Актуальность темы исследования. Общение условие и универсальный способ существования человека и общества, в процессе которого происходит обмен опытом, мате

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Общение — условие и универсальный способ существования человека и общества, в процессе которого происходит обмен опытом, материальным и духовными ценностями, вырабатываются общие нормы, принципы, идеалы, установки, взгляды в различных сферах жизнедеятельности. На протяжении своего существования человечество выработало различные способы общения, которые, отражая объективные потребности коллективного образа жизни людей, становились все разнообразнее по мере развития самого общества. И сегодня мифы, легенды, ритуалы, обычаи, нормы и правила этикета в трансформированном, обновленном виде окружают мир современного человека. Являясь традиционными ценностями, они составляют духовный фундамент жизни, истории и культуры человеческого общества.

Вступление общества в новую информационную эпоху своего развития определило возникновение и новых способов общения — прежде всего речь идет об имидже и о деловом этикете. Имидж и деловой этикет — это сложные коммуникативные структуры, востребованные условиями формирования и развития современной цивилизации. Их содержание, специфические особенности, смысловое значение и социальная роль все в большей степени привлекают внимание ученых. Результаты исследования свидетельствуют, что вновь возникающие и утверждающие себя в обществе формы общения людей отвечают необходимым потребностям современного этапа развития общественных отношений, отражают глубокий смысл происходящих преобразований.

Особую значимость эти проблемы приобретают в условиях реформирующейся России. Потребность в новых формах общения обусловлена как Ф необходимостью решения внутренних задач российского общества, так и ус-

ф ловиями постоянно расширяющегося делового сотрудничества на междуна-

родном уровне. Данные вопросы уже обсуждаются в нашей научной литера-

4 ¦ туре, но они еще не получили необходимого теоретического обоснования и

обобщения.

Возникшая потребность научного анализа проблемы этикетных форм делового общения связана с разработкой вопросов диалектики свободы и необходимости субъекта деятельности в социально-регламентированных условиях. Одним из немаловажных факторов, определяющих актуальность исследования современных способов общения, их структурной характеристики, существенных свойств и функций, является также наличие различных подходов и мнений по ряду аспектов рассматриваемой проблемы: например, различное толкование содержания понятия «деловой этикет»; синонимичное использование терминов «служебный этикет» и «деловой этикет». Отдельно следует отметить и необоснованно появившуюся в последнее время расширительную тенденцию в вопросе определения видов этикета, когда к существующим видам стали добавлять новые, основанные на профессиональных особенностях, т.е. медицинский, спортивный, научный этикет, или, например, рассмотрение такой разновидности поведенческой формы этикетной коммуникации как застольный этикет в качестве одного из самостоятельных видов этикета и др. Существует также различное толкование проблемы этикетных форм делового общения: от недооценки до абсолютизации их роли и значения.

6 стр., 2551 слов

Общение как условие развития личности

... Характеристика понятия общения; . Исследование развития общения у детей; . Выявление роли общения в психическом развитии человека; . Исследование роли диалога в развитии личности. 1. Понятие общения Общение - это ... проблемы общения - формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении ...

В целом обоснование данной проблематики с позиций философско-культурологической методологии определяет не только ее важное теоретическое, но и практическое значение в развитии современной цивилизации.

Степень разработанности проблемы. В диссертации рассматривается концепция делового этикета как формы социального взаимодействия, соответствующей содержанию общественных отношений формирующегося информационного общества. Как таковая тема делового этикета возникла и развивалась в связи с формированием и разработкой деловой этики. Появление новых этических проблем в бизнесе (сначала в США в 70-е гг. XX в., затем и в других странах) связано с развитием рыночных отношений, возрастанием

5

масштабов взаимодействия между странами и народами, глобализацией всех сторон общественной жизни. Данная этическая проблематика возникла из потребности соединения бизнеса с требованиями морали и духовной культуры в целом, необходимости понимания роли и значения соответствующих этических, эстетических, правовых и других духовных принципов общения в сфере современных рыночных отношений. В свою очередь это привело к необходимости перевода и реализации этих принципов в практическую плоскость общения. Одной из необходимых и важных форм такой реализации в современных условиях становится деловой этикет. Деловой этикет — это мно- гофакторный феномен, отсюда необходимость междисциплинарного подхода, применение которого обнаруживает, что многие аспекты темы так или иначе уже получили свое освещение и развитие в отечественной и зарубежной философской литературе. Условно тематику исследования можно подразделить на ряд направлений.

