Практическое занятие 3 2

РЕФЛЕКСИЯ И ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Задание: Составьте краткий конспект темы. На основе представленного материала составьте вопросы для теста «Рефлексия» с вариантами ответов. По вашим вопросам будет составлен тест, который мы все будем решать.

Что такое «рефлексия»?

Слово «рефлексия» происходит от позднелатинского «те/Уех/о» что буквально означает «обращение назад», «отражение». В разговорном языке оно употреблялось в значении «гнуть, сгибать, нагибать обратно, в обратном направлении». В самом общем смысле рефлексия понимается как процесс самопознания субъектом своего внутреннего мира, психических актов и состояний.

Историческое понимание феномена рефлексии

Понятие рефлексии в науку ввел великий французский ученый Рене Декарт (1596-1650), рассматривающий сознание, прежде всего, как мышление. Его слова: «Быть сознающим — значит мыслить и рефлексировать над собственным мышлением».

В XVII веке английский философ Джон Локк (1632-1704) впервые употребил понятие «рефлексия» в современном смысле, трактуя ее как сознание сознания. Он разделяет ощущения и рефлексию. Рефлексия, как источник особого знания, направлена на внутренние действия сознания, тогда как ощущения имеют своим предметом внешние вещи.

Иммануил Кант (1724-1804) рассматривал рефлексию не в понимании индивидуального, а в понимании коллективного, подразумевая, что она «реализует» себя в группе субъектов. Сделал несколько выводов:

рефлексия представляет собой психический акт;

рефлексию можно рассматривать как концентрацию сознания на самом себе, а также как средство и форму познания.

Рефлексия как форма познания включает три уровня:

— рефлексия над предметным, опытным знанием, формирование представления о чувственном предмете (здесь предметом рефлексии выступают психические акты или психические состояния, сопровождающие деятельность или возникающие в результате ее);

— рефлексия над способами формирования представлений (здесь предмет рефлексии — представления о предметах, выражение их в виде символов, схем, слов и т. п.);

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы ...

... и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели наших лечебных ... принять участие в международной конференции «Восстановление… В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели… А.Н. Коновалов Президент ...

— высший уровень рефлексии (здесь предмет рефлексии — сам процесс рефлексии).

Георг Гегель (1770-1831) строго разграничивал рефлексию на субъективную, связанную с самосознанием, и объективную или ту, которая связана с практической деятельностью. Рефлексию описывал как способность человеческого сознания стать предметом осмысления.

В начале XX века А. Буземан впервые ввел понятие «рефлексивная психология» и определил ее в качестве самостоятельной дисциплины.

Методологический аспект рефлексии

Рефлексия становится объектом исследования деятельности после выделения И. Кантом активно-деятельного характера рефлексивных процессов. Этот подход находит свое развитие в общей теории деятельности, разрабатываемой в московском методологическом кружке во главе с Г.П. Щедровицким. Эта теория выстраивает единый идеальный объект, в котором «встроены» в единую систему связей и зависимостей очень разнообразные явления: знания, операции, вещи, цели, машины, мотивы, знаки, смыслы, значения, ценности и т. п. Авторы данной теории рассматривают рефлексию как процесс в мышлении и деятельности и создают ее собственную модель. В работе «Коммуникация, деятельность, рефлексия» Г.П. Щедровицкий пишет о том, что «рефлексия является важным моментом в механизмах развития деятельности, от которой зависят все без исключения организованности деятельности, в том числе смысл текстов и значение отдельных знаков и выражений».

Рефлексия рассматривается в контексте деятельности и с точки зрения средств теории деятельности; при этом важным представляются следующие аспекты:

1) рефлексия как процесс и особая структура в деятельности;

2) рефлексия как принцип развертывания схем деятельности.

При этом деятельностное описание позволяет выделить рефлексивные действия и операции, а также конструировать средства и техники их практикования (способы использования средств).

