МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ПРЕДМЕТ КАК НАУКИ

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебное пособие для высших учебных заведений Под редакцией профессора С.И. Григорьева

Глава вторая. Методология социальной работы

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ПРЕДМЕТ КАК НАУКИ

Для любой науки проблемы методологии являются актуальными. В философском энциклопедическом словаре методология определяется как «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [1].

Общий ход развития научного знания в современном обществе (как обществознания, так и человекознания), для которого характерны все большая гуманизация, выявляет особые объективные требования к наукам, изучающим проблемы общества и человека. Причем все чаще перед представителями таких наук, как социология, психология, социальная психология, встают общие проблемы, связанные с индивидом, группой, обществом, которые не могут быть решены только их усилиями.

Представление о способах и формах совместной жизни, единстве и соборности, общности и разнообразии жизнедеятельности населения, правомерности социальной дифференциации, о средствах защиты и «защитниках» возникли задолго до появления социальных теорий (социологических, правовых, политических и пр.).

И в дальнейшем обыденный уровень отражения социальной действительности опережает научно-теоретический. Между этими уровнями отражения часто возникают противоречия: сложившиеся стихийно на уровне обыденного отражения действительности непосредственно окружающей индивида представления могут не соответствовать социальной практике в целом. Например, представления о справедливости и несправедливости, зле и добре, красоте и безобразии, возникшие в одной социальной ситуации на определенном этапе развития общественных отношений могут претерпевать изменения как общественные ценности, подвергаться сомнению и даже отвергаться теоретическим сознанием, оценивающим их как заблуждение определенных социальных групп.

Так, в России причудливое сочетание традиций общинной жизни крестьян и крепостничества, самодержавного правления и тяги к воле, казачей и беглой вольницы на окраинах огромного государства, религиозности и ереси, свободомыслия и разнообразия природноклиматических и хозяйственно-экономических условий жизни породили немало противоречивых традиций социальной жизни и ее оценок, наиболее распространенных воззрений о том, как надо жить, какими средствами защищаться, поддерживать слабых и убогих.

3 стр., 1202 слов

Группа как основа социальной организации.Эффективность работы рабочих групп

... ей самой целей. Изучение проблемы работы групп и методов работы с группами становится все более актуальным как в личностном, так и в социальном аспекте, что обусловлено большим ... * Корпорация - это группа, которая характеризуется замкнутостью, авторитарностью управления, противопоставляет себя другим социальным общностям на основе своих узко-личностных корыстных интересах. * Диффузная группа - это ...

С одной стороны, распространение иллюзий защиты интересов народа через практику заговоров «критически мыслящих личностей», действий «благородных разбойников» из народа, свободолюбивого люда, готового бороться с «тиранами» тираническими средствами. Этому отдали дань многие отечественные мыслители: Желябов, Перовская, Бакунин, Лавров и др. С другой стороны, известна и традиция упования на царя-батюшку, доброго барина, их благотворительность. В советское время она замысловатым образом трансформировалась в надежду на «заботу партии и правительства, государства о благе народа», надежду на добрый гений «вождя народов», «лично Леонида Ильича» и пр. Народничество, славянофильство, западничество, коммунизм — эти социальные идеи во многом определили судьбу России в XXв.

Нетрудно заметить, что все эти представления о теории группируются вокруг одной проблемы: условий формирования и осуществления жизненных сил человека, соотношения свободы личности, социально оправданной меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе, оценки обществом пределов свободы и необходимости. В этой связи на разных уровнях и с разной степенью достоверности в социальных теориях обычно рассматривается логика общественного развития в целом, построение социальной политики и природа возникновения противоречий общественного развития.

В отечественной социологии этими проблемами занимались Г. Плеханов, В. Ленин, П. Сорокин, Н. Бердяев и др. Так, в одной из своих работ П. Сорокин писал, что «благодаря слабому развитию социальных наук человечество до сих пор бессильно в борьбе с социальными бедствиями и не умеет утилизировать социально-психологическую энергию, высшую из всех видов энергий, Мы не способны глупого делать умным, преступника — честным, безвольного — волевым существом. Часто не знаем, где «добро», где «зло», а если и знаем, то сплошь и рядом не способны бороться с «искушениями». Если биологическая медицина еще далека от совершенства, то «социальнопсихической» медицины нет почти и в зародыше. Мудрено ли поэтому, что наша борьба с социальными бедствиями дает наглядную иллюстрацию истории человеческой глупости. Преступников мы лечим эшафотом и тюрьмами, душевнобольных — домами сумасшествия, способными здорового делать идиотом, но не наоборот; общественные волнения мы исцеляем пулеметами и осадными положениями, невежество — годами многолетнего глупения в классной комнате, нужду голодного — смертью, разврат — домами терпимости.

Более ярких доказательств нашего невежества нельзя и придумать. Положение дел может измениться лишь тогда, когда мы лучше будем знать закономерности и причинные отношения явлений взаимодействия. Тогда дана будет почва и для появления рациональной социальной политики. В отличие от бессодержательных, хотя и напыщенных «систем морали», большею частью представляющих набор елейных фраз, неспособных что-либо изменить и что-либо излечить, социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни (в экономической, политической, правовой, религиозной, научной, педагогической и т.д.), для наилучшего использования социально-психической энергии. Короче, она должна быть опытной системой индивидуальной и общественной этики как теории должного поведения» [2].

4 стр., 1990 слов

Экспериментальная работа по проблеме формирования эстетического ...

... они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.). В настоящее время высокая социальная значимость темы ... Заключение 46 Библиографический список 51 ВВЕДЕНИЕ В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важне?и?шему средству формирования отношения к действительности, средству ...

Можно соглашаться или не соглашаться с выделением этих факторов, влияющих на развитие общества. Но нетрудно заметить, что наш выдающийся соотечественник как социолог подошел вплотную к признанию новой области социального знания, касающейся взаимодействия, влияния людей друг на друга и общества на них, к теории социальной работы. При этом было осознано глобальное значение социокультурных взаимодействий, а также проблемы регуляции поведения субъектов жизнедеятельности различной степени общности.

Проблемы регуляции социального развития, организации жизнедеятельности людей, оптимизации способов ее реализации, однако, и сегодня во многих социальных теориях затрагиваются лишь косвенно. В них обычно лишь фиксируется возникновение, обострение или исчезновение механизмов регуляции, (в том числе и социальной защиты различных социальных групп), тем более что последние пока не являются объектом углубленного исследования этих социальных теорий.

Регуляция жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей имеет разные уровни и формы. В частности, можно говорить о стихийно и организованно функционирующих социальных системах, протекающих процессах. Причем очевидно, что стихийно возникающие социальные ситуации (явления, проблемы) со временем могут быть взяты под контроль государства, других социальных институтов. Но возможно и обратное, нарастание стихийности в социальной жизни. Сознательно формируемые социальные процессы (явления, ситуации) способны выходить из-под контроля, становиться неуправляемыми, перерождаться в иное. В методологическом плане для теории социальной работы данное обстоятельство чрезвычайно важно в плане изучения контекста социальной помощи нуждающимся.

В настоящее время внимание исследователей из разных сфер социального знания приковано к анализу проблем оптимизации механизмов регуляции поведения социальных групп и личностей. Но, как правило, в большинстве исследований более или менее детально описывается только действие какого-либо одного механизма регуляции поведения (права, морали, традиций и т.п.).

Вопросы же о взаимодействии, взаимовлиянии этих механизмов остаются неразработанными. И это не случайно, так как данные проблемы являются самостоятельным объектом социальной теории — теории социальной работы, которая в качестве научной теории лишь формируется.

Становление методологических основ теории социальной работы не только в России, но и по всем мире идет в условиях постоянных дискуссий. И одним из наиболее активно обсуждаемых является вопрос о предмете социальной работы и статусе социальной работы как деятельности и учебной дисциплины, ее месте в системе социальных наук. Методологически это дает основания для исследований специфики и структурирования теории социальной работы. Причем следует отметить, что место социальной работы в системе наук определяется ее предметом, теми связями, которые складываются между ней и другими науками. В этом социальная работа в своем обновлении как бы повторяет путь таких наук, как социология и социальная психология, что можно было наблюдать во второй половине XIX — первой половине XX в.

4 стр., 1527 слов

Темы контрольных работ по дисциплине «Теория обучения»

... методы исследования…). Взаимосвязь истории образования и педагогической мысли с другими науками (с теорией педагогики, историей общества, историей культуры, философией, психологией, частными методиками). Происхождение ... цель. Воспитательная система в социуме. Виды и значение планов воспитательной работы. Тематика контрольных работ по дисциплине «История педагогики и образования» История образования и ...

Сегодня можно констатировать тот факт, что пока нет общепринятой нормы построения и изложения теории социальной работы. Можно сравнить учебные и исследовательские программы в разных вузах и убедиться, что существуют различия в выделении и изучении основных проблем социальной работы. Обусловлено это тем, что в настоящее время характер социальной работы, ее строение, основные понятия рассматриваются по-разному как представителями различных теоретических школ, так и практиками.

В связи с этим важным представляется более основательное определение предмета социальной работы. Обусловлено это тем, что положение социальной работы как самостоятельной науки будет доказано, если будет определена область явлений, изучаемых преимущественно ею, доказано, что эта область никакими другими науками не изучается, будет определено ее место в системе социальных наук.

В настоящее время общепринятым является понимание предмета любой науки как результата выбора объективно существующего процесса (явления) с целью изучения под определенным углом зрения. Существуют известные различия предмета и объекта науки. Объект науки — это реально существующая действительность (природная и социальная).

Когда у общества появляется потребность в изучении того или иного Материального объекта, он освещается под вполне очевидным углом зрения, который и характеризуется в качестве предмета науки. Каждый объект имеет много сторон и свойств, которые могут стать предметом самостоятельного изучения, т.е. выступить предметом каких-то наук.

