Тестовые задания 8

1. Методология — это

  1. Совокупность методов и приемов познания, применяемых в современной науке.
  2. Наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.
  3. Учение о правилах и принципах использования приемов и методов в научно-исследовательской деятельности.
  4. Философское учение о законах становления, развития и функционирования науки в современном обществе.

2. В чем основное отличие эмпирического и теоретического уровней научного исследования?

  1. В целях исследования.
  2. В различных предметах исследования.
  3. В опоре на фактофиксирующие или универсальные знания.
  4. В учете или отсутствии учета влияния субъекта исследования на его результаты.

3. Какой из нижеприведенных методов психолого-педагогического исследования является универсальным?

  1. Эксперимент.
  2. Наблюдение.
  3. Тестирование.
  4. Никакой.

4. Анализ как метод научного исследования — это

  1. Мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.
  2. Разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.
  3. Реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое.
  4. Процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого процесса или явления с одновременным выделением в нем интересующих познающего субъекта свойств.

5. Обобщение как метод научного исследования — это

  1. Установление сходства в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами.
  2. Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установления общих свойств и признаков предметов.
  3. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.
  4. Переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего.

6.

2 стр., 515 слов

Психофизические исследования Методы измерения абсолютного порога ...

... наблюдения и эксперимента: наблюдение – как один из самых ста-рых методов научного исследования (в широком смысле: наблюдение – это любой тип полученных эмпирических данных); ... наблюдение). Критерии оценки результатов – надежность, валидность, воспроизводимость. Понимание (эмпатия) – метод познания, предполагающий непосредственное восприятие чужой души, рефлексию результатов и способов их получения. ...

Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования — это

  1. Метод сбора первичной психолого-педагогической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
  2. Способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения психолого-педагогического объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов.
  3. Получение первичной психолого-педагогической информации о состоянии общественного мнения, сознания и поведения людей на основе устного или письменного обращения к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание ответов на которые представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.
  4. Выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

7. Цель научного исследования — это

  1. Научно-состоятельное и обоснованное предположение, предвидение его хода и результата.
  2. Эмпирическое исследование изучаемого процесса или явления.
  3. Объективно существующие противоречия, которые могут быть разрешены средствами науки.
  4. Обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска.

8.

Абстрагирование как метод научного исследования — это

  1. Мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.
  2. Реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое.
  3. Процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого процесса или явления с одновременным выделением в нем интересующих познающего субъекта свойств.
  4. Разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.

9. Индукция как метод научного исследования — это

  1. Установление сходства в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами.
  2. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.
  3. Обобщение результатов наблюдений и экспериментов и движение мысли от единичного к общему.
  4. Переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего.

10.

5 стр., 2193 слов

Методы психолого-педагогической диагностики содержание

... в период 40-х годов психологом С. Л. Рубиншейном. 3. Методы психолого-педагогического исследования Наблюдение Наблюдение является целенаправленным восприятием фактов, процессов или явлений, ... - диагнозом может подразумеваться являющееся всесторонним, целостным обследованием объекта, имея своей целью провести оценку его общего состояния. Получение такой оценки может понадобиться для различных ...

Эксперимент как метод психолого-педагогического исследования — это

  1. Метод сбора первичной психолого-педагогической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
  2. Способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения психолого-педагогического объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов.
  3. Получение первичной психолого-педагогической информации о состоянии общественного мнения, сознания и поведения людей на основе устного или письменного обращения к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание ответов на которые представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.
  4. Выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

11. Моделирование как метод научного исследования — это

  1. Установление сходства в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами.
  2. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.
  3. Обобщение результатов наблюдений и экспериментов и движение мысли от единичного к общему.
  4. Переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего.

12. Анкетирование как метод психолого-педагогического исследования — это

  1. Метод опроса, основанный на письменном обращении исследователя к исследуемой совокупности людей.
  2. Метод опроса, основанный на устном обращении исследователя к исследуемой совокупности людей.
  3. Метод опроса, основанный на изучении бессознательных проявлений респондентов.
  4. Метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

13. В чем основное отличие фундаментального и прикладного научного исследования?

