Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу

«Общая психология – часть 2»

для студентов очно-зоачной формы обучения

Часть 2 курса «Общая психология»: Познавательная сфера психики.

1.1. Вопросы к итоговому контролю знаний:

(письменный экзамен по билетам с двумя вопросами – для тех, кто не получил аттестации по рейтингу)

  1. Ощущения: определение, классификации, характеристики.
  2. Анализатор — физиологическая основа ощущений. Взаимодействие ощущений (анализаторов).
  3. Сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация.
  4. Психофизика ощущений и измерение чувствительности. Сенсорные пороги.
  5. Психофизические законы.
  6. Характеристика зрительных образов.
  7. Характеристика слуховых образов.
  8. Восприятие: определение, характеристики, виды.
  9. Восприятие пространства, времени и движения.
  10. Теории и механизмы восприятия.
  11. Восприятие и научение.
  12. Восприятие и деятельность.
  13. Основные свойства перцептивных образов.
  14. Константность и предметность восприятия.
  15. Иллюзии восприятия.
  16. Стереотипы восприятия.
  17. Психология восприятия цвета.
  18. Гештальт-психология о свойствах восприятия.
  19. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии.
  20. Апперцепция. Индивидуальные особенности восприятия.
  21. Научение в восприятии.
  22. Представления и их место в структуре познавательных процессов.
  23. Образы памяти-представления. Ассоциации.
  24. Память как высшая психическая функция и сквозной психический процесс.
  25. Память и научение.
  26. Мнемические процессы (запоминание, хранение, забывание, воспроизведение).
  27. Виды и типы памяти.
  28. Индивидуальные особенности и аномалии памяти.
  29. Развитие и тренировка памяти.

    Способы повышения эффективности запоминания.

  30. Память и деятельность.
  31. Внимание: сущность, функции. Теории внимания.
  32. Виды внимания.
  33. Характеристики внимания. Их диагностика и развитие.
  34. Внимание и самоконтроль.
  35. Внимание и деятельность.
  36. Воображение: определение, функции. Формы проявления воображения.
  37. Виды воображения. Приемы творческого воображения.
  38. Мышление: сущность, определение, формы мышления.
  39. Мышление как познавательный процесс: фазы и мыслительные операции.
  40. Виды мышления. Характеристики и развитие понятийного мышления.
  41. Понятие об интуиции.
  42. Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления.
  43. Фило-. социо- и онтогенез мышления.
  44. Мышление и интеллект
  45. Интеллект и креативность.
  46. Структура интеллекта.
  47. Этапы творческого процесса и особенности его психической регуляции.
  48. Творческое мышление и творческая личность.
  49. Индивидуально-личностная детерминация мышления.
  50. Речь, язык и речевая деятельность.

1.2 Примеры тестовых вопросов для самопроверки:

1)Какой зависимостью в соответствии с законом Вебера-Фехнера связаны интенсивность физического стимула и интенсивность соответствующего ошущения?

3 стр., 1202 слов

Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, мышление, память, речь и их проявление в деятельности человека

... влияния профессиональной специфики на функционирование психической познавательной деятельности (восприятие, память, мышление). Пример, конечно, гротескный. Что же такое психические ... Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. 13. Глазырин Ф.В. ... Это такие психические явления, которые протекают в виде реакции, т.е. по своему характеру ...

………………………………………………………………………………………………

2)Минимальное значение интенсивности воздействующего раздражителя, вызывающего ощущение, называется……………………………………………………………………

3)Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

а) Побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его………………………………………………

б) А.Н.Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков обладали «цветным» слухом, то есть звуки, которые они слышали, сопровождались ощущением цвета………………………….

4) Какая из сенсорных систем не входит в число основных репрезентативных:

а) визуальная, б) аудиальная, в) интеллектуальная, г) кинестетическая

5) Какое из приведенных утверждений является описанием понятия «апперцепция»:

а) индивидуально-стабильный в течение жизни параметр восприятия;

б) процесс интеграции воспринимаемых характеристик;

в) свойство восприятия, отражающее зависимость восприятия от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности и индивидуальных свойств.

6) Феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений условий восприятия или ее фона называется……………….

а) константностью восприятия, б) иллюзией восприятия.

7) Длительность ситуации, оцениваемой положительно, обычно

воспринимается…… ………………..действительной: а) короче; б) длиннее.

8) В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Природу и назначение социально-культурной деятельности как правило рассматривают в нескольких основных аспектах: экономическом, где основное место занимают такие понятия как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность и самоокупаемость. Гуманитарном, охватывающем огромный спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, в том числе ...

а) целостность; б) предметность; в) константность; г) структурность.

9).Еще Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания, которые впоследствии были названы как законы ………………………………….:

по смежности, по сходству, по контрасту.

10).По времени хранения информации различают следующие виды памяти:…………………………………………………………………………………….

11).Объем кратковременной памяти не позволяет сохранять одновременно более……..

элементов.

12).

Три главных процесса памяти – это:……………………………………………………

13).

Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:

а) рефлексия; б) восприятие; в) внимание; г) память.

14).

Понятие «доминанта» в научный оборот было введено:

а) У. Найссером; б) В.М. Бехтеревым; в) А.А. Ухтомским; г) П.Я. Гальпериным.

15).

Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей

называется вниманием:

а) непроизвольным; б) произвольным; в) послепроизвольным; г) зрительным.

16).

В теории внимания П.Я. Гальперин рассматривает внимание как:

а) продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму;

б) психическое явление, не имеющее собственного содержания;

в) феноменальное продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности;

г) форму психической активности, проявляющейся в сосредоточенности на объекте.

17).

Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и явлениями, как:

а) беспричинные; б) корреляционные; в) причинно-следственные;

г) какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления.

18).

Мышление рассматривается как процесс формирования связей между стимулом и реакцией, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач:

а) в бихевиоризме; б) в психоанализе; в) в когнитивной психологии;

г) в теории деятельности мышления.

19).

Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте:

а) 2—3 лет; б) 4—6 лет; в) 7-8 лет; г) 9-10 лет.

20).Какой из приведенных терминов обозначает выделение признаков изучаемого объекта с отвлечением от остальных признаков, результатом чего выступает построение умственного продукта (понятия, модели, теории и т.д.)?

12 стр., 5711 слов

Психология заочная форма

... Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2007. -793 с. 8.Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / ... свойствах и отношениях. Виды мышления. Формы мышления. Стиль мышления. Понятие о речевой деятельности. Понятие ... , воспроизведение, забывание. Закономерности функционирования памяти. Мышление как обобщенное опосредованное отражение действительности в ее существенных ...

а) анализ, б) синтез, в) абстрагирование, г) сравнение.

21).

Относительно устойчивая структура умственных способностей—это:

а) мышление; б) инсайт; в) интеллект; г) одаренность.

22).

Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:

а) восприятием; б) мышлением; в) воображением; г) вниманием.

23).

Всегда направлено на решение творческой или личностной задачи воображение:

а) активное; б) воссоздающее; в) антиципирующее; г) творческое.

24).

Согласно Дж. Гилфорду, творческое мышление нельзя назвать:

а) пластичным; б) подвижным; в) оригинальным; г) репродуктивным.

25).

Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является мышление:

а) наглядно-действенное; б) наглядно-образное;

в) словесно-логическое; г) интуитивное.

26).

Центральной особенностью допонятийного мышления является:

а) эгоизм; б) эгоцентризм; в) эгоидентичность; г) эго-состояние.

27).

Адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка рассматривает:

а) Дж. Брунер; б) П. Жане; в) Ж. Пиаже; г) Л.С. Выготский.

28).

Речь рассматривается как одно из важнейших условий формирования психических явлений в теории:

а) поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина;

б) коммуникативных актов;

в) имплицитной теории личности;

г) социального научения.

2. Рекомендуемая литература

    Основная литература

    1. Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 2 : Ощущение и восприятие / А. Н. Гусев; ред. Б. С. Братусь. — М. : Академия, 2007 — 416 с. 
    2. Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 3: Память/ В.В. Нуркова — М., изд. «Академия», 2008
    3. Общая психология: в 7 т.: учебник. Т. 4: Внимание / М. В. Фаликман; ред. Б. С. Братусь. — М. : Академия, 2006
    4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2010 – 581 с.
    5. Березанская, Н.Б. Психология : учебник / Н.Б. Березанская, В.В. Нуркова. – М.: Юрайт, 2011. – 575 с.
    6. Иванников В.А. Основы психологии/В.А. Иванников – СПб.: Питер, 2010 – 336 с.
    7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с.