Первое направление — это общефилософская и общесоциологическая литература, определяющая методологические основы исследования. Сюда относятся работы известных отечественных философов, посвященные зако- нам общественного развития: Ананьева Б.Г., Барулина B.C., Леонтьева А.А., Лекторского В.А., Ломова Б.В., Перова Ю.В., Пигрова К.С., Росенко М.Н., Солонина Ю.Н., Спиркина А.Г., Тугаринова В.П., Федосеева П.Н., Яковлева И.П. и др., где человек рассматривается как главный элемент общественной жизни, а понимание его сущности, его социального облика, личностных характеристик, максимально отражающих специфику его бытия, определяется через общение и взаимодействие с другими людьми. Из современных зарубежных авторов следует указать работы А.Адлера, Р.Барта, П.Бурдье, И.Гофмана, С.Московичи, Э.Фромма, К.Юнга и др.

9 стр., 4337 слов

Этикет делового человека

... правильно поставленный разговор показывает образованность и этикет делового человека.      Одной из форм ... знать речевой этикет и уметь его использовать; -уметь формировать цели и задачи делового общения; ... nbsp;                Грани общделовое и профессиональное общение) и изучается философией, ...

Второе направление — это исследования, посвященные этической про-блематике. Среди них можно перечислить работы таких авторов как: Р.Г.Апресян, А.Н.Бродский, Г.П.Выжлецов, А.А.Гусейнов, Н.В.Голик,

6

gi Е.Л.Дубко, В.Г.Иванов и др. Отдельно необходимо отметить такое издание

как: «Этика. Энциклопедический словарь» под ред. Р.Г.Апресяна и

^ А.А.Гусейнова, а также рекомендуемые в качестве учебников два таких из-

дания, как «Этика» под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова и «Этика» под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко, в которых, по общему признанию, этическое знание вышло на новый уровень осмысления теоретических и практических проблем моральной философии. Обращение к этим работам дает более предметное рассмотрение содержания этикета в системе этического знания. Среди исследований зарубежных авторов следует назвать книгу

Ф Де Джорджа Р.Т. «Деловая этика» (в 2 т., 2001), посвященную значению эти-

ки в бизнесе, а также новым этическим проблемам, связанным с развитием

• информационной цивилизации.

Третье направление составляют философско-культурологические исследования, затрагивающие проблемы повседневного мира и места человека в культурном пространстве. Это работы ПЯ.Гуревича, С.Н.Иконниковой, Ю.М.Лотмана, М.С.Кагана, А.Л.Казина, А.С.Кармина, Л.К.Кругловой, В.Д.Лелеко, М.К.Мамардашвили, Б.В.Маркова, Г.Л.Тульчинского и др. Особо

• следует отметить исследования Л.Б.Волченко, непосредственно посвящен-ные рассмотрению этикета, где главный акцент делается на нормативном характере и моральных функциях этикета, выделяется его мотивационная часть.

Большой вклад в разработку теории этикета внесли историко-этнографические исследования БХБгажнокова, А.К.Байбурина, А.Л.Топоркова. Тема этикета заняла почетное место в творческих планах ученых Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, что нашло отражение в сборниках статей «Этнические стереотипы поведения» (Л., 1985), «Этикет у народов Передней Азии» (М., 1988), «Этикет у народов Южной Азии» (СПб., 1999), «Этикет у народов Юго-Восточной Азии» (СПб., 1999) и др.

