Тема 6. Личность в системе управления

8

  1. Понятие личности.
  2. Социализация личности.
  3. Социальный статус и социальные роли личности.
  4. Понятие лидерства. Типы лидерства.
  5. Управление трудовыми ресурсами.

1. Понятие личности.

Человек пытается познать самого себя с момента своего отделения от животного царства. Проблема личности занимает умы представителей многих наук. Её изучением занимаются многие науки: философия, психология, педагогика, этика, социальная психология и т.д. Значительное внимание исследованию этой проблемы уделяют социально-политические науки. Это не является случайным. Элементами всех социальных систем, общества в целом являются люди. При характеристике самих себя люди используют понятия «человек», «человеческий индивид», личность». Эти понятия в обыденной речи нередко используются как тождественные. В действительности они таковыми не являются.

Понятие «человек» — это родовое понятие, выражающее общие черты, свойственные человеческому роду в целом. «Человек» — это живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследуемого и прижизненно приобретённого. Человек соединяет в себе два начала: биологическое и социальное. Следовательно, человек – существо биосоциальное. Биологическое потому, что носителем этой сущности является живой человеческий организм. Человек представляет высшую ступень развития живых организмов на Земле. С другой стороны, человек – существо социальное. Его сущность выработана в обществе, во взаимодействии с другими людьми, в процессе социальной деятельности. Развитие социальной сущности каждого человека происходит после того как он вступает в общение с другими людьми.

Понятие «человеческий индивид» так же как и понятие «человек» является биосоциальным, однако оно не тождественно ему. Это понятие обозначает отдельного представителя человеческого рода (общества, группы).

Он обладает индивидуальными чертами, наряду с чертами которые характеризуют его как целостность. Индивидуальность – это совокупность неповторимых природных и социальных свойств, отличающих конкретного человека от других людей.

3 стр., 1357 слов

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРА

... психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте - сложному человеческому существу и индивидуальности. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ Понятие «личности» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, ...

Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения» (См.: Российская социологическая энциклопедия. – М., 1999. – С. 250).

Человек личностью не рождается. Становление личности происходит после рождения человека. Постоянно формируясь под воздействием социальной системы, личность вместе с тем активно взаимодействует с ней, изменяя и преобразуя её и себя. В силу этого личность приобретает неповторимую индивидуальность.

2. Социализация личности.

Социализация личности – это процесс усвоения ею образцов поведения, социальных установок, норм и ценностей, присущих социальным общностям, в которые она включена, а также обществу в целом. Социализация – это процесс становления личности, включающий с одной стороны, внешние воздействия на человека социальной среды, воспитания, а с другой стороны, его деятельность по преобразованию этих воздействий. Личность не просто усваивает воздействия внешней среды, а познаёт их в процессе практической деятельности. Социализация личности – это постоянно совершающий процесс. Он начинается с момента рождения человека и осуществляется на протяжении всей его жизни.

Исследования социализации имеют довольно значительную историю. З. Фрейд одним из первых выделил механизмы социализации ребенка, к которым относятся: подтверждение – исключение, запрещение, подстановка, повторение и отождествление. Он подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями. Основатель символического интеракционизма Дж. Мид подчеркивал активную роль индивида в его социализации и значение отношений со сверстниками как средства формирования принципиальной, самостоятельной и готовой к сотрудничеству личности. М. Мид и Р. Бенедикт, исследуя влияние культуры данного общества на характер С. Личности, подчеркивали важность различных ее этапов – отрочества, родительства, старости.

В настоящее время учёные выделяет два главных механизма социализации – социальную адаптацию и интериоризацию.Социальная адаптация- приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.Интериоризация- это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Многие авторы считают, что социализация личности включает три основные стадии:дотрудовую(детство и период обучения),трудовую(период активной трудовой деятельности) ипослетрудовую(пенсионный период).

На каждой из этих стадий определяющую роль в социализации личности играют разные факторы. На дотрудовом этапе социализации главную роль играют семья, группы сверстников, учебные заведения, на трудовой – производственные коллективы. Люди, оказывающие решающее влияние на процесс социализации личности на различных стадиях, являютсяагентамисоциализации. На раннем этапе социализации человек в процессе жизнедеятельности усваивает определённые социальные знания, опыт. В последующей его жизнедеятельности эти знания и опыт дополняются, расширяются, проходят проверку на жизнеспособность и трансформируются в убеждения. Вместе с тем личность вырабатывает определённые ценностные ориентации, идеалы, формирует качества пригодные для жизнедеятельности в обществе. У взрослого человека в условиях быстрых социальных и технологических изменений образцы поведения, приемлемые ранее, заменяются новыми умениями и навыками, соответствующим изменившимся обстоятельствам, то есть происходитресоциализация. Полная или частичная утрата сформировавшихся ранее образцов поведения, норм, ценностей представляет собой десоциализацию.

20 стр., 9519 слов

Социализация человека

... Сегодня отечественная педагогика активно использует понятие «социализация», заимствованное из социологии. Под социализацией мы понимаем процесс, в результате которого происходит становление человека, его личности ... роли в практической деятельности. Глава 1. СУЩНОСТЬ, ПРОЦЕСС И СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА 1.1 Понятие социализации человека ...

3. Социальный статус и социальная роль личности

Интегральным показателем положения личности в обществе, в системе социальных связей и отношений является социальный статус.Социальным статусом называется позиция человека в группе или в обществе. В научной литературе социальные статусы обычно подразделяют на несколько видов.

Предписаннымназывается статус, который определяется наследуемыми личностью факторами ил предоставляется человеку в течение его жизни без усилий с его стороны.Достигаемый – это статус, который занимает личность благодаря собственным усилиям, повышая образование, уровень профессионально-квалификационной подготовки.

Социальный статус личности – это положение, которое занимает человек как представитель большой социальной группы.Личныйстатус – позиция личности в малой группе, которую она занимает в соответствии со своими индивидуальными качествами. Совокупность всех статусов, принадлежащих индивиду, составляет егостатусный набор(портрет) (Р.Мертон).

Каждый человек обладает множеством статусов. При этом он может иметь высокий статус в одной группе и низкий – в другой. Например, господин Н. как коллекционер высоко ценится среди собирателей марок, но сослуживцы считают его весьма посредственным бухгалтером, а в семье жена и дети посматривают на него даже свысока. У господина Н. три статуса, имеющих три разных ранга – высокий, средний и низкий. С другой стороны, люди, занимающие определенные статусы, не могут совмещать их с другими. Например, министр не может быть членом парламента или входить в состав Верховного суда, так как в демократическом государстве это противоречит принципу разделения властей; полицейский не может быть мафиози, поскольку обязанности члена незаконной группировки противоречат должностным обязанностям защитника закона. Можно выделить две формы несовпадения статусов:

— несовпадение рангов статутов;

— противоречие прав и обязанностей одного статуса правам и обязанностям другого.

Со статусом личности связаны и выполняемые её социальные роли.

Социальная роль — совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определённые социальные позиции, а также само поведение, реализующее эти нормы. Так, например, статус «отца» включает в себя несколько ролей: воспитатель детей, обеспечивающий материальное благополучие семьи и др. У каждой роди есть свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами поведения. Так, от банкира никто не ждет, что он будет просить милостыню или разъезжать на подножке трамвая, а от спортсмена – что он будет курить и выпивать. Окружающие начнут сомневаться, истинные ли это банкир и спортсмен. Роль и статус приходят в противоречие.

1 стр., 462 слов

Неформальные группы и лидеры коллектива.

... характеристику психологических типов.         Неформальные группы и лидеры коллектива. Неформальная группа в коллективе объединение работников на основе взаимных симпатий, общности интересов, ... должен знать о наличии в коллективе неформальных групп и лидеров и учитывать это при формировании формальных групп и кадровых назначениях. Неформальные отношения членов коллектива ...

Итак, статус – это ниша или место в социальной структуре общества (группы).

Статус включает несколько ролей, причём каждой роли соответствует свой круг прав и обязанностей, которые определяются социальным нормами. Статус указывает на место, а роль – на способ поведения. Роль – это модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закреплёнными за данным статусом соответствующими социальными нормами. Иначе роль называют динамической характеристикой статуса.

4. Типы лидерства

Общество глубоко структурировано и иерархично. Каждому челове­ку в нем присущ собственный статус, определяющий возможность его вли­яния на других людей и степень влияния других людей на него.

Существует сфера человеческих отношений, где зна­чение собственно индивидуальных личностных черт характера становит­ся определяющим. Это сфера лидерства.

Лидер – это тот, кто способен увлекать за со­бой, тот, кто генерирует и проводит решения, затрагивающие интере­сы и определяющие условия жизни другого человека, и этот другой готов принимать их и следовать за ними.

Процесс возникновения лидера предполагает следующие этапы:

• Человек испытывает стремление к превосходству.

• Он начинает демонстрировать доминирующее поведение.

• Его доминантность находит воплощение в конкретных результа­тах деятельности коллектива.