    Дополнительная литература

    1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т.1) / В.М. Аллахвердов. — СПб: СПбГУ, 2000. — 325 с.
    2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания/ Б.Г. Ананьев — СПб: Питер, 2003. — 272 с.
    3. Белых С.Л. Способность к воссозданию визуального образа по тактильному восприятию/ С.Л.Белых, С.И. Мильчакова //Психологический журнал, — 2008,- т.29, № 3, — С.120-127
    4. Веккер Л.М. Психика и реальность./ Л.М. Веккер. -.М.: Смысл, 2000. — 685 с.
    5. Выготский Л.С. Мышление и речь/ Л.С.Выготский, собр.соч.в 6-и т.,т.2 — М.: Педагогика,1982 – 367 с.
    6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Электронный ресурс] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22012&cat=1044&page=3
    7. Евтух, Т.В. Сборник задач по общей и социальной психологии [Электронный ресурс] / Т.В. Евтух. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 80 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23313&cat=1088&page=1
    8. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Электронный ресурс]: пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 448 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21693&cat=1044&page=3
    9. Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова: М.: Педагогика, 2002 – 315 с..
    10. Корнилова Т.В. О.К.Тихомиров — основатель психологической школы мышления в МГУ им.М.В.Ломоносова/ Т.В.Корнилова, А.Е.Войскуновский// Психологический журнал,- 2008, — т.29,№ 3. — С.128-130
    11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие/ А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
    12. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти/А.Р.Лурия — М.:Эдос ,1994- 112 с.
    13. Маклаков, А.Г. Познавательные психические процессы [Электронный ресурс]: хрестоматия / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2010. – 480 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21954&cat=1044&page=2
    14. Меерович М.И.Технология творческого мышления./М.И.Меерович, Л.И. Шрагина — М.: Асток, 2008– 496 с.
    15. Павлова Н.Д. Новые направления в психологии речи и психолингвистике/Н.Д.Павлова//Психологический журнал, -2008,Т.29, № 2, С.134-137
    16. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2010. — 560с.
    17. Практический интеллект / ред. Р. Стернберг. — СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
    18. Психологическая энциклопедия / ред. Р. Корсини, А. Ауэрбах. – СПб: Питер, 2003. — 1096 с.
    19. Психология : учебник для вузов / Отв. ред. Б.А. Сосновский. – 2-е изд.‑ М.: Юрайт, 2011. – 799 с.
    20. Психология внимания: Хрестоматия [Тексты] / ред. Ю.Б.Гиппенрейтер — М.: Черо, 2008
    21. Психология памяти: Хрестоматия [Тексты] / ред. Ю.Б.Гиппенрейтер — М.: Черо, 2008
    22. Психология цвета/ ред. С.Удовик, — М.: Ваклер, 1996 – 389 с.
    23. Психология: учебник; ред. А.А.Крылов. – СПб.: Питер, 2011
    24. Рок И. Введение в зрительное восприятие, в 2-х т./Т.Рок — М.: Мир,1980
    25. Солсо Р.Л. Когнитивная психология./ Р.Л.Солсо. — М.: Мир,1996 – 398 с.
    26. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник/ Л.Д.Столяренко — Р.-Д.: Феникс, 2000.
    27. Тихомиров О. К. Психология мышления: учебное пособие/ О.К.Тихомиров — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984— 272 с.
    28. Халперн Д. Психология критического мышления/ Д.Халперн — СПб.: Питер, 2000 — 512 с.
    29. Холодная М.А. Психология интеллекта/М.АХолодная – СПб.:Питер, 2003 – 408 с.
    30. Шиффман Х. Ощущение и восприятие/ Х.Шифман — СПб.: Питер, 2003 – 929 с.

    Электронные ресурсы удаленного доступа

    Psychology.ru: психология на русском языке [Электронный ресурс]. — 2000- . — Режим доступа: http://www.psychology.ru/. – Загл. с экрана.

    Флогистон: психология из первых рук [Электронный ресурс]. – 1998- . — Режим доступа: http://flogiston.ru/. – Загл. с экрана.

    Психология — Вся Россия: практическая психология [Электронный ресурс]. — 1999- . — Режим доступа: . – Загл. с экрана.

    Институт психологии Российской академии наук [Электронный ресурс]. — 2006- . — Режим доступа: http://ipras.ru/. – Загл. с экрана.

    Российское Психологическое Общество [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psychology.ru/rpo/. – Загл. с экрана.

    Санкт-Петербургское психологическое общество [Электронный ресурс]. – СПб. — Режим доступа: http://www.spbpo.ru/. – Загл. с экрана.

    Вопросы психологии: научный журнал [Электронный ресурс]. – М. – 2001- . — Режим доступа: http://www.voppsy.ru/. – Загл. с экрана.

    3. Задания для самостоятельной работы

    Самостоятельная работа студентов может включать:

    — составление библиографии по темам курса;

    — знакомство с сайтами специализированных учреждений и организаций, получение сведений, необходимых для углубленного изучения отдельных аспектов тем рабочей программы учебной дисциплины;

    — чтение специальной научной литературы – монографий, журнальных статей, иных публикаций, в том числе размещенных на Интернет-сайтах;

    — самостоятельный анализ содержания текста или его фрагмента, рекомендованного преподавателем;

    — самостоятельное написание научного, публицистического текстов, текстов кратких презентаций научной проблемы или проблемной ситуации;

    — подготовка проблемно-ориентированных записок, эссе, проектов, сценариев, стратегий исследовательской деятельности для обсуждения с преподавателем или в рабочей группе;

    — чтение научной, публицистической и художественной литературы, имеющей отношение к изучаемой теме с целью последующего обсуждения с преподавателем, в рамках семинарских занятий или в рабочей группе.

    — самостоятельный анализ ситуаций (с точки зрения той или иной психологической теории).

    Примеры конкретных заданий для самостоятельной работы студентов (к темам курса):

    1 Модуль: Психические образы

    Тема 1

    Функциональная структура психики. Ощущение и психофизика сенсорных процессов.

    Тема 2

    Общее представление о восприятии.

    Тема 3

    Представление в структуре психики.

    3.1.1. Проанализируйте публикации журналов «Вопросы психологии» или «Психологический журнал», начиная с 2007 г., с целью определения актуальных проблем психологии познавательных процессов (презентуйте Ваш анализ на любом семинаре).

    3.1.2. Составьте библиографию по любой из тем (презентуйте её на семинаре № 1):

    — Психофизика и основной психофизический закон.

    — Теории восприятия в гештальтпсихологии.

    — Субсенсорные раздражители и субсенсорное восприятие.

    — Иллюзии и стереотипы восприятия.

    — Психология восприятия цвета.

    3.1.3. Найдите в профессиональных психологических журналах («Вопросы психологии», «Психологический журнал» и т.п.) за последние годы статью об исследовании ощущений, восприятия или представления и расскажите о нем на семинаре.

    3.1.4. Литературные источники для конспектирования

    1).

    Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, гл.2 «Сенсорно-перцептивная организация человека”, СПб. Питер.2001 или др. издания;

    2).

    Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л., 1961 или из собр.соч.(любая глава)

    3).

    Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000 (любая глава по сенсорно-перцептивным процессам);

    4).

    Шиффман Х. Ощущение и восприятие, 5-е изд. — СПб, 2003

    Поощряется самостоятельный поиск научных первоисточников, отражающих изучаемые темы.

    3.1.5. В группах по 2-3 человека проведите опыт на изучение тактильных порогов чувствительности, используя для этого предметы, различающиеся по свойствам поверхности и весу (ключ, ручка, флэшка, мобильник и т.п.).

    Определите на ощупь с закрытыми глазами форму предмета и зарисуйте. Оцените правильность изображениея по 5-бальной шкале. Составьте таблицу с результатами

    и расскажите о них на семинаре № 1.

    3.1.6. В группах по 2-3 человека проанализируйте остроту зрения каждого и попробуйте экспериментально выявить порог зрительного ощущения и восприятия. Составьте таблицу с результатами и расскажите о них на семинаре по восприятию (№1).

    3.1.7. Сочините миф или сказку на тему «Радости и горести экстрасенса». Расскажите её на семинаре по психическим образам(№1).

    Или подготовьте для опубликования в институтском «Гипсокартоне».

    3.1.8. Проведите самостоятельное исследование по теме:

    Индивидуальные особенности сенсорно-перцептивной организации (на конкретном примере любого человека или сравнительный анализ сенсорно-перцептивных характеристик двух человек).

    Можно научный отчет об исследовании сдать преподавателю и/или презентовать/рассказать на семинаре.

    2 Модуль: Сквозные психические процессы и функции

    Тема 4

    Общее представление о памяти.

    Тема 5

    Общее представление о внимании.

    3.2.1. Найдите в журналах «Вопросы психологии» или «Психологический журнал» с 2005 г. по 2010 год статью по проблемам памяти или внимания и расскажите о её содержании на семинаре №2.

    3.2.2. Составьте и прокомментируйте на семинаре №2 библиографию по теме:

    — Теории и механизмы памяти.

    — Развитие и тренировка памяти.

    — Развитие внимания у ребенка.

    3.2.3. Составьте глоссарий (или словарь основных понятий) по теме «Методы изучения и тренировки внимания» и прокомментируйте его на семинаре по вниманию (№2):

    3.2.4. Литературные источники для конспектирования

    На выбор из списка литературы(или из хрестоматий) монографии (или главы)по памяти и вниманиюследующих исследователей когнитивной сферы: Р.Аткинсон, Г.Эббингауз,Н.Ланге,А.Лурия,Л.Выготский,Р.Грановская,В.Аллахвердов,

    В.Зинченко, Т.Зинченко, Л.Веккер и др. (возможны варианты по согласованию с преподавателем).

    Поощряется самостоятельный поиск научных первоисточников, отражающих изучаемые темы.

    3.2.5. Подготовьте (можно совместно с одним-двумя сокурсниками) опыт по диагностике или тренингу памяти и проведите его со всей группой или в подгруппах на семинаре (№2).

    3.2.6. Подготовьте (можно совместно с одним-двумя сокурсниками) опыт по диагностике или тренингу внимания и проведите его со всей группой или в подгруппах на семинаре (№2).

    3.2.7. Проведите самостоятельное исследование по теме:

    Индивидуальные особенности внимания или памяти (на конкретном примере любого человека или сравнительный анализ характеристик памяти и/или внимания двух человек).

    Научный отчет об исследовании можно сдать преподавателю или рассказать о нём на семинаре.

    3.2.8. Сочините миф, сказку или эссе по одной из тем:

    — Метаморфозы памяти;

    — Что помнит наше бессознательное;

    — Жил человек рассеянный…

    Расскажите на семинаре №2 и/или подготовьте для опубликования в институтском «Гипсокартоне».

    1. Модуль: Интегративные процессы и функции когнитивной сферы психики

    Тема 6

    Воображение, мышление и речь.

    Тема 7

    Интеллект и творчество.

    3.3.1. Найти в журналах «Вопросы психологии» или «Психологический журнал» с 2005 г. по 2010 год статью проблемам воображения, мышления или интеллекта и рассказать о её содержании на семинаре № 3 (желательно с презентацией).

    3.3.2. Письменно выполните сравнительный анализ теоретических концепций мышления разных теоретических направлений. Выявите самые существенные различия в теоретических подходах к мышлению. Расскажите на семинаре №3 и/ или сдайте преподавателю.

    3.3.3. Составьте библиографию и/или глоссарий по одной из тем:

    — Приемы творческого воображения и методы его изучения.

    — Творческое мышление.

    — Интуиция и творчество.

    — Теории интеллекта.

    — Мышление и речь.

    Презентуйте Вашу работу на семинаре №3 и/или сдайте до 17 мая.

    3.3.4. Выпишите из как можно большего числа словарей (со ссылками) определения понятия «интеллект».

    Выделите наиболее существенное во всех определениях и сформулируйте само оптимальное, на Ваш взгляд. Расскажите о Вашем анализе на семинаре № 3.

