Типология педагогических конфликтов

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родитель и администратор.

В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – ученик; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор (В Воронин).

Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт между педагогом и учеником (ученик – учитель; учитель – ученик).

Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению психолога М. Рыбаковой, между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

• деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;

• поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;

• отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей; в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.

11 стр., 5260 слов

Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей ...

... с речевыми нарушениями; )рассмотреть формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей; )предложить методические рекомендации по взаимодействию учителя-логопеда и родителей. Объект исследования - процесс коррекции речи ... источников. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ .1 Формирование готовности родителей к коррекционно-логопедической работе с детьми с ...

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие. Среди них можно выделить следующие:

• ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми; участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель—ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

• разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

• присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда следует помнить учителю;

• профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает, его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

• всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;

Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым (И. Вереникина).

Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.

Рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций

Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:

• контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»,

4 стр., 1528 слов

Особенности конфликтов учащихся младшего школьного возраста

... заданий (конфликты деятельности) - поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее (конфликты поступков) - отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей (конфликты отношений). Поэтому ...

• не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

• не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить),

• стараться не выгонять ученика из класса,

• по возможности не обращаться к администрации,

• не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;

• дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»; независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

• не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;

• ценя в детях способность понимать вас, во всем соглашаться с вами, помнить слова, высказанные Стендалем: «Опереться можно только на то, что сопротивляется»

Одним из наиболее распространенных является конфликт между учениками.

Основные причины таких конфликтов — стремление подростка занять лидирующее положение в микрогруппе, классе, агрессивность и жестокость (источниками которых выступают аномалии семейных отношений и тип взаимодействия учителей с учениками), а также особенности возраста ученика.

Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически не возможно. Предупреждению конфликтов между учениками способствуют хорошая организация учебно-воспитательного процесса в школе, утверждение и поддержание дисциплины, активная позиция учителей в трудных ситуациях взаимодействия школьников.

Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в нескольких аспектах. Во – первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничества» обусловливают наиболее бесконфликтные взаимоотношения детей.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Перечислите основные способы разрешения конфликтов между учителями и учениками?

2. Разработайте рекомендации по предупреждению конфликтов между учителем и учеником.

3. Охарактеризуйте причины вызывающие конфликты во взаимоотношениях между педагогами и учениками?

4. Рассмотрите причины возникновения и протекание педагогических конфликтных ситуаций.

Педагогическая ситуация — кратковременное взаимодействие учителя с учеником (коллективом класса) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и на­правленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону).

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, ... 15 ноября 1995 г. дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. ...

Несмотря на кратковременность, педагогическая ситуация глубоко затрагивает две формы активности человека: взаимодействие, т.е. видимое поведение, и взаимоотношения — скрытые от глаз психологические реальности (установки, ожидания, эмоциональные реакции).

Как известно, отношения наиболее устойчивы и определяют взаимодействие. Можно сказать, что взаимодействие — это только видимая незна­чительная часть айсберга общения учителя и ученика, а взаимоотношения — его главная подводная часть. Однако взаимодействие влияет также на отношения, но для этого требуется многократное повторение взаимодействий или особо значимая, «переломная» для личности или коллектива ситуация их проявления.

Приведем пример типичной острой педагогической ситуации, изменившей отношение учителя к профессии.

Шел урок физкультуры в 6-м классе. Вел урок молодой учитель с высшим образованием. Последним элементом урока был бег на короткую дистанцию — 60 м. Учащиеся бежали первый раз после зимы, поэтому в норму времени не уклады­вались. По виду учителя было заметно, что эти результаты его не устраивают, лицо его было мрачным, но он молчал. Последним бежал маль­чик; когда он поравнялся с ним, учитель с иронией произнес: «Не умеешь бегать, Т.». Ученик абсолютно спокойно: «Взяли бы да пример пока­зали». Учитель: «Нечего показывать. Я мастер спорта по легкой атлетике в беге на короткие дистанции». Ученик: «Подумаешь, Валерий Борзов нашелся». Учитель резко ответил: «Ты — хам!» Звонок. Учитель сделал вид, что вопрос исчерпан. С тех пор учителя физкультуры в школе ученики называли «В.Борзов». Итог плачевный — в настоящее время он в школе не работает…

Итак, здесь налицо конфликтное взаимодействие, т.е. внешняя, видимая форма общения, но она опосредовала изменение другой психологиче­ской сферы — отношение молодого учителя к школе.

Надо отметить, что, как правило, в острых педагогических ситуациях больше всего «работает» особый вид взаимодействия и взаимо­отношений — организационные, деловые или, как их называет А.С. Макаренко, отношения не равенства, не равностояния, а зависимости и подчинения, т.е. отношения ответственной зависимости.

Это самый — трудный для школьников (и взрослых) вид отношений, где труднее добиться согласия, сотрудничества.

Различие отношений порождает несовпадение норм, ценностей и интересов участников взаимодействия, что часто приводит к конфликтам.

Можно условно выделить три фазы протекания педагогической ситуации.

Первая фаза — конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.

