- Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия и философия.
- Предмет и структура философии [4].
- Философия в системе культуры. Философия и наука [1, 3].
- Функции философии [1].
Литература
- Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию: Сб. / М. К. Мамардашвили. — М., 1992. — 414c.
- Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч / Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. — М., 1991. – Ч. I, разд. I. — С.10-129, 166-175.
- Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Истрико-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. — М., 1991. — 464c. — Раздел I.
- Хейзинга Й. Homo Ludens в тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. — М., 1992. — 464c. — Гл.VI.
Контрольные вопросы
- Что такое мировоззрение, какова его структура?
- Каковы основные варианты ответов на мировоззренческие вопросы в мифе, религии, философии?
- Какие проблемы являются философскими?
- Можно ли свести многообразие определений философии к одной дефиниции?
- Обоснуйте, почему существует многообразие способов философствования.
- Назовите обязательные признаки философского мировоззрения.
- Каково соотношение философии с наукой, искусством и религией?
- В чем состоит гуманистическая сущность философии?
- Назовите основные функции философии. В чем их суть?
Тема 2. Античная философия
- Становление философии древней Греции: от мифа к логосу [5, 6].
- Космоцентрический тип античной философии [5].
- Натурфилософские школы Древней Греции: проблемы первоначала [5].
- Софисты и Сократ: проблема человека и диалектический метод [5].
- Система Платона: онтология, теория познания, учение о душе и государстве [5].
- Система Аристотеля: метафизика, логика, физика, этика.
- Философские школы эллинизма и Древнего Рима: основные проблемы [5].
Литература
- Асмус В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. — М., 2001. — 400c.
- . Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков: Учеб. пособие / В. Т. Звиревич. — М.; Екатеринбург, 2002. — 348c.
- Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. — М., 1989. — 205c.
- Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Истрико-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. — М., 1991. — 464c. – Раздел 1,2.
- Семушкин А. В. У истоков европейской рациональности: Начало древнегреческой философии: Учеб. пособие / А. В. Семушкин. — М., 1996. — 192c.
- Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии / С. Н. Трубецкой. — М., 1997. — 576c.
- Чанышев А. Н. Философия Древнего мира: Учеб. / А. Н. Чанышев. — М., 2001. — 703c.
- Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебник / А. Н. Чанышев. — М., 1991. — 512c.
Контрольные вопросы
- Какие особенности древнегреческой мифологии повлияли на становление философии?
- Почему понятие «космос» было центральным для всех философских школ древней Греции, несмотря на их различия по проблематике? Назовите основные этапы развития древнегреческой философии.
- Почему первой формой древнегреческой философии стала натурфилософия?
- Когда и почему древнегреческая философия из натурфилософии становится онтологией?
- В чем суть изменения предмета и метода философии в учении Сократа?
- Философскую систему Платона характеризуют как идеалистическую. Почему? Верно ли это?
- Насколько справедлива характеристика социально-политических взглядов Платона как «тоталитарной утопии»?
- Как Вы понимаете аристотелевское высказывание «Платон мне друг, но истина – дороже»?
- Почему Аристотеля называют «отцом» формальной логики и учения о природе?
- Можно ли сказать, что социально-политические взгляды Аристотеля ближе к реальности, чем у Платона? Если да, то почему?
- Почему философские системы Платона и Аристотеля получили название классических?
- Почему в эпоху эллинизма и Древнего Рима философия занимается решением преимущественно этических проблем?
- Назовите сходство и различие во взглядах философских школ эллинистического периода? Взгляды какой философской школы этой эпохи предпочтительнее для Вас?
- Каков вклад древнегреческой философии в мировую философскую мысль?
Тема 3. Средневековая философия
- Теоцентрический тип средневековой философии [3].
- Патристика. Философия Августина.
- Схоластика. Проблемы веры и разума [3].
Литература
Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или ...
... в средневековых рукописях. Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или раннегреческая натурфилософия 1 этапа Древнегреческой философии). Становление собственно греческой философии происходит в 7 в. до ... (3-6 в. н.э.). Многие из направлений возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего они детерминированы изменением общественной ситуации в ...
- Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков: Учеб. пособие / В. Т. Звиревич. — М.; Екатеринбург, 2002. — 348c.
- Коплстон Ф. История философии. Средние века. — М., 2003. — 492с.
- Мудрагей Н. С. Очерки истории западноевропейского иррационализма. — М., 2002. — 112с. — Гл. 2, п. 2.
- Соколов В. В. Средневековая философия: Учеб. пособие. — М., 2001. — 352с.
- Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебник / А. Н. Чанышев. — М., 1991. — 512c.
Контрольные вопросы
Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...
... зависимости от направления подготовки, получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения ...
- Каковы основные принципы и особенности средневековой философии?
- Какие религиозные идеи легли в основу средневековой антропологии и этики?
- Действительно ли в средние века философия была служанкой богословия?
- Что такое патристика? Каков круг решаемых ею проблем?
- В чем трудность проблемы предопределения и свободы воли? Насколько удачно она решается А. Августином?
- Что такое схоластика? Каков круг решаемых ею проблем?
- Какую роль в схоластике играет метод Аристотеля?
- В чем суть спора об «универсалиях» между «реалистами» и «номиналистами»? Каково значение данного спора для дальнейшего развития европейской философии и науки?
- В чем суть концепции «двух истин»?
Тема 4. Философия Возрождения и Нового времени
- Гуманизм, антропоцентризм и пантеизм в философии Возрождения [1; 4, раздел I].
- Основные черты философствования в Новое время: гносеологизм и механицизм [4, раздел II].
- Концепции эмпиризма в философии Нового времени [4, раздел II, п.1 и 10; 5; 6].
- Концепции рационализма в философии Нового времени [5; 4, раздел II, п.2, 7, 9; 5; 6].
- Проблема человека и общества [2; 4, раздел II, п.4, 6, 7, 10; 5].
Литература
- Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие. — М., 1980. — 368с.
- Кузнецов В. Н. Западноевропейская философия XVIII века: Учеб. пособие / В. Н. Кузнецов, Б. В. Мееровский, А. Ф. Грязнов. — М., 1986. — 400с.
- Мамардашвили М. Картезианские размышления (январь 1981 года) / М. Мамардашвили. — М., 1993. — 351c.
- Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. — М., 1996. — 400с.
- Хесле В. Гении философии нового времени. — М., 1992. — 224с.
- Шашкевич П. Эмпиризм и рационализм в философии Нового Времени. — М., 1976.
Контрольные вопросы
- Каковы основные идеи и особенности философии Ренессанса?
- Каков идеал человека в эпоху Возрождения?
- Почему философию Нового времени можно назвать гносеологической?
- Каково влияние принципов классической механики Ньютона на стиль философствования Нового времени?
- Каковы общие черты философии Ф. Бэкона и Р. Декарта?
- В чем выразилось новаторство Ф. Бэкона?
- Назовите основные идеи философского учения Р. Декарта?
- Правы ли сторонники эмпирицизма, объявляя опыт источником истинного знания?
- Правы ли рационалисты, объявляя разум источником истинного знания?
- В чем суть «теории общественного договора» и «естественного права»?
- Проследите взаимосвязь взглядов просветителей на человека и общества с воззрениями на природу.
Тема 5. Немецкая классическая философия и марксизм
- Особенности немецкой классической философии [9, 10].
- Теория познания И. Канта и его этическое учение. Категорический императив [9, 10, 11].
- Философия тождества бытия и мышления Гегеля. Метод диалектики. Законы диалектики [2, 9, 10].
- Философия марксизма [1, 7].
Литература
- Арон Р. Мнимый марксизм. — М., 1993. — 384с.
- Быкова М. Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля / М. Ф. Быкова, А. В. Кричевский. — М., 1993. — 269с.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. — СПб., 1999. — 349с.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики. — М., 1999. — 1072с.
- Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 3, ч. 3: Энциклопедия философских наук. Философия духа. — М., 1956. — 371с.
- Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 8: Философия истории. — М.; Л., 1935. — 470с.
- Горский Д. П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. — М., 1994. — 175с.
- Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — 592с.
- Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века: Учеб. пособие. — М., 1989. — 480с.
- Хесле В. Гении философии нового времени. — М., 1992. — 224с.
- Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Истрико-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. — М., 1991. — 464c.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. — М., 1995. — 528с.
Контрольные вопросы
- Почему немецкая классическая философия называется классической?
- Как проявляется диалектика в работах представителей немецкой классической философии?
- В чем суть критического подхода И. Канта?
- Почему философию И.Канта называют «коперниканским переворотом в философии»?
- Насколько актуален кантовский категорический императив?
- В чем смысл принципа тождества бытия и мышления в философии Гегеля?
- В чем значение философской системы и метода Гегеля?
- Что Маркс берет из философии Гегеля и от чего отказывается?
- В чем состоит новизна понимания человека и общества в философии марксизма?
Тема 6. Современная западная философия
- Основные черты современной философии.
- Рационализм: эволюция принципа.
- Развитие иррационализма в западной философии XIX-XX вв. [4].
- Проблема человека.
Литература
- Гуревич П. С. Философская антропология: Учеб. пособ. — М., 1997. — 443с.
- Зотов А. Ф. Западная философия XX века: Учеб. пособие / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. — М., 1998. — 432с.
- История современной зарубежной философии: Компаративистский подход: Для высш. шк. — СПб., 1997. — 478с.
- Мудрагей Н. С. Очерки истории западноевропейского иррационализма. — М., 2002. — 112с.
- Современная западная философия: Словарь / Сост. и отв. ред. В. С. Малахов, В. П. Филатов. — М., 1998. — 544с.
- Философия XX века: Учеб. Пособие. — М., 1997. — 288с
- Философы двадцатого века / Ред. А. М. Руткевич, И. С. Вдовина. — М., 1999. — 263с.
- Чуешов,В. И. Введение в современную философию: Учеб. пособие. — Минск, 1997. — 128с.
Контрольные вопросы
- Чем обусловлены изменения в философии второй половины XIX-XXвв.?
- Назовите актуальные проблемы для современной западной философии.
- Дайте характеристику этапов развития и основных идей позитивизма.
- Каковы главные отличия рационализма и иррационализма как философских подходов в современной западной философии?
- Назовите основных представителей иррационалистической философии XIX-XXвв.
- Какому из иррационалистических учений современной западной философии Вы бы отдали свое предпочтение и почему?
- Почему возникла потребность в новом осмыслении проблемы человека?
- Каковы главные достижения философской антропологии в ХХ в.?
Тема 7. Русская философия
- Особенности русского типа философствования.
- Характеристика основных направлений русской философии [6].
- Философские учения выдающихся философов рубежа XIX-XX вв. [6, 8, 9].
Литература
- Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — М., 2002. — 1152с.
- Громов М. Н. Русская философская мысль X — XVII веков / М. Н. Громов, Н. С. Козлов. — М., 1990. — 288с.
- Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии: Учеб. пособие. — СПб., 1999. — 312с.
- Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. — Ростов н/Д, 1999. — 544с.
- Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991. — 479с.
- О России и русской философской культуре: Философы послеоктябрьского зарубежья. — М.: Наука, 1990. — 528с.
- Русская философия: Малый энциклопед. слов. — М., 1995. — 624с.
- Русские философы. Конец XIX — середина XX века: Биографические очерки. Библиография. Тексты сочинений: Антология. — М., 1993. – Вып. 1, 2, 3.
- Философия не кончается…: Из истории отечественной философии. XX век: В 2 кн. — М., 1999. — Кн. 1: 1920-50-е годы. — Кн. 2: 1960-80-е годы.
