов): критерии и виды.
3. Методики объективного типа: понятие и классификация.
4. Методики субъективного типа: понятие и классификация.
4.1. Тест-опросники.
4.2. Проективные методики.
4.3. Психосемантические методики.
Литература:
1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. С. 16-18, 48-62, 516-582.
2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003. С. 8-95.
3) Общая психодиагностика: учебное пособие /Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1984. С. 23-45.
4) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.
Тема 5. Стандарты в психодиагностике
1. Стандарты образовательного и психологического тестирования.
2. Требования к психодиагностическим методикам.
3. Требования к пользователям психодиагностических методик.
4. Этический стандарт (кодекс) психолога.
Литература:
1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. С. 44-47.
2) Общая психодиагностика: учебное пособие /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.:МГУ, 1984. С. 13-14.
3) Профессиональный кодекс этики для психологов (ФРГ) // Вопросы психологии. 1990. №6.
4) Этический кодекс Российского психологического общества // Российский психологический журнал. 2004. № 1.
5) Этические принципы Скандинавских психологов // Вопросы психологии. 1989. № 1.
6) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.
Модуль 2. Психометрические основы психодиагностики
Тема 6. Измерительные шкалы
1. Понятие и виды измерительных шкал (номинативная и порядковая шкала, шкала интервалов и отношений) и примеры тестов.
2. Статистическая природа тестовых шкал.
Литература:
1) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.
2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003.
3) Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика /Под ред. В.В. Столина, А.Г.Шмелева.. М.: МГУ, 1984. С.21-28.
Тема 7. Репрезентативность и стандартность
1. Репрезентативность.
1.1. Понятие репрезентативности.
1.2. Способы создания и оценки репрезентативности выборки.
2. Стандартность.
2.1. Понятие стандартности, нормативные данные.
2.2. Стандартизация первичных тестовых показателей: преобразование тестовых оценок в интервальную шкалу и квантильная стандартизация.
Литература:
1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. С.64-91.
2) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. С. 161-163.
3) Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. С. 187-195.
4) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.
Тема 8. Надежность и валидность
1. Надежность методики.
1.1. Понятие надежности.
1.2. Виды надежности.
1.2.1. Ретестовая надежность: суть, возможности применения, проблема временного интервала.
1.2.2. Надежность-согласованность: суть, возможности применения.
1.2.3. Надежность параллельных форм: суть, возможности применения.
1.4. Контроль достоверности тестирования.
2. Валидность методики.
2.1.Понятие валидности.
2.2. Виды валидности.
2.2.1. Концептуальная и конструктная валидность.
2.2.2. Очевидная и содержательная валидность.
2.2.3. Эмпирическая (критериальная) и прогностическая валидность.
2.2.4. Конвергентная и дискриминантная валидность.
Литература:
1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001.
2) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. С.82-86.
3) Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. С. 167-187.
4) Общая психодиагностика / Под ред.А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1984. С. 67-90.
5) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.
Тема 9. Разработка психодиагностических методик
Практическое задание: разработка и оценка тест-опросника. Каждый студент составлет два-три пункта для теста в соответствии со спецификацией (Приложение 1).
Затем на занятии проводится обсуждение и отбор пунктов в стимульный материал. Далее осуществляется оценка очевидной и содеражательной валидности. После этого проводится пилотажное исследование (каждому студенту надо обследовать двух-трех испытуемых).
Затем производится оценка диагностической силы пунктов и надежности-согласованности. В заключении рассчитываются нормативные данные, составляются ключи.
Тема 10. Адаптация зарубежной психодиагностической методики
1. Способы перевода.
2. Процедура и этапы адаптации.
Литература:
1) Бурлачук Л.Ф., Духневич В.Н. Исследование надежности опросника Р. Кэттелла 16 PF // Психологический журнал. 2000. № 5. С. 82-95.
2) Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант личностного опросника Кэттелла (8 PF) // Психологический журнал. 1990. № 1. С.34-48.
3) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.
Модуль 3. Психодиагностические методики и их применение
Тема 11. Методики объективного типа
1. Методики диагностики психических функций (наименования, предназначения и принципы построения).
1.1. Методики диагностики мышления.
1.2. Методики диагностики воображения.
1.3. Методики диагностики внимания.
1.4. Методики диагностики памяти.
2. Методики диагностики психических состояний (наименования, предназначения и принципы построения).
3. Методики диагностики психомоторных особенностей (наименования, предназначения и принципы построения).
4. Методики диагностики психофизиологических особенностей (наименования, предназначения и принципы построения).
Литература:
1) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003.
2) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.
3) Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2003.
4) Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд. М.: УРАО, 2000.
5) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.
Тема 12. Методики субъективного типа
1. Тест-опросники (наименования, предназначения и принципы построения).
1.1. Методики диагностики темпераментных особенностей.
1.2. Методики диагностики социально-психологических характеристик.
1.3. Методики диагностики акцентуации типа личности (характера).
2. Проективные методики.
2.1. Специфика и классификация методик.
2.2. Наименования, предназначения и принципы построения методик.
3. Психосемантические методики.
2.1. Специфика и классификация методик.
2.2. Наименования, предназначения и принципы построения методик.
Литература:
1) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.
2) Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.
3) Проективная диагностика / Под ред. Р. Риминой, И. М. Кирилова: Апрель Пресс: Экомо-Пресс, 2000.
4) Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI // Психологический журнал. 1987. № 1. С. 113-126.
5) Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант личностного опросника Кэттелла (8 PF) // Психологический журнал. 1990. № 1. С.34-48.
6) Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.
7) Серкин В.П. Методы психосемантики. Учеб.пособие. М.: Аспект-ПРЕСС, 2004.
8) Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
9) Методики социально-психологического изучения малых групп в организации: монография / Под ред. А.В. Сидоренкова. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2012.
10) Сидоренков А.В. Многомерный профессионально-психологический личностный тест: монография. Ростов н/Д: Изд-во РСЭИ, 2012.
11) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.
Тема 13. Применение эвм в психодиагностике
1. Способы применения ЭВМ в психодиагностике.
2. Компьютерные и компьютеризированные методики: достоинства и недостатки.
Литература:
1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. С. 91-93.
2) Арестова О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валидность психодиагностических методик // Психологический журнал. 1990. №6. С. 86-93.
2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003. С. 114-120.
3) Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994.
4) Червинский К.Р. Компьютерная психодиагностика: Учебное пособие. СПб: Речь, 2003.
5) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.
Тема 14. Нормативно-документальное обеспечение психодиагностической работы
1. Нормативно-правовое обеспечение психодиагностической работы (нормативные правовые акты, положения, должностные инструкции).
2. Документация в психодиагностической работе (план работы, приказ/распоряжение, отчет, журнал учета работы).
3. Этический кодекс психологов. Этические принципы в зарубежной и отечественной психологии (психодиагностике).
Проблемы реализации этических принципов.
Литература:
1) Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1984. С. 110-112.
2) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.
Тема 15. Проведение психодиагностического обследования
1. Процедура психологического тестирования (подготовка к проведению тестирования, условия тестирования, информирование и мотивация испытуемых, обработка и интерпретация данных).
2. Поведение тестируемого (тестовая тревожность, агрессии, тренировка и перенос опыта).
3. Сообщение результатов тестирования.
4. Тестирование особых популяций.
Литература:
1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. С.28-38, 594-601.
2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003. С. 126-131, 139-146.
3) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.
III. Учебная карта дисциплины
№ |
Виды контрольных мероприятий |
Текущий контроль |
Рубежный контроль |
|
|
Модуль 1. Психометрические основы психодиагностики |
|
|
|
1 |
Работа на семинарских занятиях |
8 |
|
|
2 |
Эссе |
4 |
|
|
3 |
Тест |
|
7 |
|
|
Модуль 2. Учебная деятельность |
|
|
|
1 |
Работа на семинарских занятиях |
10 |
|
|
2 |
Проектное задание |
4 |
|
|
3 |
Тест |
|
7 |
|
|
Модуль 3. Психодиагностические методики и их применение |
|
|
|
1 |
Работа на семинарских занятиях |
10 |
|
|
2 |
Проектное задание |
4 |
|
|
3 |
Тест |
|
6 |
|
|
ВСЕГО |
40 |
20 |
|
|
Бонусные баллы |
до 10 баллов |
Посещение лекций – 1 балл за 1 пару. |
|
|
Промежуточная аттестация (в форме экзамена) |
40 баллов |
Экзамен в форме тестирования. |
Примечание: * — если студент пропустил по объективным причинам лекционные и практические занятия по модулю, то он может компенсировать это выполнением проектного задания.
Эссе к модулю 1:
1) Отличие «профессиональных» тестов от «любительских».
2) Направления и задачи применения психодиагностики в современном спорте.
3) Проблемы и перспективы развития психодиагностики.
Проектное задание к модулю 2:
1) Разработать стимульный материал тест-опросника, провести эмпирическое исследование и рассчитать диагностическую силу пунктов.