  1. В целях исследования.
  2. В различных предметах исследования.
  3. В опоре на фактофиксирующие или универсальные знания.
  4. В учете или отсутствии учета влияния субъекта исследования на его результаты.

14. Дедукция как метод научного исследования — это

  1. Установление сходства в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами.
  2. Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установления общих свойств и признаков предметов.
  3. Обобщение результатов наблюдений и экспериментов и движение мысли от единичного к общему.
  4. Переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего.

15. Опрос как метод психолого-педагогического исследования — это

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психологопедагогического исследования. 5 Тема 3. Методы научного познания, методы психолого-педагогическогоисследования •Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Классификация методов научного познания: философские, ...

  1. Метод сбора первичной психолого-педагогической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
  2. Способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения психолого-педагогического объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов.
  3. Получение первичной психолого-педагогической информации о состоянии общественного мнения, сознания и поведения людей на основе устного или письменного обращения к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание ответов на которые представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.
  4. Выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

16. Операционализация понятия — это

  1. Смысловое соотнесение между информационным запросом и полученным сообщением.
  2. Смысловое соответствие тестовых индикаторов тем свойствам, которые они призваны зафиксировать.
  3. Процедура перевода теоретических понятий в форму эмпирических показателей.
  4. Обеспечение независимости смыслового значения информационного запроса от сопутствующих ему, дополнительных факторов.

17.

Какой из критериев является основным в определении проблемы научного исследования?

  1. Наличие научно-состоятельного и обоснованного предположения, предвидения хода и результата научного исследования.
  2. Наличие возможности эмпирического исследования изучаемого процесса или явления.
  3. Наличие обоснованного представления об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска.
  4. Наличие объективно существующих противоречий, которые могут быть разрешены средствами науки.

18. Синтез как метод научного исследования — это

  1. Мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.
  2. Разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.
  3. Реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое.
  4. Процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого процесса или явления с одновременным выделением в нем интересующих познающего субъекта свойств.

19. Социометрический метод научного исследования — это

  1. Метод опроса, основанный на письменном обращении исследователя к исследуемой совокупности людей.
  2. Метод опроса, основанный на устном обращении исследователя к исследуемой совокупности людей.
  3. Метод опроса, основанный на изучении бессознательных проявлений респондентов.
  4. Метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

20. Релевантность — это

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... исследование одного объекта представителями разных наук. 2. К эмпирическим: • обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); • эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); • психодиагностический метод; • анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); • моделирование; ... испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность ...

  1. Смысловое соотнесение между информационным запросом и полученным сообщением.
  2. Смысловое соответствие тестовых индикаторов тем свойствам, которые они призваны зафиксировать.
  3. Процедура перевода теоретических понятий в форму эмпирических показателей.
  4. Обеспечение независимости смыслового значения информационного запроса от сопутствующих ему, дополнительных факторов.

21. Главное отличие теории от гипотезы заключается в том, что:

  1. Гипотеза предшествует появлению теории.
  2. Гипотеза основана на теоретических рассуждениях, а теория – на результатах эмпирических исследований.
  3. Теория, в отличие от гипотезы, — это знание, не только научно обоснованное, но и доказавшее свою истинность.
  4. Гипотеза – это предположение, а теория – достоверное знание.

22. Какое из приведенных определений наиболее точно характеризует научные революции?

  1. Появление новых теорий.
  2. Появление новых научных школ и направлений.

c) Появление новых методов и средств научного исследования.

d) Перестройка исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки.

23. Идеализация как метод научного исследования — это

  1. Реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое.
  2. Процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого процесса или явления с одновременным выделением в нем интересующих познающего субъекта свойств.
  3. Разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.
  4. Мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

24. Валидность — это

  1. Смысловое соответствие тестовых индикаторов тем свойствам, которые они призваны зафиксировать.
  2. Смысловое соотнесение между информационным запросом и полученным сообщением.
  3. Процедура перевода теоретических понятий в форму эмпирических показателей.
  4. Обеспечение независимости смыслового значения информационного запроса от сопутствующих ему, дополнительных факторов.

25. Какой из приведенных методов относится к теоретическому уровню научного исследования?