Контрольные вопросы
Восточная философия особенности и основные направления
... традиции. Они первыми выдвинули идею свободной воли, неограниченных возможностей человека для изменения своей внутренней природы и «освобождения». Подобно ... достижения нирваны служит «восьмеричный путь», или постепенная трансформация психологии человека. Свое название этот метод самотренировки получил от «восьми ступеней ... В истории индийской философии выделяются три периода: 1) Ведийский (1500 ...
Основные проблемы философии Ф.Ницше
... следствие неприятия буржуазно-либерального духа христианства и буржуазного рационализма. Философия Ницше как философия жизни носит антропоморфный характер, возвращая человека в природу и в тоже самое время очеловечивая ... оказываются ширмой, маскирующей корысть. Так не лучше ли сказать об этом прямо, назвать вещи своими именами и либо отказаться от этих «моральных» ценностей, либо жить ...
Лекция — 22 — Философия человека. Ч
... устои его бытия – вера, надежда, любовь, совесть. Человек, теряющий такие устои, лишается всего, ради чего стоит жить. Философия ценностей. Важнейшими элементами внутренней структуры личности являются е ... какой смысл вкладывается в это слово? Слово «Я» употребляется в трёх основных смыслах. Я как единый, целостный организм, являющийся носителем всех моих физических и ...
- В чем суть споров о русской философии?
- Назовите основные проблемы, волновавшие отечественных мыслителей.
- Охарактеризуйте основные направления русской философии.
- Насколько актуальны размышления русских философов об историческом пути России?
- Что общего в учениях крупнейших российских философов рубежа XIX-XX веков, и чем они отличаются?
- Объясните подробнее теорию одного из русских философов рубежа XIX-XX вв. (на выбор).
Тема 8. Учение о бытии
- Основные онтологические понятия: бытие, субстанция, материя [1, 2].
- Онтология и космология. Проблема происхождения мира. Структура мира: птолемеевская, коперниканская и современная модели [1, 3, 6].
- Картины мира: философская: философская, научная, религиозная [4, 6].
- Философское учение о развитии.
- Детерминизм [5].
Литература
- Дубровский В. Н. Концепции пространства-времени: Физ. и филос. аспекты / Дубровский В. Н. — М., 1991. — 168c.
- Карпинская Р. С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. — М., 1995. — 350c.
- Любищев А. А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры / А. А. Любищев. — М., 1997. — 407c.
- Мистика. Религия. Наука: Антология. — М., 1998. — 432c.
- Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. — М., 2002. — 288c.
- Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум / И. С. Шкловский. — М., 1976. — 368c.
Контрольные вопросы
1. Каковы изменения во взглядах на категорию «бытие» в истории философии?
2. Можно ли утверждать, что бытие и материя – это одно и тоже?
3. Каково значение для философии космологических моделей?
- Каково значение философии для развития космологических представлений?
5. Назовите основные отличия философской, научной, религиозной картины мира.
1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...
... способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по средствам регистрации поведения человека) и эксперимент (вмешательство в организацию ... очередь психология обогащает Философию и т.д. Психология связана с общественными науками: историческая психология, математика, математическая статистика, технические науки, педагогика, биология, физика, ...
6. Назовите отличия диалектического понимания развития от метафизического.
7. Укажите основные законы и категории диалектики.
8. Чем детерминизм отличается от индетерминизма?
- Совпадают ли понятия «детерминизм», «причинность», «закон»?
- Чем динамические законы отличаются от статистических (вероятностных)?
Тема 9. Проблема человека
1. Человек как объект философских размышлений [1, гл.1, п.1, 2; 2, гл.4; 3; 5; 6; 10, гл. «Философская вера», п.3].
2. Антропосоциогенез [2, гл.1-3; 4, раздел 3, гл.16, 17, 20; 10].
3. Биологическое и социальное, физическое и духовное, индивидуальное и общественное в человеке.
4. Проблема жизни и смерти, смысла жизни человека [2, гл.6; 4, гл.19; 7].
Литература
- Барулин В. С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии: [Учеб. пособие]. — М., 1994. — 253с.
- Волков Ю. Г. Интегральная природа человека: Естественнонаучный и гуманитарный аспекты: Учеб. пособие / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. — Ростов н/Д, 1994. — 280с.
- Гуревич П.С. Философское постижение человека / П. С. Гуревич, И. Г. Фролов // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. — М., 1995. — с.3-19.
- Очерки социальной философии: Учеб. пособие. — М., 1994. — 208c.
- Познание человека // Человек: Философско-энциклопедический словарь. — М., 2000.
- Сервера Эспиноза А. Что есть человек? Философская антропология) // Это человек: Антология. — М., 1995. — С.75-101.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. — М., 1990. — 367с.
- Человек в системе наук: Сборник / Отв. ред. И. Т. Фролов; Сост. Е. В. Филиппова. — М., 1989. — 504с.
- Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. – М., 1986.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. — 528с.
Контрольные вопросы
- В чем различие понятий «сущность» и «существование человека»?
- В чем суть проблемы человека?
- В чем особенность природы человека?
- Как понимали сущность человека в истории философии?
- Назовите гипотезы о происхождении человека.
- Охарактеризуйте основные факторы антропосоциогенеза.
- В чем состоят экзистенциальные противоречия бытия человека?
- Каковы наиболее острые проблемы существования человека в условиях современной цивилизации?
- Почему возникает вопрос о смысле жизни?
- В чем различие целей и смысла жизни? Реализуемы ли они?
Тема 10. Проблема сознания
- Проблема происхождения сознания [4].
- Общественно-историческая сущность сознания [4; 6; 8; 9].
- Сознание и самосознание. Сознание и язык. Мышление и речь [3, гл.5; 5; 7, ст. «Проблема сознания и философское призвание», «Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть»; 9; 10, введение, гл.1, 2; 11].
- Современные программы исследования сознания [7, ст. «Проблема сознания и философское призвание», «Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть»; 9; 10, введение, гл.1,2; 12].
Литература
- Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии и поведения // Л. С. Выготский. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. — М., 1982.
- Выготский Л. С. Предисловие к русскому изданию книги В. Келера // Л. С. Выготский. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. — М., 1982.
- Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. — М., 1991.
- Ильенков Э.В. Откуда берется ум? // Э В. Ильенков. Философия и культура. — М., 1991.
- Лурия А. Р. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. — СПб., 2004. – Раздел II. Ч. 2.
- Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории: (Проблема палеопсихологии).
7 стр., 3257 слов
ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ Т10
... показателей развития любой науки является степень ее дифференциации. Каждая наука - это разветвленная система (семейство) отраслей. От философии, как всеобщей науки о природе, обществе и сознании людей, в свое ... – М., 1995. 3 Психология и педагогика: учебное пособие / К.А. Абульханова. – М.: «Совершенство», 1996. 4 Психология и педагогика: учебное пособие / отв. ред. В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М. ...
— М., 1974. — 487с.
- Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию: Сб. / М. К. Мамардашвили. — М., 1992. — 414c.
- Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч / Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. — М., 1991. — Ч.1. — Раздел 4. – Д. Дидро. Разговор Даламбера и Дидро; С. Трубецкой. О природе человеческого сознания.
- Мозг и разум. — М., 1994. — 176с.
- Райл Г. Понятие сознания. — М., 1999. — 408с.
- Рассел Б. Что такое душа? // Б. Рассел. Искусство мыслить. — М., 1999. — 240с.
- Патнэм Х. Философия сознания. — М., 1999. — 240с.
Контрольные вопросы
- Определите основные значения понятия «сознание».
- Какие гипотезы происхождения сознания Вы знаете?
- Соотнесите понятия «сознание» и «разум».
- Приведите научные свидетельства, указывающие на факт появления на Земле сознательного существа.
- Как связаны речь и сознание?
- Как связаны сознание и мозг?
- Чем различаются знание и сознание?
Тема 11. Учение о познании
- Знание и его виды. Проблема познаваемости мира [1, 5, 8].
- Проблема истины [1].
- Рациональное и иррациональное в познании [2, 3, 6, 7].