• Окружающими начинает ощущаться факт его лидирования.

• Они признают за ним статус лидера.

Что способствует появлению лидерства?

  1. Стремление людей к власти, доминированию над окружающими.

Обязательными для лидера качествами являются общительность, открытость, контактность, доступность для лю­дей при определенной сдержанности. Человек замкнутый, недоступный, необщающийся, с любым уровнем доминантности не станет лидером, пото­му что лидерство обязательно предполагает взаимодействие и общение. На практике лидерам присущи властолюбие, честолюбие, самолю­бие. Наставники в древности стремились привить перечисленные свой­ства знатным воспитанникам. Безусловно, жажда власти должна стиму­лировать реализацию лидерского потенциала.

  1. Потребность в лидере у группы, общества.

В. Румянцевой выделяются следующие функции лидерства:

Организационная — постановка целей, организация принятия ре­шения, проработка путей реализации решения, воздействие на группу в целях координации. Распределение ролей, обязанностей и ответствен­ности.

9 стр., 4428 слов

Психология управления. Личность и группа: проблема лидерства и руководства

... к другому. В одних случаях необходим эмоциональный лидер, в других — деловой и т. п. Общее лидерство в группе складывается из эмоционального, делового и информационного ... едины со своим лидером. Механизмы воздействия лидеров на коллектив обусловлены качествами последователей, потому что авторитетная личность зависит от группы. Имея модель лидерства, последняя требует от ...

Информационная — сбор, переработка и хранение информации, своевременное оповещение группы об оперативных и перспективных за­дачах, учет потребностей и ролей.

Социализации — обеспечение процесса социализации (адаптации) индивида в группе и более широкой общности, воспитание, формирова­ние моральных норм, привычек и т. д.

Типы лидеров.

Одной из наиболее распространенных типологий лидерства является выделение формального и неформального лидерства. Формальный лидер несет ответственность и наделен полномочия­ми. Неформальный — не несет официальной ответственности, рас­полагает только морально-психологическими инструментами воздействия.

Возникновению устойчивых неформальных лидеров способствует:

• желание группы упорядочить, скоординировать свои действия, осо­бенно в условиях недостатка в формальном руководстве в силу несовер­шенства организации или противоречий организационных и личных ин­тересов группы;

• значимость работы;

• наличие у одного или нескольких членов группы явно большего потенциала в наиболее часто встречающихся ситуациях;

• дробление коллектива на малые группы в силу неполного приня­тия всем коллективом всех индивидуальных интересов (в результате об­разуются «ниши» для образования новых локальных лидеров);

• конфликтные ситуации, которые также стимулируют процесс фор­мирования лидеров;

• наличие условий, при которых возможности формальной организации ограничены. В частности, криминальные структуры допускают лишь неформальных лиде­ров, поскольку они не признаются правовой системой общества.

Число лидеров в группе определяется рядом факторов:

• численность группы: чем многочисленнее состав группы, тем боль­ше возможность распадания группы на более мелкие подгруппы, каждая из которых генерирует из своих рядов собственного лидера;

• дифференцированность группы по возрасту, полу, роду выполняемой деятельности: чем разнообразнее перечисленные и неупомянутые различия между членами группы, тем больше ее потребность в определении лиде­ров, более подходящих для различных сфер деятельности, в большей степе­ни разделяющих и понимающих взгляды различных сегментов группы;

• степень сплоченности: чем она ниже, чем противоречивее интере­сы членов группы, тем большая их потребность выдвижения собственно­го лидера, защищающего их интересы.

Широко распространена в отечественной психологической и со­циологической литературе и привлекательна для обучающихся вследствие яркости эпитетов следующая классификация типов лидеров:

1. «Соверен» («патриарх»).

Лидер в образе строгого, но любимого отца, внушающий уверенность и стабильность.

2. «Вожак» — выражающий желания, стандарты, силу группы, по­буждающий к подражанию.

3. «Тиран» — доминирующая, авторитарная личность, опирающая­ся на безотчетный страх и желание повиноваться.

4. «Организатор» — обеспечивающий самоутверждение и удовлет­ворение потребностей каждого, снимающий чувство вины и тревоги.

7 стр., 3040 слов

42. Специфика группового поведения в организациях. Природа групп в организации

... лидера. Однако даже обладающий необходимыми качествами лидер не в состоянии сформировать рабочую группу, если для нее нет опоры в общих задачах, ценностях и интересах. Психологические характеристики групп в организациях: ... Попытка определить нормы и возможные способы поведения в данной группе. Групповая деятельность на периферии внимания. Стадия завершается, когда индивиды начинают воспринимать ...

