2. Обработка результатов

2.1. Общее количество ответов

На первом этапе подсчитывается общее количество отве­тов, данных обследуемым.

2.2. Категоризация ответов

На этом этапе осуществляется формализация ответов об­следуемого через отнесение каждого ответа к одной из четыр­надцати оценочных категорий (контент-анализ).

Затем подсчитывается общее ко­личество ответов каждой категории.

Авторами «Hand-теста» были предложены следующие оце­ночные категории.

  1. Агрессия – Agg — рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.
  2. Директивность — Dir — рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми.
  3. Аффектация (Привязанность) – Aff — рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.
  4. Коммуникация — Com — ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.
  5. Зависимость — Dep — рука выражает подчинение другим лицам.
  6. Страх – F — рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе.
  7. Эксгибиционизм — Ex- рука разными способами выставляет себя напоказ.
  8. Калечность (Увечность) — Crip — рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям.
  9. Описание – Des – ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.
  10. Напряжение – Ten – рука затрачивает энергию, но практически ничего не достигает.
  11. Активные безличные ответы (Активная безличность) — Act — ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия.
  12. Пассивные безличные ответы (Пассивная безличность) — Pas — также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения.
  13. Галлюцинации – Bas – ответы невероятного, необычного содержания.
  14. Уход от ответа – Fail – человек не знает, что может выражать данная картинка или не хочет отвечать.

Агрессия (Agg).

2 стр., 764 слов

Ранее детство практ 2, вопросы с ответами

... хотя сама не могла справиться со шнурками ботиночек. В ответ на действия воспитате­ля, который, невзирая на протесты девочки, обул ее, ... хочешь, не надо”, пожимает плечами мама. “Гулять, гулять” — требует малыш. Но как только его начинают одевать, снова повторяет свое: “Не ... раз: нога — вверх, рывок рукой, упор на согнутое колено, повис, ищет равновесия, новое усилие, рука цепляется за край стула, лег ...

Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как угрожающая, наносящая повреждения, нападающая, оскорбляющая, господствующая или активно хва­тающая другого человека или какой-либо объект. Бессознатель­ная цель «Agg» поведения — наказание и искупление.

Примеры: «Дает пощечину», «Бьет», «Толкает», «Отбирает», «Шлепает ребенка», «Ударяет кого-то кулаком», «Дерется», «Готова ударить», «Сжимает ужа», «Отбирает что-то», «Ворует фрук­ты», «Сжимает кого-то», «Высмеивает», «Ругает кого-то», «Ца­рапает», «Меряется силой», «Хочет схватить вора», «Хватает за нос», «Ловит муху», «Может дать хороший щелбан» и т. д.

Директивность (Dir).

Эта категория включает ответы, в ко­торых рука воспринимается как доминирующая, руководящая, управляющая, отдающая команды, перечащая, мешающая или каким-то иным способом активно влияющая на другого челове­ка. Сюда же попадают ответы, в которых рука кажется направ­ленной на коммуникацию, но эта направленность является вто­ричной по отношению к намерению подчинить другого челове­ка своему влиянию.

Примеры: «Дирижирует оркестром», «Управляет подъем­ным краном», «Милиционер дает команду остановиться», «Дела­ет предупреждение», «Указывает направление», «Читает нота­ции, проповеди, поучает», «Дает указания», «Предлагает силь­ную опеку», «Выгоняет из класса», «Призывает с плаката», «Не дает пройти», «Приказывает», «Заставляет» и т. д.

Ответы этой категории отражают установку превосходства над другими людьми, ожидание. что другие должны вести себя в соответствии с намерениями руки, повышенную готовность ис­пользовать других людей в своих интересах.

Аффектация (Aff).

Эта категория включает ответы, в кото­рых рука воспринимается как выражающая привязанность, лю­бовь, эмоционально положительное, благожелательное отноше­ние к другим. К этой категории относятся ответы, в которых рука предлагает дружбу или помощь.

Примеры: «Жалеет кого-то», «Протягивает руку для оказа­ния помощи», «Обнимает», «Дружески похлопывает по плечу», «Добро пожаловать», «Дает милостыню», «Бросает деньги в ящик для пожертвований на церковь», «Дарит кому-нибудь цветы», «Аплодирует», «Трясет руку при пожатии», «Крошит хлеб воробышкам«, «Гладит собачонку» и т. д.

Эти ответы отражают способность к активной социальной жизни, желание субъекта сотрудничать с другими. И хотя боль­шинство этих ответов включает прямое и непосредственное об­щение, они относятся к категории «Aff», а не «Com», так как преж­де всего характеризуются наличием именно благожелательного отношения и привязанности.

Коммуникация (Com).

К этой категории относятся ответы, в которых рука общается или пытается общаться с кем-то. При этом общающийся находится в равной или подчиненной позиции по отношению к своему партнеру. В этих ответах совершенно очевид­но, что коммуникатор хочет поделиться информацией, нуждается в обратной связи, хочет быть понятым и принятым своей аудито­рией. Условно этот показатель можно назвать показателем «дело­вого» общения, в то время как предыдущую категорию «Aff» — по­казателем «модальностного», или «эмоционального», общения.

5 стр., 2475 слов

1) Пример: теория детского развития л.С. Выготского

... сферы. Раскройте сущность категории деятельности и ее роли в психологии. ОТВЕТ: Категория Д. является метакатегорией и соотносится с такой базовой категорией как категория действия. Деятельность– активность ... научных категорий (деятельность, субъект, сознание и др.). Приведите примеры теории среднего уровня. Объясните, почему именно эти теории следует отнести к данному уровню. ОТВЕТ: 1) Пример: ...

Примеры: «Жестикулирует при разговоре», «Стремится договориться», «Передает информацию», «Пытается быть по­нятым», «Разговор руками», «Жест, обозначающий прощание» (этот ответ, несмотря на его эмоциональную амбивалентность, оценивается по категории «Com»), «Рука здоровается» (оценивается по категории «Com», а не «Aff», так как здороваться за руки — социальный норматив общества), «Показывает: мне 5 лет», «Показывает дорогу», «Показывает нужный дом», «Зо­вет кого-то» и т. д.

Зависимость (Dep).

К этой категории относятся ответы, в которых рука воспринимается как ищущая помощи или поддерж­ки у других людей. Возможность совершить какое-либо действие зависит в данном случае от благожелательного отношения других людей, от их желания помочь. В эту же категорию входят ответы, в которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим,

Примеры: «Умоляет», «Просит подать руку», «Рука ребенка, хватающаяся за кого-либо, чтобы не потерять равновесие», «Дайте мне, пожалуйста…», «Помогите мне, пожалуйста», «Ожидает получить что-то», «Гадание по руке», «Отдает честь офицеру», «Путешествует на попутных машинах», «Дает клятву», «Клянется говорить правду», «Пытается остановить такси», «Поднимает руку для ответа на уроке», «Поднимает руку, чтобы спросить» и т. д.

Страх (F).

Эта категория включает ответы, отражающие страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В таких ответах рука может выступать как жертва чьих-то агрессив­ных проявлений или стремиться оградить себя от физических воздействий и повреждений. К категории «F» относятся не «ис­тинные» тенденции к действию, а защитные реакции.

Примеры: «Рука поднята от страха с целью защитить себя», «Отводит удар», «Просит: «Пожалуйста, не бейте меня»», «Руке угрожает боль, травма», «Что-то прячет, так как боится, чтобы не узнали», «Выражает панический страх» и т. д.

В эту же категорию попадают ответы, в которых рука высту­пает как жертва собственной агрессии или воспринимается как наносящая вред обследуемому (мазохистские тенденции).

Примеры: «Царапает себя», «Рука душит меня» и т. д.

Ответы, отражающие отказ от агрессии (что, по мнению ав­торов, продиктовано страхом перед возмездием) также отно­сятся к данной категории.

Примеры: «Эта расслабленная рука — не злая», «Это — не драка» и т. д.

Эксгибиционизм (Ex).

К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью.

Примеры: «Показывает кому-то руку», «Любуется ногтями», «Показывает лак на ногтях», «Женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «Протягивает руку, чтобы показать кольцо», «Хочет внимания», «Играет на пианино», «Танцует», «Изящное движение руки», «Показывает тени на стене», «Хочет показать фокус», «Делает собачку», «Показывает уточку» и т. д.