Вторая фаза — ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход противоборства, и, самое главное, — последствия, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений. Естественно, что вторая фаза — центральное звено ситуации; она, как правило, носит стрессогенный характер (ставит под угрозу честь личности; дефицит времени и информации сокра­щает возможность достойного ответа и т.д.).

4 стр., 1924 слов

В помощь учителю и ученику

... – 50 баллов Справка(то, о чём рецензент должен иметь представление) В помощь учителю и ученику Рецензия– это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку ... и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, ...

Так как в подобных ситуациях выручают вы­держка, находчивость и опыт преодоления подобных ситуаций, то главное внимание будущему педагогу следует обратить больше всего на этот надежный компонент, т.е. на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.

Третья фаза — относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей (иногда вплоть до разрушения отдельных норм) в двух различных направлениях — улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.

В любом случае педагогические последствия благодаря третьей фазе бывают весьма значительными.

С.М. Годник, отмечая сигнальный характер острых педагогических ситуаций, пишет, что, если ученик по отношению к учителю бросил вызов, значит у него есть на это пока непонятная потребность. Ученик — как барометр, и надо быстрее реагировать на детский сигнал… И еще — всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.

Не только ученики, но и учителя психологически включены в педагогические ситуации.

Вот что пишет один из опытных директоров школ: «Положительные находки в работе забываются, а вот промахи помнятся долго, а некоторые всю жизнь».

Очень важно для учителя выйти из конфликтнойситуации сдостоинством и творческим удовлетворением своей работой.

Конечно, можно отмахнуться от острой ситуации, отослать ее в прошлое (ничего, переживем!), но, как отмечает С.М. Годник, каждая конфликтная ситуация — острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.

И здесь нужна профессиональная «педагогическая зоркость», чтобы за одним фактом увидеть сложные процессы актуализации личности и вовремя вмешаться в их развитие, чтобы исключить нежелательные направления их становления.

Нужно быть готовым к тому, что для обработки «небольшого» педагогического факта придется провести большую исследовательскую работу, составить схему (рабочую программу) изучения человека и коллектива.

Педагогически разумнее начать глубокое обследование при первых симптомах неблагополучия, чем начинать это после серьезных отступлений в развитии личности и коллектива.

Таким образом, генеральная линия психологического изучения человека и коллектива нацелена на применение сложных и трудоемких процедур по поводу «небольших» повседневных острых проявлений, чем наоборот.

Тем более что вполне достаточно основательно изучить каждого школьника и коллектив один раз, а затем уже на основе полученной целостной картины проводить повторно фрагментарные обследования.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

КОФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Корректное решение конфликтных ситуаций — необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.

Но главное в психологическом умении учителя — не допускать острых педагогических ситуаций. Часто источником конфликтных ситуаций является резкая, нетактичная реакция учителя на отклоняющееся поведение школьников. Схема такого взаимодействия: ученик недостойно себя ведет, учитель грубо и прямо (непосредственно!) реагирует на это, проявляя тем самым свою педагогическую слабость, в итоге класс и ученик настраиваются против учителя.

7 стр., 3381 слов

Трудовая мобильность учителей и проблема сокращения педагогических кадров

... учителей. Только половина, окончивших педагогические вузы, трудоустраиваются на работу в школы, остальные идут в другие сферы. Учителя старших возрастных групп, составляющих костяк учительских коллективов, ... оказывает самое сильное влияние на удовлетворенность трудом и отношение к ситуации сокращения кадров), преподаваемых предметов и квалификационной категории. Обсуждение результатов Первый ...

В настоящее время морально-психологической основой учебно-воспитательного процесса в школе должен стать гуманизм.

Остановимся на некоторых методических рекомендациях по реализации идеи гуманизации школьной жизни.

К.А. Абульханова-Славская считает необходимым развитие у педагогов особого свойства сознания — социального мышления.

Социальное мышление предполагает в первую очередь учет категорий совести и ответственности как прямое дополнение интеллектуальной активности и интеллектуальных притязаний. Социальное мышление поможет преодолеть созерцательность, интеллектуализм, вербализм повышенную словесную активность, переходящую в ранг социального действия (!).Не овладев социальным мышлением, учитель затрудняется в выделении реальных профессиональных проблем.

Социальное мышление помогает молодому педагогу освоить педагогику сотрудничества. Ведь педагогика сотрудничества невозможна без способности учителя сопоставлять мнения оценки учеников со своими действиями и намерениями.

Развитие школы немыслимо без создания ней обстановки нравственного императива — системы ограничений, которую нельзя нарушат прежде всего учителю.

К сожалению, судя по существующим материалам, нравственный климат в отдельных школах имеет тенденцию к ужесточению. Так, из 5700 собранных педагогических ситуаций свыше 20 процентов отражают далеко не педагогические, иногда предельно жесткие формы воздействия педагогов и учащихся, включая бранные слова и рукоприкладство.

Оздоровление нравственной атмосферы в школе — профессиональный долг учителя, необходимая предпосылка для реализации приоритета воспитательных целей.

Для реализации вышеуказанных положений учителю целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения: