Биологическое значение эмоций

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра нормальной физиологии

Обсуждено на заседании кафедры

Протокол №__________200__года

ЛЕКЦИЯ № 42

по нормальной физиологии для студентов 2 курса

лечебного, медико-диагностического, медико-профилактического факультетов

Тема: Физиологические основы психических функций человека

Время 90 минут

Учебные и воспитательные цели:

Сформировать представления об интегративной деятельности мозга, как физиологической основе психических функций (восприятие, внимание, мышление ,сознание, обучение, память, эмоции).

ЛИТЕРАТУРА

1. Физиология человека: учебник В 2 т.Т. 2. /Под ред. В.М. Покровского,

Г.Ф. Коротько. М.: Медицина, 1998. 368с. С. 260 – 298.

2. Нормальная физиология.: учебник/ под ред. Р.С. Орлова, А.Д. Ноздрачева. М.ГОЭТАР-Медиа, 2005. 696 с .С. 245-255.

3. Физиология человека. В 3 т. Перс англ/ под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса. М.: Мир, 2004. Т.1. С. 143-158,167-177.

Дополнительная

1. Физиология человека: учебник /под редакцией проф. В.М.Смирнова. М.: «Медицина», 2001. 608с. С. 521-545.

2. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций/ Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000.784 с. С. 535 – 606. 646-714.

3. Нормальная физиология Курс лекций/ под ред. Проф. В.И. Кузнецова.- Витебск: ВГМУ, 2003.- С. 542-551.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ

  1. Мультимедийная презентация 40 слайдов.

РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

№ п/п

Перечень учебных вопросов

Количество выделяемого времени

в минутах

1.

Эмоции, их нейрофизиологические механизмы. Биологическое значение эмоций.Поведенческие, вегетативные, эндокринные проявления эмоций.

10

2

Функциональная организация эмоций. Классификация эмоций

10

3

Эмоциональный стресс.Устойчивость к эмоциональному стрессу. Эмоциональное напряжение как фактор риска для здоровья

10

4.

Состояние сознания и подсознания. Понятие о нейрофизиологических основах и основных медицинских критериях состояния сознания

20

5.

Память. Этапы формирования памяти. Информационная емкость мозга. Виды памяти. Механизмы кратковременной и долговременной памяти. Теории. Нарушение памяти.

40

Всего 90 мин

Физиология эмоций Общая характеристика эмоций.

«Эмоции — по словам П. К. Анохина — объективно существующее явление природы, они сопровождают всю нашу жизнь и помогают нам наибыстрейшим образом определять полезность или вредность сложившихся в данный момент внешних или внутренних ситуаций» (П. К. Анохин. Предисловие к книге Э. Гельгорна и Дж. Дуфборроу «Эмоции и эмоциональные расстройства», 1966, с. 5).

Действительно, эмоции пронизывают всю нашу жизнь от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности. Мир эмоций разнообразен. Гаммы ощущений сопровождают наши многочисленные потребности и разные формы их удовлетворения, практически все наше поведение. Все наши поступки связаны с ощущениями самих себя и своего отношения к окружающему миру. Эмоции позволяют каждому из нас надежно оценивать свое состояние и воздействие факторов окружающей нас среды, а также — предвидеть эти воздействия. Наше благосостояние и различные недомогания также в конце концов определяются эмоциональными ощущениями.

Иными словами, эмоции — субъективная оценка человеком своего внутреннего состояния своих потребностей, а также действия на организм многочисленных и, прежде всего, — социальных факторов окружающего мира.

В жизни человека практически нельзя выделить ни одного состояния, которое бы не переживалось субъективно. Эмоции могут усиливаться, возрастая до аффектов, когда человек полностью теряет контроль за своими поступками, или же сводиться к минимуму, например, в условиях определенных фаз сна или наркоза. Наличие субъективных переживаний отличает живое существо от самого совершенного робота.

Все огромное разнообразие субъективных переживаний человека подразделяется на эмоции отрицательного и положительного характера. К первым относят эмоции страха, голода, гнева, тоски, разочарования, ненависти, отвращения и т.п. Положительные эмоции: радость, удовольствие, лю-бовь, наслаждение и т. д.

