Астеническая форма умственной отсталости

Результаты психологических исследований

По данным шкалы Стэнфорд—Бине оказалось, что ориентировка в житейских навыках и моторика были лучшими у большего числа детей с астенической формой, чем способность к счету, память, на ряды цифр и словарный запас. Если названия тестов шкалы расположить соответственно полученным оцен­кам, начиная с наиболее высоких, то получится следующий ряд: до­полнение картинок с недостающей частью, лабиринт, повторение цифр, арифметический счет, кубики Кооса, сходство понятий, словарь, осведомленность, общая понятливость, расположение «последователь­ных картинок», сложение фигур, кодирование. Этот ряд — показатель неплохих перцептивных возможностей, относительно неплохой памя­ти, плохой зрительно-моторной координации, нарушения конструк­тивных способностей, недостаточности анализа и синтеза на конкрет­ном материале, а также и логического мышления. Невербальные про­бы выполняются в целом хуже, чем вербальные. Результаты выполнения не­вербальных проб (кубики Кооса, складывание объектов, кодирование и лабиринт) низкие, достоверно отличающиеся от таковых же у детей со стенической формой. Оценки по остальным невербальным пробам также ниже. Большее число детей с астенической формой выполнили вербальные пробы хуже, чем дети со стенической формой.

Большинство детей с астенической формой часто не могут выявить существенные признаки, чтобы расклассифицировать предметы. Они группируют их по назначению, сходству, допуская нередко и нелепые обобщения. Труднее всего им объяснить способ, по которому объеди­няются предметы. Выполнение задач Пиаже на постоянство количе­ства материала и систему отношений показывают, что развитие обследуемых останавливается на стадии конкретных мыслительных опера­ций и что они не овладели еще формальными умственными операция­ми. Работая с невербальными методиками Равена, исследуемые легко заполняют пропуски в хорошо знакомых предметах там, где требуются простые обобщения, но недостающие части в тестах с более сложны­ми закономерностями, требующими элементов отвлеченного мышле­ния, заполнять не могут. Лексикон этих детей в сравнении с нормой беднее, хотя и более богат, чем у детей с другими формами, и не соот­ветствует проникновению в суть используемых в речи понятий.

Непосредственное запоминание и немедленное воспроизведение у большинства этих детей лучше, чем у детей с другими формами. Они неплохо репродуцируют многословные фразы, 6-7-значные цифры и предлагаемые для запоминания слова.

3 стр., 1449 слов

Теоретические аспекты проблемы формирования нормального уровня ...

... что одним из внутренних образований, возникающих в результате оценки, является самооценка ребенка. Старший дошкольный возраст является важным периодом ... одних работах, где поднимаются вопросы адекватности самооценки, это понятие отвечает понятию «представление о себе». В других работах под ... личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения ...

Оценка конструктивного наглядного мышления и ориентировки в пространстве по методике Гольдштейна-Ширерапоказала, что прак­тически все дети тратят по 20—50 мин на их выполнение (вместо 10— 15 мин).

Они плохо или совсем не справляются с заданием, с трудом в воспроизведении образца используют приобретенный опыт. Выпол­нение задания совершается способом проб и ошибок с отвлечениями и просьбами о помощи. Все это результат несформировавшихся ана­лиза пространственных отношений, конструктивной деятельности и пространственного мышлении на конкретном материале.Тест Л. Бен­дерпоказывает, что дети неточно и схематично копируют фигуры, ис­кажают их очертания, форму, заменяют части фигур, их величину, опус­кают детали. Более грубые ошибки — нарушения взаимоотношений и ориентировки фигур в плоскости рисунка. Результаты этой пробы ука­зывают на недоразвитие моторики, затруднение построения внутрен­него образа, нарушения пространственного мышления, а также свя­зей между зрительной и моторной системами.Пробу Хедадети выпол­няют либо зеркально, либо вовсе не правильно. Все эти результаты указывают на дефекты в кинестетике движений либо на нарушение в зрительно-пространственной организации двигательного акта, а мо­жет быть, и на сочетание этих расстройств.

Рисование человека, дети выполняют примитивно, упус­кают части тела (шею, пальцы, кисти, стопы, уши и др.).

