Тема 1. Предмет философии 4

  1. Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия и философия.
  2. Предмет и структура философии [4].
  3. Философия в системе культуры. Философия и наука [1, 3].
  4. Функции философии [1].

Литература

  1. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию: Сб. / М. К. Мамардашвили. — М., 1992. — 414c.
  2. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч / Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. — М., 1991. – Ч. I, разд. I. — С.10-129, 166-175.
  3. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Истрико-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. — М., 1991. — 464c. — Раздел I.
  4. Хейзинга Й. Homo Ludens в тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. — М., 1992. — 464c. — Гл.VI.

Контрольные вопросы

  1. Что такое мировоззрение, какова его структура?
  2. Каковы основные варианты ответов на мировоззренческие вопросы в мифе, религии, философии?
  3. Какие проблемы являются философскими?
  4. Можно ли свести многообразие определений философии к одной дефиниции?
  5. Обоснуйте, почему существует многообразие способов философствования.
  6. Назовите обязательные признаки философского мировоззрения.
  7. Каково соотношение философии с наукой, искусством и религией?
  8. В чем состоит гуманистическая сущность философии?
  9. Назовите основные функции философии. В чем их суть?

Тема 2. Античная философия

  1. Становление философии древней Греции: от мифа к логосу [5, 6].
  2. Космоцентрический тип античной философии [5].
  3. Натурфилософские школы Древней Греции: проблемы первоначала [5].
  4. Софисты и Сократ: проблема человека и диалектический метод [5].
  5. Система Платона: онтология, теория познания, учение о душе и государстве [5].
  6. Система Аристотеля: метафизика, логика, физика, этика.
  7. Философские школы эллинизма и Древнего Рима: основные проблемы [5].

Литература

  1. Асмус В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. — М., 2001. — 400c.
  2. . Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков: Учеб. пособие / В. Т. Звиревич. — М.; Екатеринбург, 2002. — 348c.
  3. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. — М., 1989. — 205c.
  4. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Истрико-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. — М., 1991. — 464c. – Раздел 1,2.
  5. Семушкин А. В. У истоков европейской рациональности: Начало древнегреческой философии: Учеб. пособие / А. В. Семушкин. — М., 1996. — 192c.
  6. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии / С. Н. Трубецкой. — М., 1997. — 576c.
  7. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира: Учеб. / А. Н. Чанышев. — М., 2001. — 703c.
  8. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебник / А. Н. Чанышев. — М., 1991. — 512c.

Контрольные вопросы

  1. Какие особенности древнегреческой мифологии повлияли на становление философии?
  2. Почему понятие «космос» было центральным для всех философских школ древней Греции, несмотря на их различия по проблематике? Назовите основные этапы развития древнегреческой философии.
  3. Почему первой формой древнегреческой философии стала натурфилософия?
  4. Когда и почему древнегреческая философия из натурфилософии становится онтологией?
  5. В чем суть изменения предмета и метода философии в учении Сократа?
  6. Философскую систему Платона характеризуют как идеалистическую. Почему? Верно ли это?
  7. Насколько справедлива характеристика социально-политических взглядов Платона как «тоталитарной утопии»?
  8. Как Вы понимаете аристотелевское высказывание «Платон мне друг, но истина – дороже»?
  9. Почему Аристотеля называют «отцом» формальной логики и учения о природе?
  10. Можно ли сказать, что социально-политические взгляды Аристотеля ближе к реальности, чем у Платона? Если да, то почему?
  11. Почему философские системы Платона и Аристотеля получили название классических?
  12. Почему в эпоху эллинизма и Древнего Рима философия занимается решением преимущественно этических проблем?
  13. Назовите сходство и различие во взглядах философских школ эллинистического периода? Взгляды какой философской школы этой эпохи предпочтительнее для Вас?
  14. Каков вклад древнегреческой философии в мировую философскую мысль?

Тема 3. Средневековая философия

  1. Теоцентрический тип средневековой философии [3].
  2. Патристика. Философия Августина.
  3. Схоластика. Проблемы веры и разума [3].

Литература

13 стр., 6465 слов

Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или ...

... в средневековых рукописях. Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или раннегреческая натурфилософия 1 этапа Древнегреческой философии).   Становление собственно греческой философии происходит в 7 в. до ... (3-6 в. н.э.). Многие из направлений возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего они детерминированы изменением общественной ситуации в ...

  1. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков: Учеб. пособие / В. Т. Звиревич. — М.; Екатеринбург, 2002. — 348c.
  2. Коплстон Ф. История философии. Средние века. — М., 2003. — 492с.
  3. Мудрагей Н. С. Очерки истории западноевропейского иррационализма. — М., 2002. — 112с. — Гл. 2, п. 2.
  4. Соколов В. В. Средневековая философия: Учеб. пособие. — М., 2001. — 352с.
  5. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебник / А. Н. Чанышев. — М., 1991. — 512c.

Контрольные вопросы

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... зависимости от направления подготовки, получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения ...

  1. Каковы основные принципы и особенности средневековой философии?
  2. Какие религиозные идеи легли в основу средневековой антропологии и этики?
  3. Действительно ли в средние века философия была служанкой богословия?
  4. Что такое патристика? Каков круг решаемых ею проблем?
  5. В чем трудность проблемы предопределения и свободы воли? Насколько удачно она решается А. Августином?
  6. Что такое схоластика? Каков круг решаемых ею проблем?
  7. Какую роль в схоластике играет метод Аристотеля?
  8. В чем суть спора об «универсалиях» между «реалистами» и «номиналистами»? Каково значение данного спора для дальнейшего развития европейской философии и науки?
  9. В чем суть концепции «двух истин»?

Тема 4. Философия Возрождения и Нового времени

  1. Гуманизм, антропоцентризм и пантеизм в философии Возрождения [1; 4, раздел I].
  2. Основные черты философствования в Новое время: гносеологизм и механицизм [4, раздел II].
  3. Концепции эмпиризма в философии Нового времени [4, раздел II, п.1 и 10; 5; 6].
  4. Концепции рационализма в философии Нового времени [5; 4, раздел II, п.2, 7, 9; 5; 6].
  5. Проблема человека и общества [2; 4, раздел II, п.4, 6, 7, 10; 5].

Литература

  1. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие. — М., 1980. — 368с.
  2. Кузнецов В. Н. Западноевропейская философия XVIII века: Учеб. пособие / В. Н. Кузнецов, Б. В. Мееровский, А. Ф. Грязнов. — М., 1986. — 400с.
  3. Мамардашвили М. Картезианские размышления (январь 1981 года) / М. Мамардашвили. — М., 1993. — 351c.
  4. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. — М., 1996. — 400с.
  5. Хесле В. Гении философии нового времени. — М., 1992. — 224с.
  6. Шашкевич П. Эмпиризм и рационализм в философии Нового Времени. — М., 1976.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные идеи и особенности философии Ренессанса?
  2. Каков идеал человека в эпоху Возрождения?
  3. Почему философию Нового времени можно назвать гносеологической?
  4. Каково влияние принципов классической механики Ньютона на стиль философствования Нового времени?
  5. Каковы общие черты философии Ф. Бэкона и Р. Декарта?
  6. В чем выразилось новаторство Ф. Бэкона?
  7. Назовите основные идеи философского учения Р. Декарта?
  8. Правы ли сторонники эмпирицизма, объявляя опыт источником истинного знания?
  9. Правы ли рационалисты, объявляя разум источником истинного знания?
  10. В чем суть «теории общественного договора» и «естественного права»?
  11. Проследите взаимосвязь взглядов просветителей на человека и общества с воззрениями на природу.

Тема 5. Немецкая классическая философия и марксизм

  1. Особенности немецкой классической философии [9, 10].
  2. Теория познания И. Канта и его этическое учение. Категорический императив [9, 10, 11].
  3. Философия тождества бытия и мышления Гегеля. Метод диалектики. Законы диалектики [2, 9, 10].
  4. Философия марксизма [1, 7].

Литература

  1. Арон Р. Мнимый марксизм. — М., 1993. — 384с.
  2. Быкова М. Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля / М. Ф. Быкова, А. В. Кричевский. — М., 1993. — 269с.
  3. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. — СПб., 1999. — 349с.
  4. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. — М., 1999. — 1072с.
  5. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 3, ч. 3: Энциклопедия философских наук. Философия духа. — М., 1956. — 371с.
  6. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 8: Философия истории. — М.; Л., 1935. — 470с.
  7. Горский Д. П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. — М., 1994. — 175с.
  8. Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — 592с.
  9. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века: Учеб. пособие. — М., 1989. — 480с.
  10. Хесле В. Гении философии нового времени. — М., 1992. — 224с.
  11. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Истрико-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. — М., 1991. — 464c.
  12. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. — М., 1995. — 528с.

Контрольные вопросы

  1. Почему немецкая классическая философия называется классической?
  2. Как проявляется диалектика в работах представителей немецкой классической философии?
  3. В чем суть критического подхода И. Канта?
  4. Почему философию И.Канта называют «коперниканским переворотом в философии»?
  5. Насколько актуален кантовский категорический императив?
  6. В чем смысл принципа тождества бытия и мышления в философии Гегеля?
  7. В чем значение философской системы и метода Гегеля?
  8. Что Маркс берет из философии Гегеля и от чего отказывается?
  9. В чем состоит новизна понимания человека и общества в философии марксизма?

Тема 6. Современная западная философия

  1. Основные черты современной философии.
  2. Рационализм: эволюция принципа.
  3. Развитие иррационализма в западной философии XIX-XX вв. [4].
  4. Проблема человека.

Литература

  1. Гуревич П. С. Философская антропология: Учеб. пособ. — М., 1997. — 443с.
  2. Зотов А. Ф. Западная философия XX века: Учеб. пособие / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. — М., 1998. — 432с.
  3. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход: Для высш. шк. — СПб., 1997. — 478с.
  4. Мудрагей Н. С. Очерки истории западноевропейского иррационализма. — М., 2002. — 112с.
  5. Современная западная философия: Словарь / Сост. и отв. ред. В. С. Малахов, В. П. Филатов. — М., 1998. — 544с.
  6. Философия XX века: Учеб. Пособие. — М., 1997. — 288с
  7. Философы двадцатого века / Ред. А. М. Руткевич, И. С. Вдовина. — М., 1999. — 263с.
  8. Чуешов,В. И. Введение в современную философию: Учеб. пособие. — Минск, 1997. — 128с.

Контрольные вопросы

  1. Чем обусловлены изменения в философии второй половины XIX-XXвв.?
  2. Назовите актуальные проблемы для современной западной философии.
  3. Дайте характеристику этапов развития и основных идей позитивизма.
  4. Каковы главные отличия рационализма и иррационализма как философских подходов в современной западной философии?
  5. Назовите основных представителей иррационалистической философии XIX-XXвв.
  6. Какому из иррационалистических учений современной западной философии Вы бы отдали свое предпочтение и почему?
  7. Почему возникла потребность в новом осмыслении проблемы человека?
  8. Каковы главные достижения философской антропологии в ХХ в.?

Тема 7. Русская философия

  1. Особенности русского типа философствования.
  2. Характеристика основных направлений русской философии [6].
  3. Философские учения выдающихся философов рубежа XIX-XX вв. [6, 8, 9].

Литература

  1. Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — М., 2002. — 1152с.
  2. Громов М. Н. Русская философская мысль X — XVII веков / М. Н. Громов, Н. С. Козлов. — М., 1990. — 288с.
  3. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии: Учеб. пособие. — СПб., 1999. — 312с.
  4. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. — Ростов н/Д, 1999. — 544с.
  5. Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991. — 479с.
  6. О России и русской философской культуре: Философы послеоктябрьского зарубежья. — М.: Наука, 1990. — 528с.
  7. Русская философия: Малый энциклопед. слов. — М., 1995. — 624с.
  8. Русские философы. Конец XIX — середина XX века: Биографические очерки. Библиография. Тексты сочинений: Антология. — М., 1993. – Вып. 1, 2, 3.
  9. Философия не кончается…: Из истории отечественной философии. XX век: В 2 кн. — М., 1999. — Кн. 1: 1920-50-е годы. — Кн. 2: 1960-80-е годы.