6 стр., 2544 слов

Говорящие движения рук

... внимательно слушают, а третий (он и есть "руководитель") показывает пальцем или ладонью на что-то чрезвычайно важное. Значит, ... вам требовательное свое поскуливание или мяуканье, а вы в ответ спросили: "В чем дело, Мурзик (Рекс)?", то Мурзик ... зрения единственное живое за зеленым столом — это руки, множество рук, светлых, подвижных, настороженных рук, словно из нор выглядывающих из рукавов; каждая ...

Калечность (Crip), Эта категория включает ответы, в кото­рых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформи­рованная или каким-либо образом поврежденная.

Примеры: «Рука, больная артритом», «Рука со сломанным пальцем», «Сломанное запястье», «Деформированные пальцы», «Рука больного или умирающего человека», «Искалеченная рука», «Сведенная судорогой рука», «Один из пальцев выглядит сло­манным», «Нетрудоспособная рука», «Показывает, что с рукой что-то неладно» и т. д.

Описание (Des).

Эта категория включает ответы, являющи­еся физическим описанием руки, при этом не фиксируется и не подразумевается какая-либо тенденция к действию и наличие энергии. Рука как бы нарисована, происходит описание образа или настроения без проецирования тенденции к действию.

Примеры: «Красивая рука», «Некрасивая рука», «Пухлая рука», «Уверенность», «Ладошка с выпрямленными пальцами», «Рука с растопыренными пальцами», «Человек измучен», «Рука интел­лигентного человека», «Похожа на петуха» и т. д.

Напряжение (Ten).

К этой категории относятся ответы, в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства или поддержать себя в сложных ситуациях. Для этих отве­тов характерны переживания тревоги, напряжения, дискомфорта.

Примеры: «Рука дрожит», «Сжатый в гневе кулак», «Сжимает руки, чтобы сдержать себя», «Напрягает руку», «Сжимает паль­цы, чтобы не наговорить что-нибудь», «Кулак, сжатый в состоя­нии тревоги», «Стремится удержать», «Нервно сжимает руки», «Сдерживает волнение», «Человек сильно сконцентрировался, решает что-то», «Неприятно смотреть на эту руку», «Нервно сту­чит пальцами по столу» и т. д.

Активные безличные ответы (Act).

Эта категория включа­ет ответы, в которых рука совершает какое-либо действие, вы­полнение которого не требует присутствия другого лица. Все тен­денции к безличному действию, в которых рука меняет свое фи­зическое положение или противодействует силе тяжести, оце­ниваются по этой категории.

Примеры: «Тащит», «Продевает нитку в иголку», «Подбира­ет маленькие предметы», «Пишет», «Вяжет», «Шьет», «Плывет», «Достает что-то», «Бросает что-то», «Собирает что-то», «Моет», «Сыплет», «Машет» (но не «Машет рукой в знак прощания», что оценивается по категории «Сот»), «Опирается на что-то» и т. д.

Пассивные безличные ответы (Pas).

Эта категория вклю­чает ответы, в которых рука совершает пассивные действия, не требующие присутствия другого лица. Безличные действия, в ко­торых рука не меняет своего физического положения и не сопро­тивляется силе тяжести, также оцениваются по этой категории.

Примеры: «Лежит, отдыхая», «Спокойно вытянута», «Сушит ног­ти», «Роняет что-то», «Ждет», «Спит», «Просто свесилась» и т. д.

Галлюцинации (Bas).

К этой категории относятся ответы невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и пугаю­щего содержания. При этом контуры рисунка, как правило, игно­рируются.

Примеры: «Большой клоп», «Голова смерти», «Петух с от­рубленной головой» и т. д.

9 стр., 4071 слов

Ответы по социологии труда

... узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной ... самостоятельных дисциплин. Социология труда изучает «поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду», взаимоотношения социальных групп в процессе ...

Отказ от ответа (Fall).

Человек не может дать ответ на карточку.

2.3. Процентное соотношение категорий

2.3.1.Подсчитывается процент ответов каждой категории по от­ношению к общему количеству ответов.

2.3.2. Вычисление показателя склонности к открытому агрессивному поведению

Склонность к открытому агрессивному поведению опреде­ляется по формуле:

I = (Agg + Dir) — (Aff + Com + Dep)

или

I = (Agg + Dir) — (Aff + Com + Dep + F)

Различия в формулах объясняются далее в тексте.

2.3.3. Вычисление показателя степени личностной дезадаптации

Степень личностной дезадаптации отражается формулой:

MAL = Ten + Crip + F.

2.3.4. Вычисление показателя тенденции к уходу от реальности

Тенденция к уходу от реальности отражается формулой:

WITH = Des + Bas + Fall.

2.3.5. Определение наличия психопатологии

Наличие психопатологии отражается формулой:

РАТН = МАL + 2 WITH.

3. Интерпретация результатов

3.1. Основные принципы интерпретации результатов

Первый принцип интерпретации результатов «Hand-теста» состоит в том, что ответы человека, зависящие от особенностей его восприятия стимульного материала, отражают психосоциальный мир, в котором он живет (реальный или воображаемый).

Изобра­жения рук срабатывают как своего рода экран, на который отвеча­ющий проецирует свои потребности, мотивы, страхи, конфликты.

Вопрос о том, какие страхи или желания очевидно проявят­ся во внешнем поведении, а какие останутся нереализованными потенциями, сложен, неоднозначен и не допускает прямолиней­ных интерпретаций. Это обусловлено сложной структурой взаи­мосвязи личностных переменных и общими ограничениями про­ективных тестов. Однако, как уже отмечалось, по возможности прогнозировать реальное поведение «Hand-тест» превосходит многие проективные методики.

Наиболее обоснованный прогноз возможен в отношении внешнего проявления агрессивности, так как валидизация теста проводилась относительно оценки этого показателя.

Результаты по остальным оценочным категориям и предло­женным формулам используются для выдвижения гипотез и пла­нирования путей дальнейшего исследования человека в целях их подтверждения (другие психодиагностические методики, объек­тивная информация, наблюдения и т. д.).

Второй интерпретационный принцип заключается в том, что все тенденции, выявляемые «Hand-тестом», взаимосвязаны и предопределяют друг друга. Этот принцип вводит понятие соот­ношения ответов различных категорий и предполагает перевод абсолютного количества ответов каждой категории в проценты. Таким образом, при интерпретации результатов имеет значение не столько количество ответов определенного типа, сколько его соотношение с количеством ответов других типов. Так, два-три агрессивных ответа «Agg» на фоне полного отсутствия ответов, отражающих дружеские отношения и желание сотрудничать («Aff», «Com», «Dep»), свидетельствуют о большей враждебности, чем большое количество агрессивных ответов в сочетании с боль­шим количеством доброжелательных.

9 стр., 4059 слов

04.Маркетинг_Примерные ответы

Иными словами, прежде чем производить, фирма должна провести тщательное изучение потребностей конкретных потребителей, в соответствии с полученными данными доработать и усовершенствовать товар и только затем выходить с этим товаром на рынок. А не наоборот: произвести товар, а потом испытывать серьезные трудности в отношении его продажи. Маркетологи считают: «Червяк должен быть по вкусу рыбе, а не ...

Третий интерпретационный принцип отражает зависимость результатов от употребляемых в ответах частей речи. Глаголы, ис­пользуемые в ответах, отражают истинные, характерные для субъекта тенденции к действию. Например, ответ «Одевает ребенка» («Aff») свидетельствует о реальном желании заботиться о детях.

Когда глагол используется вместе с существительным, напри­мер, «Женщина одевает ребенка» («Aff»), то тенденция к действию, выраженному глаголом, уже не соотносится с самим субъектом, поэтому определить истинную тенденцию субъекта не так просто, как в случае использования кратких фраз, не содержащих подле­жащего («Одевает ребенка», «Плывет» и т. д.).

Глагол, употребляе­мый вместе с существительным, обозначающим лицо, совершаю­щее действие (особенно, если это лицо отличается от обследуе­мого полом и возрастом), отражает, скорее всего, желаемое, но по какой-либо причине сдерживаемое человеком действие.