    3.3.5. Литературные источники для конспектирования

    На выбор из списка литературы монографии (или главы) по мышлению, интеллекту и творчеству следующих авторов: П.Блонский, Д.Брунер, Э.Боно, М.Вертгеймер, Л.Выготский, Ж.Пиаже, Р.Грановская, В.Дружинин, О.Тихомиров, М.Холодная, Р.Стернберг, Д.Майерс и др. (возможны варианты по согласованию с преподавателем).

    3.3.6. Подготовьте (можно совместно с одним-двумя сокурсниками) опыт по диагностике или тренингу воображения и проведите его со всей группой или в подгруппах на семинаре (№3).

    3.3.7. Подготовьте (можно совместно с одним-двумя сокурсниками) опыт по диагностике или тренингу мышления и проведите его со всей группой или в подгруппах на семинаре (№3).

    3.3.8. Проведите самостоятельное исследование по теме:

    — Индивидуальные особенности мышления/воображения и их проявление в учебной/профессиональной деятельности (на конкретном примере любого человека или сравнительный анализ характеристик мышления/воображения двух человек).

    Научный отчет об исследовании можно сдать и/или рассказать о нём на семинаре№3.

    3.3.9. Сочините миф, сказку или эссе по одной из тем:

    — Куда ведёт тропа воображения?..

    — «Черный квадрат» К.Малевича.

    — Как поссорились интеллектуал с креативом…

    Расскажите её на семинаре №3 и/или подготовьте для опубликования в институтском «Гипсокартоне».

    4. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы:

    — Результаты самостоятельной работы студентов могут быть представлены на семинаре/ лекции (желательно в виде компьютерной презентации), и/или сданы преподавателю не позднее 17 мая для учета в рейтинговой аттестации. В случае представления С.Р. на семинаре/лекции можно ещё получить баллы за активность, но сдать работу всё равно нужно.

    — Конспекты первоисточников (в том числе – статьи из профессиональных журналов)

    должны быть снабжены библиографическими ссылками по ГОСТу.

    Конспекты первоисточников могут стать основой сообщения и обсуждения по соответствующим темам. Если сообщение на семинаре/лекции сделано по конспекту первоисточника со своими комментариями, оно оценивается по БСР высшим баллом за активность (также как содержательная компьютерная презентация) и сдается как самостоятельная работа.

    Б.-рейтинговая система аттестации студентов учитывает:

    — посещаемость и активность на лекциях и семинарах;

    — качество и количество конспектов, сообщений, ответов и вопросов;

    — результаты экспресс-контролей (проводятся на семинарах);

    — результаты рубежной аттестации и теста минимальной компетенции — понятийного

    диктанта (ТМК- 3 апреля);

    — самостоятельную работу студентов.

    Для допуска к экзамену необходимо посещать лекции и семинары (не менее 50%), удовлетворительно пройти рубежную аттестацию, аттестацию самостоятельной работы (сдать хотя бы одну С,Р.) и ТМК(90%).

    Для автоматической сдачи экзамена по БСР обязательно сдать три С.Р.

    (по одной из каждого модуля).

    Целесообразно сдавать работы по ходу семестра,

    не дожидаясь конечного срока.

    На рубежную аттестацию выносится самостоятельная контрольная работа по теме: Общие закономерности и специфика отдельных познавательных процессов:

    от ощущения до мышления.

    Тема будет конкретизирована для нескольких вариантов (задание для каждого студента будет выдано преподавателем 13 марта):

    например, сравнительная характеристика 1) ощущения и восприятия; 2) восприятия и представления; 3) внимания и памяти; 4) мышления и воображения и т. д.

    Сравнение (или установление сходства и различия между заданными психическими процессами) проводить по следующим пяти пунктам:

    определение, теории, свойства или характеристики, виды и классификации, примеры проявления в деятельности и поведении.

    К/р оценивается по 5-б.шкале, основной критерий оценки – самостоятельность и осознанность в раскрытии темы и изложении проработанного по лекциям и рекомендованной литературе материала. Срок сдачи к/р в деканат – до 10 апреля.

    5. Примерные темы и планы семинарских занятий:

    Семинарское занятие № 1. Тема: “Психические образы ” – 27 февраля.