Контрольные вопросы

10 стр., 4820 слов

Восточная философия особенности и основные направления

... традиции. Они первыми выдвинули идею свободной воли, неограниченных возможностей человека для изменения своей внутренней природы и «освобождения». Подобно ... достижения нирваны служит «восьмеричный путь», или постепенная трансформация психологии человека. Свое название этот метод самотренировки получил от «восьми ступеней ... В истории индийской философии выделяются три периода: 1) Ведийский (1500 ...

24 стр., 11544 слов

Основные проблемы философии Ф.Ницше

... следствие неприятия буржуазно-либерального духа христианства и буржуазного рационализма. Философия Ницше как философия жизни носит антропоморфный характер, возвращая человека в природу и в тоже самое время очеловечивая ... оказываются ширмой, маскирующей корысть. Так не лучше ли сказать об этом прямо, назвать вещи своими именами и либо отказаться от этих «моральных» ценностей, либо жить ...

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

... устои его бытия – вера, надежда, любовь, совесть. Человек, теряющий такие устои, лишается всего, ради чего стоит жить. Философия ценностей. Важнейшими элементами внутренней структуры личности являются е ... какой смысл вкладывается в это слово? Слово «Я» употребляется в трёх основных смыслах. Я как единый, целостный организм, являющийся носителем всех моих физических и ...

  1. В чем суть споров о русской философии?
  2. Назовите основные проблемы, волновавшие отечественных мыслителей.
  3. Охарактеризуйте основные направления русской философии.
  4. Насколько актуальны размышления русских философов об историческом пути России?
  5. Что общего в учениях крупнейших российских философов рубежа XIX-XX веков, и чем они отличаются?
  6. Объясните подробнее теорию одного из русских философов рубежа XIX-XX вв. (на выбор).

Тема 8. Учение о бытии

  1. Основные онтологические понятия: бытие, субстанция, материя [1, 2].
  2. Онтология и космология. Проблема происхождения мира. Структура мира: птолемеевская, коперниканская и современная модели [1, 3, 6].
  3. Картины мира: философская: философская, научная, религиозная [4, 6].
  4. Философское учение о развитии.
  5. Детерминизм [5].

Литература

  1. Дубровский В. Н. Концепции пространства-времени: Физ. и филос. аспекты / Дубровский В. Н. — М., 1991. — 168c.
  2. Карпинская Р. С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. — М., 1995. — 350c.
  3. Любищев А. А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры / А. А. Любищев. — М., 1997. — 407c.
  4. Мистика. Религия. Наука: Антология. — М., 1998. — 432c.
  5. Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. — М., 2002. — 288c.
  6. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум / И. С. Шкловский. — М., 1976. — 368c.

Контрольные вопросы

1. Каковы изменения во взглядах на категорию «бытие» в истории философии?

2. Можно ли утверждать, что бытие и материя – это одно и тоже?

3. Каково значение для философии космологических моделей?

  1. Каково значение философии для развития космологических представлений?

5. Назовите основные отличия философской, научной, религиозной картины мира.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по средствам регистрации поведения человека) и эксперимент (вмешательство в организацию ... очередь психология обогащает Философию и т.д. Психология связана с общественными науками: историческая психология, математика, математическая статистика, технические науки, педагогика, биология, физика, ...

6. Назовите отличия диалектического понимания развития от метафизического.

7. Укажите основные законы и категории диалектики.

8. Чем детерминизм отличается от индетерминизма?

  1. Совпадают ли понятия «детерминизм», «причинность», «закон»?
  2. Чем динамические законы отличаются от статистических (вероятностных)?

Тема 9. Проблема человека

1. Человек как объект философских размышлений [1, гл.1, п.1, 2; 2, гл.4; 3; 5; 6; 10, гл. «Философская вера», п.3].

2. Антропосоциогенез [2, гл.1-3; 4, раздел 3, гл.16, 17, 20; 10].

3. Биологическое и социальное, физическое и духовное, индивидуальное и общественное в человеке.

4. Проблема жизни и смерти, смысла жизни человека [2, гл.6; 4, гл.19; 7].