Биологическое значение эмоций

Существует несколько теорий, раскрывающих биологическое значение эмоций. Здесь мы более подробно остановимся на биологической теории эмоций, предложенной П. К. Анохиным. Эта теория рассматривает эволюционный и приспособительный аспект эмоций в деятельности живых существ. Биологическая теория эмоций строится на нескольких ведущих постулатах.

Первый постулат. Эмоции возникли в эволюции и закрепились как средство оценки внутренних метаболических потребностей живых существ и их удовлетворения. Эмоции позволили живым существам быстро и надежно оценивать метаболические потребности. Действительно, ни одно из живущих на Земле существ не оценивает, например, пищевую потребность по количеству недостающих организму питательных веществ, например, белков, жиров или углеводов. Одно лишь возникновение специфического чувства голода позволяет быстро и надежно оценить пищевую потребность и построить адекватные формы поведения, направленного на поиски и потребление пищи. Отрицательная эмоция как общее чувство стимулирует ту или иную потребность организма к ее удовлетворению.

Как правило, любые потребности субъективно неприятны, например, ощущение голода, жажды, страха и т. д. В этом тоже заключается большой биологический смысл, потому что если бы все живые существа наслаждались своими потребностями, они наверное вымерли бы все, так и не удовлетворив ни одной из них!

Удовлетворение потребности, в свою очередь, также оценивается субъективно, но уже положительной эмоцией. Положительная эмоция также позволяет быстро без оценки деталей оценить удовлетворение потребности, быстро завершить деятельность по ее удовлетворению. Положительная эмоция удовлетворения потребности выступает в роли санкционирующего фактора поведения. Она, как бы награждает субъекта за успех поиска потребных веществ. Каждому известно, что чем труднее преодоление препятствий к достижению цели, тем сильнее выражена положительная эмоция.

Эмоциональное состояние, которое возникает в процессе удовлетворения потребности, позволяет быстро оценить и закончить акт удовлетворения потребности в короткий отрезок времени. У человека, например, пищевое насыщение происходит практически за обеденным столом, когда пища поступает только в ротовую полость и желудок. Точно также удовлетворение питьевой потребности происходит, как только человек выпивает стакан или даже полстакана воды. Процесс пищевого и водного насыщения определяется, по существу, нервными импульсами, которые идут от раздражения пищей или водой рецепторов пищеварительного тракта.

Если рассмотреть не только биологические акты потребности и ее удовлетворения, но и социальные акты человека, можно отметить, что удовлетворение любой социальной потребности также эмоционально приятно. Человек-альпинист например, осваивает горную высоту большей частью, чтобы получить эмоциональное удовлетворение. Всегда, какую бы цель человек не поставил перед собой, всегда достижение цели субъективно приятно. Таким образом, результаты социальной деятельности человека также всегда оцениваются эмоциями. Любое достижение результата субъективно приятно, и, наоборот, недостижение результата субъективно неприятно. Все эти субъективные ощущения являются мощными стимулами целенаправленной деятельности человека.

Следует обратить внимание на еще одно важное обстоятельство. При неоднократном удовлетворении однотипных биологических или социальных потребностей, особенно, если удовлетворение однотипной потребности осуществляется многократно на протяжении жизни особи или нескольких поколений живых существ, уже при возникновении самой потребности, изменяется ее эмоциональный знак. В этом случае начинает оцениваться не только потребность, но и предвидеться та положительная эмоция, которая, сопровождает удовлетворение данной потребности. Возникает то эмоциональное ощущение предвидения удовлетворения потребности, которое в обыденной жизни получило название «аппетит». Так на основе национальных привычек у голодных людей возникают представления об определенном виде пищи, у людей, намеревающихся совершить тот или иной ритуал или привычное дело — возникают представления о всех деталях этого ритуала, или дела с соответствующими эмоциональными ощущениями. Таким образом формируется «аппетит» в широком смысле слова: пищевой, половой или аппетит социального плана — аппетит к знанию, к спортивным успехам и т. д., иными словами — аппетит к достижению любой цели. Таким образом при неоднократном удовлетворении любой потребности эмоции будущего результата деятельности предвидятся, и в этом плане они также являются очень мощным стимулом целенаправленной деятельности. Отнимите это свойство у человека и животного и они будут хуже осуществлять целенаправленную деятельность!

Следовательно, эмоциональные ощущения позволяют живым существам активно строить целенаправленную деятельность по удовлетворению самых разнообразных потребностей.

