«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Ф 27-015

Учреждение образования

УТВЕРЖДАЮ 1

Ректор

Учреждения образования

“Гродненский государственный

университет имени Янки Купалы”

____________ _ Король А.Д.

(подпись) (И.О.Фамилия)

___ _____________ ________ г.

Регистрационный № УД- ____ /баз.

Методы социально-психологических исследований

(название дисциплины)

Учебная программа для специальности :

_1 – 23 81 04 Социальная психология_(магистратура)____;

(код специальности) (наименование специальности)

_______________ _____________________________________________________

(код специальности) (наименование специальности)

_______________ _____________________________________________________2

(код специализации) (наименование специализации)

2013 г.

________________________________

1для учебных программ по дисциплинам вузовского компонента, дисциплинам по выбору, дисциплинам специализаций и факультативным курсам – проректор по учебной работе

2код и наименование специализации указывается дополнительно для дисциплины специализации

СОСТАВИТЕЛИ:

Галузо Павел Романович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры экспериментальной и прикладной психологии ГрГУ имени Янки Купалы

______________________________________________________________________

( И.О.Фамилия, должность, степень, звание)

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Семчук Любовь Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ГрГУ имени Янки Купалы

Полещук Юлия Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой общей и социальной психологии_______

( название кафедры — разработчика программы)

(протокол № ______от _______2013 );

Методической комиссией по специальности (ям) 1 -23 01 04 Психология

(протокол № __4___ от __23.05._____2013 );

Советом факультета ______Психологии_________________________________

( название факультета)

(протокол № __5__ от __23.05._______2013 );

Научно-методическим советом Учреждения образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(протокол № __ от ________2013 );

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Характеристика учебной дисциплины. Учебная дисциплина «Методы социально-психологических исследований» предназначена для магистрантов специальности 1 -23 81 04 «Социальная психология» и читается во 1-м семестре.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

  1. Цель преподавания дисциплины:

— вооружить магистрантов знаниями по актуальным вопросам методологии и методов современного исследования в социальной психологии;

Задачи изучения дисциплины:

— сформировать компетенции о методах научного социально-психологического исследования;

  • сформировать представления об эволюции понятийного аппарата и теоретических построений в современной социальной психологии;
  • выработать навыки выбора адекватного методологического подхода для доказательства научных закономерностей в психологии;

— развить культуру проведения научного социально-психологического исследования, навыки построения научных гипотез и поиска адекватных им методов и приемов исследования.

1.3. Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста

Учебная дисциплина «Методы социально-психологических исследований» является теоретической учебной дисциплиной, обеспечивающей совершенствование методологической подготовки магистрантов специальности 1 – 23 81 04 «Социальная психология» и выполняющей роль курса по подготовке их к написанию магистерской диссертации.

1.4. Связи с другими дисциплинами учебного плана

Учебная дисциплина «Методы социально-психологических исследований» связана с учебными дисциплинами «Актуальные проблемы современной социальной психологии», «Прикладная социальная психология»

1.5. Требования к компетентности (согласно образовательному стандарту специальности)

Требования к уровню освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины магистранты должны

знать:

— основные направления и проблемные области современной социальной психологии;

— основные традиции и школы в социальной психологии;

— методологические основания научного исследования в современной социальной психологии;

— методы и инструментарий социально-психологического исследования.

В результате изучения учебной дисциплины магистранты должны

владеть навыками:

— определения в методологических основаниях научного психологического исследования;

— анализа специфики различных подходов и логик построения научного психологического исследования;

— объяснительного моделирования анализируемой психологической феноменологии в социальной психологии;

— обеспечения методологической проработки научного психологического исследования в области социальной психологии;

— самостоятельного осознанного определения методологии и методов научного социально-психологического исследования.

