Тема 6. Философская антропология

1. Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования.

2. Основные идеи философской антропологии в ХХ-XXI вв. Проблема сущности и существования человека в современной философии. Cмысл жизни в духовном опыте человека.

3. Деятельность как сущностная характеристика природы человека. Основные направления деятельности. Духовная деятельность человека и ее роль в формировании ценностных ориентаций. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

4. Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Многомерность сознания и его структура, свойства, признаки и функции. Сознание и психика человека, сознание и бессознательное. Философско-антропологические проблемы психоанализа. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве.

5. Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века. Трансгуманизм: сущность, проблемы, противоречия.

6.1.Текст лекции см. В файле 4. Опорный конспект лекций

6.2. Контрольные вопросы и задания

1. Какой подход к пониманию человека представлен в высказывании: «…в своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс)?

2. Прокомментируйте высказывание Э. Роттердамского: «Человек –

это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей».

3. Каждый ли человек – личность? Когда начинается и заканчивается процесс формирования личности? Какие вам известны типы личности? Состоялись ли вы как личность?

4. Что представляет собой внутренняя и внешняя, позитивная и негативная свобода? Приведите примеры.

5. Почему человек задается вопросом о смысле жизни? Как соотносятся цели и смысл жизни?

6. Какова структура человеческой деятельности? Чем отличается коммуникация от деятельности? Что общего и различного в материальной и духовной деятельности?

7. Каково содержание и функции процесса социализации? Какую роль в этом процессе играет образование?

8. Раскройте содержание положения: «Сознание не только отражает мир, но и творит его».

26 стр., 12846 слов

Проблема сознания в психологии 2

... психология. Наука о психике и психических проявлениях. Основной проблемой психологии является проблема сознания. Существенное отличие человека от животных состоит в его способности ... осуществил исследование неосознаваемых форм высшей нервной деятельности и проблемы бессознательного. «Проблема «бессознательного». О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности» (1968)[2]. «…Хорошо известно, ...

9. Каковы качественные отличия сознания людей от психики животных?

10. В чем, по-вашему, отличие содержания понятий: «бессознательное», «неосознанное», «подсознательное», «надсознательное»?

6.3. Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Б. Паскаль писал: «Природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед». Как вы понимаете эту мысль? Приведите собственные доводы о «незавершенности» и неисчерпаемости человека.

2. Э. Фромм так сказал о двойственности человеческой натуры: «Многие полагают, что люди – это овцы, другие считают их хищными волками». Б. Паскаль также говорил, что мы «не ангелы и не животные», а всегда находимся «между». Куда же движется человек, по вашему мнению? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Поэт Н. Мартынов писал: «…И знаете, что значит быть свобод-ным? Ведь это значит быть за все в ответе». К какой философской интерпретации свободы близки эти строки? Согласны ли вы с поэтом?

4. Что такое творчество? Какие элементы творчества возможны в вашей будущей профессиональной деятельности?

5. Телепатия, телекинез, проскопия (видение будущего), экстрасенсорное восприятие, нейролингвистическое программирование, зомбирование личности… Что об этих явлениях говорит современная наука? Дайте оценку возможности подобных явлений с позиций различных подходов к сознанию.

6.4. Глоссарий

Архетипы – универсальные структуры человеческой психики, имеющие формальный характер и проявляющиеся всегда в связи с конкретным культурным содержанием.

Антропология философская – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру; философская школа (М. Шелер, А. Гелен и др.), считающая главной своей задачей восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся контролю по крайней мере в данный момент.

Внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект.

Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Гоминидная триада – совокупность видовых изменений (прямохождение, формирование руки как органа труда, увеличение объема мозга), полагаемых в качестве факторов возникновения сознания человека.

Деятельность – специфически человеческая форма актив­ного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Духовность гуманистическая ориентация индивидуального и об­щественного сознания, культуры; духовное в человеке – высший культурный слой социального.

Жизненный мир человека (нем. Lebenswelt) понятие, которое впервые использовал Э.Гуссерль; в его понимании жизненный мир практически совпадает с повседневностью. Этот феномен характеризуется непосредственной очевидностью, фактичностью, интерсубъективностью (возможностью межсубъектных взаимодействий).

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы ...

... и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели наших лечебных усилий. ... участие в международной конференции «Восстановление… В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели… А.Н. Коновалов Президент конференции ...

Это донаучная, дотеоретическая данность, не имеющая строгих контуров, четкой смысловой структуры, в которую мы все погружены. Вместе с тем можно выделить различные типы жизненных миров.

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт.

Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; качество, выражающее неповторимость личности и психики индивида.

Информация – сведения о чем-либо, которые используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения.

Коммуникация – социальное взаимодействие людей, представляющее собой процесс обмена информацией с целью поддержания межиндивидуальных связей.

Личность – это индивид, обладающий системой общественно значимых качеств, которые позволяют ему активно включаться в общественную жизнь.

Мозговой рубикон – объем мозга, равный 850 см3, полагаемый в качестве границы, по которой семейство гоминид выделяется из всего отряда приматов как положившее начало развитию сознания человека.

Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

Направленность личности – устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т. д.

Образование – социально-исторический механизм целенаправленной, системной передачи знаний от поколения к поколению.

Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов, традиций, а также привычек и настроений людей, в которых отражается жизнь общества.

Отражение – это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки.

Отражение информационное – способность материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта; одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Практика – совокупность предметно-материальных действий че­ловека в отношениях с природой (производство, научный экспери­мент, наблюдение) и в социуме (классовая борьба, реформы и др.).

Психика – свойство высокоорганизованных живых существ актив­но отвечать на внешние воздействия с использованием субъективно усвоенной информации.