Итак, эмоции выступают в форме быстрой и надежной оценки субъектом потребностей и их удовлетворения.

Второй постулат. Информационный смысл эмоций. Эмоции являются надежным средством общения живых существ. Каждое эмоциональное состоящие имеет специфическое внешнее выражение. Это — вегетативные, мимические и поведенческие выражения эмоций. Наиболее характерна в этом смысле мимика или соответствующий оскал животного. Характерно, что даже ребенок, первый раз встретившийся с незнакомой собакой, всегда распознает агрессивные или дружелюбные ее действия. Эмоциональное выражение позволяет животным взаимодействовать между собой. Эмоциональные сигналы очень сильны, особенно внутри вида. Эмоциональные выражения животных — мощное средство передачи информации в стае или в стаде, взаимодействия внутри стада.

Особенно важно, что на основе эмоциональных переживаний рождаются соответствующие звуки, а у человека соответствующие слова. В основе речевой деятельности человека всегда лежат субъективные ощущения, которые даже при незнании языка позволяют общаться артикуляцией или языком жестов.

Советский исследователь П. В. Симонов усматривает информационный смысл эмоций в отражении мозгом человека и животных актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения.

Третий постулат. Эмоции в оценке внешних воздействий. Эмоции позволяют человеку и животным быстро оценивать действие внешних факторов, их вредность или полезность. Особенно быстро организм отвечает эмоциональной реакцией на действие повреждающих факторов. Эмоции выступают, таким образом, в своеобразной роли «пеленга» внешних воздействий.

Когда, например, у человека поврежден коленный сустав, то человек никогда не рассчитывает как ему лучше лечь, как положить больную ногу, под каким углом ее согнуть, на сколько градусов и т. д. Одно только чувство боли заставляет найти такое положение, чтобы боль была меньше и это часто оказывается лучшим положением для выздоровления.

Таким образом, ясно, что эмоции как субъективные ощущения имеют выраженное приспособительное значение. Они обеспечивают лучшее выживание живых существ. Если эмоции отнять, то практически приспособление живых существ идет значительно хуже. Поэтому в эволюции живые существа, однажды нащупав аппарат эмоций, который позволил им надежней приспосабливаться к окружающей среде, надежней удовлетворять свои потребности и выжить в широком смысле слова, сохранили его и развили. Особенно пышного расцвета эмоции достигли у человека. Можно говорить, следовательно, об эволюции самих эмоций. Субъективное имеет истоки в таких элементарных свойствах живого, как раздражимость, таксисы и др. Безусловно, что эмоции крокодила, лошади и человека качественно различны!

Сейчас стало очевидным, что эмоциональные переживания имеются практически у всех живых существ с более или менее организованной центральной нервной системой.

Классификация эмоций

Различают эмоции:

1) Простые и сложные. Сложные, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей называются чувствами, свойственны только человеку.

2) Низшие(наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями животных и человека) подразделяющиеся на гомеостатические и инстинктивные, и высшие (связанные с удовлетворением социальных потребностей — интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).

3) Стенические (вызывающие активную деятельность) и астенические (снижающие активность).

4) Настроения, страсти, аффекты (по длительности и степени выраженности).

5) Положительные и отрицательные(вызванные удовлетворением или неудовлетворением потребности).

Основу мотивационной системы человеческого существования составляют 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Функциональная организация эмоций

Каждая эмоция включает в себя два различных компонента: эмоциональное переживание (субъективное состояние) и эмоциональное выражение — процесс сомато-вегетативных изменений, именно поэтому их можно изучать объективно. К этим изменениям относятся изменения кожно-гальванической реакции, артериального давления, частоты сердечных сокращений, дыхания, ЭКГ, ЭЭГ (тета-ритм), мышечного напряжения, секреции слюны, мигания, движения глаз, диаметра зрачка, моторики желудка и кишок, эндокринных функций, тремор мышц и пр.Возможно некоторое разобщение этих компонентов, например, на театральной сцене, когда бурные мимические и вегетативные реакции, свойственные симптомам плача или смеха, могут протекать без соответствующих субъективных ощущений.

У животных об эмоциях судят по внешним проявлениям, которые генетически закреплены у каждого вида и определяются позой, характерным сокращением мышц, состоянием шерсти, положением хвоста, ушей и т.п.

