Тема 1. Понятие и сущность технологий воспитания. Классификация тех. Воспитания. Характеристика перспективных тех. Воспитания

Основные теоретические положения

Дополнительный материал, примеры, задания

Технологии воспитания: «техно» — мастерство, искусство; «логос» — наука, учение =

Технология воспитания – наука о мастерстве воспитывать. Вопросы: зачем, что, как воспитывать? + Как воспитывать результативно.

Тех. В. (Н.Е. Щуркова) систем воспитательных умений самого общего характера, комбинирование которых в практической деятельности педагога обеспечивает творческое решение конкретной воспитательной задачи.

Тех. В. (Н.Ф. Голованова) – система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей решать воспитательные задачи гарантированно, результативно и качественно.

Специфика воспитат. Тех.: не всякое явление в области воспитания технологично; тех.В. отличаются большой наукоемкостью; тех. В. не всегда гарантируют высокий уровень достижения воспитательного замысла.

Компоненты любой тех.В.: 1. Определение четкой конкретной цели, диагностичность цели. 2. Пакет теоретических оснований. 3. Описание поэтапной, пошаговой структуры деятельности педагога (алгоритм).

4. Анализ результатов В: внешних; изменения физич. психич. здоровья детей; деятельность детей; отношение ребенка к себе, самоопределение.

Классификация Тех.В: 1гр. Повседневные технологии воспит; 2гр. Ситуативные тех. в.; 3гр. Перспективные тех. в.

Характеристика основных перспективных тех.в.

Тех. воспитательных мероприятий – специально организованное событие или занятие с целью непосредственного воздействия на воспитанников. Мероприятие проводят если: у детей недостаточно опыта и знаний в данной области жизни; нужно открыть неизвестные области творчества; нужно пробудить интерес детей к самопознанию; форма мероприятия сложна для самостоятельного проведения детьми. Гл. организатор – педагог. Дети – помощники. Тех. игры – включает три компонента: создание у участников игрового состояния; организация игрового общения (реальное общение + общение воображаемых персонажей) позиция воспитателя – скрытое пед. руководство; организация игрового действия – пед. цели «вплетаются» в игровые цели. Тех. КТДдело – преобразование действительности на пользу людям. Особенности дела (4): продуктивность; общественная значимость; коллективность, творчество. Условия организации КТД: дело – самостоятельно организованное детьми событие по преобразованию действительности и самостроительству личности – дело нужно найти. Дело – проявление гражданской творческой заботы: на пользу кому? На радость кому? Дело – коллективная организация, работа микрогрупп, чередование творч. поручений. Основное правило дела: «Все творчески! Иначе зачем?»

Тема 2. Концепция философского ценностного воспитания (н.Е. Щуркова)

Основные теоретические положения

Дополнительный материал, примеры, задания

Цели современного воспитания: научить ребенка формировать свой образ достойной жизни; обеспечить ребенку позицию субъекта в процессе воспитания; формировать субъектность как социально ценное качество личности.

Субъект – способен конструировать свою жизнь в главных существенных чертах: через определение своей жизненной позиции, через свои ценностные предпочтения, через содержательное наполнение своей жизни. Трудности современной воспитательной ситуации.

Характеристики современного воспитания:

А. Философский характер воспитания: умение видеть ценности за предметами, явлениями, действием. Это одухотворяет жизнь, наполняет ее смыслом и содержанием, обеспечивает развитие субъектности, учит выбирать жизненную позицию, давать себе отчет в том, какую жизнь выбираешь, нести ответственность за свой выбор. Гл. условие: вся деятельность и общение с ребенком должны быть ориентированы на общечеловеческие ценности – Добро, Истина, Любовь, Красота и Человек.

Б. Диалогичный характер воспитания: субъектность как качество личности рождается в диалоге через обмен мнениями, взглядами, оценками. В диалоге ребенок осознает свое Я, свои предпочтения, свое отношение к миру. Условия диалогичного воспитания: постоянное научение ребенка слушать и слышать других вокруг себя; развитие способности детей предвидеть последствия своих слов и поступков (Что будет если… Если я…, то тогда…); психологическая раскрепощенность ребенка.

В.Гуманный характер воспитания: принцип «принять ребенка как данность» — взаимодействие, восприятие, общение с ребенком с позиции Человек – Человек. Это постоянная ориентация на Человека рядом. Условия гуманного воспитания:

Достаточно усвоит два запрета: 1. Отношение к другим людям – нельзя посягать на другого. 2. Отношение к себе самому – нельзя не работать над собой.

ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ МОЖНО! Широкое поле для проявления индивидуальности.

Тема 3. Ключевые операции тех. Воспитания (повседневные технологии воспитания)

Основные теоретические положения

Дополнительный материал, примеры, задания

Ключевые операции – профессиональные умения, обеспечивающие творческий характер воспитания, основа тех. воспит.

Педагогическое воздействие – взаимодействие педагога и воспитанника, единство трех ключевых операций: Я-сообщения, положительного подкрепления, безусловности нормы.

Я-сообщение – оглашение педагогом своего состояния, своего отношения к поступку, действию воспитанника. Переход от открытой оценки «сверху» — к скрытой оценке, что развивает субъектность ребенка, учит ответственности за свои поступки, сохраняет свободу выбора. РФ: Я всегда… Мне всегда… меня всегда… мне так… Невербально: поза, выражение лица, присутствие, стремительный уход.

Положительное подкрепление – публичное оглашение педагогом достоинств ребенка (реальных).

Педагогический акцент – на достоинствах обеспечивает: положительную репутацию; благоприятную психологическую атмосферу в классе; преодоление и исправление недостатков. Достоинства: внутренние, личностные качества и внешние физические достоинства. РФ: ты такой… у тебя… ты так… вы такие… у вас…

ВАЖНО: единство вербального и невербального выражения.

Безусловность нормы – раскрытие перед детьми социально и личностно значимых доводов в пользу выполнения принятых норм поведения и отношения. НО: ценность – Человек. Нормы повеления не возводят в ранг ценностей. РФ: Это важно для тебя, потому что… Это нужно тебе, потому что… Это нужно нам всем, потому что…, но это нужно и тебе, потому что…

Тема 4. Технология педагогического общения (повседневные технологии воспитания)

Основные теоретические положения

Дополнительный материал, примеры, задания

Педагогическое общение

Ф1. Раскрытие ребенка на общение – создание комфортных психологических условий общения.

Умения: 1. Выбор пластической позы: открытая поза – руки вдоль тела или слегка согнуты в локтях, отсутствие замков, ладони разворачиваются к аудитории, пластика движений плавная.

2. Подача информации с позиции «Мы» (Нам надо… Мы будем…) Важно преодолеть 3 барьера общения: физический (около 60 см – личное пространство человека); социальный – социальная роль влияет на характер и стиль общения; терминологический – речь педагога должна быть понятной детям.

3. Установление личного контакта – визуального, вербального или тактильного ( к нему тяготеют дети дошкольники и младшие школьники).

Ф2. Соучастие ребенку в общении – помощь ребенку в преодолении трудностей общения.

Умения: 1. Демонстрация расположенности к ребенку – пластико-мимическое выражение симпатии ребенку. Эффект «отзеркаливания».

2. проявление интереса к ребенку – умение слушать и слышать, задавать вопросы в свободном общении. Слышать ребенка – за словами, почувствовать боль, переживания, понять причины радости иди отчаяния.

3. оказание помощи ребенку, участие в его судьбе. НО, у ребенка должно быть право принять помощь или отказаться от нее. Формы предложения помощи: позволь помогу? Тебе нужна помощь? – должны оставлять свободу выбора.

Ф3. Возвышение ребенка в общении – отличает педагогическое общение от бытового – стимулирование ценностных новообразований ребенка, формирование потребности и привычки становиться лучше.

Умения: 1. Принятие ребенка как данности.

2. Обращение к ребенку за помощью: создает ему положительную репутацию; повышает веру в себя; повышает его самооценку. РФ: Помоги мне… Не мог бы ты мне помочь…

3. Поддержание оптимизма – вера в будущее возвышает ребенка над проблемами, он верит, что сможет их преодолеть.

Тема 5. Технология педагогической оценки (повседневные технологии)

Основные теоретические положения

Дополнительный материал, примеры, задания

Оценить – установить степень, качество или уровень чего-нибудь.

Педагогическая оценка – оценка каких-либо качеств, поступков ребенка, но не самой личности.

Виды пед. оценки: открытая и скрытая.

Открытая – (традиционная) ставит ребенка в зависимость от мнения взрослых. Похвала, порицание, награда, наказание, поощрение, лишение удовольствий.

Скрытая оценка – не предписывает как надо или не надо поступать, она корректирует поведение ребенка оставляя свободу выбора, обеспечивая развитие личности.

Приемы скрытой оценки:

  1. Использовать поощрение вместо оценки – повышает самооценку ребенка, поощряем социально ценные качества.
  2. Использовать безоценочные суждения: Я-собщения (см. выше); Ты-сообщения – оглашение педагогом вероятного состояния ребенка в момент совершения поступка. РФ: Ты наверное…, Ты конечно… «Естественные последствия» — логическое продолжение события без всякой оценки.
  3. Использование отсроченной оценки – если мотивы поступка не ясны. ВАЖНО: не забыть о назначенном разговоре, иначе психологическое напряжение снижается, нет эффекта.
  4. Использовать как можно меньше запретов – достаточно ДВУХ (см. выше).
  5. Нельзя злоупотреблять наказаниями: если поступок не наносит вреда окружающим, наказания следует избегать – заменим разъяснением. Если поступок наноси вред окружающим или самому ребенку, если наблюдается открытое, осознанное нарушение норм поведения – наказывать необходимо.

Правила наказания: Главное 1. Ругай наедине, хвали при всех! 2. Нельзя дважды наказывать за один и тот же проступок. Новое наказание осуществляется в контексте новой педагогической ситуации.

Условия эффективности пед. оценки:

  1. Эмоциональная уравновешенность педагога (в гневе можем быть несправедливы).
  2. Доброжелательный, приветливый тон, как при положит., так и при отриц. оценке.
  3. Положительная оценка должна предшествовать отрицательной.
  4. Доминирование положительных оценок над отрицательными в опыте учителя.
  1. Индивидуальная направленность оценки.
  2. Ориентация оценки на конкретную ситуацию.
  3. Понимание душевного состояния ребенка.

Тема 6. Технология педагогических требований (повседневная технология)

Основные теоретические положения

Дополнительный материал, примеры, задания

Педагогические требования – способ предъявления ребенку в процессе воспитания социально культурных норм поведения и отношения.

Классификация пед. требований

Вербальные (через речь) невербальные (мимика, жесты)

Непосредственные (прямые) опосредованные (косвенные)

Открыто указывают правило поведения содержат скрытую нору, скрытое правило

Положительные и отрицательные положительные и отрицательные

Виды прямых требований: просьба, совет, рекомендация, деловое распоряжение, приказ

Виды косвенных требований: рассказ, аналогия, вопрос, удивление, намек.

Виды невербальных требований: пауза, мимика, жесты, поза (следует коллекционировать)

Правила предъявления пед. требований:

  1. Гл. Предъявление требований должно сочетаться с уважением к личности ребенка.
  2. Требование должно быть доведено до исполнения.
  3. Требования нужно подкреплять инструкцией, программой действий: показ –упражнение – приучение – привычка.
  4. Требование должно быть доступным в данный момент развития ребенка.
  5. Если ребенок сопротивляется, следует переключить его внимание на отдельные детали требования.

Условия эффективности требований:

  1. Гл. Этичность формы предъявления требования (показатель культуры самого педагога).
  2. Установление личного контакта.
  3. Тон которым произносится требование должен быть решительным, побуждающим к действию.
  4. Целесообразность, разумность требования.

Известно, что строгих учителей уважают, а к не строгим – предъявляют претензии: почему меня вовремя не научили! Дети охотнее выполняют требования сформулированные в косвенной положительной форме – не вызывают сопротивления, агрессии.

Тема 7. Технология разрешения педагогического конфликта (ситуативная технология)

Основные теоретические положения

Дополнительный материал, примеры, задания

Конфликт – всякого рода противоречие между субъектами или противоречие субъекта с самим собой.

Педагогические конфликты:

Пустые содержательные

В основе неустойчивое эмоц. состояние стороны отстаивают свои позиции

Его игнорирование другими свою точку зрения, нарушены взаимоотн.

Не требуют спец умений сложно разрешаются

Для разрешения (понимание)

Структура конфликтной ситуации:

  1. Острое конфликтное начало – кто-то нарушает нормы, ценности.
  2. Ответная реакция – от ее формы и содержания зависит исход конфликта: отношения никогда не остаются прежними!
  3. Относительно быстрое радикальное изменение отношений к лучшему или к худшему.

Этапы развития конфликта:

Разрыв или принуждение

Противоборство

Противостояние

Разногласия

Недовольство

Логика разрешения конфликта: Шаг 1. Обнаружение конфликта: Гл. условие: Чем раньше конфликт обнаружен, тем легче его разрешить! Первые признаки – недовольство.

Шаг 2. Анализ сложившейся ситуации. Шаг 3. Снятие психологического напряжения. Второе условие: пока сохраняется психологическое и эмоциональное напряжение конфликт разрешить не удастся. Приемы: просьба о прощении, шутка, отвлечение, переключение, признание права на несогласие.

Эффективные способы разрешения конфликтов: проявление нежности; компромис; суд третьего лица; юмор.

Правила бесконфликтного поведения педагога: не пытаться за каждым отрицательным поступком видеть только отрицательные мотивы; добросовестно готовиться к занятиям, не допускать непрофессионализма; использовать косвенные требования; грамотно использовать пед. оценку; хорошо организованная деятельность не дает повода для конфликтов; предусмотрительное корректное поведение самого педагога.

Тема 8. Концепция и технология воспитания счастьем (н.Е. Щуркова)

Основные теоретические положения

Дополнительный материал, примеры, задания

Феликсология воспитания — Научно педагогическое направление в теории педагогики, которое разрабатывает содержание воспитания, обеспечивающее способность ребенка быть счастливым в этой жизни на этой земле. «Феликс» — счастливый, приносящий счастье.

Счастье как педагогическое понятие – это духовная субстанция динамического процесса проживания состояния высокой удовлетворенности жизнью, выраженная в виде эмоциональной оценки прожитого жизненного периода.

Особенности счастья: Быть счастливым, не означает быть освобожденным от несчастья; Счастье не имеет предметной формы; Счастье очень подвижное состояние человека; Место обитания счастья – это душа человека; Счастье всегда субъективно.

Факторы счастья: Счастье жизни;счастье бытования; счастье общения; счастье созидания; счастье преобразования.

Критерии и показатели счастья:

Критерий оценки счастья, его мера – это Удовлетворенность жизнью.

Показатели счастья

Вербальные невербальные

Счастливый человек Поза счастья

«поет» о своем выражает гордость,

счастье уверенность и

свободу

Поэтапность постижения счастья:

Полное счастье

Я преобразую мир

Я творю

Я общаюсь

Я имею

Я живу

Характеристики счастья: Длительность; Сила; Осознанность.

Счастье – субъективное, крайне индивидуальное состояние, его характеристики индивидуальны для каждого субъекта.

Условия воспитания способности быть счастливым:

  1. Там где отсутствует субъект, там не присутствует счастье.
  2. Там где отсутствует смысл жизни – не размещается счастье.

Тема 9. Технологии обучения. Репродуктивные и продуктивные технологии обучения.

Основные теоретические положения

Дополнительный материал, примеры, задания

Техно – мастерство, искусство, логос – наука, учение. Тех. Обуч. – наука о мастерстве обучать. Как обучать результативно и качественно – гл. вопрос тех. Обучения.

Признаки результативной тех. обуч: системность – обеспечение взаимосвязи между всеми компонентами процесса обучения (целью, содержанием, методами, формами, результатом); воспроизводимость – достижение гарантированного результата при применении тех. разными педагогами; определенная модель взаимодействия – «S-O» или «S-S» взаимодействие.

