Теоретико-методологические основы

Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь

по педагогическому образованию

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

_________________________ А.И. Жук

__________________________________

Регистрационный № ТД-__________/тип.

Теоретико-методологические основы

современной психологии

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности:

1-03 03 05 Логопедия. Дополнительная специальность

(1-03 03 05 – 03 Логопедия. Специальная психология)

1-03 03

СОГЛАСОВАНО

Председатель Учебно-методического

объединения высших учебных

заведений Республики Беларусь по

педагогическому образованию

____________________ П.Д. Кухарчик

____________________

СОГЛАСОВАНО

Первый проректор Государственного

учреждения образования

«Республиканский институт высшей

школы»

_______________________ И.В. Казакова

_______________________

Начальник Управления высшего и

среднего специального образования

___________________ Ю.И. Миксюк

___________________

Эксперт-нормоконтролер

_________________ _________________

_________________

Минск 2008

СОСТАВИТЕЛИ:

В.С. Волченков, старший преподаватель кафедры основ дефектологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

Н.В. Дроздова, доцент кафедры логопедии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук;

Т.В. Киселева, преподаватель кафедры основ дефектологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

Н.Ю. Стрига, преподаватель кафедры основ дефектологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра психологии Белорусского государственного университета;

М.А. Пономарева, доцент кафедры психологии управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат психологических наук

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой основ дефектологии

(протокол № 14 от 17.04.2008 г.);

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № 3 от 24.04.2008 г.);

Секцией научно-методического совета по социально-педагогическому, медико-психологическому и специальному образованию учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по педагогическому образованию

(протокол № 2 от 14.05.2008 г.)

Ответственный за выпуск: В.С. Волченков

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Теоретико-методологические основы современной психологии» предназначена для студентов специальности 1-03 03 05 Логопедия. Дополнительная специальность (1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология) и включает в себя следующие разделы: «История психологии», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Психология семьи», «Теория и методика психологического тренинга (включает также тренинг личностного роста и социально-психологический тренинг общения)». Следует отметить, что такие значимые общетеоретические психологические учебные дисциплины, как «Общая психология» и «Социальная психология» изучаются студентами в рамках учебной дисциплины «Основы психологии».

Дисциплина «Теоретико-методологические основы современной психологии» является базовой в подготовке педагогов-психологов, цель её изучения — приобретение студентами современных общетеоретических психологических знаний и умений, составляющих необходимую научно-методологическую основу для эффективного усвоения ими в дальнейшем учебных программ специальных психологических дисциплин, развития профессионально значимых компетенций и их реализации в основных видах будущей профессиональной деятельности. Задачи дисциплины «Теоретико-методологические основы современной психологии» направлены на усвоение необходимого минимума знаний и умений, определяемого образовательным стандартом первой ступени высшего образования по циклу дисциплин дополнительной специальности «Специальная психология».

Образовательным стандартом первой ступени высшего образования по циклу дисциплин дополнительной специальности «Специальная психология» определён минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных психологических знаний и умений, составляющих психологическую компетентность выпускника вуза:

обобщенные знания:

  • историческая периодизация развития психологии и основные психологические направления;
  • основные теоретические подходы в объяснении процесса психического развития и его общие закономерности;
  • возрастная периодизация психического развития и особенности развития человека на разных возрастных этапах;
  • методы педагогической психологии;
  • психологические характеристики учебной деятельности и психологические проблемы её организации;
  • психологическая сущность процесса воспитания;
  • функции современной семьи;
  • теории семейных систем;
  • задачи и проблемы развития семьи на разных этапах жизненного цикла;
  • методологические основы психологического тренинга;
  • основные виды тренинговых групп, формы и методы организации работы в них;
  • закономерности протекания групповых процессов во время работы группы;
  • принципы разработки тренинговых программ;

обобщённые умения:

  • характеризовать основные исторические этапы в развитии психологии;
  • проводить сравнительный анализ различных направлений психологии в контексте исторических процессов;
  • объяснять причины психического развития;
  • определять возраст психического развития;
  • определять содержание процесса обучения и воспитания ребёнка в соответствии с его возрастными психическими свойствами;
  • проводить психологический анализ урока;
  • описывать психологическую характеристику содержания и форм педагогической деятельности;
  • организовывать процесс обучения и воспитания с учётом интеллектуального и личностного развития ребёнка;
  • использовать категориальный аппарат для объяснения и понимания особенностей функционирования семьи на разных этапах жизненного цикла;
  • описывать характеристики основных параметров структуры семьи, супружеские и детско-родительские отношения в благополучных и неблагополучных семьях;
  • выделять факторы стабильности и успешности межличностных отношений в семье;
  • проводить правильный отбор участников в тренинговую группу;
  • решать возникающие в работе тренинговой группы проблемы и трудности, анализировать эффективность работы группы;
  • использовать различные формы, методы работы тренинговых групп;
  • разрабатывать программу психологического тренинга с учётом обозначенной проблемы.

Разделы дисциплины «Теоретико-методологические основы современной психологии» тесно связаны с общей и социальной психологией, социальной педагогикой. В процессе преподавания широко привлекаются данные таких дисциплин, как история, политология, философия.

Дисциплина «Теоретико-методологические основы современной психологии», в свою очередь, является основой для изучения таких дисциплин как «Групповая психотерапия», «Психологическое консультирование», «Психология лиц с особенностями психофизического развития», «Психологическая диагностика и коррекция».

Основной идеей всех разделов, принципом отбора и структурирования материала является прикладная направленность получаемых психологических знаний, для чего повсеместно используются данные научных экспериментов.

Предполагается, что приобретение психологических знаний и умений необходимо студентам не только для применения их в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни, начиная от поведения в семье, и, заканчивая умением грамотно ориентироваться в явлениях социальной жизни других людей и общества в целом.

В соответствии с типовым учебным планом на изучение всей дисциплины отводится 636 часов, в том числе аудиторные занятия составляют 308 часов, из которых предусмотрено проведение лекций – 136 часов, семинарских (практических) занятий – 76 часов, лабораторных занятий – 96 часов, а также — организация самостоятельной работы студентов, направленной на усвоение основной и дополнительной литературы, подготовку к семинарским (практическим) и лабораторным занятиям.

Формой контроля знаний и умений студентов являются зачёты по теории и методике психологического тренинга, а также экзамены по истории психологии, психологии развития, педагогической психологии и психологии семьи.

Примерный тематический план

п/п

Наименование раздела, подраздела, темы

Кол-во часов

Всего

лекц.

практ.

лабор.

1.

Раздел I. История психологии

1.1

Подраздел 1.1. Состояние психологии в античную эпоху, в средние века и эпоху Возрождения

1.1.1

История психологии, ее предмет, задачи и методы

2

1

1

1.1.2

Античная психология

2

1

1

1.1.3

Развитие психологии в средние века и эпоху Возрождения

4

2

2

1.1.4

Психологические учения 17 века

2

2

1.1.5

Оформление эмпирической психологии в философских учениях 17-18 вв.

2

2

1.1.6

Развитие философско-психологических взглядов в 18 – 19 веках

4

2

2

1.1.7

Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку

2

2

1.1.8

Выделение психологии в самостоятельную науку

4

2

2

1.1.9

Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей

4

2

2

1.2

Подраздел 1.2. Основные психологические школы

1.2.1

Кризис в психологии. Бихевиоризм

2

2

1.2.2

Гештальтпсихология

2

2

1.2.3

Глубинная психология

2

2

1.2.4

Индивидуальная психология А. Адлера. Аналитическая психология К. Юнга

2

2

1.2.5

Неофрейдизм

2

2

1.3

Подраздел 1.3. Современное состояние психологии

1.3.1

Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии

4

2

2

1.3.2

Становление и тенденции развития отечественной психологии

4

2

2

1.3.3

История психологии в Беларуси

4

2

2

48

32

16

2

Раздел II. Психология развития

2.1

Подраздел 2.1. Теоретико-методологические основы психологии развития

2.1.1

Введение в психологию развития

4

2

2

2.1.2

Направления и теории психического развития человека

10

6

4

2.1.3

Методологические основы психологии развития. Возрастная периодизация психического развития человека