Потребностно-информационная теория л.В.Симонова

Потребностно-информационная теория П.В.Симонова рассматривает эмоцию как отражение мозгом качества и величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.

Существует определенный оптимум мотивации, порожденной потребностью, за пределами которой возникает эмоциональное поведение. То есть эмоциональная реакция возникает лишь тогда, когда мотивация становится достаточно сильной. Однако, если мотивация слишком сильна, адаптационный характер эмоционального поведения полностью утрачивается, развивается лишь эмоциональная реакция.

Кроме этого, для возникновения эмоций важны новизна, необычность и внезапность ситуации. Если человек не подготовлен ко встрече с данными условиями, он не находит возможности для удовлетворения имеющихся потребностей, развивается эмоция. Чем ограниченнее у него система приобретенного опыта по удовлетворению потребностей в данной ситуации (особенно в детстве), тем больше эмоций он испытывает.

Информационная природа эмоции выражена П.В.Симоновым в следующей форме: Э = — П (Н-С),

где Э — эмоция (определенная количественная характеристика эмоционального состояния организма, обычно выражаемая важными ^ функциональными параметрами физиологических систем организма, например, частота сердечных сокращений, дыхания, артериальное давление, уровень адреналина в организме и т.д.);

П -жизненно важная потребность организма, направленная на выживание индивида и продолжение рода, у человека — определяемая еще и социальными мотивами;

Н -информация, необходимая для удовлетворения потребности; С -информация, существующая о возможности удовлетворения потребности. Отрицательная эмоция возникает, когдаН > С,и напротив, положительная эмоция ожидается, когдаН < С.

Далее Г.И.Косицкий предложил оценивать величину , эмоционального напряжения по формуле: СН = Ц (ИнВнЭн — ИсВсЭс),гдеСН — состояние эмоционального напряжения; Ц — цель;

ИнВнЭн- необходимые информация, время, энергия;ИсВсЭс- существующие у организма информация, время, энергия.

Первая стадия напряжения(СНО— характеризуется положительным эмоциональным состоянием, обостренным вниманием, мобилизацией . активности, повышением работоспособности. При этом повышаются функциональные возможности организма.

Вторая стадия напряжения (СНII— характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, — это стеническая отрицательная эмоциональная реакция, имеющая внешнее выражение в форме ярости и гнева.

Третья стадия напряжения (СНIII)- астеническая отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая выражениев состоянии ужаса, страха, тоски.

Четвертая стадия напряжения (СНIY)- стадия невроза. Ослабление деятельности систем положительного подкрепления или усиление деятельности отрицательного подкрепления приводит к гипотимии -депрессивному состоянию с проявлением тревоги, страха, апатии, нарушением работы внутренних органов.

Гипертимии — повышенное настроение.

В основе нарушений эмоциональной сферы — генетические факторы и отклонения в балансе нейромедиаторов — моноаминергических систем организма.

Функции эмоций

Рассмотрение биологического значения эмоций позволяет выделить следующие функции эмоций.

1. Отражательно-оценочная функция,так как эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

2. Регуляторные функции.К ним относится целый комплекс: 1)переключающая функция, 2) подкрепляющая, 3) компенсаторная (замещающая) функции.

Переключающая функция.Эмоция есть активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации (отрицательная эмоция) или максимизации (положительная) этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная — об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе.

Переключающая функция особенно ярко проявляется в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Например, в борьбе между инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать этическим нормам субъект переживает борьбу между страхом и чувством долга и стыдом.

Подкрепляющая функция — частная разновидность переключающей функции. Эта функция состоит в облегчении (при положительных эмоциях) и затруднении (при отрицательных) в образовании условных рефлексов (особенно инструментальных).

Компенсаторная (замещающая)функция эмоций состоит в том, что эмоциональное напряжение обеспечивает гипермобилизацию вегетативных функций организма в процессе поведенческого акта. « Целесообразность этой избыточности мобилизации ресурсов закреплена в процессе естественного отбора с целью обеспечить лучшим образом напряженную деятельность организма (например, в борьбе или бегстве).

