Аттестационные материалы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра технологий социальной работы

«Занятость населения и ее регулирование»

для специальности «040101 – Социальная работа»

по циклу СД.05 –Специальные дисциплины

(федеральный компонент)

Екатеринбург 2010

Аттестационные материалы по дисциплине «Занятость населения и ее регулирование»

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2010. – 22 с.

Составитель: Верхотурова Юлия Анатольевна, канд. пед. наук, доцент кафедры технологий социальной работы Института социального образования УрГПУ

  1. Пояснительная записка

В профессиональных образовательных программах важное место занимают специальные дисциплины. Изучение дисциплины «Занятость населения и ее регулирование» позволяет конкретизировать знания, полученные при изучении цикла общепрофессиональных дисциплин.

Данный курс интегрирует знания студентов, полученные в ходе изучения Экономики, Демографии, Социальной политики, Социальной статистики, Технологии социальной работы и позволяет применить их для решения новых практических задач.

Материал курса подразделяется на три блока. Первый блок раскрывает базовые теоретические понятия курса, второй блок определяет нормативно-правовую базу и инфраструктуру работы с безработными. Третий блок, имеющий особую важность при изучении курса, раскрывает технологии социальной работы с безработными.

Курс является элементом профессиональной подготовки в области социальной работы, формирует базовые представления о процессах, протекающих на рынке труда, социальной защите в сфере занятости, гарантиях, предоставляемых безработным гражданам, технологиях социальной работы в службе занятости и ориентирует слушателей в сфере профессиональной деятельности.

В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с процессами, протекающими на рынке труда, направлениями политики занятости; изучают специфику технологий социальной работы в условиях службы занятости населения.

Содержание курса распределяется между лекционной и практической частями на основе принципа дополнительности: практические занятия раскрывают, уточняют общетеоретические темы, рассмотренные в ходе лекций.

Цель изучения дисциплины: формирование современного, систематизированного и целостного научного представления о социально-экономической сущности занятости населения, месте занятости в системе социальных и экономических категорий, современных подходах к ее регулированию и решению проблем безработицы, а также о специфике этих процессов в России.

Учебные задачи дисциплины:

  1. Систематизировать ранее полученные знания и сформировать новые знания о занятости населения и методах ее регулирования.
  2. Сформировать представление о государственной службе занятости, ее месте в системе социальных институтов гражданского общества, роли и значении в решении социальных проблем и поддержке граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
  3. Ознакомить студентов с зарубежным опытом регулирования занятости и рынка труда.
  4. Способствовать овладению студентами современными методами работы в учреждениях и организациях службы занятости.
  5. Сформировать навыки самостоятельной оценки и анализа явлений и процессов в сфере занятости населения.

Данный курс разработан для студентов, обучающихся по специальности «040101 – Социальная работа».

Учебный курс рассчитан на 117 часов, из них: на очной форме обучения — аудиторных – 60 часов (38 лекционных, 22 практических); на заочной форме обучения – аудиторных 14 часов (10 лекционных, 4 практических).

Формой отчетности выступает экзамен.

II. Критерии оценивания ответа и порядок аттестации по дисциплине

Аттестация по дисциплине «Занятость населения и ее регулирование» проводится поэтапно и включает текущий и промежуточный контроль знаний.

Текущий контроль знаний студентов очной формы обучения предполагает последовательное оценивание знаний по трем блокам курса: занятость как основополагающая характеристика рынка труда, регулирование занятости населения, технология работы в учреждениях службы занятости населения.

Оцениваются выступления студентов в ходе практических занятий, выполненные студентами практические работы, а также результаты мини-зачетов, проводимых по завершению изучения каждого блока.

При слабой подготовке студентов к семинарским занятиям дополнительно проводится тестирование для выявления остаточных знаний и коррекции графика изучения дисциплины.

Мини-зачеты могут проводиться в форме экспресс-опроса, устного опроса, тестирования, решения задач и др. Используются методы самоконтроля и взаимоконтроля.

Перед экзаменом студенты проходят итоговое тестирование для выявления степени их готовности к промежуточной аттестации.

Текущий контроль знаний студентов заочной формы обучения включает оценивание результатов их деятельности в ходе практических занятий, самостоятельной работы в межсеместровый период.

Промежуточный контроль проводится в устной форме по билетам; каждый билет содержит два вопроса. В ходе промежуточной аттестации студентов очной формы обучения при выставлении итоговой оценки учитываются результаты текущего контроля.

В ходе промежуточной аттестации студентов заочной формы обучения один из вопросов билета заменяется кратким тестом, раскрывающим основные дидактические единицы стандарта.

Теоретические вопросы могут быть дополнены ситуационными задачами.

Критерии оценивания знаний студентов на промежуточной аттестации:

«Отлично»: материал усвоен в полном объеме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов, выводы доказательны, подтверждаются конкретными примерами практики социальной работы. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос. Для студентов заочной формы обучения дополнительно – даны не менее 85% правильных ответов.

«Хорошо»: допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности. Для студентов заочной формы обучения дополнительно – даны не менее 70% правильных ответов.

«Удовлетворительно»: в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное (пересказ лекций, учебника), несистематизированное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая. Для студентов заочной формы обучения дополнительно – даны не менее 55% правильных ответов.

«Неудовлетворительно»: главное содержание материала не раскрыто. Для студентов заочной формы обучения дополнительно – даны менее 55% правильных ответов.

III. График промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация проводится в 9 семестре.

Экзамен проходит традиционно. Студентам заранее выдается список вопросов. Во время экзамена они вытаскивают билет, в котором сформулированы два вопроса из предложенного ранее списка. На подготовку отводится, как правило, 30 – 40 минут. При этом студентам не разрешается пользоваться какими-либо источниками. После подготовки студент должен максимально полно раскрыть указанные вопросы. В случае затруднений преподаватель имеет право задать дополнительный вопрос в рамках тематики вопросов билета.

При аттестации студентов заочной формы обучения один из вопросов билета заменяется кратким тестом. Тестирование предполагает письменный вариант аттестации. Студентов с вопросами теста заранее не знакомят.

Во время экзамена студенту предлагается тест, состоящий из 12 вопросов. Время ответа на вопросы — 20 минут. После этого преподаватель собирает задание. После ответа студента на вопрос билета преподаватель анализирует работу студента, комментирует допущенные ошибки.

IV. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, обучающийся по данной программе, должен освоить полный курс, в том числе его работа должна включать посещение лекций, практических занятий и самостоятельную деятельность. Студенты должны решать вопросы теоретического и практического характера, предусмотренные программой курса, выполнить контрольные мероприятия. Студенты не прошедшие промежуточные контрольные этапы к экзамену не допускаются.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

— основные понятия, характеризующие рынок труда, занятость и безработицу;

— методы регулирования занятости и рынка труда;

— содержание и виды политики занятости, способы социальной защиты занятости населения и прав граждан на труд;

— основные положения законодательства о занятости;

— технологические цепочки взаимодействия специалистов центра занятости с клиентами.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

— анализировать и оценивать ситуацию в сфере занятости;

— рассчитывать основные показатели, характеризующие занятость и состояние рынка труда;

— делать прогнозные оценки состояния занятости;

— критически осмысливать полученную информацию по проблемам занятости и рынка труда, выражать и обосновывать свою позицию по указанным вопросам;

— применять на практике полученные теоретические знания.

V. Измерительные материалы

Для текущей и промежуточной аттестации

Вопросы к мини-зачету по блоку

«Занятость как основополагающая характеристика рынка труда»

  1. Общая характеристика рынка труда: понятие – рынок труда, особенности рынка труда, элементы рынка труда.
  2. Товары и цена на рынке труда.
  3. Экономически активное население. Рабочая сила, труд и занятость. Взаимосвязь и соотношение понятий.
  4. Трудовые ресурсы. Трудоспособное население. Возрастные границы трудоспособности.
  5. Безработица, ее виды.
  6. Естественная безработица. Понятие “естественного уровня” безработицы.
  7. Статистика безработицы.
  8. Понятие «занятость», виды занятости
  9. Категории занятого населения. Распределение населения по статусу в занятости.
  10. Формы организации занятости.
  11. Структура занятого населения
  12. Понятие профессии, специальности, квалификации.
  13. Концепция глобальной занятости
  14. Современные тенденции в динамике и структуре безработицы в России.
  15. Современные тенденции в динамике и структуре безработицы в развитых странах мира.
  16. Динамика безработицы в Свердловской области.
  17. Причины возникновения безработицы
  18. Последствия безработицы. Психологические проблемы, вызываемые безработицей.
  19. Массовая безработица как социально опасное явление.
  20. Положительное воздействие безработицы.
  21. Мировой опыт в борьбе с безработицей.

Вопросы к мини-зачету по блоку «Регулирование занятости населения»

  1. Роль МОТ в регулировании социально-трудовых отношений.
  2. Принципы, цель и задачи деятельности Международной организации труда.
  3. Основные документы Международной организации труда.
  4. Нормативно-правовая база социальной защиты населения в сфере занятости в России.
  5. Цель и направления государственной политики в области занятости населения.
  6. Активная и пассивная политика занятости.
  7. Основные направления деятельности центра занятости населения.
  8. Система службы занятости.
  9. Состав специалистов центра занятости населения, взаимодействующих с клиентами, краткая характеристика должностных обязанностей (диспетчер, специалист по трудоустройству, психолог-профконсультант, специалист по профобучению, специалист по взаимодействию с работодателями, юрист).
  10. Общая характеристика закона «О занятости населения в Российской Федерации».
  11. Понятие «занятость». Категории занятого населения.
  12. Права граждан в области занятости. Гарантии государства в области занятости.
  13. Порядок и условия признания граждан безработными.
  14. Подходящая и неподходящая работа: критерии определения.
  15. Пособие по безработице. Размер и порядок начисления.
  16. Общественные работы и их роль в обеспечении занятости населения.
  17. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации как упреждающие меры.

Вопросы к мини-зачету по блоку

«Технология работы в учреждениях службы занятости населения»

  1. Социальные технологии и их роль в реализации функций службы занятости.
  2. Технологическая «цепочка» операций – стадий процесса обслуживания при первичном приеме ищущих работу граждан.
  3. Технологическая «цепочка» операций – стадий процесса обслуживания при вторичном приеме ищущих работу граждан.
  4. Диагностика уровня мотивации и потенциала трудоустройства ищущих работу граждан.
  5. Содержание работы с «очень активными» и «активными» безработными гражданами.
  6. Содержание работы с «пассивными» безработными гражданами.
  7. Реестр государственных услуг, оказываемых центром занятости населения гражданам.
  8. Информирование граждан.
  9. Административные регламенты федеральной службы по труду и занятости, их предназначение.
  10. Процедура предоставления государственной услуги (на примере одного регламента).
  11. Взаимодействие специалистов центра занятости населения с безработными, имеющими статус.
  12. Организация взаимодействия с работодателями.
  13. Краткая характеристика программ Клуб ищущих работу «Поиск» и «Новый старт».
  14. Проблемы социально-правовой защиты несовершеннолетних в сфере трудоустройства.
  15. Социальные службы и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями.
  16. Социальные аспекты трудоустройства лиц, освобожденных из мест заключения.
  17. Социальные аспекты трудоустройства молодежи.
  18. Основные проблемы занятости женщин на рынке труда. Государственная политика в области женской занятости.
  19. Социально-трудовая реабилитация длительно неработающих лиц.

Примерный перечень тем рефератов и контрольных работ

  1. Причины возникновения безработицы в различных экономических системах
  2. Мировой опыт в борьбе с безработицей (на примере одной из стран мира).
  3. Разделение труда в обществе.
  4. Организационная структура занятости.
  5. Динамика безработицы в России до 1991 года.
  6. Регулирование занятости при плановой экономике.
  7. Современные тенденции динамики безработицы в развитых странах.
  8. Анализ ситуации на рынке труда в Свердловской области (в районном центре).
  9. Значение деятельности МОТ в регулировании занятости.
  10. Защита прав человека через конвенции МОТ.
  11. Социальная политика в сфере занятости.
  12. История становления службы занятости в России.
  13. Проблемы взаимодействия специалистов службы занятости с работодателями.
  14. Гендерные отличия в поведении безработных граждан.
  15. Социально-психологическая адаптация безработных.
  16. Безработный гражданин как клиент социальной работы.
  17. Социально-психологические особенности деятельности специалистов в службе занятости.
  18. Активные формы работы с безработными в центре занятости.
  19. Технология работы консультанта по трудоустройству в центре занятости населения.
  20. Профконсультирование молодежи в службе занятости.
  21. Социально-психологическая адаптация безработных граждан через клубную деятельность.
  22. Профессиональное обучение безработных граждан в России и за рубежом.
  23. Дискриминация на рынке труда.
  24. Особенности социальной работы с неконкурентоспособными гражданами на рынке труда (на примере одной из категорий).