  1. Наблюдение.

b) Формализация.

  1. Опрос.
  2. Эксперимент.

26. Определите, как соотносятся между собой такие методы научного исследования, как аналогия и моделирование:

5 стр., 2213 слов

Исследование поведения личности в организации

... что приходится сокращать численность работников. Целью данной работы является исследование поведения личности в организации. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: ... методологических подходов к исследованию организационного поведения; -рассмотреть основные типы поведения человека в организации -выявление факторов, обуславливающих трудовое поведение личности на рабочем месте. ...

  1. Моделирование базируется на аналогии.
  2. Моделирование исключает аналогию.
  3. Аналогия базируется на моделировании.
  4. Аналогия исключает моделирование.

27. Определите признак, относящийся к парадигмальному основанию науки:

  1. Научные теории.
  2. Идеалы и нормы исследования.
  3. Научные факты.
  4. Научно обоснованные гипотезы.

28. В структуру личности по теории К. Юнга входит:

a) Ид (либидо и мортидо), Эго и Суперэго.

  1. Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость, Коллективное бессознательное.

с) Комплекс недостаточности, Жизненные цели преодоления, Жизненные стили, Схема апперцепции, Творческая сила личности, Чувство общности.

d) Биологические обусловленные особенности, особенности психических процессов, опыт, социально-обусловленные связи.

29. В основе теории личности З. Фрейда лежит

a) Пансексуализм.

b) Гуманизм.

c) Панпсихизм.

d) Функционализм.

30) Один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов – это:

а) Принцип детерминизма.

b) Принцип системности.

c) Принцип развития.

d) Нет правильного ответа.

31. Тип мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью

a) Философия.

b) Гносеология.

c) Онтология.

d) Религия.

e) Мифология.

32. Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое

общее видение, понимание мира называют

a) Миросозерцанием.

b) Мировоззрением.

c) Миропониманием.

d) Мироощущением.

e) Мироотношение.

33. Наиболее ранняя форма духовной культуры человечества

a) Миф.

b) Философия.

c) Религия.

d) Искусство.

e) Наука.

34. Кто является основоположником психоанализа?

a) З.Фрейд.

b) И.Кант.

c) Э.Фромм.

d) А.Адлер.

e) О.Конт.

35. Что включает в себя понятие «личность»?

a) Индивид и индивидуальность.

b) Совокупность социальных качеств человека.

c) Интеллект, духовные потребности человека.

d) Самооценка.

e) Единство биологического и социального.

36. Гносеология – это учение о …

a) Природе.

b) Бытие.

c) Познании.

d) Ценностях.

e) Человеке.

37. Что не относится к основным методам научного прогнозирования?

a) Экстраполяция.

b) Гипотеза.

c) Аналогия.

d) Компьютерное моделирование.

e) Экспертная оценка.

38. Каково соотношения индивидуального и общественного сознания?

a) Общественное и индивидуальное сознание тождественны.

b) Общественное сознание состоит из индивидуальных качеств людей.

c) Общественное сознание реализуется через индивидуальное, но к последнему

6 стр., 2772 слов

Современные проблемы психологии личности

... неосознанно, спонтанно). Методы контроля сознания, мышления, поведения. Общие принципы вывода из деструктивных культов. Прочитать и вникнуть: Личностные расстройства, психология зависимости (химические (алко, нарко, табако и пр.), ... черт в любой деятельности. Эмоции пол и отрицательные, а потребность – есть нехватка. Проблемы в достижении цели могут быть в плане действий или в постановлении (образе) ...

не может быть сведено.

d) Общественное сознание – это теория; индивидуальное – это практика.

e) Общественное сознание – абстрактное, индивидуальное – конкретное.

39. Выделите определение сознания, адекватное его содержанию

a) Вся область иррационального.

b) Идеальный образ материального мира.

c) Чистая конструкция мысли.

d) Абстракция, не имеющая отношения к внешнему миру.

e) Интуиция.

40. Чем характеризуется понятие «индивидуальность»?

a) Потребностями и интересами личности.

b) Совокупностью свойств и способностей, отличающих одного индивида от

ассы других.

c) Совокупностью свойств и качеств человека.

d) Возможностями личности, умением быть независимым.

e) Способами восприятия мира.

