6.Судебно-психологическая экспертиза

МЧС России

Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы

Кафедра психологии и педагогики

Методическая разработка

для проведения семинара

по дисциплине «Юридическая психология»

по специальности: 030501.65 «Юриспруденция»

Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза

Рассмотрена и утверждена на

заседании кафедры

психологии и педагогики

Протокол № ____ от

«___» _________ 2010 г.

Санкт-Петербург

2010

  1. Цели и задачи

1. Закрепить знания, полученные на лекции.

2. Познакомить со спецификой судебно-психологической экспертизы.

3. Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию и прививать интерес к дисциплине.

  1. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

  1. Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения.
  2. Методологические основы судебно-психологической экспертизы.
  3. Подготовка, назначение, использование судебно-психологическая экспертиза.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

170

50

60

60

5

Литература

  1. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2004.

  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2001.
  3. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М, 2006.

Учебно-материальное обеспечение

1.Мультимедийный проектор;

2.Информационные слайды;

Методические рекомендации преподавателю

по подготовке и проведению семинара

Во вводной части занятия (5 мин) Проверяю готовность группы и учебной аудитории к занятию. Объявляю тему и цели семинара, последовательность заслушивания сообщений и обсуждение учебных вопросов. После объявления темы и целей семинара целесообразно провести краткий контрольный опрос, обращая внимание, что задачей судебно-психологической экс­пертизы является научно обоснованная диаг­ностика непатологических психических анома­лий индивида. Экспертиза проводится посредством мето­да тестов. Наиболее распространенными являются следующие: оценка интеллекта, при помощи которой вы­является уровень интеллекта у испытуемого и умение им пользоваться; личностный опрос, который выявляет психосоматические и неврологические наруше­ния, а также психопатические типы поведе­ния испытуемого; метод беседы. Основной процессуальной формой исполь­зования специальных психологических позна­ний является судебно-психологическая экс­пертиза и комплексные с нею виды судебных экспертиз. Затем изложить последовательность обсуждения учебных вопросов и заслушивания докладов.

При обсуждении первого учебного вопроса (50 мин) «Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения» необходимо начать, что предметом исследования СПЭ являются психические процессы, состояния, свойства психически здоровых лиц, участвующих в уголовном и гражданском процессах, особенности их психической деятельности, временные (не болезненные) изменения сознания под влиянием различных факторов, экспертная оценка которых имеет значение для установления объективной истины по делу. Общие основания для назначения любой экспертизы, в том числе СПЭ, для осуществления которой требуются специальные познания в уголовном процессе, в частности в области психологии, содержатся в ст. 195 УПК РФ.

Заслушивание сообщений курсантов и их последующего обсуждения.

При обсуждении второго учебного вопроса (60 мин) «Методологические основы судебно-психологической экспертизы» следует уделить внимание, что

Методологическую основу СПЭ составляют общепсихологические научные принципы:

  • принцип детерминизма;
  • принцип развития психики человека в единстве его сознания и деятельности;
  • принцип системности, предполагающий изучение его психической деятельности как единого целого.

Методика проведения СПЭ в каждом конкретном случае с учетом задач, которые ставятся перед ней правоохранительными органами, предполагает широкий выбор различных методов исследования. В компетенцию СПЭ входит исследование различных проявлений психики, психических процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подсудимых и т.д.), участвующих в уголовном, гражданском судопроизводстве, а также факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда.

Заслушивание сообщений курсантов и их последующего обсуждения.

При обсуждении третьего учебного вопроса (60 мин) «Подготовка, назначение, использование судебно-психологическая экспертиза» необходимо отметить, что качество и результативность СПЭ во многом определяются подготовительной работой, которая включает в себя следующие действия:

1. Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы. Следователь (суд), предвидя возможность проведения СПЭ, направляет усилия на получение объективной информации о личности обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения обстоятельств совершенного преступления.

2. Выбор эксперта. К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области психологии).

Экспертиза должна назначаться и проводиться своевременно, как только у следствия или суда возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, и достаточно полно собраны материалы, необходимые для составления заключения.

В заключительной части (5 мин) следует отметить, что СПЭ является важным средством получения доказательств — фактических данных о психологических особенностях, свойствах личности обвиняемого (подсудимой/го), потерпевшего, гражданского истца, свидетеля. С помощью СПЭ создаются необходимые условия для наиболее полного) исследования субъективной стороны преступления, объективной оценки показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых-(подсудимых), выявления обстоятельств, смягчающих наказание виновному, данных, характеризующих его личность а также для установления психологических причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Заслушивание сообщений курсантов и их последующего обсуждения.

Задание к семинару

Тема 6: «Судебно-психологическая экспертиза»

Цели:

1. Закрепить знания ,полученные на лекции.

2. Познакомить с спецификой судебно-психологической экспертизы.

3. Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию и прививать интерес к дисциплине.

Учебные вопросы:

  1. Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения.
  2. Методологические основы судебно-психологической экспертизы.
  3. Подготовка, назначение, использование судебно-психологическая экспертиза.

Перечень тем для сообщений (рефератов):

  1. Понятие комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
  2. Функции, роли и принципы взаимодействия экспертов – психиаторов и экспертов – психологов.
  3. Основные задачи и деятельность эксперт- психолога.
  4. Виды СПЭ.
  5. Назначение КСППЭ.
  6. Основные принципы взаимодействия экспертов-психологов и экспертов-психиаторов.

Время: 4 часа

Место: учебный класс

Задание и указания обучающимся по подготовке к семинару:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить следующие вопросы:

  1. Проанализировать правовую ситуацию на предмет необходимости и/или возможности производства психологической экспертизы;
  2. Написать психологический анализ личности по материалам уголовного дела;
  3. Проанализировать заключения эксперта-психолога, оценки научности и обоснованности его выводов;

При подготовке к первому вопросу необходимо повторить материалы лекции.

Для обсуждения второго, третьего вопроса требуется знать материалы лекции, самостоятельно изучить дополнительную литературу, быть готовым к контрольной работе.

Быть готовым в выступлениях не только пояснить основное содержание вопросов, но и использовать альтернативные концепции, воззрения научных школ.

Указания обучающимся по подготовке докладов:

При подготовке докладов целесообразно использовать дополнительную литературу (научные труды, статьи из журналов).

Вопросы для самоконтроля:
  1. Психологические познания
  2. Экспертиза социально-психологиче­ских особенностей
  3. Структура преступной группы

Литература:

  1. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2004.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2001.
  3. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М, 2006.

Руководитель занятия:

начальник кафедры психологии и педагогики

полковник вн. сл. Ю.Н. Соболев

6