Дисциплина «психодиагностика»

9

I. Учебно-тематический план курса

№ п/п

Наименование модулей и тем

I

Модуль «Психодиагностика как научное и прикладное направление»

1

Структура и сферы применения психодиагностики

2

История психодиагностики

3

Психологический диагноз

4

Психодиагностическая методика

5

Стандарты в психодиагностике

Тест рубежного контроля

II

Модуль «Психометрические основы психодиагностики»

6

Измерительные шкалы

7

Репрезентативность и стандартность

8

Надежность и валидность

9

Разработка психодиагностических методик

10

Адаптация зарубежных психодиагностических методик

Тест рубежного контроля

III

Модуль «Психодиагностические методики и их применение»

11

Методики объективного типа

12

Методики субъективного типа

13

Применение ЭВМ в психодиагностике

14

Нормативно-документальное обеспечение психодиагностической работы

15

Проведение психодиагностического обследования

Тест рубежного контроля

II. Задание для самостоятельной работы Модуль 1. Психодиагностика как наука

Тема 1. Структура и сферы применения психодиагностики

1. Понятие, структура и задачи психодиагностики.

2. Сферы применения психодиагностики.

2.1. Психодиагностика в экономике и силовые структурах: объект и задачи диагностики.

2.1. Психодиагностика в образовании: объект и задачи диагностики.

2.2. Психодиагностика в здравоохранении: объект и задачи диагностики.

Литература:

1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. С. 16-18, 515-582.

2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003. С. 99-108.

3) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.

Тема 2. История психодиагностики

1. Истоки возникновения психодиагностики (во второй половине ХIХ в.).

2. Развитие психодиагностики в первой трети ХХ в.

2.1. Тенденции и сферы развития, первые тесты.

2.2. Кризис психодиагностики: причины и пути преодоления.

3. Развитие психодиагностики в 1940-50-х г.

4. Дискуссия о психологических тестах за рубежом в 1960-70-х г.

5. Развитие психодиагностики в 1980-90-х г.

Литература:

1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. С. 16-18, 48-62, 516-582.

2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003. С. 8-95.

3) Общая психодиагностика: учебное пособие /Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1984. С. 23-45.

4) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.

Тема 3. Психологический диагноз

1. Понятие и специфика психологического диагноза.

2. Разновидности психологического диагноза.

3. Специфика психологического диагноза.

4. Методы постановки диагноза: беседа, наблюдение, тестирование, эксперимент (моделирование).

5. Ошибки в постановке диагноза.

6. Способы применения диагноза.

Литература:

1) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003. С. 126-131.

2) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.

Тема 4. Психодиагностическая методика

1. Психодиагностическая методика (тест): понятие и составные части.

2. Классификация методик (тестов): критерии и виды.

3. Методики объективного типа: понятие и классификация.

4. Методики субъективного типа: понятие и классификация.

4.1. Тест-опросники.

4.2. Проективные методики.

4.3. Психосемантические методики.

Литература:

1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. С. 16-18, 48-62, 516-582.

2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003. С. 8-95.

3) Общая психодиагностика: учебное пособие /Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1984. С. 23-45.

4) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.

Тема 5. Стандарты в психодиагностике

1. Стандарты образовательного и психологического тестирования.

2. Требования к психодиагностическим методикам.

3. Требования к пользователям психодиагностических методик.

4. Этический стандарт (кодекс) психолога.

Литература:

1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. С. 44-47.

2) Общая психодиагностика: учебное пособие /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.:МГУ, 1984. С. 13-14.

3) Профессиональный кодекс этики для психологов (ФРГ) // Вопросы психологии. 1990. №6.

4) Этический кодекс Российского психологического общества // Российский психологический журнал. 2004. № 1.

5) Этические принципы Скандинавских психологов // Вопросы психологии. 1989. № 1.

6) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.

Модуль 2. Психометрические основы психодиагностики

Тема 6. Измерительные шкалы

1. Понятие и виды измерительных шкал (номинативная и порядковая шкала, шкала интервалов и отношений) и примеры тестов.

2. Статистическая природа тестовых шкал.

Литература:

1) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.