5. «Соблазнитель» — играющий на слабостях, выступая в роли ма­гической силы, давая выход подавленным эмоциям, предотвращая кон­фликты, снимая напряжение; обожаем.

6. «Герой» — жертвует собой ради других, отражает храбрость и справедливость, вызывает благодарное почтение.

7. «Дурной пример» — источник заразительности для бесконфликт­ной личности, эмоционально заражая, ведет не всегда к положительной цели.

8. «Кумир» — влечет, притягивает к себе, любим, боготворим и иде­ализируем.

9. «Изгои» — отторгнутый группой.

10. «Козел отпущения» — развивает общегрупповые эмоции.

Более лаконичной и в то же время основательной является класси­фикация типов лидеров, предложенная американскими психологами Бейлсом и Слайтером. Они выделили два типа лидерства — инструментальный (рациональный) и экспрессивный (эмоциональный).

Инструментальный (деловой) лидер — выполняет роль инструмента в до­стижении целей деятельности группы, функции инициатора и генератора идей. Такой лидер должен выполнять ожидаемые от него действия, способствующие достижению общей цели. Крайне общительный или замкнутый человек в равной степени не­пригоден для роли инструментального лидера. Инструментальный лидер чаще оказывает поддержку формальному лидеру. В случае несовершенства организации инструментальный лидер может обеспечиваться поддержкой не только снизу, но и сверху, так как его деятельность оказывается полезной и для официального руководства. Инструментальный лидер — одна из ключевых фигур в системе не­формальных отношений в группе, занятой совместной работой. Инструментальный лидер, как правило, оказывается в числе первых кандидатур на роль формального лидера.

Экспрессивный (эмоциональный) лидер сориентирован на психологический климат, формирует эмоциональный фон. Ему представляются важными неформальные отношения, окрашенные симпатиями и антипатия­ми, принятием или отвержением. Его неформальные функции заключаются в предупреждении и разрешении конфликтов, снижении психологической напряженности. Его эффективность зависит от авторитетности, признания и приемлемости членами группы. Интересы, мотивы, установки экспрессив­ного лидера напрямую не связаны с содержанием деятельности группы. Экспрессивный лидер выражает отношение к тому или иному факту в эмоциональной форме. Отличается богатством жестикуляции, мимики, вносит элемент неформального непротокольно­го поведения, формирует нормы, правила, традиции, ритуалы группы. Экспрессивный лидер обладает более высокими показателями ком­муникативных свойств, более импульсивен, с более развитым воображе­нием, но проигрывает инструментальному лидеру в интеллекте, в доми­нантности. Экспрессивный лидер легче идет на компромисс.

Широко известна типология лидерства, предполагающая выделение трех основных стилей лидерства – демократического, авторитарного и попустительского. Демократический лидер учитывает интересы. Потребности, стремления и мнения членов группы (организации), их стремления к разработке и реализации решений. Авторитарный стиль лидерства предполагает единоличное управленческое воздействие на подчиненных, основанное на угрозе санкций. Попустительский стиль характеризуется малой степенью влияния лидера на деятельность группы (организации), которая зачастую функционирует стихийно.

8 стр., 3891 слов

Способы сглаживания отрицательного воздействия неформальных групп в организации.

... четкое представление о том как и почему функционирует неформальная организация. Неформальный лидер выполняет две основных функции: 1) помогает группе в достижении целей; 2)поддерживает и укрепляет ее существование. ...

  1. Управление трудовыми ресурсами.

Важнейшим аспектом теории и практики управления является управление трудовыми ресурсами.

Процесс управления персоналом включает в себя ряд важнейших этапов.

  1. Планирование ресурсов, представляющее собой разработку планов кадрового обеспечения всех звеньев данной организации.
  2. Вербовка и набор персонала, ориентированные на кадровое обеспечение деятельности организации и создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.
  3. отбор кадров, включающий в качестве своего важнейшего звена оценку кандидатов на рабочие места и отбор наиболее подходящих из них из состава резерва, созданного в ходе набора.
  4. Управление трудовой мотивацией работников.
  5. Профориентация и адаптация работников.
  6. Оценка трудовой деятельности.
  7. Повышение, понижение, перемещение работников по должностным ступеням, а если понадобится, то и их увольнение.
  8. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по должностным позициям, включающая в себя разработку программ, ориентированных на развитие способностей, повышение знаний, совершенствование умений и навыков, повышение эффективности труда управленческих работников.