Например, такой объект изучения, как человек, может рассматриваться с разных точек зрения. Б.А. Ананьев в своей работе «Человек как предмет познания» [3] приводит весьма показательную широко известную схему классификации основных проблем и наук о Ноте sapiens. Она свидетельствует о большом разнообразии предметов анализа разными науками такого объекта изучения, как человек.

На данном этапе развития научного знания самостоятельной наукой признается та область научного знания, которая имеет свой предмет исследования, а также специфику используемых ею методов научного анализа.

Определение предмета науки зависит от многих факторов, прежде всего от уровня достигнутых в этой области знании, развития социальной практики, которые выдвигают перед учеными определенные задачи. В нашем случае определить предмет и объект социальной работы — это значит выделить тот уровень анализа и характер фактов (явлений, процессов), которые ею изучаются. Далее важным представляется ответить на следующие два вопроса: 1) является ли необходимым изучение этого круга фактов (явлений, процессов) и 2) не изучаются ли они другими науками?

В современном обществе развитие научного знания и общества в целом обусловливает потребность в целенаправленном и систематическом изучении, в частности, таких научных проблем, как изменение жизненных циклов, защитных форм и механизмов жизнеосуществления индивидов и групп. Социальная работа как наука изучает механизмы реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида и группы, а также характер сопряженности жизненных сил индивида, группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях. При этом, конечно, может возникнуть вопрос: а надо ли эту область явлений и процессов выделять как самостоятельную и ставить вопрос о существовании особой теории и самостоятельной научной дисциплины?

21 стр., 10108 слов

Факультет социальных наук специальность 030301. 65 «Психология». ...

... и инновации……………………………………………………….6 1.2.Факторы сдерживающие инновационное развитиепредприятия……….....9 2. Социальная система и организационная культура………………………...12 2.1. Основы организационного поведения…………………………………..… ... развитие предприятия. Предмет исследования: Ценностная готовность персонала к инновациям. Цель работы: Выявить детерминанты ценностно – ролевовой готовности персонала к переходу в ...

Общеизвестнно, что различные науки изучают разные типы связей и взаимодействий. Например, разные формы взаимодействий индивидов, групп, а также индивидов и групп изучаются такими науками, как социология, психология, социальная психология и т.д. Связи в виде реализации этических и правовых норм, т.е. регулирование существующих социальных отношений, изучаются и такими науками, как право и этика. Однако существует такой тип связей, которые предусматривают изменения всех их «участников» в целом. В то же время особое внимание обращается на разностороннее проявление сущности (социальной и индивидуальной субъектности) каждой из сторон этих связей. Оптимизацию этих связей в контексте проблем жизнеосуществления каждого социального субъекта и изучает социальная работа. К данному типу связей относятся например, такие связи и взаимодействия, как социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная защита.

Таким образом, имеется целый ряд связей, которые фиксируют области фактов (явлений, процессов), не изучаемых другими социальными науками. Этот тип связей не тождествен тем, которые изучаются другими социальными науками и не охватывается ими. Исследуется он именно теорией социальной работы.

Рассматривая далее различные подходы к определению специфики предмета социальной работы, можно заметить, что авторы (порой неосознано) фиксируют различные аспекты этих связей. Но во многих точках зрения чаще всего отсутствует системно-интегративный подход.

Так, одни из них подчеркивают, что «объектом исследования теории социальной работы как науки являются социальные отношения»[1]. Но социальные отношения и как разновидность общественных, и как общественных в широком смысле многогранны и сложны как по структуре, так и по содержанию. Они имеют различные аспекты и исследуются многими общественными и специальными науками. В связи с такой многогранностью и по существу неисчерпаемостью исследуемого объекта каждая конкретная наука изучает и исследует не весь объект в целом, а лишь определенную ее область, свой «срез», где проявляются свойства, связи, отношения, закономерности определенного типа. Совокупность специфических свойств, отношений, закономерностей, тенденций и составляет предмет данной конкретной науки.

Предметом исследования в теории социальной работы считает, к примеру, Е.И. Холостова, являются закономерности социальной деятельности и тенденции их изменения под влиянием психолого-педагогических, экономических и управленческих факторов, воздействующих нареализацию и защиту социальных прав и свобод в обществе [4].

4 стр., 1546 слов

Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся начальных ...

... университета имени И. Н.Ульянова (респонденты - 52 студента, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа»). В качестве инструментария была использована методика «Ценностные ориентации» (автор - М. ... модернизации. Поэтому духовно-нравственная составляющая должна присутствовать во всех направлениях воспитательной деятельности школы, что позволит сохранить как саму личность, так и всё ...

Другие авторы рассматривают предмет социальной работы через соотношение его с предметом социальной педагогики [5, 6 и др.].

В середине 70-х годов XX столетия в Швеции была сделана попытка определить социальную работу, как единство структурной и психосоциальной деятельности, в которой общественная организация и совершенствование форм общения признаются одинаково важными для обеспечения решения личных проблем клиента. Но, как подчеркивают Г. Бернер и Л. Юнссон, до сих пор понятие социальной работы и в Швеции остается «размытым», так как чаще всего речь идет лишь о подходе к организации психосоциальной работы [7. С. 38].