12

6

6

2.2

Подраздел 2.2. Психическое развитие человека в онтогенезе

2.2.1

Психическое развитие младенца

4

2

2

2.2.2

Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте

4

2

2

2.2.3

Психическое развитие дошкольника

8

4

4

2.2.4

Психическое развитие младшего школьника

6

4

2

2.2.5

Психическое развитие подростка

6

4

2

2.2.6

Психическое развитие человека в ранней юности

8

2

2

4

2.2.7

Психическое развитие взрослого человека

10

6

4

72

38

30

4

3

Раздел III. Педагогическая психология

3.1

Подраздел 3.1. Теоретические основы педагогической психологии

3.1.1

Предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии

2

2

3.1.2

Обучение как условие развития личности

4

2

2

3.2

Подраздел 3.2. Психология обучения

3.2.1

Психологическая структура процесса обучения

6

4

2

3.2.2

Психологические вопросы повышения эффективности обучения

2

2

3.2.3

Психологические особенности контроля и оценки в обучении и воспитании

4

2

2

3.2.4

Психологический анализ урока

6

2

4

3.3

Подраздел 3.3. Психология воспитания

3.3.1

Психологические проблемы воспитания детей

6

4

2

3.3.2

Психологические аспекты взаимодействия педагога и учащихся как фактор становления личности школьника

4

2

2

3.4

Подраздел 3.4. Психология педагогической деятельности и личности учителя

3.4.1

Психология педагогической деятельности

4

2

2

3.4.2

Психология личности учителя

2

2

3.4.3

Психология педагогического общения

4

2

2

44

26

14

4

4

Раздел IV. Психология семьи

4.1

Семья как система

2

2

4.2

Семья как основной институт социализации личности

6

4

2

4.3

Теории семейных систем

6

4

2

4.4

Жизненный цикл семьи

2

2

4.5

Психологические основы выбора партнера

6

4

2

4.6

Психология супружеских отношений

4

2

2

4.7

Психология семейных кризисов

6

4

2

4.8

Детско-родительские отношения в семье. Сиблинги

6

4

2

4.9

Методы семейной психодиагностики. Техники семейной психотерапии

10

2

4

4

48

28

16

4

5

Раздел V. Теория и методика психологического тренинга

5.1

Подраздел 5.1. Тренинг личностного роста

5.1.1

Самопрезентация и самопознание

4

4

5.1.2

Я глазами других

4

4

5.1.3

Эмоциональные переживания

4

4

5.1.4

Моя группа

4

4

5.1.5

Возвращение в детство

4

4

5.1.6

Значимые события и значимые другие

4

4

5.1.7

Я – реальное, Я – идеальное

4

4

5.1.8

Жизненные стратегии и жизненные перспективы

4

4

5.2

Подраздел 5.2. Социально-психологический тренинг общения

5.2.1

Я в общении. Стили общения

4

4

5.2.2

Средства общения

4

4

5.2.3

Виды слушания

4

4

5.2.4

Обратная связь в общении

4

4

5.2.5

Эмоции и чувства в общении

4

4

5.2.6

Проблемы в общении

4

4

5.2.7

Групповая дискуссия

4

4

5.2.8

Подведение итогов

4

4

5.3

Подраздел 5.3. Теория и методика психологического тренинга

5.3.1

Понятие о социально-психологическом тренинге

2

2

5.3.2

Методы групповой работы

4

2

2

5.3.3

Классификация групп

2

2

5.3.4

Основы групповой динамики

2

2

5.3.5

Основные подходы к организации тренинга

2

2

5.3.6

Ведущий тренинговой группы

2

2

5.3.7

Технология разработки тренинговых программ

16

16

5.3.8

Анализ готовых программ тренинга

2

2

96

12

84

ИТОГО:

308

136

76

96

Программа дисциплины

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Подраздел 1.1. СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ,

В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ТЕМА 1.1.1. История психологии, ее предмет, задачи и методы

Методологические и методические основы курса. Предмет и задачи истории психологии. Значение содержания курса истории психологии для понимания различных теорий, направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития, а так же повышения уровня профессионального самосознания. Функции истории психологии как науки.

Принципы и методы истории психологии. Понятие метода в истории психологии. Классификация методов в истории психологии

Периодизация истории психологии. Закономерности историко-психологического процесса.

Тема 1.1.2. Античная психология

Основные положения учения о душе в античной психологии. Развитие психологических знаний в рамках философии, натурфилософии. Донаучные представления о душе. Первые научные представления о душе. Материалистическое и идеалистическое учение о душе.

Представители Милетской школы (Фалес, Аноксимандр, Аноксимен).

Учение античных врачей Алкмеона, Эмпедокла, Анаксагора и Гиппократа.

Представители атомистического материализма: Демокрит, его ученики и последователи Эпикур, Лукреций и стоики (Хризипп, Зенон).

Их учение о душе, познании, чувствах, воле и характере.

Идеалистическая психология. Взгляды Сократа и Платона. Учение Платона о душе, «теория воспоминаний». Учение о душе Аристотеля; трактата «О душе».

Тема 1.1.3. Развитие психологии в средние века и эпоху Возрождения

Развитие психологии в средние века. Социально-экономические условия, характеризующие средние века. Противоречивость оценок современников эпохи средних веков. Оформление мировых религий в средние века. Этико-теологический характер развития психологии.

Развитие психологических идей в арабской науке. Достижения ораторов и мыслителей, писавших на арабском языке (Авиценна, Альгозен, Аввероэс).

Роль и деятельность Фомы Аквинского.

Интерес к человеку в средневековом Китае.

Деятельность Роджера Бэкона.

Развитие психологии в Эпоху Возрождения в Италии. Социально-экономические условия, характеризующие эпоху Возрождения. Деятельность писателей гуманистов А. Данте, Ф. Петрарки, Д. Боккаччо и др. Открытия в 16 веке в области механики, астрономии, математики. Фундаментальный труд А. Везалия о строении человеческого тела. Труды Л. Валла, П. Помпонацци, Б. Телезио, Л. Вивеса.

Тема 1.1.4. Психологические учения 17 века

Основные тенденции в развитии философии и психологии нового времени. Социально-экономические условия, характеризующие данный период. Возникновение течений эмпиризма и рационализма. Эмпиризм – его сущность, условия появления и основные представители (Ф. Бэкон, Т. Гобс, Д. Локк).

Представители рационалистического направления (Г. Лейбниц, Р. Декарт).

Родоначальник эмпиризма Ф. Бэкон. Ф. Бэкон о душе. Анализ познавательных возможностей человека по Бэкону. Представление о «ловушках» разума.

Философско-психологическая система Р. Декарта. Выделение сознания как предмета психологии. Разнородность внешнего и внутреннего мира развития психологии. Особенности развития психологии в рамках философского учения о сознании по сравнению с ее предметом в рамках учения о душе. Взгляды Р. Декарта на состояние науки. Метод самонаблюдения в психологии. Понятие рефлекса Р. Декарта. Метод сомнения как методологический прием в целях научного исследования. Геометрическое представление Р. Декарта о материи, системе протяжения. Р. Декарт о душе. Средства познания души. Дуализм Р. Декарта.

Тема 1.1.5. Оформление эмпирической психологии в философских учениях 17-18 вв

Эмпирическая психология Т. Гоббса. Материалистический подход к пониманию природы психического в учениях Т. Гобса. Учение Т. Гоббса о способностях, личности и ассоциациях. Роль Т. Гоббса в придании ассоциациям статуса универсального закона.

Б. Спиноза и его детерминистическое учение о психике. Учение о единой субстанции. Уровни познания.

Эмпирическая психология Д. Локка. Сенсуализм в философии и психологии Дж. Локка. Сущность понятия «ассоциация идей». Полемика Г. Лейбница с Д. Локком.

Тема 1.1.6. Развитие философско-психологических взглядов в 18 – 19 веках

Становление ассоциативной психологии в Англии. Развитие теории Д. Гартли. Идеи Д. Гартли в развитии ассоцианизма. Ассоциации как всеобщий механический закон, применяемый ко всем формам психологической деятельности. Дж. Беркли как последователь Д. Локка и его путь от эмпиризма к ассоцианизму. Психология А. Бэна, Дж. Миля и Г. Спенсера. Д. Юм и его представление о человеческом познании как ассоциаций идей.

Объективный подход к науке о душе французских материалистов. Деятельность Э.Б. Кондильяка, К.А. Гельвеция, Ж.О. Ламетри, Д. Дидро, П.А. Гольбаха.

Русская психология в 18-19 вв. Деятельность М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского.

Становление немецкой эмпирической психологии. Деятельность Х. Вольфа, И. Канта, Г. Фихте, В. Шелинга, Ф. Гегеля и Л. Феербаха. Попытка И. Гербарта использовать математику в психологии.

Тема 1.1.7. Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку

Развитие учения о физиологии нервной системы и органов чувств в 19 веке, его значение для роста психологического знания. Ч. Белл, его экспериментальные исследования в области физиологии. Доктрина И.Мюллера о «Специфической энергии органов чувств». Исследования Э. Веббера в области физиологии органов чувств. Г. Гельмгольц «О слуховых ощущениях». Теория бессознательного умозаключения.

Психофизика и ее основные задачи. Г. Фехнер и его работа “Элементы психофизики”. Применение Г. Фехнером математики к психологии. Методы психофизики.

Области применения психометрии, ее предмет и задачи. Ф. Дондерс и его метод исследования сложных психологических процессов. Опыты Л. Ланге по различию сенсорной и моторной реакции. Начало исследования установки.

Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии. Работы Ч. Дарвина, Э. Торндайка. Б. Пере и его работа «Первые три года ребенка».

Тема 1.1.8. Выделение психологии в самостоятельную науку

Первая программа психологии как самостоятельной науки. В. Вундт и его работа «Основания физиологической психологии». Создание В. Вундтом первой психологической лаборатории.

Вторая программа развития психологии И.М. Сеченова. Работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной науки. У. Джеймс, его работа «Основы психологии».

Программа Ф. Брентано. Изучение структуры сознания.

Развитие психологии в дореволюционной России. Деятельность Г.И. Челпанова, Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерева и др. Значение работ И.П. Павлова для развития психологического знания.

Тема 1.1.9. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей

Исследование Г. Эббингауза по проблемам памяти. Экспериментальные работы психологов Вюрцбургской школы (мышление).

Развитие психотехники Г. Мюнстерберга.

Исследования Стенли Холла в области детской и педагогической психологии.

Работы в области дифференциальной психологии (Ф. Гальтон, А. Бине, Дж. Кеттел, А.Ф. Лазурский).

Подраздел 1.2. Основные психологические школы

ТЕМА 1.2.1. Кризис в психологии. Бихевиоризм

Причины кризиса психологии и его значение. Формирование новых психологических школ.

Начало развития психологии как науки о поведении. Предмет, задачи и методы бихевиоризма. Опыты Э. Торндайка. Дж. Уотсон и его работа «Психология с точки зрения бихевиориста». Новый предмет психологии. Классификация Дж. Уотсона реакций по различным основаниям.

Необихевиоризм и его научные подходы. Работы Э. Толмена «Поведение как молярный феномен». Необихевиоризм К. Халла.

Оперантный бихевиоризм Б. Скинера.

ТЕМА 1.2.2. Гештальтпсихология

Причины появления гештальтпсихологии. Значение исследования Х. Эренфельса для дальнейшего развития гештальтпсихологии.

Основоположники гештальтпсихологии М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кофка и их основные опыты.

Теория поля К. Левина. Исследование восприятия, представления, мышления представителями гештальтпсихологии. Явление инсайта. Опыты Б.В. Зейгарник по запоминанию.

ТЕМА 1.2.3. Глубинная психология

Глубинная психология, ее предмет и метод исследования.

Центральное психологическое течение глубинной психологии – психология З. Фрейда. Создание психоанализа. Методы психоанализа. Психоаналитическая терапия. Явление трансфера. Этапы развития психоанализа. Основные труды З. Фрейда, опубликованные на разных этапах развития психоанализа. Психоаналитическое движение.

ТЕМА 1.2.4. Индивидуальная психология А. Адлера. Аналитическая психология К. Юнга

Общее и различное в научных взглядах З. Фрейда и А. Адлера. Причины расхождения А. Адлера с З. Фрейдом. Сущность индивидуальной психологии А. Адлера. Формирование «стиля жизни» по А. Адлеру. Чувство неполноценности и его анализ в индивидуальной психологии А. Адлера. Роль А. Адлера в социальном направлении развития психоанализа. Холистическая система индивидуальной психологии А. Адлера.

З. Фрейд и К. Юнг. Метод контролируемых ассоциаций К. Юнга. Книга К. Юнга «Психология бессознательного» и его критика З. Фрейдом. Основы аналитической психологии К. Юнга. Коллективное бессознательное. Архетипы. Структура личности по К. Юнгу. Понятие экстроверсия и интроверсия в понимании К. Юнга. Работа К. Юнга «Психологические типы».

Тема 1.2.5. Неофрейдизм

Неофрейдизм и причины его появления.

Особенности неофрейдизма К. Хорни. Книга К. Хорни «Женская психология».

Неофрейдизм Г. Салливена и концепция межличностной психиатрии.

Радикально-гуманистический психоанализ Э. Фромма. Эго-психология А. Фрейд.

Подраздел 1.3. Современное состояние психологии

Тема 1.3.1. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии

Когнитивная психология и ее историческое развитие. Роль Дж. Бруннера, Д. Нормана, П. Фестингера и Ф. Хайдера в становлении и развитии когнитивной психологии. Основная область исследования в когнитивной психологии.

Гуманистическая психология, ее задачи и условия возникновения. Лидеры гуманистической психологии (Г. Олпорт, К. Роджерс, М. Маслоу, Р. Мэй и др.).

К. Роджерс и его терапия центрирования на клиенте.

Логотерапия В. Франкла. Связь логотерапии с психоанализом.

Женевская школа генетической психологии. Ж. Пиаже.

Тема 1.3.2. Становление и тенденции развития отечественной психологии

Отечественная психология как этап развития мировой психологии. Создание диалектико-материалистической психологической теории. Развитие психологии труда и производства в рамках отечественной психотехники. К.Н. Корнилов и его программа в области рефлексологии.

Д.Н. Узнадзе — основатель психологии установки.

Культурно-историческая концепция психологии Л.С. Выготского.

Развитие психологической системы Выготского в трудах А.Р. Лурия. Нейропсихология А.Р. Лурия.

Проблемы памяти в работах П.И. Зинченко и А.С. Смирнова.

Философские проблемы психологии в трудах С.Л. Рубинштейна. Методологические принципы психологии.

А.Н. Леонтьев и его психология деятельности.

Б.Г. Ананьев и проблемы комплексных исследований в психологии.

П.Я. Гальперин и его концепция поэтапного формирования умственных действий.

Тема 1.3.3. История психологии в Беларуси

Развитие психологической науки в Беларуси в начале ХХ в. Л.С. Выготский и его деятельность до 1924 г. Создание центральной психологической лаборатории при Наркомате труда БССР (С.М. Василейский, А.А. Гойворовский, С.М. Вержбалович).

Открытие отделения психологии в БГУ (1947 – 1955).

Создание белорусского отделения общества психологов СССР (Е.П. Ересь, Р.И. Вадейко, В.М. Ковалтин и др.) Школа Я.Л. Коломинского. Персоналии белорусской психологии. Развитие практической психологии в республике. Становление и развитие психологии в БГПУ им. М. Танка.

Раздел II. Психология развития Подраздел 2.1. Теоретико-методологические основы психологии развития

Тема 2.1.1. Введение в психологию развития

Предмет, содержание и цели психологии развития как науки. Разделы психологии развития. Междисциплинарные связи психологии развития.

Задачи и проблемы психологии развития.

Сущность процесса развития. Развитие как эволюция и инволюция. Процессы, обеспечивающие психическое развитие.

Методы исследования психического развития человека. Неэкспериментальные методы. Экспериментальные методы. Диагностические методы. Методика организации исследования психического развития человека. Лонгитюдный метод (продольных срезов).

Метод поперечных срезов. Комбинированный метод.

Тема 2.1.2. Направления и теории психического развития человека

Понятие о направлении, теории и модели психического развития человека. Требования, критерии оценки и классификация направлений и теорий развития.

Эндогенное направление. Биогенетический принцип в психологии развития. Теории рекапитуляции. Теория созревания А. Гезелла. Теория 3-х ступеней развития К. Бюлера.

Экзогенное направление. Основные положения теории оперантного научения Б. Скиннера. Теория 3-х фаз социализации Р. Сирса.

Психоаналитическое направление. Теория 3.Фрейда. Гуманистические теории развития (К. Роджерс, А. Маслоу).