2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003.

3) Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика /Под ред. В.В. Столина, А.Г.Шмелева.. М.: МГУ, 1984. С.21-28.

Тема 7. Репрезентативность и стандартность

1. Репрезентативность.

1.1. Понятие репрезентативности.

1.2. Способы создания и оценки репрезентативности выборки.

2. Стандартность.

2.1. Понятие стандартности, нормативные данные.

2.2. Стандартизация первичных тестовых показателей: преобразование тестовых оценок в интервальную шкалу и квантильная стандартизация.

Литература:

1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. С.64-91.

2) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. С. 161-163.

3) Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. С. 187-195.

4) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.

Тема 8. Надежность и валидность

1. Надежность методики.

1.1. Понятие надежности.

1.2. Виды надежности.

1.2.1. Ретестовая надежность: суть, возможности применения, проблема временного интервала.

1.2.2. Надежность-согласованность: суть, возможности применения.

1.2.3. Надежность параллельных форм: суть, возможности применения.

1.4. Контроль достоверности тестирования.

2. Валидность методики.

2.1.Понятие валидности.

2.2. Виды валидности.

2.2.1. Концептуальная и конструктная валидность.

2.2.2. Очевидная и содержательная валидность.

2.2.3. Эмпирическая (критериальная) и прогностическая валидность.

2.2.4. Конвергентная и дискриминантная валидность.

Литература:

1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001.

2) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. С.82-86.

3) Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. С. 167-187.

4) Общая психодиагностика / Под ред.А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1984. С. 67-90.

5) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.

Тема 9. Разработка психодиагностических методик

Практическое задание: разработка и оценка тест-опросника. Каждый студент составлет два-три пункта для теста в соответствии со спецификацией (Приложение 1).

Затем на занятии проводится обсуждение и отбор пунктов в стимульный материал. Далее осуществляется оценка очевидной и содеражательной валидности. После этого проводится пилотажное исследование (каждому студенту надо обследовать двух-трех испытуемых).

Затем производится оценка диагностической силы пунктов и надежности-согласованности. В заключении рассчитываются нормативные данные, составляются ключи.

Тема 10. Адаптация зарубежной психодиагностической методики

1. Способы перевода.

2. Процедура и этапы адаптации.

Литература:

1) Бурлачук Л.Ф., Духневич В.Н. Исследование надежности опросника Р. Кэттелла 16 PF // Психологический журнал. 2000. № 5. С. 82-95.

2) Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант личностного опросника Кэттелла (8 PF) // Психологический журнал. 1990. № 1. С.34-48.

3) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.

Модуль 3. Психодиагностические методики и их применение

Тема 11. Методики объективного типа

1. Методики диагностики психических функций (наименования, предназначения и принципы построения).

1.1. Методики диагностики мышления.

1.2. Методики диагностики воображения.

1.3. Методики диагностики внимания.

1.4. Методики диагностики памяти.

2. Методики диагностики психических состояний (наименования, предназначения и принципы построения).

3. Методики диагностики психомоторных особенностей (наименования, предназначения и принципы построения).

4. Методики диагностики психофизиологических особенностей (наименования, предназначения и принципы построения).

Литература:

1) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003.

2) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.

3) Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2003.

4) Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд. М.: УРАО, 2000.

5) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.

Тема 12. Методики субъективного типа

1. Тест-опросники (наименования, предназначения и принципы построения).

1.1. Методики диагностики темпераментных особенностей.

1.2. Методики диагностики социально-психологических характеристик.

1.3. Методики диагностики акцентуации типа личности (характера).

2. Проективные методики.

2.1. Специфика и классификация методик.

2.2. Наименования, предназначения и принципы построения методик.

3. Психосемантические методики.

2.1. Специфика и классификация методик.

2.2. Наименования, предназначения и принципы построения методик.

Литература:

1) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.

2) Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.

3) Проективная диагностика / Под ред. Р. Риминой, И. М. Кирилова: Апрель Пресс: Экомо-Пресс, 2000.

4) Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI // Психологический журнал. 1987. № 1. С. 113-126.

5) Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант личностного опросника Кэттелла (8 PF) // Психологический журнал. 1990. № 1. С.34-48.

6) Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.

7) Серкин В.П. Методы психосемантики. Учеб.пособие. М.: Аспект-ПРЕСС, 2004.

8) Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

9) Методики социально-психологического изучения малых групп в организации: монография / Под ред. А.В. Сидоренкова. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2012.

10) Сидоренков А.В. Многомерный профессионально-психологический личностный тест: монография. Ростов н/Д: Изд-во РСЭИ, 2012.

11) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.

Тема 13. Применение эвм в психодиагностике

1. Способы применения ЭВМ в психодиагностике.

2. Компьютерные и компьютеризированные методики: достоинства и недостатки.

Литература:

1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. С. 91-93.

2) Арестова О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валидность психодиагностических методик // Психологический журнал. 1990. №6. С. 86-93.

2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003. С. 114-120.

3) Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994.

4) Червинский К.Р. Компьютерная психодиагностика: Учебное пособие. СПб: Речь, 2003.

5) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.

Тема 14. Нормативно-документальное обеспечение психодиагностической работы

1. Нормативно-правовое обеспечение психодиагностической работы (нормативные правовые акты, положения, должностные инструкции).

2. Документация в психодиагностической работе (план работы, приказ/распоряжение, отчет, журнал учета работы).

3. Этический кодекс психологов. Этические принципы в зарубежной и отечественной психологии (психодиагностике).

Проблемы реализации этических принципов.

Литература:

1) Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1984. С. 110-112.

2) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.

Тема 15. Проведение психодиагностического обследования

1. Процедура психологического тестирования (подготовка к проведению тестирования, условия тестирования, информирование и мотивация испытуемых, обработка и интерпретация данных).

2. Поведение тестируемого (тестовая тревожность, агрессии, тренировка и перенос опыта).

3. Сообщение результатов тестирования.

4. Тестирование особых популяций.

Литература:

1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2001. С.28-38, 594-601.

2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2003. С. 126-131, 139-146.

3) Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник «Психодиагностика», 2011.

III. Учебная карта дисциплины

Виды контрольных мероприятий

Текущий контроль

Рубежный контроль

Модуль 1. Психометрические основы психодиагностики

1

Работа на семинарских занятиях

8

2

Эссе

4

3

Тест

7

Модуль 2. Учебная деятельность

1

Работа на семинарских занятиях

10

2

Проектное задание

4

3

Тест

7

Модуль 3. Психодиагностические

методики и их применение

1

Работа на семинарских занятиях

10

2

Проектное задание

4

3

Тест

6

ВСЕГО

40

20

Бонусные баллы

до 10

баллов

Посещение лекций – 1 балл за 1 пару.

Промежуточная аттестация

(в форме экзамена)

40

баллов

Экзамен в форме тестирования.

Примечание: * — если студент пропустил по объективным причинам лекционные и практические занятия по модулю, то он может компенсировать это выполнением проектного задания.

Эссе к модулю 1:

1) Отличие «профессиональных» тестов от «любительских».

2) Направления и задачи применения психодиагностики в современном спорте.

3) Проблемы и перспективы развития психодиагностики.

Проектное задание к модулю 2:

1) Разработать стимульный материал тест-опросника, провести эмпирическое исследование и рассчитать диагностическую силу пунктов.

2) Рассчитать нормативные данные и выделить статистические зоны на примере тест-опросника.

3) Провести оценку содержательной и очевидной валидности методики на примере тест-опросника.

Проектное задание к модулю 3:

1) Провести обзор современных тестов способностей и достижений.

2) Провести обзор современных личностных опросников и проективных тестов.

3) Провести психологическую диагностику темпераментных (или социально-психологических) особенностей одного испытуемого, поставить диагноз и сделать заключение.

IV. Литература

1) Основная литература:

1. Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Электронный учебник «Психодиагностика». Свидетельство о регистрации электронного ресурса, выданное ОФЭРНиО Института научной информации и мониторинга Российской академии образования. М., 2011.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2005.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 2005.

4. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. М., СПб: Питер, 2006.

2) Дополнительная литература:

5. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина // Вопросы психологии. 1994. №2. С.123-130.

