ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Тема 2. Возникновение и развитие психики

1. Понятие психики. Характеристика и особенности форм психических явлений.

2. Факторы развития психики человека.

3. Механизмы психологической защиты.

4. Практическая часть (тест «Самооценка психических состояний»).

 

В практической части следует изучить методику Айзенка исследования, провести тестирование, проанализировать полученные данные (у 3-4 человек), в соответствии с этим сформулировать выводы и рекомендации.

Тест «Самооценка психических состояний» (Айзенк)

Инструкция: Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.

Текст опросника

I.

1) Не чувствую в себе уверенности.

2) Часто из-за пустяков краснею.

3) Мой сон беспокоен.

4) Легко впадаю в уныние.

5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

6) Меня пугают трудности-

7) Люблю копаться в своих недостатках.

8) Меня легко убедить.

9)Я мнительный.

10)Я с трудом переношу время ожидания.

II.

11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.

12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

16) Я нередко чувствую себя беззащитным.

17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18) Я чувствую растерянность перед трудностями.

19)В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели.

20)Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III.

21) Оставляю за собой последнее слово.

22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника,

23) Меня легко рассердить.

24) Люблю делать замечания другим.

25) Хочу быть авторитетом для других.

26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

30) Я мстителен.

IV.

31) Мне трудно менять привычки.

32) Нелегко переключать внимание.

33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.

6 стр., 2886 слов

Мозг и психика связь основных структур мозга с психическими процессами ...

... своим проявлениям. Выделяют три крупные группы психических явлений (см.Таблицу 1)3. Таблица 1.Структура психики человека. Психические процессы Психические состояния Психические свойства Ощущения Восприятие Внимание Память ... человек ежедневно испытывает различные пси­хические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и про­дуктивно, при другом — ...

34) Меня трудно переубедить.

35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

36) Нелегко сближаюсь с людьми.

37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

38) Нередко я проявляю упрямство.

39) Неохотно иду на риск.

40) 40)Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня

Обработка результатов

1) Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

I. 1…10 вопрос — тревожность;

II. 11…20 вопрос — фрустрация;

III. 21…29 вопрос — агрессивность;

IV. 31…40 вопрос — ригидность.

Оценка и интерпретация баллов:

I. Тревожность.

0…7 — вы не тревожны.

8…14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня

15…20 баллов — высокий уровень тревожности.

II. Фрустрация:

0…7 баллов — вы не имеете высокой самооценки, при этом устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

8…14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место;

15…20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы

III. Агрессивность:

0…7 баллов — вы спокойны, выдержаны;

8… 14 баллов — средний уровень агрессии;

15…20 баллов — вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность:

0…7 баллов — ригидности нет, легкая переключаемость,

8…14 баллов — средний уровень;

15…20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семы

Тема 3. Личность

1.Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

2.Психологическая структура личности.

3.Самосознание личности. «Я — концепция».

4.Практическая часть (тест «Исследование уровня субъективного контроля»).

Тест «Исследование уровня субъективного контроля» (Роттер)

Исследования показывают, что описание личности с помощью обобщенной характеристики является недостаточной. Более перспективно изучать особенности субъективного контроля многомерной характеристики, компоненты которой привязаны к разным типам социальных ситуаций.

Инструкция:ответьте на предложенные вопросы «да» (+) или «нет (-) в зависимости от того, согласны ли вы с данным утверждением, свойственно ли вам то, о чем говорится в утверждении. Вопросы необходимо нумеровать.

Текст опросника

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь — дело случая: если суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние влияют на семейное счастье не менее чем отношения супругов.

28 стр., 13800 слов

Взаимосвязь креативности и уровня субъективного контроля в подростковом возрасте

... поиска смысла человеческого существования, самотворчества, от которого зависит, насколько полно удается человеку освоить и проявить ... - предполагается, что существует связь между креативностью и уровнем субъективного контроля. Объект исследования - креативность Предмет исследования ... интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев ...

8. Я чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9.Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10.Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11.Когда я строю планы, то верю, что смогу осуществить их.

12.То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они не смогут.

15.То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Успех в моих действиях обусловлен моими собственными усилиями.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, т.к. многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше зависели от моих знаний и подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24.Как правило, неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25.В конце концов за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26.Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах в семье.

27. Если я захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28.На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29.То, что со мной случается, — это дело собственных рук.

30. Трудно понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31.Человек, который не добился успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.

32. Чаще я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще виноваты другие, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения, я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье в моей семье.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям, но не нравлюсь другим.

39.Я всегда предпочитаю принимать решения и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других или судьбу.

40.К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41.В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42.Способные люди, не сумевшие реализовать себя и свои способности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи возможны только благодаря помощи других людей.

44.Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработка результатов

Обработку проводят по ключам, суммируя ответы на пункты по столбцам (+) и ответы с обратным знаком (-).

Шкалы опросника

I. Шкала общей интернальности (Ио) – максимальное количество 44 балла.

Высокий показатель Ио соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Низкий показатель — низкий уровень субъективного контроля (УСК).

Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.

II. Шкала интернальности в области достижений (Ид) – максимальное количество 12 баллов.

Высокие показатели соответствуют высокому УСК над эмоционально-положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом достигать своих целей в будущем.

Низкие показатели демонстрируют люди, которые приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам: везению, счастливой судьбе или помощи; людей.

III. Шкала интернальности в области неудач (Ин) – максимальное количество 12 баллов.

Высокие показатели говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять себя в неудачах, неприятностях и страданиях.

Низкие показатели — человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

IV. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип) – максимальное количество 8 баллов.

Высокие показатели — человек считает свои действия важным фактором в организации собственного производства, в складывающихся отношениях в коллективе, в своих продвижениях.

Низкие показатели — склонность придавать важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению — невезению.

V. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис) — максимальное количество 10 баллов.

Высокие показатели — человек считает себя ответственным за события семейной жизни.