7

Обращение к общей теории этикета делает возможным обоснование сравнительно нового вида этикетных отношений — делового этикета. Поэто- му особый блок литературы связан с рассмотрением структурных характеристик делового этикета. Он базируется прежде всего на специальной протокольной литературе российских и иностранных авторов: Молочков А.Ф., Ковалев А.Н., Борунков А.Ф., Никифоров Д.С., Зорин В.А. и др. В 2000 г. был впервые издан «Протокол Российской Федерации» под ред. В.И.Шевченко (М.: Вагриус, 2000).

Из переведенных на русский язык следует назвать следующие книги: это прежде всего Э.Сатоу «Руководство по дипломатической практике», Дж.Вуд и Ж.Серре «Дипломатический церемониал и протокол», Ж.Серре «Дипломатический протокол» и др.

К специальной литературе по теме, где показана взаимосвязь делового этикета и протокола, можно отнести работы Холоповой Т.И. и Лебедевой М.М. «Протокол и этикет для деловых людей», Соловьева Э.Я. «Современный этикет и деловой протокол», Сутырина Ф.Д. «Этикет и дипломатический протокол для всех» и др. В то же время несколько иной взгляд на содержание понятия «деловой этикет» мы находим у зарубежных авторов, таких как Ягер Дж., автора книги «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса», Данкел Ж. «Деловой этикет», Честара Дж. «Деловой этикет. Public Relations» и др. В этих работах основной акцент делается на нормы служебного этикета, а также на психологию делового общения и межличностные отношения.

2 стр., 880 слов

изучить эмоции как свойства личности.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ...

... диагностика, наблюдение. Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Названия глав ... в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии [7,c.124]. К. Изард, автор одной из популярных теорий человеческих эмоций, раскрыл понимание эмоций, включающее три ...

Следующее направление — литература, посвященная такой составляющей делового этикета как светский этикет и, в первую очередь, это книги таких известных и общепризнанных во всем мире специалистов в области этикета как Э.Пост, Э.Вандербильт, И.Вольф и др.

Отдельное направление — это психологическая и социально-психологическая литература таких отечественных авторов, как: Б.Д.Парыгин, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, А.А.Бодалев, И.С.Кон, Ю.С.Крижанская, В.П.Третьяков, ‘А.В.Морозов, Г.В.Бороздина, Ю.В.Опалев, В.А.Ядов,

8

П.Н.Шихирев и др., а также работы зарубежных авторов: Ю.Фишера и У.Юри, Н.Энкельмана, Б.Швальбе и Х.Швальбе, И.Карраса и др.

В условиях постоянно расширяющегося делового сотрудничества и выхода на международный уровень большое значение приобретает этническая составляющая в деловом общении, поэтому важный блок — литература, посвященная современным этнонациональным процессам, кросс-культурной психологии и межкультурной коммуникации. Среди отечественных изданий можно выделить следующие работы: «Этнонациональные процессы в современном обществе» Росенко М.Н.; «Этническая психология» Бороноева А.О. и Павленко В.Н.; словарь-справочник «Нации и этносы в современном мире» / Отв. ред. М.Н.Росенко; «Введение в этническую и кросс-культурную психологию» Лебедевой Н.М.; «Историческая этнология» Лурье СВ.; учебник «Основы межкультурной коммуникации» Грушевицкой Т.Г., Попкова В.Д., Садохина А.П.; а также учебное пособие «Основы кросскуль-турного менеджмента: как вести бизнес с представителями других стран и культур» Мясоедова СП. и др.

Отдельно следует назвать работы ряда западных ученых, прежде всего это — Э.Холл, которого считают основателем межкультурной коммуникации как академической дисциплины, Дж.Мартин, М.Беннет, Г.Хофстеде, Ф.Клакхон, Ф.Стродтбек и др., а также Р.Д.Льюис, его книга «Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию» (2001) стала настольной для многих современных деловых людей.