2) Рассчитать нормативные данные и выделить статистические зоны на примере тест-опросника.
3) Провести оценку содержательной и очевидной валидности методики на примере тест-опросника.
Проектное задание к модулю 3:
1) Провести обзор современных тестов способностей и достижений.
2) Провести обзор современных личностных опросников и проективных тестов.
3) Провести психологическую диагностику темпераментных (или социально-психологических) особенностей одного испытуемого, поставить диагноз и сделать заключение.
IV. Литература
1) Основная литература:
1. Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Электронный учебник «Психодиагностика». Свидетельство о регистрации электронного ресурса, выданное ОФЭРНиО Института научной информации и мониторинга Российской академии образования. М., 2011.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2005.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 2005.
4. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. М., СПб: Питер, 2006.
2) Дополнительная литература:
5. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина // Вопросы психологии. 1994. №2. С.123-130.
6. Арестова О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валидность психодиагностических методик // Психологический журнал. 1990. № 6. С.86-93.
7. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. № 3. С.152-162.
8. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. Учебное пособие. М.: Дело, 2003.
9. Варламов В.А. Детектор лжи. М.: ПРЕ СЭ-Пресс, 2004.
10. Дворшенко В.П. Тест личностных акцентуаций: Модифицированный вариант методики ПДО. СПб: Речь, 2002.
11. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. С-Пб.: Братство, 1994.
12. Еникеев М.И. Психологическая диагностика: стандартизированные тесты. М.: ПРИОР, 2003.
13. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 2004.
14. Лубовский В.И. и др. О публикациях психодиагностических материалов // Вопросы психологии. 1997. №1. С. 133-137.
15. Люшер М. Цветовой тест Люшера. СПб: Эксмо-Пресс, 2002.
16. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук и др. М.: Просвещение, 1990.
17. Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности. СПб: Речь, 2002.
18. Общая психодиагностика / Под ред.А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1984.
19. Пищенко А.В., Сочивко Д.В. Теория и практика психодинамической диагностики личности. Домодедово: ВИПК МВД России, 1999.
20. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2003.
21. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалёв, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев. М.: МГУ, 1988.
22. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Под ред. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинской, В.В. Столина и др. М.: МГУ. 1989.
23. Проективная диагностика / Под ред. Р. Риминой, И. М. Кирилова: Апрель Пресс: Экомо-Пресс, 2000.
24. Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2004.
25. Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI // Психологический журнал. 1987. № 1. С. 113-126.
26. Серкин В.П. Методы психосемантики. Учеб.пособие. М.: Аспект-ПРЕСС, 2004.
27. Собчик Л.Н. СМИЛ (MMPI).
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПбю: Речь, 2004.
28. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.
29. Фрай О. Детекция лжи и обмана. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2005.
30. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.
31. Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2003.
32. Червинский К.Р. Компьютерная психодиагностика: Учебное пособие. СПб: Речь, 2003.
33. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Приложение 1
К теме 9 «Разработка психодиагностических методик»
СПЕЦИФИКАЦИЯ
по разработке тест-опросника «Практичность–мечтательность»
или «Стыдливость–бесстыдство»
1. Содержание качества «практичность–мечтательность».
Практичность и мечтательность представляют собой социально-психические качества, которые отображают два разных смысла и способа существования человека. Эти качества могут быть охарактеризованы по следующим признаки:
1) Ценности и интересы. Практичность – доминирует смысл материального жизнеобеспечения, а значит, преобладают материальные потребности и интерес к конкретным практическим проблемам и идеям; главное – иметь, а не быть (по выражению Э. Фромма).
Мечтательность – доминирует значение идей или фантазий (возможно, процесса духовной самореализации); больший интерес представляет идеальный, а не материальный мир, стремление быть, а не иметь.
2) Способ существования. Практичность – активность подчинена удовлетворению материальных потребностей и вплетена в реалии жизни; занятость, прежде всего, решением практических вопросов (чаще сквозь призму личных, семейных интересов).
Мечтательность – активность больше сконцентрирована на мире идей, фантазий и оторвана от реалий жизни.
3) Отношение к процессу и результату деятельности. Практичность – большее значение придается результату; процесс деятельности если и интересует, то прежде всего с точки зрения достижения результата. Мечтательность – большее значение придается процессу, чем результату.
1. Содержание качества «стыдливость–бесстыдство»
Стыдливость и бесстыдство понимаются как морально-психические качества, отражающее особенности отношения человека к своим поступкам в социальном контексте и переживания относительно этих поступков. Однако эти качества могут в некоторой мере предопределяться такими темпераментными свойствами, как эмоциональная чувствительность и тревожность.
