Экзаменационный билет № 8

Экзаменационный билет № 8

  1. Краткая история проблемы мозговой локализации психических функций.
  2. Понятие роли, основные компоненты и характеристики; ролевое поведение.
  3. Концепция персонализации В.А.Петровского: основные положения и метод «отраженной субъектности».
  1. Краткая история проблемы мозговой локализации психических функций.

Наиболее часто нейропсихология определяется в различных учебниках и руководствах как наука, исследующая связь работы мозга и поведения.

Центральная проблема нейропсихологии – проблема локализации высших психических функций связана с решением вопроса о том, какова мозговая «география» различных психических функций и как, исследуя нарушения психических функций при повреждениях мозга, установить их причину и локализацию в головном мозге.

Такое определение позволяет сформулировать центральные вопросы нейропсихологии:

1) теоретический – в соответствии с какими принципами и как «размещаются» в мозге человека различные психические функции, определяющие его поведение;

2) методологический – как, анализируя характер нарушения психических функций, поведения при повреждении мозга, установить локализацию психических функций и локализацию мозгового поражения.

Большой вклад в решение этой проблемы внес отечественный ученый Александр Романович Лурия (1902–1977), создавший во второй половине ХХ века теорию системной динамической локализации высших психических функций человека, положившую начало современному этапу развития мировой нейропсихологии. В ней получили непротиворечивое объяснение эмпирические факты, накопленные к тому времени, трактовка которых осуществлялась в полярных концепциях узкого локализационизма и эквипотенциальности мозга, что вызывало многочисленные споры среди исследователей и приводило либо к попыткам жестко привязать каждую психическую функцию к конкретному участку мозга, либо к отрицанию возможности определить их локализацию. Отечественная нейропсихология как область психологического знания начинает оформляться после выхода монографий А. Р. Лурия «Травматическая афазия» в 1947 году. В монографиях обобщены наблюдения над больными с черепно-мозговыми ранениями, полученными в период войны. здесь была показана связь между локализацией мозгового поражения и нарушением определенных психических функций, в частности речевых (афазий).

10 стр., 4501 слов

Латерализация функций большого мозга

... вносит каждое полушарие в любую психическую функцию [4]. Латерализация функций головного мозга - процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе [4 ... правого полушарий. Наконец, он показал, что в мозгу существует строгая локализация функций, и обнаружил, что полушария мозга человека асимметричны в функциональном отношении [5, ...

Но, в отличие от предыдущих работ, в этих монографиях была предпринята попытка создания концептуального, теоретического обоснования нейропсихологии, целью которой стало изучение роли отдельных систем мозга в осуществлении психических функций. В своей научной и практической работе А. Р. Лурия опирался на ряд новых положений, концепций и теорий, разработанных в психологии, физиологии, неврологии в первой половине ХХ века. Они могут рассматриваться как методологические предпосылки теории системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) человека. Ряд из них имеет непосредственное отношение к проблеме формирования психических функций в онтогенезе.Большую роль в создании этой теории сыграли идеи и принципы, получившие развитие в психологии (работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и других отечественных психологов).

Положение о системной организации ВПФ и динамическом характере изменений этих систем в онтогенезе Л. С. Выготского:

«В процессе психического развития ребенка… происходит не только внутреннее переустройство и совершенствование отдельных функций, но и коренным образом изменяются межфункциональные связи и отношения. В результате возникают новые психологические системы, объединяющие в сложном сотрудничестве ряд отдельных элементарных функций. Эти психологические системы, эти единства высшего порядка, заступающие на место гомогенных, единичных, элементарных функций, мы условно называем высшим Положение об «экстракортикальном» принципе организации мозга человека (закон перехода функции извне вовнутрь, или закон вращивания по Л. С. Выготскому)и психическими функциями». В этом выражается экстракортикальный принцип формирования механизмов работы мозга и структуры ВПФ, обусловленного опорой на внешние средства (Л. С. Выготский).

П. Я. Гальперин впоследствии сформулировал основные принципы формирования ВПФ в теории поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П. Я., 1966).Это положение объясняет источник, а также условия формирования высших психических функций и приводит к ряду следствий:

• формирование функций мозга, различных его отделов и психическое развитие тесно взаимосвязаны и диктуются теми формами социального поведения, которые осуществляются ребенком в его совместной деятельности со взрослым человеком. Другими словами, мозг подстраивается под окружающие условия, среда заставляет мозг развиваться и перестраиваться определенным образом в соответствии с ее требованиями;

• созревание мозга связано с подготовкой базы, материальной основы для психического развития и выступает необходимым, но недостаточным условием для психического развития;

• средовые (в том числе социальные) воздействия – необходимое условие формирования мозговых механизмов, придающее их работе новое качество – качество психического.