И, наконец; еще одно важное направление в рамках рассматриваемой темы — это литература по имиджелогии. Категория «имиджелогия» была предложена и введена в отечественную науку В.М.Шепелем, который в своих многочисленных публикациях последних двадцати лет определил и обос- новал ее как философско-эстетическую дисциплину технологического приложения человековедения.

9

В России понятие «имидж» стало предметом повышенного общественного внимания в конце 80-х гг. XX столетия в связи с новыми социально- экономическими условиями жизни общества. В это время появились первые работы отечественных авторов, посвященные имиджу: П.С.Гуревич, Ф.А.Кузин, В.Д.Попов, В.М.Шепель и др. В настоящее время значительно расширяется круг вопросов, связанных с имиджем. Об этом свидетельствует рост публикаций, посвященных теме имиджа и его различным аспектам (А.Ю.Панасюк, Е.А.Петрова, Г.Г.Почепцов, А.М.Цуладзе, Ф.А.Кузин, М.Березкина и др.), а также состоявшийся в Москве первый международный симпозиум «Имиджелогия — 2003. Современное состояние и перспективы развития». Из переводной литературы, посвященных теме имиджа, следует отметить таких авторов, как: Б.Джи, Ф.Девис, Л.Браун, Ж.-П.Бодуан, М.Спиллейн и др.

6 стр., 2818 слов

Этикет общения с инвалидами

... пространства человека, который ее использует. 7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не ... многие воспринимают определенный тембр. Слабый слух - это большая проблема для общения, но найти способы эффективного общения можно. Начиная разговор, привлеките внимание своего собеседника. Если его слух ...

Имеющаяся обширная литература по отдельным аспектам заявленной темы при ее соответствующем анализе и обобщении позволяет определить теоретические подходы всестороннего анализа делового этикета как современной формы социального общения, включая проблемы взаимосвязи и взаимодействия имиджа и делового этикета, которые еще не стали предме- том специального рассмотрения в научной литературе, тем более совмещающего философско-культурологический и социально-психологический дискурсы.

Основная цель исследования: разработка и концептуальное рассмотрение делового этикета с позиций междисциплинарного подхода для выявления содержания и сущности данного феномена культуры.

Основная цель конкретизуется в следующих задачах:

— разработка методологии исследования этикета с позиций философ-ско-культурологического анализа;

— структурно-функциональная характеристика этикета, определение его видовой организации;

10 ,л — выяснение специфики делового этикета, его отличия от других видов

этикета; • — анализ содержания и структуры делового этикета;

— обоснование роли делового этикета в формировании имиджа;

— определение места и роли делового этикета в современном культурном пространстве.

Научная новизна работы. В диссертации реализован концептуальный подход в рассмотрении делового этикета как формы социального взаимодействия, соответствующей содержанию общественных отношений формирую-^ щегося информационного общества. Обращение к теории этикета с позиций

философско-культурологического анализа позволило обосновать востребо-

т

w ванность этого сравнительно нового вида этикетных отношении, выявить при-

чины его формирования, раскрыть содержание и структурно-функциональные характеристики делового этикета как сложного социокультурного явления, показать отличительные особенности, а также его взаимосвязь и взаимодействие с имиджем. В диссертации:

— впервые этикет как способ общения рассмотрен в системном измере-нии его основных элементов: нравственные ценности — этикетные нормы -этикетное поведение. В данной триаде нравственные ценности как основополагающие регулирующие инстанции занимают ведущее положение, задавая общую направленность этикетным нормам, которые, в свою очередь, эстетизируют, оформляют это содержание, обеспечивают на практике реализацию ценностных установок. Этикетным может считаться только то поведение, которое посредством нормы эстетически оформлено и нравственно обусловлено;

— представлено обоснование ценностного аспекта в содержании этикета, что позволяет определить любую этикетную ситуацию как форму субъ-ектно-объектных отношений, имеющую со стороны субъекта ценностно-оценочный характер. При этом субъектом этикетной оценки может быть как индивидуальный^ так и совокупный субъект, а специфика этикетной оценки,

9 стр., 4167 слов

Речевой этикет делового общения

... к правилам коммуникативного поведения, позволяют представить правила дворянского общения, считавшегося эталонным в начале 18 века. Задание. Прочитайте фрагмент из указанной книги, выпишите правила речевого этикета, которые необходимо ...

