Активизация учебного процесса 2

Введение

Путь труден, — потому что требует больших усилий,преодоления себя, твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой,выполнением семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, — пото­му что этитрудности преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее.Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается спервого шага. Тем более — дорога, новая для ступившего на нее, к тому же — вновый для него мир интенсивного познания.

Однако — таков жизненный парадокс! — чемсамостоятельней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразованием, темсильнее нуж­даемся в помощи, всегда деловой и конкретной, но становящейся современем все более тонкой и деликатной. И начинается она с рекоменда­ций, какучиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносилоудовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.

Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которыхуже сло­жился положительный опыт самостоятельного овладения знаниями, либо нашиуниверситетские преподаватели, у которых имеется бога­тейшая практика исобственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколениястудентов.

Для самостоятельной работы студентов-заочниковпредлагаются та­кие формы, как работа с первоисточниками, учебниками,сборниками педагогических задач и ситуаций, разработка моделей занятий, анализ

дополнительной литературы, материалы для участия вкруговом семи­наре и др.

Оценивание результатов самостоятельной работыстудентов может происходить по рейтинговой системе, что позволит автоматическипо­лучить «зачет» по педагогике, успешно подготовиться к экзамену.Так как активизация самостоятельной познавательной деятельности воз­можнатолько при условии развития познавательной активности лич­ности и диалогастудента с преподавателем, то в пособии представлены методические рекомендациипо организации преподавателем учебной работы студентов.

Активизация познавательной деятельности учащейсямолодежи во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждомэтапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровеньпедагогического мышления и его критичность, способность и стремление кпроблемному обучению, к ведению диалога со студен­том, стремление к обоснованиюсвоих взглядов, способность к само­оценке своей преподавательской деятельности.

8 стр., 3588 слов

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной ...

... оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети ... деятельности ребенка творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа ... или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать ...

Содержательной стороной активизации учебного процессаявляется подбор материала, составление заданий, конструирование образова­тельныхи педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальныхособенностей каждого студента.

Активизация учебного процесса начинается сдиагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. Этопервый этап рабо­ты. При этом преподаватель помнит прежде всего осоздании положи­тельно-эмоционального отношения у студента к предмету, к себе ик своей деятельности.

Далее, на втором этапе, преподавательсоздает условия для система­тической, поисковой учебно-познавательнойдеятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихсяв ходе про­цесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

На третьем этапепреподаватель стремится создать условия для са­мостоятельной познавательностиучащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированныхинтересов. При этом преподаватель проводит индивидуально-дифференцированнуюрабо­ту с учащимся с учетом его опыта отношений, способов мышления, ценностныхориентации.

Учебно-познавательнаядеятельность — многоуровневая система, включающая активные формы регуляции ипреобразования разных систем: теоретических и методических. Особеннопродуктивна может быть совместная деятельность преподавателя и студента(студент-студент; преподаватель- преподаватель).

Л.С. Выготский писал:«Обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателемразвития. Оно побуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые находятсяв стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития».

   Итак, начнем с поисков путей активизации само­стоятельнойпознавательной деятельности как условия непрерывности и эффективности вашегообразования.

 

Работа над текстом установочных и обобщающихлекций

Рекомендации по работе над текстами лекции сводятся кконкретным советам, с первого взгляда кажущимся до примитивности простыми.

Наобороте обложки тетради записывается фамилия, имя, отчество преподавателя, егоученая степень и ученое звание. Эта запись рас­шифровывается кратким рассказомпреподавателя о себе, о своих сту­денческих годах, об опыте слушания лекций иведения записей.

Рекомендуетсявести записи на одной стороне листа, оставляя вто­рую сторону для размышлений,разборов, вопросов, ответов на них, для фиксирования деталей темы или связанныхс ней фактов, которые припоминаются самим студентом в ходе слушания. Иногда дляэтого оставляются лишь широкие поля.

Студентамне следует много и подробно все записывать. В свою очередь, многиепреподаватели диктуют основные положения — опре­деления, отличающиеся отприводимых в учебниках, выводы, парамет­ры, критерии, аксиомы, постулаты,парадоксы, парадигмы, концепции, ситуации, факты-маяки, а также мысли-маяки(ими часто являются остроумные изречения) и др. На первых лекциях стоитспециально уп­ражняться в использовании полей: фиксировать вопросы, вызывающиеличный интерес, варианты ответов на них, сомнения, проблемы, спор­ные положения- т.е. превратить тетрадные поля в поля размышлений, бесед с собой, диалогов стоварищами, с преподавателем.

