Тема: Введение в дисциплину

Тема: Введение в дисциплину

1.Сущность и эволюция психосоциального подхода 1

2.Роль психологической поддержки в социальной работе 2

3.Понятие «Психосоциальная работа» 2

4.Психосоциальная работа как отрасль практической психологии 3

5.Вопросы: 4

  1. Сущность и эволюция психосоциального подхода

Центральной задачей практической социальной работы является содействие оптимальной адаптации людей, семей и групп населения к социальной среде и, в частности к своему окружению. Эта социально-психологическая (личность—общество) направленность эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению психосоциального подхода.

Данный подход обычно связывают с именами М.Ричмонд, Г.Гамильтон и Ф.Холлис (Mary Richmond (1917, 1922), Н. Hamilton (1938) и Florence Hollis (1964, 1970)), а в 50-х и 60-х гг. большое влияние на него оказали психоаналитические идеи З.Фрейда, а затем работы Дж. Боулби.

М. Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых являются изменения, как самого индивида, так и социальной среды, посредством высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения.

Индивидуальный метод социальной работы, по М. Ричмонд, включает в себя непосредственный и косвенный методы лечения.

Непосредственный метод заключается в прямом воздействии на самого клиента при помощи предложений, советов, уговоров, а также рациональных дискуссии с целью вовлечения клиента в выработку и принятие решений. С помощью установления партнерских отношений специалист может воздействовать на процесс принятия решения клиентом, а также на выработку после­дующих действий и мероприятий в защиту интересов клиента.

Косвенный метод состоит в воздействии на среду, в возможности посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении.

Г. Гамильтон ввела в научный оборот понятие «личность в ситуации», которое предполагает следующую модель: личность, ситуация и взаимодействие между личностью и ситуацией. В конце 30-х гг. она сформулировала идеи роста, развития и изменения. При этом подчеркивалось, что клиент должен быть активным участником работы, направленной на изменение.

12 стр., 5719 слов

Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах ...

... отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии. Объект социальной работы - клиент - человек, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в ...

Этот подход был развит Ф. Холлис, которая в конце 60-х гг. заявила об идее «психосоциального лечения» клиента в контексте как его межличностных взаимодействий, так и взаимодействия с внешней средой.

Наконец, в 1978 г. было очерчено понятие «психосоциальной терапии» как фокусирующейся не только на внутренних психических процессах, но и на проблемах межлич­ностных и социальных отношений клиента.

В целом, в работах, посвященных психосоциальному подходу, он объясняется необходимостью понимать, личность клиента и его взаимоотношения с миром, который его окружает. Иначе говоря, у людей есть внутренний мир и внешняя реальность, поэтому необходимо понять целостность «человека в ситуации», то есть психосоциальность.

Цель психосоциального подхода – поддержание равновесия между внутренней психической жизнью субъекта и его межсистемными отношениями, влияющими на процесс и качество жизнедеятельности.

Суть психосоциального подхода заключается в том, чтобы понимать личность человека целостно, в многообразии взаимоотношений его с миром, который его окружает, не разделять понятия «внутренний мир» и «внешняя реальность», а понимать целостность человека в ситуации, его психосоциальность.

При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Суть помощи — эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации». Психосоциальный подход направлен на снижение уровня стресса и устранение внутреннего или внешнего конфликта в рамках проблемной ситуации посредством длительных поддерживающих и обучающих отношений.

Психосоциальное воздействие начинается со сложной и многоплановой оценки и диагностики ситуации, требующей многосторонних знаний и умений, необходимых для понимания особенностей личности клиента, ценностных ориентации, прошлого опыта, семьи и внесемейной среды окружения, содержания запроса на помощь. Само вмешательство может также включать в себя не только работу непосредственно с клиентом, но и с другими референтными людьми, специалистами, социальными системами. В рамках своей профессиональной деятельности практический социальный работник может играть роли (выполнять функции) консультанта, помощника, переводчика, посредника, адвоката, брокера, наставника и др., но все это—при активном участии клиента.

Роль психологической поддержки в социальной работе

    На практике применение чисто социальных технологий и методов, не сопровождаемых психологической поддержкой, резко снижает эффективность оказываемой помощи, поскольку клиент очень часто может характеризоваться социальной дезадаптацией, социально-психологической девиантностью, психологическим дискомфортом или психотравмой, связанными с различного рода причинами (потерей близких, хроническим заболеванием или инвалидностью, потерей работы, ухудшившимися материально-бытовыми условиями) и пр. — или сочетанием всех этих факторов. Традиционно трудно работать без специальной социально-психологической подготовки с семьей, особенно если в ее составе есть ребенок с ограниченными возможностями или человек с аддиктивным поведением. Кроме того, социальный работник может оказаться в своего рода конфликтных зонах: на­пример, когда желания или поведение родителей противоречат благополучию ребенка, или же недееспособный взрослый требует гораздо больше заботы, чзм получает от родственников, и эф­фективность помощи клиенту во многом будет зависеть от уме­ния психологически воздействовать на объект помощи и его микросоциальное окружение..

    10 стр., 4714 слов

    Социальная работа как профессиональный вид деятельности

    ... управленцы и исполнители; • практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов. Функции, структура и уровни социальной работы К функциям с.р. ... индивиды, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Субъект носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный ...

    Для того чтобы повысить успешность оказываемой помощи и достичь удовлетворительного разрешения этически и психологически затруднительных ситуаций, необходимы сложные консультативные навыки и умения. В этой связи нельзя не согласиться с Н.Д. Линде, что в ситуациях, когда человек вынужден прибегать к социальной помощи, ведущую роль часто играет психологическая составляющая, и если она остается нерешенной, то социальная помощь, оказываемая такому клиенту, имеет тенденцию проваливаться как в «бездонную бочку» .

    Такой же точки зрения придерживается С. Вудманс считающий, что оказание социальных услуг нередко носит «индустриальный» характер, включающий в себя не столько консультирование, сколько бюрократические процедуры и инструктаж, в то время как многим клиентам, которые бывают тревожны, подозрительны или агрессивны в отношении тех, кто вмешивается в их жизнь, нужен как раз недирективный тип помощи, тем более, что им нередко в принципе психологически трудно обращаться за социальной помощью.

    По мнению Т. Бамфорда (Т. Bamford), в рамках оказания социальных услуг следует использовать разнообразные консультативные навыки, особенно при работе с клиентами, нуждающимися в терапевтическом подходе, для того чтобы справиться с утратой, изменениями и адаптацией. Следует также отметить, что в современной практической социальной работе с семьей широко используются методология и инструментарий системной семейной психотерапии. В целом в данном контексте психосоциальная работа видится как взаимоотношения между социальными работниками и клиентами, в рамках которых социальные работники пытаются помочь клиентам лучше понять свои проблемы и собственные способности к изменениям, а также, в случае необхо­димости, используют социальные ресурсы для обеспечения процесса изменения.

    1. Понятие «Психосоциальная работа»

    Психосоциальная работа может трактоваться как «профессиональное занятие с ясным пониманием того, какое значение имеют социальная организация и формы человеческого общения для психического развития и благополучия индивида».

    Понятие «психосоциальный» с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания — социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно.

    13 стр., 6022 слов

    Опыт социальной работы в учреждениях здравоохранения по реабилитации ...

    ... данной работы является социальная работа в здравоохранении. Предметом - технология социальной работы в здравоохранении. Целью работы является анализ основных направлений медико-социальной работы Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1) проанализировать технологию социальной работы в ...

    Т.о. психосоциальную работу можно обозначить как психологическую помощь клиенту с целью преодоления социальной дезадаптпции и социально-психологического неблагополучия, которое может проявиться как в системе профессиональных, так и семейных отношений.

    Социальная дезадаптация и социально-психологическое неблагополучие, могут быть вызваны причинами как внешнего так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием.

    Элементы психосоциальной работы в деятельности социального работника, учителя, врача могут быть представлены в виде первичного психологического консультирования, когда происходит первое ознакомление с проблемами, испытываемыми клиентами, вычленение аспектов этих проблем, их осознание и самоактуализация резервов личности для решения своих психологических проблем. Функция первичного психосоциального консультирования выполняют также работники телефонов доверия.

    Непосредственно психосоциальная работа, осуществляемая психологом социальных служб. Наряду с психологическим консультированием, она включает также более углубленную психологическую и социально-психологическую диагностику, в процессе которой выявляются:

    • личностные особенности клиента, затрудняющие его социальную адаптацию и эффективное функционирование в системе профессиональных и семейно-бытовых отношений,
    • характер его отношений с ближайшим окружением
    • основные социально-психологические характеристики этого окружения.

    При этом психосоциальная работа носит как индивидуальный, так и групповой характер, осуществляя психологическую коррекцию как отдельной личности, так и системы отношений ее ближайшего окружения. В этом отношении к методам психосоциальной работы можно, в частности, отнести такой метод, как позитивная семейная психотерапия, в которую, наряду с клиентом, вовлекается его семья и ближайшее окружение.

    Технологиями психосоциальной работы также являются:

    различные виды социально-психологических тренингов (СПТ) коммутативных умений,

    • деловые игры,
    • игротерапевтические методы по коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений,
    • социодрамы
    • психодрамы,

    в процессе которых происходит рефлексия и коллективное отрабатывание различных социальных состояний.

    В широком смысле психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная цель которой оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности.

    В узком смысле психосоциальная работа – это деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации.

