Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе

Теория и методика воспитания

Целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определенных социально значимых качеств личности, взглядов и убеждений, называется воспитание.

 

В узком смысле воспитание рассматривается как …

· специально организуемая деятельность педагога и воспитанника по реализации целей образования в условиях педагогического процесса

· общественное явление, воздействие общества на личность

· непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза

· систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности

 

Результатом процесса воспитания является воспитанность личности.

 

К особенностям воспитательного процесса не относится

· экономичность

· непрерывность

· комплексность

· вариативность

 

Установление взаимосвязи ценностей и целей воспитания осуществляется с учетом позиций аксиологического подхода к воспитанию.

 

Сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств называется самовоспитание.

 

Самоанализ, самоотчет и самоконтроль являются необходимыми компонентами самовоспитания.

 

Перестройка неправильно сложившихся взглядов, суждений учащихся, преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих формирование личности, происходит в процессе перевоспитания.

 

Наука, предметом изучения которой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания, называется этнопедагогика.

13 стр., 6094 слов

Педагогический аспект воспитания творческой личности

... процессы, воссоздающее и творческое воображение, фантазия) качеств, способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности ЛИЧНОСТИ". ... сущность воспитания творческой личности. Объект ? процесс воспитания творческой личности. Предмет ? педагогический аспект воспитания творческой личности. ... нужно содействовать его формированию и развитию. Он ...

 

Единство национального сознания и национального своеобразия педагогической деятельности является основным принципом такой науки, как этнопедагогика.

 

Обосновывая идею национального своеобразия воспитания, К.Д. Ушинский сформулировал принцип народности воспитания.

 

Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям называется толерантностью.

 

Социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, называется патриотизм.

 

Движущими силами процесса воспитания являются противоречия.

(Педагогическое противоречие – несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе педагогической практики между устаревшими педагогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания)

 

Противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования относится к движущим силам воспитания.

(Движущими силами воспитания являются также объективные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения, регулируемыми педагогом. Разрешение этих противоречий через активность самого школьника способствует его развитию)

 

Объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами процесса воспитания называются …

· закономерностями

· методами воспитания

· принципами

· формами организации воспитания

 

В основе закономерностей процесса воспитания лежат …

· устойчивые объективные связи между педагогическими явлениями и процессами

· противоречия между требованиями к воспитаннику и его реальными возможностями

· принципы организации воспитания

· индивидуальные и возрастные особенности учащихся

 

Взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания относится к … процесса воспитания.

· внутренним закономерностям

· внешним закономерностям

· принципам

· педагогическим правилам

 

Взаимосвязь процессов воспитания, самовоспитания и развития личности относится к … воспитания.

· внутренним закономерностям

· внешним закономерностям

· принципам организации

3 стр., 1146 слов

Закономерности нравственного развития личности

... исследователей; 2. определить структуру нравственного сознания личности; 3. проанализировать закономерности нравственного развития личности. Гипотеза исследования: структура нравственного сознания имеет ... – СПб.: Питер, 2003. – 720 с. 21. Медушевский, Вячеслав Вячеславович. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства [Текст] / В.В. Медушевский // Преподаватель. – 2001. – ...

· целям

 

Взаимосвязь коллектива и личности в воспитательном процессе относится к … воспитания.

· внутренним закономерностям

· внешним закономерностям

· принципам организации

· целям

 

Закон … утверждает, что изменения, происходящие с педагогом и воспитанником в рамках воспитательного взаимодействия, всегда обоюдны.

· со-трансформации педагога и воспитанника

· целостного развития человека

· развития через преодоление

· возрастания потребности в значимом другом

 

Исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам, называются … воспитания.

· принципами

· законами

· закономерностями

· правилами

 

Принципы воспитания вытекают из … воспитания.

