Тема 4(2)Методы формирования подструктуры экологических представлений

Принцип формирования мыслеобразов. Данный принцип обусловливает ис­пользование в педагогичес­ком процессе таких методов, которые формируют систе­му экологических представ­лений личности, как на основе научной информации, так и на основе произведений искусства, анализ лингвистическо­го материала, различных философских теорий и т. п.

Представления личности о мире природы должны стро­иться не только на основе экспериментально логической деятельности, но и опираться на образы мира природы, возникающие вследствие его эмоционально-эстетического ос­воения, философского осмысления.

Метод экологической лабилизации (от лат. 1аЫИ8 — неустойчивый) заключается в целенаправленном педагоги­ческом воздействии на определенные взаимосвязи в образе мира личности, в результате которого возникает психоло­гический дискомфорт, обусловленный открывшимся пони­манием неэффективности сложившихся (традиционных) стратегий экологической деятельности.

Лабилизирующие приемы могут быть самыми различ­ными. Например, при создании биотопных экспозиций в одном биологическом музее, намеренно «вводились» в при­родный ландшафт несколько разбросанных окурков, обрыв­ки молочного пакета и т. п. Очень интересны были реакции посетителей, которые, любуясь «прекрасным природным пейзажем», вдруг замечали эти «украшения». Люди уже были «запрограммированы» на любование, а мусор в экспо­зиции блокировал им процесс. Именно в малом объеме музейной витрины особенно остро ощущалась неестествен­ность, чужеродность этих следов индивидуальной челове­ческой деятельности, посетители ощущали от этого диском­форт, — у них начинались лабилизационные процессы.

Наряду с формированием экологических представлений, использование данного метода оказывает влияние и на под­структуру стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.

Метод экологических ассоциаций (от лат. аззоааио — соединение) заключается в педагогической актуализации ассоциативных связей между различными образами в кон­тексте поставленной перед личностью проблемы. Метод ассоциаций направлен на обогащение и углубление представ­лений личности о природных объектах и мире природы.

Примерами использования метода ассоциаций в форми­ровании экологических представлений могут служить: эко­логическая пирамида, цепи питания, джентльменский вид пингвинов, танцы пчел, брачный сезон у животных и т. д.

Метод ассоциаций часто используется для установления определенной аналогии между какими-либо естественны­ми проявлениями природных объектов и соответствующи­ми социальными проявлениями. Формирующийся при этом мыслеобраз способствует более полному, разностороннему развитию представления личности об изучаемом феномене.

3 стр., 1164 слов

Наблюдение как ведущий метод экологического воспитания дошкольников

... сад рассматривается в качестве «эталона экологической культуры» (Т.В.Потапова). Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное ...

Данный метод преимущественно связан именно с фор­мированием подструктуры экологических представлений.

Метод художественной репрезентации природных объектов (от франц. гергезепШюп — представительство) заключается в формировании мыслеобразов природных объ­ектов средствами искусства.

Согласно данному методу экологические представления личности формируются не только на основе информации научного характера, но и в большой степени на основе лите­ратурных произведений, изобразительного искусства, му­зыки и т. д.

Например, представление личности о лесе, безусловно, будет более адекватным, если наряду с ботанической, зоо­логической, географической и другой научной информацией, оно будет углубляться .средствами искусства. Это и стихи, и сказки, и соответствующие отрывки из классических ли­тературных произведений, и творчество писателей-натура­листов, и лесные пейзажи художников, представляющих разные направления живописи, и деревянное зодчество, и музыкальные пьесы и т. д. Такой комплекс образов леса, отражающий все многообразие его восприятия человеком, позволяет формировать более глубокое представление о нем.

Особенно важно, что такое представление не оказывает­ся «сухим», чисто сциентистическим, а становится эмоцио­нально окрашенным, стимулирует субъективную значимость чеса для личности, формирует высокоинтенсивное отноше­ние к нему. Лес уже представляется личности не только «лес­ным биоценозом», а уже как Мир леса.

Использование данного метода, наряду с формирова­нием подструктуры экологических представлений, оказывает влияние и на подструктуру субъективного отноше­ния к природе.

Тема 3(2)§ 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы

Второй задачей экологического образования является формирование у личности субъективного отношения к при­роде.

