Психология как наука 7

Содержание

Введение

1. Предмет психологии как науки и ее основные категории

1.1 Психология как наука

1.2 Объект и предмет психологии

1.3 Основные категории психологии как науки

2. Психология, ее основные отрасли и место в системе наук

2.1 Место психологии в современном научном знании

2.2 Общая психология

2.3 Отраслевая психология

3. Тестовое задание

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Психология берёт свое начало в глубине тысячелетий. Термин «психология» — ( от греч. psyche— душа, и logos-наука) означает «учение о душе». Она возникла еще в древности, на рубеж.е VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Изучение психологии не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того что бы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология очень тесно связана со многими другими науками: точными, естественными, медицинскими, философскими и т.д. Она представляет собой весьма разветвленную систему наук, которая включает как фундаментальные отрасли психологии, объединяемые термином «общая психология», которая собственно и изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека. Она также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия, так и специальные психологические науки.

22 стр., 10800 слов

1)Психологическая наука. Специфика науч.Психологического знания

... Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Психология - наука о психике. Психика – (как объект психологии) ... Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований. Задачи психологии Главной задачей психологии является познание психического путем раскрытия тех предметных ...

1. Предмет психологии как науки и ее основные категории

1.1 Психология как наука

Психология, как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

1.2 Объект и предмет психологии

Для начала стоит ввести определения «предмет» и «объект».

Объект-часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека.

Предмет — часть объекта интересующего исследователя.

Объектом психологии является психика.

В психологии, как науке сложилось два подхода к пониманию психики.

· Идеалистический, в нем психика рассматривается, как первичная реальность, существующая независимо от материального мира.

· Материалистический, в нем говорится, что психика это свойство головного мозга обеспечивать способность отражать предметы и явления окружающего мира.

Предмет психологии многогранен, так как включает в себя множество процессов, явлений, закономерностей.

Под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками.

5 стр., 2121 слов

Понимание в психологии. Предмет психологии понимания

... подробно в структуре последующих лекций. Понимание в психологии. Предмет психологии понимания Рассмотрим роль знаний в анализе проблемы ... предмет. Методология. Предмет и основные положения психологии понимания.   Введение в предмет. Характеристика предмета понимания Цели и задачи изучения дисциплины. Понимание – это раскрытие смысловой стороны воспринимаемой предметной реальности, явлений, ...

Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

1.3 Основные категории психологии как науки

Основными категориями психологии являются:

1. Психика — субъективный образ объективного мира, форм в процессе познания деятельности и общения.

В психике выделяют такие явления как (Рис 1):

Рис. 1 Виды психических явлений.

v Психические процессы -это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее «атомы».

1) Познавательные:

Ш Ощущение (психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств)

Ш Восприятие (психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.)

Ш Мышление (способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают.)

Ш Представление (процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.)

Ш Воображение (это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.)

2) Интегративные:

Ш Речь (это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.)

Ш Память (способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию.)

3) Эмоциональные:

Ш Эмоции (быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление.)

4) Регулятивные

Ш Воля (способность сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи, отвлечения.)

Ш Внимание (сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект.)

v Психические состояния

Ш Настроение (достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.)

Ш Фрустрация (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.)

Ш Аффект (эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.)

Ш Стресс (состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.)

v Психические свойства

Ш Темперамент (устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.)

Ш Характер (это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих.)

5 стр., 2482 слов

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения

... Этот процесс в межличностной перцепции осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому. Следовательно, при взаимодействии людей в совместной деятельности ... и др.). Таким образом, при взаимодействии в совместной деятельности важно взаимопонимание, т. е. восприятие человека человеком и изучение особенностей межличностной перцепции. Впечатление, которое возникает ...

Ш Направленность (установки, ставшие свойствами личности.)

Ш Способности (это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.)

2. Сознание — высший этап развития психики, результат всестороннего развития человека в процессе общения и труда.

3. Бессознательная — форма отражающая действительность при которой человек не осознает ее источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями (сновидения).

4. Поведение — внешнее проявление психической деятельности человека, его поступки и действия.

5. Деятельность — система целей, задач, действий и операций направленных на реализацию потребностей и интересов человека.

2. Психология, ее основные отрасли и место в системе наук

2.1 Место психологии в современном научном знании

Науки связанные с психологией:

Ш Философия является мировоззренческой и методологической основой психологии

Ш Естественные науки (биология, физика) помогают изучать физиологические процессы протекающие в нервной системе и мозге и раскрыть процессы, механизмы и функции психики.

Ш Медицинские науки позволяют понять патологии психического развития и найти пути их решения (психотеропия).

Ш Исторические науки, показывают, как развивалась психика на различных этапах эволюции общества.

Ш Социология, помогает решить задачи социальной психологии.

Ш Педагогические науки, помогают в обучении, воспитании, формировании личности.

Ш Точные науки (математические),дают количественные методы сбора и обработки данных.

Ш Технические науки, помогают в разработке технических средств исследования развития и коррекции психики.

Ш Кибернетика, помогает изучить процессы психической саморегуляции.

2.2 Общая психология

Общая психология — это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.

Методы изучения общей психологии.

v Наблюдение — это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма — житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное, выборочное, сплошное и специальное.

4 стр., 1656 слов

Основные стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву

... движения нападения по отношению к камертону. Отражение животных, стоящих на этой стадии развития психики, подчиняетсязакону разнородной суммации, который, как было показано выше, установил на основании ... минимум двух сенсорных систем. Например, возникновение зрительного образа восприятия у взрослого человека связано с интеграцией информации, поступающей от зрительной сенсорной системы, и сигналов ...