Низкие показатели — человек считает не себя, а своего партнера причиной значимых ситуаций, возникающих в семье.

VI. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) — максимальное количество 4 балла.

Высокие показатели — человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение, симпатию и т. д.

Низкие показатели — он не считает себя способным активно формировать свой круг общения, и склонен считать себя, свои отношения результатом действия своих партнеров.

VII. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из) — максимальное количество 4 балла.

Высокие показатели у тех, кто считает себя во многом ответственным за свое здоровье. В болезни обвиняет самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.

Низкие показатели — считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действия других людей, прежде всего врачей.

 

 

Ио I И достижений II И неудач III И произв. IV И семья V И межлич.отн. VI И здоровье VII
+ + + + + + +

 

 
 

Тема 4. Темперамент

1.Биологические основы темперамента.

2.Типы темперамента.

3.Современные характеристики типов темперамента.

4.Практическая часть (тест «Определение типа темперамента»).

Тест «Определение типа темперамента» (Айзенк)

Инструкция: Вам будет предложено 57 вопросов. Поскольку отвечать нужно только «да» или «нет», подготовьте опросный бланк следующего вида:

 

№ вопроса Да Нет
1.    
   
57.    

Инструкция испытуемому:ответы на предложенные вопросы не могут рассматриваться как правильные или неправильные. Не тратьте много времени на обдумывание. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы могут касаться ситуаций, невероятных для вас, однако попытайтесь представить себя в этих ситуациях.

Текст опросника

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые могли бы вас поддержать, ободрить, придти на помощь?

3. Вы человек беспечный?

4. Не находите ли вы, что вам трудно отвечать «нет»?

5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-то предпринять?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным без достаточных на то причин?

10. Сделали бы вы все, что угодно на спор?

11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичным вам человеком противоположного пола?

12. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

13. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь, чего не следовало делать или говорить?

14. Предпочитаете ли вы обычно книги, телевидение, компьютер встречам с людьми?

15. Вы иногда выходите из себя, злитесь?

16. Легко ли вас обидеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно, что вы иногда полны энергии, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь немного друзей, но особенно близких вам?

21. Часто ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас мучает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли вас окружающие человеком живым и веселым?

28. Часто ли вы, завершив какое-либо важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда передаете слухи, сплетничаете?

31. Бывает ли, что вам не спится оттого, что в голову приходят разные мысли?

32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочитать об этом, нежели спросить?

33. Бывает ли у вас учащенное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая от вас постоянного внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что вы всегда говорите о знакомых вам людях только хорошее?

37. Вам неприятно находиться в обществе, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-либо неприятных событий, которые только могли бы произойти?

41. Вы ходите медленно и неторопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно, что вы любитель поговорить, и никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Вы бы чувствовали себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

49. Легко ли вас задевает критика вашей работы или недостатков?

50. Можно ли сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от мероприятия, в котором много участников?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. легко ли вам внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Обработка результатов

Каждый ответ является симптомом степени выраженности одного из двух свойств темперамента (экстраверсия – интроверсия, нейротизм — эмоциональная стабильность).

Оба биополярных показателя изображаются прямоугольной системой координат и позволяют определить 4 классических типа темперамента и связанные с ними свойства личности (см. таблицу 1).

Соотнесите данные вами ответы с «ключом» опросника. Если ваш ответ совпадает с данным в ключе, то по соответственному качеству вы выставляете себе 1 балл. Суммируйте данные по каждому качеству.

Экстраверсия – интроверсия:

Экстраверт – общительный, импульсивный, гибкий в поведении, подвижный, жизнерадостный, поверхностный, несдержанный, экспансивный, склонен преувеличивать. Склонен к публичным выступлениям, стремится находиться в центре внимания, непосредственен, открыт в общении.

Интроверт – спокойный, настойчивый, степенный, сдержанный, замкнутый, склонен к самоанализу, мало общителен, редко смеется, имеет депрессивные тенденции.

Нейротизм – эмоциональная стабильность

Эмоционально стабильный человек уверен в себе, контролирует свои эмоциональные состояния, обладает зрелостью чувств и взвешенностью поведения, настойчив при столкновении с трудностями.

нейротизм (эмоциональная нестабильность) характеризует человека на противоположномполюсе этого фактора, у него недостаточное постоянство, переменчивость эмоциональных состояний, раздражительность, подверженность приступам гнева, неуверенность в себе.

В опросник Г. Айзенка включен ряд вопросов, предназначенных для определения искренности – лживости в качестве критерия достоверности полученных данных. Следует отметить, что речь идет только лишь о степени искренности при ответах на вопросы теста, а не о лживости как личностной характеристике.

Далее обратимся к системе свойств темперамента (таблица 1).

Отыщите по шкале экстраверсии – интроверсии точку, соответствующую полученным данным. Такую же точку найдите по шкале нейротизма – эмоциональной стабильности. Постройте систему координат и, проецируя точки, найдите сектор, который соответствует вашим данным. Это ваш тип темперамента и соответствующий ему перечень качеств характера с наибольшей легкостью формирующийся на базе данного типа. Например, по шкале нейротизма – 5, экстраверсии – 10. Тип темперамента – флегматик. Дополнительные характеристики: спокойный, ровный, внушающий доверие, надежный. Соотнесите полученный тип темперамента с вашими жизненными наблюдениями.

При изучении типологических особенностей личности можно сделать вывод о силе, подвижности, уравновешенности нервных процессов на основе поведенческих реакций, наиболее часто повторяющихся в процессе различных видов деятельности.

О силе процесса возбуждения можно судить по общей работоспособности, адекватности ответов на воздействующие стимулы: у «сильных» — сильнее стимул – сильнее ответ. У слабых – при повышении силы раздражительности выше некоторой средней величины снижается сила ответа.

В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны более низкие пороги чувствительности, длительные переживания при незначительных психотравмирующих воздействиях.

Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной деятельности являются следующие показатели:

1.способность выполнять длительное время монотонную, утомительную работу без снижения интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости, отвлечения от заданной деятельности).

2.Умение преодолевать трудности неудачи в работе, настойчивость, упорство в достижении цели, повышение работоспособности настойчивости в трудных и опасных условиях.

3.Стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых и невыносимых ситуациях.

4. Способность к быстрой мобилизации в случае трудностей и т.п.

Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.

О силе тормозного процесса можно судить по выраженности способности к волевой регуляции, по поведенческим реакциям, характеризуемым преобладанием тормозного компонента.

Основанием для отнесения к преимущественно «сильному» типу со стороны торможения являются следующие показатели:

1.Высокая работоспособность, особенно в неинтересном и монотонном деле.

2.сдержанность в поступках, в поведении (даже при воздействии психотравмирующей ситуации).

3.Сдержанность в общении, умение хранить интересные новости.

4.Неторопливость в принятии решений.

5.Быстрое и точное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой.

6.Неторопливость в движении, речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное пережевывание пищи во время еды, хороший сон и т.д.

Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.

О подвижности нервных процессов (имеется в виду, прежде всего, переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить по следующим показателям:

1. Преимущественно быстрый тип деятельности (даже при освоении новой работы или вида спорта).

2.Быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии повторений).

3.Легкость и активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям.

4.Быстрое освоение, быстрая адаптация к новой обстановке.

5.Быстрое засыпание и пробуждение.

6.Живая речь, мимика, общая подвижность.

Основанием для отнесения к группе относительно инертных являются противоположные признаки.

 

 

НЕЙРОТИЗМ

                                             
  МЕЛАНХОЛИК       холерик  
  – легко расстраивающийся       – чувствительный  
  – тревожный       – беспокойный  
  – ригидный       – агрессивный  
  – склонный к рассуждениям       – возбудимый  
  – пессимистичный       – изменчивый  
  – сдержанный       – импульсивный  
  – тихий       – оптимистичный  
          – активный  
                                             
ИНТРОВЕРТ                   ЭКСТРАВЕРТ
                                             
  флегматик       Сангвиник  
  – пассивный       – общительный  
  – осмотрительный       – контактный  
  – рассудительный       – разговорчивый  
  – доброжелательный       – отзывчивый  
  – управляемый       – непринужденный  
  – внушающий доверие       – жизнерадостный  
  –ровный       – не склонный к беспокойству  
          – склонный к лидерству  

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Ключ опросника:

Э – И Н И Э – И Н И
Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет
1. r           29.   r        
2.     r       30.           r
3. r           31.     r      
4.     r       32.   r        
5.   r         33.     r      
6.         r   34.   r        
7.     r       35.     r      
8. r           36.         r  
9.     r       37.   r        
10. r           38.     r      
11.     r       39. r          
12.           r 40.     r      
13. r           41.   r        
14.     r       42.           r
15.   r         43.     r      
16.     r       44. r          
17. r           45.     r      
18.           r 46. r          
19.     r       47.     r      
20.   r         48.           r
21.     r       49. r          
22. r           50.     r      
23.     r       51.   r        
24.         r   52.     r      
25. r           53. r          
26.     r       54.            
27. r           55.     r     r
28.     r       56. r          
              57.     r      

 

Обозначения: Э – И — экстраверсия – интроверсия

Н — нейротизм

И — искренность

Тема 5. Характер и способности

1.Понятие характера. Акцентуации характера.

2.Формирование характера.

3.Способности как индивидуальная психологическая характеристика человека.

4.Практическая часть (тест «Определение типа акцентуации характера»).

В практической части надо изучить предлагаемую методику К.Леонгарда, провести тестирование 3-4 человек, проанализировать полученные данные и сформулировать полученные выводы и рекомендации.

Тест «Определение акцентуированного типа характера» (К. Леонгард)

Акцентуированные черты характера являются заострением, подчеркиванием некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.

Инструкция:ответьте «да» (+) или «нет» (-) на следующие вопросы:

1. У вас часто бывает веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям, обидам?

3. Бывает ли так, что в беседе, при просмотре фильма или спектакля у вас на глаза наворачиваются слезы?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано как следует, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз, что все сделано правильно?

5. В детстве вы были не менее смелы, чем ваши сверстники?

6. Часто ли у вас резко меняется настроение от радостного и счастливого до отвращения к жизни, к себе, к окружающим?

7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не заговаривать?

9. Вы – серьезный человек?

10. Способны ли вы от всей души восторгаться, восхищаться чем-либо?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Опуская письмо в почтовый ящик, убеждаетесь ли вы, проводя рукой или ударяя по ящику, что письмо не застряло?

13. Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели?

14. Считаете ли вы себя добрым и отзывчивым человеком?

15. Стремитесь ли вы везде в работе, учебе, спорте оказаться в числе лучших?

16. Боялись ли вы в детстве грозы, собак и т.п. (а может, это чувство возникает и теперь)?

17. Стремитесь ли вы всегда и во всем соблюдать порядок?

18. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Как вы думаете, любят ли вас все ваши знакомые?

20. Часто ли у вас возникает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, несчастья?

21. У вас часто бывает несколько подавленное настроение?

22. Были ли у вас хотя бы однажды истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам поступили несправедливо, вы будете очень энергично отстаивать свою правоту?

25. Могли бы вы при необходимости зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли вас, когда занавеска или скатерть висят неровно, обувь разбросана в прихожей и т.п.?

27. Вы боялись в детстве оставаться один дома?

28. Часто ли у вас бывают беспричинные колебания настроения?

29. Всегда ли вы стремитесь быть сильным и компетентным в сфере своей профессиональной деятельности?

30. Быстро ли вы начинаете сердиться, впадать в гнев?

31. Можете ли вы быть беззаботно, по-детски веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально переполняет вас?

33. Как вы думаете, мог бы из вас получиться ведущий в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение о людях достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно выносить вид крови?

36. Нравится ли вам работа с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли вы открыто выступать в защиту лиц, по отношению к которым допущена несправедливость?

38. Вам неприятно входить в пустую неосвещенную комнату, спускаться в темный подвал и т.п.?

39. Предпочитаете ли вы такую работу, где действовать надо быстро, а требования к качеству выполнения невысоки?

40. Общительны ли вы?

41. В школьные годы вы охотно выступали на сцене, декламировали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дому?

43. Кажется ли вам жизнь трудной и тяжелой?

44. Бывало ли так, что после конфликта, обиды и т.п. вы были до того расстроены, что идти на работу или занятия казалось просто невозможным?

45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не потеряете чувство юмора?

46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению по отношению к тому, кто вас обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли вы домой или на работу, чтобы проверить, все ли вы оставили в таком состоянии, что там ничего не может случиться (выключили электроприборы, привели в надлежащий порядок оборудование)?

49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами или вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение довольно изменчиво?

51. Трудно ли вам выступать перед большим количеством людей?

52. Вы можете первым ударить человека, если он вас оскорбит?

53. У вас очень велика потребность в общении, вы не выносите одиночества?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо неприятностях впадает в отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм или книга взволновать вас до слез?

58. Часто ли вы не можете уснуть из-за того, что разные мысли и проблемы лезут вам в голову?

59. В школе или вузе вы подсказывали товарищам, давали им списывать?

60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному вечером через какое-то страшное место?

61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашем доме была только на своем месте?

62. Бывает ли так, что, будучи перед сном в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, которое длится несколько часов?

63. Легко ли вы приспосабливаетесь к новым ситуациям?

64. Бывают ли у вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли вы быть любезным и приветливым даже с тем, кого явно не уважаете и не цените?

67.Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что могли бы назвать ее своим другом?

70. Уходя из дома или готовясь ко сну, проверяете ли вы, выключены ли газ, вода и электроприборы, заперты ли двери?

71. Можно ли сказать, что вы боязливы?

72. Изменяется ли резко ваше настроение при приеме алкоголя?

73. Вы охотно участвуете в художественной самодеятельности?

74. Вы оцениваете жизнь несколько пессимистически, не ожидая особых радостей?

75. Часто ли вас тянет путешествовать?

76. Может ли ваше настроение измениться настолько резко, что состояние радости сменится угрюмостью и подавленностью?

77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Вы переживаете длительное время несчастья и горести других людей?

80. Случалось ли вам из-за помарки переписать страницу в тетради?

81. Относитесь ли вы к людям с недоверием и осторожностью?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что стоя на перроне, вы опасаетесь броситься под колеса проходящего поезда, а, находясь у открытого окна многоэтажного дома, боитесь выпасть из него?

84. В веселой компании вы обычно становитесь веселее?

85. Способны ли вы отвлечься от сложных проблем, требующих немедленного решения?

86. Вы чувствуете себя более свободно и раскованно, приняв алкоголь?

87. В беседе вы скупы на слова?

88. Если бы вам пришлось играть на сцене, вы смогли бы настолько войти в роль, чтобы позабыть, что это только игра?

Обработка результатов

Подсчитайте количество совпадений с ключом, учитывая коэффициенты. Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.

По классификации К. Леонгарда выделяют десять основных акцентуаций характера:

Гипертимность х 3

Постоянно повышенное настроение, человек очень живой, подвижный, общительный, энергичный, непоседливый. Недисциплинирован, не доводит начатое до конца. Склонность к доминированию над окружающими.

+: 1, 11, 23, 33,45, 55, 67, 77.

Застревание х 2

Долго помнит добро и зло, старается отплатить обидчикам, часто сердится, обижается, является инициатором и участником затяжных конфликтов. Слишком упрямые, «зацикленные» на одной идее.

+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.

—:12, 46, 59.

Эмотивность х 3

Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному поводу. Тонко организованная эмоциональная сфера. Способны глубоко чувствовать и переживать. Добры, отзывчивы, очень ранимы. Любят, чтобы их опекали, заботились о них.

+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.

—: 25.

Педантичность х 2

С трудом переключается с одного дела на другое. Любит, чтобы все было на своих местах, порядок, организованность, четкость во всем. Часто бывают периоды злобно-тоскливого настроения, когда все раздражает, могут проявлять агрессию.

+:4,14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

—: 36.

Тревожность х 3

Люди меланхолического склада, застенчивые, с высоким уровнем тревожности, беспокойные, не уверены в себе. Недооценивают свои способности, боятся ответственности.

+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

—:5.

Циклотимность х 3

Резкие перепады настроения, периоды хорошего настроения коротки, плохого – длительны. При пониженном настроении ведут себя как дистимы (см. п. 9) и как тревожные (см. п. 5), при хорошем настроении – как гипертимы (см п. 1).

+: 6,18, 28, 40, 50, 62,72,84.

Демонстративность х 2

Люди, у которых ярко выражен эгоцентризм, стремятся постоянно находиться в центре внимания, артистичны, часто патологически лживы. Склонны привлекать к себе внимание внешним видом (яркая, экстравагантная одежда и т.п.).

+: 7, 19, 22, 29, 41,44, 63, 66, 73, 85, 88.

—: 51.

Возбудимость х 3

Импульсивны, способны на резкие, неожиданные реакции. В возбужденном состоянии агрессивны, способны на физическую агрессию. В спокойном состоянии преувеличенно внимательны, мягки, заботливы до слащавости.

+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Дистимность х 3

Противоположен гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, высокая утомляемость. Быстро устает от контактов, нуждается в одиночестве.

+: 9, 21, 43, 75, 87.

—:31, 53, 65.