Требования к компетенциям:

академическим:

— овладеть базовыми научно-теоретическими знаниями о методологии исследования в социальной психологии;

— освоить методику планирования, организации и проведения научного социально-психологического исследования;

— овладеть научно-теоретическими и практическими знаниями о методах социально-психологического исследования;

социально-личностным:

— укрепить знания об идеологических, морально-нравственных, социально-психологических ценностях, реализуемых в научном психологическом исследовании;

— укрепить способности к взаимодействию с членами малых групп, объединенных целью коллективного решения научно-практических задач;

профессиональным:

владеть проблематикой научных исследований в современной социальной психологии;

уметь выбирать адекватные проблеме клиента диагностические, исследовательские и интерпретационные методы;

— уметь отбирать психологический инструментарий согласно задачам практики взаимодействия с субъектами диагностики, коррекции и консультирования в области социальной психологии.

1.6. Формы и методы обучения и воспитания

Лекционные и практические занятия, контролируемая самостоятельная работа, индивидуальные и групповые воспитательные воздействия.

1.7. Рекомендации по организации самостоятельной работы магистрантов

Самостоятельная работа организуется в виде заданий по КСР к лекционным практическим занятиям и поисковых заданий по проблеме магистерской диссертации.

В соответствие с учебным планом на изучение учебной дисциплины отводится ___104________ часа, из них аудиторных – ___44___ часов.

(общее кол-во)

Примерное распределение аудиторного времени следующее:

  • лекции – ____26_____ часа;
  • практические занятия – ____18_____ часов;
  • лабораторные занятия – ____-_____ часов;
  • семинары – ___-______ часов.
  1. Примерный тематический план

Номер раздела

(темы, занятия)

Название раздела

(темы, занятия)

Количество аудиторных часов

лекции

практические занятия

лабораторные занятия

Семинары

управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

7

1.

Тема 1. Научное исследование в современной социальной психологии: методологические парадигмы, виды, атрибуты, методы

4

6

2.

Тема 2. Соотношение количественных и качественных методов в современной социальной психологии

2

2

6

3.

Тема 3. Количественные методы в социальной психологии

2

4

4.

Тема 4. Качественные методы в социальной психологии

2

2

4

5.

Тема 5. Наблюдение и эксперимент в социальной психологии

2

2

4

6.

Тема 6. Интерактивные методы в социальной психологии

2

2

4

7.

Тема 7. Тестовые методы в социально-психологических исследованиях

2

2

6

8.

Тема 8. Праксиметрический (архивный) метод в социальной психологии

2

2

6

9.

Тема 9. Биографический метод в социальной психологии

2

2

6

10.

Тема 10. Контент-анализ в социально-психологическом исследовании

2

2

4

11.

Тема 11. Методы изучения групп в социальной психологии

2

2

4

12.

Тема 12. Метод экспертной оценки в социально-психологическом исследовании

2

6

26

18

60

3. Содержание учебного материала

Тема 1. Научное исследование в современной социальной психологии: методологические парадигмы, виды, атрибуты, методы

Научное психологическое исследование как целенаправленный процесс познания. Признаки научного психологического исследования: целенаправленность, организованность, оснащенность, результативность. Основные методологические парадигмы в социальной психологии. Динамика изменения объекта и предмета исследования в истории психологии. Основные проблемные области социально-психологического исследования. Диалектика соотношения методологии и метода психологического исследования. Виды научных исследований в социальной психологии: по структуре и глубине, по содержанию результатов, по специализации исследователей, по предметно-объектной области, по цели. Атрибуты научного социально-психологического исследования: проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза. Методология научного социально-психологического исследования как особая теоретическая область знания. Современные классификации методов научного психологического исследования. Отечественная традиция в методологии научного социально-психологического исследования. Классификации методов исследования в современной социальной психологии. Эволюция исследовательских методологий в социальной психологии.

Тема 2. Соотношение количественных и качественных методов в современной социальной психологии

Количественные измерения в социальной психологии. Качественные подходы и методы качественного исследования в социальной психологии. Достоинства и недостатки количественных и качественных методов в социально-психологических исследованиях. Пути оптимального сочетания количественных и качественных методов в социальной психологии.

