§1. Понятие о творческих способностях детей

28

Введение

Актуальность проблемы. Проблема развития творческих способностей детей младшего школьно возраста далеко не новая, но до сих пор актуальная. И соответственно, школу и родителей волнует вопрос о развитии творческих способностей детей.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самостоятельности, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание чего-то нового.

Если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая.

Объект исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: пути развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Цель исследования: определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младших школьников.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:

— созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеклассной деятельности ученика;

— развивающая работа с детьми строится на диагностической основе;

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по данной проблеме.

2.Обеспечить диагностику развития творческих способностей.

3.Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников как в урочной, так и во внеклассной деятельности.

7 стр., 3097 слов

Способности и их развитие

... то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием ...

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно- методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностические методы.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание — образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.

Преобразование — творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

Создание — творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

Творческое применение знаний — деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом [9].

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

  • в системе отношений появляется учитель («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом;
  • в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье);
  • ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам;
  • взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских;
  • преодолевается реализм мышления, что позволяет видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия.

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность — учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».

Новообразования:

1. формирование теоретического мышления;

2. рефлексия как осознание своих собственных изменений;

4 стр., 1755 слов

Особенности психической деятельности леворуких детей

... проверку на креативность. Возможно, понимание механизмов левшества и особенностей психической деятельности таких детей поможет нам решать педагогические задачи, связанные с их воспитанием и ... бессмысленных предметов, которые трудно описать словами, создает предпосылки конкретно-чувственного мышления. Левое полушарие оценивает зрительный образ расчлененно, аналитически, при этом каждый признак ...

3. способность к планированию.

Интеллект опосредует развитие всех остальных функций: происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер.

В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит также развитие волевых процессов.

Решение предложенных и самостоятельно увиденных проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

Сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

Исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы.

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.

Помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться:

  • удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил;
  • видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) — так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери).

    11 стр., 5391 слов

    Особенности формирования художественно-изобразительных навыков ...

    ... изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Объектом исследования данной курсовой работы является детская изобразительная деятельность. Предметом изучения является процесс ознакомления детей ... дошкольников с изобразительным искусством, однако, в большинстве случаев сохраняется информативный подход в обучении, сухие ...

    Источник художественного творчества – память;

  • мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться:

  • владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).
  • создавать «законченную вещь», то есть произведение [16].

Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

— смотреть, чтобы увидеть красоту;

— слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;

— почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;

— говорить так, чтобы тебя услышали;

— быть самим собой;

— трудиться творчески;

— творить вдохновенно.

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

· творческое мышление,

· творческое воображение,

· применение методов организации творческой деятельности.

§2.Взаимодействие учителя и учащихся при выполнении творческих заданий

Обучая учащихся младших классов изобразительному искусству, педагог должен учитывать количественные и качественные различия между возрастными этапами. Ведь каждый из школьных возрастов отличается друг от друга качественно своеобразной структурой своих особенностей, а переход от одного возрастного этапа к другому представляет собой не эволюционный прогресс, а диалектический скачок к новому качеству.

Опыт передовых педагогов давно доказал, что обучение наиболее успешно тогда, когда в нем учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей данной возрастной группы. Личностная значимость учебной деятельности — главнейшее условие ее эффективности [5].

4 стр., 1721 слов

программа развития мелкой моторики детей старшего дошкольного ...

... творческой (изобразительной) деятельности. Гипотеза исследования: занятия изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики старших дошкольников, если модель развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 1) включает два направления: работа ... обучением, новым режимом дня в школе. Общеизвестно, что многие дети хотят стать учащимися ...

При решении проблемы преемственности (в частности — на уроках изобразительного искусства), особенно в период адаптации вчерашнего дошкольника к новым условиям обучения в школе, необходимо:

  • учитывать психологические особенности 6—10-летних детей; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок пришел в школу;
  • иметь четкие представления о целях и результатах изучения изобразительного искусства на начальной ступени;
  • знать специфику форм организации обучения изобразительному искусству, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся.

Учителю надо быть особенно внимательным к моментам своеобразного творческого «отчуждения», говорящего о том, что «ребенок перерос имеющийся образный багаж, и ему нужна новая порция знаний о мире, новые профессиональные навыки» . Начинать следует с раскрепощения ребенка от скованности на уроках изобразительного искусства, от неуверенности в собственных силах, ограничивающих творческую инициативу, разбудить фантазию, мысль, эмоции, заставить подростка поверить в красоту мира, в силу краски, то есть создать «благоприятную атмосферу творческого созидания».

Заботясь о развитии у школьников художественных способностей, «педагог должен знать те моменты, которые могут служить первым побудительным фактором привлечения внимания, интереса детей к занятиям изобразительным искусством». Одним из таких факторов «нередко является глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии поразившего его воображение предмета или явления…». Чтобы более активно развивать у школьников способности к изобразительной деятельности, учитель должен знать психологические основы, структуру и показатели этих способностей.

Интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Искусство преподавания требует от учителя и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии, и понимания закономерностей методики обучения, и, что самое главное, умения творчески использовать все эти знания в учебном процессе.

Чтобы добиться прочного усвоения учебного материала, педагог должен постоянно разнообразить методику проведения уроков изобразительного искусства, методы и приемы объяснения, опроса и т. д.[20].

В преподавании, как и во всяком искусстве, требуются вдохновение, интуиция, находчивость, творческий подход к делу. «Как композитор при импровизации во время звучания первых аккордов начинает создавать и развивать мелодию, искать новое, наиболее красивое и выразительное звучание, так и преподаватель… начинает изыскивать новые, наиболее эффективные методы изложения материала».

Ставя своей задачей развить творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства, учитель должен выработать правильную методику работы с детьми. Творческую работу со школьниками нельзя пускать на самотек, ее надо руководить, ее надо направлять.

В возрасте 6—10 лет знания приобретают особую значимость для развития личности ребенка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. В этом возрасте ребенок готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность является одним из мотивов учения.

2 стр., 592 слов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

... умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования. ГАОУ ВО МГПУ заинтересован в активном сотрудничестве с самостоятельными, творческими, учащимися колледжей и старших классов. ... г. Приложение 2 к положению конкурса «Искусство познания»     КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ   При рассмотрении конкурсных проектов жюри ...

Урок — единица учебного процесса, значит, в нем нужно видеть не только чисто внешние стороны, сопряженные с организацией труда учителя и ученика, а заглянуть в те внутренние процессы, на которые, собственно, и направлен процесс обучения.

Один из эффективных путей решения вышепоставленных задач — использование на уроках изобразительного искусства современных педагогических технологий [1].

Инновационные технологии обучения на уроках изобразительного искусства

  • способствуют повышению у школьников интереса к изучению данного предмета;
  • предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся, требуют их активного участия в подготовке и проведении урока;
  • обеспечивают глубокие знания, прочные умения и навыки, формируют ответственное отношение к учебному труду;
  • способствуют формированию и развитию личности, создают благоприятные условия для проявления его способностей и интересов;
  • позволяют наладить контакт, установить более тесную связь с внутренним миром ребенка, так как создают на уроке обстановку доброжелательности и взаимного доверия.
  • способствуют раскрепощению, созданию эмоционального настроя, что, в свою очередь, помогает развитию художественного творчества учащихся;
  • развивают память детей, внимание, сообразительность, расширяют их общий кругозор, помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.
  • концентрируют внимание, и стимулирует познавательную деятельность школьников, проявляемую в желании активной и самостоятельной работы на уроке.
  • усиливают мировоззренческую направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируют их убеждения, что способствует всестороннему развитию личности.

Необходимо учитывать, что интерактивные методики требуют определённых условий их применения. Учитель должен ясно представлять себе, с какой целью он использует тот или иной метод. Каждый метод должен быть объяснён детям, принят ими, оговорены правила групповой работы. Кроме того, имеет большое значение состав класса, количество детей, их способность к взаимодействию. Педагог учит детей определённому методу и в то же время обучается сам, каждый раз импровизируя и готовясь помочь учащимся в случае затруднений. Практика проведения уроков показывает, что педагог, руководящий такими формами деятельности, должен быть хорошо подготовлен, иметь опыт работы с детьми и авторитет среди участников. При использовании интерактивных технологий нужно обязательно прогнозировать результат, создавая ситуацию успеха для каждого ученика в классе, в этом случае на уроке не останется ни одного равнодушного ученика, не включённого в общее действие на уроке.

Таким образом, нами под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного процесса обучения изобразительному искусству с использованием инновационных технологий, обеспечивающих повышение у детей внутренней мотивации и интереса к изучению данного предмета, что существенно скажется на улучшении качества обучения, создании благоприятных условий для проявления способностей и интересов учащихся 1— 4 классов.

3 стр., 1285 слов

Методика оценки работы учителя (МОРУ)

... (делается вывод, подводится итог).   Способность насыщать общение с учащимися положительными эмоциями и чувствами Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке 16. ПЕРЕДАЧА ЛИЧНОГО ЭНТУЗИАЗМА: а) ... учителя; б) поиск активного включения в работу пассивных учащихся; в) поощрение участия учащихся в работе; г) 85 % или больше времени учащиеся проводят за решением разного вида задач. ...

§3. Самостоятельная творческая деятельность учащихся

Для развития творческой активности и самостоятельности каждого учащегося в процессе обучения применяются различные виды индивидуальных самостоятельных работ. Под индивидуальными самостоятельными работами понимаются такие самостоятельные работы, которые индивидуализированы по содержанию или по способу выполнения.