11

ф. ее взаимосвязь и взаимообусловленность с этической и эстетической оценка-

ми дает основание рассматривать этикет как форму культуры аксиологиче-^ ского свойства;

— на основе философско-культурологической методологии выделены структура и функции этикетной регуляции, показано отличие этикета как от других форм ценностного сознания, так и от других форм социального общения, в частности от ритуала;

— содержание этикета рассмотрено с точки зрения его исторического развития: выделены основные этапы, уровни и виды этикетной регуляции,

Ш раскрыты значение, место и роль делового этикета в системе современного

этикета;

^ — в результате обобщения современных исследований в области этно-

графии, социологии, психологии, кросс-культурной психологии, межкультурной коммуникации и др. впервые представлена всесторонняя характеристика содержания, структуры, функций делового этикета, показано его отличие от других видов этикета;

— на основании философско-психологического анализа выявлена взаи-• мосвязь делового этикета с имиджем, показаны роль и значение этикета в ^ формировании личного и корпоративного имиджа;

— имидж и деловой этикет рассмотрены как объективно необходимые в условиях информационного развития общества формы социального взаимодействия, как важные составляющие культуры делового общения и современной коммуникативной культуры в целом.

Полученные результаты позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Этикет — это многофакторный феномен, его можно рассматривать и как форму сознания аксиологического свойства, и как форму социального общения, и как сущностный элемент культуры гуманистического значения.

12

2. Нравственные ценности составляют сущность этикета, они предопределяют этикетную норму, которая выступает эстетической выразительни- цей этого содержания, задавая параметры этикетного поведения.

3. Развитие общественных отношений определяет появление различных видов этикета. В зависимости от конкретного вида этикета проявляется специфика всех его функций. В то же время каждый вид представлен всеми тремя формами этикетной коммуникации: письменный, речевой и поведенческий этикет.

4. Деловой этикет — это сравнительно новый вид социальной регуляции в условиях деловой среды, получивший массовое распространение в связи с развитием рыночных отношений и глобализацией всех сторон общественной жизни. Отличительной чертой делового этикета являются партнерские отношения, построенные на протокольных принципах равенства и взаимного уважения.

5. Основное содержание делового этикета на уровне этикетной нормы составляют: нормы дипломатического этикета и протокола, нормы светского и служебного этикета, а также этноэтикета, если речь идет о кросскультур- ном сотрудничестве.

6. Все составляющие структуры делового этикета взаимосвязаны и взаимозависимы, при этом каждая из них может быть предметом отдельного рассмотрения. В то же время только в их системном взаимодействии возникает единый целостный феномен — деловой этикет, который характеризуется новыми коммуникативными свойствами по отношению к своим составляющим.

7. В деловом этикете также, как и в этикетной регуляции в целом, система нравственных ценностей занимает ведущее положение и предопределяет этикетную норму. Однако в деловом этикете эта система имеет свою специфи- ку, поскольку помимо общечеловеческих, цивилизационных и социокультур-ных ценностей дополняется профессиональными и профессионально обусловленными ценностями. Данная система ценностных установок через соответст-

3 стр., 1230 слов

ЛИЧНОСТНОЕ ДЕЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

... кодекс РФ. В целях раскрытия темы «Личностного делового поведения работника в зависимости от стиля управления», курсовая ... влияют на 100% эффективность функционирования организации. Методы исследования: Первоначально был использован метод сбора информации по ... формирования качеств личности. Очень важным являются способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно - деятельностные, ...

13

вующие нормы этикета реализуется как культура делового поведения. Субъектом в данном виде этикетной регуляции выступает современное деловое со- общество и его представители на всех уровнях, включая международный.