Тема 3. Количественные методы в социальной психологии

Позитивистская методология в социальной психологии. Операционализация и верификация как основания научности психологического исследования. Валидность, надежность, структурированность количественных методов. Эксперимент, квазиэксперимент, структурированное интервью, наблюдение, тесты в социально-психологическом исследовании.

Тема 4. Качественные методы в социальной психологии

Качественные методы в социальной психологии. Неструктурированность, адаптивность к изменяющимся условиям исследования как характеристики качественных методов. Неструктурированное (свободное) интервью, неструктурированное (полевое) и включенное наблюдение, изучение документов, феноменологическое интервью, фокус группы, дискурсный анализ, нарративный анализ в современных социально-психологических исследованиях.

Тема 5. Наблюдение и эксперимент в социальной психологии

Наблюдение в социальной психологии. Характерные особенности метода наблюдения в социальной психологии. Цели и задачи наблюдения. Объект наблюдения. Предмет наблюдения. Ситуации наблюдения. Области применения метода наблюдения в социальной психологии. Виды социально-психологического наблюдения и их характеристика. Качественные оценки наблюдения. Квалификация. Единицы наблюдения. Категории наблюдения. Системы категорий. Типы категориальных систем по различным классификационным основаниям: по полноте, по континуальности, по числу изучаемых параметров, по характеру требований к наблюдению. Количественные оценки наблюдения. Квантификация. Способы количественной оценки результатов наблюдения. Проблема согласия между разными наблюдателями.

Эксперимент в социальной психологии. Виды социально-психологических экспериментов. Свойства эксперимента как метода исследования в социальной психологии. Требования к экспериментальному методу в социальной психологии. Достоинства и недостатки социально-психологического эксперимента.

Тема 6. Интерактивные методы в социальной психологии

Понятие интерактивных (опросных, вербально — коммуникативных) методов психологии. Роль опросных методов в общей системе методов социальной психологии. Формы опроса (интервью, анкета, беседа, опросники).

Варианты опроса (устные, письменные; свободные, стандартизированные; выборочные, сплошные; экспертный опрос).

Достоинства и недостатки опросных методов в социально-психологических исследованиях. Виды беседы в социальной психологии и их характеристика. Основные стадии беседы. Требования, предъявляемые к беседе. Правила проведения беседы. Анализ результатов беседы.

Интервью в социальной психологии, его отличительные особенности от других опросных методов. Основные стадии процесса интервьюирования. Правила проведения интервью. Требования, предъявляемые к процедуре проведения интервью. Преимущества и недостатки метода интервью.

Социально-психологическое анкетирование. Требования, предъявляемые к анкетированию в социально-психологическом исследовании. Виды анкетирования (по числу респондентов, по полноте охвата, по типу контактов) и их характеристика. Структура социально-психологической анкеты. Правила составления анкеты и проведения анкетирования. Требования к формулировке вопросов анкеты. Достоинства и недостатки анкетного метода в социальной психологии.

Тема 7. Тестовые методы в социально-психологических исследованиях

Тестовые методы в социальной психологии. Виды психологических тестов в социальной психологии. Тесты интеллекта. Тесты креативности. Личностные тесты. Проективные тесты. Тесты достижений. Достоинства и недостатки применения тестовых методов в социально- психологическом исследовании. Проективные методы в социальной психологии. Виды и группы проективных методов, применяемых в социально-психологических исследованиях. Методы дополнения. Методы интерпретации. Методы структурирования.

изучения продуктов деятельности. Тест Розенцвейга, ТАТ, Тест Роршарха, цветовой тест Люшера. Достоинства и недостатки проективных методов в социальной психологии.

Тема 8. Праксиметрический (архивный) метод в социальной психологии

Праксиметрический (архивный метод, метод анализа продуктов деятельности) в социальной психологии. Анализ продуктов деятельности (дневниковых записей, заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной, творческой деятельности, артефактов).