Центральным понятием в предложенной теории деятельности выступает схема так называемого «рефлексивного выхода». Индивид выходит из прежней позиции деятеля и переходит в новую позицию — внешнюю, как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности. Новая позиция, характеризуемая относительно прежней и будущей деятельности, будет называться «рефлексивной позицией», а знания, вырабатываемые в ней, будут «рефлексивными знаниями», поскольку они трансформируются относительно знаний, выработанных в первой позиции. Рефлексия при этом, по мнению Г. П. Щедровицкого «как бы приостанавливается, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы… Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней».

14 стр., 6604 слов

Глава 6.Психология трудовой деятельности и познавательные процессы

... выступать: отражение мира; мышление о мире; способы регуляции человеком своего поведения; личное сознание; сами процессы рефлексии. Психические и физиологические процессы ... Функция сознаниязаключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий ... от субъекта. Психические явления подразделяются психологами на три группы: психические процессы, психические свойства ...

Методологический подход позволяет выявить роль и значение рефлексии применительно к учебной деятельности, что и делали многие педагоги-исследователи. Рефлексия выступает как условие формирования способов научно-познавательной и практической деятельности. Однако данный методологический подход не отвечает на вопрос: что же происходит в сознании человека при осуществлении рефлексии? Эта проблема разрешается в рамках психологии.

Виды рефлексии и области исследования

В современной психологии рефлексии отсутствует единый подход к пониманию и изучению феномена рефлексии.

Российские исследователи С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов выделяют следующие виды рефлексии и области ее научного исследования:

  1. Кооперативная рефлексия. Данный тип рефлексии имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю, новую позицию, как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности. При таком подходе акцент делается на результатах рефлексирования, а не на процессуальных моментах проявления этого механизма.

  1. Коммуникативная рефлексия. Данный тип рефлексии рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важная составляющая развитого общения и межличностного восприятия.

  1. Личностная рефлексия. Данный тип рефлексии предполагает исследования собственных поступков субъекта, образа собственного «Я» как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта. Выделяется несколько этапов осуществления личностной рефлексии:

— переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как нерешаемой;

— апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;

— переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново.

Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «Я» и реализуется в виде соответствующих поступков, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.

  1. Интеллектуальная рефлексия. Предметом данного типа рефлексии являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в педагогической и инженерной психологии в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач. В настоящее время работы в данном направлении явно преобладают в общем объеме публикаций, отражающих проблематику рефлексии в психологии.

В последнее время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, выделяют экзистенциальную и кулыпуральную рефлексию (И.Н. Семенов, В.Г. Аникина), объектом которой являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности.

3 стр., 1437 слов

Деятельность как предмет психологии

... как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект-объект». Предметом психологии – является психически управляемая деятельность. Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности ...

Н.И. Гуткина выделяет следующие виды рефлексии:

1. Логическая рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.

2. Личностная рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания.

3. Межличностная рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.

Белорусские ученые С.В. Кондратьева, Б.П. Ковалев описывают виды рефлексии в рамках педагогического общения:

1. Социально-перцептивная рефлексия ее предметом является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.

2. Коммуникативная рефлексия — осознание субъектом того, как относятся к нему другие, как они его воспринимают и оценивают («Я — глазами других»).

3. Личностная рефлексия осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Формы рефлексии

При определении форм рефлексии учитывается ряд факторов:

  1. Функции, которые она выполняет во времени. С этой точки зрения различают ситуативную, ретроспективную и перспективную формы рефлексии.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, то есть осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, нахождения причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

6 стр., 2686 слов

Познавательная деятельность человека 2

... Разум человека, высшие формы его проявления составляют фундаментальное отличие человека от животного. Представление о человеке как о разумном существе, как субъекте познания позволяет исследовать формы, средства и способы его познавательной деятельности. Человек ...

  1. Состав группы, осуществляющей рефлексию: субъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и группой.

И.О. Ладенко описывает внутрисубъектные и межсубъектные формы рефлексии.

Внутрисубъектные формы включают корректирующую, избирательную и дополняющую рефлексии. Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям. Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного или двух и более способов решения задачи. С помощью дополняющей рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов.