Экзальтированность х 6

Высокая эмоциональность, большой диапазон эмоциональных состояний от восторга до полного отчаяния. Склонность к искреннему, но преувеличенному выражению чувств.

+: 10, 32, 54, 76.

Акцентуация считается ярко выраженной, если количество баллов приближается к 20.

 

Тема 6.Сознание и воля

1.Сознание — высшая ступень развития психики.

2.Структура сознания. Самосознание.

3.Понятие воли. Формирование волевых качеств личности.

4. Практическая часть (тест «Самооценка силы воли»).

Тест «Самооценка силы воли»

Инструкция: на приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» — 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить очки.

Текст опросника

1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли Вы отвечаете на письма?

8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачеб­ного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам не­мало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова?

11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходи­мо?

12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важ­ной работы. Так ли это?

15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

Обработка результатов

Подсчитывается сумма набранных баллов: 0-12 баллов — «сила воли» слабая; 13-21 балл — «сила воли» средняя; 22-30 баллов — «сила воли» большая.

Опросник для оценки своей настойчивости

Инструкция: вам предлагается ряд ситуаций. Представьте себя в этих ситуациях и оцените, насколь­ко они для вас характерны. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны — знак«-».

Текст опросника

1. Я уже определил свою цель на будущее и готовлюсь к ее достижению.

2. Я систематически стремлюсь к намеченной цели, какой бы далекой она ни была.

3. У меня обычно пропадает желание добиваться далекой цели, если что-нибудь этому пре­пятствует.

4. Даже при неудачах я уверен, что все равно добьюсь своего.

5. Я стараюсь не ставить перед собой очень далеких целей, так как считаю, что легче жить сегодняшним днем.

6. Я несколько раз пытался заниматься самосовершенствованием, но из этого так ничего и не вышло.

7. Неудачи выбивают меня из колеи, и я отказываюсь от намерения достичь чего-нибудь значительного.

8. Если уж я поставил перед собой важную для меня цель, то меня трудно остановить.

9. Поражение побуждает меня действовать с удвоенной силой.

10.Я много раз пытался спланировать свою неделю, но так и не смог выполнить намеченного из-за плохой самоорганизованности.

11.При возникновении трудностей я начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатое.

12.Мне часто бывает трудно довести дело до конца, особенно если для этого требуются недели и месяцы.

13.Мои близкие считают меня одержимым.

14.Я испытываю большое удовлетворение, когда добиваюсь намеченного вопреки имевшимся трудностям.

15.Я часто бросаю на половине пути начатые дела, теряя к ним интерес.

16.Я умею ждать и терпеть, поэтому отдаленные цели меня не пугают.

17.Препятствия лишь раззадоривают меня, делают мои решения более твердыми.

18.Лень, а не сомнения в успехе, вынуждают меня слишком часто отказываться от достижения цели.

Обработка результатов

По 1 баллу начисляется за ответы со знаком «+» по пунктам: 1,2,4,8,9,13,14,16,17 и за ответы со знаком «-» по пунктам: 3,5,6,7,10,11,12,15,18.

Чем больше сумма набранных по всем позициям баллов, тем больше у обследованного выражена самооценка настойчивости, свидетельствующая о его склонности доводить начатое дело до конца.

Тема 7. Ощущения и восприятия

1.Понятие об ощущениях, их типология. Пороги ощущений.

2.Понятие о восприятиях и их классификация. Свойства восприятий.

3.Отличия восприятий от ощущений.

4.Практическая часть

В практической части следует выписать все основные термины по курсу «Психология и педагогика», а также дать общую характеристику психическим познавательным процессам.

 

 

Тема 8. Эмоции и чувства

1.Общая характеристика эмоций и чувств.

2.Эмоциональные состояния и высшие чувства.

3.Стресс и фрустрация, стрессоустойчивость человека.

4.Практическая часть (тест «Определение степени выраженности базальных эмоций»).

 

Тест «Определение степени выраженности базальных эмоций»

Инструкция: вам предлагается ответить на 36 вопросов, выбирая один из 2 вариантов ответов: да или нет.

Текст опросника

1. Боитесь ли вы темноты в незнакомой обстановке?

2. Можете ли вы сказать про себя, что вы безусловно оптимист?

3. Бывает ли вам страшно, когда вы идете по темной пустой улице?

4. Склонны ли вы предаваться невеселым, мрачным мыслям?

5. Считаете ли вы, что ваши жизненные обстоятельства дают вам много поводов для негодования и возмущения?

6. Боитесь ли вы смотреть вниз с большой высоты?

7. Можно ли сказать, что у вас преобладает радостное настроение?

8. Овладевает ли вами гнев настолько сильно, что вы долго не можете успокоиться?

9. Если бы над вами зло пошутили, привело бы это вас в состояние гнева?

10. Боитесь ли вы грозы?

11. Легко ли вы заражаетесь радостным настроением окружающих?

12. Вызывают ли у вас страх страшные сцены в кинофильмах?

13. Если вы терпите поражение в спортивных состязаниях, овладевает ли вами раздражение и злость?

14. Можете ли вы присоединиться к мнению, что в жизни больше радостей, чем невзгод?

15. Овладевает ли вами негодование, если не выполняются ваши требования?

16. Любите ли вы веселое оживление и суету вокруг вас?

17. Боитесь ли вы зубного врача или уколов?

18. При наличии возможности стали бы вы заниматься каким-то опасным видом спорта?

19. Может ли небольшое затруднение в деятельности вызвать у вас раздражение?

20. Можно ли сказать, что ваше настроение чаще всего бывает веселым и бодрым?

21. Овладевает ли вами злость, если вы очень торопитесь, а вам внезапно помешали?

22. Овладевает ли вами раздражение, если, как вам кажется, вас не понимает близкий человек?

23. Уступчивы ли вы?

24. Испытываете ли вы страх, когда вам необходимо обратиться к начальнику или к другому высокопоставленному лицу?

25. Бываете ли вы активным источником веселья в компании?