Классификация тех. обуч: по новизне –

По результату обуч –

По методам обуч –

По доминирующей форме обуч –

По характеру пед. взаимод. –

По характеру позн. Деят. Уч-ся –

Репродуктивные тех. обуч: цель – понимание, логич. Усвоение содержания, запоминание, готовность воспроизвести и применять ЗУНы в типичных ситуациях. Переход от конкретных представлений к понятиям, затем – к ЗУНам. Гл. признак – усвоение «готового» знания. ПРИМЕРЫ: Традиц. Обуч; тех. погружения; тех. опорных конспектов (сигналов) Тех. погружения: усвоение готового знаний в больших объемах. Модель1: основана на учебных блоках – лекция+практ занятия+самост.работа уч-ся+ контроль (зачет/экзамен).

Уч. день включает два таких блока + перемену 40-45 мин, во второй половине дня – физ-ра, технология, изо, музыка. Модель2: три дня или вся неделя – один учебный предмет. В четверти организуются 3-4 таких погружения. 1 – изучение нового; 2 – повторение и практич. Задания; 3 – творч. Задания и зачеты. Тех. опорных сигналов – см. Лысенкова С.Н. Жизнь моя школа. – М., 1989.

Продуктивные тех. обуч: цель – понимание-интерпретация, понимание-осмысление, пути субъективного открытия знания. Гл. признак – «обучение через открытие нового знания».

Сущность заключается в создании личного опыта ученика – способность видеть проблему, затруднение; умение рассматривать предмет с разных точек зрения; умение понимать других участников учебной деят-ти. Направлены не столько на усвоение учебн. содерж., сколько на развитие познав. самост-ти уч-ся. ПРИМЕРЫ: тех. учебных мастерских, проектное обуч, личностно оринетир. обуч. Тех. учебных мастерских: учеб. занятие прод-ю 3-4часа. Учитель в мастерской не сообщает готовых знаний, а создает условия для самостоятельного решения уч-ся познавательных проблем. Структура занятия в мастерской: индукция – «наведение» на тему; конструкция – осознание нехватки знаний, построение нового знания (гипотеза, текст, модель); социализация – все предъявляется и обсуждается в классе; рефлексия – что нового узнали по теме мастерской? Что нового узнали о себе? Тех. проект. обуч – Дж. Дьюи – обуч. посредством делания. Проекты: исслед-е, творч-е, информац-е, социальные.

Тема 10. Общие основы развивающего обучения

Основные теоретические положения

Дополнительный материал, примеры, задания

РО – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности школьника и создание условий для их реализации. Л.С. Выготский: «Обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день в развитии ребенка. Только то обучение хорошее, которое идет впереди развития»

Опр. Систему и тех. обучения, позволяющую достичь больших результатов в развитии школьников при равных затратах времени и физических сил принято называть развивающей.

Сущность РО: уч. деятельность школьника протекает в сотрудничестве с учителем (а не под руководством).

Ребенок вынужден напрягать волю и ум для поиска выхода из ситуации затруднения, для поиска возможных средств и способов решения. Он не получает готовых знаний, готовых решений. Ребенок и педагог – партнеры. Их отношения – субъект-субъектные. Принципы РО: 1. Ориентация обучения на ЗБР ученика. 2. Обучение на высоком уровне трудности. 3. Обучение в быстром темпе. 4. Ведущая роль теоретических знаний. 5. Осознанность процесса учения самим школьником. 6. Возрастания самостоятельности ученика в обучении.

Характеристика РО: цель преподавания в РО – организация учебной деятельности ученика, обеспечение роста познавательной самостоятельности, развитие и реализация способностей ребенка. Основа РО – самостоятельная учебно-познавательная деятельность школьника, которая означает: осознание и принятие целей учения (далее – самостоятельную постановку целей); способность ребенка к самост. Добыванию знаний; регуляцию своих действий в соответствии с принятой целью.