Происхождение эмоций

Теория Джеймса-Ланге Казалось бы, всякий, увидев перед собой раскрытую пасть льва, сначала осознает, что ему «страшно», и лишь потом ощутит вегетативное возбуждение, сопровождающее чувство страха. Но не случалось ли вам, сидя вечером у себя дома за книгой, вдруг почувствовать, как что-то движется возле вас? И хотя вы, вероятно, не вполне уверены в том, что именно вы видели и видели ли вообще что-нибудь, сердце ваше учащенно забьется, а во рту станет сухо. Согласно теории Джеймса-Ланге, человек, оцепеневший на мгновение после напугавшего его события, сначала замечает, что сердце его колотится и во рту пересохло, а уже затем делает вывод: «До чего же я испугался!» В сущности, теория эта предполагает, чтопосле восприятия, вызвавшего эмоцию, субъект переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме. Иными словами,физические ощущения и есть сама эмоция. Как говорил Джеймс, «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим» (James, 1884).Центральная теория

Периферическую теорию опроверг Ч.Шеррингтон, противопоставив ей центральную теорию происхождения эмоций. При перерезке блуждающих нервов и спинного мозга, устранявших сигналы от внутренних органов, эмоции не исчезали. Оказалось, что при разных, противоположных эмоциях вегетативные реакции однонаправлены.

Центральная теория подтверждена впоследствии многими другими. Установлена связь эмоций с кортико-таламо-лимбико-ретикулярными структурами мозга (Бехтерев, Кеннон, Барт, Линдсли, Пайпец и др.).

Так, при раздражении ядер миндалины у человека возникают состояния страха, гнева, ярости, иногда — удовольствия. Стимуляция перегородки, как правило, сопровождается эйфорией, наслаждением, сексуальным возбуждением, общим подъемом настроения. При раздражении переднего и заднего отделов гипоталамуса наблюдаются реакции тревоги и ярости, а при стимуляции среднего отдела — реакции гнева и сексуального возбуждения. Декортицированные кошки не способны к целенаправленному эмоционально-приспособительному поведению. Поражение лобных долей у человека ведет к эмоциональной тупости или растормаживанию низших эмоций и влечений и подавлению эмоций высшего типа, связанных с целенаправленной деятельностью, социальными отношениями и творчеством. Конкретные эмоции нельзя связать с функцией ограниченного круга мозговых структур, так как каждая из них имеет отношение и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям.

Таким образом, в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат. Возможно, в развитии и дифференцировке эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область среднего мозга и лобные области коры. В пользу этого свидетельствует тот факт, что при опухолях и воспалительных заболеваниях этих структур эмоциональное поведение больного изменяется. С другой стороны, осторожное стереотаксическое разрушение небольших их участков может привести к улучшению состояния больных или излечению больных, страдающих такими невыносимыми и не поддающимися консервативному лечению психическими страданиями, как обсессивный невроз, ненасытное половое влечение, депрессия и т.д. (удаляют переднюю часть поясной извилины, пояс, свод, пути от лобных долей коры и ядра таламуса, гипоталамуса и миндалины).

Развитие физиологии показало правильность центрального происхождения эмоций. Однако необходимо указать, что в порядке обратной афферентации периферические стимулы влияют на эмоциональную сферу. Например, нарушение кровообращения миокарда прк спазме коронарных сосудов часто сопровождается страхом смерти.

Понятие об эмоциогенных зонах мозга

В подтверждение правильности центральной теории обнаружены эмоциогенные зоны мозга в связи с открытием Дж.Олдсом и П.Милнером феномена внутримозгового самораздражения. Крысы получали возможность, нажимая на педали, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные электроды различные отделы мозга. Если электрод располагался в положительной эмоциональной структуре — в области медиального пучка переднего мозга (зоны «удовольствия», «награды», «поощрения»), то самораздражение многократно повторялось (до 7000 в 1 час), при этом в течение уже нескольких минут вырабатывались инструментальные условные рефлексы. Наоборот, если электрод был вживлен в зоны «наказания» (перивентрикулярные отделы промежуточного и среднего мозга), то животное всячески избегало его раздражения. «Зоны награды» находятся в тесном соседстве с мотивационными структурами мозга, раздражение которых вызывает возникновение той или иной потребности, например, голода или жажды, а затем — поведения, направленного на ее удовлетворение. При увеличении силы раздражения животные переходили к реализации самораздражения. Мотивационные «точки» могут совпадать с эмоциогенными и могут с ними различаться. Организму свойственно единство мотивационно-эмоционального поведения, развившегося в онтогенезе как результат формирования сложных условно-рефлекторных стереотипных реакций, наиболее целесообразных для приспособления в конкретной обстановке.