Они считают, что социальная работа — одна из форм деятельности, направленная на достижение индивидуальных или общественных изменений. Подчеркивают при этом, что в Швеции различаются два направления (или две части содержания) социальной работы — психосоциальная и структурная.

Шведские авторы отмечают, что целью психосоциальной работы является позитивное развитие общественных условий жизни и личных ситуаций людей [7. С. 46].

С. Хессле полагает, что психосоциальная работа это определение мотивов взаимодействия между индивидом и его окружением, ее главная цель — усиление сопротивляемости индивида требованиям социальной среды, а также позитивные изменения, происходящие внутри самого индивида [8]. Другой шведский ученый подчеркивает, что социальная работа направлена на достижение значимых изменений, а психосоциальная работа является ее составной частью [9].

Интересный подход к предмету социальной работы и в целом к ее статусу как науки и как профессии предлагает профессор университета г. Калгари Р. Рамзей. Так, он подчеркивает, что «социальные работники обычно ограничивали свои поиски общей концептуальной объединяющей модели привычными одно- или двухмерными системами координат… До недавнего времени практически отсутствовало понимание того, что объединяющая структура не может существовать в старых системах отсчета и что следует искать новые системы координат. Есть основания полагать, что структура общей глобальной концепции социальной работы заложена в форме универсальной константы, находящейся в четырехмерной системе координат [10. С. 4].

Развивая спои идеи, Р. Рамзей предлагает схему целостной глобальной модели социальной работы, основу которой составляют несколько элементов:

1. Парадигма социальной работы.

2. Домен (сфера) практики.

3. Метод.

4. Путь.

5. Домен (сфера) социального работника.

Он считает, что ‘социальным работникам во всем мире брошен очень серьезный вызов — отказаться от долговременной приверженности к очертаниям линейного картезианско-ньютоновского мировоззрения («порядок из беспорядка») и перейти к новой четырехмерной модели профессии, добавив к прежним параметрам фактор времени’ [10. С. 37-38].

Нам представляется, заслуживает внимание и сам подход Р. Рамзея к определению специфики социальной работы и его деятельность по подготовке «Всемирной книги о социальной работе», в которой глобальная модель будет использована как основополагающая константа.

Потребность развития методологии социальной работы вызвана во многом и необходимостью преодоления узкоспециализированного изучения проблем, связанных с социальной коррекцией и реабилитацией личности, а также интеграцией фрагментарных, недостаточно увязанных между собой общих представлений о благосостоянии и социальных гарантиях, социальной помощи и милосердии в общую теорию. Так, Г. Бернер и Л. Юнссон пишут, что они стремятся к разработке единых теоретико-методологических оснований, которые являются результатом анализа и дальнейшего развития в первую очередь американской индивидуальной психотерапии, а также системных и психодинамических теорий [7. С. 4].

3 стр., 1377 слов

Формы и методы организации социально-культурной деятельности ...

... 2003. – 155с. 27. Технологии социальной работы / Под ред. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. -400с. 28. Триодин В.Е. Семья в зеркале социально-культурной деятельности – СПб.: Специальная литература. – 2004. ...

Нам представляется, продуктивным в связи с особенностями области явлений, изучаемых социальной работой, рассмотрение в качестве основы теории и методологии социальной работы концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека.

Осмысление развертывания социальной и индивидуальной субъектности во всех основных сферах жизни людей (политике, экономике, быту, культуре), учет соответствующих условий обеспечения жизни, удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования позволяют избежать «обесчеловечивания человека, вернуть в поле зрения научного анализа индивидуальную субъектность и обстоятельства индивидуальной жизни, условия ее осуществления в настоящем времени, генезис и предпосылки развития субъектности в прошлом, прогнозирование ее в будущем. В рамках такого видения социальной реальности наполняется подлинно социальным содержанием понятие «собственность», характеризуясь как взаимозависимость (отношение) людей, субъектов жизнедеятельности по поводу использования в своих интересах всей совокупности условий существования средств обеспечения жизни, формирования, осуществления и реабилитации жизненной субъектности.

Принимая во внимание современное состояние разработки вопроса о предмете социальной работы, считаем, что можно определить его следующим образом. Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки являются закономерности содействия становлению и реализации жизненных сил индивидуальной и социальной субъектности человека, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации.

Более подробно о предмете социальной работы, его специфики можно сказать, сравнивая его с предметами других наук, прежде всего социологии, психологии, конфликтологии, социальной истории (что и будет сделано в последующих разделах пособия).

МЕТОДОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Реформирование российского общества, развертывание новых форм организации социальной работы, модернизация традиционных, обострение социальной напряженности в условиях политической нестабильности и экономического кризиса особенно актуальным делает вопрос о практической деятельности социономов, методологии и технологиях ее осуществления, соответствующего социального проектирования. При этом очевидны огромные различия условий этой деятельности в разных регионах России, их существенные изменения в процессе роста социальной дифференциации, нового расслоения российского общества, усиление здесь конкурентной борьбы, увеличения масштабов безработицы.