9 стр., 4228 слов

Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе

... содержание деятельности преподавателя вуза сводится к выполнению им следующих функций: обучающего: преподаватель передает знания, формирует навыки, умения, вызывает у студентов действия, ведущие к усвоению учебного материала; воспитателя: преподаватель призван ...

Ужена первом курсе нередко практикуются контрольные задания, ответы на которые ввиде рассуждении даются студентами в форме мини-лекции продолжительностью внесколько минут. Остальные сту­денты кратко записывают основные положения,отмеченные товари­щами. Всем важно быть готовыми к тому, что вступление клекции на новую тему преподаватель сопровождает по предыдущей лекции: чтопроизвело наибольшее впечатление? какие мысли запомнились? какие фактызапомнятся надолго? В это время студенты ведут работу на по­лях тетрадей.

Записьлекций ведется в произвольной форме. Это может быть стиль учебной программы(назывные предложения); некоторые студен­ты важнейшие мысли выделяют цветнымифломастерами или приме­няют боковые «фонарики», выделяющие подтемы.Самим слушателям важно стремиться к специальной — предметной интерпретации сооб­щаемыхобщих знаний. Предполагаются и систематические возвраще­ния к предыдущимтекстам.

Слушаниеи записывание лекций является одной из решающих форм самообразованиястудентов-заочников. С ней, с этой формой, связана и работа с литературой, исоставление планов, тезисов, кон­спектов, и приучение к использованиюсовременной техники хранения информации, и подготовка к коллоквиуму, зачету,экзамену, к написа­нию докладов, рефератов, курсовых работ. Именно активноеслушание лекций создает предварительные условия для вовлечения первокурс­никовв самостоятельные исследования.

Необходимаподготовка к слушанию установочной лекции. Она на­чинается с ознакомления собщей учебной программой, с просмотра записей предыдущих лекций, восстановленияв памяти их материала, с психологического настроя на предстоящую работу.

Слушаниелекций — сложный вид интеллектуальной деятельности, успех которой обусловлен,во-первых, общим «умением слушать», во-вторых, стремлениемвоспринимать материал (воспринимать осмыс­ленно, а не механически), нужноезаписывая в тетрадь. Запись лекции помогает сосредоточить внимание на главном,в ходе самой лекции продумать и осмыслить услышанное, осознать план и логикуизложе­ния материала преподавателем.

Такаяработа нередко, особенно поначалу, вызывает трудности у студентов: некоторыестремятся записывать все дословно, другие пи­шут отрывочно, у третьих записьполучается хаотическая. Чтобы избе­жать этих ошибок, целесообразнопридерживаться ряда правил.

1. После записиориентирующих и направляющих внимание данных (тема, цель, план лекции,рекомендованная литература) важно попы­таться проследить, как они раскрываютсяв содержании, подкрепляют­ся формулировками, доказательствами, а затем ивыводами.

2. Записыватьследует основные положения и доказывающие их ар­гументы, наиболее яркие примерыи факты, поставленные преподава­телем вопросы для самостоятельной проработки.

3. Стремиться к четкости записи, ее последовательности,выделяя темы и подтемы, вопросы и подвопросы, используя цифровую и бук­веннуюнумерацию (римские и арабские цифры, большие и малые бук­вы), красные строки, выделениеабзацев, подчеркивание главного и т.д.

6 стр., 2779 слов

2. Формы, причины, степени УО

... всех психических функций и непрогредиентности (отсутствии нарастания) интеллектуального дефекта. Среди форм умственной отсталости олигофрения, или общее психическое недоразвитие встречается наиболее часто. ... умственной отсталости (патогенез нарушения), не учтено многообразие форм проявления недостаточности интелекта. Что касается индивидуальной формы умственной отсталости, то О.Шпек отмечает, что она ...

Формазаписи материала может быть различной — в зависимости от специфики изучаемогопредмета; уместны и свои краткие пояснения к записям.

Записьлекции лучше вести в сжатой форме, короткими и четкими фразами. Каждомустуденту полезно выработать свою систему сокра­щений, в которой он мог быразобраться легко и безошибочно. Даже отлично записанная лекция предполагаетдальнейшую самостоятель­ную работу над ней (глубокое осмысление ее содержания,логической структуры, выводов).

Особенно важно в процессе самостоятельной ра­ботынад лекцией выделить новый понятийный аппарат, уяснить суть новых понятий, принеобходимости обратиться к словарям и другим источникам, заодно устранивнеточности в записях.

Работанад лекцией стимулирует самостоятельный поиск ответов на самые различныевопросы: над какими понятиями следует поработать, какие обобщения сделать,какой дополнительный материал привлечь.

Главнымже средством, направляющим самообразование, является выполнение различныхзаданий по тексту обобщающей лекции, на­пример, составить ее развернутый планили тезисы; ответить на вопро­сы проблемного характера, скажем, об основныхтенденциях развития той или иной проблемы; наконец, придумать и составитьпроверочные тесты по проблеме, написать и «защитить» по ней реферат,сделать графические схемы.

Еслиустановочная лекция вводит в изучение курса, предмета, про­блем (что и какизучать), то обобщающая лекция позволяет подвести итога (зачем изучать),выделить главное, усвоить законы развития знания, преемственности, новаторства,чтобы применить обобщенный позитивный опыт к решению современных практическихзадач. Обобщающая лекция ориентирует в истории и современном состоянии научнойдискуссии, рас­крывает теоретическое и прикладное значение проблемы.

Обобщающаялекция может быть и введением в историографию науки, ее разделов, тем, проблем,и историко-научным материалом, по­зволяющим подробно рассмотреть «методывыдающихся исследова­ний, открытий, перепроверок и опровержений прежних теорийв той или иной науке» (Б.М. Бим-Бад).

Алгоритмработы над обобщающей лекцией предполагает ответы на такие вопросы:

надкакими понятиями следует поработать;

какиеобобщения выявить (обобщение — это мысленное объедине­ние предметов и явленийпо их общим и существенным признакам);

какойучебный материал и как систематизировать;

какиеобщие закономерности и принципы удалось выявить;

какимиматериалами следует дополнить текст;

каки по каким параметрам можно провести сравнительный анализ материалов обобщающихлекций.

Системаработы над материалами обобщающих лекций входит и в выполнение определенныхзаданий по тексту лекций.

Заданияможно разделить на три уровня.

Заданиярепродуктивного уровня (составить развернутый план обобщающей лекции,составить тезисы по материалам лекции).

Заданияпродуктивного уровня (ответить на вопросы проблемного характера,составить опорный конспект по схеме, выявить основные тенденции развитияпроблемы).

Заданиятворческого уровня (составить проверочные тесты по теме, защитить реферати графические темы по данной проблеме).

Студенту-заочнику,дистантнику не могут быть даны полные лек­ционные курсы по предмету, в томчисле по педагогике. Ему представ­ляются варианты лекционных курсов по введениюв специальность, по основам педагогики, дидактике и теории воспитания, вариантылекций и занятий по истории педагогики и ряд других специальных курсов. Все ониносят обобщающий характер, в них выделены наиболее акту­альные научные ипрактические проблемы, в том числе и из тех облас­тей фундаментальных знаний,которые еще не нашли практического применения. Это очень важно пониматьучащемуся, так как именно на спецкурсах он может начать свое исследование,включившись в учеб­ную и научно-исследовательскую работу студента.

6 стр., 2517 слов

Форма заявки на курсы (семинар, занятие, встречу)

... – выступление на краевой конференции в 2017 году. По завершению работы ВТК каждый участник всех занятий получит удостоверение о повышении квалификации (72 часа), выписку из решения ... 21 февраляпо форме1 (см. приложение) по e-mail: domelena51@mail.ru Семинары-практикумы · 18 февраля – Краевой семинар-практикум «Использование современных технологий родительского образования в деятельности семейного ...

Обобщающаялекция по проблеме социализации личности включает в себя актуальную тему«Образовательная среда». В Концепции уни­верситета записано:«Образование приобретается благодаря действию человека в специальноорганизованной среде. Образовательная среда учит извлекать познания изсобственной деятельности, из наблюдений и восприятии».

Практикум. Лабораторно-практические занятия

Практические занятия имеют целью закрепить знания, перенести их в новую ситуацию,сформировать у студентов общепедагогические понятия и основные педагогическиеумения в решении практических задач и ситуаций. При этом происходит иобобщение, и конкретизация, и использование практических сведений из рядадругих предметов, прежде всего практической психологии, что способствуетинтеграции знаний о ребенке.

Основнымиметодами при проведении практическихзанятий становятся:

упражнения;

конструированиепедагогических ситуаций;

моделированиеобобщающих схем;

поискнужной информации;

самостоятельноепополнение знаний.

Два последних метода свидетельствуют о том, что назанятии будут использованы поисковые методы, будет проведено небольшое иссле­дование.Студенты работают с научными текстами, справочной и историко-педагогическойлитературой, добиваясь умения быстро ориенти­роваться в ситуациях (стандартных,критических, экстремальных) и принимать правильное психолого-педагогическоерешение, а также со­ставлять программу дальнейшего исследования.