Литература

  1. Барулин В. С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии: [Учеб. пособие]. — М., 1994. — 253с.
  2. Волков Ю. Г. Интегральная природа человека: Естественнонаучный и гуманитарный аспекты: Учеб. пособие / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. — Ростов н/Д, 1994. — 280с.
  3. Гуревич П.С. Философское постижение человека / П. С. Гуревич, И. Г. Фролов // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. — М., 1995. — с.3-19.
  4. Очерки социальной философии: Учеб. пособие. — М., 1994. — 208c.
  5. Познание человека // Человек: Философско-энциклопедический словарь. — М., 2000.
  6. Сервера Эспиноза А. Что есть человек? Философская антропология) // Это человек: Антология. — М., 1995. — С.75-101.
  7. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. — М., 1990. — 367с.
  8. Человек в системе наук: Сборник / Отв. ред. И. Т. Фролов; Сост. Е. В. Филиппова. — М., 1989. — 504с.
  9. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. – М., 1986.
  10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. — 528с.

Контрольные вопросы

  1. В чем различие понятий «сущность» и «существование человека»?
  2. В чем суть проблемы человека?
  3. В чем особенность природы человека?
  4. Как понимали сущность человека в истории философии?
  5. Назовите гипотезы о происхождении человека.
  6. Охарактеризуйте основные факторы антропосоциогенеза.
  7. В чем состоят экзистенциальные противоречия бытия человека?
  8. Каковы наиболее острые проблемы существования человека в условиях современной цивилизации?
  9. Почему возникает вопрос о смысле жизни?
  10. В чем различие целей и смысла жизни? Реализуемы ли они?

Тема 10. Проблема сознания

  1. Проблема происхождения сознания [4].
  2. Общественно-историческая сущность сознания [4; 6; 8; 9].
  3. Сознание и самосознание. Сознание и язык. Мышление и речь [3, гл.5; 5; 7, ст. «Проблема сознания и философское призвание», «Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть»; 9; 10, введение, гл.1, 2; 11].
  4. Современные программы исследования сознания [7, ст. «Проблема сознания и философское призвание», «Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть»; 9; 10, введение, гл.1,2; 12].

Литература

  1. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии и поведения // Л. С. Выготский. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. — М., 1982.
  2. Выготский Л. С. Предисловие к русскому изданию книги В. Келера // Л. С. Выготский. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. — М., 1982.
  3. Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. — М., 1991.
  4. Ильенков Э.В. Откуда берется ум? // Э В. Ильенков. Философия и культура. — М., 1991.
  5. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. — СПб., 2004. – Раздел II. Ч. 2.
  6. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории: (Проблема палеопсихологии).

    7 стр., 3257 слов

    ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ Т10

    ... показателей развития любой науки является степень ее дифференциации. Каждая наука - это разветвленная система (семейство) отраслей. От философии, как всеобщей науки о природе, обществе и сознании людей, в свое ... – М., 1995. 3 Психология и педагогика: учебное пособие / К.А. Абульханова. – М.: «Совершенство», 1996. 4 Психология и педагогика: учебное пособие / отв. ред. В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М. ...

    — М., 1974. — 487с.

  7. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию: Сб. / М. К. Мамардашвили. — М., 1992. — 414c.
  8. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч / Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. — М., 1991. — Ч.1. — Раздел 4. – Д. Дидро. Разговор Даламбера и Дидро; С. Трубецкой. О природе человеческого сознания.
  9. Мозг и разум. — М., 1994. — 176с.
  10. Райл Г. Понятие сознания. — М., 1999. — 408с.
  11. Рассел Б. Что такое душа? // Б. Рассел. Искусство мыслить. — М., 1999. — 240с.
  12. Патнэм Х. Философия сознания. — М., 1999. — 240с.

Контрольные вопросы

  1. Определите основные значения понятия «сознание».
  2. Какие гипотезы происхождения сознания Вы знаете?
  3. Соотнесите понятия «сознание» и «разум».
  4. Приведите научные свидетельства, указывающие на факт появления на Земле сознательного существа.
  5. Как связаны речь и сознание?
  6. Как связаны сознание и мозг?
  7. Чем различаются знание и сознание?

Тема 11. Учение о познании

  1. Знание и его виды. Проблема познаваемости мира [1, 5, 8].
  2. Проблема истины [1].
  3. Рациональное и иррациональное в познании [2, 3, 6, 7].