Когнитивное направление. Структурно-генетическая теория Ж. Пиаже. Анализ психологических экспериментов Ж. Пиаже.

Направление социализации. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Теория развития личности Л. И. Божович. Модель развития общения М.И. Лисиной.

Социально-экологическое направление. Эко-психологическая теория У. Бронфенбреннера.

Социально-когнитивная теория (подражания) А. Бандуры. Эксперименты А. Бандуры. Направление саморазвития. Развитие через деятельность (Р. Лернер).

Системное направление. Идея системности в теории Л.С. Выготского.

Тема 2.1.3. Методологические основы психологии развития. Возрастная периодизация психического развития человека

Критерии периодизации психического развития. Л.С. Выготский о трех группах периодизации. Характеристика периодизаций первой группы: В. Штерна, Гетчесона, Р. Заззо. Характеристика периодизаций второй группы: П. Блонского, З. Фрейда. Характеристика критериев периодизации третьей группы: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, центральное возрастное психологическое новообразование, кризис развития.

Категория возраста в психологии развития. Абсолютный возраст. Условный возраст (возраст развития).

Биологический возраст. Психологический возраст. Социальный возраст. Субъективно переживаемый возраст личности.

Методологические основы возрастной периодизации по Д.Б. Эльконину. Понятие вектора развития. Системы отношений «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – общественный предмет». Закон периодичности развития. Схема возрастной периодизации психического развития ребенка Д. Б. Эльконина.

Стабильные и критические периоды развития.

Понятие об условиях психического развития. Понятие о движущих силах психического развития. А.В. Запорожец об условиях и движущих силах психического развития. Проблема условий психического развития в работах Р. Заззо.

Характеристика законов психического развития человека.

Подраздел 2.2. Психическое развитие человека в онтогенезе

Тема 2.2.1. Психическое развитие младенца

Кризис новорожденности. Психофизиологические и анатомо-физиологические особенности новорожденного. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Особенности развития органов чувств. Крик и улыбка как выражение эмоционального состояния ребёнка. Комплекс оживления. Возникновение потребности в общении.

Социальная ситуация развития младенца. Связанность ребенка с взрослым. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца.

Познавательное развитие младенца. Особенности и динамика сенсорно-перцептивного развития. Развитие памяти. Эмоционально-насыщенные представления. Особенности внимания младенца. Развитие мышления. Исследования Ж. Пиаже по развитию интеллекта младенца.

Развитие речи. Стадии доречевого этапа развития речи.

Психомоторное развитие младенца. Общая и мелкая моторика. Стадии психомоторного развития.

Личностное развитие младенца. Особенности и динамика эмоционального развития. Привязанность ребенка к родителям. Материнская депривация и ее последствия. Исследования Дж. Боулби по проблеме материнской депривации. Типы родительского отношения к ребенку.

Кризис 1 года. Симптоматика кризиса. Коррекционная работа при кризисе 1 года.

Тема 2.2.2. Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте

Общая характеристика психического развития ребенка в раннем возрасте. Социальная ситуация развития в раннем возрасте: ребенок — ПРЕДМЕТ — взрослый. Предметно-манипулятивная (предметная) деятельность как ведущая деятельность раннего возраста.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте. Д.Б. Эльконин о развитии предметной деятельности в раннем возрасте. Этапы развития предметной деятельности. Значение предметной деятельности в психическом развитии ребёнка.

Познавательное развитие в раннем возрасте. Развитие восприятия, мышления, знаковой (символической) функции сознания, воображения, памяти и внимания.

Развитие речи в раннем возрасте. Стадии речевого развития в раннем возрасте и их характеристика. Психологические механизмы усвоения речи.

Развитие личности в раннем возрасте. Импульсивность поведения как следствие отсутствия соподчинения мотивов и непроизвольности внимания. Возникновение притязания на признание взрослыми. Психосексуальная идентификация. Формирование первых волевых черт характера. Возникновение самосознания. Изучение особенностей развития личности ребёнка раннего возраста в работах Л.И. Божович и Л.С. Славиной.

Кризис 3-х лет. Симптоматика кризиса. Коррекционная работа при кризисе.

Тема 2.2.3. Психическое развитие дошкольника

Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте. Разрыв старой социальной ситуации развития и построение новой. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника.

Игра, её значение в психическом развитии ребёнка. Генезис игры. Структура сюжетно-ролевой игры. Значение игры в общем психическом развитии ребенка.

Познавательное развитие дошкольника. Развитие восприятия, внимания, памяти и воображения, мышления. Развитие внутреннего плана действий. Усвоение понятий как путь к развитию логического мышления. Развитие речи.

Развитие личности дошкольника. Развитие эмоциональной регуляции и чувств. «Невротическая триада», её причины. Развитие нравственной саморегуляции. Соподчинение (иерархия) мотивов. Формирование мотивации достижения и избегания неудач. Ведущие мотивы дошкольника. Самосознание дошкольника. Появление самооценки. Осознание своих переживаний. Психосексуальная идентификация. Усвоение социальных норм поведения. Развитие воли. Изучение личности дошкольника в работах Л.И. Божович и А.А. Люблинской.

Кризис 6-7 лет. Симптоматика кризиса. Коррекционная работа при кризисе.

Психологическая готовность к школе, ее структура и содержание. Методики диагностики психологической готовности к обучению в школе.

Тема 2.2.4. Психическое развитие младшего школьника

Общая характеристика психического развития младшего школьника. Разрушение старой социальной ситуации развития и построение новой.

Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьника. Структура учебной деятельности.

Познавательное развитие младшего школьника. Особенности ощущений и восприятия. Развитие наблюдательности, наблюдения и синтезирующего восприятия. Внимание, память младшего школьника. Развитие мышления, воображения, речи.

Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера. Конформность. Зависть. Самосознание младшего школьника. Формирование самооценки и уровня притязаний в школе и в семье. Развитие рефлексии. Психосексуальная идентификация. Развитие социальной ответственности. Развитие эмоций и чувств. Формирование черт характера: трудолюбия и самостоятельности.

Особенности психического развития младших школьников в закрытых детских учреждениях (интернатах).

Особенности развития познавательных процессов, самооценки, мотивационной сферы и межличностных отношений младших школьников, воспитывающихся вне семьи.

Адаптация первоклассников к школе. Влияние поступления в школу на физическое, неврологическое и психическое здоровье ребёнка. Этапы адаптации ребёнка к школе. Гендерные различия в адаптации к школе.

Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе. Временная задержка психического развития (ЗПР) как основная причина трудностей обучения. Биологические и социальные факторы, приводящие к появлению временной ЗПР. Общие показатели временной ЗПР. Классификация и общая характеристика видов временной ЗПР (по К.С. Лебединской).

Основные подходы в организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР.

Тема 2.2.5. Психическое развитие подростка

Анатомо-физиологические особенности подростка и их влияние на развитие личности.

Социальная ситуация развития подростка. Неформальные подростковые объединения. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность подростка. Ведущие потребности подростка: самопознание, самовыражение, самоутверждение.

Познавательное развитие в подростковом и раннеюношеском периодах. Восприятие. Развитие мышления. Внимание. Память. Воображение. Фантазии подростков. Развитие речи.

Развитие личности подростка. «Чувство взрослости» — центральное психологическое новообразование возраста. Развитие самосознания. Новый этап психосексуальной идентификации личности. Развитие волевых и деловых черт характера. Развитие интересов. Эмоциональная сфера подростка. Изучение личности подростка в работах Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна.

Кризисы подросткового возраста. Характеристика предподросткового кризиса. Кризис идентичности. Коррекционная работа в период подростковых кризисов.

Тема 2.2.6. Психическое развитие человека в ранней юности

Социальная ситуация развития в ранней юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в ранней юности. Профессиональное самоопределение в ранней юности. Понятие о профессиональном самосознании. Задачи развития юношества (по Л. Коулу и Дж. Холлу).

Развитие личности в ранней юности. Развитие самосознания. Усиление рефлексии. Личностное самоопределение. Выработка индивидуальности. Нравственное самосознание. Формирование мировоззрения. Проблема смысла жизни в ранней юности. Эмоциональное развитие. Психологические расстройства личности в ранней юности. Изменения характера.

Девиантное поведение в подростковом и раннеюношеском возрасте. Виды девиантного поведения. Факторы, определяющие трудность подростков и старшеклассников.

Тема 2.2.7. Психическое развитие взрослого человека

Периодизация развития взрослого человека. Периодизация Ш. Бюлер, Э. Эриксона, Д. Левинсона. Б. Г. Ананьев о периодизации развития взрослого человека. Проблемы построения периодизации развития взрослого человека.

Ранняя взрослость. Особенности физического развития в ранней взрослости. Познавательное развитие. Личностное развитие и его аспекты: личность как индивидуум, личность как член семьи (взрослый ребенок, супруг (а) или родитель) и личность как работник. Зрелость личности – центральное новообразование ранней взрослости.

Средняя взрослость. Кризис середины жизни. Физическое развитие: сенсорика, моторика, морфофункциональные изменения у женщин и мужчин. Познавательное развитие. Личностное развитие: задачи среднего возраста. Мужчины и женщины в середине жизни, отношения со взрослыми детьми и стареющими родителями, профессиональная карьера в середине жизни. Феномен эмоционального «выгорания».

Поздняя взрослость и ее периоды (по И. Бернсайду).

Физические аспекты старения. Теории старения. Изменения познавательной сферы в процессе старения: память, мудрость, угасание интеллекта (симптомы и причины).

Личность и старение: задачи развития, семейные и личные отношения. Психогигиена в поздней взрослости (В. Франкл).

Раздел III. Педагогическая психология

Подраздел 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА 3.1.1. Предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии

Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками. Методы педагогической психологии.

История возникновения педагогической психологии. Ассоцианизм. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Генетическая психология Ж. Пиаже. Основные направления исследований в современной педагогической психологии (психология обучения, психология воспитания, психология учителя).

Психолого-педагогическое воздействие на ребенка: консультирование, коррекция.

ТЕМА 3.1.2. Обучение как условие развития личности

Проблемы педагогической психологии: проблема взаимосвязи обучения и воспитания; проблема соотношения обучения и развития; проблема системного характера развития, комплексности педагогических воздействий; проблема психологической подготовки учителя и др.

Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности к обучению. Основные проблемы адаптации к школьной жизни. Причины и симптомы школьной дезадаптации. Диагностика психологической готовности к обучению в школе.

Обучение и развитие. Основные психологические закономерности развития в процессе обучения. Представления о соотношении обучения и развития в различных психологических школах.

Психологические условия оптимизации обучения. Факторы, влияющие на успешность обучения: уровень развития познавательных процессов, свойств личности, умение общаться, оптимальный уровень трудности учебного материала, система стимулирования успехов и предупреждения неудач.

Подраздел 3.2. Психология обучения

Тема 3.2.1. Психологическая структура процесса обучения

Понятия: учение, обучение, научение. Виды научения у человека. Механизмы научения.

Учебная деятельность, ее структура. Основные свойства феномена деятельности. Закономерности развития основных психических процессов в условиях обучения. Особенности овладения учебными действиями у детей. Мотивация учения школьников, ее структура. Мотивация и умственное развитие. Мотивация и продуктивность учебной деятельности. Психологические условия формирования мотивации учения школьников. Возрастной аспект изменения мотивации учебной деятельности.

Индивидуальные различия и параметры сформированности учебной деятельности учащихся (Г. Клаус, А.К. Маркова): мотивация учебной деятельности, регуляция учебных действий, тщательность выполнения, динамика и когнитивная организация учебных действий. Основные параметры, по которым оценивается развитость учебной деятельности. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики.

Психологические аспекты проблемы управления в процессе обучения, теория поэтапного формирования знаний, умений и умственных действий (П.Я. Гальперин).

Теория формирования научных понятий у школьников (В.В. Давыдов).

Теория развивающего обучения (Л.В. Занков, Н.А. Менчинская и др.), личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская).

Психологические особенности обучения в зарубежных теориях обучения.

Тема 3.2.2. Психологические вопросы повышения эффективности обучения

Активизация учебной деятельности. Деловая учебная игра. Психологические вопросы проблемного обучения. Принцип высокого уровня трудности Л. В. Занкова. Создание проблемных ситуаций по А.М. Матюшкину. Психологические аспекты программированного обучения.

Индивидуально-психологические детерминанты самостоятельной работы как высшей формы учебной деятельности (умение моделировать собственную деятельность; умение корректировать свои действия).

Типы учения. Формирование обобщенных способов умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Приобретение знаний и интеллектуальное развитие. Умственное развитие и способности. Индивидуализация и дифференциация обучения. Особенности дифференцированного обучения.

Тема 3.2.3. Психологические особенности контроля и оценки в обучении и воспитании

Структура контрольно-оценочной деятельности (внутренняя, внешняя).

Основные требования, предъявляемые к контрольно-оценочной деятельности. Виды и функции контрольно-оценочной деятельности учителя.

Психологический смысл различных форм контроля. Оценка и отметка как стимул учебной деятельности. Причины недостаточной мотивации учения. Роль поощрений и наказаний в процессе обучения и воспитания. Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления.

Стимулирование в процессе воспитания детей. Виды педагогической оценки, психологические условия и их влияние на процессы обучения и воспитания. Внимание к ребенку. Одобрение. Награда. Эффективность педагогической оценки. Изменение социального статуса в группе. Связь эффективности оценки с уровнем интеллектуального и личностного развития ребенка.

Тема 3.2.4. Психологический анализ урока

Психологические аспекты урока. Психологический анализ уроков в деятельности педагога. Предмет психологического анализа урока. Уровни (этапы) психологического анализа урока.

Психологическая оценка содержания урока; особенности самоорганизации учителя, организация обратной связи на уроке; организация учителем познавательной деятельности учащихся на уроке.

Психологический анализ деятельности учащихся на уроке. Особенности направленности познавательной деятельности, принятие учебной задачи, особенности внимания, самостоятельной деятельности школьников, отношения учащихся к предмету. Психологическая природа использованных заданий.

Анализ деятельности учителя. Умение подать информацию, воспринимать и оценивать психическое состояние учащихся. Стиль общения. Педагогическое общение на уроке. Организация собственной деятельности учителя на уроке. Контроль и самоконтроль. Анализ взаимодействия ученика и учителя. Оптимизация педагогического общения на уроке.

Подраздел 3.3. Психология воспитания

Тема 3.3.1. Психологические проблемы воспитания детей

Этапы формирования личности в онтогенезе (Л.И. Божович, Э. Эриксон и др.).

Психологические механизмы формирования личности. Проблема активности личности. Деятельность и личность (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский).

Я-концепция и воспитание (Р. Бернс).

Воспитание и развитие. Воспитание и обучение. Психологические особенности воспитания детей разного возраста.

Теории воспитания. Психологические аспекты воспитательных технологий. Психологический смысл приемов воспитания. Формирование социальных установок, ценностных ориентаций.

Закономерности саморазвития личности. Психологические аспекты самовоспитания. Психологические основы эмоционального воспитания учащихся.

Значение общения для воспитания. Межличностное восприятие и общение (А.А. Бодалев).

Формы и средства общения, их влияние на процессы воспитания (М.И. Лисина).

Факторы, влияющие на воспитание детей в семье. Психологические особенности воспитания детей в семье, связанные с возрастом (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность).

Значение ранних периодов детства для формирования личности.

Тема 3.3.2. Психологические аспекты взаимодействия педагога и учащихся как фактор становления личности школьника

Взаимоотношения, общение, деятельность. Прямое и косвенное влияние учителя на личность учащегося. Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Психологический контакт во взаимодействии.

Психолого-педагогические аспекты взаимоотношений между личностью и коллективом. Влияние отношений руководства и подчинения в детском коллективе на воспитание школьника (К. Левин).

Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах. Обучение детей общению и взаимодействию с людьми. Развитие личности в детских группах.

Диагностика воспитанности учащегося. Психодиагностика межличностных отношений.

Подраздел 3.4 психология педагогической деятельности и личности учителя

Тема 3.4.1. Психология педагогической деятельности

Место психологии в деятельности педагога. Психология педагогической деятельности: структура, основные функции и умения. Стили педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагога. Мотивация педагогической деятельности. Мотивация и центрация. Педагогические функции и творческий характер деятельности учителя.

Совершенствование педагогической деятельности: психологическое самообразование; элементы саморегуляции и психокоррекции в деятельности педагога. Умение оценить обученность и обучаемость школьников.