8. Имидж и деловой этикет — это современные сложные коммуникативные структуры, каждая из них является предметом специального анализа, в то же время деловой этикет может быть рассмотрен и как относительно самостоятельное целое, и как инструмент формирования целевого имиджа, а также как одна из форм его выражения.

Объект исследования: деловой этикет как социокультурный феномен, отвечающий потребностям современного развития общества в сфере делового общения.

Теоретико-методологическая основа исследования. В теоретико-методологическом отношении диссертационная работа опирается на философскую теорию ценностей, методологию системного анализа, философско-культурологический и междисциплинарный подходы. В работе обобщены материалы этнографического исследования этикета, а также современные исследования в области: психологии, в частности, психологии восприятия; со- циальной психологии; кросс-культурной психологии и межкультурной комму- никации; имиджелогии; рассмотрены некоторые аспекты лингво-когнитивных исследований, относящихся к теме диссертации.

В качестве теоретического источника исследования были привлечены также работы отечественных и зарубежных авторов, непосредственно занимающихся данной темой.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют предложить новый подход к рассмотрению делового этикета как социокультурного феномена, современной формы социального взаи-модеиствия.

Представленные концептуальные положения могут служить методологической основой для рассмотрения видовой организации этикетных отно-

14

шений, а также специфических форм этикетного общения, ставших объектом изучения в конкретных общественных дисциплинах.

Концептуальный подход в рассмотрении делового этикета позволяет:

— анализировать процессы и тенденции, происходящие в современном деловом мире;

— перевести предметное содержание «Делового этикета», рассматриваемого в качестве сугубо прикладной дисциплины, в разряд дисциплин научно-прикладного характера;

— выступает условием разработки единого категориального аппарата в рамках культуры делового общения.

Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов лекции по культурологии, кросс-культурнои психологии, межкультурнои коммуникации, психологии делового общения и др., как специальный раздел в имиджелогии, а также при составлении и написании учебных программ и методических пособий по соответствующим разделам указанных дисциплин.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» и была рекомендована к защите.

Основное содержание диссертационной работы отражено в монографии, двух учебных пособиях и программе по курсу «Этикет», а также учебном пособии по спецкурсу «Деловое общение» и ряде статей.

10 стр., 4811 слов

Смирнов. Деловое общение. Первый контакт. Деловая беседа

... называемый легальный сбор информации о предполагаемых партнерах необходим для благополучного делового общения. Существует также другой способ — нелегальный, заключаю­щийся в шпионаже, ... послать сувенир, цветы, книгу и т. п. В международном деловом этикете установились следующие краткие символы, выражающие то или иное отношение ... Исследование основных компонентов деятельности потенциаль­ных партнеров ( ...

По теме диссертации были сделаны доклады на научных конференциях, семинарах и симпозиумах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

15 ГЛАВА 1. ЭТИКЕТ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Под этикетом понимают совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).1 Тема этикета многопланова и само содержание термина «этикет» многозначно и может быть расширено или сужено в различных пределах. В зависимости от того, что выделяется в качестве объекта рассмотрения, вся совокупность этически определенных норм и правил поведения и общения, принятых в социуме, или берется тот конкретный, индивидуальный для определенного круга людей, набор внешне проявляющихся форм поведения и общения, об этикете принято говорить в «широком» или «узком» смысле слова.

В то же время исследователи отмечают, что разграничение терминологических аспектов может быть сделано иначе. Например, А.И.Першиц дает следующее определение этикета: «Этикет — в узком, исторически первоначальном значении — свод правил обхождения, принятых при дворе, в дипломатическом кругу и т.п.; в широком значении- совокупность правил поведе-ния, вежливости, .принятых в каком-либо обществе или его части (половозрастной, кастовый, сословный, профессиональный и тому подобный этикет)».2

Однако независимо от того, идет ли речь об этикете в общепринятом значении (широком или узком), или терминологических вариантах этого значения, по мнению многих исследователей, занимающихся различными аспектами этикетной регуляции, с точки зрения этнологии, этнографии, культурологии, социологии, психологии, философии, этикет выступает как слож- ное социокультурное явление. При этом специалисты, изучающие данную

1 См.: Словарь по этике. М., 1989. С.427.

