3. Развитие науки. Наука и практика

№ 1 Наука как форма общественного сознания. Понятие методологии научного исследования.

Наука — система знаний о природе, обществе, мышлении и одновременно результат целенаправленной человеческой деятельности. Все конкретные науки делятся на две группы: науки о природе (естественные) и науки об обществе (общественные).

Цель естественных наук состоит в открытии законов природы и в использовании этих законов для развития производительных сил общества, поэтому естественные науки сами не носят классового характера. Их результаты могут быть использованы в различных общественно-экономических формациях, различными классами и социальными группами. Естествознание связано с идеологической борьбой лишь опосредствованно. Связующим звеном выступает философия. Связь философии и науки осуществляется при разработке метода исследования, и при истолковании открытых учеными фактов и законов. Предметом общественных наук служат различные стороны жизни общества и законы их развития. Главная особенность этих наук состоит в том, что они связаны с производственными отношениями, с классовым и социальным составом данного общества. Методология-учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности, методологии художественной деятельности и т. д.

№ 2 Знание, познание, его формы.

Познание-совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Чувственное познание — познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Формы чувственного познания: 1) ощущение — это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2) восприятие — чувственный образ целостной картины предмета; 3) представление — образ объекта познания, запечатленный в памяти. Рациональное познание — познание посредством мышления. Формы рационального познания:1)понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;2)суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;3)умозаключение — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему);дедуктивное (от общего к частному);по аналогии. Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. Формы знаний: 1) Научное — объективное, системно организованное и обоснованное знание; 2) Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами; 3) Донаучное — прототип, предпосылки научного знания; 4) Паранаучное — несовместимое с имеющимся научным знанием; 5) Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки; 6) Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

6 стр., 2683 слов

Понятие методологии психологии

... психология. Она имеет свою методологию, свои методы и пути познания. О методологии науки Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию ... -экономического образования Реферат по курсу «Методологические проблемы психологии» Тема «Понятие методологии психологии». Выполнила студентка группы 3пс-01/у Зотова Ирина Сергеевна ...

Начала развиваться в Древней Греции в VI в. до н.э. Была система абстрактных понятий, закладывались основы доказательного способа изложения материала; обособлялись отрасли знания: геометрия, механика, астрономия. В Западной Европе господствовала религия, поэтому родилась схоластика, получили развитие алхимия и астрология. Важным этапом развития науки стало Новое время XVI—XVII вв. Большую роль сыграли потребности зарождавшегося капитализма. Подорвано господство религиозного мышления, ведущим методом исследования стал эксперимент. Это заложило фундамент для установления связи науки с производством. Развитие производства требовало создания новых машин, внедрения химических процессов, законов механики. Научная революция прошла несколько этапов, ее становление заняло 1,5 столетия. Ее начало положено Н. Коперником и его последователями. Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяготения и разработал на его основе теорию движения небесных тел. В XIX в в науке происходили революционные перевороты во всех отраслях естествознания. В то же время к началу XIX в. накопленный наукой опыт в отдельных областях уже не укладывался в рамки механистического объяснения природы и общества.

11 стр., 5487 слов

Тема 5 «Категории, термины, понятия в структуре психолого-педагогического знания»

... исследования должен быть целостным, единым на разных уровнях терминологии — философском, общенаучном, конкретно-научном. Тема 5 «Система научных понятий и образовательная концепция» Парадигма Научно-педагогическое знание ... то на уровне отдельного педагогического исследования разные содержательные трактовки одного ... работу по конструированию логики педагогического исследования необходимо проделать в ...

Требовались новые научные знания, более глубокий синтез, объединяющий результаты отдельных наук. В этот период Дарвин создал эволюционное учение в биологии. Благодаря периодической системе элементов, открытой Менделеевым, была доказана внутренняя связь между всеми известными веществами. К XIX—XX вв. произошли изменения в основах научного мышления, механистическое мировоззрение исчерпало себя, что привело классическую науку Нового времени к кризису. Этому способствовали открытие электрона и радиоактивности. В результате разрешения кризиса произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки. Наука и практика — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность-целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии. Формы практики: 1) труд, преобразование природы, бытие людей; 2) социальное действие, изменение существующих социальных отношений «массовыми силами»; 3) научный эксперимент. Функции практики:1. источник познания 2. основа научного познания, его движущая сила. 3. цель научного познания. 4. решающий критерий истины. Наука представляет собой целостное развивающееся формообразование, которое имеет свое прошлое, настоящее и будущее.

№ 4 Логика педагогического исследования. Эмпирический и теоретический уровни.

Логика исследования- педагогическое исследование проявляется в правильной последовательности основных этапов и конкретных шагов, которые должны привести к истинным результатам. Логика научного исследования зависит от предмета его изучения, поставленных задач, условий в которых проводится исследование. Существуют общие элементы, характерные для любого научного исследования. Выделяют 2 уровня: Эмпирический с него начинается изучение любого неизученного ранее объекта. Предполагает обучение и первичную обработку исходного практического материала. Действия исследователей:1)Фиксация явлений; 2) Их описание; 3) Критическая оценка, проверка каждого факта, очищение его от случайных, несущественных деталей; 4) Отбор типичных фактов, повторяющихся и отражающих основные тенденции развития изучаемого явления; 5) Описание каждого факта научным языком, приведение их в систему. Методы: наблюдение, эксперемент. Опросные: беседа, анкета, тест, социометрия, анализ по документации, анализ продуктов деятельности. Минусы: нельзя проникнуть в глубинную сущность явления, скрыть за внешним внутреннее, установить первичную связь. Теоретический- раскрытие внутренней структуры объектов, источники и происхождение механизмов развития и функционирования. Компоненты: когнитивный, эмоциональный. Цель уровня не в том, чтобы установить первичные факты, но объяснить почему они существуют. Знания-научные истины проверяемые доказательством. Объект-идеальная модель, которая замещает реальный объект. Этапы:проблема-гипотеза-доказательство -вывод. Предполагается формирование теории, либо отдельных ее компонентов. Методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, мысленный эксперимент, идеализация и абстрагирование, формализация.

6 стр., 2664 слов

Понятие личности. Аспекты научного изучения личности

... , Л. и Д. Зиглер выделяют следующие аспекты ее научного изучения: • структура личности - это стабильные характеристики, которые, ... : - обратится к понятию «личность»; выделить аспекты научного исследования; - рассмотреть структуру личности в рамках психоанализа и теории ... собой. Факторный анализ, таким образом, является статистическим методом, позволяющим определить, какие действия связаны между собой, ...

№ 5 Организация педагогического исследования, его этапы.

Педагогическое исследование — это сложный сознательный и целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса с использованием определенного научного аппарата, позволяющего сделать поиск более успешным. Педагогические исследования складываются, как правило, из ряда этапов.

I этап. Определение проблемы и постановка цели исследования. Изучение истории и теории вопроса в соответствии с целью и изучение педагогического опыта позволяют построить гипотезу и определить задачи исследования.

II этап. Проверка гипотезы осуществляется через констатирующие, формирующие и контрольные ступени исследования.

III этап. Теоретические выводы на основе обработки и осмысления полученных фактов и новых знаний.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... тестирования. Эксперимент — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным ... • комплексный — как исследование одного объекта представителями разных наук. 2. К эмпирическим: • обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); • эксперимент (лабораторный, полевой, естественный ...

IV этап. Оформление результатов научного исследования.

V этап. Внедрение результатов исследования в практику.

№ 6 Основные методологические параметры научного исследования

Научное исследование — процесс или результат научной работы. Состоит в изучении работ предшественников, постановке научной задачи, выборе методов исследования, получении новой информации и ее интерпретации. Завершенное НИ может быть опубликовано в научных журналах, а незавершенное — только в виде доклада, либо изложено только в лабораторном журнале. Метод исследования — способ изучения объективно-существующих явлений, получение научной информации с целью установления закономерных связей и построения научных теорий. Методология — учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Принципы: 1) Использовать разнообразные, взаимодополняющие методы исследования, неоднократно проверять полученные результаты; 2) Соответствие использования метода существу изучаемого явления; 3) Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам педагогического процесса.

№ 7 Методика научного исследования.

Методика-совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов, т.о. методика-как бы модель исследования, развернутая во времени. В ней должно быт отражено: 1) какое явление изучается; 2) По каким показателям; 3) Какие критерии оценки применяются; 4) Какие методы исследования используются; 5) Порядок применения тех или иных методов.

№ 8 Основные требования к оформлению результатов научного исследования

Результаты исследования должны быть оформлены соответствующим образом. Оформление результатов- неотъемлемая часть любого научного исследования, является очень трудоемким и ответственным этапом. Основная задача на данном этапе — вычленение и формулирование основной идеи, выводов, рекомендации, доступно, достаточно полно и точно. Правила оформления: название и содержание глав, а также параграфов, все должно соответствовать теме исследования, и не выходить за ее рамки. При этом название параграфов раскрывает главу, а название глав — темы в целом. По результатам исследования пишутся также учебники и учебные пособия.

12 стр., 5706 слов

Прикладной характер метода эксперимента в социологии

... использования метода эксперимента в политических и социологических исследованиях В современной политологии социологические методы получили большое распространение. Особое значение приобрел и метод эксперимента. В политических исследованиях метод эксперимента ... Изд-во МГУ. - 1982; 16. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика.-1977. 17. Клеев С.А. Обработка результатов ...

№ 9 Методы пед.исследования. Классификация методов исследования.

Методы пед. исследования — это сами способы изучения пед. явлений, получения науч. информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Их можно разделить на 3 группы: методы изучения пед. опыта, методы теоретич. исследования и математические методы. Методы изучения пед. опыта-это способы исследования реально складывающегося опыта организации образ.проц. При изучения пед. опыта применяются такие методы как наблюдение (включенное и невключенное), методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, пед.документации. К методам теоретич. исследования относится эксперимент. Это спец. организованная проверка того или иного метода работы для выявления его пед.эффективности.Выделяют 4 этапа: теоретический, методический, собственно-эксперимент, аналитический. Различают:естествнный и лабораторный.Теорет.анализ-это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, св-в пед.явлений. Индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные методы-это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Математические методы- применяют для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Для проведения подсчеов имеются соответствующие формулы. Наиболее распростр. явл-ся: регистрация (выявление определенного качества у данного класса и подсчет кол-ва по наличию или отсутствию данного кач-ва), ранжирование (расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом ряду изучаемых объектов), шкалирование (присвоение баллов или др. цифровых показателей исследуемым хар-кам).

№ 10. Общая характеристика методов эмпирического исследования. Исследовательские возможности разных методов.

5 стр., 2148 слов

Эксперимент как метод исследования. Психологический эксперимент

... 1. ЭКСПЕРИМЕНТ. ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА. Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным ... взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках ...

Используются методы: наблюдение (описательный метод, организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях) и эксперимент (в специальных условиях для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого) — ключевые. Опросные: беседа (вербально-коммуникативный метод, ведение тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений);анкетирование (вербально-коммуникативный метод, где в качестве средства для сбора сведений используется специально оформленный список вопросов — анкета); тестирование (эксперементальный метод, применяется в эмпирических социологических исследованиях, метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний); социометрия (диагностика межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования); анализ по документации (сбор данных посредством анализа документов для их последующей интерпретации и оценки программы); анализ продуктов деятельности детей (получение информации о внутреннем мире ребенка на основе исследования результатов ее деятельности и творчества).

11) Общая хар-ка методов теоретического исслед

Перейдем теперь к анализу теоретического уровня познания. Можно выделить два подуровня. Первый из них образует частные теоретические модели и законы, которые выступают в качестве теорий, относящихся к достаточно ограниченной области явлений. Второй — составляют развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий, выводимых из фундаментальных законов теории. Примерами знаний первого подуровня могут служить теоретические модели и законы, характеризующие отдельные виды механического движения. Двум выделенным подуровням теоретического знания можно говорить о теоретических схемах в составе фундаментальной теории и в составе частных теорий. Функционирование теорий предполагает их применение к объяснению и предсказанию опытных фактов. Чтобы применить к опыту фундаментальные законы развитой теории, из них нужно получить следствия, сопоставимые с результатами опыта. Вывод таких следствий характеризуется как развертывание теории.

12)Наблюдение и его виды. Исследов. Возможности метода наблюдение.

Наблюдение — это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Для наблюдения как способа сбора данных характерна существенная особенность: теоретические представления исследователя включены не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в само описание наблюдаемого. Классификация видов наблюдения. 1. Наблюдение и цели исследования. В зависимости от содержания целей исследования подразделяют наблюдение свободное, если минимальны ограничения относительно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя. 2.Наблюдение и виды отчета наблюдателя. Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. 3. Наблюдение в отношении к проверке гипотез. Наблюдение как метод сбора данных применимо на предварительных этапах исследования, когда нет разработанных гипотез о причинно-следственных связях. 4. Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя. С этой точки зрения можно выделить невключенное (внешнее) наблюдение как наблюдение «со стороны», когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого «объекта». Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым. Включенным наблюдением называется такой его вид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. 5. Виды наблюдения в зависимости от его организации. В зависимости от ситуации наблюдения можно выделить наблюдение: полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях. Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого «субъекта», и его требованием является отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. 6. Хронологическая организация наблюдения. Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Рассмотренная классификация наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения.

13)Эксперимент и его виды. Хар-ка экперемент. Процедуры и требования к ней

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Выделяют главным образом три вида экспериментов: Лабораторный эксперимент, Полевой, или естественный эксперимент

Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент. Введение этого вида в данную классификацию нарушает правила построения классификации. Во-первых каждый объект (в данном случае исследование) можно отнести только к одному виду. Однако формирующий эксперимент может быть и лабораторным и естественным.

15) Опрос как метод получения социологической и психологической информации

Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей — с другой. Различные сведенья можно получить с помощью анкетирования, беседы интервью.

16) Специфика проведения стандартизированной и нестандартизированной беседы.

стандартизированная беседа — стойкие программа, стратегия и тактика, так же есть частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная. Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы.

Не стандартизированная беседа или по другому свободная — программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная. Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного данного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту и умению творчески пользоваться беседой.

В целом процедура проведения беседы предполагает возможность включения в нее разнообразных модификаций — тактических приемов, позволяющих особенно обогатить ее содержание. Так, в беседах с детьми хорошо оправдывают себя куклы, различные игрушки, бумага и карандаш, драматические сценки. Аналогичные приемы возможны и в беседах со взрослыми людьми у необходимо только, чтобы они органично входили в систему разговора. Предъявление конкретного материала (например, шкалы) или обсуждение содержания только что выполненного испытуемым рисунка становится не только «зацепкой» для дальнейшего хода беседы, развертывая его программы, но и позволяет получить дополнительные косвенные данные об испытуемом.

17) Анкетирование. Правила и приемы составления анкет

Первое, что нужно сделать, берясь за составление анкеты — это определить ее цели. Без этого шага, вся последующая работа теряет смысл. От целей анкеты напрямую зависит содержание анкеты: вопросы, варианты ответов, вступление, заключение. Чаще всего основной целью анкетирования является выявление потребностей клиентов.

Правила составления анкет: Первый принцип: Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты — ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению. Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования. Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем — вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Четвертый принцип: — смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 — 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно — и по другим аспектам тематики опроса. Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова: Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие «организационные» моменты. Вступительные вопросы. (контактные вопросы).

Основные вопросы. Заключительные вопросы (см. выше: Чем закончить анкету?).

«Паспортичка». (Сведения о демографических данных опрашиваемого).

Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

18) Пед. Тестирование. Виды тестов. Требования к процедуре тестирования

Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Педагогический тест — это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Тесты можно разделить на две категории — адаптивные и традиционные тесты. Адаптивный тест — Все кандидаты начинают с вопроса легкого или среднего по сложности. Ответивший правильно получает следующий вопрос, более сложный; если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний кандидата. Традиционный тест- Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Виды тестовых заданий: 1. Задания с выбором ответов (закрытые задание).

А) Задания с выбором одного правильного ответа. Б) Задания с выбором одного неправильного ответа. 2. Задания на установление соответствия. 3. Задания с выбором нескольких правильных ответов. 4. Задания с открытым ответом.

Существуют два основных вида тестов: традиционные и нетрадиционные.

Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность теста означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему измеряемому фактору. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества измерения. Структуру теста образует способ связи заданий между собой. В основном, это так называемая факторная структура, в которой каждое задание связано с другими через общее содержание и общую вариацию тестовых результатов.

Традиционный тест представляет собой единство, по меньшей мере, трех систем:

— содержательной системы знаний, описываемой языком проверяемой учебной дисциплины;

— формальной системы заданий возрастающей трудности;

— статистических характеристик заданий и результатов испытуемых.

Традиционный педагогический тест нужно рассматривать в двух существенных смыслах: — как метод педагогического измерения и как результат применения теста. Удивительно, что тексты на русском языке тяготеют к смыслу метода, в то время как в большинстве работ западных авторов понятие тест чаще рассматривается в смысле результатов. Между тем, оба эти смысла характеризуют тест с разных сторон, потому что тест надо понимать одновременно и как метод, и как результат педагогического измерения. Одно дополняет другое. Тест, как метод, не мыслится без результатов, подтверждающих качество его самого и качество оценок измерения испытуемых различного уровня подготовленности.

19) Социометрические методики. Обработка результатов исследования

Социометрические методики используются социологами для выявления: неофициальных лидеров малых групп, т. е. таких их членов, которые оказывают наибольшее воздействие на других; «изгоев» коллектива, т. е. людей отвергаемых большинством группы; кандидатов, заслуживающих рекомендации к выдвижению на должности официальных руководителей коллективов; характера социально-психологического климата коллектива и тенденций его трансформирования; дифференциации первичных (т.е. официально не разделяющихся на более мелкие составляющие) коллективов на реально сложившиеся в нем социально-психологические группировки; причин и движущих сил внутриколлективных конфликтов (межличностных, личностно-групповых и межгрупповых); многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность первичных трудовых коллективов и иных малых социальных групп. Социометрические методики включают в себя специальные техники опроса, обработки и интерпретации данных. Любое социометрическое исследование начинается с получения предварительной информации об обследуемом объекте путем изучения имеющейся документации о нем, в т. ч. списка членов группы, оценок данной группы и ее членов экспертами, наблюдения за условиями жизнедеятельности коллектива и поведением его членов. На этом этапе исследователь обязан завоевать доверие группы, пробудить интерес ее членов к исследованию, их желание дать искренние ответы на вопросы социометрической анкеты, определить такое время (и место) для проведения социометрического опроса, которое обеспечит участие в нем всех членов группы. Социометрические опросы не могут быть в полной мере анонимными — по фамилиям, фигурирующим в ответах, исследователь определяет, кто эти ответы дал. Это обстоятельство может привести к снижению меры искренности ответов. Чтобы уменьшить эту опасность, применяются специальные процедуры. При инструктировании респондентов исследователь тщательно разъясняет научный характер опроса, гарантирует сохранение тайны ответов каждого. После инструктажа на время уходит из того помещения, где опрашиваемые заполняют вопросник. Получив заполненную анкету, социолог сразу прячет ее, дабы исключить возможность ознакомления с ней как членов коллектива, их руководителей, так и посторонних лиц. Социометрическая карточка. Для сбора информации при социометрическом опросе часто применяются социометрические карточки, которые даются для заполнения членам группы. Пространство социометрической карточки занято вопросами к респондентам (здесь же оставлено место для их ответов).

Обращение в письменной форме помещается на самой карте, но оно может быть произнесено и в устной форме.

20) Количественная и качественная инф-я об объекте пед. Исследования. Качественная и количественная информация

Основную проблему при сборе информации в психолого-педагогическом исследовании составляет количественная оценка качеств изучаемых объектов и процессов. Психолого-педагогическая наука пока еще в основном остается описательной, эмпирической, поэтому основным видом информации в педагогическом эксперименте является качественная, содержательная. Качеством какого-либо объекта (процесса) считаются его существенные, устойчивые свойства, благодаря которым он этим объектом и является. Таким образом, качественная информация об объекте выражает его сущность и содержание и совершенно необходима для его характеристики. Качественными характеристиками (параметрами) описываются в педагогике все процессы и результаты обучения и воспитания, все виды деятельности, взаимоотношений участников педагогического процесса, все достижения в развитии личностей и коллективов. Основные закономерности и принципы педагогики имею качественную форму. Количественная характеристика окружающего мира представляет более высокий уровень его познаний. Количество — это объективная определенность объекта познания, в силу которой его можно разделить на однородные части. Количественные характеристики позволяют гораздо глубже, чем описательно-логические проанализировать процессы, выявить наличие и оценить величину связи различных качеств, обнаружить закономерности. Количество и качество тесно связаны: они диалектически взаимодополняют и превращаются друг в друга (закон перехода количества в качество).

В любой качественной информации всегда содержится та или иная степень количественной.

21) Количественные методы в пед. Исследов-ии. Номинальная, порядковая шкалы

Количество — это объективная определенность объекта познания, в силу которой его можно разделить на однородные части. Количественные характеристики позволяют гораздо глубже, чем описательно-логические проанализировать процессы, выявить наличие и оценить величину связи различных качеств, обнаружить закономерности.