Важнейшей характеристикой экологичной личности яв­ляется субъектное восприятие природных объектов, кото­рое, с позиций экологической психопедагогики, в наиболь­шей степени складывается в процессе формирования субъ­ективного отношения к природе.

В соответствии с этим, главным педагогическим ориен­тиром при решении данной задачи экологического образо­вания является необходимость добиться того, чтобы:

а) природные объекты относились личностью к сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности и, соот­ветственно, взаимодействие с ними включалось в сферу дей­ствия этических норм, правил и т. д.;

б) природные объекты могли выступать для личности в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, от­ ношения к себе, вещам, природе и другим людям;

в) природные объекты могли выступать для личности в качестве полноправных партнеров по общению и совмест­ной деятельности.

Наряду с формированием субъектной модальности от­ношения, необходимо уделять внимание и формированию количественных параметров отношения.

11 стр., 5112 слов

Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». Личность как ...

... что невозможно без самосознания, самооценки. При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, ... формирования в человеке знаний: о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т. п. Оно может ... периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений. Ни одно социальное свойство не является врожденным. ...

(3)Формирование базовых параметров отношения личности к природе.

Специфика субъективного отношения к миру природы

может быть отражена путем содержательного описания таких его базовых парамет­ров, как широта, интенсивность и степень осознанности от­ношения.

Широта отношения к природе. Формирование широ­ты отношения обусловливает необходимость организации педагогического процесса таким образом, чтобы включить в субъективное пространство отношения личности к миру природы как можно больше природных объектов.

Формирование широты отношения не должно сводить­ся только к повышению экологической эрудиции школьни­ков, как это часто бывает на практике. Важно, чтобы у ре­бенка не просто было сформировано понятие о многих при­родных объектах, а чтобы эти природные объекты стали для него личностно значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись чувства ребенка. О высоком показателе широ­ты отношения к миру природы можно говорить, когда ре­бенок проявляет эмпатию к большому количеству природ­ных объектов, способен идентифицироваться с ними, они ему симпатичны и, в конце концов, субъектифицируются ребенком.

Если при низком показателе широты ребенок эмоцио­нально привязан только, скажем, к своему котенку, инте­ресуется кошками, знает, как с ними обращаться, то при высоком — его влечения, интерес и склонность распрос­траняются на многих животных, различные растения и даже неживые природные объекты. Чем больше таких личност­но значимых объектов включено в субъективное простран­ство отношения к природе, тем выше показатель парамет­ра широты.

Высокий параметр широты отношения к природе обус­ловливает также и расширение индивидуального экологи­ческого пространства личности — пространства, которое является для человека личностно значимым, за порядок в котором он чувствует себя персонально ответственным. Для кого-то это может быть только подоконник, на котором в идеальной чистоте и ухоженности растут любимые какту­сы. Для другого — газон и клумба под окном. Третьего заботит состояние городского парка. Четвертый беспокоит­ся за охрану «родной природы», но равнодушен к судьбе мира природы, скажем, в Африке или Южной Америке. И, наконец, для кого-то индивидуальным экологическим пространством является вся планета и даже космос.

Понятие «индивидуальное экологическое пространство» мо­жет быть раскрыто на следующем реальном примере. Группа воспитанников детского дома, увлекавшихся содержанием жи­вотных, содержала помещение живого уголка в идеальном по­рядке. Однако мусор из живого уголка порой выбрасывался школьниками прямо в школьный коридор, конечно, когда это­го не видели педагоги. Индивидуальное экологическое про­странство этих ребят ограничивалось стенами живого уголка, а коридор был уже «чужой», «ничьей территорией, личностно

не значимой.

Таким образом, чем больше природных объектов со­ставляют широту отношения личности к миру природы, тем больше территорий, с которыми они непосредственно свя­заны, и эти территории, тем самым, становятся небезраз­личными для личности, расширяя ее индивидуальное эко­логическое пространство.

3 стр., 1182 слов

Особенности межличностных отношений младшего школьника

... рассмотреть понятие «межличностные отношения»; 2) рассмотреть классификацию межличностных отношений в коллективе; 3) выделить характерные черты взаимоотношений младших школьников в коллективе; 4) проанализировать ... роль учителя в формировании межличностных отношений в коллективе младших школьников. Методы исследования: анализ ...