26. Когда на вас кричат, хочется ли вам ответить тем же?

27. Решитесь ли вы на спор ночью пойти в одиночку в какое-нибудь страшное место?

28. Легко ли вас рассердить?

29. Вам свойственно состояние удовлетворенности жизнью?

30. Часто ли у вас появляется желание с кем-нибудь поссориться?

31. Считаете ли вы себя веселым человеком?

32. Боитесь ли вы играть на сцене, выступать перед аудиторией?

33. Овладевает ли вами неприятное чувство в лифте, тоннеле?

34. Верно ли, что по утрам у вас, обычно, бодрое, радостное настроение?

35. Испытываете ли Вы радость, когда находите решение важной для Вас задачи?

36. Можно ли вас назвать смелым человеком?

Обработка результатов

При совпадении с ключом в ответах ставится 1 балл, при несовпадении — 0.

Ключ опросника:

«Радость» — (да) 2, 7 ,11, 14, 16, 20, 25, 29, 31, 34, 35, (нет) 4.

«Страх» — (да) 1, 3, 6, 10, 12, 17, 24, 32, 33, 34, (нет) 18, 27.

«Гнев» — (да)5, 8, 9, 13, 15, 19, 21, 22, 26, 28, 30, (нет) 23.

 

Интерпретация результатов:

— если сумма баллов больше 9 – эмоция ярко выражена;

— если сумма 4 или меньше, то эмоция не выражена, редко проявляется;

— если сумма по 2-3 типам составляет 8 баллов или больше, то испытуемый относится к гиперэмоционаьному типу;

— если сумма по 2-3 типам составляет 4 балла или меньше, то испытуемый относится к гипоэмоциональному типу.

 

Тема 9. Внимание и память

1.Понятие внимания, его виды и функции.

2.Понятие памяти, ее структура и виды.

3.Приемы совершенствования памяти человека.

4.Практическая часть (тесты по определению уровня продуктивности запоминания).

Тест «Определение продуктивности запоминания»

1. Инструкция: за 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов с их порядковыми номерами. На листе бумаги запишите слова и их порядковые номера.

1. Украинец

2. Экономка

3. Каша

4. Татуировка

5. Нейрон

6. Любовь

7. Ножницы

8. Совесть

9. Глина

10. Словарь

11. Масло

12. Бумага

13. Пирожное

14. Логика

15. Стандарт

16. Глагол

17. Прорыв

18. Дезертир

19. Свеча

20. Вишня

Продуктивность запоминания вычислите по формуле

количество правильных воспроизведенных слов х 100% = %

общее количество предлагаемых слов

 

2. Проделайте то же самое с числами и их порядковыми номерами.

Время на запоминание — 40 секунд. Процент правильных ответов вычислите по той же формуле.

 

1. 43 6. 72 11. 37 16. 6

2. 57 7. 15 12. 18 17. 78

3. 12 8. 44 13. 86 18. 61

4. 33 9. 96 14. 56 19. 83

5. 81 10. 7 15. 47 20. 73

3. В течение 10 секунд внимательно рассмотрите фигуры, вписанные в 10 квадратов, а затем попытайтесь нарисовать их в том же порядке или назовите номер и фигуру.

 

                   
       
         
 
 

 

 


1 2 3 4 5

                   
         

 


6 7 8 9 10

Подведите итоги по формуле

 

количество правильных ответов х 100% = %

общее количество квадратов

 

4. В течение 60 секунд прочитайте текст. В нем выделены крупным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.

«В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОХОД «ТИТАНИК», шедший первым рейсом из Европы в Америку, СТОЛКНУЛСЯ в тумане с плавающей ледя­ной горой – АЙСБЕРГОМ, (1) ПОЛУЧИЛ ПРОБОИНУ И СТАЛ ТОНУТЬ (2).

«Спустить шлюпки!» – скомандовал капитан. Но ШЛЮПОК оказалось НЕДОСТАТОЧНО (3).

Их хватило только на половину пассажиров. «ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ — К СХОДНЯМ, МУЖЧИНАМ НАДЕТЬ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОЯСА» (4) – раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. ПАРОХОД МЕДЛЕННО ПОГРУЖАЛСЯ В ТЕМНУЮ ХОЛОДНУЮ ВОДУ (5).

Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась ПОСАДКА В ПОСЛЕДНЮЮ ШЛЮПКУ (6).

И вдруг к сходням, крича и воя, БРОСИЛСЯ какой-то ТОЛСТЯК С ПЕРЕКОШЕННЫМ ОТ СТРАХА ЛИЦОМ (7).

Расталкивая женщин и де­тей, ОН совал матросам пачки денег и ПЫТАЛСЯ ВСКОЧИТЬ В ПЕРЕПОЛНЕННУЮ ЛЮДЬМИ ШЛЮПКУ (8).

Послышался негромкий сухой щелчок. Это КАПИТАН ВЫСТРЕЛИЛ ИЗ ПИСТОЛЕТА (9).

ТРУС УПАЛ НА ПАЛУБУ МЕРТВЫМ (10), но никто даже не оглянулся в его сторону».

Продуктивность запоминания вычислите по формуле:

количество правильно воспроизведенных мыслей х 100% = %

общее количество выделенных фрагментов

Обработка результатов

Сложив цифры, полученные по четырем тестам и разделив сумму на четыре, вы узнаете среднюю продуктивность запоминания:

90-100% – отличный результат

70-90 % – очень хороший

50-70 % – хороший

30-50 % – удовлетворительный

10-30% – плохой

0-10 % – очень плохой

Через неделю вновь выполните задание по четырем тестам, не заглядывая в них. Постарайтесь воспроизвести слова, числа, рисунки и текст только по памяти и выясните, как долго ваша память способна хранить полученную информацию.

 

Тема 11. Деятельность и общение

1. Понятие общения, его функции и структура.

2. Основные средства общения.