Шкала — это средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочивания их в определенную числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочивания каждому элементу выборки ставится в соответствие определенный балл (шкальный индекс), устанавливающий положение наблюдаемого результата на шкале.

Номинальная шкала (шкала наименований), которую правильнее было бы считать классификацией, а не измерением, делит все объекты на группы по какому-либо признаку (различию).

Этим признакам присваиваются определенные числа (код), что создает удобства при дальнейшей обработке экспериментальных данных. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет.

Шкала порядка (порядковая, ранговая, ординальная) предназначена для измерения степени различия какого-либо признака или свойства у разных объектов. Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки ЗУН учащихся. Имеется несколько разновидностей порядкового шкалирования (измерения):

· ранжирование (в ряд),

· группировка (ранжирование по группам),

· парное сравнение,

· метод рейтинга,

· метод полярных профилей.

Ранжирование — Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Группировка- всей совокупности объектов наблюдения в несколько рангов, достаточно ясно отличающихся друг от друга по степени измеряемого признака. Парное сравнение -Учащиеся сопоставляются друг с. другом (каждый с каждым) по какому-либо качеству. Рейтинг — В этом приеме оценка объекта производится путем усреднения оценочных суждений группой компетентных экспертов. Метод полярных профилей — Этот прием предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точными которой являются противоположные значения признака

22) Количественные методы в пед. Исследов-ии. Интервальная и шкала отношения

Количество — это объективная определенность объекта познания, в силу которой его можно разделить на однородные части. Количественные характеристики позволяют гораздо глубже, чем описательно-логические проанализировать процессы, выявить наличие и оценить величину связи различных качеств, обнаружить закономерности.

Интервальная шкала (интервальное намерение) — это такое присвоение чисел объектам, когда определено расстояние между объектами и предусмотрена общая для всех объектов постоянная единица измерения. Иначе говоря, в интервальной шкале вводится единица и масштаб измерения. Нулевая точка шкалы выбирается произвольно.

Интервальная шкала — количественная. В ней возможны все арифметические действия над числами, кроме операции деления. Таким образом, в интервальной шкале нельзя определить во сколько раз один объект больше или меньше другого. Например, если ученик ответил правильно на 10 заданий, то это не означает, что он знает вдвое больше ученика, ответившего на 5 заданий теста.

Шкала отношений отличается от интервальной только тем, что ее нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Сюда относятся и все количественные данные, получаемые пересчетом объектов какого-либо множества

23) Методы теоретического исследования: Анализ и синтез

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления, повысить надежность полученных эмпирическим путем результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами и т. д. Связаны теоретические методы исследования прежде всего с изучением литературы. Анализ — это разложение исследуемого целого объекта или явления на части, выделение отдельных признаков и качеств. Процедуры анализа входят во всякое научное исследование и, как правило, образуют его первую фазу, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, свойств и признаков. Синтез — смысловое соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, в систему. Эмпирические данные, получаемые в исследовании, синтезируются при их теоретическом обобщении.

Воп№ 24 Индукция и дедукция

Индукция — это формальнологическое умозаключение, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного к общему. Индукция широко применяется в научном познании. Обнаруживая сходные признаки, свойства у многих объектов определенного класса, исследователь делает вывод о присущности этих признаков, свойств всем объектам данного класса. Наряду с другими методами познания, индуктивный метод сыграл важную роль в открытии некоторых законов природы (всемирного тяготения, атмосферного давления, теплового расширения тел и Др.).

Дедукция — получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному. Получение новых знаний посредством дедукции существует во всех естественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Оперируя математическими абстракциями и строя свои рассуждения на весьма общих положениях, математики вынуждены чаще всего пользоваться дедукцией.

Воп № 25 Моделирование и абстрагирование

Абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих).

В результате этого процесса получаются различного рода «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории («белизна», «развитие», «противоречие», «мышление» и др.), так и их системы. Наиболее развитыми из них являются математика, логика, диалектика, философия. Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными — главный вопрос абстрагирования. Этот вопрос в каждом конкретном случае решается прежде всего в зависимости от природы изучаемого предмета, а также от конкретных задач исследования. Моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте — модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) — оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) — в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений естественного и искусственного (символы) языка и т. п

Воп № 26 Идеализация и формализация

Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.).

Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализированный объект в конечном счете выступает как отражение реальных предметов и процессов. Образовав с помощью идеализации о такого рода объектах теоретические конструкты, можно в дальнейшем оперировать с ними в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащие для более глубокого их понимания. Формализация, представление какой-либо содержательной области (рассуждений, доказательств, процедур классификации, поиска информации научных теорий) в виде формальной системы, или исчисления. Ф. позволяет систематизировать, уточнить и методологически прояснить содержание теории, выяснить характер взаимосвязи между собой различных её положений, выявить и сформулировать ещё не решенные проблемы. Ф. как познавательный приём — в частности Ф. в узком «математическом» смысле — носит относительный характер: одна и та же теория может быть одновременно и средством Ф. (некоторой другой теории и области явлений), и предметом Ф. (в более «формальной» теории).

28) Оформление результатов научного труда. Требование к написанию исследовательских работ разного уровня Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубо­кое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, чтобы не оставаться на поверхности явлении,

Аспектная определенность предполагает рассмотрение пробле­мы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе. В одном исследовании может быть, а чаще и должно быть не­сколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глубину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать аспекты, перескакивать с одного на другой. В каждом кон­кретном отрывке (контексте) должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегрироваться. Определенность и однозначность употребляемых понятий и тер­минов. Данное требование не является абсолютным, так как в пе­дагогике многозначность терминологии пока не преодолена, а в каких-то случаях она даже неизбежна. Полисемия (многозначность) имеет для научного изложения как положительные (увели­чиваются выразительные возможности языка), так и отрицатель­ные последствия (неопределенность и многозначность терминов).

Однако следует все же стремиться к определенности каждого по­нятия и к однозначности обозначающего это понятие термина. Четкое выделение нового, найденного в исследовательском по­иске и авторской позиции. Есть два способа выделения авторского начала, авторской по­зиции, собственных подходов и положений. Либо добросовестно дать ссылки на источники (отсутствие ссылок свидетельствует о том, что приводимые факты, данные, оценки принадлежат авто­ру), либо указать источники суммарно, в общем списке (но тогда всякий раз выделяются авторские мысли: «как нам представляет­ся», «как удалось установить» и т. п.).

Мера в сочетании однозначности и вариативности во многом определяется сочетанием ведущих концептуальных положений, на которых исследователь настаивает, которые в его представлениях однозначно. Поставленных целей далеко не всегда удается достигнуть пу­тем последовательного описания, воспроизводящего весь ход ис­следования. Когда исследователь начинает писать научную работу он уже знает результат, и этот результат так или иначе определяет способ изложения. При изложении результатов научного исследования можно начинать его с теоретических исходных положений (постулатов, ис­ходных единиц и т. д.).

Тогда изложение будет нацелено не на изложение хода исследования, а, прежде всего, на воспроизведе­ние истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов.

Содержание: Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов. Теоретическое обоснование включает анализ литературы и дру­гих источников по интересующей проблеме, изложение теорети­ческих концепций (философских, социологических, педагогичес­ких, психологических, медицинских), составляющих теоретичес­кий базис исследования, анализ существующей практики, а так­же историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение).

В этой же части излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска. Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение. Заключение содержит выводы, в нем формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в тео­рию, практические советы и рекомендации, указываются веду­щие направления дальнейшей разработки проблемы. Библиография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носите­лях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо с подразделением на виды источников. Наименования и полные выходные данные всех упоминаемых источников приводятся по последним изданиям (исключения де­лаются для первоисточников, которые полезно приводить по пер­вому изданию; для других случаев исключения должны быть осо­бо обоснованы) и в соответствии с ГОСТом. Наиболее простой способ обеспечить выполнение требований — посмотреть, как оформлена библиография в последних научных изданиях.

При составлении плана изложения важно учесть следующее. Название глав (разделов) должно соответствовать названию темы и не выходить за ее рамки. В то же время содержание глав (разде­лов) должно исчерпывать тему. Те же самые требования относятся к названию и содержанию параграфов внутри каждой главы (если речь идет о книге, диссертации, развернутом отчете).

Иногда текст каждого раздела снабжается подзаголовками, Очень важно не допускать серьезных отступлений от главной линии изложения и не уходить от предмета исследования. Воз­можные отвлечения должны быть кратковременными и возвра­щать читателя к сквозной линии изложения. По этой же причине многие справочные и информационные материалы лучше указать в приложении.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector