Региональный обязательный экзамен по русскому языку в 8 классе
Демонстрационный вариант 2011 г.
ФИО учащегося ______________________________________________
Наименование учреждения _____________________________________
Класс ___________________
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей.
Часть 1 включает 14 заданий (А1 – А14).
К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 8 заданий (В1 – В8), требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть 3 состоит из 2 заданий (С1– С2), требующих развернутого ответа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий этой части (А1 – А15) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
Часть 1
А1 В каком слове происходит озвончение глухого согласного звука?
1) походка | 2) расчистить | 3) чтобы | 4) сделали |
А2 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) налИла | 2) тортЫ | 3) началсЯ | 4) бАлованный |
А3 В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?
1) пол…жение, т…рпеливый, ун…жается
2) пл…вательный, оз…рничать, бл…стящий
3) выч…ты, ум…рающий, прик…сновение
4) ог…рчительный, выб…рать, заж…гание
А4 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ВО)ВРЕМЯ беседы обсуждались ТЕ(ЖЕ) вопросы, что и вчера.
2) Мы ДО(ТОГО) устали, что уже СО(ВСЕМ) не могли продолжать путешествие.
3) Было грустно, ПО(ТОМУ) что уже пахло осенью и лето спешило (НА)ВСТРЕЧУ первым сентябрьским холодам.
4) ЗА(ТЕМ) поворотом виднелся высокий забор, ПО(ЭТОМУ) пришлось его обойти.
А5 Укажите предложение, в котором надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.
1) Познание и жизнь неотделимы.
2) Ждать да догонять только время терять.
3) Волк коню не товарищ.
4) Голова без ума что фонарь без света.
А6 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) И Якова то охватывала и била страсть то ласковая нежность к ней.
2) Молодые клёны и дубы отливая золотом и бронзой украшают своими листьями близкие ели.
3) Вдруг за ним стрелы мгновенное жужжанье кольчуги звон и крик и ржанье и топот по полю глухой.
4) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цветового эпитета.
А7 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Озеро (1) похоже (2) было бесконечным. По форме оно было (3) похоже (4) на вытянутую во всю длину ленту.
1) 1, 2 | 2) 1, 3 | 3) 3, 4 | 4) 1, 2, 3, 4 |
А8 Укажите верную характеристику предложения.
С берега, из затихшей чёрной толпы, машут белыми платками.
1) Простое односоставное предложение с уточняющим членом предложения.
2) Простое двусоставное предложение с однородными членами предложения.
3) Простое односоставное предложение с приложением.
4) Простое двусоставное предложение с уточняющим членом предложения.
А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Старая большая дорога (1) заросшая кудрявой муравой (2) изрезанная (3) заглохшими колеями (4) следами давней жизни наших отцов и дедов (5) уходила перед нами в бесконечную даль.
1) 1, 3, 5 | 2) 3, 4 | 3) 1, 5 | 4) 1, 2, 4, 5 |
А10 Укажи предложение с грамматической ошибкой.
1) В комедии А. Чехова «Вишневый сад» главной темой является судьба России, её будущее.
2) Старшеклассники этой школы участвовали и выиграли это соревнование.
3) На заседании городского совета обсуждалась проблема реконструкции исторических зданий Самары.
4) В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавших серьезный интерес.
Прочитайте текст и выполните задания A11 – A14; B1 – В8; С1 – С2.
(1)Вся наша жизнь связана с архитектурой, она объемлет буквально все стороны деятельности человека, создает ту среду, в которой протекает его бытие – труд, культура, быт. (2)Дом, будь то многоэтажная громада или сельская изба, завод, на котором мы работаем, плотина электростанции или универмаг, аэропорт, театр или стадион – это все архитектура в широком смысле слова. (3)Архитектура, созданная прежде всего для удовлетворения наших многообразных практических, или, как говорят, утилитарных, потребностей. (4)Уже это одно в очень сильной степени отличает ее от других видов искусства.
(5)Архитектура – это всегда и строительство, и потому она находится в прямой зависимости от уровня развития техники и производительных сил. (6)Так, например, изобретение железобетона, широкое применение стекла, алюминия, пластиков, как строительных материалов, коренным образом изменили характер архитектуры нашего столетия.
(7)Но если бы архитектура была только техникой, она не была бы искусством. (8)В образах архитектуры всегда заложено большое идейно-художественное содержание. (9)Не всегда прямо, но опосредованно, памятники архитектуры – Зимний дворец или крестьянская изба где-нибудь в Заонежье, Новгородский Кремль или станция Московского метрополитена, Дворец Съездов или Коломенская шатровая церковь XVI века – отражают идеи, эстетическое мировоззрение своего времени, наконец, социальное, содержание той или иной исторической эпохи. (10)Поэтому памятники зодчества называют «каменными страницами истории».
(11)В лучших памятниках зодчества заложен идейный и эстетический заряд громадной действенной силы. (12)Надо только учиться видеть архитектуру, учиться ее понимать и чувствовать
(13)Памятники архитектуры – будь то изба, амбарчик, сторожевая башня или величественный храм – доставляют нам громадное эстетическое наслаждение, учат понимать прекрасное в жизни и искусстве, помогают глубже познать и полюбить душу нашего народа, его характер и таланты, дают нам горячее, трепетно живое ощущение того, что называется Родиной.
(14)Душа народа живет в эпическом распеве былин и плаче Ярославны, в удивительных ликах икон и росписей Андрея Рублева, в белокаменных соборах Владимиро-Суздальской Руси и колокольном звоне Ростовского Кремля и сказочном великолепии кижского ансамбля. (15)Она – в задумчивом говоре листвы над скромной могилой в Святогорском монастыре под Псковом и тенистых дубравах Ясной Поляны, неповторимых мелодиях Сергея Рахманинова и томике чеховских рассказов. (16)Это всё звенья одной цепи, и ни одно из них не может быть изъято.
(17)Патриотизм, истинная, действенная любовь к Родине рождаются не из потока громких, даже самых прекрасных и возвышенных слов. (18)Эта любовь возникает лишь там, где человек всем своим существом сливается со своей землей, где он живет жизнью народа, биением его сердца, атмосферой национальной культуры во всех ее многообразных прогрессивных проявлениях.
(По Г.С. Островскому)
Георгий Семенович Островский (1929-2007 гг.) – искусствовед,член международной ассоциации искусствоведов, художественный критик, автор 60 книг и более тысячи статей, научно-популярных книг для детей и юношества, посвященных русской архитектуре и живописи.
А11 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему памятники архитектуры называют «каменными страницами истории»?
1) (5)Архитектура – это всегда и строительство, и потому она находится в прямой зависимости от уровня развития техники и производительных сил.
2) (9)Не всегда прямо, но опосредованно, памятники архитектуры — Зимний дворец или крестьянская изба где-нибудь в Заонежье, Новгородский Кремль или станция Московского метрополитена, Дворец Съездов или Коломенская шатровая церковь XVI века – отражают идеи, эстетическое мировоззрение своего времени, наконец, социальное, содержание той или иной исторической эпохи.
3) (11)В лучших памятниках зодчества заложен идейный и эстетический заряд громадной действенной силы.
4) (17)Патриотизм, истинная, действенная любовь к Родине рождаются не из потока громких, даже самых прекрасных и возвышенных слов.