Прилагательные, используемые в ответах без глаголов («Силь­ная рука», «Бледная рука» и др.), отражают реакцию испытуемо­го на воздействия окружающей среды, а не его собственные глу­бинные тенденции. Например, ответ «Бледная рука» («Crip») сви­детельствует об озабоченности внешним видом и впечатлении, производимом на окружающих.

Широкая клиническая интерпретация «Hand-теста» (так же, как интерпретация любой проективной методики) является твор­ческим процессом, который во многом определяется теорети­ческими взглядами экспериментатора и опытом его работы с данной проективной методикой.

3.2. Интерпретация результатов по отдельным оценочным категориям, их вклад в прогноз открытого агрессивного поведения

3.2.1. Общее количество ответов

Первый показатель — это общее количество ответов. Об­щее количество ответов свидетельствует о существующем запа­се тенденций к действию, отражает энергетический потенциал и степень активированности личности. Количество ответов менее 15 свидетельствует о низкой психологической активности обсле­дуемого, 15-25 ответов — средний диапазон, 26-40 ответов — высокая психологическая активность, более 40 ответов — гипе­рактивность.

3.2.2. Процентное соотношение категорий

Далее подсчитыватся количество ответов по каждой кате­гории в процентах от общего количества ответов. Если абсо­лютное количество ответов каждой категории говорит об «об­щем запасе» данной тенденции к действию, то процентное зна­чение отражает вес данной тенденции к действию в целостной психической жизни человека. Чем выше процент ответов опре­деленной категории, тем выше вероятность ее проявления в по­ведении, тем легче активизируется данная тенденция.

Ответы категорий «Agg» и «Dir»

Ответы первых двух категорий «Agg» и«Dir» повышают веро­ятность проявления агрессии в открытом поведении. Их объеди­няет отсутствие стремления «считаться» с другими людьми, учи­тывать чувства, права и намерения других в своем поведении. Эти ответы не предполагают взаимных «симметричных» межличност­ных взаимоотношений. Тенденции к действию в категориях «Agg» и «Dir» отражают готовность к открытому агрессивному поведе­нию, нежелание приспосабливаться к социальному окружению.

Ответы категории «Aff»

Ответы, относящиеся к категории «Aff», отражают способ­ность к активной социальной жизни, желание сотрудничать с дру­гими людьми.

Высокий процент ответов «Aff» свидетельствует о повышенной эмоциональности человека, о том, что это «теплый» человек, об­ладающий развитой эмпатией (корреляция показателя «Aff» с показателями эмпатии, полученными с помощью ТАТ, методик Меграбяна и Гавриловой — более 0,7).

Незначительный процент ответов данной категории свиде­тельствует об эмоциональной черствости, дефиците искренних эмоциональных отношений с другими и отсутствии желания под­держивать эмоциональный контакт.

Ответы категории «Com»

Высокий процент ответов категории «Com» является при­знаком высокой коммуникативности, но при отсутствии ответов категории «Aff» отражает определенный формализм во взаимо­отношениях с людьми, отсутствие «здоровой» пристрастности.

Незначительный процент ответов данной категории свиде­тельствует о низкой коммуникативности. Если при этом присут­ствуют ответы категории «Aff», то это означает, что человек не способен общаться на деловом уровне и строит свои отношения с людьми по принципу «нравится — не нравится», т. е. в эмоцио­нально-оценочном контексте.

Ответы категории «Dep»

Ответы категории «Dep» отражают потребность в помощи и поддержке со стороны других людей. Человек, дающий такие от­веты, считает, что другие люди должны тратить на него время, уделять ему внимание, нести ответственность за его действия. Ответы данной категории дают не только малоимущие (бедные) и алкоголики, хотя процент подобных ответов у них является пре­обладающим. Представителям «нормальной» выборки также свой­ственны эти ответы.

Высокий процент ответов «Dep», как правило, сопровождает­ся сильнейшим чувством обиды за свое подчиненное положение.

Отсутствие ответов данной категории может быть связано с дефицитом чувства социальной ответственности.

Ответы категорий «Aff», «Com» и «Dep» отражают тенден­ции, связанные с социальной кооперацией. Такой тип ответов предполагает, что рука в такой же (если не в большей) степени нуждается в других людях, как другие люди нуждаются во владельце руки. Эти ответы направлены на приспособление к социальному окружению и активно уменьшают вероятность открытого агрессивного поведения.