Для нашей страны этот вопрос имеет еще и другую сторону: была ли в России до 80-х годов XX столетия сфера социальной работы, имелись ли соответствующие учреждения и социальные работники, осуществляющие социальную помощь представителям разных социальных групп? На него существуют различные варианты ответов, которые в целом сводятся к следующим трем:

12 стр., 5737 слов

Контрольная работа — Ведущая деятельность в раннем возрасте

... среды) Обучение и деятельность Форма развития          Приспособление Присвоение Ход развития От индивидуального к социальному (социализация) От социального к индивидуаль- ... и задачи исследования. Обоснование метода………….21 Описание результатов работы…………………………………23 Интерпретация полученных данных………………………….23 Заключение…………………………………………………..26 Литература……………………………………………………27 ...

в России до 80-х годов XX столетия не была развита система специализированных учреждений социальной защиты населения;

в России, как и во многих других странах, уже с середины XIX столетия существовала система учреждений социальной защиты населения;

в России существовали отдельные формы и направления социальной работы (либо непрофессиональной, либо, напротив узконаправленной медицинской, психологической и др.), но отсутствовала целостная система социальной работы, соответствующая развитию общества в конце XX столетия.

Нам представляется, что эта, третья, точка зрения более правомерна. Социальная работа как деятельность уже длительное время существует в России, но пока нет системности, комплексности ее осуществления, т.е. она не институализирована как огромное, но единое разнообразие форм помощи человеку, нуждающемуся в поддержке. Действительно, давайте вернемся к нашей советской действительности и вспомним такие явления социальной практики, как детские сады, детские дома, больницы, санатории, дома пионеров и .т.п. В архивах мы найдем постановления правительства, например, Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 3 марта 1944 г. № 1977 «Об улучшении медицинского обслуживания населения»; Положение о лечебно-трудовых профилакториях для больных наркоманией, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1972 г.; Постановление Совета Министров РСФСР от 5 мая 1982 г. № 272 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья школьников РСФСР» и др.

Да, в Советском Союзе существовали определенные системы медицинской, пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Функционировали различные общественные организации и ассоциации, оказывающие помощь населению. Например, Общество Красного Креста РСФСР, которое в соответствии с Конституцией РСФСР осуществляло свою деятельность на всей территории республики. Руководствуясь Уставом и международно-признанными нормами гуманизма и милосердия, Красный Крест осуществлял программы помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения, жертвам стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

Известен Российский Фонд милосердия и здоровья, основной задачей которого было оказание помощи (материальной, социальной, медицинской) одиноким престарелым, инвалидам, беженцам, хроническим больным, ветеранам, многодетным семьям и другим категориям нуждающихся; полезную работу вело Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), среди основных задач которого — разработка и предоставление предложений по социальной защищенности инвалидов, их социальная реабилитация, оказание им практической помощи. Работали Всероссийское общество слепых, основной задачей которого являлось создание комплексной системы социальной реабилитации слепых, что предусматривает медико-восстановительную реабилитацию, профориентацию, рациональное трудоустройство, повышение квалификации, освоение сложных профессий; Всероссийское общество глухих, основная задача которого — улучшение жилищных условий глухонемых, их материального обеспечения, образования, обучение различным видам профессиональной деятельности и др.

2 стр., 759 слов

Контрольная работа по Математическим методам в психологии

Несмотря на разнообразие М. ц. т., чаще всего встречаются мода, медиана и среднее. Мода — это просто наиболее часто встречающееся в определенной совокупности наблюдений значение переменной. При сгруппированных данных мода определяется как середина интервала группирования, содержащего наибольшее число значений наблюдаемой переменной. Медиана — это значение переменной, делящее упорядоченную ...

Однако довольно часто деятельность и официальных учреждений, и общественных организаций носила «ведомственный» характер, с одной стороны, и «мозаичный», разрозненный — с другой. Поясним это на таком примере. Дети, Сережа — 12-ти лет и Катя — двух лет, потеряли родителей. Близких родственников у них нет. Сережа определяется в один детский дом, Катя — в другой, для дошкольников, квартиру «забирает» жилуправление. Дети подрастают. После окончания школы Сережа прямо из детского дома уходит в армию, Катя живет в другом городе, родственные контакты между ними разорваны. У Кати остались лишь случайные воспоминания о родителях. Сережа возвращается из Армии, хочет взять Катю из детского дома, но нет квартиры. Проблема многократно усложняется из-за хронического дефицита жилья.

Приведенная история типична. Многие в России того периода слышали подобное. Но ответа на вопрос, кто должен помогать людям, попавшим в такую или подобные ситуации, кто должен как бы «координировать» деятельность различных социальных учреждений и общественных организаций, не было долгие годы, потому что отсутствовали такие службы и профессиональные специалисты. А органы управления, ведавшие социальным обеспечением, явно не справлялись с растущим разнообразием социальных проблем.

Социальная работа как профессиональная деятельность стала насущной необходимостью в России,

Прежде чем выявлять специфику социальной работы как формы практической деятельности, следует оговорить, что мы будем понимать под деятельностью.