41. Когда человек становится личностью?

a) С момента своего рождения.

b) Когда он начинает жить в соответствии с эталоном общества.

c) Когда начинает выступать как субъект социальных отношений.

d) Когда индивид действует, исходя из своих субъективных побуждений.

e) Когда он достигает общественной известности.

42. Что стимулирует возникновение личности?

a) Сознательное ограничение круга общения.

b) Совершенствование духа.

c) Анатомия и физиология индивидуального развития.

d) Конкретное взаимодействие индивидов.

e) Достижение высокого социального статуса.

43. А.В. Юревич анализируя различные позиции относительно методологического статуса психологии приходит к выводу о том, что их можно представить следующим образом:

a) Психология представляет собой допарадигмальную область знания.

b) Психология является мультипарадигмальной наукой.

c) Психология – внепарадигмальная область знания.

d) Все ответы верны.

44. Почему деятельность выступает как методологическая проблема?

a) Деятельность по существу непостижима, ибо является творчеством, а значит выходит за пределы самой себя.

b) Деятельность — рациональна и не может получить конечное рассудочное определение.

c) Деятельность – это чисто философская категория и связи с этим не может быть методологически определена.

d) Деятельность является системной культурной ценностью, следовательно может быть объяснена только в понятийном аппарате акмеологии.

45. Что такое выборка?

a) Процесс формирования репрезентативной группы.

b) Выборочная совокупность наблюдаемых объектов (индивидов).

c) Множество значений изучаемой переменной, зарегистрированное в эксперименте.

d) Верны все ответы.

46. Что перечисленного не относится к артефактам эксперимента?

a) Эффект плацебо.

b) Эффект Хоторна.

c) Эффект фасилитации.

d) Эффект аудитории.

е) Все вышеперечисленные ответы (эффекты) являются артефактами эксперимента.

47. Процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен, называют

3 стр., 1370 слов

Проблема мотивации. Исследования мотивации

... мотивационный характер – установка, эмоциональная оценка и влечение. Теоретико-ассоциативное направление. Психология научения Торндайка: Введено различие между механизмами, которые активизируются, а потом определяют ... питающих. Потребности образуются, когда определённые стимулы связаны с состоянием страха. Психология активации Павлова: Павлов подчёркивал роль ориентировочной реакции в формировании ...

a) Дедукцией.

b) Гипотезой.

c) Индукцией.

d) Дефиницией.

48.Описание и анализ конкретных, индивидуальных, единственных в своем роде случаев, явлений (нарушений, болезней, личностей, событий и т. п.) называют

a) Номотетическим подходом.

b) Клиническим подходом.

c) Идиографическим подходом.

d) Статистическим подходом.

49. Организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности (напр., в лабораторных условиях), что принято называть

a) Экстраполяцией.

b) Экспериментом.

c) Психологическим моделированием.

d) Лабораторным экспериментом.

50. Синонимом понятия синергетика является

a) Самоорганизация.

b) Семантика.

c) Моделирование.

d) Кодирование.

51. Совокупность формализованных рациональных взглядов и представлений, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений называют

a) Практикой.

b) Гипотезой.

c) Теорией.

d) Заключением.

52.Отношение объектов, в котором изменению состояния и свойств одного из них соответствует изменение другого или других называют

a) Атрибутом.

b) Признаком.

c) Деятельностью.

d) Функцией.

53. Результат наблюдения (в т. ч. измерения) и эксперимента, не допускающий нескольких истолкований называют

a) Артефактом.

b) Значением.

c) Фактом.

d) Смыслом.

54. Рассмотрение, изучение чего-либо основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления называют

a) Синтезом.

b) Анализом.

c) Классификацией.

d) Схематизацией.

55. Форма умозаключения (и метод познания), когда на основании сходства двух объектов (явлений, понятий) по одним признакам делается вывод об их сходстве по др. признакам называют

a) Сравнением.

b) Аналогией.

c) Дефиницией.

d) Обобщением.