Системные механизмы эмоций

Теория функциональных систем, предложенная П. К. Анохиным, существенно меняет отношение исследователя к проблеме эмоций. В развитии рефлекторной теории, которая останавливается на отраженном действии, с точки зрения теории функциональных систем, любой поведенческий акт должен быть прослежен и доведен до его полезного для субъекта приспособительного результата.

С точки зрения приспособительных реакций животных эмоциональные состояния должны рассматриваться в отрезке поведенческой деятельности, включающем доминирующую потребность и ее удовлетворение, в так называемом «кванте» поведения (рис. 1).

В этом отрезке поведенческой деятельности эмоции, как указывалось выше, определяют субъективную оценку потребности, предвидение свойств погребного результата и, наконец — оценку действия на организм подкрепляющих раздражений.

П. К. Анохиным разработаны представления о системной архитектонике центральных механизмов поведенческих актов любой степени сложности. Системные механизмы поведенческого акта включают следующие узловые стадии: афферентный синтез, принятие решения, предвидение будущего результата (акцептор результата действия), эфферентный синтез, действие, результат действия на его оценку с помощью обратной афферентации. Согласно теории функциональных систем эмоции пронизывают практически все стадии центральной архитектуры целенаправленных поведенческих актов.

С позиций теории функциональных систем, эмоциональная окраска определяется не только внешними стимулами, но прежде всего, мотивом и результатом поведенческой деятельности, точнее отношением субъекта к доминирующей потребности и достигнутому результату. В случае достижения потребного приспособительного результата возникает эмоция положительного качества, биологический и социальный смысл которой — санкционировать успех поиска. В случае отсутствия достижения приспособительного результата на основе ориентировочно-исследовательской реакции нарастает общая отрицательная эмоция неудовлетворенности, которая позволяет субъекту преодолевать препятствия или строить другие формы результативной деятельности. При длительном отсутствии возможности достижения потребного результата возникает эмоциональный стресс. На основе предшествующих удовлетворений ведущих биологических и социальных потребностей эмоции все в большей степени включаются в формирование аппарата предвидения потребного результата, определяя формирование эмоционально окрашенной «цели». Эмоции, следовательно, существенно зависят и от обучения.

Таким образом, с точки зрения системного подхода эмоции не могут рассматриваться в отрыве от системных механизмов поведения. В этом плане следует говорить о системной организации эмоций.

Роль моноаминерг ических систем мозга

Моноаминергические системы — норадренергическая (расположенная отдельными группами в продолговатом мозгу и мосту, особенно в голубом пятне), дофаминергическая (локализующаяся в среднем мозгу -латеральная область черной субстанции) и серотонинергическая (ядра срединного шва продолговатого мозга) — участвуют в общей регуляции поведения человека и животных, иннервируя практически все отделы мозга в составе медиального пучка переднего мозга.

Оказалось, что участки самораздражения мозга практически полностью совпадают с зонами иннервации катехоламинергических нейронов. Нередко зоны «вознаграждения» совпадают с расположением моноаминергических нейронов. Перерезка медиального пучка переднего мозга или химическое разрушение катехоламинергических нейронов приводит либо к ослаблению, либо к исчезновению самораздражения. Не исключено, что в этих феноменах катехоламины играют роль не медиаторов, а нейромодуляторов. Изучение влияния психотропных средств на больных психическими заболеваниями показали, что в случаях состояния тревоги, напряженности и раздражительности их лечебное действие опосредуется снижением метаболизма серотонина, в случае шизофрении (1% населения) — блокадой дофаминчувствительных рецепторов, а в случае депрессий различного происхождения (15-30% населения) — через потенцирование синаптического действия норадреналина и серотонина.

Эмоциональный стресс и его значение в развитии соматических заболеваний и неврозов

•Эмоциональный стресс — состояние, к которому приводит ситуация, характеризующаяся конфликтом между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Эмоциональный стресс имеет приспособительное значение -мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта. Невозможность его разрешения приводит к длительному застойному эмоциональному возбуждению, проявляющемуся в нарушении мотивационно-эмоциональной сферы и в различных соматических заболеваниях: ишемической болезни сердца, гипертензии, язвообразовании, дисфункции эндокринной системы.Происходят также глубокие изменения баланса нейромедиаторов и нейропептидов.