Одна из наиболее интересных находок «Hand-теста» состоит в том, что главной детерминантой открытого агрессивного поведения является недоразвитие установок социального сотрудничества, а не наличие развитых агрессивных тенденций. Следовательно, важно не просто оценить, сколько у человека ответов «Agg» + «Dir», а что этому противостоит. Соответственно, склонность к открытому агрессивному поведению оценивается путем сравнения тенденций, отражающих готовность к агрессивному поведению, и тенденций, предполагающих кооперацию: I = (Agg + Dir) — (Aff + Com + Dep).

Считается, что пять категорий, входящих в данную формулу, в норме вбирают в себя около 50% ответов.

В ранних работах Э. Вагнер относил к тенденциям, противостоящим открытому агрессивному поведению, категорию «F». Затем эта категория была исключена из формулы, как не отражающая искренней тенденции к кооперации, а продиктованная страхом возмездия со стороны других.

Склонность к открытому агрессивному поведению принято подсчитывать в баллах, а не в процентах.

Если I = 0 , то можно предположить, что человек склонен к агрессии с теми, кого больше знает. Чужие люди как бы «нажимают на кнопку» механизма самоконтроля, и человек успешно справляется с агрессией (контролирует ее).

С близкими людьми этот контроль ослабевает, человек испытывает сложности в поддержании контроля над своим поведением.

Начиная с I = +1, можно говорить о реальной вероятности проявления агрессии, и чем выше балл, тем выше вероятность открытого агрессивного поведения.

Если I < -1, то вероятность проявления агрессии существует, но только в особо значимых ситуациях. Чем больше абсолютная величина «I», тем меньше вероятность даже в особо значимых случаях.

Ответы категории «Ex»

Две следующие категории, «Ex» и «Crip»,не используются для оценки склонности к открытому агрессивному поведению, по­скольку их роль в этом отношении непостоянна.

Высокий процент ответов категории «Ex» (особенно у муж­чин) тесно коррелирует с истероидными чертами личности, с неутомимым и непроходящим желанием быть в центре событий и «тянуть одеяло на себя».

Отсутствие ответов данной категории отражает сниженную потребность в самопроявлении. Довольно трудно подобрать точную формулировку для этой категории, наиболее подходящим для нее словом является «кураж». У людей, не имеющих куража, отсутствуют ответы категории «Ex».

У актеров и тех, кого можно назвать «профессиональными коммуникаторами» (психологи, учителя, врачи, юристы), процент ответов «Ex» выше, чем у представителей профессий, в которых коммуникативный потенциал затребован гораздо меньше.

Люди, у которых склонность к открытому агрессивному по­ведению сочетается с показателем «Ex», легче поддаются психокоррекционной работе.

Ответы категории «Crip»

Высокий процент ответов категории «Crip» связан с чув­ством физической неадекватности, боязнью собственной немощи или физических недостатков. Эти ответы отражают склонность к ипохондрии, а возможно, и реальные проблемы со здоровь­ем. Врачи-травматологи и спортсмены-профессионалы дают зна­чительно больше ответов данной категории по сравнению с дру­гими выборками.

Отсутствие ответов данной категории свидетельствует не столько о том, что у человека нет проблем со здоровьем, сколь­ко о легкомысленном и, возможно, бездумном отношении к сво­ему физическому состоянию.

Ответы категории «Des»

Высокий процент ответов категории «Des» характерен для невротиков и шизофреников, а также для людей «художественно­го» типа. Выраженность данной категории свидетельствует об эмоциональной амбивалентности, склонности к раздумыванию, осмысливанию, переживанию вместо делания чего бы то ни было. Незначительный процент ответов данной категории свиде­тельствует об отсутствии мечтательности, неразвитости вообра­жения и творческого мышления.

Ответы категории «Ten»

Категория «Ten» отражает свойство личности, которое обыч­но называют «тревожность» или «нейротизм» (установлена тес­ная корреляция с соответствующими показателями опросников Айзенка, Кеттелла, ММРI).