Рисунки че­ловека, дерева, дома неточны, неполны, грубо искажаются пропорции изображаемого, отсутствуют необходимые детали. Проба выявляет не­достаточную интеллектуальную зрелость и неспособность обследуемых к правильному графическому отображению зрительных восприятий.

Моторное развитие этих детей отстает (по шкале Озерецкого Н. И.) от хронологического возраста в среднем на 3—4 года. У некоторых детей грубая моторика развита лучше, но их тонкие моторные умения весьма неудовлетворительные. Возможно, это связано не столько с моторными нарушениями, сколько с неспособностью к конструиро­ванию структур тонких двигательных умений и с затруднением обра­зования плана движений. Элементарные двигательные навыки они осваивают с меньшим трудом.

У 81% детей с астенической формой отмечается более явная дисграфия, чем при других формах. Они очень медленно осваивают письмо, а научившись писать, при списывании пропускают и переставляют бук­вы, изображают их зеркально, не дописывают слова, заменяют буквы, не могут выделить отдельные слова. Пишут они с большим трудом, мед­ленно, не замечая линеек, искажая величину и форму букв, то слишком размашисто, то сжато. Из-за быстро развивающейся усталости они нуж­даются в постоянной стимуляции. Все ошибки усугубляются при дик­танте. Некоторые дети даже написанию палочек по трафаретам обуча­ются в течение 2—3 лет. В самых тяжелых случаях детей приходится обу­чать обведению уже написанных букв. На овладение письмом в целом, если это вообще удается, уходят годы. В более легких случаях дисграфия обнаруживается лишь в диктантах. Изучение нарушений письма, тон­ких двигательных расстройств показывает, что дело не столько в испол­нении (написании букв, застегивании пуговиц), сколько в трудностях передачи воспринятых образов для преобразования в моторный акт. Это подтверждается тем, что дети даже с грубой дисграфией могут назвать или повторить правильно тот или иной звук, слово, скопировать букву, в то время как самостоятельное письмо (диктант, списывание) удается плохо. В пользу высказанного говорит также наличие дислексии как раз у тех, кто страдает дисграфией.

5 стр., 2055 слов

Рабочая программа практики Практика в дошкольных учреждениях ...

... опыта диагностической, прогностической и коррекционно-профилактической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Формы проведения практики Практика на логопункте в школе является активной, ... личностных качеств, необходимых для педагогической деятельности, становление гуманистической направленности на ребенка с нарушениями речи. Задачи практики Задачами учебной практики являются: Наблюдение и ...

У детей с астенической формой нарушения чтения разнообразны: одни очень медленно овладевают навыками чтения (4-5 лет), другие — несмотря на длительность обучения, забывают буквы, не умеют выде­лять слоги, слова, не могут сливать слоги, переставляют буквы и т. д. Наблюдаются и такие, которые, научившись читать, не приобретают беглости, не понимают отдельных слов или не могут пересказать про­читанное в целом. Эти нарушения находятся в явном несоответствии с их легкой умственной отсталостью. Происхождение трудностей в овладении чтением аналогично возникновению ошибок при воспро­изведении зрительно воспринимаемых рисунков. При дислексии име­ется затруднение образования зрительно-моторных связей.

Дискалькулия у описываемых детей положительно коррелирует с выраженными нарушениями конструктивного и пространственного мышления, с неспособностью к овладению пространственными и временными представлениями. Они с большим трудом осваивают «ряды», еще сложнее для них воспроизведение членов такого ряда «вразбив­ку». Так, они не способны запомнить порядок и число месяцев в году, дней в неделе, алфавитное расположение букв, цифр в обратном по­рядке. Даже в том случае, когда автоматизация «рядоговорения» про­исходит, она наступает значительно позже, чем у сверстников с други­ми формами отсталости, что нельзя было объяснить ни тяжестью ин­теллектуального дефекта, ни педагогической запущенностью. Дети с этой формой не могут усвоить и повторить ритм, воспринимаемый на слух. Наряду с затруднениями в запоминании и воспроизведении по­следовательности в речи и мышлении они плохо выполняют сукцессивные двигательные операции. Подавляющее большинство не может справиться с простым рядом, состоящим из нескольких разных поло­жений руки, сменявших одно другое (тест Н. И. Озерецкого).

Выполнение заданий по методикам Бурдона-Анфимовапоказыва­ет, что почти все, осуществляя задание, пропускают строки и буквы, а половина путает те буквы, которые необходимо вычеркивать. Времени на работу уходит больше, чем у детей со стенической формой. В два раза чаще, чем у последних, снижается темп работы. Таким образом, у них имеется недоразвитие внимания, неустойчивость ритма работы и труд­ности в выборе оптимальной скорости. У младших детей данные о нару­шенном внимании получены с помощьюметодики Пьерона-Рузера.

Приведенные клинико-психологические исследова­ния умственно отсталых детей позволяют диагностировать астеничес­кую форму. Такие дети в большинстве случаев отстают в освоении про­граммы детского сада или школы. При внимательном изучении ока­зывается, что у них, как правило, несмотря на легкие интеллектуальные изменения, имеет место дислексия, сочетающаяся с затруднениями письма и счета.

В сравнении с другими формами отсталости часто выявляются свое­образные мнестические процессы, значительный запас понятий и пред­ставлений, а также неплохая житейская ориентировка. Отмечаются выраженные нарушения внимания и весьма неравномерная структура интеллекта.

3 стр., 1152 слов

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с ...

... астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка. Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение ... плохой уход за детьми с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка к нагрузкам, стрессам, ... заболевания возникают внезапно и принимают форму острого сдвига, являясь иногда результатом ...

Интеллектуальный уровень этих детей в среднем несколько выше, а память лучше, чем у больных с другими формами отсталости. Лекси­кон более богат. Все невербальные пробы выполняются хуже, чем вер­бальные. Характерны плохая пространственная ориентировка, недо­статочные конструктивные возможности и неразвившиеся аналитико-синтетические процессы мышления. Чаще, чем при других формах, встречается аффективная неустойчивость. Дети неусидчивы, суетливы, недисциплинированны. Они общительны, легко вступают в кон­такт со взрослыми и сверстниками, проявляют вполне удовлетвори­тельную активность.

Для этих детей характерно отставание моторного развития, не только от хронологического, но и от их интеллектуального возраста. Среди них достоверно больше амбидекстров и леворуких.

Неврологическая симптоматика и припадки у них наблюдаются в два раза реже, чем у детей с атонической и дисфорической формами. Часто встречается невротическая симптоматика (энурез, тики, заикание и др.).

Этиология астенической формы — родовая патология, неоднократ­ные истощающие заболевания раннего возраста и тяжелые болезни на 2-3-м году жизни. Важную роль играют также врожденные факторы и недоношенность. Нередко серьезным отягощающим моментом оказы­вается воздействие неблагоприятных семейно-бытовых условий (депривация, низкий уровень культуры семьи, ее неблагополучие, распад и пр.).

Структура психического дефекта детей с астенической формой ум­ственной отсталости дисгармонична. Наиболее выражены дислексия, дисграфия и дискалькулия. Неспособность к чтению ранее связыва­лась с леворукостью, недостатком доминирования левого полушария или с конфликтом у левшей при переобучении. Дис­лексию рассматривали так же, как пример специфического наруше­ния созревания или общих церебральных дисфункций, при которых функциональная зрелость мозга не наступает или приходит поздно. Существуют также предположения о страдании определенных мозговых структур (мозжечково-вестибулярная система, затылочно-теменная область, угловая извилина).

Затруднение в освоении чтения, письма и счета у детей с астенической формой умственной отсталости связано с недостаточным развитием у них пространственных представ­лений. Это находится в соответствии с мнением тех, кто видят в нару­шениях восприятия, затруднениях формирования пространственных представлений основную причину дислексии, дисграфии и дискалькулии.

Механизмы возникновения астенической формы

При объяснении механизмов возникновения этого синдрома скло­няются к мысли о большем значении затруднений образования связей между отдельными анализаторами. Мы допускаем возможность существования и такого ме­ханизма. Именно с этих позиций рассматриваем неудачные результа­ты выполнения детьми проб Бендер и Гуденеф, а также и обнаружен­ный нашим сотрудником А. Н. Корневым (1978) ограниченный объем кратковременной слухоречевой памяти на последовательно воспри­нимаемый материал.

9 стр., 4134 слов

Трудовое воспитание детей с нарушениями умственного развития

... восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия ... В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Формы организации трудового воспитания могут быть самыми различными, но их осуществление ...

В происхождении дислексии при умственной отсталости значительную роль играет и моторное развитие. И недоста­точно координированные мелкие движения глаз, связанные с окуломоторной апраксией, и нарушения моторики конечностей могут пре­пятствовать освоению школьной программы. Большее значение имеет не столько уровень моторной зрелости, сколько затруднения в уста­новлении связей между перцептивными и двигательными процесса­ми, например, при органических поражениях ЦНС.

Представления о том, что при дислексии эти изменения должны происходить исключительно в теменной, в теменно-затылочной обла­сти либо в угловой извилине, у большинства больных не полу­чили ни клинического, ни электроэнцефалографического подтверж­дения. С другой стороны, имеются доказательства в пользу поражения глубинных образований мозга (ствол, зрительный бугор — лимбическая область и др.).

К их числу можно отнести такие клинические про­явления, как затруднение концентрации внимания, эмоциональную неустойчивость и возбудимость, неусидчивость и двигательное беспо­койство, утомляемость и истощаемость. В этом же плане можно также рассматривать часто встречающиеся усиление влечений, вегетативные нарушения, экстрапирамидные симптомы и пароксизмальные явле­ния.

Атоническая форма умственной отсталости

Результаты психологических исследований

У детей с этой формой умственной отсталости оказалось наиболее трудно определить степень умственной отсталости. Когда же это удава­лось, выяснялось, что уровень их интеллекта оказывался в среднем на 4-5 лет меньше их хронологического возраста. Столь низкая оценка уровня интеллекта связана с неравномерностью, своеобразием психи­ческого дефекта, не позволяющими измерить его более точно. Сред­ний IQу этих детей 55, средний вербальный 10 — 59, а средний невер­бальный 10 — 43. Низкая последняя оценка и является их характерной особенностью. Данные результаты указывают на их неумение по час­тичной информации воссоздать целое, охватить всю ситуацию, овладеть новым навыком, проявить внимательность и настойчивость. Кроме того, у них имеются недостаточная логичность мышления, неспособность к самостоятельным суждениям, малый объем знаний и отсутствие инте­ресов. Несколько лучше кратковременная память, запас «формальных» знаний, которые они почти не используют в жизни. Приспособитель­ные возможности незначительны, они выражаются в некоторой житей­ской ориентировке, выполнении элементарных домашних дел, детских игр. В семье при стимуляции они проявляют себя относительно лучше, чем можно было бы ожидать по результатам исследований. Эти дети, даже владея обобщающими понятиями, практически не справляются с классификацией предметов. Обнаруживается низкий уровень абстрак­тного мышления, неразвившаяся способность к анализу и синтезу даже на конкретном материале(по методике Гольдштейна-Ширера).

22 стр., 10776 слов

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

... умственно отсталых детей наблюдается диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Среди форм умственной ... детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей отсталый ребенок дошкольный игровой Умственно отсталые дети ...

Память своеобразна. Первичное запоминание 5 или 10 слов удовлетворительно. Однако в последующем число воспроизводимых слов резко уменьшает­ся, и конечный результат не превышает половины предъявляемых слов. Внимание очень грубо расстроено — нарушены объем, концентрация и переключаемость. Выявляется почти полная неспособность к графиче­скому отображению зрительных восприятий и представлений. Иссле­дование моторики пометодике Н. И. Озерецкоговыявляет явное отста­вание двигательных способностей в среднем на пять лет.

Основные клинические проявления атонической формы умственной отсталости.

Наряду с интеллектуальным дефектом отмечаются неспособность к психическому напряжению, колебание психического тонуса, нару­шение целенаправленной активности от аспонтанности до двигатель­ного беспокойства, отсутствие планового поведения, апрозексия, на­рушение тонкости и точности эмоциональных реакций, неустойчи­вость аффективного фона, изменение инстинктов и др.

Это клиническое своеобразие зависит от тяжести, распространен­ности, качества вредности и преимущественной локализации пораже­ния, приведшей к возникновению атонической формы. Наиболее яр­кая особенность клиники — затруднение или неспособность к психи­ческому напряжению — следствие поражения глубинных образований мозга. Психическая продуктивность многих детей неодинакова в раз­ное время, достигая временами полной аспонтанности.

Поведение детей с данной формой умственной отсталости характе­ризуется отсутствием какого-либо плана — резкое изменение актив­ности (моторное беспокойство, отсутствие психического напряжения), крайняя непоследовательность, нецелесообразность и нелепость поступков, сочетание со стереотипиями, персеверациями, импульсиями. Нейродинамика этого нарушения может быть объяснена изменения­ми взаимоотношений между основными структурами лимбической системы.

Механизмы возникновения астенической формы

Грубые расстройства внимания, т. е. неистощимость и поверхност­ность ориентировочных реакций детей с атонической формой, есть следствие их неугасимосимости, обусловленной дисфункцией медиальных структур и вторичным снижением коркового тонуса. Это предположение подтверждается наличием у них ослабления или отсутствия кожно-гальванических реакций (Иса­ев Д. Н., Поппе Г. К. 1968; Ефремов К. Д. 1974).

Недоразвитие эмоциональности этих детей, их недостаточно диф­ференцированные, меняющиеся, нередко бледные аффективные ре­акции и изменения влечений также можно связать с поражением глу­боких структур мозга, как это делают, например, Т. А. Доброхотова (1966), М. С. Рахайлова (1968) в отношении очень близких к нашим по клиническим проявлениям своих больных. Механизм гиперактивности и чрезмерной отвлекаемости больных с недоразвитием — следствие гиперфункции ретикулярной формации и таламокорковой проекционной системы.

При атонической форме в первую очередь поража­ются функциональные мотивационные системы. Вовлекаются также системы, ответственные за познавательную деятельность. Подтверждением заинтересованности лимбической области у этих детей являются невросоматические симптомы: психомоторные приступы, мы­шечная гипотония, вегетативные трофические нарушения, ожирение, изменения в биохимизме внутренней среды.

11 стр., 5327 слов

Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

Формы псих. деятельности: 1) психические процессы, 2) психические свойства, 3) психические состояния. Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Все психические процессы ... единый процесс отражения действительности, включающий в себя все формы психической деятельности человека: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, чувства ...

Наиболее вероятные, грубые органические вредности и ранний (эмбриональный, младенческий) период их воз­действия ведут к преимущественному поражению именно лимбических структур, поскольку они развиваются интенсивнее и быстрее, рань­ше включаются в процессы высшей нервной деятельности, чем другие структуры мозга.

Дисфорическая форма

Механизмы возникновения дисфорической формы

Своеобразие их психопатологии может быть объяснено грубыми органическими поражениями ЦНС. Свыше чем у половины из них отмечается неврологическая симптоматика разной степени выражен­ности: парезы, асимметрия лицевой иннервации, дизартрия, гиперкинезы, экстрапирамидные явления (меняющийся мышечный тонус, мышечная гипотония и др.).

У большинства — различные признаки дисфункции вегетативной нервной системы (расстройства сна, сосу­дистые дистонии, трофические расстройства и т. д.).

У четверти обнаруживаются увеличения размеров головы, ее неправильная форма либо микроцефалия. У многих детей возникают различные пароксизмальные состояния: бессудорожные приступы в виде катаплектиформных состояний («обмяканий»), кратковременные выключения сознания, абортивные тонические припадки с автоматизмами и без них, присту­пы джексоновского типа и эпилептические «статусы».

У трети — ярко выражены различные дизгенетические признаки: асимметрии костного скелета, непропорциональные конечности, де­формации ушных раковин, гипертрихоз и др. В нескольких случаях отмечены явления физического инфантилизма с грацильным тело­сложением и еще у ряда больных — синдром церебрального ожирения. У половины детей на рентгенограммах черепа выявлены значительные изменения (гипертензия, утолщения костей, обызвествления).