Ключевые признаки:
1) Отношение к своим поступкам. Стыдливость – неадекватно сильное восприятие своих поступков (особенно проступков и ошибок); озабоченность по поводу социальной приемлемости (правильности-неправильности) и последствий своих поступков. Бесстыдство – неадекватно слабое восприятие своих поступков; беспечность по поводу социальной приемлемости и последствий своих поступков.
2) Доминирующие переживания и формы поведения. Стыдливость – сильно выражены чувство вины и стыдливость, застенчивость, робость, смущение, скромность. Бесстыдство – безразличие и черствость, смелость и беззастенчивость, наглость и скандальность.
2. Принципы построения стимульного материала.
2.1. Методические принципы: а) тип шкалы: номинативная; б) количество тестовых заданий в окончательном варианте:15; в) форма тестовых заданий — в виде утверждений; г) формулировка тестовых заданий: прямая или обратная; д) формы ответов: двухальтернативная («Да» или «Нет); е) принцип обработки результатов (начисление одной условной единица за совпадение ответа по заданию с ключом).
2.2. Требования к созданию стимульного материала: а) обеспечение содержательной и очевидной валидности пунктов; б) личностно ориентированные формулировки пунктов; в) формулировка пунктов от имени испытуемого; г) корректная формулировка пунктов (исключение множественности трактовки, избегание громоздких формулировок, отсутствие двойных отрицаний); д) маскировка для испытуемых истинного предназначения и «социальной желательности» содержания пунктов; е) желательно, чтобы в одном пункте было представлено два признака данного качества.
Перечень вопросов к экзамену по всему курсу
1. Предмет, структура и задачи психологической диагностики.
2. История становления психодиагностики.
3. Цель и задачи психодиагностики в экономике.
4. Цель и задачи психодиагностики в образовании.
5. Цель и задачи психодиагностики в здравоохранении.
6. Психологическая диагностика и ее специфика.
7. Психологический диагноз и его разновидности.
8. Способы постановки психологического диагноза.
9. Способы применения психологического диагноза на практике.
10. Ошибки в постановке диагноза.
11. Особенности психодиагностических и научно-исследовательских методик.
12. Виды измерительных шкал.
13. Психологический тест и его составляющие части.
14. Требования к психодиагностическим методикам.
15. Классификации психодиагостических методик.
16. Тест-опросники и принципы их построения.
17. Проективные методики и принципы их построения.
18. Психосемантические методики и принципы их построения.
19. Методики диагностики психических функций.
20. Методики диагностики психических состояний.
21. Методики диагностики психомоторных особенностей человека.
22. Методики диагностики психофизиологических особенностей человека.
23. Методики диагностики социально-психологических особенностей человека.
24. Методики диагностики темпераментных особенностей человека.
25. Критериально-ориентированные методики.
26. Методики для специфических популяций.
27. Понятие стандартности и нарушение стандартности в процессе проведения психодиагностики.
28. Статистическая природа тестовых шкал.
29. Клиническое и статистическое понимания нормы.
30. Нормы и смысловое значение тестовых показателей.
31. Нормативные данные и выделение статистических зон для постановки диагноза.
32. Преобразование тестовых оценок в интервальную шкалу.
33. Квантильная стандартизация.
34. Понятие надежности методики и погрешности измерения.
35. Виды надежности методики.
36. Алгоритмы оценки надежности методики.
37. Факторы снижения надежности результатов психодиагностического обследования.
38. Способы контроля и обеспечение надежности результатов психодиагностического обследования.
39. Мотивация испытуемых в психодиагностическом исследовании.
40. Валидность и развитие понятий валидности методики, соотношение валидности и надежности.
41. Виды валидности.
42. Алгоритмы валидизации методики.
43. Возможность разработки абсолютно надежной и валидной методики.
44. Этапы разработки психодиагностической методики.
45. Требования к составлению тестовых заданий.
46. Диагностическая сила тестовых заданий.
47. Этапы адаптации зарубежной психодиагностической методики.
48. Способы перевода зарубежных психодиагностических методик.
49. Способы применения ЭВМ в психодиагностике.
50. Компьютерная диагностика: преимущества и ограничения.
51. Нормативно-правовое обеспечение психодиагностической работы
52. Документация в психодиагностической работе
53. Подготовка к проведению и условия тестирования.
54. Информирование и мотивация испытуемых.
55. Процедура психологического тестирования и сообщение результатов.
56. Квалификационные требования к психодиагносту.
57. Этический кодекс и психодиагностическая работа.