6. Арестова О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валидность психодиагностических методик // Психологический журнал. 1990. № 6. С.86-93.

7. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. № 3. С.152-162.

8. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. Учебное пособие. М.: Дело, 2003.

9. Варламов В.А. Детектор лжи. М.: ПРЕ СЭ-Пресс, 2004.

10. Дворшенко В.П. Тест личностных акцентуаций: Модифицированный вариант методики ПДО. СПб: Речь, 2002.

11. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. С-Пб.: Братство, 1994.

12. Еникеев М.И. Психологическая диагностика: стандартизированные тесты. М.: ПРИОР, 2003.

13. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 2004.

14. Лубовский В.И. и др. О публикациях психодиагностических материалов // Вопросы психологии. 1997. №1. С. 133-137.

15. Люшер М. Цветовой тест Люшера. СПб: Эксмо-Пресс, 2002.

16. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук и др. М.: Просвещение, 1990.

17. Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности. СПб: Речь, 2002.

18. Общая психодиагностика / Под ред.А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1984.

19. Пищенко А.В., Сочивко Д.В. Теория и практика психодинамической диагностики личности. Домодедово: ВИПК МВД России, 1999.

20. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2003.

21. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалёв, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев. М.: МГУ, 1988.

22. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Под ред. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинской, В.В. Столина и др. М.: МГУ. 1989.

23. Проективная диагностика / Под ред. Р. Риминой, И. М. Кирилова: Апрель Пресс: Экомо-Пресс, 2000.

24. Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2004.

25. Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI // Психологический журнал. 1987. № 1. С. 113-126.

26. Серкин В.П. Методы психосемантики. Учеб.пособие. М.: Аспект-ПРЕСС, 2004.

27. Собчик Л.Н. СМИЛ (MMPI).

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПбю: Речь, 2004.

28. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.

29. Фрай О. Детекция лжи и обмана. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2005.

30. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.

31. Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2003.

32. Червинский К.Р. Компьютерная психодиагностика: Учебное пособие. СПб: Речь, 2003.

33. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Приложение 1

К теме 9 «Разработка психодиагностических методик»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

по разработке тест-опросника «Практичность–мечтательность»

или «Стыдливость–бесстыдство»

1. Содержание качества «практичность–мечтательность».

Практичность и мечтательность представляют собой социально-психические качества, которые отображают два разных смысла и способа существования человека. Эти качества могут быть охарактеризованы по следующим признаки:

1) Ценности и интересы. Практичность доминирует смысл материального жизнеобеспечения, а значит, преобладают материальные потребности и интерес к конкретным практическим проблемам и идеям; главное – иметь, а не быть (по выражению Э. Фромма).

Мечтательность доминирует значение идей или фантазий (возможно, процесса духовной самореализации); больший интерес представляет идеальный, а не материальный мир, стремление быть, а не иметь.

2) Способ существования. Практичность активность подчинена удовлетворению материальных потребностей и вплетена в реалии жизни; занятость, прежде всего, решением практических вопросов (чаще сквозь призму личных, семейных интересов).

Мечтательность активность больше сконцентрирована на мире идей, фантазий и оторвана от реалий жизни.

3) Отношение к процессу и результату деятельности. Практичность большее значение придается результату; процесс деятельности если и интересует, то прежде всего с точки зрения достижения результата. Мечтательность большее значение придается процессу, чем результату.

1. Содержание качества «стыдливость–бесстыдство»

Стыдливость и бесстыдство понимаются как морально-психические качества, отражающее особенности отношения человека к своим поступкам в социальном контексте и переживания относительно этих поступков. Однако эти качества могут в некоторой мере предопределяться такими темпераментными свойствами, как эмоциональная чувствительность и тревожность.

Ключевые признаки:

1) Отношение к своим поступкам. Стыдливость – неадекватно сильное восприятие своих поступков (особенно проступков и ошибок); озабоченность по поводу социальной приемлемости (правильности-неправильности) и последствий своих поступков. Бесстыдство – неадекватно слабое восприятие своих поступков; беспечность по поводу социальной приемлемости и последствий своих поступков.