Вопросы к экзамену по дисциплине

  1. Общая характеристика «рынка труда». Современное состояние и перспективы развития.
  2. Безработица, ее виды. Понятие “естественного уровня” безработицы.
  3. Основные причины безработицы.
  4. Последствия безработицы
  5. Занятость как экономическая категория, вид деятельности и социальный статус. Виды занятости.
  6. Статистика занятости и безработицы.
  7. Современные тенденции в динамике и структуре безработицы в Свердловской области.
  8. Современные тенденции в динамике и структуре безработицы в России.
  9. Современные тенденции в динамике и структуре безработицы в развитых странах мира.
  10. Роль МОТ в регулировании социально-трудовых отношений.
  11. Нормативно-правовая база социальной защиты населения в сфере занятости.
  12. Государственная политика в области занятости населения.
  13. Основные направления деятельности центра занятости населения.
  14. Система службы занятости. Задачи, функции и организация службы занятости.
  15. Состав специалистов центра занятости населения, взаимодействующих с клиентами, краткая характеристика должностных обязанностей.
  16. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» как основной документ в сфере занятости.
  17. Права граждан в области занятости. Гарантии государства в области занятости.
  18. Порядок и условия признания граждан безработными.
  19. Подходящая и неподходящая работа: критерии определения.
  20. Социальные проблемы безработных граждан.
  21. Пособие по безработице. Размер и порядок начисления.
  22. Программы содействия занятости населения. Совместные акции с социальными партнерами
  23. Негосударственные структуры содействия занятости. Поддержка предпринимательства и самозанятости граждан
  24. Социальные технологии и их роль в реализации функций службы занятости.
  25. Технологические «цепочки» операций – стадий процесса обслуживания. Варианты первичного и вторичного приема граждан.
  26. Диагностика уровня мотивации и потенциала трудоустройства ищущих работу граждан.
  27. Реестр государственных услуг, оказываемых центром занятости населения гражданам. Информирование граждан.
  28. Административные регламенты федеральной службы по труду и занятости, их предназначение. Процедура предоставления государственной услуги (на примере одного регламента).
  29. Взаимодействие специалистов центра занятости населения с безработными, имеющими статус. Формы решения проблем трудоустройства.
  30. Организация взаимодействия с работодателями, предоставляемые работодателям государственные услуги.
  31. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и переподготовка как превентивные (упреждающие) меры политики содействия занятости населения.
  32. Социально-психологическая поддержка лиц, потерявших работу. Краткая характеристика программ Клуб ищущих работу «Поиск» и «Новый старт».
  33. Организация общественных работ для безработных. Их роль в обеспечении занятости населения.
  34. Социальная защита неконкурентоспособных групп населения на рынке труда.
  35. Проблемы социально-правовой защиты несовершеннолетних в сфере трудоустройства.
  36. Социальные службы и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями.
  37. Социальные аспекты трудоустройства лиц, освобожденных из мест заключения.
  38. Социальные аспекты трудоустройства молодежи.
  39. Основные проблемы занятости женщин на рынке труда. Государственная политика в области женской занятости.
  40. Социально-трудовая реабилитация длительно неработающих лиц.

VI. АТТЕСТАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫЪХ ОПРОСОВ СТУДЕНТОВ

Аттестационные педагогические измерительные материалы для проведения контрольных опросов студентов

Аннотация

Аттестационные педагогические измерительные материалы составлены для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине «Занятость населения и ее регулирование» цикла специальных дисциплин ГОС специальности 040101.65 – Социальная работа.

Аттестационные педагогические измерительные материалы содержат 30 тестовых заданий.

Время, отводимое для выполнения, составляет 45 минут.

Проверка выполненного студентом тестового задания осуществляется с помощью утвержденного ключа.

Оценка результатов аттестационных педагогических измерений производится с параллельным использованием двух подходов: по общему результату (1) и по соответствию структуре ГОС (2).

1. Оценка результатов аттестационных педагогических измерений по общему результату осуществляется в соответствии с утвержденными критериями:

Количество правильных ответов

Оценка по общепринятой шкале

1.

26 – 30

отлично (5)

2.

21 – 25

хорошо (4)

3.

16 – 20

удовлетворительно (3)

4.

0 – 15

неудовлетворительно (2)

2. Оценка результатов аттестационных педагогических измерений по соответствию структуре ГОС осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

Доля освоенных дидактических единиц (ДЕ)

Оценка по шкале

Количество студентов

Показатель качества обучения

1.

Освоены все ДЕ

1

Доля студентов, освоивших все ДЕ в % к общему числу студентов

2.

Освоены не все ДЕ

0

Инструкция

по выполнению аттестационных педагогических измерительных материалов для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине «Занятость населения и ее регулирование» цикла специальных дисциплин ГОС специальности 040101.65 – Социальная работа

Уважаемые студенты!

Вашему вниманию представляются аттестационные педагогические измерительные материалы для проведения контрольного опроса по дисциплине «Занятость населения и ее регулирование» цикла специальных дисциплин ГОС специальности 040101.65 – Социальная работа.

Вы должны выполнить предложенные вам тестовые задания за 60 минут и внести ответы в бланк ответа.

Предварительно вам необходимо заполнить справочные позиции бланка.

При внесении ответов на тестовые задания в бланк Вы должны соблюдать правила заполнения бланка ответов в зависимости от вида тестового задания.

При выполнении заданий с формулировкой «Выберите номер правильного варианта ответа» Вы должны выбрать один (или несколько) вариант из предложенных и проставить номер (или номера) в соответствующую позицию в бланке ответа.

При выполнении заданий с формулировкой «Дополните» Вы должны определить пропущенную информацию и внести ее в соответствующую позицию в бланке ответа.

СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ ОСВОЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

аттестационных педагогических измерительных материалов

для проведения контрольного опроса студентов

по дисциплине «Занятость населения и ее регулирование»

цикла специальных дисциплин ГОС

специальности 040101.65 – Социальная работа

№ п/п

Наименование дидактической единицы дисциплины

Содержание задания

Критерии зачета

№ задания в АПИМ

1

Рынок труда

1.1. Основные понятия курса

2 из 4

1

1.2.Структура рынка труда

2

1.3.Товары в системе рынка труда

3

1.4. Модели взаимодействия спроса и предложения на рынке труда

4

2

Понятие, виды и динамика безработицы в современном обществе.

2.1. Понятия безработица, безработный.

3 из 4

5

2.2. Виды безработицы

6

2.3. Естественная безработица. Понятие «естественного уровня безработицы».

7

2.4. Последствия безработицы и методы борьбы с ней.

8

3

Занятость как социальная категория и социальное состояние.

3.1. Понятие «занятость населения»

2 из 4

9

3.2. Категории занятого населения.

10

3.3. Виды занятости

11

3.4. Формы и системы организации занятости.

12

4

Сравнительная характеристика труда и занятости за рубежом и в России.

4.1. Принципы учета и методы оценки безработицы и занятости

2 из 3

13

4.2. Современные тенденции в динамике безработицы в России

14

4.3. Современные тенденции в динамике безработицы в развитых странах мира.

15

5

Правовые проблемы признания и социальной поддержки безработных граждан в России.

5.1. Понятие «подходящая работа»

3 из 4

16

5.2. Возрастные границы трудоспособности.

17

5.3. Гарантии граждан при наступлении безработицы

18

5.4. Порядок начисления пособия по безработице

19

6

Проблемы управления занятостью населения в стране, регионе и районе.

6.1. Роль МОТ в регулировании социально-трудовых отношений

2 из 4

20

6.2. Социальная политика в сфере занятости

21

6.3. Структура службы занятости.

22

6.4. Территориальные центры занятости.

23

7

Технология работы в учреждениях и организациях службы занятости.

7.1. Основы технологизации работы службы занятости

4 из 7

24

7.2. Административный регламент

25

7.3. Социально-психологическая адаптация безработных в службе занятости.

26

7.4. Технологии взаимодействия с гражданами, ищущими работу и безработными

27

7.5. Технологические «цепочки» операций – стадий процесса обслуживания

28

7.6. Особенности занятости мужчин, женщин, молодежи, населения средних возрастов, населения старших возрастов, мигрантов.