Тема 3.4.2. Психология личности учителя

Роль знаний педагогической психологии в профессиональной деятельности учителя, психолога. Психологические требования к личности. Педагогическая направленность. Общие и специальные способности. Теории педагогических способностей. Уровень развития отдельных психических функций. Позитивная Я-концепция учителя. Профессиональное самосознание учителя. Креативность. Эмоциональная удовлетворенность.

Психолог в структуре образовательного учреждения. Диагностика профессиональной компетентности.

Тема 3.4.3. Психология педагогического общения

Педагогическое общение и его основные характеристики. Виды и функции педагогического общения. Стадии профессионально-педагогического общения. Вербальные и невербальные средства педагогического общения. Речевые способности учителя. Особенности восприятия и понимания учителем учащихся. Причины возникновения трудностей в общении учителя с учащимися, способы преодоления. Стили педагогического общения. Рефлексия и эмпатия в процессе педагогического общения.

Раздел IV. Психология семьи

Тема 4.1. Семья как система

Понятие «семья». Основные характеристики семьи: функции семьи, структура семьи, динамика семьи, параметры семейной системы. Историческое развитие концепции семьи как социальной системы (К. Витакер, В. Сатир, Д. Фримен и др.) Структурно-динамическая характеристика семьи. Функционально-типологическая характеристика семьи. Типологии партнерства, типичные нормы традиционной и современной семьи, статусы семьи и адаптация в обществе. Параметры качества семейной среды. Возрастные этапы психосоциального развития и семейное окружение (В.С. Мухина, Д. Винникотт, Г. Крайг, Н. Ньюкомб).

Тема 4.2. Семья как основной институт социализации личности

Понятие и значение социализации. Процесс социализации и его структура. Направленность и стадиальность процесса социализации. Факторы, механизмы, агенты, средства социализации. Социализирующие функции семьи. Структура взаимодействия социальной среды и личности. Детерминанты психического развития личности.

Современные подходы к проблеме семейной социализации личности (В. Сатир, Т.В. Сенько, А.И. Антонов и др.).

Роль семьи в развитии личности. Семья как проводник в культуру. Социокультурные модели воспитания детей. Национальные различия семейных укладов (И.С. Кон, М. Мид), отличительные признаки семьи в национально-культурном контексте. Социализация детей в меняющемся мире.

Тема 4.3. Теории семейных систем

Классификация подходов к изучению семейных систем. Психоаналитическая (психодинамическая) школа (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г.Юнг).

Структурная семейная психология семьи (С. Минухин), стратегическая семейная психология (Дж. Хейли).

Системная семейная психология М. Боуэна, семейная терапия, основанная на опыте (К. Витакер, В. Сатир).

Постмодернистские теоретические модели (Х. Джайнотт, Т. Гордон), интегративный подход к изучению семейных отношений, поведенческая теория внутрисемейных взаимоотношений (А. Бандура, Дж. Хейли).

Тема 4.4. Жизненный цикл семьи

Семья по происхождению и семья как брачный союз. Любовь как основа построения семьи. Теоретические подходы к анализу любви как психологического феномена (И.С. Кон, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон).

Типы любви, ее генезис и развитие. Особенности добрачных отношений.

Этапы жизненного цикла семьи, характеристика основных стадий жизненного цикла семьи (И.Ю. Шилов, В. Сатир).

Этапы и задачи развития на протяжении жизненного цикла семьи. Молодая семья. Семья ребенка дошкольного возраста. Семья школьника. Семья подростка. Семья, выполнившая родительскую функцию. Сепарация. Модели семейного взаимодействия, переходные состояния в ходе жизненного цикла семьи. Этнография родительства (И.С. Кон, М. Мид).

Тема 4.5. Психологические основы выбора партнера

Подготовка к семейной жизни. Современное состояние проблемы и ее решение. Роль родительской семьи для формирования и функционирования новой семьи. Аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение.

Теории пола в зарубежной и отечественной психологии (З. Фрейд, К. Хорни, И.С. Кон, В.Е. Каган, С. Бем и др.).

Социокультурные стереотипы полоролевых моделей поведения (Ш. Берн).

Гендер в обществе и культуре, гендерные понятия и проблемы самоактуализации личности. Механизмы половой социализации (И.С. Кон, В.Е. Каган), половая идентичность и усвоение половых ролей, ближайшее окружение и формирование психологического пола. Раннее материнство и отцовство.

Тема 4.6. Психология супружеских отношений

Основные характеристики супружеских отношений. Классификация типов брака (И.Ю. Шилов).

Начальный период брака. Проблемы адаптации супругов. Критические периоды в жизни семьи. Нормативные структурные семейные кризисы. Теоретическая модель стабильности семьи. Хороший и стабильный брак, его признаки (С.А. Кулаков, А.Н. Обозова, И.Ю. Шилов, Р. Ледерер и М. Джексон и др.).

Причины сохранение брака (Г. Грайг).

Условия семейного благополучия (В. Сатир).

Особенности и проблемы межличностного общения в семье. Психологический климат семьи. Фактор успешности-неуспешности общения супругов. Стадии взаимоотношений в семье (В. Зацепин).

Барьеры общения и принципы оптимального общения (И.Ю. Шилов).

Ролевая структура семьи. Видовая характеристика супружеских ролей (Т.С. Ященко, К. Киркпатрик).

Главенство в семье. Супружеская совместимость и субъективная удовлетворенность браком (Ю.М. Бубнов, А.Н. Волкова, Н.Н. Обозов, И.Ю. Шилов и др.).

Сплоченность семьи. Формула прочности семьи (Дж. Готтман).

Причины и симптомы семейного благополучия. Супружеские разногласия и конфликты. Методики самоотчета (Н. Джейкобсон).

Супружеская ревность и измена (А.Н. Волкова, А.И. Захаров, Н.Н. Обозов, Н. Пезешкиан, В.А. Сысенко и др.) Принципы и правила бесконфликтных отношений в семье. Характеристика дисфункциональных семей (С.А. Кулаков).

Система классификации дисфункциональных семей: границы, расстановка сил, распределение власти (Г. Апонте и Д. Ван Деумсен и др.).

Семейные «мифы», их особенности и влияния на коммуникацию (семейные постулаты, первый и/или повторный брак, представления о семье и членах семьи и пр.).

Тема 4.7. Психология семейных кризисов

Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи. Понятие нормативного и ненормативного кризиса. Феноменология кризисов, диагностика, психологическая помощь (Н.И. Олифирович и др.).

Принятие на себя супружеских обязательств; освоение родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи; включение детей в новые социальные структуры; детская сепарация, повторный брак. Измена, развод, тяжелая болезнь, инцест, смерть члена семьи. Диагностика семейных взаимоотношений в ситуации кризиса. Копинг-стратегии поведения в кризисных ситуациях, эффективность совладающего со стрессом поведения. Совладание со стрессом в семьях разного типа (Т.Л. Крюкова и др.).

Тема 4.8. Детско-родительские отношения в семье. Сиблинги

Характеристика прародительства, его психологическое значение и личностный смысл для старшего поколения семьи (И.С. Кон).

Типы прародительского поведения (формальное, замещающее, дистантное и содружество).

Согласованность родительских черт между и внутри поколениями (В. Сатир).

Ребенок и родители как участники взаимодействия. Детерминанты общения детей и взрослых. Основные характеристики детско-родительских отношений: сходство и различие. Частота и интенсивность контактов родителей с детьми. Развитие отношений между родителями и детьми на разных стадиях онтогенеза (М.И. Лисина, В.С. Мухина, Ф. Райс, В. Сатир и др.) Психологическое мастерство родителей (И.Ю. Шилов).

Родительская любовь как культурно-исторический феномен. Типология родителей (И.Ю. Шилов).

Эмоциональное принятие-отвержеие родителями ребенка (Г.Г. Филиппов, Т. Дрейкурс, Р. Кемпбел, Я. Корчак, П. Криттнден, Э. Эриксон и др.).

Этапы развития материнской сферы. Диадное взаимодействие «отец-ребенок» и «мать-ребенок», личностные притязания родителей к детям (Т.В. Сенько).

Роль отца и матери в воспитании детей (В.А. Сухомлинский, Б. Спок, Э. Фромм и др.).

Стиль общения и взаимодействия в семье. (А.Я. Варга, Е.В. Носонова, А.В. Петровский и др.).