2) Доминирующие переживания и формы поведения. Стыдливость – сильно выражены чувство вины и стыдливость, застенчивость, робость, смущение, скромность. Бесстыдство – безразличие и черствость, смелость и беззастенчивость, наглость и скандальность.

2. Принципы построения стимульного материала.

2.1. Методические принципы: а) тип шкалы: номинативная; б) количество тестовых заданий в окончательном варианте:15; в) форма тестовых заданий — в виде утверждений; г) формулировка тестовых заданий: прямая или обратная; д) формы ответов: двухальтернативная («Да» или «Нет); е) принцип обработки результатов (начисление одной условной единица за совпадение ответа по заданию с ключом).

2.2. Требования к созданию стимульного материала: а) обеспечение содержательной и очевидной валидности пунктов; б) личностно ориентированные формулировки пунктов; в) формулировка пунктов от имени испытуемого; г) корректная формулировка пунктов (исключение множественности трактовки, избегание громоздких формулировок, отсутствие двойных отрицаний); д) маскировка для испытуемых истинного предназначения и «социальной желательности» содержания пунктов; е) желательно, чтобы в одном пункте было представлено два признака данного качества.

Перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Предмет, структура и задачи психологической диагностики.

2. История становления психодиагностики.

3. Цель и задачи психодиагностики в экономике.

4. Цель и задачи психодиагностики в образовании.

5. Цель и задачи психодиагностики в здравоохранении.

6. Психологическая диагностика и ее специфика.

7. Психологический диагноз и его разновидности.

8. Способы постановки психологического диагноза.

9. Способы применения психологического диагноза на практике.

10. Ошибки в постановке диагноза.

11. Особенности психодиагностических и научно-исследовательских методик.

12. Виды измерительных шкал.

13. Психологический тест и его составляющие части.

14. Требования к психодиагностическим методикам.

15. Классификации психодиагостических методик.

16. Тест-опросники и принципы их построения.

17. Проективные методики и принципы их построения.

18. Психосемантические методики и принципы их построения.

19. Методики диагностики психических функций.

20. Методики диагностики психических состояний.

21. Методики диагностики психомоторных особенностей человека.

22. Методики диагностики психофизиологических особенностей человека.

23. Методики диагностики социально-психологических особенностей человека.

24. Методики диагностики темпераментных особенностей человека.

25. Критериально-ориентированные методики.

26. Методики для специфических популяций.

27. Понятие стандартности и нарушение стандартности в процессе проведения психодиагностики.

28. Статистическая природа тестовых шкал.

29. Клиническое и статистическое понимания нормы.

30. Нормы и смысловое значение тестовых показателей.

31. Нормативные данные и выделение статистических зон для постановки диагноза.

32. Преобразование тестовых оценок в интервальную шкалу.

33. Квантильная стандартизация.

34. Понятие надежности методики и погрешности измерения.

35. Виды надежности методики.

36. Алгоритмы оценки надежности методики.

37. Факторы снижения надежности результатов психодиагностического обследования.

38. Способы контроля и обеспечение надежности результатов психодиагностического обследования.

39. Мотивация испытуемых в психодиагностическом исследовании.

40. Валидность и развитие понятий валидности методики, соотношение валидности и надежности.

41. Виды валидности.

42. Алгоритмы валидизации методики.

43. Возможность разработки абсолютно надежной и валидной методики.

44. Этапы разработки психодиагностической методики.

45. Требования к составлению тестовых заданий.

46. Диагностическая сила тестовых заданий.

47. Этапы адаптации зарубежной психодиагностической методики.

48. Способы перевода зарубежных психодиагностических методик.

49. Способы применения ЭВМ в психодиагностике.

50. Компьютерная диагностика: преимущества и ограничения.

51. Нормативно-правовое обеспечение психодиагностической работы

52. Документация в психодиагностической работе

53. Подготовка к проведению и условия тестирования.

54. Информирование и мотивация испытуемых.

55. Процедура психологического тестирования и сообщение результатов.

56. Квалификационные требования к психодиагносту.

57. Этический кодекс и психодиагностическая работа.