Особенности психологии как науки 2

Впервые термин «психология» появляется в 18 в. в работах немецкого философа Христиана Вольфа. Психология делится на естественнонаучную (экспериментальные методы исследования) и гуманитарную (объект психологии – человек).

  1. Изучение психики
  2. В психологии как в науке сливается субъект и объект познания. Человек познаёт сам себя.
  3. Единственная наука, которая имеет уникальные практические следствия. Это помогающая наука. Официально психология оформилась в 1879 г., когда в Лейпциге была открыта 1-ая экспериментальная лаборатория. Её открыл Вильгельм Вундт.

Психология оформилась в 1879 году – 1 эксперимент лаборатория в Лейпциге – Вильгельм Вундт.

Соотношение научной и житейской психологии.

  1. Житейские психологические знания конкретны (синкретичны), т.е приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам.
  2. В научной психологии базируется на обобщениях, для этого используются научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.
  3. Житейская психология носит интуитивный характер.
  4. Научные знания рациональны и осознанны. В науке выдвигаются гипотезы и эти гипотезы проверяются.
  5. У них отличаются способы передачи знаний: в житейской психологии из уст в уста, а в научной психологии знания передаются через чтение литературы или в устной форме.
  6. Методы получения знаний: в житейской психологии получаем через опыт и наблюдение, а в научной пользуются экспериментом.
  7. Научная психология в отличие от житейской располагает разнообразным обширным материалом, который накапливается и отражается в различных отраслях психологии.

Методы психологии.

Наблюдение – это специальным образом организованное восприятие, имеющее определённую, чётко заданную цель и не требующая от наблюдателя специального вмешательства в жизнь изучаемого объекта или явления.

Характеристики: 1. Наличие цели.

2. Наличие плана или схемы наблюдения

3. Наличие средств или инструментов

5 стр., 2497 слов

Психология житейская и научная

... заниматься. Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть ...

4. Результат должен быть зафиксирован

Методы:

Наблюдение:

  1. По включенности наблюдателя:
    1. Включенное (на правах участника) — предполагает, что наблюдатель включён в данную ситуацию на правах участника.
    2. Невключенное
  2. По длительности:
    1. Лонгитюдное наблюдение – продолжительно по времени, требует постоянного контакта наблюдателя с объектом наблюдения, фиксация в дневниках. (Менчинская «Дневник о развитии ребенка»)
    2. Периодическое – наблюдение в четкие периоды
    3. Однократное – разовое наблюдение за отдельно взятым случаем, который может быть уникальным. («Замечательный случай из практики психоанализа»)

Тестирование

  1. Опросники – сфера применения – личностные характеристики
  2. Тестирования – задания: на IQ
  3. Т – проективные, прожективные: чернильные пятна, рисуночные тесты.

Эксперимент

  • Лабораторный
  • Естественный

Основные отрасли психологического знания.

1. Фундаментальные отрасли имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей, независимо от того, кто они и чем занимаются. В силу универсальности данный раздел часто называют общей психологией. В центре внимания находится индивид.

Индивид: Индивидуально-психологические характеристики личности, личностные способности (темперамент, характер, способности, мотивация, особенности эмоциональной сферы, особенности волевой сферы); познавательная сфера (восприятие, мышление, внимание, память, воображение, ощущение, речь).

2. Прикладные отрасли имеют выход на практику. Выделяют вопросы данной отрасли, представляющие интерес для какой-либо одной или нескольких групп явлений.

— Медицинская психология

— Патопсихология (объяснение причин заболеваний)

— Психотерапия

— Социальная психология (область человеческих взаимоотношений, возникающих в ходе общения в разного рода группах).