Следовательно, педагогически целесообразно формиро­вать широту отношения школьников к миру природы как по линии «систематической» (различные царства, типы, клас­сы и т. п. природных объектов), так и по линии «географи­ческой» (привязанность природных объектов к различным ландшафтам, территориям, регионам).

Интенсивность отношения к природе. Педагогичес­кий процесс должен направлять и расширять возможности проявления ребенком своего отношения к миру природы в сфере чувств (перцептивно-аффективный компонент); в по­знавательной сфере (когнитивный компонент); в его прак­тических действиях (практический компонент) и поступках (поступочный компонент интенсивности).

Достижение высокого уровня сформированности пер­цептивно-аффективного компонента интенсивности отно­шения к природе обеспечивается, если процесс экологи­ческого образования опирается на следующие ориентиры:

  1. Выявления эстетической ценности всего многообра­зия широты отношений природных объектов и явлений, их эстетической неповторимости и выразительности.

Актуализация комплекса естественных (визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых, поведенческих) и социальных (эстетического и этического характе­ра) релизеров в процессе восприятия личностью природных объектов.

3. Формирование способности личности эмоционально и деятельностно откликаться на встречу с природными объ­ектами: чувством, оценкой, ассоциацией, творческим со­поставлением, трансформацией воспринимаемого образа в воображении, творческим действием с ними или их обра­зами (изобразительным, литературным, музыкальным, пластическим и т. д.).

Достижение высокого уровня сформированности ког­нитивного компонента интенсивности отношения к при­роде обеспечивается, если процесс экологического образо­вания опирается на следующие ориентиры:

  1. Актуализация активности школьников в самостоя­тельном поиске экологической информации. Необходимо сформировать у школьников высокую сенситивность к све­дениям о мире природы, показать, из каких источников и каким путем эти сведения могут извлекаться.
  2. Обучение школьников элементарным приемам и пра­вилам самостоятельных натуралистических и экологических наблюдений. Самостоятельно «открытые» сведения о «тай­нах природы» оказываются наиболее личностно значимы­ми, стимулируют дальнейшую познавательную активность школьников, обеспечивают развитие их интереса к миру природы.

Безусловно, педагог выступает как консультант школь­ника в потоке экологической информации, знакомит с на­учно-популярными материалами, доступными и интерес­ными учащимся данного возраста, организует встречи с на­туралистами; экологами; любителями, увлеченными аквариумистикой, разведением кактусов, фотоохотой и т. д.

В конце учебника приводится список литературы, кото­рый может служить определенным ориентиром для выбора педагогом подходящих источников, в соответствии с запросами школьников.

Достижение высокого уровня сформированности практического компонента интенсивности отношения к при­роде обеспечивается, если процесс экологического образо­вания опирается на следующие ориентиры:

11 стр., 5210 слов

Методы и приемы формирования заботливого отношения к природе

... при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети ...

  1. Стимулирование стремления школьников к непраг­матическому взаимодействию с природными существами, общению, т. е. субъект-субъектному взаимодействию сними.
  2. Формирование высокой сенситивности к проявлени­ям природных объектов, их «ответам» в процессе взаимо­действия с ними.

Именно высокий уровень сформированности практичес­кого компонента, в первую очередь, характеризует людей с высоко развитым субъективным отношением к природе1.

Достижение высокого уровня сформированности поступочного компонента интенсивности отношения к при­роде обеспечивается, если процесс экологического образо­вания опирается на следующие ориентиры:

  1. Формирование сенситивности школьников к тем си­туациям, в которых природные объекты нуждаются в ак­тивной помощи со стороны людей.
  2. Формирование готовности пойти на определенные жертвы, подвергнуться той или иной опасности ради при­родных объектов.

Поступочный компонент отношения наиболее полно формируется в процессе природоохранной деятельности. Следует отметить, что ее экологическая целесообразность обеспечивается координацией отношения личности к миру природы и системы адекватных экологических представле­ний. Без подобной координации природоохранная активность школьников может оказать «медвежью услугу» природным объектам.