11 стр., 5441 слов

Система социальной защиты населения. Методика изучения инвалидности населения

... управления этой системой; - организацию освидетельствования больных и инвалидов; - организацию реабилитации инвалидов; - понятие инвалид и показатели инвалидности населения; - функции бюро медико-социальной экспертизы, его структуру, функции; Для формирования профессиональных компетенций ...

Принцип динамической мозговой локализации. Этот принцип был сформулирован в работах А. А. Ухтомского, И. П. Павлова. Согласно ему психической функции должен соответствовать не один фиксированный центр возбуждения в коре, а динамическая система, работающая на основе объединения структурных (мозговых) элементов, то есть динамическая система пространственно разнесенных элементов. Теория функциональных систем и теория системогенеза. Они были созданы П. К. Анохиным (Анохин П. К., 1968) в начале 30-х годов прошлого века (1932-35-е годы).

В теории функциональных систем было показано, что основным организационным принципом работы организма для решения адаптационных задач является объединение различных его органов в функциональные системы. Системообразующим элементом такого образования выступает достигаемый с помощью этой системы адаптационный результат.

  1. Понятие роли, основные компоненты и характеристики; ролевое поведение.

Роль(в социальной психологии)— социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от ихстатуса или позициив обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид. Индивидуальное исполнение человеком Р. имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной Р., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество Р. определяются многообразиемсоциальных групп,видов деятельности и отношений, в которые включена личность, с ее потребностями и интересами. РазличаютР. социальные,обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (Р. профессиональные, социально-демографические и др.), иР. межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.).

Выделяют такжеР. активные, исполняемые в данный момент, илатентные,не проявляющиеся в данной ситуации. Кроме того, различаютР. институционализированные(официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект, истихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности. Роль выступает каксредство формирования деятельности человека, как фактор, организующий его поведение.

Социальные роли и ролевое поведениеЛичности — Это механизмы социализации. Выделяют понятия социальныйстатус, рольиролевое поведение.

Социальный статус– это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

  1. Концепция персонализации В.А.Петровского: основные положения и метод «отраженной субъектности».

Персонализация [от лат. persona — личность] — а) процесс, в ходе которого происходит существенное изменение в системе личностных смыслов и поведенческой активности человека в связи с «идеальной», внеактуальной представленностью в его сознании образа другого субъекта; б) сам факт «идеальной» представленности в сознании человека образа «значимого другого»; в) одна из возможных ипостасей — метаиндивидная — существования личности за счет «идеальной» ее представленности в сознании других людей, что обусловливает специфику их эмоциональной и когнитивной сфер и поведенческой активности. В этом значении понятие «персонализация» введено В. А. Петровским. Им же была предложена концепция персонализации, согласно которой индивид, как, прежде всего, субъект межличностных отношений представляет собой своеобразное единство трех ипостасей существования собственно личности и личностности: 1) как относительно устойчивой совокупности интраиндивидных качеств (симптомокомплексы психических свойств, образующие ее индивидуальность, мотивы, направленности личности, структура характера личности, особенности темперамента, способности); 2) как включенности индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе могут трактоваться как носители личности их участников; 3) как «идеальной» представленности индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их актуального взаимодействия, как результата активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей. Человек испытывает закономерную, социально детерминированную потребность «быть личностью», то есть быть в максимально возможной степени «идеально» представленным в сознании других людей, прежде всего и более всего, теми своими особенностями, гранями индивидуальности, которые он сам ценит в себе. Потребность «быть личностью» может быть удовлетворена лишь при наличии соответствующей способности. Разрыв, «вилка» между этими потребностью и способностью может привести к серьезным нарушениям процесса личностного развития, качественно искривить линию личностного роста, нарушить общую поступательную направленность движения к подлинной зрелости. Одним из базовых положений данного подхода является утверждение о единстве, но не тождестве понятий «индивид» и «личность», что подразумевает возможность целого ряда артефактных, по сути своей, парадоксальных ситуаций: а) наличие индивида, не являющегося личностью (например, в ситуациях жесткой вынужденной изоляции индивид может быть попросту лишен возможности реализовать себя как личность); б) наличие личности при отсутствии индивида (например, ситуация индивидуально-специфического влияния на многих никогда не существовавших людей — персонажей художественных произведений и т. п.); в) потеря личностности творца и отчуждение его от результатов своих деяний и приписывание его заслуг другим лицам (например, различные проявления феномена Цахеса); г) приобретение своего рода личностного бессмертия или, как минимум, значительного пролонгирования личностного существования индивида после его реальной физической смерти (например, феномен «референтной памяти» после потери близкого человека).

15 стр., 7394 слов

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

... +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ 1. Понятия ``человек'', ``индивид'', ``личность'', ``индивидуальность'' Слово ``личность'' в английском языке происходит от ... поведения, деятельности, общения. +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ ЧЕЛОВЕК: ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ И СУБЪЕКТ Чтобы лучше ...