29

7.7. Специфика и технологии работы службы занятости с лицами, испытывающими трудности в поиске работы и неконкурентоспособными на рынке труда

30

АТТЕСТАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине

«Занятость населения и ее регулирование» цикла специальных дисциплин ГОС специальности 040101.65 – Социальная работа

Тема 1. Рынок труда

1. Дополните понятие.

Рынок труда – это система социально-экономических отношений между ………. и …………. по поводу включения первых в процесс ……………… через механизм …………… и ……………….. .

2. Выберите номер правильного варианта ответа

Кто определяет спрос на рынке труда:

1) безработные; 3) работник;

2) население трудоспособного возраста; 4) работодатель.

3. Выберите номера правильных вариантов ответа

Назовите субъекты рынка труда.

1) работник; 3) посредник;

2) работодатель; 4) государство.

4. Выберите номера правильных вариантов ответа

В чем сходство монетаристской и классической модели рынка труда:

1) рынок – свободная саморегулирующаяся система;

2) необходимо оказывать помощь безработным гражданам;

3) жесткое регулирование рынка;

4) безработица является добровольной.

Тема 2. Понятие, виды и динамика безработицы в современном обществе.

  1. Выберите номер правильного варианта ответа

По Закону РФ «О занятости населения в РФ» безработными являются граждане, которые:

1) не имеют работы;

2) зарегистрированы в органах службы занятости;

3) ищут работу и готовы к ней приступить;

4) являются трудоспособными;

5) все варианты ответа правильные.

6. Выберите номера правильных вариантов ответа

Назовите причины возникновения фрикционной безработицы:

1) первый выход на рынок труда;

2) закрытие предприятия;

3) выгода от статуса безработного;

4) поиск работы с более высокой оплатой.

7. Выберите номера правильных вариантов ответа

Какие виды безработицы составляют естественную безработицу:

1) фрикционная; 3) скрытая;

2) структурная; 4) циклическая.

8. Выберите номер правильного утверждения.

Если общий уровень безработицы превышает уровень естественной безработицы на 1 %, то:

1) растут доходы населения;

2) рост преступности составляет 8 %;

3) на 2,5 % увеличивается объем ВПН;

4) снижается мотивация работников к труду.

Тема 3. Занятость как социальная категория и социальное состояние.

9. Выберите номер правильного утверждения.

Понятие «занятость населения» трактуется как:

1) деятельность, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей;

2) экономическая категория;

3) социальный статус;

4) социальное состояние;

5) все варианты ответа правильные.

10. Выберите номера правильных вариантов ответа

Кто из перечисленных граждан является занятым:

1) домохозяйка;

2) студент техникума, обучающийся на очной форме обучения;

3) женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком;

4) военнослужащий;

5) частный предприниматель;

6) гражданин, ищущий работу.

11. Выберите номера правильных вариантов ответа

Право на какую занятость имеет гражданин РФ в соответствии с Законом «О занятости в Российской Федерации»:

1) эффективную; 3) стопроцентную;

2) свободно избранную; 4) продуктивную

12. Выберите номер правильного варианта ответа.

Какая форма занятости является типичной:

1) сезонная занятость;

2) вторичная занятость;

3) первичная занятость;

4) занятость с гибким графиком труда.

Тема 4. Сравнительная характеристика труда и занятости за рубежом и в России

13. Выберите номер правильного варианта ответа.

Уровень (коэффициент) безработицы – это:

1) разница между общей численностью населения и числом занятых;

2) отношение числа занятых к численности экономического населения, выраженное в процентах;

3) отношение числа безработных к численности экономического населения, выраженное в процентах;

4) общая численность всех безработных в стране.

14. Выберите номер правильного варианта ответа.

Как в 2008 году изменился уровень безработицы в США и развитых странах Европы:

1) увеличился;

2) уменьшился;

3) динамика имеет скачкообразный характер;

4) не изменился.

15. Выберите номер правильного варианта ответа.

Уровень безработицы в России в 1998 году составил:

1) 7 % 3) 13 %

2) 20 % 4) 27 %

Тема 5. Правовые проблемы признания и социальной поддержки безработных граждан в России.

16. Выберите номер правильного варианта ответа

В соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации»:

1) Для выпускника Вуза, ранее не работавшего, подходящей будет любая работа в соответствии с законодательством РФ;

2) Подходящая считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, транспортной доступности рабочего места;

3) Общественные работы являются подходящей работой для лиц, направленных службой занятости на профессиональное обучение.