Изменение предмета психологии

  • Донаучные периодические знания (душа): материалисты и идеалисты (Демокрит, Платон, Аристотель)
  • 1879 – Вундт открыл первую лабораторию и провозгласил, чт о нужно исследовать сознание: интроспекция и самонаблюдение. Полностью игнорирует поведение.
  • 1913 – Д.Уотсон провозглашает в своей статье Бихевиоризм (наблюдение, игнор сознания)
  • На сегодняшний день не существует единого взгляда на предмет. Предмет определяется психологическим направлением.

Основные психологические школы и направления.

  1. Психоанализ как психологическое направление. Основателем является Зигмунд Фрейд.

Произошли три революции:

1. революция Коперника, который сказал, что Земля не центр вселенной.

12 стр., 5970 слов

Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер

... и сценической терминологии эпохи названиями, лишь условно отвечавшими подлинному идейному и художественному содержанию того или иного произведения (Комедия плаща и шпаги, дворцовая комедия, комедия интриги, ... конфликт с принципами человеческой справедливости, высоких чувств и подлинного благородства простых людей. Действие пьесы отнесено ко времени правления кастильского короля Санчо IV (1284-1295). ...

2. Чарльз Дарвин сказал, что человек не есть венец божественного творения.

3. Зигмунд Фрейд сказал, что человек не есть хозяин самому себе.

Что привлекло Фрейда в гипнозе?

  1. Человек производит все свои действия неосознанно.
  2. Действенность этих причин
  3. Стремление подыскать объяснение этим действиям.
  4. Возможность отыскать эту причину путём длительных расспросов.

Психика человека не есть нечто единое. Происходит рождение теории бессознательного, согласно которой в психике человека существуют три сферы: сознание, предсознание и бессознательное.

Предсознание – это те знания, которые существуют в памяти человека, но в данный момент им не используются.

Сфера бессознательного имеет свои свойства:

  1. Содержание бессознательного не осознаётся.
  2. Содержание бессознательного обладает очень большой силой и по сути управляет нашей жизнью
  3. Содержание бессознательного с трудом переходит в сферу сознания.

Действуют два механизма:

1. Механизм вытеснения действует по отношению к той информации, которая нам неприятна или пугает нас. Эта информация вытесняется нами в сферу бессознательного.

2. Механизм сопротивления. Содержанием бессознательного, по Фрейду, являются какие-то сексуальные импульсы и влечения, всё, на что наше общество накладывает социальные запреты.

Формы прорыва бессознательного:

  • Неврологические симптомы (имеют в основе психологические причины)
  • Сновидения ( критикуют за сходство с сонником)
  • Ошибочные действия (провалы в памяти, отговорки и ошибки, собственные ошибочные действия)

Методы, используемые Фрейдом:

— Метод анализа сновидений

— метод свободных ассоциаций.

  1. Бихевиоризм.

Основатель Джон Уотсон. В 1913 году выпустил свою 1-ую программную статью «Что такое бихевиоризм». В 1920 г. Был вынужден уйти из науки.

Под сознание будет пониматься внутренние, субъективные переживания.

Под поведением будут пониматься внешние проявления человеческой деятельности:

  1. Внешние проявления физиологических процессов, связанных с деятельностью и с общением (покраснение, побледнение, блеск глаз, позы, мимические реакции).
  2. Отдельные движения и жесты.
  3. Действия, как более крупные акты поведения (приглашение на танец)
  4. Поступки, имеющие социальное звучание и связанные с нормами поведения, отношениями и самооценкой (поступок, который скорее осуждается).

Поведение – это система реакций (Дж. Уотсон).

За единицу человеческого поведения была взята схема стимул → реакция.

Теоретические задачи: 1. Выявить и описать типы реакций

2. Исследовать процесс их образования

3. Изучить законы их комбинаций, т.е образования сложного человеческого поведения.

Практические задачи: 1. По стимулу научиться определять реакцию.

2. По реакции определять стимул.

Типы реакций: 1. Врождённые реакции (чиханье, моргание, плач, телодвижения, улыбка)

  1. Приобретённые реакции. В их основе лежит концепция условных рефлексов Павлова.