2 Цит. по: Этикет у народов Южной Азии: Сб. ст. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. С.8.

16

л проблему, подчеркивают, что хотя этикет и является заметным и важным

разделом культуры, «в научном смысле пока остается недостаточно ясным, к

• какому именно «разделу» его следует в конце концов отнести и каково его специфическое культурно-философское значение».1 Такая постановка вопроса вполне правомерна и необходима, поскольку требует выяснения сущности данного феномена, определения его места в системе общественных отношений и рассмотрения на этой основе специфики его различных аспектов: культурологических, национальных, этнических, психологических и др.

Логика научного исследования этикета неизбежно приводит к выводу о

• том, что он представляет собой относительно самостоятельную социальную структуру, содержанием которой являются особые для данного способа об-

• щения нормативные установки, специфически проявляющие себя применительно к различным видам общественных отношений и сферам человеческой деятельности. Именно эти специфические особенности проявления этикета и являются объектом изучения самых различных общественных наук, о которых говорилось выше, тогда как его сущность, содержательная сторона, как общая методологическая основа, должна составлять особый предмет научно-

4 стр., 1865 слов

Тема: «Психология поведения и общения» Вопрос1. Понятие поведения. ...

... на страхе. Коллектив- деятельность ее общественно значивая, общественные интресы доминируют над личностнымии. Структура группы: ... принятие решения, активное реакция на фрустрацию. Произвольное поведение (волевое) - удовлетворение высших потребностей (моральные, ... подготовки большого количества информации. Вопрос2: Общение , понятие, виды, структура Общение - это специфическая форма, взаимодействия ...

• го анализа. Такой научной дисциплиной, изучающей этикет как социальное

• явление, должна выступать общая теория этикета, задачей которой являлось бы обоснование его содержательных характеристик, признаков, структуры, видов, функций и норм. На этой методологической основе, в свою очередь, можно было бы исследовать специфические формы этикетного общения в различных сферах жизнедеятельности общества.

1 Этикет у народов Южной Азии. С.7.

17

ш 1.1. Понятие этикета.

Философско-методологический аспект

Сегодня этикет изучают прежде всего как феномен в области культуры общения, при этом в качестве синонимов часто употребляют такие словосочетания как «правила поведения», «нормы поведения», «формы общения», «формы символического общения», «стандарты поведения», «правила вежливости» и т.п. Употребление их в качестве синонимов термину «этикет» хотя и является формально правильным, но в них учитывается только видимая, внешняя сторона и остается в тени внутреннее содержание этикетных уста-новок, поскольку этикет помимо внешне проявляемых форм поведения и об- щения имеет глубокое смысловое и нравственное содержание, поэтому не может быть перекрыто такой терминологией как «стандарты поведения», «правила вежливости», или «формы символического общения». Этот момент отмечают многие исследователи, в частности, известные специалисты в области этнографического исследования этикета А.К.Байбурин и А.Л.Топорков, особо подчеркивают, что этикет представляет собой двуеди- ный феномен, соединяющий в себе внешние, материальные факторы и внут- ренние духовные сущности: «Одной своей стороной он укоренен в моральных нормах и ценностях и органически связан с ними, другой — проявляется в эмпирически наблюдаемых формах поведения».1

Этикет — это не просто совокупность норм и правил, регулирующих поведение и общение людей в социуме. За совокупностью этикетных норм, как и за каждой этикетной нормой в отдельности стоят прежде всего духовные ценности как основополагающие, регулирующие инстанции и ориентиры. Поэтому для- того, чтобы определить понятие «этикет», его культурно- философское значение, его место в системе общественных отношений, необ- ходимо прежде всего обратиться к категории «ценность». Рассмотрение цен-

1 Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.: Наука, 1990. С. 10.

Список литературы