Например, обнаружив на поляне «брошенного», «выпав­шего из гнезда» птенца, школьники часто стремятся ему «помочь» — поймать и выкормить. Не только дети, но и взрослые просто не знают, что подросших, но неумеющих гнезда. Если птен­цов удается поймать, они, как правило, погибают, посколь­ку выкормить их в искусственных условиях достаточно труд­но, а если нет — они все равно подвергаются смертельной опасности летать птенцов (орнитологи называют их «слетками») ро­дители продолжают выкармливать вне: к ним привлекается внимание различных хищ­ников, ведь единственное средство защиты таких птенцов — сидеть на земле тихо и незаметно.

Степень осознанности отношений. Педагогически це­лесообразно формировать осознанность отношений личности к миру природы на ранних этапах онтогенеза. Уже в млад­шем школьном возрасте школьникам следует задавать во­просы об их отношении к миру природы, предлагать вербально описать, охарактеризовать его. Безусловно, такое задание поначалу будет вызывать у учащихся определен­ные трудности (это нелегко сделать и взрослым), однако в результате можно добиться повышения уровня осознаннос­ти их отношения к природе. Осознанность отношения к при­роде необходима для возможности его рефлексивного ана­лиза, который является условием волевой коррекции лич­ности своего экологического поведения.

Устойчивость отношения. Экологическое образование должно быть ориентировано на формирование высокой ус­тойчивости отношения школьников к природе. Это может быть достигнуто за счет непрерывности педагогического процесса. Если экологическое образование базируется толь­ко на периодических разовых акциях (День птиц, Экологи­ческий утренник, Неделя леса и сада и т. д.), то вряд ли можно добиться высокого уровня устойчивости отношения школьников к природе.

Требуется хорошо продуманное планирование разнос­торонней экологической активности учащихся, с ориента­цией не только на психологические особенности школьни­ков данного возраста, но и с учетом «естественного календаря природы».’Осенью это может быть сбор плодов и се­мян для зимней подкормки животных, изготовление кор­мушек и т. д. Зимой — подкормка зверей и птиц; знакомство с их следами, оставленными на сн^гу, и т. д. Весной — развешивание искусственных гнездовий, посадка деревьев. Летом — знакомство с миром растений и насекомых и т. д.

28 стр., 13997 слов

Межличностные отношения младших школьников

... скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в коллективе младших школьников. Объект исследования: межличностные отношения в младшем школьном возрасте. Предмет исследования: ... ГЛАВА I . ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие. Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и ...

Уровень устойчивости отношения школьников к миру природы может контролироваться путем периодического тестирования школьников при помощи методик экологи­ческой психодиагностики. Такой эколого-психологический мониторинг позволяет также устанавливать индивидуаль­ные особенности отношения школьников к природе, сле­дить за динамикой уровня различных параметров этого от­ношения. Целесообразно проводить тестирование дважды в году — в начале и в конце учебного года. Результаты тести­рования позволяют также делать выводы об эффективнос­ти педагогического процесса.

Тема 3 в.7(Света)Технологии взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды

Практически каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами содержания комнатных растений и животных. Популярность собак, кошек, аквариумных

рыбок, декоративных птиц постоянно растет. Комнатные растения можно встретить почти на каждом подоконнике. Однако» живые существа в человеческом жилище не всегда выглядят здоровыми и жизнерадостными. Бледные, хилые растения в грязных гор­шках и вялые рыбы в запущенном аквариуме не редкость в школьном интерьере. В то же время, в школьных биологи­ческих курсах (ботаники и зоологии) уделяется совершенно недостаточно внимания освоению соответствующих техно­логий, хотя это всегда вызывает живой отклик и интерес

учащихся.

В процессе экологического образования целесообразно познакомить учащихся с технологией содержания ближай­ших спутников человека — собак и кошек. Существуют спе­циальные области науки кинология (о собаках) и фелиноло­гия (о кошках), в которых самым тщательным образом раз­работаны правила и приемы кормления, лечения, содер­жания и разведения этих животных. Учащихся также сле­дует познакомить с характеристиками различных пород, принципами оценивания животных на выставках, приема­ми воспитания и дрессировки, племенной работы и т. д.