Для преподавателя важно демонстрировать образцыпсихолого-педагогических исследований, оптимальные способы решения теоре­тическихи практических задач.

На лабораторно-практических занятиях студентызнакомятся с но­выми психолого-педагогическими диагностиками и методиками, рабо­таютс ними, группируют их с учетом использования в разных возрас­тных группах, атакже анализируют педагогические технологии.

На лабораторно-практических занятиях используются восновном, частично-поисковые и исследовательские уровни проблемности. Сту­дентыработают в микрогруппах самостоятельно.

Формы проведения практических занятий различны: отконструиро­вания педагогических ситуаций и решения педагогических задач, вы­полненияупражнений (педтехника), работы с опорными схемами до встреч, бесед сучителями, психолого-педагогических игр, тренингов и выполнения творческихработ.

Практические работы проходят и в форме анализапроблемы у педа­гогов-мастеров (например, проблема творчества у Ш.А. Амонашвилии Л.В. Занкова; проблема активности в исследованияхсинтетически-антропологического течения начала XX в.; особенности развивающегои воспитывающего обучения в начальной школе В.А. Сухомлинского. Материалы дляэтих занятий вы найдете в обобщающих лекциях, пред­ставленных в пособии).

2 стр., 796 слов

Контрольная работа по психологии для студентов заочного отделения

... Урунтаева, Г.А.Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник для студентов учреждений высш. проф.образования /Г.А. Урунтаева. - М.: ... О.М. Воображение дошкольника [Текст] /О.М.Дьченко.- М.: Знание, 1986. – 96 с. 5. Дьяченко, О.М.Психологические особенности ... виртуальной библиотеки книг, рефератов, авторефератов, курсовых, дипломных работ по психологии. http://www.ht.ru – сайт лаборатории « ...

Длятех преподавателей, которые хотят органи­зовать коллективную творческуюдеятельность в обучении, интерес представит творческая работа над статьями И.П.Иванова по коллек­тивным творческим делам.

Рассматриваемые в пособии актуальные проблемысовременного образования в контексте исторических знаний могут стать материаломдля введения в современную научную дискуссию и представить воз­можность дляприращения знаний, поиска нового в уже известном, переноса знаний в новуюситуацию, изучения студентом методики исто­рического обзора.

Программупрактических и лабораторно-практических занятий можно расширить за счетпрактикумов (в том числе готовящих студентов к педа­гогической практике [1]).

Особое внимание обратитена блоки практических работ, которые расположены с учетом тематического плана ирабочих планов препо­давателя. Практические работы касаются отдельных авторскихподхо­дов в организации педагогического процесса и представлены обоб­щающимисхемами и систематизацией материалов, в том числе и по дидактике.

Общимдля всех практических работ является использование инди­видуальной и групповойдеятельности; обязательным видом является коллективная деятельность студентов впериод сессии.

Важнаи парная работа (статические и динамические пары), где по одной и той жепроблеме студенту представляется возможность не­сколько раз проверить себя,встретившись со студентами с различным уровнем знаний.

Обязательныеприемы, используемые во все видах групповой деятельности: организация успеха,уверенности в собственных си­лах; организация взаимной ответственности;оказание доверия; экс­пертный анализ, имеющий свои оценочные критерии; вопросык преподавателю.

Обязательныеметоды: метод временных ограничений, коллектив­ных обсуждений в совокупности сдругими методами.

Обязательные средства:  проведение  практических  занятий (технология); использование аудио-или видеотехники; использование справочного материала; средства контроля(графики, схемы, таблицы, листы самоконтроля, мониторинговые срезы и др.).

Целипроведения практических работ заключаются в отработке умений и навыков, всистематизации и обобщении полученной инфор­мации, переводе ее в личностныезнания, что способствует формирова­нию «Я-концепции» и такихпрактических умений, которые необходи­мы в профессиональной деятельностипреподавателя.

Подготовка к семинару

Учебные установки. В ходе познания и практическогодействования студент должен понять, осознать педагогический процесс какжизненно важный; научиться оперировать понятиями, категориями педагогики;применять способы, приемы, методы практической конст­руктивной деятельности иобщения, приучая себя к постоянному пере­смотру и совершенствованию педагогикиобщения, к выработке собст­венных убеждений.

Студент-заочник,дистантник, готовясь к зачетам, экзаменам, само­стоятельно проводит рядпрактикумов из настоящего учебного посо­бия, что позволяет ему получить зачетавтоматически. Представленные в практических материалах вопросы и заданиясоставляют актуальные темы практики и позволяют проверить умения и навыкистудента в пользовании первоисточниками, учебниками, справочниками, допол­нительнойлитературой.