Литература

  1. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и граница. — Киев; М., 2001. — 560с.
  2. Рассел Б. Суеверна ли наука? Бесполезное» знание // Б. Рассел. Искусство мыслить. — М., 1999.
  3. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977. — 300с.
  4. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М., 2001. — 256с.
  5. Касавин И.Т. Постигая многообразие разума // Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания: [Сб.]. — М., 1990.
  6. Касавин И. Т. Рациональность в познании и практике: Критический очерк / И. Т. Касавин, З. А. Сокулер; Отв. ред. В. А. Лекторский. — М., 1989. — 191с.
  7. Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления / Под ред. И. Т. Касавина, В. Н. Поруса. — СПб., 1999. — 402с.
  8. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории; Автобиография. — М., 1980. – 482 с. — Ч.V.

Контрольные вопросы

3 стр., 1283 слов

Общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология ...

... 2.Прочтите предлагаемый список терминов и понятий: общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия. К какой теме, изученной в первой четверти ... которые не имеют никакого понятия ни о теории, ни о технике искусства. Так неужели одна философия составляет исключение и существует только для тех, кто сам ею ...

  1. Назовите основные виды знания.
  2. Познаваем ли мир?
  3. Что такое «субъект и объект познания»?
  4. Назовите формы чувственного и рационального познания.
  5. Что такое истина?
  6. Назовите основные концепции истины в истории философии и современной философии.
  7. Назовите критерии истины.
  8. Назовите рациональные моменты познания.
  9. Назовите иррациональные моменты познания.

Тема 12. Общество

  1. Общество как саморазвивающаяся система. Эволюция философского понимания общественной жизни [3].
  2. Модели развития общества [3, 4, 6].
  3. Концепции информационного общества [1, 2, 7].

Литература

  1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века: Учеб. пособие. — М., 1994. — 332с. — Гл.2,9.
  2. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире / Под ред. А. И. Антипова. — М., 1998. — 640с.
  3. Левеш И.Я. К. Маркс и П. Сорокин: поиск интеграционной программы // Социально-гуманитарные знания. – 1996. — №6.
  4. Найдыш В.М. Проблема цивилизаций в научной мысли Нового времени // Человек. — 1999. — №2.
  5. Очерки социальной философии: Учеб. Пособие. — М., 1994. — 208с. — Разд.2, гл.6; Разд.2, гл.14; Разд.3, гл.1,2 .
  6. Семенов Ю.И. Марксова теория общественно-экономических формаций и современность. // Философия и общество. — 1998. — №3.
  7. Фукуяма Ф. Конец истории // Философия истории: Антология / Сост. Ю. А. Кимелев. — М., 1994. — 350с.

Контрольные вопросы

  1. Что такое общество как система?
  2. Чем общественные отношения отличаются от природных условий существования?
  3. Как понимали общество в истории философии?
  4. В чем различие между идеалистическим и материалистическим пониманием общества?
  5. Чем характеризуются общественно-экономические формации как типы общества?
  6. Что такое цивилизации? Какие существуют типы цивилизаций?
  7. Назовите основные отличительные признаки информационного общества.

Тема 13. Культура

  1. Культура как ценностно-смысловой мир человека. Функции культуры [1; 4; 5, разд. 3, гл.9; 6].
  2. Культура и цивилизация [5, разд.3, гл.9; 9].
  3. Запад, Восток, Россия: диалог культур [3; 5, разд.3, гл.2, п.3; 7; 8].

Литература

  1. Александрова Е.Л. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной дисциплины / Е. Л. Александрова, И. М. Быховская // Общественные науки и современность. – 1997. — №3.
  2. Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. — М., 1995. – 279 с.
  3. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. — М., 1991. — Разд.1, гл.1.
  4. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М., 1994. — 214с — С.18-26.
  5. Очерки социальной философии: Учеб. пособие. — М., 1994. — 208с.
  6. Пелипенко А. А. Культура как система / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. — М., 1998. — 376с.
  7. Покровская А. Н. Художественные ценности в изменяющемся мире / Под ред. В. М. Конона. — Минск, 1990. — 120с.
  8. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. – 1998.- № 3.
  9. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. — М., 2003. — 528с.