Под индивидуальными самостоятельными работами с одинаковым содержанием понимаются работы, которые по содержанию являются общими для всех учащихся класса, но каждый выполняет их в соответствии со своими индивидуальными особенностями, уровнем подготовленности.

Под индивидуальными самостоятельными работами с одинаковым способом выполнения понимаются такие работы, которые по своему содержанию соответствуют индивидуальным особенностям отдельных учащихся, а по способу выполнения одинаковы для всех учащихся.

Формированию положительного отношения к изучаемому предмету, развитию познавательного интереса к нему способствуют индивидуальные самостоятельные работы, содержащие элемент творчества, которые обостряют эмоционально-мыслительные процессы учащихся, обостряют наблюдательность, память и т. д. Индивидуальные самостоятельные работы, содержащие элемент творчества, могут быть использованы при обучении с целью повышения эмоционального тонуса учебной деятельности, активности и самостоятельности отдельных учащихся. Такие работы создают условия для воздействия в процессе обучения на чувства учащегося, которые являются основой для проявления интереса, внимания [10].

В организации творческой познавательной деятельности на уроке ведущей является коллективная деятельность. Она определяет направленность индивидуальных самостоятельных работ учащихся.

В организации самостоятельных работ ведущим является процессуальная основа деятельности. Индивидуальная форма организации самостоятельных работ является вторичной. Если в классе не создана атмосфере коллективной творческой деятельности на уроке, то применение индивидуальных самостоятельных работ творческого характера может не дать желаемых результатов. Если же такая атмосфера создана, то недостатки индивидуализации компенсируются тем, что учащиеся самостоятельно начинают работать на уровне своих возможностей, то есть при выполнении только фронтальных заданий достигают высокого уровня творческой деятельности [22].

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... восприятия и записи 9. Четко формулирует задачи на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы обучения 11. Эмоционален, заинтересован в успехах ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Творческая познавательная деятельность учащихся характеризуется следующими особенностями:

а) она находится под контролем учителя и по ходу развертывания может им корректироваться и регулироваться заданными ориентирами и соответствующими подсказками;

б) все творческие акты учащихся предварительно проигрываются учителем в его сознании и воображении, тщательно им подготавливаются.

Творчество как о процессе создания человеком объективно или субъективно качественно нового рождается посредством специфических творческих процедур, не поддающихся представлению как точно описываемая и регулируемая система операций или действий.

Существуют следующие уровни руководства творческой познавательной деятельностью:

  • воспроизведение изучаемого материала;
  • включение материала, в котором имеются элементы творчества;
  • включение творческих элементов, причем творческая деятельность преобладает.

Одним из аспектов руководства творческой познавательной деятельностью учащихся является опора на их жизненный познавательный опыт. Корректировка познавательного жизненного опыта учащихся способствует создания проблемных ситуаций, в основу которых положено расхождение между этим опытом и проблемами, которые заложены в новом материале.

Успех в организации творческой деятельности учащихся зависит от того, на сколько оптимально осуществляется учителем выбор методов обучения применительно к данным конкретным условиям, каков удельный вес методов, направленных на развитие творческих сил учащихся. Осуществление эффективного руководства творческой деятельностью учащихся зависит от соблюдения таких условий, как тщательный отбор видов творческих заданий применительно к этапу усвоения знаний и выработки умений и навыков; рациональное сочетание творческих заданий с заданиями воспроизводящего характера; продумывание и соблюдение последовательности их выполнения; учет особенностей возрастного развития учащихся и их интеллектуальных возможностей; учет специфики учебного предмета и характера изучаемого материала.

Выделяется ряд этапов руководства творческой самостоятельной деятельностью учащихся, в том числе самостоятельной индивидуальной работой:

  1. Планирование учителем творческих самостоятельных работ учеников.
  2. Подготовка учащихся к выполнению этих работ.
  3. Руководство творческой работой учащихся в процессе ее выполнения.
  4. Завершение работы, ее оценка.

Следует учесть, что кроме учителя при выполнении самостоятельных творческих работ учащиеся испытывают влияние родителей, братьев, сестер, товарищей по классу, других учителей.

Проблема творческого развития личности на современном этапе развития педагогики приобретает все большую актуальность. Решение проблемы всестороннего и гармоничного развития личности вне творческого развития ее невозможно. Творческое же развитие возможно только при условии включении учащихся в самые разнообразные виды деятельности.

Творческая познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер она ни носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и организовываться учителем. Это руководство зачастую имеет стихийный характер, но в тоже время необходимость его заложена в самой природе учебного процесса и тех методов, которыми пользуется учитель [17].

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...

... практической деятельности педагога изобразительного искусства.   Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков   6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого (дивергентного) мышления детей ...