Решение типовых и нетиповых задач и ситуаций помогаетстуденту-заочнику не только подготовиться к экзаменам, но и к написанию кон­трольных,курсовых и дипломных работ, к практике. Особенно важно упражняться в решениинетиповых задач, позволяющих переносить знания в новые ситуации, решать задачи новогокласса.

8 стр., 3905 слов

Задания для самостоятельной работы. Вопросы для обсуждения

... 1) Разработайте методические советы молодому преподавателю по проблеме «Как мне завоевать авторитет у моих студентов». ... на окружающих, осознать необходимости целенаправленного конструирования имиджа. Вопросы для обсуждения 1. Педагогическое мастерство в ... Знание, 1988. В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002. Задания для самостоятельной работы ...

Необходимо подготовить письменно ряд вопросов повыбору к се­минару, практикуму и представить их преподавателям на сессию, этопоможет подготовиться к третьему вопросу экзаменационного билета,представляющему собой нетиповую задачу.

Важнопомнить, что выполнение семинарского или практического занятия из данногопособия поможет студенту-заочнику активно под­готовиться к такого рода занятиями по другим учебным дисциплинам.

Семинар — вид групповых занятий по какой-либо научной,учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранееподготовленных сообщений, докладов и т.п. С тематикой семинаровстуденты-заочники знакомятся заранее, поэтому они могут подгото­вить рядвопросов для выступления на семинарах, которые проводятся в период сессии.Алгоритм подготовки к семинару следующий: выбрав тему, студент составляет свойплан-график подготовки к семинару. Для приобретения широкого видения проблемыстудент старается осмыс­лить ее в общем объеме; познакомиться с темой побазовому учебному пособию или другой основной рекомендуемой литературе; выявитьос­новные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определе­ния сосправочниками, энциклопедией; подготовить план-проспект раскрытия даннойпроблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для ихосвещения; составить тезисы вы­ступления на отдельных листах для последующеговнесения дополне­ний и подготовить доклад или реферат для сообщения насеминаре;

проанализировать собранный материал для дополнительнойинформа­ции по темам семинара; готовясь к выступлению на семинаре, по воз­можностипроконсультироваться с преподавателем; относиться к соб­ранному материалу, какк источнику будущих исследований.

Семинарскиезанятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На нихвыносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы,которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательныхтребований к семинару — предварительное ознакомление с темой, вопросами и лите­ратуройпо данной теме.

Современнаяпрактика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особоеместо занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новаяинформация, видны убеждения сту­дента; обсуждаются противоречия (явные искрытые) и недостатки; для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, скоторыми сту­денты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются во­просыдля педагогической и интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионнаястатья, по которой ставятся проблемные вопросы); дискуссия может развертыватьсязаочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются изащищаются проектные задания. После этого проходит «мозговой штурм»по нерешенным проблемам дискуссии, а также выявляются прикладные аспекты,которые можно рекомендовать для включения в курсовые и дипломные работы или вапробацию на практике. На сессии преподаватель обобщает ре­зультаты проделаннойстудентом работы.

Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнениясту­дентов по актуальным вопросам образования и чаще всего носят такиеназвания, как «Встреча умов и мнений», «Мое мнениетаково…», «Каждый решает по-своему…».[2] Попытайтесьвыборочно выполнить задания из базового учебника, что позволит вам подготовитьсяк третьему вопросу экзаме­национных билетов по педагогике и научит умениюрассуждать на проблемные темы.

6 стр., 2570 слов

Тема 1. Психология соматически больного Вопросы к семинарам:

... малообразованны, часто подвержены алкоголизациии наркотизации. Истинную анозогнозию следует отличать от псевдоанозогнозии, когда психотравмирующий фактор (наличие болезни) ... Эр). «Уход от болезни» в работу, несмотря на тяжесть заболевания. «Одержимость» работой выражена подчас больше, чем до болезни. Избирательное отношение к обследованию и ...

Семинар-исследование предполагает предварительную работу — на­писание реферата, доклада поитогам опытной работы. Участие в нем — это, прежде всего, диалогстудента-дистантника с преподавателем. Ре­зультаты обсуждаются на семинаре иликонференции с наглядным по­казом исследовательского материала (схемы, таблицы,графики, диаг­ностические методики).

Частично материал может быть включен в ди­пломнуюработу. При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результатытеоретических исследований, составляет библио­графию по теме, учится писатьисторические обзоры.