56. Известно два типа исследований методом моделирования, которые строятся…

a) От внешних функций к внутренним структурам и от внешних структур к внутренним функциям.

b) Внешних структур к внешним функциям и от внутренних функций к внутренним структурам.

c) Внешних функций к внешним структурам и от внутренних структур к внутренним функциям.

5 стр., 2198 слов

Психология безопасности ответы

... и механизмов психологической защиты. 1.Характер временной направленности Защита-ситуативные разрешения проблемы Копинг-долговременное разрешение 2. Характер инструментальной напряженности Защита – ... агрессивность, состояние безнадежности 3.поведенческий: избегание, отступление, уход от решения проблемы 8.Социально-психологические характеристики поведения толпы в экстремальной ситуации. Механизмы ...

d) От внутренних структур к внешним функция и от внутренних функций к внешним структурам.

57. Объект исследования … объективной реальности (вставьте пропущенное понятие)

a) Тождественен.

b) Нетождественен.

c) Аналогичен.

d) Противоположен.

58. Объект исследования — это

a) Свойства реальности и конкретная проекция позиции исследователя.

b) Сама реальность и её влияние на исследователя.

c) Персонифицированная проекция исследователя.

d) Все ответы верны.

59. Исследования, исходя из цели, разделяют на следующие типы

a) Поисковое исследование, критическое исследование и воспроизводящее исследование.

b) Теоретическое исследование, практическое исследование и теоретико-практическое исследование.

c) Фундаментальное исследование и прикладное исследование.

d) Все ответы верны.

60. В схему методов научного исследования в психологии входит деление на опосредованные и непосредственные, а также на активные и пассивные характеристики. Определите, к какой из перечисленных характеристик метода относится эксперимент?

a) К активной опосредованной.

b) К активной непосредственной.

c) К пассивной опосредованной.

d) К пассивной непосредственной.

61. Все естественнонаучные исследования опираются на ряд очевидных предположений. Определите ложное.

a) Время непрерывно, следствие не может быть раньше причины.

b) Пространство изотопно, т.е. одинаково.

c) Сознание способно влиять и изменять события объективной реальности.

d) События в мире независимы от нашего сознания, т.е. мир реален и объективен.

62. Квазиэксперимент — это

a) Корреляционное наблюдение, особенность которого состоит в том, что исследователь пытается установить причинную или иную связь корреляционную связь между основными переменными, контролируя внешние переменные.

b) Метод описания частных случаев.

c) Метод при котором проводится только сравнение и применяется «промежуточный» способ исследования между строгим контролем данных и естественными методами.

d) Стандартизированное наблюдение.

63. Один из видов анализа документов, достаточно строгий научный метод, предполагающий систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с последующей квантификацией (количественной обработкой) полученных данных, называют

a) Анамнезом.

b) Контент-анализом.

c) Фокусированным документальным шкалированием.

d) Экспертной оценкой.

64. Метод исследования личности в основе которого лежит принцип «симптом – синдром — нозология» называют

a) Медицинским методом.

b) Клиническим методом.

c) Психиатрическим методом.

d) Психологическим методом.

65. Представлена схема методологии психологического исследования (по Дзуки Э.), вставьте из предложенных ниже вариантов недостающий элемент.

План эксперимента←Реальный мир→? ? ?

↓ ↑ ↓

Данные←Выводы→Предсказания

a) Гипотеза.

b) Теория.

c) Эксперимент.

d) Выбор инструментария.

66. Исходным постулатом теоретической психологии служат принципы анализа науки, как системы, каждый из феноменов которой дан в трех координатах:

а) Общепсихологической, частнопсихологической, специальной.

b) Исторической (логической), социальной (общение) и личностной.

c) Педагогической, психологической и философской.

d) Нет правильного ответа.

67. Проблема исследования познавательных процессов и их продуктов как феноменов с целью выяснения причинных факторов, которые их порождают и регулируют; изучения истории стадиального преобразования этих феноменов и их функции в общей системе жизни субъекта – это:

а) Психогностическая проблема.

b) Психофизиологическая проблема.

c) Психофизическая проблема.

d) Нет правильного ответа.

68. Проблема зависимости психики от всеобщих сил и законов природы, осмысления отношения между физической природой и сознанием – это:

а) Психогностическая проблема.

b) Психофизиологическая проблема.

c) Психофизическая проблема.

d) Нет правильного ответа.