Таким образом, самостоятельность творческой деятельности условна, так как сама субъективность познания нового учащимися несет в себе обязательность контроля со стороны учителя. Учитель должен направлять творческую познавательную деятельность учащихся, вырабатываю у них умения и навыки самостоятельной работы.

§4.Разработки учителей-практиков

Анализ программы Б.Н.Неменского «Рабочая программа по ИЗО Б.Неменский 1 класс, школа России».

В основу рабочей программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных, конструктивных,различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства .

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про странственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме ; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Анализ программы по системе Л.В.Занкова «Изобразительное искусство 1-4 класс»

В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства).

Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:

1. Природа — главный художник (основы рисунка, графика).

2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение).

3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).

4. Человек в искусстве (портретный жанр).

Анализ программы В.С.Кузина «Изобразительное искусство 1-4 классы».

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы).

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ. Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка).

Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественно-творческая деятельность учащихся . Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.

§5. Разработки мероприятий по развитию творческих способностей младших школьников

1.Открытый урок по теме «В гостях у сказки» (1 класс)

Данное мероприятие рассчитано на развитие творческих способностей детей при самостоятельном изображении героев любимых сказок. Дети по мере разгадывания загадок рисуют понравившихся персонажей.

Цели и задачи:

—познакомить с детскими сказками и помочь в развитии творческих способностей детей.

—дать представление о роли фантазии в искусстве;

—формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;

—развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;

—воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые.

2.Урок-беседа по теме: «Русские художники-пейзажисты»(4 класс)

Цель урока: раскрыть образный и содержательный смысл понятия “пейзажная живопись”.

Задачи урока:

Проанализировать лучшие полотна выдающихся русских художников А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи и И.И.Левитана, выделить своеобразие творчества каждого из них; подчеркнуть общие черты русского пейзажного искусства, объяснить смысл такого единства;

Развитие способностей к анализу выразительных средств пейзажной живописи и композиционного построения картины.

По окончании урока учитель дает детям домашнее задание — нарисовать любой пейзаж.

3.Праздник на тему: «Масленица» (3 класс)

Цель урока: через беседу и наглядные пособия создать условия для выражения полученных представлений о народных праздниках в коллективном изображении народного праздника, приобщении к искусству талантливого русского народа.

В конце праздника детям предлагается расписать «одежду» жителей вымышленных деревень, приглашенных на праздник.

У детей в ходе мероприятия развивается воображение, они самостоятельно выбирают узоры, композиции, цвета.

4.Урок-путешествие «Гжель»

Задачи урока:

1. Дать понятие о традиционном русском промысле «Гжельская керамика», научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи.

2. Освоение учащимися элементарных приемов кистевого письма в технике гжельского орнамента.

3. Показать возможности синего цвета.

4. Развивать творческие способности.

5. Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: «Забавные художники»

Данное мероприятие нацелено на духовно-нравственное развитие личности.

Уникальность и значимость мероприятия определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала воспитанника, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших воспитанников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность мероприятия на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности.

Заключение

Проведя исследовательскую работу на предмет исследования особенностей формирования творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства, мы решили поставленные задачи, доказали выдвинутые гипотезы и пришли к следующим выводам.

Каждый ребенок уникален и талантлив — это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.

Занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.

Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления.

Учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать и как художник, иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство — это не скучная повседневность, а глубокая потребность человека в общении с прекрасным.

Список использованной литературы

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

2. Ашихмина Л.П, И.В. Крупина, З.К. Шнекендорф ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

3. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. — СПб.: Речь, 2005.

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. В 2-х ч.: Кн. для чт. в 3-м кл.Ч.2.-3-е изд., перераб.-М.: БАЛАСС,2001.-224с.: ил.- Свободный ум.

5. Веллер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М.: Просвещение, 1988.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М.Мир, 1992.

7. Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991.

8. Дуганов Р.В. Природа творчества. — М.:Сов. писатель, 1990.

9. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. — Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001.):

10. Загвязинекий, В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.

11. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. М., 1989.

12. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства, М. 2002.

13. КомароваТ.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. — М., Педагогическое общество России, 2002 г.

14. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. — М., 1998.

15. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. — М., 1998

16. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок — школьник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 .

17. Лук А.Н. Психология творчества. — Наука, 1978.

18. Мелик-Пашаев А.А. Цвет как изобразительное средство в изобразитель ной деятельности детей // Искусство в школе. 1961.

19. Миронова Л.Н. Цветоведенье. Минск.,1984.

20. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.

21. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. — М., 1995.

22. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М., Педагогическое общество России, 2002 г.

23. Приходько Е.Г. Зачем и как знакомить детей с цветом: Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических вузов. — Краснодар, 1993.

24. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. — О.: ТИТУЛ, 1996.

25. Шашлов Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. М., 1986, 280 С.