4 типа самостоятельных работ (по П.И. Пидкасистому): Воспроизводящие СР – для формирования, запоминания и прочного закрепления ЗУН, опираются на память, нет подлинной самостоятельности. Реконструктивно-вариативные СР – учат конструировать или выбирать способ деятельности из известных, требуют осмысленного переноса ЗУН в типичную ситуацию, опираются на мышление, выбор – первый шаг к творчеству, создают основу для твор. Д. Эвристические СР – формирую умение искать ответ за пределами известных образцов, требую переноса ЗУН в нестандартные ситуации, поиск – продуктивная Д., развивается творч. Личность. Творческие СР – учащиеся самостоятельно приобретают принципиально новые ЗУН, закрепляют навыки самост. исследовательской Д. Специфика РО (по Г.Д. Кирилловой)

Характеристики процесса обучения

Хар-ки взаимодействия пед. и уч-ка

Цель: усвоение ЗУН на уровне самост. решения новых задач.

Содержание: уч. материал раскрывается на уровне принципов закономерностей, идей теорий, обобщенных способов деятельности.

Методы обучения: организуют преимущественно поисковую, исслед.Д.

Формы организации обучения: преобладает коллективный учебный диалог, групповые, парные, инд. формы работы; самостоятельность предоставляется ан всех этапах обучения – даже при изучении нового.

Результат: способность уч-ся к самост. решению новых задач и выполнению творческой деятельности.

Общение: ученик – активный субъект УД.

Деятельность: взаимодействие идет по возрастанию самостоятельности ученика в обуч.

Руководство деят, учащихся: общее, направляющее рук-во, характерно самост. планирование уч-ком своей УД.

Мотивация: преобладает внутренняя мотивация через саморефлексию, самоконтроль и самооценку ученика.

Показатель эффективности: рост самост-ти уч-ся при изучении нового, увеличение числа уч-ся способных выполнить творч. Задания.

Тема 11. Общие основы личностно ориентированного обучения (лоо)

Основные теоретические положения

Дополнительный материал, примеры, задания

Сущность ЛОО: В.В. Сериков – существуют более 10 подходов к ЛОО.

ЛОО подход – рассматривается как построение процесса обучения особого рода, ориентированного на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств человека.

Быть личностью – значит найти свою форму бытия, «приспособиться» к имеющимся условиям жизнедеятельности. Отношения личности и государства, личности и системы образования всегда противоречивы.

Цель: ЛОО не ставит целью формирование личности с заданными свойствами. Цель ЛОО – создание условий для полноценного проявления и развития собственно личностных функций человека. В.В. Сериков выделяет 12 личностных функций человека (см. Хрестоматию по педагогике/ сост. О.П. Морозова – Баранул,1999. – ч.2)

Система личностных функций показывает какой опыт нужно усвоить человеку в процессе образования, чтобы обеспечивалось его личностное развитие. Ведущие личностные функции: ответственности, самореализации и рефлексии.

Содержание ЛОО: Они задаются в содержании образования посредством педагогических ситуаций: ситуации решения учебных задач – формируется функция ответственности. Ситуации игровой деятельности – формируется функция самореализации. Ситуации диалога – формируется функция рефлексии.

Технология обучения: Соответствующие технологии обучения: технология задачного подхода к обучению; технология деловых и имитационных игр; технология учебного диалога. Важно: комплексное применение этих технологий.

Тема 12. Особенности личностно ориентированного урока (лоу).

Основные теоретические положения

Дополнительный материал, примеры, задания

А.В. Хуторской: В ходе ЛОУ учащиеся включаются в целеполагание, планирование, подготовку, осуществление, рефлексию процесса обучения. Логика построения ЛОУ: 1. Цели самореализации детей. 2. Формы и методы обучения, обеспечивающие продуктивную деятельность шк-ков и возможности для самореализации. 3. Отбор учебного содержания. (Отличие от традиционного подхода) Внимание педагога смещается с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить», в центре внимания – сам ученик, его учебная деятельность, а не учебный материал. Приемы обеспечения субъектной позиции ученика на уроке: возможность предлагать свое учебное содержание; ученик определяет личный смысл изучения предмета; ученик ставит личную цель на уроке; ученик планирует свою УД; он контролирует и оценивает свою работу. Позитивные эффекты: чем больше уч-к включен в проектирование своей УД, тем больше его самореализация в обучении тем более продуктивна его УД, тем выше удовлетворенность от процесса и результата обучения как для шк-ка, так и для учителя. Обучение становится личностно значимым для ребенка.