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

Ш Постановка целей и задач;

Ш Определение ситуации, предмета и объекта;

Ш Определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;

Ш Определение способа ведения данных;

Ш Обработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным- в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов — беседы и эксперимента.

v Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни, интервью, опросники и разные виды анкет.

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека. Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

v Эксперимент — это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией.

v Ещё один метод — тесты. Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам, выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.

Предмет общей психологии — это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.

Объект общей психологии — это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

Итак, предметом традиционной психологии является психика. Психика как особый «функциональный орган» присуща и человеку, и животным. Следовательно, психология не может пониматься только как наука о человеке. Исследуя свой предмет, получая факты, формулирую ...

Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления.

2.3 Отраслевая психология

Отраслевая психология — отдельные разделы психологии, возникшие в процессе решения конкретных практических и теоретических задач.

Отрасли психологии можно разделять по:

v Принципу развития

Ш Возрастная

Ш Сравнительная

Ш Педагогическая

Ш Специальная (патопсихологическая)

v Отношению к личности и обществу

Ш Социальная психология

Ш Психология личности

v Видам деятельности

Ш Психика труда

Ш Психика общения

Ш Психология спорта

Ш Медицинская психология

Ш Военная психология

Ш Юридическая психология и т.д.

Примеры некоторых отраслей психологии

Педагогическая психология изучает психику человека в процессе его обучения и воспитания, устанавливает и использует закономерности психики по мере овладения знаниями, умениями и навыками. Эта наука изучает психологические проблемы, управления учебно-воспитательным процессом. Кроме того, основными проблемами педагогической психологии является изучение факторов, влияющих на успеваемость учащихся, особенности взаимодействия и общения педагога и ученика. Педагогическая психология делится на психологию обучения, которая исследует закономерности усвоения знаний, умений и навыков, и психологию воспитания, которая изучает закономерности активного, целенаправленного формирования личности. психология наблюдение беседа тест

Возрастная психология тесно связана с педагогической, изучает особенности психики человека на разных этапах ее развития — с момента рождения и до самой смерти. Она делится на детскую психологию, психологию юности, психологию зрелого возраста, геронт психологии т.д. Центральными проблемами возрастной психологии является создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условий звеньями психического развития ребенка, а также организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом объединения их в социальные группы. Оказывает психологические закономерности взаимоотношений личности и коллектива, определяет психологическую совместимость людей в группе; изучает такие явления, как лидерство, сплоченность, процесс принятия групповых решений, проблемы социального становления личности, ее же оценки, устойчивости, внушаемости; эффективность воздействия средств массовой информации на личность, особенности распространения слухов, моды, вредных привычек и обрядов.

8 стр., 3985 слов

Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»

... биологическое развитие животных и человека; C) высшая ступень совершенствования личности; D) высшая форма(ступень) развития психики, свойственная только человеку; E)высокоорганизованный психический процесс духовного развития человека. 4. ... умений и навыков. Какой из нижеперечисленных законов восприятия в психологии не существует? A) закон изменчивости чувствительности анализаторов; B) ...

Психология личности — отрасль психологии, изучающая психические свойства человека как целостного образования, как определенной системы психических качеств, имеет соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, характеризуется индивидуальностью и взаимосвязанная с окружающей природной и социальной средой.

3. Тестовое задание

Предметом психологии является:

а) наука о поведении;

б) наука о душе;

в) научное исследование поведения и психических процессов в целях применения полученных знаний на практике;

г) наука о сознании;

д) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека.

Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.

Ответ: Д, т. к.

Психология, как наука очень многогранна и затрагивает очень многие аспекты изучения (душу, поведение, сознание, психику и т.д.).

Определение предмет психологии говорит, что под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления. Ссылаясь на цитаты П. В. Добросельского : «Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животного»; «Психология — это наука о закономерностях функционирования и развития психики, основанная на представленности самонаблюдений особых переживаний не относимых к внешнему миру», можно предположить, что выбранный мною ответ является верным.

Заключение

Наука психология многогранна, она тесно связана и переплетается со многими другими науками, охватывает разные сферы изучаемой деятельности.

Психология изучает и человеческую психику, и характер, и наследственность, и человеческую деятельность, отношения в обществе, отношение человека к самому себе, особенности познания и сознания, способы восприятия и понимания.

В связи со всем этим многообразием предметов психологии, и ее связей с другими науками появились бесплодные по своему существу вопросы о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ее методологией — биология или философия.

Анализ исторического пути развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность, как науки, заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и, как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время, как гуманитарная наука. В ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы — у философии.

психология наблюдение беседа тест

Список литературы

Учебные пособия:

Островский Э.В. Основы психологии. — М.: ИНФРА-М : Вузовский учебник, 2012.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2012.

Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ В.Г.Крысько- М.:Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013.-251с.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... разработали чрезвычайно важную концепцию о социаль­ном опосредовании психики человека. На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. боль­шую роль в превращении ее в ... деятельности людей и общества. Объект и предмет психологии Психология как наука исследует поведение и психические процессы, проходящие в сознании человека. Предмет психологии как науки на разных этапах ее развития ...

Интернет ресурсы:

http://4brain.ru/psy/obshhaja-psihologija.php

«Психологос» Энциклопедия практической психологии»

http://www.psychologos.ru/articles/view/voobrazhenie

Размещено на