    План:

    1. Роль ощущений в жизнедеятельности человека и их классификация.

    2. Ощущения: определение, характеристики. Что такое модальность ощущений?

    3. Чувствительность, её пороги и психофизические законы.

    4. Взаимодействие ощущений (анализаторов).

    Сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация.

    5. Восприятие: определение, характеристики и классификации в сравнении с ощущением.

    6. Гештальт-психология о свойствах восприятия.

    7. Барьеры, иллюзии и стереотипы восприятия – разведите понятия и приведите примеры.

    8. Теории восприятия пространства, времени и движения.

    9. Психология восприятия цвета.

    10. Представления и их место в структуре познавательных процессов. Основные характеристики представлений.

    Рекомендуемая литература:

    1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, гл.2 – Сенсорно-перцептивная организация человека, СПб. Питер, 2002

    2. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1).

      — СПб., 2000 (Гл.1, раздел 2: революция от гештальта; победа когнитивизма.); Гл.2, раздел 6: о порогах чувствительности, закон Бардина).

    3. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, СПб, 1993 (1.4. Гештальт-психология: последействие фигуры и фона;).
    4. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000.
    5. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие.- М.,МГУ- 2-ой том, изд. «Академия», 2007
    6. Шиффман Х. Ощущение и восприятие, 5-е изд. — СПб., 2003
    7. Хрестоматия «Психология ощущений и восприятия», под ред.Ю.Гиппенрейтер,М., Черо, 1999
    8. Психология цвета, ред. Удовик С., М., Ваклер, 1996

    Семинарское занятие № 2. Тема: «Память и внимание» — 20 марта

    План:

    1. Теории и механизмы пямяти. Исследования Г.Эббингауза.

    2. Память как высшая психическая функция. Исследования А.Леонтьева и А.Лурия.
    3. Основные виды и закономерности запоминания. Исследования процессов запоминания А.Смирнова и П.Зинченко.
    4. Виды и типы памяти.
    5. Аномалии памяти.
    6. Развитие и тренировка памяти. Мнемотехники и эйдетика.
    7. Внимание и сознание. Сущность и функции внимания.
    8. Теории и физиологические механизмы внимания.
    9. Виды внимания и их особенности.
    10. Свойства внимания. Их изучение и развитие.

    Рекомендуемая литература:

    1. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1).

      — СПб., 2000 (Гл.2, раздел 5: забывание и феноменальная память) .

    2. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти, — Избр.соч.,М.,2001
    3. Нуркова В.В. Память. — М.,МГУ- 3-ий том, изд. «Академия», 2008
    4. Хрестоматия «Психология памяти», под ред.Ю.Гиппенрейтер, М., Черо, 2000
    5. Фаликман М.В. Внимание. — М.,МГУ – 4-ый том, изд. «Академия», 2006

    Семинарское занятие № 3. Тема: «Мышление, интеллект и творчество» — 10 апреля

    План:

    1. Виды и приемы воображения.
    2. Мышление: сущность, формы и виды.
    3. Концепция развития мышления Ж.Пиаже.
    4. Подход к изучению мышления и речи Л.С.Выготского.
    5. Теория мышления П.Я.Гальперина.
    6. Мышление и речь. Речевая деятельность.
    7. Интеллект и его структура.
    8. Понятие об интуиции. Интуиция и творчество.
    9. Концепция творческого мышления Дж.Гилфорда.
    10. Креативность. Творческое мышление и творческая личность.

    Рекомендуемая литература:

    1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Воображение и его развитие в детском возрасте. — собр.соч.,т.2,4 — М.,1982
    2. Грановская Р.М.. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов, СПб., 1994
    3. Майерс Д. Интуиция. – СПб, Питер, 2010
    4. Грановская Р.М. Интуиция и искусственный интеллект. СПб., 1991
    5. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000.
    6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.М.: Педагогика-Пресс, 1994
    7. Пиаже Ж. Психология интеллекта, М.,1982
    8. Практический интеллект, — ред. Р.Стернберга, СПб.,Питер, 2003.
    9. Холодная М.А. Психология интеллекта.- СПб, Питер, 2003
    10. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981 и далее

    Глоссарий для тмк:

    1.Абсолютный верхний порог ощущений— максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненныхощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма.