Межсубъектные формы представлены кооперативной, состязательной и противодействующей рефлексией. Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения ими общей цели. Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества. Противодействующая рефлексия выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо.

  1. Объект работы: рефлексия в области самосознания, рефлексия образа действия и рефлексия профессиональной деятельности, причем первые две формы являются основой для развития и формирования третьей.

Рефлексия в области самосознания это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензитивной способности человека.

Различают три уровня:

1) первый уровень связан с отражением и с последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов;

2) второй уровень связан с осознанием себя как самостоятельной личности, отличной от других;

3) третий уровень предполагает осознание себя как субъекта коммуникативной связи и анализ возможности и результатов собственного влияния на окружающих.

Рефлексия образа действия это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Она ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком.

Рефлексия профессиональной деятельности это такая форма рефлексии, которая включает результат фиксирования уровня своего профессионального развития и саморазвития, его анализ, что проявляется в способности специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к собственной профессиональной деятельности; а также соотношение внутреннего состояния своего «Я» и тех особенностей, которые позволяют отличить преподавателя одной дисциплины от преподавателя другой.

Психологическое содержание феномена рефлексии

Психологическое содержание рефлексии отражает богатый спектр признаков и свойств, Что свидетельствует о важности и уникальности места и роли рефлексии в структуре личности человека. Рефлексивные процессы выделяются практически во всех сферах психологической действительности, складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию сознания, мышления, творчества, общения, личности.

7 стр., 3057 слов

Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Требования ...

... деятельности является становление рефлексии- способности человека обращаться к основаниям своих и чужих действий. «Генеральной линией» развития самооценки ребенка в младшем школьном возрасте является становление рефлексивной ... эту задачу, если...» (далее формулируется гипотеза о недостающем знании) Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.С. 387.Для того чтобы научить ребенка знать о своем ...

Выделение указанных сфер существования рефлексивных процессов в значительной степени условно. В психологической реальности бытия человека его мышление не изолировано от его личностных особенностей. Напротив, как показывают результаты экспериментальных исследований, продуктивность мышления в значительной мере зависит от реализации личностной позиции субъекта мышления, от глубины его «личностных смыслов» (А.Н. Леонтьев), вовлеченных в решение проблемы.

Резюмируя роль и место рефлексии в мышлении, можно сделать следующие выводы:

• рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов (Н. Г. Алексеев, В. В. Давыдов, А. 3. Зак, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн);

• рефлексия позволяет человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление как с точки зрения его содержания, так и с позиции его средств (Л. Н. Алексеева, И. Н. Семенов, Д. Дьюи);

• рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной де­ятельности (И.С. Ладенко, Я. А. Пономарев);

• рефлексия помогает «войти» в ход решения задачи другого человека, осмыслить его, «снять» содержание и в случае необходимости внести необходимую коррекцию или стимулировать новое направление решения (Ю. Н. Кулюткин, С. Ю. Степанов, Г. С. Сухобская).

В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания:

рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (С. В. Кондратьева, В. А. Кривошеее, Б. Ф. Ломов);

рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (В. А. Лефевр, Г. П. Щедровицкий);

• рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает Я-концепцию человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А. Г. Асмолов, Р. Берне, В. П. Зинченко);

рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им (В. В. Столин, К. Роджерс).

Существенным, на наш взгляд, является то, что с развитием научного знания расширились границы применения категории рефлексии. Исследователи И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов показали, что рефлексия активно используется не только на философском, но и на общенаучном уровне, выступая в следующих качествах:

23 стр., 11392 слов

61 Психологические аспекты педагогической деятельности, основные ...

... ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека. Средства педагогической деятельности: Научные теоретические и эмпирические знания Носители знаний – тексты учебников или воссоздаваемые ...

• методологическое средство междисциплинарных разработок и неклассических направлений современной науки (теория рефлексивных игр, теория рефлексивного управления и т. п.);

• объяснительный принцип для ряда общественных и гуманитарных дисциплин (социология, логика, лингвистика, экология и др.).