В пособии мы представляем также семинар-зачет,которым закан­чивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготовиться кнему, следует решить как можно больше практических упражнений, в том численетиповых, которые широко представлены в настоящем пособии. При подготовкеследует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах.Так, например, при подготовке к зачету по педагогике дается такой тест:«Что есть педагогика — наука об искусст­ве воздействия воспитателя наповедение воспитанника; наука, изу­чающая закономерности развития ребенка иопределяющая направле­ния его воспитания; наука о воспитании, образовании иобучении че­ловека в соответствии с потребностями общественно-экономическогоразвития; наука, которая определяет общие закономерности становле­ния личности…?»

Проблемный семинар готовится преподавателем достаточно основа­тельно: подбираютсяпроблемные и контрольно-проверочные вопросы. Такой семинар возможен толькопосле прохождения темы. К нему сту­денты готовятся по пособиям, изданным нашимуниверситетом, а так­же используют хрестоматии, энциклопедии, справочники,словари, журналы.

Кпроблемному семинару просматривается литература в рамках различныхисследовательских школ (например «Традиционные и не­традиционные подходы кпроблеме…»).

  Многолетняя практика показала, что наибольшуюэффектив­ность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познава­тельнойдеятельности, имеющей определенные особенности, а именно:

разделениестудентов на группы по их желанию (с обязательным 

участиемстудента с устойчивым интересом к данному предмету);

постановкаобщих целей и задач для группы;

работав последовательности — индивидуальная, парная (чаще всего

перекрестныйопрос), работа в группе, коллективная.

обязательноепредварительное ограничение по времени каждого этапа

занятий;

экспертныйанализ;

оценкаработы группы преподавателем;

проведениесамооценки.

 

 Подготовка к отчетности (коллоквиум, зачет, экзамен)

Наиболее ответственным этапом в обучении студентовявляется эк­заменационная сессия. На ней студенты отчитываются о выполненииучебной программы, об уровне глубины и объеме полученных знаний. Этогосударственная отчетность студентов за период обучения, за изу­чение учебнойдисциплины, за весь вузовский курс. Поэтому так вели­ка их ответственность зауспешную сдачу экзаменационной сессии. На сессии студенты сдают экзамены илизачеты. Зачеты могут проводить­ся с дифференцированной отметкой или без нее сзаписью в зачетной книжке «зачтено» или «не зачтено».Экзамен как высшая форма кон­троля знаний студентов оценивается по пятибалльнойсистеме.

1 стр., 483 слов

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА НАД ВЫПУСКНОЙ       КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

... процессе подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР): · Закрепление, актуализация и углубление теоретических знаний по дисциплинам, которые изучает студент в процессе обучения. · Использование приобретенных знаний для решения конкретных учебно-исследовательских, ...

Залогомуспешной сдачи всех экзаменов являются систематические, добросовестные занятиястудента. Однако это не исключает необходи­мости специальной работы передсессией и в период сдачи экзаменов. Специфической задачей работы студента впериод экзаменационной сессии являются повторение, обобщение и систематизациявсего мате­риала, который изучен в течение года.

Начинатьповторение рекомендуется за месяц-полтора до начала сессии. Прежде чемприступить к нему, необходимо установить, какие учебные дисциплины выносятся насессию и, если возможно, кален­дарные сроки каждого экзамена или зачета.

Установиввыносимые на сессию дисциплины, необходимо обеспе­чить себя программами. Воснову повторения должна быть положена только программа. Не следует повторятьни по билетам, ни по кон­трольным вопросам. Повторение по билетам нарушаетсистему знаний и ведет к механическому заучиванию, к «натаскиванию».Повторение по различного рода контрольным вопросам приводит к пропускам ипробелам в знаниях и к недоработке иногда весьма важных разделов программы.

Повторение- процесс индивидуальный; каждый студент повторяет то, что для него трудно,неясно, забыто. Поэтому, прежде чем присту­пить к повторению, рекомендуетсясначала внимательно посмотреть программу, установить наиболее трудные, наименееусвоенные разде­лы и выписать их на отдельном листе.

Впроцессе повторения анализируются и систематизируются все знания, накопленныепри изучении программного материала: данные учебника, записи лекций, конспектыпрочитанных книг, заметки, сде­ланные во время консультаций или семинаров, идр. Ни в коем случае нельзя ограничиваться только одним конспектом, а тем болеечужими записями. Всякого рода записи и конспекты — вещи сугубо индивиду­альные,понятные только автору. Готовясь по чужим записям, легко можно впасть в оченьгрубые ошибки.

Самоповторение рекомендуется вести по темам программы и по главам учебника.Закончив работу над темой (главой), необходимо от­ветить на вопросы учебникаили выполнить задания, а самое лучшее — воспроизвести весь материал.

Консультации,которые проводятся для студентов в период экзаме­национной сессии, необходимоиспользовать для углубления знаний, для восполнения пробелов и для разрешениявсех возникших трудно­стей. Без тщательного самостоятельного продумыванияматериала бе­седа с консультантом неизбежно будет носить «общий»,поверхност­ный характер и не принесет нужного результата.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Есть целый ряд принципов — «секретов»,которыми следует руково­дствоваться при подготовке к экзаменам.

Первый- подготовьте свое рабочее место, гдевсе должно способство­вать успеху: тишина, расположение учебных пособий,строгий порядок.

Второй- сядьте удобнее за стол, положитеперед собой чистые листы бумаги, справа — тетради и учебники. Вспомните все,что знаете по данной теме, и запишите это в виде плана или тезисов на чистыхлистах бумаги слева. Потом проверьте правильность, полноту и после­довательностьзнаний по тетрадям и учебникам. Выпишите то, что не сумели вспомнить, на правойстороне листов и там же запишите во­просы, которые следует задать преподавателюна консультации. Не ос­тавляйте ни одного неясного места в своих знаниях.

Третий —работайте по своему плану. Вдвоем рекомендуется гото­виться только длявзаимопроверки или консультации, когда в этом возникает необходимость.

Четвертый —подготавливая ответ по любой теме, выделите основ­ные мысли в виде тезисов иподберите к ним в качестве доказательства главные факты и цифры. Ваш ответдолжен быть кратким, содержа­тельным, концентрированным.

Пятый —помимо повторения теории, не забудьте подготовить прак­тическую часть, чтобысвободно и умело показать навыки работы с текстами, картами, различнымипособиями, решения задач и т.д.

Шестой —установите четкий ритм работы и режим дня. Разумно чередуйте труд и отдых,питание, нормальный сон и пребывание на свежем воздухе.

Седьмой —толково используйте консультации преподавателя. При­ходите на них, продуктивнопоработав дома и с заготовленными кон­кретными вопросами, а не простопослушать, о чем будут спрашивать другие.

Восьмой —бойтесь шпаргалки — она вам не прибавит знаний.

Девятый — недопускайте как излишней самоуверенности, так и не­дооценки своих способностей изнаний. В основе уверенности лежат твердые знания. Иначе может получится так,что вам достанется тот единственный вопрос, который вы не повторили.

Десятый — незабывайте связывать свои знания по любому предме­ту с современностью, с жизнью,с производством, с практикой.

Одиннадцатый —когда на экзамене вы получите свой билет, спо­койно сядьте за стол, обдумайтевопрос, набросайте план ответа, по­дойдите к приборам, картам, подумайте, кактеоретически объяснить проделанный опыт. Не волнуйтесь, если что-то забыли.

Контрольные задания и листы самоконтроля уровнязнаний

Проверка уровня знаний, умений и навыков студентов проводитсяв соответствии с требованиями, изложенными в стандартах, и ожидае­мымирезультатами по итогам каждого курса, а также с учетом началь­ного уровнязнаний и способностей студента.

Индивидуально-ориентированноеобучение как главный принципсовременного образования, предполагает и ряд дифференцированных за­даний трехуровней — репродуктивного, продуктивного и творческого.

Особенноважно, чтобы в контрольных заданиях чаще использова­лись задания творческогоуровня — на развитие критического мышле­ния, исследовательских умений(сравнить, систематизировать, найти логическую ошибку, ее причину, оценитьпреимущества и недостатки, привести аргументы и контраргументы, составитьпроверочные тесты по теме, защитить реферат по проблеме) и достижения новогознания.

Внашей практике используются рейтинговые системы — по услов­ным учебнымединицам оценивается то или иное самостоятельное за­дание[3].

Использованиерейтинговой методики особенно помогает в органи­зации самостоятельной работы исо студентами-дистантниками, и с за­очниками, как по отдельным проблемам, так ипо любому заданию и по всем видам учебной нагрузки за семестр.

Еслипреподаватель хочет проверить, как студент работает над про­блемой, то оценказаданий производится в комплексе (выполнены все 15 заданий — «отлично», 10 заданий — «хорошо» и т.д.).

Еслипреподаватель оценивает все практические задания за семестр на 150 условныхединиц, то «отлично» — 100 условных единиц, «хорошо» — 80,«удовлетворительно» — 60, из них: обобщающее задание -30,исследовательское задание — 50 условных единиц.