    12 стр., 5572 слов

    Социальная работа с одинокими пожилыми людьми

    ... технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми. Предметом является процесс предоставления различной помощи социальными службами, а также социальными работниками. Целью работы является выявление социальных проблем одиноких пожилых людей, а также внедрение новых технологий социальной работы ...

    Т.о. основная цель психосоциальной работы – это оказание первичной психологической помощи населению, поиск и оптимизация совпадающих ресурсов.

    Психосоциальная работа как отрасль практической психологии

      В настоящее время имеется очень много стрессогенных факторов связанных с кризисными явлениями в нашей жизни таких, как, безработица, техногенные катастрофы, климатические катастрофы и т.д. Отсюда — повышение внимания , в рамках социальной работы, к психологической адаптации субъекта к обстоятельствам. ПСР развивается на стыке двух наук- практической психологии и теории социальной работы.

      Цель социальной работы— содействие человеку в трудных жизненных условиях.

      Цель практической психологии – поиск адекватных способов воздействия на человека.

      Т.о., предметом исследований психосоциальной практики является:

      • поиск способов, мотивирующих человека на преодоление трудной жизненной ситуации,
      • поиск личностных ресурсов
      • поиск ресурсов социальной среды.

      Главная цель психосоциальной работы – продуктивная социализация личности в изменяющихся условиях.

      Психосоциальная работа проводится в тех случаях, когда требуется общественное или индивидуальное воздействие, цель которого – забота о здоровье, создание условий нормальной адаптации и социализации личности, коррекция, восстановление или компенсация утраченных функций поведения, общение, взаимодействие в процессе жизнедеятельности. Каждый человек чаще, или реже, попадает в стрессовую ситуацию, но далеко не каждый может с ней справиться. Хотя внутренними, личностными ресурсами обладает каждый человек и задача специалиста заключается в активизации этих ресурсов.

      В функции специалиста по социальной работе входит, наряду с другими, оказание первичной (кризисной) психологической помощи и социальной поддержки человека, находящегося в трудной жизненной ситуации. Формы (методы) реализации этих функций: ведение групп, консультирование направленные на оказание помощи клиенту в критических, напряженных и психотравмирующих ситуациях, на расширение у него диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.

      К основным функциям психосоциальной работы относятся: информативная, диагностическая, консультативная, посредническая, коррекционная, терапевтическая.

      1. Вопросы:

      1. Дайте определение психосоцильной работе (ПСР).
      2. Что относится к технологиям ПСР?
      3. Охарактеризуйте индивидуальный и групповой характер ПСР.
      4. Какой вклад внесла М.Ричмонд в ПСР?
      5. Какой вклад внесла Г.Гамильтон в ПСР?
      6. Какой вклад внесла М.Ноллис ПСР?
      7. Кто является объектом ПСР?
      8. Какова роль психологической поддержки в социальной работе
      9. Какова цель психосоциального подхода?
      10. В чем заключается суть психосоциального подхода?
      11. Что понимается под психосоциальной работой в широком смысле?
      12. Что понимается под психосоциальной работой в узком смысле?
      13. Каковы основные функции ПСР?

      Джо́н Бо́улби (Эдвард Джон Мостин Боулби) (26 февраля 1907, Лондон 2 сентября 1990, Скай) — известный английский психолог и психоаналитик, специалист в области психологии развития, психологии семьи, психоанализа и психотерапии, основоположник теории привязанности. Исследовал роль семьи в жизни ребенка, влияние разлуки с матерью на развитие ребенка, взаимосвязь отсутствия материнской любви и психопатологических отклонений, фазы протеста, отчаяния и отторжения, сепарационную тревогу, беспокойство, амбивалентность,депрессию, проблемы защиты, насилия и т. д. Был первым исследователем, который связал развитие привязанности с адаптацией и выживанием ребенка. Уделил значительное внимание изучению и интерпретации психоанализа как искусства и естественной науки. Осуществил ряд исследований по этологии и использовал этологические идеи и подходы для понимания эмоционального развития человека. После определенной этологической интерпретации психоаналитических идей создал концепцию привязанности как отличительной поведенческой системы, обладающей биологической функцией защиты.

      19 стр., 9195 слов

      Структура и содержание психологической компетентности специалиста ...

      ... социальной работе в организации социального обслуживания пожилых людей». Цель исследования: Раскрыть структуру и содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социального обслуживания пожилых людей. Объект исследования: Психологическая компетентность специалиста по социальной работе, организующего социальное ...

      Дезадаптация социальная (Social maladjustment ) — нарушение нормальных отношений человека с обществом, с людьми и возникновение вследствие этого трудностей общения и взаимодействия с ними. Социальная дезадаптация включает в себя, в частности, ухудшение личных и деловых взаимоотношений человека, невозможность выполнения им своей работы на высоком уровне (с учетом предъявляемых требований), нарушение социально-ролевого или полоролевого взаимодействия с людьми.

      5