О значении некоторых факторов (наследственности) в происхож­дении этой формы психического недоразвития можно судить по сле­дующим данным. Только у нескольких больных среди родственников имелись психозы, психопатии или алкоголизм. Все это не позволяет оценить в полной мере роль патологической наследственности. На во­прос об этиологии более ясный ответ дает анализ течения перинаталь­ного и раннего постнатального периода. Так, асфиксия новорожден­ного, тяжелая родовая травма и признаки слаборожденности наблю­дались у половины больных. К этому следует добавить, что более половины всех больных на первом году жизни перенесли тяжелые, ис­тощающие или многократные заболевания, в том числе энцефалиты. Подтверждением того, что пери- и постнатальные вредности занима­ют важное место в этиологии этой формы, может служить также нали­чие у половины больных очень рано появляющихся неврологических признаков органического поражения ЦНС.

В заключение можно сказать, что описанная форма умственной от­сталости, сочетающаяся с аффективной напряженностью, утрирован-ностью влечений, апрозексией (невнимательность), чрезмерным двигательным беспокой­ством и рядом других признаков должна быть выделена из общей мас­сы состояний психического недоразвития. На наш взгляд, этиология дисфорической формы также отличается от того, что мы наблюдаем при других формах умственной отсталости. Если суммировать процент больных, перенесших серьезную родовую травму, тяжелые истощаю­щие болезни, менингоэнцефалиты и мозговые осложнения после вак­цинации в возрасте до года, станет ясным, что их психическая отста­лость во всех случаях связана именно с этими факторами.

21 стр., 10119 слов

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, имеющих ...

... №4 (бывш. ДС комбинированного вида с логопедическими группами и группами для детей с задержкой психического развития), расположенном по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, д.22А. Всего в ... он подвергается. Чувство страха может быть проницательным, осознанными подконтрольным субъекту, в такой форме оно часто присутствует у вполне уравновешенных людей. По мнению Г. Ланге (2007) ...

Стенічна форма розумової відсталості

Результаты психологических исследований

Средний IQу детей со стенической формой умственной отсталости — 77,5, что выше, чем у детей с астенической и атонической формами. СреднийIQвербальной части шкалы также несколько больше. Особенно характерен для обсуждаемых детей вы­сокий среднийIQневербальных проб: 83,5, отличающийся от такового у детей с астенической и атонической формами. У пред­ставителей стенической формы — неплохие перцептивные возможно­сти, отсутствие грубых нарушений внимания, неплохая зрительно-моторная координация, удовлетворительные конструктивные способности, относительно неплохое обучение новому материалу, хо­рошая зрительно-моторная координация, относительная дифференцированность восприятия, умение по частичной информации воссо­здать целое, удовлетворительное схватывание ситуации в целом. Ме­нее успешное выполнение вербальных заданий — показатель того, что у таких детей поверхностный характер мыслительных процессов, мень­ший объем практических знаний, худшая способность оценивать про­шлый опыт, недостаток логичности мышления, запаса знаний, памя­ти и интересов. У них неплохая концентрация внимания, менее значительные расстройства памяти, удовлетворительное овладение чте­нием, письмом и счетом находится в большем или меньшем соответ­ствии с уровнем психического недоразвития. Если же у них и отмеча­ется неспособность овладения школьными навыками, то, как прави­ло, при этом у них наблюдаются и другие психические расстройства. Выявляется слабость аналитико-синтетического мышления на конк­ретном материале. Эти результаты значительно лучше, чем у детей с атонической и с астенической формами. Метод исключения четверто­го предмета показывает, что дети младшего возраста (7—8 лет) не справ­ляются с этим заданием, старшие же (10—14 лет) — в значительной ча­сти простых заданий умеют выделить неподходящий предмет, но не могут дать объяснений своего выбора. Большинству детей не удается найти наиболее существенные среди ряда признаков и обобщить их. Подавляющее большинство детей более или менее правильно группи­руют (классифицируют) предметы, однако на это требуется в два раза больше времени, чем здоровым, и им не удается объяснить принцип, которым они пользуются.

Расстройства памяти более значительны, чем другие проявления психического дефекта. Выявляется неплохая работоспособность, ме­нее слабая концентрация внимания и недостаточная переключаемость сравнительно с детьми с другими формами патологий.