Литература
- Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и граница. — Киев; М., 2001. — 560с.
- Рассел Б. Суеверна ли наука? Бесполезное» знание // Б. Рассел. Искусство мыслить. — М., 1999.
- Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977. — 300с.
- Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М., 2001. — 256с.
- Касавин И.Т. Постигая многообразие разума // Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания: [Сб.]. — М., 1990.
- Касавин И. Т. Рациональность в познании и практике: Критический очерк / И. Т. Касавин, З. А. Сокулер; Отв. ред. В. А. Лекторский. — М., 1989. — 191с.
- Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления / Под ред. И. Т. Касавина, В. Н. Поруса. — СПб., 1999. — 402с.
- Коллингвуд Р. Дж. Идея истории; Автобиография. — М., 1980. – 482 с. — Ч.V.
Контрольные вопросы
Общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология ...
... 2.Прочтите предлагаемый список терминов и понятий: общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия. К какой теме, изученной в первой четверти ... которые не имеют никакого понятия ни о теории, ни о технике искусства. Так неужели одна философия составляет исключение и существует только для тех, кто сам ею ...
- Назовите основные виды знания.
- Познаваем ли мир?
- Что такое «субъект и объект познания»?
- Назовите формы чувственного и рационального познания.
- Что такое истина?
- Назовите основные концепции истины в истории философии и современной философии.
- Назовите критерии истины.
- Назовите рациональные моменты познания.
- Назовите иррациональные моменты познания.
Тема 12. Общество
- Общество как саморазвивающаяся система. Эволюция философского понимания общественной жизни [3].
- Модели развития общества [3, 4, 6].
- Концепции информационного общества [1, 2, 7].
Литература
- Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века: Учеб. пособие. — М., 1994. — 332с. — Гл.2,9.
- Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире / Под ред. А. И. Антипова. — М., 1998. — 640с.
- Левеш И.Я. К. Маркс и П. Сорокин: поиск интеграционной программы // Социально-гуманитарные знания. – 1996. — №6.
- Найдыш В.М. Проблема цивилизаций в научной мысли Нового времени // Человек. — 1999. — №2.
- Очерки социальной философии: Учеб. Пособие. — М., 1994. — 208с. — Разд.2, гл.6; Разд.2, гл.14; Разд.3, гл.1,2 .
- Семенов Ю.И. Марксова теория общественно-экономических формаций и современность. // Философия и общество. — 1998. — №3.
- Фукуяма Ф. Конец истории // Философия истории: Антология / Сост. Ю. А. Кимелев. — М., 1994. — 350с.
Контрольные вопросы
- Что такое общество как система?
- Чем общественные отношения отличаются от природных условий существования?
- Как понимали общество в истории философии?
- В чем различие между идеалистическим и материалистическим пониманием общества?
- Чем характеризуются общественно-экономические формации как типы общества?
- Что такое цивилизации? Какие существуют типы цивилизаций?
- Назовите основные отличительные признаки информационного общества.
Тема 13. Культура
- Культура как ценностно-смысловой мир человека. Функции культуры [1; 4; 5, разд. 3, гл.9; 6].
- Культура и цивилизация [5, разд.3, гл.9; 9].
- Запад, Восток, Россия: диалог культур [3; 5, разд.3, гл.2, п.3; 7; 8].
Литература
- Александрова Е.Л. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной дисциплины / Е. Л. Александрова, И. М. Быховская // Общественные науки и современность. – 1997. — №3.
- Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. — М., 1995. – 279 с.
- Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. — М., 1991. — Разд.1, гл.1.
- Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М., 1994. — 214с — С.18-26.
- Очерки социальной философии: Учеб. пособие. — М., 1994. — 208с.
- Пелипенко А. А. Культура как система / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. — М., 1998. — 376с.
- Покровская А. Н. Художественные ценности в изменяющемся мире / Под ред. В. М. Конона. — Минск, 1990. — 120с.
- Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. – 1998.- № 3.
- Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. — М., 2003. — 528с.