Эксперименты:

  1. Выдергивает матрас: потеря опоры вызывает безусловную реакцию страха.
  2. Железный брусок: громкий звук вызывает безусловную реакцию страха.

Только эти 2 страха являются безусловными.

Технология работы со страхами:

Если можно приобрести, то можно и избавиться.

Представление, постепенные пробы (эксперименты на крысах)

Достоинства и недостатки Бихевиоризма:

« + »

  • Психология была поставлена на естественнонаучный путь развития
  • Ввел новый метод исследования – наблюдение
  • Расширил класс объектов исследования (доречевые младенцы и животные)
  • Продвинул отдельные разделы психологии на учение

« — »

  • Недоучет сложности психологической деятельности человека
  • Сближение психики человека и животного
  • Игнорирование процессов сознания исключение из анализа творчества, самоопределения

Проблема личности в психологии.

  1. Философско-литературный этап (с момента возникновения философии и литературы) до нач. 19 века. На этом этапе характерно широкое восприятие личности ( не только индивидуальные черты, но и то, что её окружает)
  2. Начало 19 века. Клинический этап до начала 20 века. Личность рассматривается как личность больного человека.
  3. Начало 20 века. Экспериментальный этап. В центре внимания находится здоровый человек. Пытаются разработать инструментарий для исследования личности здорового человека.

Человек – это совокупность всех качеств, свойственных людям, независимо от того присутствуют ли они у данного конкретного человека или нет.

Индивид – характеризует именно конкретного человека, включая биологические и психологические свойства, качества общие для всех и отличающие его от других.

Личность – это социальное существо, включённое в общественное развитие (отношение) и являющееся деятелем этих общественных отношений (развитий).

Индивидуальность – это неповторимое сочетание психологических особенностей личности (характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, преобладающие чувства и мотивы деятельности, способности).

Подходы к изучению личности.

1. Описательный подход.

а) Типологии. Шелдон, Кречмер

б) теории личностных черт

2. Психодинамический подход (объяснительный подход)

а) Психоанализ Зигмунда Фрейда

б) индивидуальная психология. Адлер

в) аналитическая психология Карла Юнга.

3. Когнитивизм (личность изучается с точки зрения сознания)

4. Бихевиоризм (личность изучается с точки зрения поведения)

5 Гуманистический подход Абрахама Маслоу. Практики данного направления: Карл Роджерс, Виктор Франкл («Человек в поисках смысла»).

Описательные подходы к изучению личности. Типологии

Типологии – это теории, которые пытаются выявить профиль личности, основываясь на совокупности черт, детерминированных (предопределённых) биологически.

Описательный подход

Основатель У.Г.Шелдон (конституционный тип)

Типологии – теории, которые пытаются выстроить профиль личности, основываясь на совокупности черт, детерминированных биологически.

Антропоскопический эксперимент: Шелдон исследовал 4 тыс. фотографий обнаженных студентов колледжа спереди, сбоку и сзади. В результате он выделил 3 крайних варианта телосложения Шелдон – (Кремер)

Эктоморфный тип (астенический тип)

Отсутствие жира, неразвитые кости и мышцы, длинные и тонкие руки и ноги, вытянутая голова с высоким лбом.

Робкие, заторможенные, склонные к одиночеству, умственной деятельности

Мезоморфный тип (атлетик)

Наличие мускулатуры, жир есть, но не много, развита грудная клетка, массивная голова

Активные, склонные к доминированию, лидерский потенциал

Эндоморфный тип (пикник)

Общая сферическая форма тела, жир на плечах, крупная голова, крупные внутренние органы.

Веселые, спокойные общительные.

Типологии достоинства и недостатки

Недостатки: заключение человека в рамки, видение сквозь эти рамки, отказ человеку в развитию

Достоинство: облегчение процесса восприятия.

Психодинамический подход в изучении личности. Психоанализ Фрейда.