Высокий процент ответов «Ten» свидетельствует об эмоци­ональной неустойчивости человека. Тревожные люди характери­зуются повышенным нервно-психическим напряжением в широ­ком диапазоне ситуаций, умением находить проблемы даже тог­да, когда, казалось бы, их не существует.

Низкие значения показателя «Ten» отражают эмоциональ­ную устойчивость личности.

Ответы категорий «Act» и «Pas»

Интересно, что процент безличных («Act» + «Pas») ответов был приблизительно одинаков во всех эмпирических выборках и колебался около 35%. Содержание ответов отражало одинако­вый характер безличной окружающей среды (все люди моются, одеваются, причесываются и т. д.)

Если процент безличных ответов больше 35, то можно сде­лать вывод о сниженном значении социума в жизни человека, о том, что основной опыт его переживаний связан с физической средой, а не с другими людьми.

Высокий процент ответов по данной категории может соче­таться с отсутствием ответов по ряду других оценочных катего­рий или их минимальной представленностью, что можно проин­терпретировать как «простоту» внутреннего мира личности, его незрелость. Часто такая картина выявляется у детей, подростков и лиц со сниженным интеллектом.

Незначительный процент ответов безличной категории («Act» и «Pas») свидетельствует о повышенной социальной восприим­чивости, чувствительности в межличностных отношениях, тревожности человека. Очень немногие стимулы являются для него ней­тральными, Большинство событий и предметов имеют для него личностный смысл.

При интерпретации результатов «Hand-теста» следует учи­тывать, что психическая жизнь нормального человека является сложной и насыщенной и должна включать все выделенные кате­гории (кроме «Bas» и «Fall»).

Отсутствие каких-либо из пере­численных категорий свидетельствует о недостаточном содер­жательном разнообразии и слабой дифференцированности внут­реннего мира личности.

Оценочные категории «Ten», «Bas» и «Fall» были введены ав­торами позднее, после накопления значительного опыта работы с «Hand-тестом». На основе этих категорий были выведены три но­вые формулы, отражающие степень личностной дезадаптации, тенденцию к уходу от реальности, наличие психопатологии.

Наличие выраженной психопатологии (по американским данным РАТН > 4) может подавлять поведенческие тенденции или ставить их вне контроля сознания. Поэтому при фиксации выраженной патологии показатель «I», отражающий склонность к открытому агрессивному поведению, необходимо интерпрети­ровать с большой осторожностью.

При интерпретации результатов по описанной схеме можно использовать статистические нормы, полученные Т. Н. Курбато­вой и представленные в Приложении 3. Примеры интерпретаций конкретных протоколов приведены в Приложении 2.

3.2.3. Диагностические возможности некоторых карт стимульного набора

Карта X (пустая).

Авторы методики пришли к выводу, что пустая карта «Hand-теста» срабатывает точно так же, как пустая карта ТАТ. Она гораздо чаще, чем все остальные карты, вызывает ответы, отражающие наиболее актуальные, осознанные, прини­маемые и приятные потребности и желания.

То же самое справедливо в отношении пустой карты «Hand-теста». Карта X в большей степени, чем другие карты с четкими, конкретными изображениями кистей рук, стимулирует мысли о наиболее желаемом.

Затруднения при ответах на Карту X отражают неспособность сделать выбор между различными тенденциями в поведении (при­нять решения относительно желаемых целей поведения), трево­гу по поводу потери самоконтроля, бессознательное признание будущих трудностей. Это свидетельствует также о слабых спо­собностях к проявлению себя как личности и о редуцированных личностных притязаниях. Считается, что Карта X рельефнее от­ражает различные аспекты личности, чем другие Карты стимуль­ного набора.

Карта IX. Эта карта вызывает сексуальные ассоциации. Ре­акция на это изображение позволяет сделать вывод о наличии проблем в сексуальной сфере. Чаще всего интерпретация отве­тов на Карту IX опирается на знание психоаналитической теории, психоаналитического символизма,

Десятилетний опыт работы с «Hand-тестом» авторов Руко­водства позволяет сделать вывод о том, что оценочные катего­рии, к которым относятся ответы на Карту IX, отражают психоло­гические потребности, которые обследуемый пытается удовлет­ворить через сексуальное поведение.