    2.Абсолютный нижний порог ощущений— минимальная величина раздражителя, вызывающая едва опознаваемоеощущение.

    3.Апперцепция – феномен восприятия, отражающий зависимость восприятия от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности и индивидуальных свойств субъекта.

    4.Восприятие– познавательный процесс, заключающийся в приеме и переработке человеком информации, поступающей в мозг непосредственно через органы чувств, и завершающийся формированием целостного перцептивного образа.

    5.Воображение— психический процесс, выражающийся в построении новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте, а также — в создании программы поведения в неопределенной проблемной ситуации.

    6.Дифференциальный порог ощущений— минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие ощущений.

    7.Идеомоторные акты– представление о движении, как если бы оно выполнялось реально, сопровождающееся зрительными образами, мышечными ощущениями и иннервацией мышц, соответствующей данной двигательной задаче

    8.Иллюзии восприятия— ошибки восприятия частных признаков тех или иных предметов.

    9.Константность – свойство восприятия, позволяющее в определенном диапазоне изменения условий восприятия сохранять неизменными параметры воспринимаемого объекта.

    10.Ощущение – сенсорный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом отдельных свойств внешнего и внутреннего мира при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

    11.Психофизика — раздел психологии, основанныйГ.Фехнером, посвященный измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей.

    12.Последовательный образ— зрительное ощущение или восприятие, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя и продолжающееся до десяти минут.

    13.Представление— наглядныйобразпредмета, воспроизведенный по памяти.

    14.Сенсибилизация – повышение чувствительности вследствие тренировки или взаимодействия анализаторов.

    15.Синестезия – появление под воздействием раздражения одной анализаторной системы ощущений в другом анализаторе.

    16.Сенсорная адаптация— изменение чувствительностианализатора, служащее для подстройки его к интенсивности раздражителя.

    17.Целостность восприятия— свойствовосприятия, характеризующееся тем, что отдельные признаки какого–либо объекта не воспринимаются, но оказываются интегрированными в целостныйобразэтого объекта.

    18.Чувствительность — способность живого организма активно реагировать на раздражения или способность иметь ощущения.

    19.Амнезия— частичная утрата способности сохранять впамятивновь проступающую информацию.

    20.Внимание — сосредоточенность психическойдеятельностисубъектав данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии,образе, рассуждении и т. д.).

    21.Иконическая память — сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время, которая имеет большую емкость, быстро угасает во времени (около 0,25 сек.) и сознательно не контролируется.

    22.Мнемотехника — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания (например организация ассоциативного поля вокруг запоминаемыхпонятий).

    23.Объем памяти— количество материала, которое доступно квоспроизведениючерез некоторое время после его усвоения.

    24.Память– познавательный процесс, включающий запоминание, сохранение, воспроизведение различной информации и опыта субъекта.

    25.Эффект Зейгарник— закономерность, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершениядействия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием.

    26.Эффект края – явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд, заучиваемого материала, элементы, находящиеся в начале и в конце ряда, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине.

    27.Дискурсивное мышление — форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего.

    28.Интуиция— отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований. Интуитивное мышление предполагает непосредственное проникновение в сущность явлений, процессуально оно характеризуется быстротой протекания и отсутствием осознанных этапов постижения истины.

    29.Мышление– познавательный процесс, связанный с открытием субъективно нового знания и представляющий собой целенаправленное, обобщенное и опосредованное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, установление закономерностей их изменений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач.

    30.Интеллект– система всех познавательных способностей индивида (ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения), определяющая успешность любой деятельности и адаптацию к новым жизненным задачам.

    31.Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуруодаренности.

    32.Речь– система звуковых сигналов и письменных символов, используемых человеком для представления и передачи информации в процессе общения.

    33.Язык— система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным целям, средство общения.

    34.Эгоцентризм- неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения или размышлять в иной системе координат. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей.

    35.Эйдетический образ— особый картинный образ памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета, по своей наглядности и детальности почти не уступающий восприятию, наиболее часто встречаются у детей младшего иподросткового возраста, у взрослых же — достаточно редко.

    12