Тема 8. Эмоции и чувства Образовательные задачи:

13

–       Понять сущность и функции эмоций.

–       Осознать особенности возникновения и действия эмоций.

–       Усвоить основные понятия темы.

–       Сформировать представление об эмоциях и чувствах, их роли в процессах внутренней регуляции.

Содержание

1.       Понятие об эмоциях и чувствах.

2.       Эмоциональные явления.

3.       Теории эмоций.

4.       Виды чувств.

1. Понятие об эмоциях и чувствах

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. етоvео – возбуждаю, волную).

Эмоции – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия. Таким образом, эмоции относятся к процессам психического регулирования [2].

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Понятие “эмоция” может использоваться и в более широком смысле, когда имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание,

но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру [5].

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:

7 стр., 3379 слов

2. Понятие «чувство взрослости»

... не проявляют ее по отношению к иностранному языку и т. д. 2. Понятие «чувство взрослости». Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование ... равняет свое поведение. У младшего подростка идеалом обычно служит какой-либо конкретный человек, в котором подросток видит воплощение высоко ценимых им качеств. Чаще всего ...

а)       внутреннее переживание;

б)      физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);

в)      поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также

по степени осознанности причины их появления.

Эмоции отличаются от познавательных психических процессов. Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье – грусть, радость – печаль; счастье – горе и т. д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Энергетика эмоций проявляется в циклическом процессе напряжения и разрядки.

Различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) и

астенические, – сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль) (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Энергетическая насыщенность эмоций

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является

их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску [4].

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций – неотделимость их от других психических процессов. Эмоции как бы вплетены в ткань психической жизни, они сопровождают все психические процессы [2].

Эмоции выполняют следующие функции:

         отражательно-оценочную;

         переключающую;

         подкрепляющую;

         компенсаторную (замещающую);

         побудительную;

         функцию “аварийного” разрешения ситуаций;

         дезорганизующую;

         предвосхищающую;

         эвристическую;

         функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения;

         функцию активации и мобилизации организма;

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

... общения и поэтому приобретает особое значение в дальнейшем поведении человека и животного. Регуляторная функция эмоций - различные названия: закрепления — торможения (П.К. Анохин), следообразования ... ситуации. Управлять интенсивностью эмоции. Интенсивность эмоции может быть: *слабой — эмоция появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами *средней — эмоция управляется сознанием, ...

         экспрессивную.

На возникновение эмоций влияют следующие факторы:

         индивидуальные (типологические) особенности субъекта;

         фактор времени;

         характер потребностей;

         уровень умственного развития человека и его способность интегрировать различные элементы информации в целое (способность к целостной оценке ситуации) и т. д. [9].

2. Эмоциональные явления

Разные авторы предлагают различные классификации эмоциональных явлений (рис. 8.2).

Р. М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс [9].

Рис. 8.2. Эмоциональные явления

Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Аффект полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

Собственно эмоции – достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В отечественной психологии чувства рассматриваются как отражающую социальную природу человека и складывающиеся как значимые отношения к окружающему миру.

Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Кроме вышеперечисленных, разные авторы как наиболее важные эмоциональные переживания выделяют еще страсть и стресс.

Страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание.

Стресс – представляет собой особую форму эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психологических сил.

Для организма, находящегося в состоянии стресса, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:

1)      реакция тревоги;

2)      сопротивление;

3)      истощение [9].

По мнению Г. Селье (см. «Общий адаптационный синдром»), стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности.

6 стр., 2860 слов

31. Общая характеристика эмоций человека. Теории эмоций

... этом субъективность и непроизвольность эмоций. С помощью эмоций человек осознаёт свои потребности. При достижении какой-то определённой цели, человек испытывает положительные эмоции (радость) или отрицательные ... зрения, которые находили отражение в соответствующих теориях. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина В основу книги «Выражение эмоций у человека и животных» Чарльз Дарвин вложил эволюционный ...

3. Теории эмоций

Теории происхождения эмоций весьма многочисленны. Рассмотрим некоторые из них.

Биологическая (п. К. Анохин)

Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида [7].

Информационная теория эмоций (п. Б. Симонов)

По мнению П. В. Симонова, эмоции рассматриваются как производное от качества и интенсивности актуальной потребности и вероятностной характеристики среды.

Эта зависимость выражается формулой

Э = П (Ис – Ин),

где       Э – эмоция, ее сила и знак;

П – величина актуальной потребности;

Ис – информация, существующая в данный момент времени;

Ин – информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности.

Таким образом, если П = 0, то есть потребность отсутствует, то эмоции не возникают;

в случае, если Ис = Ин, человек обладает всей необходимой для удовлетворения потребности информацией, эмоции также не возникают (человек просто удовлетворяет насущную потребность).

Эмоция достигает максимальных значений при отсутствии информации, при этом она имеет отрицательный знак (всем знакомо состояние страха, тревоги перед неизвестностью, или состояние неудовольствия в случае невозможности удовлетворения пищевой потребности).

При избытке информации, когда Ис > Ин, возникают положительные эмоции, либо успокоение, расслабление.

Таким образом, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от этого испытывает различные эмоции, которые осуществляют регуляцию поведения [2].

Генерализованный адаптационный синдром (г. Селье)

По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней.

Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека [5].

Феноменологическая теория эмоций (Жан-Поль Сартр)

Феноменологически положительные эмоции имеют врожденные характеристики, которые склонны усиливать чувство благополучия, поддерживать его и побуждать к нему. Они облегчают взаимодействие с людьми, а также понимание ситуаций и связей между объектами. Отрицательные эмоции ощущаются как вредные и трудно переносимые и не способствуют взаимодействию [9].

Теория дифференциальных эмоций (к. Изард)

Согласно данной теории, эмоции образуют одну из основных мотивационных систем человека.

Аффект, рожденный из опыта или внутреннего субъективного поля, ведет к возникновению мотивации, направляющей поведение. Теория дифференциальных эмоций исходит из первичности аффективного момента в познании, т. е. предполагается, что когнитивная система включается непосредственно после начала эмоционального процесса. При этом в теории выделены отдельные эмоции, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы.

Эта теория имеет в своей основе пять ключевых допущений:

1.       Девять??? фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования.

2.       Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами.

3.       Фундаментальные эмоции, такие, как радость, печаль, гнев и стыд, ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.

4.       Эмоции взаимодействуют между собой – одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую.

5.       Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние [5].

Периферическая теория эмоций (Джеймса-Ланге)

Джеймс и независимо от него Ланге предложили “периферическую” теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением – осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем.

Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное. То есть сначала в результате возникновения ощущения эмоциогенный сигнал действует на мозг, включает определенное поведение, а затем идет ответная реакция, вызывающая эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим» [2].

Концепция р. С. Лазаруса

В концепции подчеркивается зависимость возникновения эмоций от познавательной оценки ситуации. Согласно Р. С. Лазарусу, эмоции возникают в результате взаимодействия двух процессов когнитивной оценки:

первичной, оценивающей значение воздействия или ситуации для индивида, например, их опасность, и

вторичной, определяющей возможности его действий. Например, страх является реакцией на невозможность избежать воспринимаемую опасность [1].

Модифицированная периферическая теория эмоций (э. Клапаред)

Согласно этой теории, уже изначальная оценка ситуации (по Р. С. Лазарусу – первичная) осуществляется при помощи умеренных и полезных чувств, вслед за которыми в результате уточнения возможностей действия могут возникнуть эмоции: «Общепринятое мнение о том, что страх часто возникает уже после осознания опасности той ситуации, в которой мы находимся, является верным. Только это осознание не сводится к чисто интеллектуальному суждению. Согласно этой теории, оно состоит в “чувстве опасности”. Поэтому будем говорить, что эмоция страха следует за чувством опасности; это случается тогда, когда мы оказываемся не в состоянии убежать или защитить себя естественным путем» [1; 2].

4. Виды чувств

Чувства являются одной из основных форм переживаний и отличаются от эмоций относительной устойчивостью.

Чувства связаны не только с потребностями, но и со знаниями человека и определяют направленность личности.

Особую группу составляют высшие чувства.

Нельзя получить необходимого представления об эмоциональной сфере человека, если не знать о его высших чувствах. Высшие чувства выражают духовный мир человека и выявляют его личность. Формируются в процессе онтогенеза и социализации личности.

К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства [8].

Моральные чувства. К ним относят чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом.

К области моральных чувств относятся

сочувствие;

чувство доброжелательности к людям;

негодования по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка;

чувство товарищества;

чувство дружбы.

Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее.

Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности.

Это чувство

удивления,

чувство сомнения,

чувство уверенности,

чувство удовлетворения.

Эстетические чувства. В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Это обстоятельство становится основой для возникновения эстетических чувств.

Праксические чувства. Связаны с областью человеческой практики (в самом широком смысле слова), т. е. разнообразными формами деятельности человека, как его эмоциональное отношение к ней.

Поскольку праксические чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, то они характеризуются различным содержанием и различной степенью интенсивности переживания.

Различия в сфере праксических чувств определяются характером (положительным или отрицательным) эмоциональной окраски осуществляемой деятельности [2].

Резюме

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека.

Среди эмоциональных явлений выделяют аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.

Теории происхождения эмоций весьма многочисленны и направлены на выявления вопроса о происхождении эмоций.

Высшие чувства выражают духовный мир человека и выявляют его личность. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Вопросы и задания для самопроверки:

1.       Назовите основные функции эмоций.

2.       Дайте характеристику физиологических основ эмоций и чувств.

3.       Назовите общие закономерности и различия эмоций и чувств.

4.       Является ли знание о физиологических изменениях в организме достаточным для определения эмоционального состояния человека?

5.       По каким критериям эмоциональные явления разделяются на аффекты, собственно эмоции, чувства и настроения?

6.       Какие высшие чувства вы знаете?

7.       Охарактеризуйте основные теории эмоций.

Библиографический список

1.       Психология эмоций: хрестоматия / авт.-сост. В. К. Вилюнас. – М., 2004.

2.       Вилюнас, В. К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1984.

3.       Гамезо, М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М., 2001.

4.       Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 2004. – Т. 1.

5.       Изард, К. Е. Психология эмоций / К. Е. Изард. – СПб., 2006.

6.       Психология: учеб. для гуманит. вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб., 2006.

7.       Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.

8.       Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко; под общ. ред. Э. А. Юсупянц. – 12-е изд. – Ростов н/Д, 2005.

9.       Первушина, О. Н. Общая психология: Метод. указания / О. Н. Первушина. – Новосибирск, 1996.

10.   Хьелл, Ларри А. Теории личности = Personality theories: учеб. пособие для вузов / Ларри А. Хьелл, Дэниел Дж. Зиглер. – 3-е изд. – М. [и др.], 2003. – (Мастера психологии).