АА.А. Плигин: Модель ЛОУ – ТОТЕ

Т – тест 1, организационное начало урока, обязательное использование разных способов мотивации, изучение предпочтений и ожиданий уч-ся, постановка общий и личных целей.

О – операции, реализация основных этапов урока, важен баланс между презентацией материала учителем и самостоятельной познавательной деятельностью уч-ся. Гл – ситуации выбора содержания и способов деятельности.

Т – тест 2, проверка достижения целей, установление обратной связи. Важно организовать индивидуальную и групповую рефлексию –диалог, полилог, письменно.

Е – выход, подведение итогов, подстрой кА к будущему использованию знаний: для дальнейшего изучения предмета; для изучения других предметов; для жизни; для получения профессии. Важно: разрешены только положительные оценки! О проблемах – наедине. ТОТЕ – это внешняя структура урока, его внутренний дизайн может быть каким угодно.

Гл. – включение субъектного опыта ученика в обучение! Это возможно посредством семантических образов, создаваемых самими детьми для запоминания; семантических когнитивных карт – для усвоения связей и отношений в больших разделах и темах; семантических когнитивных метафор и сказок для презентации и усвоения нового материала.

И.С. Якиманская: изменение позиции педагога при проведении ЛОУ.

1. Постоянное обращение к субъектному опыту ученика, к опыту их собственной жизни. Необходимо окультуривать этот опыт. 2. Знание и учет психофизических особенностей школьников. У ребенка должен быть выбор – что делать и как работать с учебным материалом. Ситуации выбора – основа ЛОУ. 3. Учитель и ученика – в роли равноправных партнеров. Сотрудничество от жестко требовательного до доверительного.

Тема 13. Индивидуальный подход к обучению детей разных учебных возможностей (ув).

Стратегии обучения классов разных способностей

Основные теоретические положения

Дополнительный материал, примеры, задания

УВ – определяются обучаемостью и интеллектуальной работоспособностью. Обучаемость зависит от качеств ума: глубины или поверхностности; гибкости или инертности; устойчивости – неустойчивости; осознанности – не осознанности; самостоятельности – подражательности; экономичности – не экономичности. Ин. Раб-сть – способность к длительным умственным усилиям. Обучаемость и интел. Раб. Могут компенсировать друг друга. Пять типов учебных возможностей: высшие, высокие, средние, низкие, низшие.

Инд. подход: Высшие УВ – одаренные дети. Низшие УВ – больные дети. Высокие УВ – успешно учатся при минимальной помощи педагога. Средние УВ – Требуется помощь.

При низкой обучаемости – трудно понимают, необходимы повторения и тренировки. Рекомендуется работа с черновиком. При низкой ИнР – быстро схватывают, сообразительны, но устают, отвлекаются, необходимо чередование видов работы, смена методов обучения. нельзя заставлять работать с черновиком. Низкие УВ – требуют особого внимания, постоянной поддержки. При низкой обучаемости – усваивают медленно, думают долго, делают все, но почти все с ошибками. Необходимо – многократные тренировки, подробное пошаговое объяснение. При низкой ИнР – резкие колебания внимания, высокая утомляемость. Эпизодически правильные ответы чередуются с ошибочными, необходимо – дробить задания на части, давать паузы, отдых в работе. Запрещено заставлять переделывать одно и тоже!

Стратегии обучения классов:

Слабый класс – стратегия поддерживающего обучения: порции – многократное повторение – параллельное обучение – ответы с опорами – главное – акцент на успехах!

Средний класс – стратегия стимулирующего обучения: целенаправленность – постоянное целеполагаение – смена видов деятельности – четка организация «без помех и заминок» — конкретная адресная похвала.

Сильный класс – стратегия организующего обучения + стратегия «Ведущих маяков»: уч. материал крупными блоками – обсуждение с переадресацией вопросов от ученика к ученику – больше самостоятельности – нестандартные формы работы – эмоциональная поддержка «триумф» личности ученика на уроке.