Ракурс развития личности. Развитие личности- это психо-сексуальное развитие. В основе развития лежит половой инстинкт или сексуальная энергия (либидо).

Присутствует с момента рождения. Эта энергия стремится к проявлению через различные эрогенные зоны. Выделяются стадии развития:

1. Оральная стадия развития (от 0 до 1).

Ребёнок получает удовольствие от сосания, жевания, покусывания. Фиксация: грызение ручек, ногтей; курение; гурманство; обжорство; словесная агрессивность; социальная зависимость и т.д.

Причины фиксации: Связано с поведением матери, сверзаботливая мать или наоборот отвергающая мать. Амбивалентная мать (двойственная), её поведение противоречиво, её сложно понять.

2. Анальная стадия развития (1-2)

Приучение ребёнка к горшку. Удовольствие от того, что ребёнок может контролировать своё тело. Фиксация: скупость, жадность, чрезмерная чистоплотность, чрезмерная пунктуальность, упрямство. Причины: сама мать зафиксирована на данных вещах или мать вообще этим вопросом не занимается.

3. Фаллическая стадия развития. (2-5)

Источники удовольствия смещаются в область половых органов. Проявляется познавательный интерес. Может возникнуть Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. Теплы чувства к родителю противоположного пола и ненависть к родителю своего пола. Этот комплекс к пяти годам должен разрешиться идентификацией со родителем своего пола. Фиксация: гомосексуальная ориентация и поиск партнёра, намного старше себя. На данном этапе происходит развитие силы и воли.

  1. Латентная стадия (5 – до момента полового созревания)

На этой стадии у ребёнка снижается интерес к половой сфере, она отходит на 2-ой план. Решаются задачи социального характера, ребёнок активно осваивает мир, различные формы социального поведения, свойственного его полу.

  1. Генитальная стадия ( с момента полового созревания и на всю жизнь).

    Характеризуется поиском партнёра для удовлетворения своих сексуальных потребностей.

  2. Стадия зрелости (не имеет формальных границ).

    Стремление человека работать, т.е создавать нечто новое, воплощение себя во вне. Стремление любить человека ради него самого, а не ради удовлетворения своих сексуальных наклонностей. Может быть характерна сублимация – перевод сексуальной энергии в творческое русло.

Критика теории Фрейда:

  1. преувеличение роли пола в развитии человека
  2. недооценка женской сексуальности

Гуманистический подход в психологии

Абрахам Маслоу. Основой теории Маслоу является представление о человеческих потребностях. Эти потребности заданы изначально, они определённым образом организованы.

Пирамида Маслоу.

Вершина: Потребность в самоактуализации

Потребность в уважении и самоуважении

Потребность любить и быть любимым

Безопасность ( уверенность в завтрашнем дне, структурированность, порядок, предсказуемость окружения)

Низ: Базовые физиологические потребности (пища, вода, воздух, сон, секс, одежда

Самоактуализация – способность человека стать всем, чем возможно. Потребность в реализации потенциала. Это не результат, а процесс.

Попытка выявить черты самоактуализирующей личности:

  1. Характерна высокая самооценка.
  2. Принятие других такими, какие они есть, без стремления их переделать.
  3. Принятие человеческой природы. Человек может стареть, болеть и умирать.
  4. Он относительно независим от условностей.
  5. Прост и демократичен.
  6. Обладает чувством юмора (философского плана)
  7. Склонен к переживанию пиковых чувств (вдохновение)

3 Категории на са личностей (биографический метод):

  1. «весьма определенный случай» (Эйнштейн, Рузвельт, Линкольн)
  2. «весьма вероятный случай» (немного не хватило до СА)
  3. «патенциально возможный случай» (О.Хаксли)

Индивидуальные психологические особенности личности. Проблема темперамента в психологии.

Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности, которые проявляются в 3 сферах:

  1. Общая активность человека, которая выражается в интенсивности и объёме взаимодействия человека с окружающей средой (с предметами и людьми).
  2. Моторная сфера является вариантом общей активности, которая выражается в темпе, в быстроте, в ритме и общем количестве телодфижений.
  3. Эмоциональная сфера проявляется в виде впечатлительности, импульсивности, чувствительности.

Описание портретов приписывается немецкому психологу Иммануилу Канту.

Холерик → эмоциональный, легко возбудимый, активный.

сангвиник→ менее активный и эмоциональный

флегматик→спокойный, медлительный, почти без эмоций

меланхолик→повышенная чувствительность, эмоциональность.

Темперамент:

  • Физиологический: работы Гиппократа;в организме человека функционирует 4 вида жидкостей
    • Кровь – сангвиник
    • Желчь черная – меланхолик
    • Желчь желтая – холерик
    • Слизь – флегматик

В зависимости от преобладающего вида жидкости.

Основные положения в теории Павлова:

Основные позиции теории павлова:

  1. ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения животных и человека следует искать в свойствах нервной системы
  2. эти основные свойства могут и должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур
  3. таких основных свойств системы 3, и они являются общими и постоянными для данного животного или человека. Таких основных свойств – 3:
  • Сила
  • Уравновешенность
  • Подвижность
  1. сочетания основных свойств нервной системы образуют 4 типа ВНД
  2. Типы соответствуют основным 4 типам темперамента.

Сочетание основных свойств нервной системы образует:

  • 4 основных типа внешней деятельности
  • Эти основные типы не соответствуют 4 классическим типам темперамента, т.е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в литературе.

Схема типов высшей нервной деятельности(ВНД) по Павлову:

Сильный—————слабый(меланхолик)

Сильный—————неуравновешенный (холерик)

Сильный———уравновешенный—-инертный (флегматик)

Сильный——уравновешенный—-подвижный (сангвиник)

Критика:

5. Павлов отказывается от психологической части

— генотип (врожденные свойства неврной системы)

— фенотип (генотип +среда)

4. Поздние исследователи показали, что этих сочетаний гораздо больше

3. Стали говорить не об общих, а о частных свойствах нервной системы, расширен список свойств нервной системы

2. можно изучать только часть мозга

1. этот пункт не был пересмотрен и сохранил свою актуальность.

Характер

Характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе проявляются в деятельности и общении.

Т. Лежит в основе Х.

Соотношение понятий личности и характера:

Л – то ради чего

Х – какими способами

Личность и характер

Личность – то, ради чего действует человек.

Характер – то, какими средствами человек действует

Проблема норма и патологии характера:

Норма

— зона абсолютно нормальных характеров

— зона выраженных характеров (акцентуаций)

Патология

— зона сильных отклонений характера (патологии)

Как отделить норму от патологии(критерии Ганнушкина-кербикова)

  • Стабильность проявления во времени
  • Тотальность проявления патологических черт характера
  • Социальная дизадаптация: страдает сам – страдают окружающие – и сам и другие.
  • Эти критерии надо брать только в совокупности.

Виды психопатии:

  1. Астеническая
    1. Невростения:
      1. Высокий порог чувстительности
      2. Быстрая истощаемость в нервно-психическом смысле
      3. Деятельность малоэффективна
      4. Низкая самооценка
      5. Болезненное самолюбие
      6. Притязания выше чем способности
      7. Повышенное внимание к своему телу
      8. Соматические расстройства
    2. Психоастения
      1. Боязливость
      2. Нерешительность
      3. Постоянные сомнения
      4. Страхи, опасения
      5. Не уверены в успехе
      6. Если решил, то действует сразу
  2. Эпилептоидная
    1. Крайняя раздражительность
    2. Периодические расстройства настроения
    3. Моральные дефекты
    4. Крайний эгоизм
    5. Аффективность
    6. Любители острых ощущений
    7. Формирование сверхидей
    8. Лицемение
    9. Мстительность
    10. Склонность к насилию

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.