3. Сущность деятельности, ее структура и основные виды.

4. Практическая часть (тест «Определение стиля делового общения»).

Тест «Определение стиля делового общения»

Выделяют четыре основных стиля делового обще­ния партнера при проведении переговоров. Вам предлагается определить свой собственный стиль с помощью следующего теста.

Инструкция: внимательно ознакомьтесь с представленными ниже утверждениями (всего их— 40 пар).

Из каж­дой пары необходимо выбрать одно утверждение — то, которое, как вы считаете, наиболее соответствует вашему поведению. Обратите внимание на то, что ни одна пара не должна быть пропущена. Тест постро­ен таким образом, что ни одно из приведенных ниже утверждений не является ошибочным.

Текст опросника

1. Я люблю действовать.

2. Я работаю над решением проблем систематичес­ким образом.

3. Я считаю, что работа в командах более эффектив­на, чем на индивидуальной основе.

4. Мне очень нравятся различные нововведения.

5. Я больше интересуюсь будущим, чем прошлым.

6. Я очень люблю работать с людьми.

7. Я люблю принимать участие в хорошо организо­ванных встречах.

8. Для меня очень важными являются окончательные сроки.

9. Я против откладываний и проволочек.

10.Я считаю, что новые идеи должны быть проверены прежде, чем они будут применяться на практике.

11.Я очень люблю взаимодействовать с другими людь­ми. Это меня стимулирует и вдохновляет.

12.Я всегда стараюсь искать новые возможности.

13.Я сам люблю устанавливать цели, планы и т. д.

14.Если я что-либо начинаю, то доделываю это до конца.

15.Обычно я стараюсь понять эмоциональные реак­ции других.

16.Я создаю проблемы другим людям.

17. Я надеюсь получить реакцию других на свое пове­дение.

18. Я нахожу, что действия, основанные на принци­пе «шаг за шагом», являются очень эффектив­ными.

19. Я думаю, что хорошо могу понимать поведение и мысли других.

20. Я люблю творческое решение проблем.

21. Я все время строю планы на будущее.

22. Я восприимчив к нуждам других.

23. Хорошее планирование — ключ к успеху.

24. Меня раздражает слишком подробный анализ.

25. Я остаюсь невозмутимым, если на меня оказывают давление.

26. Я очень ценю опыт.

27. Я прислушиваюсь к мнению других.

28. Говорят, что я быстро соображаю.

29. Сотрудничество является для меня ключевым сло­вом.

30. Я использую логические методы для анализа аль­тернатив.

31. Я люблю, когда одновременно у меня идут разные проекты.

32. Я постоянно задаю себе вопросы.

33. Делая что-либо, я тем самым учусь.

34. Я полагаю, что я руководствуюсь рассудком, а не эмоциями.

35. Я могу предсказать, как другие будут вести себя в той или иной ситуации.

36. Я не люблю вдаваться в детали.

37. Анализ всегда должен предшествовать дейст­виям.

38. Я способен оценить климат в группе.

39. У меня есть склонность не заканчивать начатые дела.

40. Я воспринимаю себя как решительного человека

41. Я ищу такие дела, которые бросают мне вызов.

42. Я основываю свои действия на наблюдении и фак­тах.

43. Я могу открыто выразить свои чувства.

44. Я люблю формулировать и определять контуры новых проектов.

45. Я очень люблю читать.

46. Я воспринимаю себя как человека, способного интенсифицировать, организовать деятельность других.

47. Я не люблю заниматься одновременно нескольки­ми вопросами.

48. Я люблю достигать поставленных целей.

49. Мне нравится узнавать что-либо о других людях.

50. Я люблю разнообразие.

51. Факты говорят сами за себя.

52. Я использую свое воображение, насколько это воз­можно.

53. Меня раздражает длительная, кропотливая работа.

54. Мой мозг никогда не перестает работать.

55. Важному решению предшествует подготовитель­ная работа.

56. Я глубоко уверен в том, что люди нуждаются друг в друге, чтобы завершить работу.

57. Я обычно принимаю решение, особо не задумываясь.

58. Эмоции только создают проблемы.

59. Я люблю быть таким же, как другие.

60. Я не могу быстро прибавить два к двум.

61. Я примеряю свои новые идеи к людям.

62. Я верю в научный подход.

63. Я люблю, когда дело сделано.

64. Хорошие отношения необходимы.

65. Я импульсивен.

66. Я нормально воспринимаю различия в людях.

67. Общение с другими людьми значимо само по себе.

68. Я люблю, когда меня интеллектуально стимули­руют.

69. Я люблю организовывать что-либо.

70. Я часто перескакиваю с одного дела на другое.

71. Общение и работа с другими являются творческим процессом.

72. Самоактуализация является крайне важной для меня.

73. Мне очень нравится играть идеями.

74. Я не люблю попусту терять время.

75. Я люблю делать то, что у меня получается.

76. Взаимодействуя с другими, я учусь.

77. Абстракции интересны для меня.

78. Мне нравятся детали.

79. Я люблю кратко подвести итоги, прежде чем прий­ти к какому-либо умозаключению.

80. Я достаточно уверен в себе.

Обработка результатов

С помощью приведенного ниже «ключа» подсчитайте количество баллов по каждому стилю (каждый выбор в паре равен 1 баллу).

Тот стиль, по которому вы набрали наибольшее количество баллов (сумма баллов по каждому из стилей не может быть более 20), наиболее предпочтителен для вас. Если вы набрали одинаковое количество баллов по нескольким стилям — значит, они присущи вам в равной степени.

Стиль 1: 1, 8, 9, 13, 17, 24, 26, 31, 33, 40, 41, 48, 50, 53, 57,63,65, 70, 74, 79;

Стиль 2: 2, 7, 10, 14, 18, 23, 25, 30, 34, 37, 42, 47, 51, 55, 58, 62, 66, 69, 75, 78;

Стиль 3: 3, 6, 11, 15, 19, 22, 27, 29, 35, 38, 43, 46, 49, 56, 59, 64, 67, 71, 76, 80;

Стиль 4: 4, 5, 12, 16, 20, 21, 28, 32, 36, 39, 44, 45, 52, 54, 60, 61, 68, 72, 73, 77.