Контрольные вопросы
- Чем вызвано многообразие в определении культуры?
- Как формировался смысл слова «культура»?
- Чем различается материальная и духовная культура?
- В чем состоит универсализм культуры?
- Почему в культуре происходит смена ценностей? От чего зависит эта смена?
- Как соотносятся культура и цивилизация?
- Существуют ли действительные противоречия между культурой и цивилизацией?
- Какова специфика цивилизаций Запада и Востока?
- К какому типу цивилизации (западному или восточному) Вы бы отнесли Россию и почему?
Тема 14. Наука
- Особенности научного знания. Проблема рациональности [1, 4, 5].
- Структура науки: уровни, формы, методы. Метод и методология [9].
- Понятие научного закона. Проблема построения научной теории.
- Развитие науки: основные концепции [2, 7, 9].
Литература
- Касавин И. Т. Рациональность в познании и практике: Критический очерк / И. Т. Касавин, З. А. Сокулер; Отв. ред. В. А. Лекторский. — М., 1989. — 191с.
- Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977. — 300с.
- Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М., 2001. — 256с.
- Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. — М., 2001. — 360с.
- Наука: возможности и границы. — М., 2003. — 292с.
- Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология: Учеб. пособие. — М., 1998. — 280с.
- Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей запада: Хрестоматия / Сост. А. А. Печенкин; — М., 1996. — 400с. (ст. Поппера К., Лакатоса И., Куна Т.)
- Степин В. С. Философия науки и техники: Учеб. пособие / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. — М., 1996. — 400с.
- Структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки: Сб. переводов / Общ. ред. Б. С. Грязнова, В. Н. Садовского. — М., 1978. — 486с. (ст. Тулмина С., Лакатоса И., Фейерабенда П.)
- Теория познания: В 4 т. / Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. — М., 1995. — 430с.
- Философия и методология науки: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Купцова. – М., 1996. — 551с.
Контрольные вопросы
- Назовите особенности научного знания.
- Чем научная рациональность отличается от философской?
- Как в классической и современной науке соотносятся истина и ценность?
- Сколько и какие уровни науки Вы можете назвать?
- Назовите основные методы эмпирического уровня науки.
- Назовите основные методы теоретического уровня науки.
- Что такое «идеализация»? В чем значение данной процедуры для науки?
- Существуют ли универсальные научные методы?
- Назовите основные функции научной теории?
- Как происходит развитие науки?
- Каков социальный статус науки в современном обществе?
Тема 15. Философия техники
- Понятие техники: основные концепции [4, 5, 9].
- Техника и технология. Технократические и технофобические концепции развития общества [2, 4, 5, 7].
- Основные этапы развития техники. Взаимодействие человека и машины [4, 5].
- Техника и глобальные проблемы современности [1, 3, 7, 9].
- Перспективы развития человечества [1, 3].
Литература
- Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века: Учеб. пособие. — М., 1994. — 332с.
- Бердяев Н.А. Человек и машина // Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т / Н. А. Бердяев. — М., 1994.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. — М., 1990. — 495с.
- Горохов В. Г. Концепции современного естествознания и техники: Учеб. пособие. — М., 2000. — 608с.
- Кудрин Б. И. Технетика: новая парадигма философии техники (третья научная картина мира).
– Томск, 1998. — 40с.
- Митчем К. Что такое философия техники? — М., 1995. — 149с.
- Ракитов А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. — М., 1998. — 104с.
- Розин В. М. Философия техники. От египетских пирамид до виртуальных реальностей. — М., 2001. — 456с.
- Степин В. С. Философия науки и техники: Учеб. пособие / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. — М., 1996. — 400с
Контрольные вопросы
- Что такое техника?
- Может ли техника существовать без человека?
- Чем отличается технология от техники?
- Назовите положительные и негативные следствия развития техники.
- Когда и почему появилась профессия инженера?
- Как мир машин влияет человеческие ценности?
- Можно ли возложить основную вину в возникновении глобальных проблем человечества на технику?
- Как Вы видите будущее человечества?
17