Идеальная модель взаимоотношений в семье. Источник нарушений. Виды родительских установок. Родительская позиция. Родительский авторитет. Семейная дисциплина. Требование к позиции взрослых для реализации оптимального взаимодействия. Позиция родителей и способ поведения ребенка (В.А. Аверин, О. Коннор).

Законы семьи.

Факторы и условия, задачи и принципы семейного воспитания (И.Ю. Шилов).

Типы семейного воспитания и способы их исправления.

Позиция ребенка по порядку рождения (А. Адлер).

Значения сиблинговой позиции для развития личности ребенка. Факторы, влияющие на характер отношений между братьями и сестрами в семье. Преемственность поколений (Т.В. Сенько).

Символические роли бабушек и дедушек (Л.М. Панкова).

Тема 4.9. Методы семейной психодиагностики Техники семейной психотерапии.

Основные задачи и направления психологической помощи современной семьи. Модели оказания психологической помощи в семье в мировой практике: социокультурный контекст. Структурный, стратегический, трансгенерационный, поведенческий, коммуникативный подходы и др. Значения исторического анализа (истории развития семьи) в разрешении проблем семьи.

Основные этапы оказания психологической помощи семье. Роль профессиональных организаций. Основные направления работы психолога по обеспечению оптимальных условий возрастного развития личности ребенка в семье (И.Ю. Шилов).

Семейное консультирование: направления работы, задачи и стадии, формы и техники. (Р.С. Немов, И.Ю. Шилов).

Основное содержание деятельности социально-психологической службы школы при работе с семьей. Трудности взаимодействия семьи и школы (В.С. Богословская).

Программа и методики изучения семьи. Диагностика структуры семьи. Методы диагностики супружеских отношений, детско-родительских отношений. Терапия, фокусированная на решении проблемы, трансактный анализ в семейной психотерапии. Групповая психотерапия. Групповая психотерапия с детьми и родителями.

Раздел V. Теория и методика психологического тренинга Подраздел 5.1 тренинг личностного роста

Тема 5.1.1. Самопрезентация и самопознание

Введение правил работы группы: общение по принципу «здесь и теперь», принцип персонификации высказываний, принцип конфиденциальности, акцентирование языка чувств, безоценочность суждений, принцип доверительности общения. Организация знакомства участников группы. Психотехнические игры и упражнения, направленные на создание доверия, снятия защит. Презентация ролевой структуры личности. Осознание атрибутивных характеристик образа Я. Фокусирование на противоречивости образа Я человека. Обсуждение процесса принятия себя, как основы изменений и реализации себя.

Расширение и дифференциация знаний о себе, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание роли других в формировании Я–концепция. Поиск перспектив личностного роста.

Тема 5.1.2. Я глазами других

Введение понятия обратной связи, правил её подачи. Презентация себя, получение обратной связи от группы, развитие перцептивных, сенситивных способностей. Рефлексия работы в группе.

Тема 5.1.3. Эмоциональные переживания

Актуализация собственных эмоциональных переживаний в ситуации «здесь и теперь». Обеспечение групповой поддержки и безопасности при актуализации эмоционального состояния. Развитие готовности к экспериментированию с эмоциональными переживаниями. Выражение эмоций в действиях. Развитие сензитивности восприятия с помощью символического отображения эмоций в рисунке и его вербального описания. Формирование безоценочного отношения к эмоциям.

Знакомство с разнообразными эмоциональными состояниями и их ролью в жизни человека. Принятие собственных эмоциональных переживаний. Развитие умений невербального предъявления эмоций и понимания эмоциональных состояний других людей. Использование обратной связи для самодиагностики состояний. Вербализация чувств к «негативным» эмоциям других членов группы. Развитие эмпатии. Осознание собственного эмоционального состояния и его влияния на групповой настроение.

Тема 5.1.4. Моя группа

Диагностика сплочённости и единства группы, стабильности межличностных отношений. Проведение процедур, выявляющих устойчивость групп к ситуациям, вызывающим негативные эмоции участников друг к другу. Помощь группе в преодолении и переработке отрицательных переживаний для развития готовности принятия группы такой, какая она есть. Обсуждение ожиданий участников от группы. Развитие групповой сплочённости через организацию межличностного пространства участников.

ТЕМА 5.1.5. Возвращение в детство

Актуализация детских переживаний через воспоминание «атрибутов» детства: любимых игрушек, комнаты, в которой проходило детство. Проживание и принятие событий детства. Осознание ресурсной роли детского опыта.

Воспоминания о себе в родительской семье. Осознание семейных ценностей, родительских установок и их влияния на развитие индивидуальности, на выбор жизненного пути.

ТЕМА 5.1.6. Значимые события и значимые другие

Информирование о значимости осознания себя во времени. Временная и пространственная интеграция о времени жизни, прошлом, настоящем и будущем. Рефлексия событий жизненного пути. Определение актуальности прошлых событий посредством установления их значимости для будущего. Расширение осознания Я-отношений со значимыми другими.

ТЕМА 5.1.7. Я – реальное, Я – идеальное

Информирование о значении Я-реального и Я-идеального в развитии личности. Осознание содержания Я-реального и Я-идеального. Актуализация представлений об идеальной форме как средстве фасилитации развития гармоничного образа Я. Исследование соотношения Я-реального и Я-идеального с помощью проективных техник. Расширение личностных ресурсов, осознание перспектив саморазвития.

ТЕМА 5.1.8. Жизненные стратегии и жизненные перспективы

Определение позиции по отношению к собственной жизни. Оценка жизненной ситуации в различных сферах жизнедеятельности. Определение своих жизненных ценностей, целей, перспектив и планов. Осознание ответственности личности за их достижение. Усвоение умений составления алгоритма достижения целей. Информирование о слагаемых эффективной, целеустремлённой личности. Интеграция полученного опыта. Прощание с группой.

Подраздел 5.2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ

ТЕМА 5.2.1. Я в общении. Стили общения

Информирование участников о целях социально-психологического тренинга общения, обсуждение и принятие основных правил/норм общения между участниками группы, выработка дополнительных правил общения. Знакомство с новыми участниками группы. Организация деятельности участников тренинга, направленной на создание атмосферы доверия, снижение психологических защит. Самопрезентация стиля общения участников группы. Определение трудностей и ошибок в межличностном взаимодействии. Осознание зоны ближайшего саморазвития в общении.

Тема 5.2.2. Средства общения

Развитие использования невербальных средств общения. Совершенствование умений адекватно определять, идентифицировать, ситуационно использовать вербальные и невербальные средства общения.

ТЕМА 5.2.3. Виды слушания

Информирование об основных видах и приемах слушания. Анализ содержания сообщения и эмоциональных проявлений собеседника. Формулирование условий и правил хорошего слушания. Освоение приемов пассивного и активного слушания: безмолвное слушание, подтверждение, перефразирование, уточняющие вопросы, вербализация, дальнейшее развитие мыслей собеседника.

ТЕМА 5.2.4. Обратная связь в общении

Цели и правила использования обратной связи. Развитие перцептивных и сензитивных способностей. Осознание индивидуальных способов предоставления обратной связи адресату. Развитие антиципации и социальной перцепции.

ТЕМА 5.2.5. Эмоции и чувства в общении

Развитие умений и навыков вербализации чувств, восприятия и понимания эмоционального состояния партнера по общению. Осознание влияния эмоций на поведение человека. Развитие сензитивности к невербальному выражению чувств.

ТЕМА 5.2.6. Проблемы в общении

Информирование о сущности конфликта. Овладение основными понятиями: конфликтная ситуация, внутриличностный конфликт, межличностный конфликт. Осознание индивидуальных стратегий поведения в конфликтной ситуации. Сюжетно-ролевое моделирование проблемных ситуаций.

ТЕМА 5.2.7. Групповая дискуссия

Информирование об условиях эффективного общения. Вербализация состояний говорящего и слушающего в разных условиях общения. Определение и отработка способов, стилей взаимодействия, психологических умений, необходимых для эффективного решения групповых задач. Выявление проблем, мешающих каждому члену группы полноценно реализовать свои потребности в групповом взаимодействии. Групповая дискуссия. Составление правил ведения групповой дискуссии. Отработка навыков аргументировано доказывать и отстаивать собственное мнение. Групповая работа по соблюдению правил ведения дискуссии. Легализация чувств к «негативным» качествам других членов группы. Развитие эмпатии. Рефлексия собственного эмоционального состояния и осознание его влияния на группу.