Контрольные вопросы

  1. Чем вызвано многообразие в определении культуры?
  2. Как формировался смысл слова «культура»?
  3. Чем различается материальная и духовная культура?
  4. В чем состоит универсализм культуры?
  5. Почему в культуре происходит смена ценностей? От чего зависит эта смена?
  6. Как соотносятся культура и цивилизация?
  7. Существуют ли действительные противоречия между культурой и цивилизацией?
  8. Какова специфика цивилизаций Запада и Востока?
  9. К какому типу цивилизации (западному или восточному) Вы бы отнесли Россию и почему?

Тема 14. Наука

  1. Особенности научного знания. Проблема рациональности [1, 4, 5].
  2. Структура науки: уровни, формы, методы. Метод и методология [9].
  3. Понятие научного закона. Проблема построения научной теории.
  4. Развитие науки: основные концепции [2, 7, 9].

Литература

  1. Касавин И. Т. Рациональность в познании и практике: Критический очерк / И. Т. Касавин, З. А. Сокулер; Отв. ред. В. А. Лекторский. — М., 1989. — 191с.
  2. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977. — 300с.
  3. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М., 2001. — 256с.
  4. Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. — М., 2001. — 360с.
  5. Наука: возможности и границы. — М., 2003. — 292с.
  6. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология: Учеб. пособие. — М., 1998. — 280с.
  7. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей запада: Хрестоматия / Сост. А. А. Печенкин; — М., 1996. — 400с. (ст. Поппера К., Лакатоса И., Куна Т.)
  8. Степин В. С. Философия науки и техники: Учеб. пособие / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. — М., 1996. — 400с.
  9. Структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки: Сб. переводов / Общ. ред. Б. С. Грязнова, В. Н. Садовского. — М., 1978. — 486с. (ст. Тулмина С., Лакатоса И., Фейерабенда П.)
  10. Теория познания: В 4 т. / Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. — М., 1995. — 430с.
  11. Философия и методология науки: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Купцова. – М., 1996. — 551с.

Контрольные вопросы

  1. Назовите особенности научного знания.
  2. Чем научная рациональность отличается от философской?
  3. Как в классической и современной науке соотносятся истина и ценность?
  4. Сколько и какие уровни науки Вы можете назвать?
  5. Назовите основные методы эмпирического уровня науки.
  6. Назовите основные методы теоретического уровня науки.
  7. Что такое «идеализация»? В чем значение данной процедуры для науки?
  8. Существуют ли универсальные научные методы?
  9. Назовите основные функции научной теории?
  10. Как происходит развитие науки?
  11. Каков социальный статус науки в современном обществе?

Тема 15. Философия техники

  1. Понятие техники: основные концепции [4, 5, 9].
  2. Техника и технология. Технократические и технофобические концепции развития общества [2, 4, 5, 7].
  3. Основные этапы развития техники. Взаимодействие человека и машины [4, 5].
  4. Техника и глобальные проблемы современности [1, 3, 7, 9].
  5. Перспективы развития человечества [1, 3].

Литература

  1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века: Учеб. пособие. — М., 1994. — 332с.
  2. Бердяев Н.А. Человек и машина // Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т / Н. А. Бердяев. — М., 1994.
  3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. — М., 1990. — 495с.
  4. Горохов В. Г. Концепции современного естествознания и техники: Учеб. пособие. — М., 2000. — 608с.
  5. Кудрин Б. И. Технетика: новая парадигма философии техники (третья научная картина мира).

    – Томск, 1998. — 40с.

  6. Митчем К. Что такое философия техники? — М., 1995. — 149с.
  7. Ракитов А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. — М., 1998. — 104с.
  8. Розин В. М. Философия техники. От египетских пирамид до виртуальных реальностей. — М., 2001. — 456с.
  9. Степин В. С. Философия науки и техники: Учеб. пособие / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. — М., 1996. — 400с

Контрольные вопросы

  1. Что такое техника?
  2. Может ли техника существовать без человека?
  3. Чем отличается технология от техники?
  4. Назовите положительные и негативные следствия развития техники.
  5. Когда и почему появилась профессия инженера?
  6. Как мир машин влияет человеческие ценности?
  7. Можно ли возложить основную вину в возникновении глобальных проблем человечества на технику?
  8. Как Вы видите будущее человечества?

17