При этом человек именно через деятельность, а еще точнее, через деяния транслирует свою личностность другим, иногда неосознанно удовлетворяя свою социогенную потребность «быть личностью», потребность в персонализации. В то же время в различных сообществах эта потребность удовлетворяется, как правило, в разной степени. Так, многократно и при этом однозначно в целом ряде экспериментальных работ было показано, что в группах высокого уровня социально-психологического развития возможна персонализация практически всех ее членов, своего рода «стопроцентная взаимосоциализация», а, например, в корпоративных группировках персонализация властной «элиты» чаще всего базируется на откровенной деперсонализации остальной части сообщества.

14 стр., 6624 слов

Роль общения в развитии личности

... является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших ... общения - доверие, возникающее между людьми. Потребность в общении - это базовая потребность человека. В общении мы получаем ... родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения ...

Следует особо отметить, что в концепции В. А. Петровского персонализация рассматривается не только как индивидуальная, но и как общественная потребность. По словам В. А. Петровского, «потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и, что особенно важно, установления доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела.

Таким образом, продолжает В. А. Петровский, — выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференциальной оценки своей личности, человек полагает себя в общности как необходимое условие ее существования, поскольку он производит всеобщий результат, что позволяет сохранять эту общность как целое. Общественная необходимость персонализации очевидна. В противном случае исчезает и становится немыслимой доверительная, интимная связь между людьми, связь между поколениями, где воспитуемый впитывает в себя не только те знания, которые ему передаются, но и личность передающего. На определенном этапе жизни общества эта необходимость выступает в виде ценностно закрепленных форм социальной потребности… Потребность “быть личностью”, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое “Я” в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность в персонализации. Основной же и наиболее универсальной задачей практического социального психолога в контексте рассматриваемой проблематики должно стать стремление достигнуть реальной просоциальной по своей содержательной направленности взаимной персонализации максимального числа членов курируемой им группы или организации.

Понятие отраженной субъектности в самом общем плане может быть определено как бытие кого-либо в другом и для другого, — как форма идеальной представленности и продолженности этого человека, как «инобытие» одного человека в другом (В.А. Петровский, 1981; 1985).

Опишем три основные, генетически преемственные формы проявления отраженной субъектности. В первом случае перед нами запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальных влияний. Во втором случае отражаемый индивид выступает как идеальный значимый другой. В третьем — как претворенные субъект.

9 стр., 4183 слов

Развитие субъектности личности в процессе самостоятельной работы по психологии

... направлением которой должно стать содействие развитию субъектных качеств личности студента. Идея субъектности личности в современной психологической науке рассматривается как возможное теоретическое ... учиться, перерабатывая научные знания и общественный опыт применительно к потребностям практики. Будущий специалист должен обладать профессиональной мобильностью, способностью оперативно ...

Принцип отраженной субъектности — экспериментальный подход к исследованию личности индивида как субъекта идеальной представленности в жизнедеятельности других людей (см. Персонализация).

Принцип отраженной субъектности разработан В. А. Петровским. В отличие от традиционных методов исследования личности, при реализации принципа отраженной субъектности методики и тесты обращены не к тому индивиду, чья личность фактически интересует экспериментатора, а к другим людям (именуемым в эксперименте испытуемыми) — носителям отраженной субъектности исследуемого индивида. Последний может находиться и вне экспериментальной ситуации, не знать о том, что его изучают. Об этом неизвестно и испытуемым. В соответствии с принципом отраженной субъектности экспериментатор с помощью соответствующих методик (психосемантических, проективных, личностных опросников и др.) оценивает или измеряет психологические особенности испытуемых. Затем эксперимент продолжается в условиях реального или идеального присутствия Исследуемого. При описании экспериментов во избежание смешения с испытуемыми слово «Исследуемый» пишется с заглавной буквы. Изменения в индивидуальных проявлениях испытуемых служат характеристикой личности Исследуемого. Принцип отраженной субъектности не исключает, а предполагает использование и других методов исследования личности. Среди способов репрезентации Исследуемого испытуемому выделяются следующие: 1) реальное взаимодействие Исследуемого с испытуемым в пределах экспериментальной ситуации; 2) присутствие Исследуемого без его вмешательства в деятельность испытуемого и в сложившуюся ситуацию; 3) материализованные репрезентации Исследуемого испытуемому: предъявление фотографии, фонограммы голоса, символизирующих Исследуемого предметов и др.; 4) включение Исследуемого или его символических замещений в структуру экспериментального материала (например, образа Исследуемого в картинку проективного теста); 5) квазиприсутствие — гипнотическая актуализация образа Исследуемого, воображаемое присутствие и т. д. В экспериментах зафиксированы изменения у испытуемых социальных установок, интересов, особенностей когнитивного стиля, способов разрешения конфликтов и т. д., что проясняет картину личностных особенностей Исследуемого.