«Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника»

Квалификация бакалавр

для ПроП направления «050100 Педагогическое образование»

квалификация (степень) «бакалавр»

Профиль «Педагогика и методика дошкольного образования»

по циклу Б.3.В.04 «Профессиональный цикл. Вариативная часть»

Рекомендуемая литература Основная

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с. (15 экз.)

Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии.

Читатель узнает об основных этапах становления и новейших достижениях педагогики, о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений современной педагогической деятельности. Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогический ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания.

  1. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 544 с. (10 экз.)

Пособие составлено на основе изучения теории и практики проведения реформ в отечественных и зарубежных учебных заведениях, а также опыта исследовательской и практической работы учреждений образования и преподавателей по совершенствованию технологий обучения и воспитания. В книге изложена наиболее востребованная в современном прагматичном мире прикладная педагогическая технология, которую отличает основанная на научных закономерностях деятельность и гарантированный высокий результат. Существенное внимание уделено конкретным методам и подходам в обучении и воспитании, интенсификации организации труда обучающихся и преподавателей, техническим средствам учебного процесса, практике разработки и использования методов игрового и дистанционного обучения. Книга посвящена проблемам организации учебного процесса, технике и организации интеллектуального труда преподавателей. Особое внимание уделяется проблемам совершенствования педагогического мастерства преподавателя.

  1. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Н. Н. Михайлова [и др.]; под ред В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой — М. : Академия , 2006 .- 288 с. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. и др. Педагогика. Учебное пособие. – М.:. Педагогическое общество России. – 2008. – 576 с. (16 экз.)

В учебном пособии представлены теория и практика педагогической поддержки как самостоятельной области образования; рассматриваются ее цели, содержание и формы; определяются решающие задачи индивидуального образования.$Для студентов высших педагогических учебных заведений и колледжей. Может быть полезно молодым учителям и слушателям курсов повышения квалификации по проблеме педагогической поддержки.

4 стр., 1518 слов

Сихолого-педагогическое образование

... педагогика / А.В. Мудрик. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2013. – 240 с. 4. Педагогическая психология: учеб. пособие ... программы развития обучающихся - наблюдение и анализ организации и содержания деятельности по индивидуализации и дифференциации ... института педагогики и психологии образования Протокол № 1от «24» августа 2015 г. Директор Института педагогики и психологии образования А.И. ...

  1. Савенков А.И. Педагогическая психология В 2 томах. Том 1 /А.И. Савенков. – М.: Академия, 2009. – 416 с. (15 экз.)

В учебнике отражен широкий спектр проблем, охватывающий не только информационное поле, традиционно разрабатываемое педагогической психологией, но и зоны ее взаимных интересов с такими отраслями психологического знания, как психология развития, возрастная психология, социальная психология и др. Особое внимание уделено непростым отношениям и сложным проблемам взаимодействия педагогической психологии с современной образовательной практикой. Первый том посвящен методологическим вопросам педагогической психологии и проблемам психологии обучения. Для студентов педагогических университетов. Может быть полезен преподавателям педагогической психологии, аспирантам и всем, кто интересуется вопросами педагогической психологии.

  1. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008 – 256 с. (15 экз.)

В учебном пособии изложены основы педагогической инноватики — науки о создании, внедрении, освоении и применении новшеств в образовании. Рассмотрены типы нововведений, специфика инновационной образовательной деятельности, особенности проектирования и реализации педагогических новшеств на разных уровнях — от учебного предмета до модернизации образования в стране. Значительное внимание уделено практике нововведений, примерам конкретных педагогических инноваций. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. Может быть полезно учителям-экспериментаторам, организаторам инновационных образовательных процессов.

  1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики,2007. — 349 с. (15 экз.)

Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным. Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специалистов по ряду специальностей — «Психология», «Социология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» и др.

5 стр., 2204 слов

Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится ...

...   _______________________________________________ _______________________ _______________________________________________ ________________________ ______________________________     Подведение итогов Педагогической практики Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится по данной схеме. 1. С какими проблемами современной школы ...

  1. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (ОПД.Ф.02 − Педагогика) / Д.А. Ягофаров. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 399с. (15 экз.)

В пособии изложен круг вопросов, касающихся основных особенностей правового регулирования системы образования России. Учебное пособие предназначено для изучения студентами дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования», введенной в ГОС ВПО по специальностям педагогического образования в соответствии с его корректировкой. Представляет интерес для студентов, аспирантов, преподавателей педагогических высших учебных заведений, научных работников и специалистов системы образования.

  1. Якиманская И.С. Педагогическая психология. Основные проблемы / И.С. Якаманская. – М.: МОДЭК, 2008. — 648 с. (10 экз.)

В данной книге представлен цикл работ по проблемам психического развития человека в системе образования. Особое внимание уделено анализу учения как субъектной деятельности человека, проявляющейся в игре, обучении, профессиональной работе. Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

Дополнительная

  1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. Пособие /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова [и др.]. – М.: Академия, 2009. – 208 с. (5 экз.)

В пособии раскрывается сущность педагогической деятельности, ее гуманистическая природа, социальная роль и образовательные функции; определяются профессионально значимые качества личности педагога. Читатель узнает о различных видах педагогических учебных заведений, о возможностях получения образования, профессионально-личностного роста педагога и его творческой самореализации. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно также студентам средних педагогических учебных заведений.

  1. Волков Борис Степанович. Дошкольная психология [Текст]:[учеб. пособие для вузов]/Б. С. Волков, Н. В. Волкова.-М.:Акад. Проект,2007.-287 с.-(Учебное пособие для вузов).-(Gaudeamus) (18 экз.)

Научные интересы авторов связаны с разработкой вопросов психологии обучения и воспитания детей разного возраста, а также методики профессиональной подготовки студентов высших и средних учебных заведений. Авторами опубликован ряд учебных пособий по возрастной психологии, в 1996 и 1998 гг. удостоенных дипломов лауреатов Всероссийского конкурса на лучшие научные и учебно-методические работы по совершенствованию системы подготовки специалистов без отрыва от работы и дистанционному обучению, среди которых «Психология развития человека», «Детская психология. Логические схемы», «Детская психология в задачах и ответах», «Как подготовить ребенка к школе», «Методология и методы психологического исследования».

3 стр., 1141 слов

1.Методика преподавания психологии как учебная дисциплина, ее ...

... лучшие и наиболее систематизированные образцы научной литературы становятся учебными пособиями для студентов. Психология как учебная дисциплина давно стала обяз.при подготовке работников образования. Научные пихологические знания в наст.время применяются везде где ...

  1. Волков Борис Степанович. Психология младшего школьника [Текст]:[учеб. пособие для вузов]/Б. С. Волков, Н. В. Волкова.-М.:Акад. Проект,2007.-287 с.-(Учебное пособие для вузов).-(Gaudeamus) (18 экз.)

В учебном пособии рассматриваются особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Приводятся многочисленные ситуации и их решения. Учебное пособие снабжено контрольными вопросами и психодиагностическими таблицами причин трудностей в обучении младших школьников. Указаны темы рефератов и литература, имеется терминологический словарь. Материал учебного пособия представлен в виде обобщенных логических схематических моделей соответствующих понятий и краткого их описания.

  1. Дети группы риска в общеобразовательной школе [Текст]/С. В. Титова [и др.]; под ред. С. В. Титовой.-СПб.:Питер,2008.-240 с.:ил.-(Детскому психологу) .-Библиогр.: с. 227-237.-Прил. 1 CD-ROM (1 экз.)

В книге излагаются результаты многолетней исследовательской и практической работы педагогов с детьми, попавшими в зону или группу риска. Здесь обобщены и классифицированы основные проблемы детей школьного возраста, предлагаются пути их решения. Особое внимание обращается на самую сложную группу риска – педагогически запущенных детей. Издание снабжено терминологическим словарем. К книге также прилагается CD, на котором размещены разработанные психологами и педагогами целевые комплексные программы для работы с детьми зоны и группы риска по разным проблемам, а также авторские или модифицированные авторами методики по диагностике, коррекции, профилактике деструктивных форм поведения детей и подростков.

  1. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика [Текст] / Наталья Касицина, Нина Михайлова, Семен Юсфин — М. : Образоват. проекты : Речь ; М. : Сфера , 2010 .- 158 с. (1 экз.)

Педагогика поддержки направлена на развитие уникальности ребёнка, на поддержку его самостоятельности и взросления. Общестратегическая задача педподдержки – помочь ребёнку стать хозяином своей жизни–- требует владения педагогом различными тактиками взаимодействия с ребёнком. Названия тактик – «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие» – отражают конкретный смысл, который приобретает педагогическая поддержка в зависимости от решаемой задачи. Иногда при решении конкретной проблемной ситуации педагог использует одну из тактик. Иногда он сочетает несколько, следуя меняющейся ситуации, которая открывает новые задачи и возможности. Кинга адресована психологам, педагогам основного и дополнительного образования, родителям.

10 стр., 4941 слов

Психологическая характеристика классного коллектива

... интерес и любовь к детям; психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность;педагогический и психологический такт; целеустремленность; выдержка; физическое и психическое здоровье. готовность к решению: аналитико- ... учащиеся к товарищам с физическими недостатками. 6. Актив класса Состав актива. Официальный (выборный) и фактический активы класса. Имеет ли актив авторитет. Выполняют ли ...

  1. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми [Текст]/В. Г. Маралов [и др.]; Череповец. гос. ун-т; под ред. В. Г. Маралова.-М.:Акад. Проект: Парадигма,2005.-288 с.-(Психологические технологии) (5 экз.)

В монографии дается общая характеристика ориентации педагогов на дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми; рассматриваются факторы, обусловливающие тип ориентированности: самопринятие личности, психологические защиты, стереотипы; особое внимание уделяется проблеме формирования терпимости. Раскрываются психологические условия и средства переориентации педагогов с дисциплинарной на личностную модель взаимодействия. Работа предназначена для психологов, руководителей образовательных учреждений, студентов — будущих специалистов в сфере практической психологии, всех тех, кто интересуется вопросами совершенствования взаимодействия взрослых и детей в образовательном процессе.

  1. Психолого-педагогический практикум [Текст]:учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Педагогика и психология», «Социал. педагогика», «Педагогика»/Л. С. Подымова [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина.-5-е изд., стер.-М.:Академия,2009.-224 с.:ил.-(Высшее профессиональное образование) .-Рек. Учеб.-метод. об-нием (5 экз.)

Психолого-педагогический практикум содержит разнообразные психологические и педагогические материалы, позволяющие постичь особенности профессиональной деятельности педагога, познать себя. Для анализа и иллюстрации предлагаются педагогические ситуации, этюды, художественные и научно-популярные тексты, детские сочинения, тесты, игры. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезен педагогам-практикам.

  1. Сонин Валерий Абрамович. Учитель как социальный тип личности [Текст]:[монография]/В. А. Сонин.-СПб.:Речь,2007.-400 с.-(Классики и современники психологии) .-Библиогр.: с. 374-395 (1 экз.)

В монографии впервые дан психологический анализ социального типа личности учителя, его профессионально-педагогического становления, особенностей и трансформации менталитета/ментальности. Широко представлены экспериментальная база исследований профессионально-предметной деятельности педагога, мотивация выбора педагогической сферы деятельности и развитие ценностных ориентации в ментальном пространстве школы, общества, государства. Книга рассчитана на психологов, педагогов-практиков, студентов, избравших сложный и тернистый путь учителя, стоящего у истоков всех профессий. Книга может быть использована в качестве учебного пособия, служить дидактическим сопровождением в изучении академического курса «Педагогическая психология». Данная монография — логическое продолжение предшествующих этапов изучения профессионального менталитета учителя, объединенного общей исследовательской парадигмой «Учитель как социальный тип личности» Это длительное и полидисциплинарное исследование, эссе, разговор с учителем об учителе.

Информационное обеспечение дисциплины

  • Системные программные средства: Microsoft Windows XP, Microsoft Vista
  • Прикладные программные средства: Microsoft Office 2007 Pro, FireFox
  • Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. Документы
  • http://www.minobraz.ru/ Официальный сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Документы
  • http://www.dovosp.ru/ Официальный сайт издательского дома «Воспитание дошкольников». Журналы «Дошкольное воспитание», Ребенок в детском саду», «Музыкальный руководитель», «Здоровье дошкольника».
  • http://dob.1september.ru/ Официальный сайт издательского дома «Первое сентября», газета «Дошкольное образование».
  • Портал психологических изданий. Полнотекстовые версии журналов
  • http://editionpress.ru/priobretenie_vysh_nomerov_ds.html Официальный сайт журнала «Детский сад: теория и практика»
  • http://book.uraic.ru/ Официальный сайт Свердловской областной универсальной библиотеки им. В.Г. Белинского. Ресурсы библиотеки. Поиск в каталогах библиотек Урала.
  • http://library.uspu.ru/ Сайт библиотеки УрГПУ