Стиль 1 — основное внимание уделяется действи­ям (ориентация на действия).

Для людей этого стиля характерно обсуждение: результатов; конкретных вопросов; поведения; продук­тивности; эффективности; продвижения вперед; ответ­ственности; подтверждений; опыта; препятствий; дос­тижений; изменений; решений.

Эти люди:

• прагматичны;

• прямолинейны;

• часто взволнованы;

• решительны;

• быстры (переключаются с одного вопроса на другой);

• энергичны (что порой составляет проблему для партнера).

Стиль 2 — основное внимание уделяется процес­су (ориентация на процесс).

Для людей этого стиля характерно обсуждение: фактов; процедурных вопросов; планирования; органи­зации; контролирования; проверки; апробирования; анализа; наблюдений; доказательств; деталей

Эти люди:

• ориентированы на систематичность, последовательность;

• причинно-следственные связи;

• честны;

• многословны;

• мало эмоциональны;

• тщательны;

• методичны.

Стиль 3 — основное внимание уделяется человеческим взаимоотношениям, проблемам (ориентация на людей).

Для людей этого стиля характерно обсуждение людей в целом; человеческих нужд; человеческих мотивов; работы в команде; проблем общения; чувств; «духа работы в команде»; понимания; саморазвитии восприимчивости; осознанности; сотрудничества; убеждений; ценностей; ожиданий; отношений.

Эти люди:

• спонтанны;

• сопереживающие;

• теплые;

• психологически ориентированы;

• эмоциональны;

• восприимчивы;

• чувствительны.

Стиль 4 — основное внимание уделяется проблемам развития и преобразования (ориентация на усовершенствование).

Для людей этого стиля характерно обсуждение концепций; нововведений; творческого подхода; возможностей; вероятностей; больших планов; различных вопросов; что происходит нового в данной области, взаимозависимости; новых путей; новых методов; улучшений; проблем; потенциала; альтернатив.

Эти люди:

• с хорошим воображением;

• харизматичны;

• порой их сложно понимать;

• эгоцентричны;

• мало реалистичны;

• творчески настроены;

• полны идей;

• оказывают стимулирующее влияние на других.

Как лучше строить деловое общение, если:

1.Ваш партнер принадлежит к людям стиля 1:

· прежде всего сконцентрируйте внимание на результатах (сформулируйте заключение сразу после изложения позиции);

· сформулируйте ваши предложения (при этом не предлагайте слишком много альтернатив);

· будьте, по возможности, кратки;

· подчеркните практическую направленность ваших предложений;

· используйте визуальные средства (графики, схемы, таблицы и т. п.).

2.Ваш партнер принадлежит к людям стиля 2:

· будьте точны (опирайтесь на факты);

· в своем выступлении используйте следующий ло­гический порядок: предыстория вопроса; совре­менное его состояние; предполагаемый исход;

· разбейте ваши рекомендации на составные части;

· предлагая альтернативы, укажите положительные и отрицательные последствия их принятия;

· не торопите вашего партнера;

· упорядочите ваши предложения (1, 2, 3…).

3. Ваш партнер принадлежит к людям стиля 3:

· предварите деловые отношения небольшой беседой (не начинайте сразу разговор о деле);

· подчеркните связь между вашими предложениями и нуждами и проблемами людей;

· покажите, как то, что вы предлагаете, работало в прошлом;

· укажите, что вас поддерживают (или поддержали бы) все уважаемые люди;

· при деловой переписке используйте неформаль­ный стиль.

4. Ваш партнер принадлежит к людям стиля 4:

· отведите достаточное время для обсуждений;

· не раздражайтесь, если ваш партнер вместо того, чтобы обсуждать существо проблемы, ходит вок­руг и около;

· в своем вступительном слове постарайтесь включить данную проблему в более широкий концептуальный контекст;

· подчеркните уникальность вашей идеи или темы,

· в письменном обращении в самом начале постарайтесь выделить ключевые понятия, которые лежат и основе ваших идей и предложений. Начинайте с общих положений, а затем переходите к частностям.

 

Список литературы:

а) основная:

1. Психология. Столяренко Л.Д. / Питер, CПб, 2013г. 592 с.

2. Психология и педагогика. Самыгин С.И., Столяренко / КНОРУС, Москва, 2012г. 480 с

3. Общая психология. Немов Р.С. В 3-х т. Том 1. Введение в психологию / Юрайт, Москва, 2011г. 726 с.

4. Психология и педагогика. Крысько, В. Г. [Электронный ресурс] : Учеб.пособие. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. — 168 с. — ISBN 978-5-9558-0359-3 (online) (Вузовский учебник), 978-5-16-009487-8 (online) (ИНФРА-М)

б) дополнительная:

1.Общая психология. Немов, Р.С. Краткий курс. – СПб: Питер, 2011. – 304 с.

2.Психология личности.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. – Изд.2. – Ростов н/д: Феникс, 2011.- 575 с.

3.Психология Немов Р.С. В 3-х кн.1. Общие основы психологии: учеб./Р.С. Немов.-5-е изд.-М.: Владос, 2010.-687с.

4.Социальная психология личности Часть 1 [Электронный ресурс] / А. Н. Капустина. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. — 144 с. — ISBN 978-5-288-05331-3.

5.Психология и педагогика в схемах и комментариях [Электронный ресурс] : Учеб.пособие / В. Г. Крысько. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. — 218 с. — ISBN 978-5-9558-0358-6 (online) (Вузовский учебник), 978-5-16-009486-1 (online) (ИНФРА-М).

 

Разработчик:

доц. КГИ, к.ф.н. Д.А Сигида.