10% представителей обсуждаемой формы рисуют вполне удовлет­ворительно, что в три раза больше, чем у детей с астенической, и (тем более чем у детей с атонической формой. Все же их рисунки крайне примитивны, в них отсутствуют существенные детали и искажаются пропорции. Воспроизведение графических фигур (теста Бендер) хуже, чем в норме, в сравнении же с представителями вышеописанных форм качество и темп работы значительно выше.

20 стр., 9859 слов

Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей ...

... предметами и образующееся противоречие между возросшими потребностями и возможностями ребенка и прежними отношениями с взрослыми, когда активность ребенка прямо «организовывалась» взрослыми и опосредствовалась неспецифическими, неречевыми формами ... выступают типы родительских отношений к детям с ограниченными возможностями. Предметом исследования является рассогласование между декларируемыми ...

Нарушения в зрительно-пространственной ориентации движений менее значительны, чем у детей с вышеописанными формами. Мотор­ное недоразвитие (по методике Н. И. Озерецкого), как правило, нахо­дится в соответствии с интеллектуальным отставанием.

Нарушения мышления. В процессе клинико-психологических иссле­дований обнаруживаются значительные нарушения мыслительных процессов. Особенно затруднены процессы анализа и синтеза. При мысленном членении воспринимаемого объекта они выделяют гораз­до меньшее число деталей, чем их психически полноценные сверстни­ки. У них отсутствует многоступенчатое, последовательно усложняю­щееся членение объектов, анализ протекает бессистемно. Результатом этого является недостаточный синтез, они нередко не только не ука­зывают на связи между элементами, но и не замечают даже их смежно­сти и последовательности. Своеобразие этой формы в том, что аналитико-синтетические процессы на конкретном материале протекают лучше и быстрее, чем при астенической и тем более атонической и дис­форической формами.

Представители анализируемой формы заметно хуже устанавливают сходство или различие между отдельными воспринимаемыми или при­поминаемыми предметами и явлениями. Эти затруднения связаны с тем, что они соотносят несравнимые признаки объектов, переходят на характеристику одного из предметов, забывая о другом, слишком ши­роко понимают сходство их элементов. При исследовании обобщения предметов и явлений оказывается, что младшие дети нередко исполь­зуют ситуационные объединения предметов, а старшие уже иногда группируют по категориям. Эти группы, будучи заученными, но не осмысленными, нередко неустойчивы. Обобщения, усвоенные в шко­ле, часто не могут использоваться в житейской ситуации или при ис­следовании. В случае же правильного классифицирования предметов дети не всегда способны мотивировать свои действия.

В отличие от детей с астенической и особенно с атонической и дис­форической формами отсутствуют серьезные нарушения стройности, последовательности, целенаправленности мышления, стереотипии, эхо-лалии и чрезмерная обстоятельность мышления. Лексикон очень беден у подавляющего большинства, составляя в среднем 50—70% от нормы. Особенности речи этих детей характеризуются тем, что они не знают названий многих часто встречающихся предметов, употребляют мало глаголов и специальных обобщающих терминов, слов, обозначающих свойства и качества предметов, допускают слишком широкое употреб­ление слов. Этим во многом объясняется примитивность пересказа, спонтанной речи и диалога. Они редко употребляют распространенные предложения, часто искажают их грамматический строй. Бедность ак­тивного словаря связана с ограниченной познавательной деятельнос­тью и недостаточной опосредующей ролью слова в развитии мышления. Наибольшая бедность лексикона у этих детей в сравнении с другими, вероятно, определяется более замедленным развитием речи и частыми грубыми ее нарушениями. 47% детей обнаруживают различные выра­женные расстройства речи (задержку развития, косноязычие, аграмма-тизм, брадилалию, нарушение акцентов, тахилалию, заикание).

Имеющиеся расстройства памяти улучшаются при неоднократном воспроизведении прочитанного, пересказе просмотренных телепере­дач и кинофильмов, развитии способности к осмысленному запоми­нанию. Добиться же улучшения запоминания материала с помощью инструкций в отличие от здоровых им не удается.