В научной литературе термин «деятельность» имеет весьма широкое распространение: «деятельность рек», «высшая нервная деятельность». Гегель, как известно, употреблял термин «деятельность» по отношению к движению. В философии термин «деятельность» обозначает понятие инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса. Но и в этом случае происходит не однозначное его толкование: деятельность — это информационно направленная активность живых систем, обеспечивающая их самоподдержание (Э. Маркарян); деятельность есть проявление социальной активности (Г. Арефьева) и др. Наряду с понятием деятельности в научной литературе часто используется понятие «поведение».

Разнообразие подходов к рассмотрению понятия деятельности и толкованию самого термина способствует появлению множества оснований для классификаций различных форм и типов деятельности. В частности, в основу классификации часто кладется объект деятельности. Исходя из этого основания можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т.д.

Если это основание мы включим в систему социального пространства, где существуют различные формы деятельности, целью которых является оказание помощи индивидам или социальным группам по решению их самых разных проблем, то в этом случае выделится социальная деятельность, цель которой — оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности. Этой деятельностью и является социальная работа.

Ш. Рамон и Т. Шанин, английские ученые, определяют социальную работу как «организацию личностной службы помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально разрешить их проблемы. Кроме того, социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

К основным целям социальной работы можно отнести следующие:

а) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

б) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

в) адаптация или реадаптация людей в обществе;

г) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

д) и как конечная цель — достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает» [11. С. 47].

Социальная работа как практическая деятельность в главном как раз и направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.

Социальная субъектность (об этом мы уже говорили в предыдущих разделах) понимается нами как накопление и реализация индивидом своей способности к жизнеосуществлению во всех основных сферах общества [12. С. 128-133].

Социальная работа существует и реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях (эту точку зрения разделяет большинство исследователей в России, и за рубежом).

К последней относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки, которые являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности отдельных субъектов и социальной практики в целом. В 80-е годы XX столетия во многих странах широко возрождаются различные формы непрофессиональной социальной работы и активизируются усилия по исследованию в области развития социальных служб непрофессиональной социальной работы. Да и первоначально социальная работа как деятельность возникла в виде добровольной, филантропической и благотворительной помощи, основанной прежде всего на эмоционально-личностном отношении к нуждающимся на уровне обыденной психологии. Это в дальнейшем способствует появлению в обыденном сознании представителей отдельных социальных групп определенных установок и стереотипов, обусловливающих в свою очередь формирование в среде непосредственного окружения личности традиций, которые затем закрепляются в нем, распространяются на всю социальную практику в целом и в дальнейшем транслируются на новые поколения.

В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и социальными проблемами, возникающими в тот или иной исторический период. Возникновение различных видов социальной работы как профессиональной деятельности во многом обусловлено поликультурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития общественного сознания, культуры, науки, образования.

Необходимо учитывать, что, хотя в России социальная работа как профессиональная деятельность (в западном понимании) только начинает развиваться, отдельные ее виды и формы имеют здесь длительное историческое развитие (и до Октябрьской революции, и после 1917 г., например патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и др.).

Поэтому, занимаясь проблемами организации социальной работы на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт социальной помощи различным группам населения.

Следует также учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использовании отдельных ее методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным явлениям и процессам. На это специально обращают внимание Ш. Рамон и Т. Шанин [11. С. 49].

При этом, однако, следует учитывать, с одной стороны, технологию воздействия, оказания социальной помощи на индивидуальноличностном уровне, взаимодействия с клиентом, и с другой — методы деятельности по формированию благоприятных условий бытия, жизнеосуществления индивида, каждого социального субъекта, нуждающегося в помощи. В данном контексте социальная работа должна представляться и как деятельность по созданию условий реализации социальной субъектности человека в изменяющемся мире.

В большинстве стран Европы после Второй Мировой войны были созданы официальные структуры для осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп. В структуре профессий наряду с медициной, духовенством и правом в настоящее время занимает важное место и социальная работа, объединяющая целый ряд специализаций.

В настоящее время в мире существуют различные точки зрения на роль социальной работы в обществе и на задачи, которые перед ней стоят в контексте практической деятельности. Нам представляется, что одной из основных задач, стоящих перед социальной работой, является оптимизация механизмов обеспечения и проявления субъектной роли индивида в обществе, группе на личностном уровне. Выбор этих механизмов и их характер в значительной степени обусловлены общественной системой в целом, социальной структурой общества, социальными институтами.

Специально следует подчеркнуть и то обстоятельство, что, кроме профессиональной социальной работы, существует и непрофессиональная. К ней относятся различные виды добровольческой помощи и взаимоподдержки, которые являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности отдельных ее субъектов и социальной практики в целом. В 30-е годы XX столетия во многих странах широко распространяются различные формы непрофессиональной социальной работы, активизируются усилия по исследованию в области развития форм и направлений непрофессиональной социальной работы.

Основой социальной работы за рубежом выступают отношения: социальный работник — клиент («клиентом» может выступать и общество, и социальная группа, и индивид).

Реализация этих отношений может идти по двум направлениям: социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с индивидом или группой (психосоциальная работа).

В настоящее время для российского общества, принимая во внимание его экономическое, политическое и социально-психологическое состояние, существенным является интеграция всех форм и направлений как профессиональной, так и непрофессиональной социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям, соответствующим прогрессивному развитию общества и формированию благоприятной для личности общественной ситуации в целом.

С этой точки зрения особое значение приобретает системный подход к социальной работе как деятельности.

Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. В целом целью социальной работы как деятельности, как мы уже отмечали, является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы. Однако следует иметь в виду, что существуют различные основания для возникновения разных видов и форм социальной работы. Одним из таких оснований могут выступать сферы социальной практики. И и этом случае можно говорить о социальной работе в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим основанием могут служить социально-психологические особенности клиентов социальной работы — молодежь; группы социального риска; лица, склонные к суициду и т.д.; третьим — характер проблем, встающих перед социальными работниками. Можно найти и другие основания. Во всех этих случаях будет происходить конкретизация целей социальной работы (например, от профилактики до коррекции).

Условия также для каждого вида социальной работы будут конкретизироваться, включая различные уровни и сферы (от федерального до местного): политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные.

Средства в данном случае могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления социальной работы.

В этой связи особое значение имеет выделение оснований для типологии социальных служб, организации практической социальной работы. В основе классификации различных видов и форм социальной работы могут лежать различные основания (это в какой-то степени связано с наличием разных подходов к пониманию сущности и характера социальной работы как деятельности), но все они, в конечном счете, сводятся к следующим:

работа с проблемой клиента;

работа с другими службами, учреждениями, организациями. Внутри этих двух форм в свою очередь идет классификация различных видов социальной работы. Так, в первом случае можем говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т.п.); с другой — об особенностях клиента, так как в виде клиента может выступать и индивид, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа.

Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.); с другой — о статусе этих организаций (государственные, коллективные, общественные, благотворительные, частные и т.д.).

Берем основание — «клиент». В этом случае можно говорить о следующих службах:

а) служба социальной помощи населению, одной из целей которой является выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи. Выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей, помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов — юристов, психологов, педагогов и др.;

б) служба социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;

в) службы по оказанию различных видов помощи семье:

семейные консультации;

службы знакомств;

различные виды семейного просвещения и самообразования;

сексологические кабинеты;

педиатрические кабинеты;

педагогические консультации и др.

Следующим основанием может выступить сфера деятельности:

а) служба социально-бытовой помощи, целью которой является расширение предоставляемых услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта и т.д.;

б) служба семейного досуга, целью которой является стимулирование семейного туризма, семейных экскурсий, организованного отдыха семей, создание центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных семей;

в) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения, целью которой является работа по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; содействие созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Правовые положения служат основой функционирования учреждений социальной службы, ее дифференциации.

Основным документом, на базе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является Положение, разработанное исходя из действующего законодательства.

Основными его пунктами являются следующие.

I. Общие положения. В этом разделе определяется статус социальной службы, источники ее финансирования.

II. Задачи. В этом разделе выделяются основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы.

Ш. Основные направления деятельности.

IV. Формы работы.

В настоящее время существуют уже десятки Положений различных социальных служб, как утвержденные Коллегией Министерства социальной защиты населения РФ, так и подготовленные в отдельных регионах России, но в каждом из них в той или иной форме присутствуют эти основные четыре раздела.

Важно рассмотреть вопрос о концепциях социальной защиты и социальных проектах, которые составляют основу социальной работы как практической деятельности.

Еще в 40-е — 60-е годы XX столетия программы социального развития отдельных стран представляли важную сторону деятельности ООН, особенно программы по проблемам социального благосостояния [13, 14].

В предыдущих главах пособия уже отмечалось, что существуют определенные различия в понимании объекта и предмета социальной работы, что, естественно, находит свое отражение и в различии подходов к формированию концепций социальной защиты; различаются и сами понятия — социальное развитие, социальное благополучие, социальная помощь, социальная забота и т.д.

Одни специалисты, рассматривающие социальную работу как деятельность, осуществляемую на уровне индивида, группы, общества, склонны к формированию концепции, охватывающей все сферы и формы социальной помощи, поддержки, заботы о нуждах людей. Другие, признающие социальную работу как деятельность, направленную на социальную поддержку либо «групп риска», либо «слабых» слоев общества, находящихся л сложном положении (например, нетрудоспособных, семей с детьми, молодежь и т.д.), как бы отождествляют концепции социальной помощи и социальные проекты (программы) по осуществлению и реализации конкретных форм этой помощи.

Нам представляется, что модель организации социальной работы и на федеральном, и на межрегиональном, и на муниципальном уровнях должна формироваться на базе концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека. Согласно этой концепции реализация социальных проектов (программ) помогает как отдельным людям, так и социальным группам на различных ступенях их жизненных циклов, в разных социально-экономических и социально-политических условиях.

Литература

1. Философский энциклопедический словарь. М, 1983.

2. Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993.

3. Ананьев Б.Л. Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 2.

4. Холостова Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. М., 1992. Вып. 5.

5. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт/ Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 1993.

6. Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики //Там же. Т. I.

7. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992.