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

... Философия ценностей. Важнейшими элементами внутренней структуры личности являются её ценностные ориентации. Они образуют своего рода ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, отграничивает значимое, существенное для человека ... предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться в плане добра ... способен дать исчерпывающий ответ на вопрос: «Что такое Я?». Попробуйте ...

Самосознание – это выделение человеком себя из окружающего мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

Свобода – способность человека к ответственному действию в соответствии со своими побуждениями, интересами и целями, а не под внешним принуждением.

Смысл жизни – предельное основание бытия человека, определяющее направленность самой жизни.

Сознание – высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Социализация – процесс и результат освоения и активного использования индивидом социокультурного опыта, осуществляемого в общении и деятельности; институты социализации – семья, школа, церковь, армия, СМИ, вуз и др.

Творчество – человеческая деятельность, направленная на достижение качественно нового результата, обладающего соци­альной значимостью и эстетическим совершенством.

Трансгуманизм (от лат. trans сквозь, через, за и homo человек) философская концепция, а также международное движение, поддерживающие использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения нежелательных аспектов человеческого существования страданий, болезней, старения и даже смерти.

Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей.

Ценность – вовлеченная в сферу человеческих интересов и отно­шений положительная значимость для индивида какого-либо духов­ного явления или реального объекта.

Человек высшая ступень развития живых существ; субъект культуры и активной деятельности, осуществляемой на основе таких важ-

нейших свойств, как труд, сознание, язык, творчество и свобода.

Эвтаназия право, предоставленное человеку законом на добровольный уход из жизни при условии наличия неизлечимого заболевания.

Эмоциональная сфера – выражает состояние внутреннего мира человека, его личностное, субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям, к самому себе; она включает: а) собственно чувства (радость, любовь, ненависть, отвращение, симпатия, антипатия); б) аффекты (ярость, ужас, отчаяние, предчувствие, галлюцинации, стрессы); в) страсти и эмоциональное самочувствие или настроение (веселое, подавленное); г) элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда, усталость).

Язык – система знаков, служащая средством общения, мышления и выражения чувств; с помощью языка сознание человека не только выявляется, но и формируется.

5 стр., 2164 слов

База вопросов для оценки базового уровня

... D) софистика E) патернализм В западной средневековой философии центральным вопросом религиозно-философского рассмотрения был: A) человек B) Бог C) душа человека D) материя E) космос Что такое теология? ... идеализма   A) Мир есть совокупность ощущений субъекта B) Мир существует вне сознания людей C) Основой мира является мировой разум D) Мир - это единая связанная система ...

6.5. Тесты для самоконтроля

1. В философии какой эпохи впервые появилось понятие о человеке как «микрокосме»?

а) в античной философии;

б) в новоевропейской философии;

в) в ренессансной философии;

г) в средневековой философии.

2. В философии какой эпохи человек впервые представлен владыкой «над всею землею»?

а) в античной философии;

б) в новоевропейской философии;

в) в ренессансной философии;

г) в средневековой философии.

3. В философии какой эпохи появились механистические представления о человеке («человек-машина»)?

а) в античной философии;

б) в новоевропейской философии;

в) в ренессансной философии;

г) в средневековой философии.

4. Кто определил сущность человека словами: «…Сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений»?

а) Демокрит;

б) К. Маркс;

в) Б. Спиноза;

г) Л. Фейербах.

5. Как называются ситуации в истории философии, когда на место натурфилософии или спекулятивной метафизики приходили учения, ставившие на первое место вопрос о человеке?

а) антропологический поворот;

б) коперниканская революция;

в) научная революция;

г) позитивная стадия.

6. Как называется процесс эволюционного формирования физического типа человека, его трудовой деятельности, речи и общества?

а) антропосоциогенез;

б) антропометрия;

в) антропоморфизм;

г) антропоцентризм.

7. Как называется воззрение, предполагающее во всем осуществление неотвратимой предопределенности, которая исключает свободный выбор человека и случайность?

а) волюнтаризм;

б) ригоризм;

в) фатализм;

г) холизм.

8. Вопрос об отношении сознания к чему марксисты считают «основным вопросом философии»?

а) вопрос об отношении сознания к бытию;

б) вопрос об отношении сознания к подсознанию;

в) вопрос об отношении сознания к труду;

г) вопрос об отношении сознания к языку.

9. Какой фактор сыграл, с точки зрения диалектического материализма, решающую роль в генезисе человеческого сознания?

а) комфортный климат;

б) перенаселение;

7 стр., 3057 слов

Тест по философии — итоговый — 100 вопросов

... - все перечисленное. Вопрос 20. Философия от других видов знания и других форм духовной деятельности отличается следующими параметрами: - философия строит отношения человека с миром с ... экономического базиса по отношению к надстройке. - закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производственных сил. - закон абсолютной самостоятельности общественного сознания. Вопрос 17. Какие ...

в) суровый климат;

г) труд.

10. Какое из направлений, занятых моделированием искусственного интеллекта, моделирует интеллектуальную деятельность человека с помощью вычислительных машин?

а) бионическое моделирование;

б) эвристическое программирование;

в) эволюционное моделирование;

г) киборгизация.

11. Кто впервые ввел в философию понятие «жизненный мир»?

а) К. Маркс;

б) Э. Гуссерль;

в) Ю. Хабермас;

г) Ж. Делез.

12. Как называется интеллектуальное движение, которое стремится использовать современные технологии для совершенствования человека и преодоления нежелательных аспектов его существования?

а) трансгуманизм; б) коэволюционизм;

в) эволюционное моделирование; г) киборгизация.