69. Проблема соотношения между двумя рядами жизненных явлений: физиологических и психических, опосредованных поведением; проблема зависимости психики от процессов в организме, в нервном субстрате – это:

а) Психогностическая проблема.

b) Психофизиологическая проблема.

c) Психофизическая проблема.

d) Нет правильного ответа.

70. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский включают в многоуровневую категориальную систему психологии в том числе следующие уровни:

а) Допсихологический, основной, общепсихологический.

b) Основной и дополнительный.

c) Подготовительный, основной, заключительный.

d) Протопсихологический, базисный и метапсихологический.

71.Объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства – это:

а) Принцип детерминизма.

b) Принцип системности.

c) Принцип развития.

d) Нет правильного ответа.

72. Взаимоотношения ученых, возражающих, опровергающих или оспаривающих чьи-либо представления, гипотезы, выводы называются:

а) Оппонентным кругом.

b) Научной школой.

c) Идеогенезом науки.

d) Нет правильного ответа.

73.Ценность объективного научного знания, ориентированность на внешнее наблюдение и эксперимент, вынесение субъекта познания за рамки познавательной деятельности – это характеристики:

а) Гуманитарной парадигмы в психологии.

b) Естественно-научной парадигмы в психологии.

c) Неклассической рациональности.

d) Нет правильного ответа.

74. Рассмотрение многоуровневой категориальной системы психологии, состоящей из протопсихологического, базисного и метапсихологического уровней принадлежит:

а) А.В. Петровскому, М.Г. Ярошевскому.

b) А.Г. Асмолову.

c) А.А. Леонтьеву.

d) С.Л. Рубинштейну.

75. Предметной областью психологии является:

а) Психосфера.

b) Биосфера.

c) Ноосфера.

d) Все ответы правильные.

76. Исходным постулатом теоретической психологии служат принципы анализа науки, как системы, каждый из феноменов которой дан в трех координатах:

а) Общепсихологической, частнопсихологической, специальной.

b) Исторической (логической), социальной (общение) и личностной.

c) Педагогической, психологической и философской.

d) Нет правильного ответа.

77. Научная школа – это:

а) Учебное заведение.

b) Направление в области психологического знания.

c) Дисциплинарное сообщество.

d) Форма коллективности исследовательского труда.

78. В отличие от истории психологии теоретическая психология использует принцип историзма для:

а) Прослеживания путей развития исследований и их теоретического оформления;

b) Изучения исторических аспектов развития науки;

c) Равнения исторических и теоретических позиций психологии;

d) Аналитического рассмотрения результата развития науки на каждом его (развития) этапе.

79. Зарождение и развитие тех идей у конкретного исследователя, которые приводят к результатам, заносящим его имя по приговору истории в список хранимых памятью науки персоналий – это:

а) Реальная психологическая практика.

b) Идеогенез.

c) Развитие научной школы.

d) Филогенез.

80.Цикл побуждений субъекта, который создается объективной, независимой от этого субъекта логикой развития науки, переведенной на язык его собственной исследовательской программы – это:

а) Творческое побуждение.

b) Исследовательское напряжение.

c) Оппонентный круг.

d) Внутренняя мотивация деятеля науки.

Ключ к тестам

1b.2c.3d.4b.5a.6a.7d.8c.9c.10b.

11b.12a.13a.14 d.15с.16с.17d.18c.19d.20а.

21 c. 22 d. 23 d. 24 a. 25 b. 26 a. 27 b. 28 b. 29 a. 30 a.

31 a. 32 b. 33 a. 34 a. 35 e. 36 c. 37 e. 38 c. 39 b. 40 b.

41 c. 42 d. 43 d. 44 a. 45 d. 46 e. 47 b. 48 c. 49 c. 50 a.

51 c. 52 d. 53 c. 54 b. 55 b. 56 a. 57 b. 58 a. 59 a. 60 a.

61 c. 62 c. 63 b. 64 b. 65 b. 66 b. 67 a. 68 c. 69 b. 70 d.

71 b. 72 a. 73 b. 74 a. 75 a. 76 b. 77 d. 78 d. 79 b. 80 d.