· закономерностей

· методов

· целей

· содержания

 

Поощрение разумной инициативы и активности воспитанников является важнейшим условием реализации принципа …

· деятельностного подхода в воспитании

· опоры на положительное в личности

· сочетания высокой требовательности к воспитаннику с уважением к нему

· культурологического подхода в воспитании

 

Подход к воспитаннику с «оптимистической гипотезой», верой в его возможности, создание ситуации успеха основывается на принципе …

· воспитания с опорой на положительные качества человека

· учета возрастных и индивидуальных особенностей

· воспитания в коллективе и через коллектив

· связи воспитания с жизнью и трудом

 

Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность, учет его интересов и индивидуальных предпочтений являются условиями реализации принципа …

· гуманистической ориентации воспитания

· природосообразности воспитания

· воспитания в коллективе и через коллектив

· связи воспитания с жизнью

(Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрение, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка)

12 стр., 5810 слов

Влияние личности педагога на воспитательный процесс

... человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона процесса. В состав динамической системы «воспитательный процесс» входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а ...

 

Важнейшим условием реализации принципа воспитания в коллективе и через коллектив является …

· определение перспектив развития коллектива, объединяющих всех воспитанников

· побуждение детей к самовоспитанию

· принципиальное и последовательное предъявление к воспитанникам педагогических требований

· единство взглядов всех педагогов, работающих в детском коллективе

 

Ограничение воспитательного пространства рамками школы, преобладание просветительских форм воспитания свидетельствуют о несоблюдении принципа …

· связи воспитания с жизнью

· культуросообразности воспитания

· опоры на положительное в личности воспитанника

· единства воспитательных воздействий

 

Одновременная реализация всех принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса обусловлена таким требованием к их применению, как …

· комплексность

· равнозначность

· обязательность

· вариативность

 

Описание и разработку основных направлений воспитания (нравственного, трудового, гражданского, физического, экологического, эстетического и т.д.) включает в себя содержательный компонент процесса воспитания.

 

Технология организации воспитательной деятельности и взаимодействия участников воспитательного процесса относится к … компоненту воспитания.

· оценочно-результативному

· целевому

· содержательному

· оценочно-содержательному

(Оценочно-результативный компонент воспитательного процесса предполагает проверку, оценку и анализ результатов воспитания. Целевой компонент воспитательного процесса включает определение целей и задач воспитания. Содержательный компонент педагогического процесса включает разработку содержания воспитания и его основных направлений (нравственного, трудового, гражданского, физического, экологического, эстетического и т.д.))

 

Совместное с воспитанником определение его интересов, ценностных установок, способов преодоления затруднений в его саморазвитии называется педагогическим(-ой) …

· поддержкой

· сопровождением

· руководством

7 стр., 3238 слов

ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ...

... и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к ... характеризующихся, в частности, возрастанием влияния средств массовой информации с одновременным оттеснением таких воспитательных сред, как семья и школа. С другой стороны, культурное содержание именно ...

· консультированием

(Поддержка в сравнении с сопровождением эпизодична. Гуманитарное воспитание предполагает оказание поддержки воспитаннику в его интеллектуальном развитии, оформлении мотивации, формировании адекватной самооценки, формировании саморегуляции, развитии творческих способностей)

 

К субъектам деятельности воспитательной системы относятся …

· педагоги

· учащиеся

· учреждения культуры

· социум

 

Компонентами педагогической системы являются …

· цели и деятельность, обеспечивающая реализацию этих целей

· субъекты деятельности и отношения, возникающие между ними

· знания, умения, навыки учащихся

· авторитарное управление

 

Важнейшими компонентами воспитательной системы являются …

· среда воспитательной системы

· отношения между субъектами воспитательной системы

· традиционные технологии обучения и воспитания

· авторитарный характер воспитания

 

На этапе становления воспитательной системы происходит …

· формирование концепции воспитательной системы

· создание воспитательного коллектива школы

· рождение коллективных традиций

· развитие системы самоуправления

 

Соотнесите функции воспитательной системы и их характеристики.

1. Интегрирующая — систематизация несогласованных воспитательных воздействий

2. Регулирующая — упорядочение воспитательного процесса

3. Развивающая — обеспечение динамики воспитательной системы

4. Защитная — обеспечение социальной защиты

 

Развивающая функция воспитательной системы обеспечивает …

· оптимальное функционирование системы

· постоянное совершенствование системы

· упорядочение воспитательных воздействий

· обеспечение социальной защиты воспитанников

 

Управление воспитательной системой может быть реализовано через такие органы, как …

4 стр., 1597 слов

Формирование трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

... Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. ... Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения ...

· общее собрание

· совет дела

· коммунарский сбор

· совещание при директоре

· педагогический консилиум

 

Механизм функционирования воспитательной системы включает …

· управление и самоуправление системой

· системообразующие виды деятельности

· показатели эффективности воспитательной системы

· цели и задачи воспитательной системы

 

По типу организации воспитания воспитательные системы традиционно делятся на …

· авторитарные

· гуманистические

· традиционные

· инновационные

 

Основы теории воспитательных систем были заложены …

· Л. И. Новиковой

· В. А. Караковским

· Я. А. Коменским

· К. Д. Ушинским

 

Примерами авторских воспитательных систем являются системы, созданные …

· В.А. Сухомлинским

· А.С. Макаренко

· И. Гербартом

· П.Ф. Каптеревым

 

К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …

· высокий авторитет школы среди учащихся и их родителей

· наличие традиций, прочность связи поколений

· консервативный подход к выбору методов и форм воспитания

· авторитарный характер воспитания

 

К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …

· сложившийся образ школы

· благоприятный психологический климат школьного сообщества

· авторитарный стиль управления

· изолированность воспитательной системы от влияния социума

 

К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …

· образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы

· психологический климат

24 стр., 11693 слов

Работа заместителя командира роты по воспитательной работе по ...

... командира роты по воспитательной работе (ЗКРВР) в формировании готовности подразделения к ... нормы и установки в соответствии с общечеловеческими ценностями, высокие ... имеет возможность для патриотического воспитания воинов, воспитания у них интереса ... систему комплектования, в связи с этим изменилась система боевой подготовки и подготовка к ведению боевых действий, а также возросла роль воспитательных ...

· мероприятийный характер деятельности

· авторитарный характер управления

 

Основные направления воспитания

 

К задачам физического воспитания относится …

· развитие потребности, интереса, эмоционально-ценностного отношения к укреплению своего здоровья

· формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

· формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду

· выработка нравственных привычек

 

Задачей эстетического воспитания является …

· развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты

· развитие стремления быть бодрым, доставлять радость себе и другим

· формирование гигиенических навыков

· формирование научного мировоззрения

 

Художественные и литературные произведения: музыка, искусство, кино, театр, народный фольклор – являются средствами … воспитания.

· эстетического

· этического

· нравственного

· интеллектуального

 

Художественные и литературные произведения, музыка, искусство, кино, театр, народный фольклор используются в процессе …воспитания.

· эстетического

· физического

· трудового

· экономического

 

Способность личности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве является результатом … воспитания.

· эстетического

· нравственного

· интеллектуального

· этического

 

Формирование законопослушного поведения является одной из задач … воспитания.

· правового

· экологического

· нравственного

· интеллектуального

 

Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности является целью …

· самообразования

· обучения

7 стр., 3231 слов

Глава 2. Влияние трудового обучения в формировании личности учащихся

... воспитания. В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, ... с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств. Трудовое ... личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. В этом смысле оно выступает как общая цель воспитания. Для школьного воспитания необходимо, чтобы этот идеал был конкретизирован в соответствии ...

· интеллектуального воспитания личности

· самоопределения

 

Целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений составляет сущность … воспитания.

· этического

· эстетического

· гражданского

· интеллектуального

 

Формирование знания о природе и гуманного, ответственного отношения к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности является задачей … воспитания.

· экологического

· нравственного

· гражданского

· духовного

 

Экологическое воспитание …

· ориентирует человека на бережное отношение к природе

· предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье

· ориентировано на уважительное отношение к правам человека

· направлено на формирование бережливости, предприимчивости, расчетливости

 

Сообщение знаний о морали и формирование отношения к ней как к общечеловеческой ценности составляют цель … воспитания.

· нравственного

· интеллектуального

· социального

· гражданского

 

Регулярное нарушение учащимся школьной дисциплины свидетельствует о недостатках в его … воспитании.

· нравственном

· интеллектуальном

· трудовом

· правовом

 

Важным педагогическим условием трудового воспитания является …

· сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности

· приоритет общественной значимости труда над личными интересами воспитанника

· возможность использования трудовой деятельности как эффективного приема наказания воспитанника

· обязательность материального вознаграждения

 

Важным педагогическим условием трудового воспитания является …

· доступность и посильность труда

· приоритет общественной значимости труда над личными интересами воспитанника

· возможность использования трудовой деятельности как эффективного приема наказания воспитанника

2 стр., 606 слов

Установите соответствия между возрастом и стадиями развития психики и речи

... концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость, объем В) типизация, агглютинация, гиперболизация Установите соответствия между последовательностью развития мышления в онтогенезе и формами мышления ... знаков, являющаяся средством человеческого общения, мыслительной деятельности, передачи накопленного культурно-исторического опыта, способом выражения самосознания личности, - это: А) речь Б) ...

· коллективный характер труда

 

К приемам трудового воспитания относятся …

· показ

· указание на ошибку

· беседа

· упражнение

 

Из содержательной основы трудового воспитания школьников исключается … труд.

· педагогический

· учебный

· общественно полезный

· производительный

 

Профессиональная ориентация является одной из задач … воспитания личности.

· трудового

· нравственного

· гражданского

· правового

 

Временные и постоянные домашние поручения, дежурство по классу и в школе относятся к методам … воспитания.

· трудового

· нравственного

· социального

· гражданского

 

Профессиональное просвещение как часть профессиональной ориентации предполагает …

· ознакомление учащихся с миром профессий

· изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии

· выдачу рекомендаций и советов по профессиональному определению

· процесс приспособления молодых людей к требованиям профессии

 

Формирование стиля мышления воспитанников, соответствующего принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления, является целью … воспитания.

· экономического

· нравственного

· гражданского

· трудового

 

В отечественной педагогике существенный вклад в развитие теории и практики гражданского воспитания внес …

· В. А. Сухомлинский

· П. Ф. Каптерев

· М. Н. Скаткин

· С. Т. Шацкий

 

Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность

Установите соответствие между терминами и их определениями.

1. .Методы воспитания — способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач

2. Методический прием — элемент (часть, деталь) метода воспитания

3. Средства воспитания — конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, наглядные пособия, которые используют в реализации того или иного метода

4. Классификация методов воспитания — выстроенная по определенному признаку система методов

 

Установите соответствие между терминами и их определениями.

1. Педагогическая технология (в воспитательной работе) — система последовательных и конкретных действий и операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми

2. Педагогическая техника — комплекс умений педагога владеть собой, своим эмоциональным состоянием и внешним поведением

3. Методика воспитательной работы — отрасль теории воспитания, прикладная научная дисциплина, изучающая методы и формы организации воспитательной работы

 

Соотнесите формы, методы и средства воспитания с их определениями:

1. Формы воспитания — классный час, литературная гостиная, праздник

2. Методы воспитания — беседа, пример, поручение

3. Средства воспитания — книга, слово педагога, видеофильм

 

Соотнесите формы, методы и средства воспитания с примерами их реализации:

1. Формы воспитания – классный час «В мире профессий»

2. Методы воспитания – награждение ученика за активное участие в спортивной жизни школы

3. Средства воспитания — стенд «Наши выпускники»

 

Установите соответствие между формами, методами и средствами воспитания и примерами их реализации.

1. Формы воспитания – концерт «Голоса весны»

2. Методы воспитания – инструктаж по технике безопасности при работе на пришкольном участке

3. Средства воспитания — гимн школы

 

Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.

1. Диспут — специальный метод воспитания, предполагающий обязательное столкновение противоречивых мнений

2. Дискуссия — состоит из краткого выступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера

3. Лекция — систематизированное изложение проблемы

 

Установите соответствие методов формирования сознания личности и их определений:

1. Рассказ — небольшое по объему связное изложение событий, содержащих иллюстрацию или анализ нравственных понятий и оценок

2. Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок

3. Дискуссия — коллективное обсуждение какой-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа

 

Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.

1. Общественное мнение — выражение группового требования

2. Упражнение — многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения

3. Педагогическое требование — предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций

 

Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.

1. Педагогическое требование — предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах

2. Воспитывающая ситуация — обстоятельство затруднения, выбора, толчка к действию, может быть специально организовано воспитателем

3. Наказание — выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения

 

Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.

1. Внушение — воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему

2. Поручение — исполнение учеником какого-либо дела

3. Поощрение — выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы

 

Установите соответствие между группами средств воспитания и основаниями для их классификации.

1. Пример, образец, идеал, норма — выполняют для воспитанника ориентирующую и демонстрационную функцию

2. Требование, контроль, наказание — ограничивают или корректируют активность воспитанника

3. Похвала, поощрение — служат для подкрепления и развития социально продуктивных моделей поведения

 

Установите соответствие методов стимулирования деятельности и поведения и их определений:

1. Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния

2. Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков

3. Соревнование — модификация метода воспитывающих ситуаций, которая способствует формированию качеств конкурентоспособной личности

 

Установите соответствие между средствами воспитания их функциями.

1. Функция наглядности- экспонат школьного музея

2. Функция инициирования — девиз школы

3. Инструментальная функция — школьный сайт

 

Установите соответствие между описаниями и типами форм воспитательной работы по количеству участников.

1. Беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником — индивидуальные

2. Несколько участников находятся в непосредственном контакте — групповые

3. Несколько классов, школа, район проводят праздники, конференции, слеты — массовые

 

Установите соответствие между формами воспитательной работы и их характеристиками.

1. Мероприятие — массовая, организованная воспитателем, форма работы,где немногие проявляют активность, а большинству отводится роль зрителя-слушателя

2. Воспитательное дело — основано на общих интересах и потребностях участников, направлено на решение значимой для жизни коллектива проблемы

3. Событие — некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает участникам выход за пределы существующего жизненного опыта

 

Установите соответствие форм организации воспитания и их характеристики:

1. мероприятие — события в коллективе, организуемые педагогами с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников

2. дело — общая работа, важные события, осуществляемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо

3. игра — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения

 

Установите соответствие форм организации воспитания и их характеристик:

1. концерт — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров

2. линейка — ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке

3. экскурсия — форма воспитания, основанная на изучении различных предметов и явлений в естественных условиях, в музеях, на выставках

 

Соотнесите направления воспитания и соответствующие им формы организации воспитательного процесса

1. нравственное воспитание — акция милосердия «От сердца к сердцу»

2. гражданское воспитание — конкурс плакатов «Недаром помнит вся Россия…»

3. эстетическое воспитание — экскурсия в картинную галерею

 

Соотнесите направления воспитания и соответствующие им формы организации воспитательного процесса

1. эстетическое воспитание — экскурсия «История страны на полотнах русских художников»

2. экологическое воспитание — акция «Сохрани ель!»

3. этическое воспитание — классный час «Поговорим о воспитанности»

 

Установите соответствие между направлениями воспитания и соответствующими им методами воспитания.

1. Гражданское воспитание – рассказ учителя о подвиге защитников Брестской крепости

2. Физическое воспитание – упражнение, направленное на развитие двигательных навыков

3. Нравственное воспитание — требование педагога, предъявляемое к дисциплине учащихся

 

Установите соответствие между видами внеурочной деятельности и их характеристиками.

1. Познавательная — служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей

2. Общественная — предполагает участие школьников в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в различных ученических объединениях

3. Досуговая — обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение

 

Коллектив как объект и субъект воспитания

Объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления, называется …

· коллективом

· группой

· союзом

· единением

 

Коллективизм – это …

· чувство солидарности с группой, осознание себя частью, готовность к действиям в пользу группы и общества

· важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности

· совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни

· форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение

 

Чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества называется …

· коллективизмом

· конформизмом

· толерантностью

· нонконформизмом

 

Главным условием жизни и движения коллектива вперед является наличие …

· целей

· актива

· органов самоуправления

· традиций

 

Сущностной характеристикой детского коллектива не является …

· отсутствие отношений ответственной зависимости

· наличие общей социально значимой цели

· наличие общей совместной деятельности

· наличие общего выборного руководящего органа

 

Согласно закону параллельного действия …

· члены коллектива сами корректируют поведение товарищей и способны воспитывать новичков

· члены коллектива создают несколько активов в рамках одного коллектива

· члены коллектива входят в другие группы-членства

· члены коллектива считаются как с мнением педагога, так и с мнением лидеров группы

 

Проявление закона параллельного действия и создание условий для личностного развития каждого воспитанника характерно для третьей стадии развития детского воспитательного коллектива.

 

На третьей стадии своего развития детский воспитательный коллектив …

· становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию

· характеризуется увеличением численности актива

· подчиняется только требованиям педагога

· превращается в объект воспитания

 

Теория детского воспитательного коллектива была разработана …

· А. С. Макаренко

· Ю. К. Бабанским

· П. Ф. Каптеревым

· Д. Дьюи

 

Важнейшим механизмом развития детского воспитательного коллектива является, по определению А.С. Макаренко, …

· традиция

· либеральный стиль педагогического руководства

· авторитет актива

· создание пионерской организации

 

В основе организации перспективных устремлений воспитанников лежит (-ат) …

· закон движения коллектива

· закон параллельного действия

· традиции, сложившиеся в коллективе

· принцип опоры на положительное в личности воспитанника

(Закон движения коллектива сформулирован А.С. Макаренко. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную)

 

Цели, определяющие развитие детского воспитательного коллектива, были названы А.С. Макаренко …

· перспективами

· идеалами

· коллективными делами

· традициями

 

В основу планирования деятельности детского воспитательного коллектива А.С. Макаренко была положена …

· система перспективных линий

· авторитарный стиль педагогического воздействия

· метод «педагогического взрыва»

· принцип параллельного действия

 

В формировании нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработке ценностей, привычек, характера заключается … функция коллектива.

· воспитательная

· организационная

· стимулирующая

· развивающая

 

Реализуя организационную функцию, детский коллектив становится …

· субъектом управления своей общественно полезной деятельностью

· носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений

· стимулом всех общественно полезных дел

· фактором, побуждающим детей к самовоспитанию

 

Нижним уровнем формирования коллектива является группа- …

· конгломерат

· ассоциация

· кооперация

· автономия

 

Основными характеристиками группы-автономии являются …

· противостояние остальным коллективам

· внутреннее единство в деятельности и отношениях детей

· формирование у членов группы чувства общности

· сосредоточение только на интересах группы (групповой эгоизм)

 

Первичный коллектив – это группа …

· детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте

· детей-первоклассников

· детей, которые являются единственными детьми в своих семьях

· детей, которые встретились единственный раз в своей жизни

 

Школьный класс является … коллективом.

· первичным одновозрастным

· вторичным одновозрастным

· первичным разновозрастным

· вторичным разновозрастным

(Школьный коллектив является первичным одновозрастным детским воспитательным коллективом. При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными)

 

Структура коллектива может быть определена таким методом исследования, как …

· социометрия

· беседа

· шкалирование

· анализ продуктов деятельности воспитанников

 

 

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности

 

Установите соответствие между основными функциями семьи и их характеристиками.

1. Репродуктивная — рождение детей

2. Хозяйственно-экономическая — ведение общего хозяйства и бюджета

3. Коммуникативная — организация внутрисемейного общения

 

Установите соответствие между основными функциями семьи и их характеристиками.

1. Воспитательная — создание условий для формирования личности каждого члена семьи

2. Рекреативная — организация досуговой деятельности

3. Нравственно-психологического обеспечения — создание благоприятного климата в семье

 

Удовлетворение членами семьи потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите относится к … функции семьи.

· психотерапевтической

· репродуктивной

· хозяйственно-бытовой

· экономической

 

Физическое, эмоциональное и умственное развитие ребенка в семье является результатом реализации … функции семьи.

· социализирующей

· репродуктивной

· хозяйственно-экономической

· психотерапевтической

 

Установите соответствие между типами семей и их характеристиками.