Тема 9. Биографический метод в социальной психологии

Понятие биографического метода. История биографического метода: жизнеописание замечательных людей, история (источниковедение), литературоведение, социология. Становление биографического метода в психологии (Н.А. Рыбников, Г. Оллпорт, Ш. Бюлер, З. Фрейд, Г. Томе, Н.А. Логинова, А.А. Кроник и др.).

Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева. Методологический, теоретический и методический статус биографического метода в современной психологии. Биографический метод как исторический, генетический («квазилонгитюд»), синтетический, эмпирический и организационный, качественный и количественный. Интегративный статус биографического метода по критериям: «объективность – субъективность», «каузальность – интенциональность», «номотетичность – идеографичность», «монологичность – диалогичность», «директивность – не директивность». Биографический метод с позиций субъектного подхода в психологии. Специфические особенности применения биографического метода в социально-психологических исследованиях.

Объекты биографического метода в психологии: жизненный путь личности (события, ситуации, периоды, спутники, биографически значимые другие и т.д.).

Источники биографической информации: объективные и субъективные, прямые и косвенные. Техники субъективного и объективного биографирования. Биографические беседы и интервью, анализ личных документов, анализ круга общения, событийный анализ.

Новые методы психобиографического анализа: каузометрический метод (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), многофакторный статистическо-биографический анализ (Н.И. Конюхов), смыслометрический метод (К.В. Карпинский).

Тема 10. Контент-анализ в социально-психологическом исследовании

Контент-анализ как метод количественно-качественного анализа текстов и текстовых массивов. Систематичность, объективность и квантитативность как основные признаки и характеристики контент-анализа. Прикладные цели и задачи контент-анализа (по Б. Берелсону).

Сферы применения контент-анализа. Современный контент-анализ (программированный вариант контент-анализа – ВААЛ, разработанный В.И. Шалаком).

Типы информационных массивов и единицы контент-анализа (физические; структурно-семиотические; понятийно-тематические; референциальные и квазиреференциальные; пропозициональные единицы и оценки; макроструктурные единицы; единицы, представляющие результаты концептуальных операций; поэтические единицы).

Виды контент-анализа (рейдовый, фронтальный, контент-мониторинг, контекстный контент-анализ).

Контент-анализ как один из эффективных методов современной социальной психологии. Процедуры контент-анализа: подготовка, сбор данных, обработка, презентация и интерпретация результатов.

Тема 11. Методы изучения групп в социальной психологии

Методы изучения больших и малых групп в социальной психологии. Социометрия. Назначение социометрической процедуры. Основные формы социометрической процедуры: параметрическая и непараметрическая. Социометрическое ограничение. Виды социометрических критериев: деловые, досуговые, экстремальные, двойные, ролевые (одинарные), коммуникативные, гностические, официальные и неофициальные, дихотомические. Требования к социометрическим критериям. Социометрические индексы (персональные, групповые: социометрический статус, экспансивность, взаимность, удовлетворенность, групповая сплоченность),).

Достоинства и недостатки метода социометрии.

Метод фокус–групп. Фокус-группы как групповое глубинное интервью. Традиции экспериментальной работы с группами. Фокусированное интервью по Р.Мертону и фокус-группы. Подходы к анализу групповых интервью. Фокус-группы и включенное наблюдение. Фокус-группы и индивидуальные глубокие интервью. Фокус-группы и диадические интервью. Фокус- группы и количественные опросы. Фокус- группы и контент-анализ.

Тема 12. Метод экспертной оценки в социально-психологическом исследовании

Понятие экспертного оценивания в психологии. Области применения экспертной оценки в социальной психологии. Основные принципы, типы экспертиз, этапы экспертной оценки. Понятия «эксперт», «мониторная группа», «имплицитная оценка», «экспликация оценки» применительно к социально-психологическому исследованию. Проблемы оценочного субъективизма, типы измерительных шкал, процедура проведения и обработки данных экспертизы в социальной психологии.