4) Подходящей считается работа с заработной платой не ниже, чем на предыдущем месте работы.

17. Выберите номер правильного варианта ответа

Укажите нижнюю границу трудоспособного возраста:

1) 14 лет; 3) 18 лет;

2) 16 лет; 4) 21 год.

18. Выберите номер правильного утверждения:

1) граждане имеют право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке.

2) только безработные граждане имеют право на бесплатное получение информации и услуг по профессиональной ориентации.

3) безработные граждане имеют право на бесплатную профессиональную подготовку по направлению органов службы занятости.

4) граждане не имеющие работы, но ищущие ее, имеют право на получение пособия по безработице.

19. Выберите номер правильного варианта ответа

Гражданам, не работавшим более года и признанным в установленном порядке безработными, в первый период выплаты назначается пособие:

1) 70 % от величины прожиточного минимума;

2) в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;

3) 30% от величины средней заработной платы по предыдущему месту работы;

4) 45 % от максимальной величины пособия по безработицы.

Тема 6. Проблемы управления занятостью населения в стране, регионе и районе.

20. Выберите номер правильного варианта ответа

Назовите документы, обязательные для выполнения всеми членами МОТ:

1) конвенции; 3) декларации;

2) устав; 4) рекомендации.

21. Выберите номера правильных вариантов ответа:

Проведение каких мероприятий предусматривает пассивная политика занятости:

1) подбор вариантов подходящей работы;

2) профессиональное обучение;

3) направление на общественные работы;

4) активный поиск и подбор рабочих мест;

5) выплата пособия по безработице.

22. Выберите номер правильного варианта ответа

Какой орган исполнительной власти осуществляет управление службой занятости на федеральном уровне:

1) Департамент федеральной государственной службы занятости;

2) Министерство труда и социального развития;

3) Федеральная служба по труду и занятости;

4) Федеральное агенство по надзору за трудовыми отношениями.

23. Установите соответствие.

Установите соответствие между названием отдела и выполняемыми функциями:

А – отдел содействия занятости населения

Б – юридический отдел

В – отдел профессионального обучения и психологической поддержки

Г – финансовый отдел

1) начисление пособия по безработице;

2) проверка достоверности представленной безработным информации;

3) выдача вариантов подходящей работы;

4) профконсультирование.

Например: А – 1; Б – 2.

Тема 7. Технология работы в учреждениях и организациях службы занятости

24. Установите логическую последовательность.

Определите последовательность этапов технологии социальной работы:

1) анализа и коррекции

2) прогностический

3) диагностический

4) реализации намеченных планов

5) целеполагание

25. Выберите номер правильного варианта ответа

Какой документ определяет процедуру оказания государственных услуг гражданам в Центре занятости населения:

1) Закон «О занятости населения в Российской Федерации»

2) Методические рекомендации службы занятости

3) Административный регламент

4) Должностные инструкции специалистов Центра занятости населения.

26. Выберите номера правильных вариантов ответа:

Укажите основные направления деятельности психолога-профконсультанта в Центре занятости населения:

1) организация взаимодействия с работодателями;

2) выдача вариантов подходящей работы;

3) профотбор и профподбор;

4) профессиональное обучение;

5) правовое консультирование;

6) социальная адаптация.

27. Выберите номер правильного варианта ответа

С момента регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы статус безработного присваивается:

1) через 5 дней;

2) на 11 день;

3) в течение месяца;

4) сразу после регистрации.

28. Установите логическую последовательность.

Установите правильную последовательность этапов деятельности специалистов Центра занятости населения занятости:

1) регистрация безработного;

2) оказание информационных услуг;

3) назначение пособия;

4) присвоение статуса безработного;

5) выдача вариантов подходящей работы.

29. Дополните фразу

В соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» лицами, испытывающими трудности в поиске работы и неконкурентоспособными на рынке труда являются ……………………..

30. Выберите номера правильных вариантов ответа:

Укажите специальные мероприятия, обеспечивающие дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы:

1) информирование граждан о положении на рынке труда;

2) квотирование рабочих мест;

3) участие в оплачиваемых общественных работах с дополнительной материальной поддержкой;

4) выплата пособия по безработице.

24