Дляоперативной информации о результатах всей учебно-познавательной деятельностистудентов-заочников можно провести мониторинговые исследования повопросам:

планированиеразвития психолого-педагогических знаний на курсе,

факультете;

результативностьнововведений (спецкурсов, специализаций и т.д.);

качествоработы преподавателей и студентов;

соотношениеинвариантной и вариативной части базисного учебно­го

плана.

Мониторингдемонстрирует лишь общую картину действий всех факторов, влияющих на обучение,а также показывает по итогам ре­зультативности направления, нуждающиеся в болеедетальном иссле­довании.

Методикапроведения мониторинга заключается в следующем:

выделяются учебные дисциплины, составляющиеопределенную образовательную область;

определяютсясроки проведения (например посеместровые);

выделяетсяколичественный состав учащихся;

выписываетсятаблица оценок учащихся по всем предметам;

вычисляетсяиндивидуальный средний балл по группе и т.д.

Понимаязначимость этих общих мер комплексной проверки ре­зультативности образования,следует учесть особое значение системности и последовательности контролясо стороны каждого преподавателя и самоконтроля знаний со стороныстудентов. В нашей практи­ке для контроля за деятельностью студентовиспользуются системы контрольных вопросов по каждой теме, контрольно-срезовыезадания по отдельным вопросам, темам, проблемам.

Коллективно-познавательная деятельность такжепредполагает раз­ные типы контроля со стороны студентов — в парной и групповойдея­тельности (листы взаимоконтроля, таблицы, сводные таблицы по ана­лизузанятия в группе и др.).

Особое внимание мы придаем контрольно-срезовымзаданиям, про­водимым по итогам темы. Каждое задание имеет не менее трех взаимо­связанныхвопросов, позволяющих не только провести «срез» знаний студентов потеме, но и подумать над педагогической технологией по­дачи данной темы вусловиях разных категорий обучающихся.

Кроме контрольно-срезовых заданий по одной теме, естьи кон­трольные вопросы по ряду тем, носящих проблемный характер. Для само­стоятельнойработы студентов часто используется лист самоконтроля зна­ний по разнымразделам программы. Эти листы студенты выбирают сами. Они могут сдать несколькоразделов программы в любой очередности.

Технология подготовки и сдачи зачетов по листамсамоконтроля разная: можно работать индивидуально по конкретному предмету иликон­сультируясь с преподавателем по мере выполнения заданий; можно подго­товитьвесь материал по учебному плану и привезти его на сессию.

Работа с дидактическимиматериалами

Учебные установки: 1. Знания по дидактике необходимы,так как учат самостоятельной познавательной деятельности; нужны тем, кто будетобучать других; помогают отобрать методы, способы, приемы, необходимые дляконкретной ситуации.

2.Самостоятельную работу по дидактике следует начать с изучения примерногоучебного плана.

3. В примерномплане занятий по дидактике акцентируется дея­тельность студентов, работающих вшколе. Эти студенты обраща­ются к основам дидактики, чтобы составить свой урок,а главное, сравнить его с современным уроком, как особой формой реализа­циипедагогического процесса. Пройдя школу традиционной педа­гогики, онианализируют и моделируют уроки с учетом новой обра­зовательной парадигмы,апробируют в своей практике новые педа­гогические технологии.

4. Студентампсихологического отделения, проходящим практику в среднеспециальном и высшемучебном заведениях, знания по дидакти­ке позволят педагогически целесообразнопостроить зачетное занятие по психологии.

5. Понимание сущности педагогического процесса и умениеего ор­ганизовать необходимо любому руководителю, работающему с людь­ми. Знанияпо дидактике необходимы и в семейной педагогике.[4]

6.Студенту-заочнику следует обратить внимание на блок-схемы «Классификациядидактических принципов обучения», «Классификация методовобучения», которая представлена тремя группами — традици­онная (Б.П.Есипов, М.А. Данилов и М.Н. Скаткин), классификация Ю.К. Бабанского,современная классификация, а также на схему «Факторы, влияющие на динамикупозиции школьника и развитие его познавательной активности» [5]. Изучивклассификации дидактических принципов обучения и методов обучения (схемы 1 и2), студент выби­рает наиболее приемлемую классификацию методов, обосновываясвой выбор. Эти знания помогут при прохождении ознакомительной и ак­тивнойпедагогической практики.

7.Студенту-заочнику необходимо самостоятельно проработать (и пред­ставить назачет) материалы семинаров-практикумов «Моделирование урока в начальнойшколе», «Общее и различия в трех дидактических системах Я.А.Коменского, К.Д. Ушинского, Л.В. Занкова».

/>