8. Hesslе S. Att arbeta med mannis kor.-riktlinger for psykosocialt arbete. Stockholm.

1982.

9. Sanoll I. Psykosocialt forandrigsarbete. Slockholm, 1985.

10. Рамзей Г. Социальная работа: Наука-профессия: К развитию концепции. М., 1991. (Социальная педагогика и социальная работа за рубежом: Теория и практики; Вып. 1).

11. Рамон Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: Социальный работник как профессия // Вестн. высш; шк. 1991, № 11.

12. Григорьев С.И. Социология жизненных сил и социальной субъектности и контексте поиска новой парадигмы социального мышления // Основы социологического знания / Под ред. С.И. Григорьева. Барнаул, 1992.

13. Swedner H. Human welfare and action research in urban settings. Slockholm, 1982.

14. Энциклопедия социальной работы. Барнаул, 1993. № 18.

15. Гуслякова Л.Г. Развитие социальных и психологических исследований и подготовка кадров социальных работников — активная сфера сотрудничества России и Швеции // Алтайский социологический вестник. Барнаул, 1992. Вып. II.

16. Pein M. Modern social work theory. L, 1992.

17. Ананьев Б.А. Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 2.

18. Алтайский социологический вестник. Барнаул, 1991-1992. Вып. 1-2.

19. Григорьев С.И. Социальная работа: Шведский вариант в первом приближении. Барнаул, 1991.

20. Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования: Тез. докл. рос.-амер, семинара по пробл. образования. Екатеринбург, 1993.

21. Гуслякова Л.Г., Потолова Л.М. Социальные службы: Структура, кадры, особенности организации в регионе. Барнаул, 1991.

22. Концепция государственной социальной службы помощи населению: Семье и личности / Под ред. Л.С. Ржанициной. М., 1992.

23. Общие требования к образовательному минимуму содержания и уровня подготовки бакалавра по направлению 521100- социальная работа. М., 1993.

24. Проблемы научно-методического обеспечения качества подготовки социальных работников в высшей школе // Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования: Информ. сб. М., 1992. Вып. 8.

25. Профессиональная деятельность социального работника: Содержание и организация. М., 1993, (Библиотечка социального работника).

26. Социальный педагог: (Требования к квалификации по разрядам оплаты труда) / Вестн. образования: Справ.-информ. изд-ва М-вa образования РФ. 1993. № 2.

27. Социальная защита семьи и детей. М., 1992.

28. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992,

29. Социальная работа: Учебные планы и программы: (Шведский опыт) / Сост. Л.Г. Гуслякова и др. Барнаул, 1993.

30. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 1993. Т. 1,2.

31. Школа социальных педагогов и социальных работников // Социальная работа и социальная педагогика за рубежом. М., 1991-1992. Вып. 1/6.

32. Энциклопедия социальной работы. Барнаул, 1993.

Основные понятия

Методология социальной работы — совокупность принципов организации социальной работы на индивидуально-личностном, групповом и общинном уровне, основы научного построения практики социальной помощи нуждающимся, эффективных технологий деятельности социономов.

Диагностика социальная (от греч. diagnosis — распознавание, определение) — изучение социальных мотивов и причин поведения личности, группы; поиск социальных детерминант процессов и явлений общественной жизни. Основная цель социальной диагностики — выявление социального содержания факторов, действующих и различных социальных сферах, создание научных основ разработки методологии и методики социальной работы.

Личности диагностика (от греч. diagnosticos — способность распознавать) — совокупность принципов и методов определения наиболее существенных (для данного исследования) особенностей личности; процесс определения указанных особенностей.

Методология теории социальной работы — совокупность принципов построения научного знания в области социальной работы, правил ведения исследовательской деятельности в данной области научного знания.

Социальное проектирование — одна из сторон опережающего отражения социальной действительности, процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, явления или процесса посредством специфических методов, создание эффективных социальных проектов, технологий, программ. Социальное проектирование — это специфическая деятельность, связанная с научно-обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным изменением конкретных институтов.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.

Социальная защита — система принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их существование по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельности существования представителей различных социальных групп.

Социальная работа — специфическая форма социальной деятельности, учебная дисциплина, формирующая отрасль научного знания.

Социальная политика — деятельность государственных органов, партий субъектов политической и социальной жизни по управлению развитием социальной сферы общества, удовлетворению жизненных интересов различных классов и социальных групп общества, обеспечению его стабильного прогрессивного развития. В своей деятельности социальная политика является частью политической деятельности, реализующей изаимозависимость, отношения различных групп в обществе по поводу распределения основных жизненных благ, в том числе деятельности по поддержанию условий жизни «слабых» социальных слоев. Социальная политика — совокупность правил, определенных принципов и подходов к решению социальных проблем на данном этапе развития общества.

Методология обучения социального работника — совокупность принципов построения учебных планов и программ, организации учебновоспитательной деятельности в области подготовки и переподготовки кадров по специальности «социальная работа».

 

[1] В данном случае происходит отождествление позиций с характеристикой предмета и объекта социологии как науки в одной из наиболее распространенных их интерпретаций.