У человека эмоциональный стресс чаще всего развивается в результате социальных конфликтов, что можно моделировать на животных. Так, у изолированного вожака обезьян, способного наблюдать, как меняются иерархические изменения в отношениях между ранее подчинявшимися ему животными, развивается гипертензия и инфаркт миокарда. На животных чистых генетических линий показано, что степень устойчивости к стрессам у них различна и определяется генотипом. Устойчивые к стрессу (линии Вистар) на раздражение отрицательных эмоциогенных зон отвечают прессорно-депрессорными реакциями, тогда как неустойчивые (линии Август) — только прессорными реакциями.

Оказалось, что эмоциональный стресс играет важнейшую роль в развитии неврозов — переходных функциональных заболеваний психо­генной природы: истерии, навязчивых состояний и неврастении. Их возникновение и форма неврозов определяются взаимодействием психотравмирующих ситуаций и исходными характеристиками личности.

И.П.Павлов исследовал и ввел понятие экспериментальных неврозов. Он сделал вывод, что они возникают в зависимости от силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Эти параметры затем легли в основу классификации ВНД Павлова. Легче всего неврозы возникают при слабости и неуравновешенности этих процессов. Т.о., Павлов рассматривал неврозы как следствие слабости нервной системы.

1 Современные исследования показали, что неврозы, несмотря на их

функциональный характер, связаны с реактивными и дегенеративными изменениями в структурах головного мозга эмоциогенного характера (ретикулярной формации, лимбической системы, лобных отделов коры), с нарушением баланса катехоламинов и ацетилхолина в крови, расстройствами эмоциональной памяти. В частности, в основе алкоголизма и наркомании и других фобий лежит утрата эмоциональной памяти.

Устойчивость к эмоциональному стрессу определяется как ‘ генотипом, так и фенотипом. Так, повышение неустойчивости к невротизирующим стимулам происходит при раннем изолировании ребенка (как и детенышей животных) от матери или других особей в его окружении. Чем больше ребенок получает телесной ласки, непосредственного контакта со взрослыми (объятия, содержание его на руках, нередко и сон с родителями), тем более оптимально развивается его мотивационно-эмоциональная сфера с момента рождения и тем выше резистентность к эмоциональному стрессу впоследствии.

Устойчивость к эмоциональному стрессу

В процессе изучения экспериментального эмоционального стресса в конфликтных ситуациях выявлено, что примерно у 30 % животных в этих условиях, не удается получить устойчивой артериальной гипертензии. Чаще всего у таких животных наблюдается только первая фаза повышения артериального давления. Затем повышенное давления возвращается к исходному уровню и сохраняется на относительно нормальном уровне, несмотря на пребывание животных в конфликтной ситуации.

Врачебные наблюдения также указывают на устойчивость отдельных индивидуумов к эмоциональным стрессам даже в самых резко выраженных конфликтных ситуациях. Отмечено (Н. В. Левенков), что к развитию ишемической болезни сердца, коронарной недостаточности и стенокардии предрасположены люди более сильные в психосоматическом и социальном отношении. Это — люди среднего возраста, с хорошим физическим развитием, гиперстеническим сложением, склонные к полноте, честолюбивым характером, с преобладанием конкретно-личных интересов, со способ­ностью к практической деятельности, руководящей или рядовой работе большого объема, с повышенным и устойчивым тонусом обоих отделов вегетативной нервной системы, с преобладанием симпатического тонуса, повышенной функцией гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, наличием атеросклероза, артериальной гипертензии, стабильным ритмом сердечных сокращений и дыхания.

Наоборот слабые типы людей более подвергнуты развитию кардиологического невроза. Это — лица преимущественно молодого возраста, занятые небольшой исполнительской деятельностью, астенического и нормостенического телосложения, со слабо развитой мускулатурой, эмоционального и психопатического характера, слабого и возбудимого типа высшей нервной деятельности с функциональными нарушениями вегетативной нервной системы и гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового аппарата, с артериальным давлением с наклонностью к гипертонии, с лабильной функцией сердца и дыхания, с отсутствием атеросклероза или его незначительным выявлением.

Ряд авторов, например, Г. Н. Кассиль, полагает, что эмоциональные, стрессы, связанные с ожиданием различных неприятностей, страх, ужас, тревога, боязнь смерти, связаны с преимущественным образованием и поступлением во внутреннюю среду адреналина. Наоборот, эмоциональное напряжение, связанное с необходимостью преодоления препятствий, а также состояния аффекта, негодования, или ярости протекает на фоне преимущественного выделения норадреналина.

Шведская исследовательница Франкхаузер аллегорически рассматривает норадреналин как «гормон льва», а адреналин — «гормон кролика».

Американский физиолог Жерар указывает на то, что люди белее агрессивного типа («Львы») в стресс-ситуациях выделяют в значительных количествах норадреналин. В то же время слабые личности («Кролики»), реагирующие на стресс-ситуацию уходом в себя, отступлением, выделяют большое количество адреналина.

Американский исследователь Фридман, исследуя реакции различных людей на стрессорные ситуации, пришел к выводу, что всех людей, предрасположенных к инфаркту, можно разделить на два основных типа: тип А и Б. Тип А, предрасположенный к инфаркту, характеризуется такими качествами, как неуемная энергия, агрессивность, честолюбие, аккуратность, стремление побольше сделать, привычка экономить время и заметная нетерпеливость. Люди этого типа быстро принимают решения. Тип Б, устойчивый к инфаркту, более добродушный, спокойный, редко проявляет нетерпение, рассудителен и уделяет больше времени отдыху и развлечениям. Он не озабочен продвижением по служебной лестнице, менее конкурентоспособен.

Воспитание отрицательных эмоций

Эмоции животных безудержны. Почти то же самое у детей. Их эмоции естественны и откровенны: если малышу больно — он плачет, если ему подарили красивую игрушку — он искренне радуется. Совсем другое дело у взрослых людей. Мы часто сдерживаем свои чувства, не даем им проявиться в определенной обстановке. Чем более воспитан человек, тем более сдержанны его эмоции.

Торможение эмоций, как показывают физиологические и психологические наблюдения, довольно трудный процесс.

Если человек воспитывает в себе способность подавлять только внешнее выражение эмоции, он нередко наносит себе большой вред, так как эмоциональное возбуждение продолжает распространяться на его внутренние органы. И это приводит нередко к таким болезням, как артериальная гипертония, спазмы пищевода, желудка и т. д.

Воспитание эмоций должно заключаться не в умении подавлять их внешнее выражение, а в умении не позволять эмоции в определенной обстановке возникнуть вообще. Эмоции так же поддаются воспитанию и тренировке, как и наши мускулы. Начинать такую работу, естественно, надо с детства. Главная задача воспитания состоит в том, чтобы выработать у ребенка умение более сильным социальным побуждением подавлять неприятную эмоциональную реакцию.

Очень важно переключение деятельности взволнованного человека. Отрицательная эмоция может быть значительно ослаблена при переключении человека на интенсивную мышечную деятельность: езда на велосипеде, бег и т. д. Правда в условиях большого города это не всегда возможно сделать.

Другое дело переключение на любимую работу, в которой человек достигает удовлетворение, положительную эмоцию, например, рукоделие, слушание музыки, рассматривание любимой коллекции и т.д. Положительные эмоции, как мы указывали выше, обладают удивительным свойством. Каким бы путем они не были достигнуты, они в корне разрушают ранее сложившееся эмоциональное возбуждение отрицательного характера и препятствуют тем самым его суммации.

Имеются и другие надежные физические способы ликвидации нежелательных последствий отрицательных эмоций, такие, как правильно организованные процедуры плавания, прием сауны и т. д.

Все названные способы управления эмоциями касаются уже развившейся у человека неприятной эмоции. Воспитание же эмоций в глубоком смысле должно заключаться не в умении подавлять некоторые их внешние компоненты или «разряжать» возникшую эмоцию в определенном действии, а в умении не позволять ей в определенной обстановке возникнуть вообще.

Может возникнуть и такой вопрос. Нужны ли отрицательные эмоции?

Да, нужны. Они источник внутренней энергии, помощники человека в преодолении трудностей. Без горя не будет радости, без несчастья оценить истинного счастья. Отрицательные эмоции способствуют целенаправленной деятельности. Правда, надо всегда помнить: отрицательные эмоциональные переживания не должны, быть длительными. В противном случае они могут стать источником тяжелых заболеваний.

12