Рейтинг в социальной психологии. Метод оценки третьих лиц компетентными лицами (экспертами).

Процедура рейтинга: выбор объектов исследования, субъектов оценивания, разработка списка личностных качеств, составление словаря, разработка шкалы оценки личностных качеств, оформление опросного листа, пилотаж, опрос, количественная обработка, интерпретация оценок, выводы и рекомендации. Групповая оценка личности (ГОЛ) как разновидность рейтинга, сферы ее практического применения

4. Информационно-методические материалы по дисциплине

4.1. Перечень рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2000. – 512 с.

2. Айламазьян, А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии / А.М. Айламазьян. – М., 2000.

3. Аналитическое наблюдение и экспертные оценки // Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики: Учеб. пособ. для студ. педвузов. – М., Ростов-на-Дону: «Феникс». 1996. — С.119-130.

4. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2001. – 687 с.

5. Белобрыкина, О.А. Теория и практика психологической службы в образовании / О.А. Белобрыкина. — Новосибирск: НГПУ, 2005. — 508 с.

6. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. Пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников / под ред. И.Б. Гриншпуна. – 3-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

7. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. — М., Наука, 1994.

8. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособ. / Д.С. Горбатов, — Самара: Издат. Дом «Бахрах-М», 2003. — С. 191-205.

9. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие / Р. Готтсданкер. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 464 с.

10. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – М.: ИНФРА. — М., 1997. — 256 с.

11. Прикладная социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. — М., 1998.

— С. С.111-112, 152-153, 160-171, 597-603.

12. Карпинский К.В. Биографический метод в исследовании жизненного пути личности / К.В. Карпинский // Психология. — №2, 2001. – С. 89-105.

13. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. — Минск, 2001. — С. 127-389.

14. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы: Учебник для вузов / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

15. Логинова Н.А. Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева / Н.А. Логинова // Вопросы психологии. — №5, 1986. – С. 104-112.

16. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп: Сборник научных трудов / ИП РАН; Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева. — М.: ИП РАН, 1995. — 196 с.

17. Методики социально-психологической диагностики личности и группы: Сборник научных трудов / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. — М.: ИП АН СССР, 1990. — 217 с.

18. Методы психологического консультирования: Методические указания / Составитель Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 13 с.

19. Мунипов, В. М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. / В. М. Мунипов, В. П. Зинченко. — М.: Логос, 2001.

20. Наследов, А.С. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / А.С. Наследов. – СПб., 2006.

21. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов // Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — В 3 кн. — Кн 3. — 2-ое изд. — М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.

22. Никандров, В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии / В.В. Никандров. — СПб.: Речь, 2002.

23. Никандров, В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: Учебное пособие / В.В. Никандров. – М., 2002.

24. Общая психодиагностика / под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. — СПб.: Речь, 2000. — 440 с.

25. Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Часть 1. / под ред. М.Б. Михалевской. – М., 1985.

26. Основы инженерной психологии: Учеб. для техн. вузов / Б.А. Душков, Б.Ф. Ломов, В.Ф. Рубахин и др. / под ред. Б.Ф. Ломова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Высш. шк., 1986. – 448 с.

27. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. — СПб., Изд-во «Питер», 2000.

28. Ратанова, Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология: Учебник – 2-е изд., доп. и перераб / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.

29. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2003.

30. Страусс, А. Основы качественного исследования: Обоснованная теория. Процедуры и техники / А. Страусс, Дж. Корбин. – М., 2001.

31. Хараш, А.У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура / А.У. Хараш // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для ВУЗов / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой.- 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 1996. — С. 87-128.

32. Чернышев, А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом изучении организованности коллектива / Чернышев А.С. // Психологический журнал. — Т. 1. — 1980. — № 4. — С. 84-94.

33. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология.: Учеб. пособ. для студ. вузов / П.Н. Шихирев. — М.: ИП РАН, 1999. – 447 с.

34. Янчук, В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход / В.А. Янчук. – Мн.: Беспринт, 2000.

35. Янчук В.А. Новые подходы в психологическом исследовании / Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаунага универсiтэта: У 7 т. Т. 1. Педагогiка. Псiхалогiя. Сацыялогiя. Фiласофiя / Адк. рэд. А..I. Жук. – Мн.: БДУ, 2001, с. 217-234.

36. Янчук, В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках / В.А. Янчук. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.

Дополнительная литература:

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. — Изд. 6-е., перераб. и доп. — М : Академический Проект, 2001. – 480 с.

2. Артемьева, О. А. Количественные и качественные методы психологического воздействия массовой коммуникации : учеб. пособие / О. А. Артемьева. – Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2007. – 155 с.

3. Белановский, С.А. Метод фокус-групп / С.А. Белановский. — М.: Издательство Магистр,1996. — 272 с.

4. Белановский, С.А. Глубокое интервью. — Издательство: Никколо-Медиа / С.А. Белановский — М. 2001. — 320 с.

5. Богомолова, Н. Н. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях // Введение в практическую социальную психологию / Н. Н. Богомолова, О. Т. Мельникова, Т. В. Фоломеева. – М., 1996. – С. 281–304. 2. Большой психологический словарь / под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М., 2004.

6. Борытко, Н.М., Моложавенко, А.В., Соловцова, И.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 320 с.

7. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. – Спб.: Питер, 2002. – 352 с.

8. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов; под ред. Б.С. Волкова. Учебное пособие для вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Трикста, 2006. – 352 с.

9. Григорьев, С.И. Основы современной социологии / С.И. Григорьев.. Изд. Алтайского гос. ун-та, 2001.

10. Зырянова, Н. Проективные методики для скрытого тестирования / Зырянова Н.. Кадровый менеджмент. — №2(6), 2003.

11. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. – 2-е изд., испр. – М.: МПСИ, Флинта, 2003. – 336 с.

12. Константинов, В.В. Экспериментальная психология / В.В. Константинов. – М., 2006.

13. Мансуров, В.А. «Московский комсомолец»: контент-анализ публикаций о терактах 2004 года и терроризме / В.А. Мансуров, Л.А. Семёнова // Социологические исследования. — 2007. — № 8.

14. Мельникова, О. Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач / Мельникова О. Т. // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – М., 1994. – С. 265–280.

15. Мертон, Р. Фокусированное интервью / Р. Мертон, К. Фиске, П. Кендал. – М., 1991. (The Fokused interview. A Manual of Problems and Procedures by Robert K.Merton, Marjorie Fiske, Patricia L.Kendall. The Free Press, Glencoe, Illinois).

16. Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып. 1-2. — М., 1973.

17. Методы анализа документов в социологических исследованиях. – М., 1985.

18. Носе, И.Н., Введение в практику психологического исследования / И.Н. Носе, Н.В. Васина. – М., 2004.

19. Проективные методики // Медицинская психодиагностика. – М., 2003.

20. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие / Е.И. Рогов. – М., 2004.

21. Семенов, В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях / В. Е. Семенов. – Л., 1983.

22. Улановский, А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии / Улановский А.М. // Вопросы психологии, 2006, №3.

23. Улановский, А.М. Феноменологическое описание в психологии / Улановский А.М. // 2 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. — М.: 2004.

24. Харченко, К.В. Материальная сторона жизни в зеркале субъективных смыслов: опыт контент-анализа / К.В. Харченко // Социология: методология, методы, математическое моделирование. – 2009. – №1(28).

– С.129-148.

25. Хащенко, В. А. Программа и методы социально-психологического исследования // Социальная психология / В. А. Хащенко; отв. ред. А.Л. Журавлев. – М., 2002.

26. Янчук, В.А. Методолого-психологические основания развития психологической науки в культурно-научной традиции постмодерна / В.А. Янчук // Белорусский психологический журнал. 2004. № 1, с. 3-14.

4.2. Критерии оценок результатов учебной деятельности

Оценка

Критерии оценки уровня знаний и компетенций магистрантов

10 баллов

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
  • точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
  • безупречное владение инструментарием учебной дисциплины «Методы социально-психологических исследований», умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;
  • полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
  • умение ориентироваться в теориях и направлениях по дисциплине «Методы социально-психологических исследований» и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;
  • творческая самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
  • высокий уровень академических компетенций, достаточный уровень социально-личностных и профессиональных компетенций.

9 баллов

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
  • точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
  • владение инструментарием учебной дисциплины «Методы социально-психологических исследований», умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы «Методы социально-психологических исследований»; полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по дисциплине «Методы социально-психологических исследований» и давать им критическую оценку;
  • самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
  • высокий уровень академических компетенций, достаточный уровень социально-личностных и профессиональных компетенций.

8 баллов

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;
  • использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
  • владение инструментарием учебных дисциплин магистерской подготовки (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;
  • усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины «Методы социально-психологических исследований»;
  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по дисциплине «Методы социально-психологических исследований» и давать им критическую оценку с позиций государственной идеологии (по дисциплинам социально-гуманитарного цикла);
  • активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
  • средний уровень академических компетенций, достаточный уровень социально-личностных и профессиональных компетенций.

7 баллов

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
  • использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
  • владение инструментарием учебной дисциплины «Методы социально-психологических исследований», умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины «Методы социально-психологических исследований»;
  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по дисциплине «Методы социально-психологических исследований» и давать им критическую оценку;
  • самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
  • средний уровень академических компетенций, достаточный уровень социально-личностных и профессиональных компетенций.

6 баллов

  • достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;
  • использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
  • владение инструментарием учебной дисциплины «Методы социально-психологических исследований», умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; способность самостоятельно применять типовые решении в рамках учебной программы;
  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины «Методы социально-психологических исследований»;
  • умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по дисциплине «Методы социально-психологических исследований» и давать им сравнительную оценку; активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
  • средний уровень академических компетенций, достаточный уровень социально-личностных и профессиональных компетенций.

5 баллов

  • достаточные знания в объеме учебной программы;
  • использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;
  • владение инструментарием учебной дисциплины «Методы социально-психологических исследований», умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
  • способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины «Методы социально-психологических исследований»;
  • умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по дисциплине «Методы социально-психологических исследований» и давать им сравнительную оценку;
  • самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
  • достаточный уровень академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

4 балла

  • достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины «Методы социально-психологических исследований»;
  • использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
  • владение инструментарием учебной дисциплины «Методы социально-психологических исследований», умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;
  • умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;
  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по дисциплине «Методы социально-психологических исследований» и давать им оценку;
  • работа под руководством преподавателя на практических, лабораторных занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий
  • достаточный уровень академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

3 балла, не зачтено

  • недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
  • знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины «Методы социально-психологических исследований»;
  • использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;
  • слабое владение инструментарием учебной дисциплины «Методы социально-психологических исследований», некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;
  • неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях дисциплины «Методы социально-психологических исследований»;
  • пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
  • недостаточный уровень академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

2 балла, не зачтено

  • фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта;
  • знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины «Методы социально-психологических исследований»;
  • неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;
  • пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
  • низкий уровень академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

1 балл, не зачтено

  • отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа.

4.3. Перечень рекомендуемых средств диагностики результатов учебной деятельности

1. Задания в тестовой форме.

2. Творческие задания по проблеме исследования магистерской диссертации.

3. Задания по реферированию научных текстов.

17