Кроме того, сегодня рассматривается собственно психологический аспект рефлексии в отличие от ее философских трактовок, анализируется история вычленения в психологии рефлексии как особого психологического явления (в частности, в исследованиях мышления и сознания).

Понимание рефлексии в современной психологии

Многообразие подходов к изучению рефлексии порождает также множественность ее пониманий и содержаний. Смысловые оттенки, вносимые каждым новым определением, дают возможность полнее осветить и глубже понять сущность рефлексии. Известны следующие варианты понимания рефлексии:

  1. «умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией свои собственные способы деятельности»;

2) «способность встать в позицию «наблюдателя», «исследователя» или «контролера» по отношению к своему телу, своим действиям, мыслям, а также «по отношению к другому персонажу», его действиям и мыслям»;

3) «действие, направленное человеком на выяснение оснований собственного действия, способа решения задачи с целью его обобщения (теоретизации)»;

4) «форма активного личностного переосмысления человеком тех или иных содержаний своего индивидуального сознания»;

5) «исследовательский акт, направленный человеком на себя как субъекта жизнедеятельности»;

6) «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний»;

7) способность субъекта воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы»;

8) «процесс и результат реконструкции субъектом объектных отношений, результатом которых является подтверждение существующих и появление новых знаний о себе»;

9) «размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие люди»;

10) «осознание действующим индивидом того, как он воспринимается и оценивается партнером по общению…. Это — своеобразный удвоенный процесс зеркальных взаимоотражений субъектами друг друга»;

И) «знание о границе собственных знаний, умений, возможностей и способность выходить за эти границы»;

12) «родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности».

Рефлексия как психолого-педагогическая категория Понимание педагогической рефлексии

Исследователь А.А. Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности педагога занимать аналитическую позицию по отношению к своей деятельности. Автор выделяет двуплановую концептуальную модель педагогической рефлексии, включающий два уровня:

23 стр., 11341 слов

Влияние рефлексии на коммуникативные способности подростка

... рефлексии влияет на развитие коммуникативных способностей подростка. Методы исследования: - Теоретический анализ психолого-педагогической литературы - Наблюдение - Тестирование - Эксперимент - Статистический метод Практическая значимость работы определяется использованием разработанных рекомендаций для педагога ...

  1. Операциональный уровень (конструктивно-исполнительские, мотивационные, прогностические аспекты, отражающиеся в рефлексивном сознании).

2. Собственно личностный уровень (профессионально-личностная субъектная ориентация учителя в его деятельности и личностная, субъектная включенность в рефлексивную ситуацию).

Е.Е. Рукавишникова рассматривает профессиональную рефлексию, определяя ее как психологический механизм профессионального самосовершенствования и самоактуализации. проявляющийся в способности специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности.

Российский педагог Б.З. Вульфов разграничивает профессиональную рефлексию и педагогическую профессиональную рефлексию. Профессиональная рефлексия — это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия, в том числе с существующими о ней представлениями. Педагогическая профессиональная рефлексия понимается им так же, как и профессиональная рефлексия, но в содержании, связанном с особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом.

Структура рефлексивной деятельности педагога

Исследователь И.А. Стеценко различает следующие компоненты в структуре рефлексивной деятельности педагога:

Мотивационно-целевой: потребность в рефлексивной деятельности, положительное отношение и интерес к совершенствованию педагогической рефлексии, осознание целей использования педагогической рефлексии.

Когнитивно-операционный: знания, конкретизирующие теоретические основы педагогической рефлексии, профессиональные умения учителя по осуществлению рефлексивной деятельности.

Аффективный: эмоции, сопровождающие практические действия педагога при осуществлении рефлексивной деятельности, чувство уверенности в успехе.

Оценочный: оценка, самооценка и контроль рефлексивной деятельности.

Нравственно-волевой: личностные качества, способствующие эффективной рефлексивной деятельности.

9