В таблицах 1 и 2 представлены статистические данные, по­лученные В. М. Бызовой по Карте IX на мужской и женской выбор­ках различного возрастного диапазона от 18 до 50 лет.

Таблица 1

Процентное соотношение ответов различных категорий (по мужской выборке)

Кол-во чел.

Воз-раст

%

Agg д

Dir

F

Aff Я

Com т

Dep р

Ex

Crip р

Act!

Pas з

Des

70

18-25

33

23

7

20

42

34

11

8

67

44

8

100

26-30

16

15

5

22

32

46

7

3

48

40

5

54

31-40

11

22

9

18

42

40

11

6

60

44

11

42

41-50

21

26

12

11

60

33

23

10

66

52

17

Таблица 2

Процентное соотношение ответов различных категорий (по женской выборке)

Кол-во чел.

Воз­раст

%

Agg д

Dir

F

Aff Я

Com т

Dep р

Ex

Crip р

Act!

Pas з

Des

70

18-25

7

22

4

34

61

51

26

3

51

61

7

30

26-30

10

35

20

40

70

45

32

60

40

5

50

31-40

12

30

24

28

31

14

4

30

31

4

16

41-50

25

31

6

7

25

36

30

50

36

6

Из таблиц видно, что во всех возрастных группах через сек­суальное поведение удовлетворяются основные интериндивиду­альные потребности: «Agg», «Dir», «Aff», «Com», «Dep». Так как каждый обследуемый давал два-три ответа на Карту IX, общая сумма ответов значительно превышает 100%. Агрессивно-директивные тенденции особенно сильно проявляются в крайних возрастных группах (до 25 и после 40 лет), и в целом носят устойчивый ха­рактер, что не может не наводить на грустные мысли. Эти данные согласуются с психоаналитическим положением о том, что сек­суальное поведение подразумевает удовлетворение самых раз­ных потребностей и мотивов, среди которых не последнее место занимает агрессия.

Женщины в возрасте 26-30 лет имеют наиболее рельефное распределение ответов. Именно в этом возрасте отмечается рез­кое увеличение направленности на партнера, как в эмоциональ­но-аффективном, так и в деловом плане (максимальное значе­ние «Aff» и «Com»), и в то же время сексуальные отношения чаще, чем в другие возрастные периоды, вызывают страх. Также можно отметить, что сексуальное поведение является не только «полем» пролонгированного общения во всех его нюансах, но и средством самопроявления и самореализации (максимальное значение «Ex»), при этом озабоченность своим физическим статусом явно сни­жена (отсутствие ответов «Crip»).

Сравнение удельного веса каждой оценочной категории по­казывает, что безличная направленность («Act» + «Pas») занима­ет наибольший объем у представителей обоих полов во всех воз­растных группах. Подобный «безличный» подход отражает невы­сокую значимость партнера в сексуальных отношениях.

Полученные статистические данные соответствуют закономер­ностям в психосексуальной ориентации, описанным в сексологии,

В работах Н. Курбатовой исследовалась также чувствитель­ность Карт стимульного набора в отношении выделенных катего­рий ответов и были выявлены некоторые половые различия (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Частота ответов различных категорий в зависимости от предъявляемой Карты стимульного набора

№ карты

Ж

М

Карта I

Com — 30%

Dir — 23%

Com — 30%

Dir — 25%

Карта II

Act- 25%

Pas — 30%

Crip — 17%

Act — 25%

Pas — 30%

F — 16%

Карта III

Dir — 40%

Com — 25%

Dir — 40%

Com — 25%

Карта IV

Aff — 30%

Aff — 30%

Карта V

Ex — 20%

Ex — 13%

Crip — 13%

Карта VI

Agg — 40%

Agg -40%

Карта VII

Самая информативная, т. к. имеет наибольший разброс ответов.

Интерпретируется аналогично Карте X

Карта VIII

Act — 40%

Act — 40%

Agg — 25%

Карта IX

Act+Pas — 50% Com — 25%

Act+Pas — 50%

Com — 25%

Карта X

Act — 30%

Aff — 22%

Act — 30%

Aff — 22%

Увеличение латентного времени реакции на Карту расцени­вается как «шоковая реакция», т. е. проявление «тормозящего» действия аффекта на интеллектуальные процессы.