Совершенно особая технология содержания водных ор­ганизмов — аквариумистика. К сожалению, во многих ме­тодических пособиях для учителей аквариумистика до сих пор представлена сведениями, взятыми из книги А.Я. Гер-да «Живые животные в школе», изданной в 1954 г., кото­рые благополучно «кочуют» из пособия в пособие. Безус­ловно, почти за полвека технология содержания аквариум­ных растений, беспозвоночных и рыб значительно усовер­шенствовалась.

12 стр., 5970 слов

Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер

... и сценической терминологии эпохи названиями, лишь условно отвечавшими подлинному идейному и художественному содержанию того или иного произведения (Комедия плаща и шпаги, дворцовая комедия, комедия интриги, ...

Школьники должны узнать о современных способах из­готовления аквариумов, их размещения, технического ос­нащения (освещение, обогрев, фильтрация); о различных группах аквариумных животных и растений; о приемах обо­рудования аквариума (подготовка и укладка грунта, запол­нение водой, поставка растений); о беспозвоночных, служа­щих кормом для рыб (дафнии, циклопы, артемия и др.), о их добывании и сохранении; о разведении рыб и растений и многом другом. Овладение аквариумной технологией поз­волит школьникам открыть для себя совершенно непости­жимый, фантастический мир подводной природы, мир, ко­торый продолжает оставаться для человека малодоступным и таинственным.

Содержание тропических птиц не менее увлекательное и также широко распространённое занятие. Однако по сравнению с волнистым попугаем и канарейкой, другие птицы как в школах, так и в квартирах встречаются значительно реже. Тем не менее, такие «надежные» и совершенно одо­машненные птицы, как ткачики (например, японские и зеб­ровые амадины), могут занять достойное место среди оби­тателей живых уголков, если школьники будут владеть тех­нологией содержания птиц в человеческом жилище: требо­ваниями к помещениям для птиц (это не только клетки, но и садки, и вольеры); особенностями ухода, кормления, профилактики болезней и лечения; тонкостями разведения и селекционной работы.

Наконец, комнатные растения. Нетрудно заметить, что на подоконниках от Сахалина до Калининграда встречается скудный набор одних и тех же растений — самых выносли­вых, самых неистребимых неумелыми человеческими ру­ками. Распространено ошибочное мнение, что достаточно взять глиняный вазон, насыпать в него земли с клумбы, посадить растение, а затем раз в несколько дней поливать водой из-под крана и весь технологический цикл этим ис­черпывается.

Многообразие комнатных растений не уступает много­образию аквариумных рыб и, безусловно, превосходит ко­личество видов экзотических птиц, содержащихся в жили­ще человека. Но, чтобы украсить интерьеры тропическим садом, необходимо освоить ряд несложных технологичес­ких приемов, связанных с подбором посуды, устройством дренажа, подбором субстратов-,- правилами посадки, выбо­ром режима освещения, полива и опрыскивания в зависи­мости от вида растения и времени года, применением удоб­рений, защитой от вредителей, наконец, с особенностями размножения различных групп комнатных растений.

Учащиеся должны знакомиться также с менее распрос­траненными, но столь же интересными технологиями со­держания террариумных животных, экзотических насеко­мых, мелких грызунов и т. д.

Общая стратегия содержания растений и животных за­ключается в отборе природных объектов, которые стали уже одомашненными, успешно живут и размножаются в нево­ле. Тем более, что «климатические условия» наших поме­щений близки климатическим условиям тропических реги­онов их «исторической родины». Педагогически целесооб­разно, чтобы школьники понимали, что животным и расте­ниям нашей природы «лучше живется» в «родном» лесу, озере, болоте и т. д.

18 стр., 8862 слов

Внеклассная работа как средство формирования знаний об окружающем ...

... является развитие личности ребенка, сохранение физического и психического здоровья. Младшими школьниками осваиваются новые программы. Для них разрабатываются разнообразные формы работы, при ... провести серию внеклассных мероприятий, способствующих повышению познавательной активности у младших школьников; 5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить степень влияния проведенных внеклассных ...

Второе стратегическое положение заключается в стрем­лении создать природным объектам условия для «полной самореализации», чтобы живые существа чувствовали себя в условиях искусственной среды всегда хорошо, могли раз­множаться, воспитывать потомство. В этом случае школь­ники действительно смогут гордиться своей технологичес­кой вооруженностью, а не ощущать себя натуралистами-тюремщиками.