Эмоциональные нарушения. Аффективная жизнь этих детей характе­ризуется незрелостью, примитивностью, недостаточной дифференци-рованностью чувств, проявляющихся однообразием и лишением тон­ких оттенков, неспособностью при необходимости подавлять и регу­лировать свои эмоции. Непосредственные переживания для них настолько актуальны, что они не могут учитывать свои будущие, воз­можно негативные, эмоции. У них с трудом развиваются высшие мо­ральные и интеллектуальные чувства. В большинстве случаев они не могут выработать правильного отношения к своим семейным и школь­ным обязанностям. В сравнении со здоровыми детьми их интересы ограниченны и неглубоки, особенно мало они интересуются познава­тельной деятельностью, отсутствует любознательность. Поведение не­достаточно целесообразно, лишено планового характера, отсутствует борьба мотивов, плохо учитывается актуальная ситуация, и не удается предвидеть последствия своих поступков. Все же они синтонны, спо­собны сопереживать радостям и неприятностям других. В отличие от детей других форм большинство индивидов со стенической формой значительно активнее и деятельнее, способнее к целенаправленной деятельности и трудоспособнее. Существенная их черта — отсутствие серьезных извращений произвольной активности. У них почти не на­блюдается явной дурашливости и странностей в поведении, нет стереотипий, хаотического поведения, столь часто встречающихся при атонической и дисфорической формах. Неусидчивость, суетливостк, двигательная расторможенность, психопатоподобное поведение, ан­тисоциальные поступки встречаются относительно реже, чем при дру­гих формах умственной отсталости. Элементарные эмоции и влечения, как правило, не извращены, часто более выражены, в отличие от ток), что имеет место у детей с атонической и астенической формами.

Одним из важных признаков этой формы является равномерность психического недоразвития. Степень поражения интеллектуально-мнестической сферы в значительной степени соответствует глубине на­рушений эмоционально-волевой сферы. Если несоответствие все же отмечается, то оказывается менее значительным, чем у лиц с другими формами. Школьная успеваемость и приобретенные навыки этими детьми в значительной мере соответствуют выраженности их психи­ческого дефекта.

У представителей обсуждаемой формы имеются недоразвитие мо­торики, затруднения в построении внутреннего образа, пространствен­ной организации движений из-за недостаточной связи между зритель­ным и моторным анализаторами. Однако степень этих нарушений зна­чительно меньшая, чем у детей с другими формами. Эти данные позволяют предположить, что их лучшая успеваемость связана с мень­шими нарушениями в сфере межанализаторных отношений. Уровень моторного развития почти у всех детей со стенической формой отстает от хронологического возраста и чаще всего соответствует интеллекту­альному недоразвитию. Более глубокое недоразвитие моторики, не соответствующее интеллектуальному развитию, у детей с атонической, дисфорической и астенической формами встречается в 9-10 раз чаще.

Припадки у индивидов со стенической формой встречаются менее чем в 10% случаев. Очаговые поражения ЦНС и вегетативные расстрой­ства характерны для четверти случаев, что значительно реже, чем при атонической и дисфорической формах. Соматические особенности: замедленный рост, низкая масса тела, слабая физическая сила, плохой иммунитет, физический инфантилизм или диспластическое телосло­жение наблюдаются намного чаще.

Психопатии и алкоголизм в роду сравнительно с другими формами встречаются чаще и составляют 46,5%, часто встречается солидный возраст родителей и соматические заболевания у них. Можно сделать заключение о наличии у них неблагоприятной неспецифической на­следственности.

Беременности у матерей в трети случаев осложняются угрозой вы­кидышей, токсикозами беременных, реже переживаниями тяжелых стрессов. Многие дети недоношены. Раннее постнатальное развитие этих детей несколько благополучнее, чем у детей других форм. Пато­генная роль пренатальных вредностей в происхождении этой формы умственной отсталости более очевидна.

Половина детей воспитывается в первые годы жизни в условиях де-привации и большинство — в неблагоприятной семейной ситуации, что значительно ухудшает возможности их психического развития.

Приведенный клинико-психологический анализ дает возможность не только выделить стеническую форму, но и очертить особенности структуры психического дефекта.