1. Патриархально-модернизированный тип — характеризуется жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти, ориентирован на средне- и многодетность

2. Детоцентрический тип — характеризуется гипертрофированным чувством долга родителей по отношению к своим детям, ориентирован на малодетность

3. Супружеский тип — характеризуется гармоничной деятельностью внутри семьи, где отношения родители-дети опираются на принципы взаимоуважения и дружбы

4. Материнский тип — безбрачная форма семьи, характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка

 

Установите соответствие между типами семей и основаниями, по которым их классифицируют.

1. В зависимости от количества детей — бездетные, однодетные, малодетные, многодетные

2. В зависимости от состава семьи — однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные

3. В зависимости от структуры семьи — полные, неполные, внебрачные

 

Установите соответствие между типом семьи и его характеристикой.

1. Простая семья — представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке

2. Расширенная или сложная семья — включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством

3. Неполная семья — представляет собой семью, в которой один из супругов отсутствует

 

Установите соответствие между деструктивным типом семьи и его характеристикой.

1. Семья – «третий лишний» — родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью

2. Семья – «театр» — отношения строятся на игре и эффекте

3. Семья – «санаторий» — супруги все время проводят вместе и пытаются удержать около себя детей

 

Установите соответствие между деструктивным типом воспитания в семье и его характеристикой.

1. Воспитание по типу Золушки — родители относятся к своему ребенку чрезмерно придирчиво

2. Воспитание по типу кумира семьи — выполняются все требования детей

3. Воспитание по типу кронпринципа — обнаруживается чаще всего в зажиточных семьях, где родители заняты преимущественно собой, своей карьерой

 

Установите соответствие между типичными ролями детей в проблемных семьях и их характеристиками.

1. «Козел отпущения» — ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают по отношению друг к другу

2. «Любимчик» — эмоциональный вакуум между родителями заполняется преувеличенной заботой о ребенке

3. «Беби» — ребенку раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от него ничего не зависит

4. «Примиритель» — ребенок, рано включающийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты

 

Повышенное, обостренное внимание и забота, чрезмерная опека и мелочный контроль поведения ребенка, запреты и ограничения являются признаками такого стиля семейного воспитания, как …

· гиперопека

· авторитарный стиль

· гипопротекция

· демократический стиль

 

Тотальный контроль за поведением ребенка, стремление полностью подчинить его влиянию взрослых характерно для … стиля воспитания.

· авторитарного

· демократического

· либерального

· гуманистического

 

Для демократического стиля воспитания характерна(-но) …

· поощрение личной ответственности и самостоятельности ребенка

· повышенное, обостренное внимание и чрезмерная опека

· эмоциональное отвержение ребенка

· завышенная оценка родителями способностей ребенка

 

Установите соответствие между основными направлениями работы педагогов с семьей школьника и их характеристиками.

1. Информирование — педагог способствует полному информированию родителей о ребенке, программах и методиках его обучения и воспитания в образовательном учреждении

2. Корректировка семейного воспитания — педагог способствует развитию особых способностей ребенка, профилактике и преодолению вредных привычек и вредного влияния семьи

3. Взаимодействие с общественными организациями родителей — педагог взаимодействует с родительским комитетом, школьным Советом, Советами по месту жительства и на предприятиях

 

Установите соответствие между видами педагогической помощи семье и их характеристиками.

1. Образовательная — помощь семье в обучении и воспитании детей

2. Психологическая — поддержка семьи и коррекция

3. Посредническая — помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания

 

К личностным ресурсам семьи, определяющим характер семейного воспитания, не относится(-ятся) …

· жилище и соседство

· состав семьи

· уровень и вид образования членов семьи

· отношение старших к младшим

 

К материальным ресурсам, значимым для полноценного семейного воспитания, не относится …

· регулярное материальное вознаграждение детей

· доход на каждого члена семьи

· продуманное питание

· наличие у младших персональной территории в жилище

 

Исходные, руководящие идеи, нормативные требования к организации воспитания в семье называются … семейного воспитания.

· принципами

· методами

· стилем

· функциями