Тема 5.2.8. Подведение итогов

Принятие друг от друга информации о своих коммуникативных качествах, помогающих в общении и тех, которые следует приобрести. Оценка участниками группы собственных результатов развития социально-психологической ком­петентности. Интеграция полученного опыта. Прощание с группой.

Подраздел 5.3 теория и методика психологического тренинга

Тема 5.3.1. Понятие о социально-психологическом тренинге

Исторический очерк развития тренинговой работы и групповой психотерапии (Дж. Пратт, А. Адлер, Л. Уэндер, П. Шильдер Я. Морено, К. Роджерс).

История возникновения групповой формы работы. Общая характеристика психологического тренинга. Понятие тренинговой работы, цели, специфика. Развитие личности, повышение социально-психологической компетентности. Принципы организации и работы тренинговой группы. Создание и организация терапевтической группы.

Тема 5.3.2. Методы групповой работы

Принципы организации и работы тренинговой группы. Групповая дискуссия как базовый метод групповой работы. Специфика тренинговых методов. Формирование активной социальной позиции. Понятие о групповой дискуссии. Цели групповой дискуссии, правила групповой дискуссии, классификация. Способы активизации и управления дискуссией. Стили взаимодействия, эффективное решение групповых задач. Тренинговые методы. Игровые методы их функции и виды. Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Проективное рисование. Развитие способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.

Тема 5.3.3. Классификация групп

Типы групп. Основные характеристики рабочих, обучающих, консультационных и психотерапевтических групп. Типология и типы групп, участник группы как субъект изменений. Группы тренинга (Т-группы) К.Левин, группа тренинга умений (И. Павлов, А. Лазарус, Г. Айзенк), группы встреч (Я. Морено), гештальт – группы (Ф. Перлз, П. Гудман), психодрама (Я. Морено, Б. Хеллингер), группы телесной терапии (В. Райх, А. Лоуэн), арт-терапия (А. Хилл, М. Наумбург, В. Окленднер).

Трансактный анализ (Э. Берн).

Эго-состояния, параллельные, перекрестные трансакции, скрытые трансакции. Сценарии, анализ, работа. Сравнение различных моделей групп.

Тема 5.3.4. Основы групповой динамики

Групповая динамика и ее основные элементы. Понятие о групповой динамике, ее основные законы. Стадии развития группы. Понятия «мы» и «они». Понятие групповой сплоченности. Цели группы. Основные групповые задачи на различных этапах становления группы. Нормы группы. «Основные элементы групповой динамики». Статусная и ролевая структура группы. Элементы групповой динамики. Фазы развития групп. Понятие психологической рефлексии. Функции рефлексии, процедура рефлексии в социально-психологическом тренинге. Динамика самосознания. Групповые роли, их значение.

Тема 5.3.5. Основные подходы к организации тренинга

Принципы комплектования групп (А.С. Прутченков).

Категории людей, являющихся объектом внимания специалистов по оказанию психологической помощи. Основные требования к комплектованию групп. Параметры гомогенности и гетерогенности и их влияние на эффективность группы. Интерперсональное влияние (И. Ялом).

Прогнозирование группового поведения, прогностическая ценность тестирования, диагностических процедур. Количественный состав группы. Время и место встречи группы, свободное общение перед занятием. Размер тренинговых групп. Стадии формирования групп: ориентация, поиск смысла, конфликт, доминирование, сопротивление, сплоченность. Проблемы, возникающие в ходе проведения занятий (К. Фопель, А.С Прутченков).

Тема 5.3.6. Ведущий тренинговой группы

Характеристика личности группового руководителя. Роль ведущего и требования к его личностным и профессиональным качествам. Кодекс фасилитатора. Этические требования к руководителю тренинговой группы. Роли ведущего и стили руководства группой. Стили руководства группой. Подготовка группового руководителя. Роль терапевта в группе, способы руководства группой. Стимулирование участников группы. Средства воздействия: структурирование хода занятия; сбор психологической информации; интерпретация; представление информации; постановка заданий; разыгрывание ролевых ситуаций. Проблемы участников группы.

Тема 5.3.7. Технология разработки тренинговых программ

Создание программы и проведение тренинга. Основные подходы к созданию тренинговых программ. Создание модели тренинга. «Развитие социально-перцептивных способностей». «Невербальные средства общения». «Развитие групповой сплоченности». «Стили общения». «Виды слушания». «Проблемы в общении». «Групповая дискуссия». «Эмоции и чувства в общении». Наблюдение за работой тренеров.

Тема 5.3.8. Анализ готовых программ тренинга

Оценка тренинговых программ. Цели и задачи при подготовке тренингового занятия. Новая роль тренера. Подбор упражнений. Свободность/несвободность владения инструкцией. Стимулирование рефлексии. Формулировки вопросов (понятно/непонятно).

Стиль ведения тренинга. Поведение тренера (жесты, мимика, речь, эмоциональная саморегуляция).

Роли тренера (эксперт – эталонный участник) – использование/неиспользование обоих ролей.

Литература Основная

  1. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология: учеб. пособие / Б.П. Бархаев. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
  2. Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
  3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2006. – 384 с.
  4. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – 9-ое изд. (серия мастера психологии).

    – СПб.: Питер, 2006. – 940 с.

  5. Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.
  6. Марцинковская, Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – 8-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 544 с.
  7. Морозов, А.В. История психологии: учеб. пособие для вузов / А.В. Морозов. – М.: Академ проект: Фонд «Мир», 2007. – 285 с.
  8. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детства, отрочества: учеб. пособие / В.С. Мухина. – 9-ое изд. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
  9. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн.2: Психология образования. – 608 с.
  10. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребёнка / Н. Ньюкомб. – (серия мастера психологии).

    – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.

  11. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Питер, 2006. – 356 с.
  12. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А.С. Прутченков. – М.: Знание, 1991. – 48 с.
  13. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – 2-ое международное изд. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.
  14. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студентов ВУЗов / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 460 с.
  15. Фопель, К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006. – 247 с.
  16. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
  17. Якунин, В.А. История психологии: учебное пособие / В.А. Якунин. – 2-ое изд. – СПб.: Михайлово В.А., 2001. – 379 с.

Дополнительная

  1. Возрастная психология. Хрестоматия / Ред. В.С. Мухина. – 6-ое изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 624 с.
  2. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности: учебник для псих. факультетов университетов / А.Н. Ждан. – 2-ое изд., перераб. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 442 с.
  3. История психологии в Беларуси: учеб. пособие / Л.А. Кандыбович; под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск: Тесей, 2002. – 208 с.
  4. История психологии в Белорусии: хрестоматия / Авт.-сост. Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский. – Минск: Тесей, 2004. – 416 с.
  5. Лучинин, А.С. История психологии / А.С. Лучинин. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
  6. Карандашев, Ю.Н. Психология развития. Введение: учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев. – Минск: МП Д-Р КАРА, 1997. – 240 с.
  7. Котикова, О.П. Педагогическая психология / О.П. Котикова, Н.Ю. Клышевич. – Минск: Аверсев, 2007. – 304 с.
  8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный цикл развития человека: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2003. – 176 с.
  9. Малкина-Пых, И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2007. – 992 с.
  10. Мартиновская, Т.Д. 100 выдающихся психологов мира / Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. – М.: изд-во «Институт практич. психол.», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 320 с.
  11. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для ВУЗов / Л.Ф. Обухова. – 4-ое изд. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
  12. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2006. – 400 с.
  13. Педагогическая психология: хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.
  14. Прутченков, А.С. Свет мой, зеркальце, скажи…: методические разработки социально-психологических тренингов / А.С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.
  15. Прутченков, А.С. Тренинг коммуникативных умений / А.С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1993. – 48 с.
  16. Прутченков, А.С. Тренинг личностного роста / А.С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1993. – 48 с.
  17. Психология развития: хрестоматия / Ред. А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – СПб.: ЧеРо, 2005. – 522 с.
  18. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
  19. Сарычев, С.В. Педагогическая психология. Краткий курс / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
  20. Справочник по психологии и психиатрии детского возраста / С.Ю. Циркин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
  21. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. ВУЗов / Л.Д. Столяренко. – 3-е изд. Доп., перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 544 с.
  22. Уорден, М. Основы семейной психотерапии / М. Уорден. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. – 256 с.
  23. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины 20 в.: учеб. пособие для высших учеб. заведений / М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 1997. – 416 с.