Структура психики

Психические процессы:

 

Психические свойства:

— познавательные процессы;

 

— направленность

— эмоциональные процессы;

 

— темперамент

— волевые процессы;

 

— характер

 

 

— способности

 

 

 

СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Психические состояния:

Радость/грусть;

Комфорта/дискомфорта;

Стенические/астенические;

Психические образования:

знания;

навыки;

умения;

качества;

Психические процессы:

1. познавательные процессы:

ощущения;

восприятие;

представление;

внимание;

воображение;

память;

мышление;

речь.

2.эмоциональные процессы:

эмоции;

чувства;

3.волевые процессы:

— воля;

ОЩУЩЕНИЯ отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы:

Ощущения внешней среды

связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела:

зрительные;

слуховые;

обонятельные;

вкусовые;

осязательные;

кинестезические;

Ощущения

Ощущения

организма человека

напряжения мышц

связанны с

двигательные и

рецепторами,

статические

находящимися во

ощущения,

внутренних органах.

рецепторы которых

 

находятся в мышцах,

 

связках и сухожилиях

СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

 

— минимальный (нижний)

Пороги

— максимальный (верхний)

ощущений

— порог различения

 

Они зависят от силы раздражителя

 

 

 

Изменение чувствительности органов чувств

Адаптация

под влиянием одного или многих

 

раздражителей.

 

Слабые раздражители увеличивают

Контраст

чувствительность к другим одновременно

действующим раздражителям, а сильные –

 

 

уменьшают ее.

Последовательные

Продолжение ощущений, когда действие

образы

раздражителя уже прекратилось.

 

 

Сенсибилизация

Взаимодействие органов чувств в процессе

ощущений.

 

ВОСПРИЯТИЕ — целостное отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом.

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ

преднамеренное

 

непреднамеренное

 

иллюзия

 

 

в основе лежит

 

предмет хорошо

 

искаженное восприятие

 

сознательно поставленная

 

воспринимается, без

 

 

 

 

цель, наличие волевого

 

специально поставленной

 

 

 

 

 

усилия

 

цели, волевого усилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наблюдение

 

 

 

наиболее развитая форма,

простые

 

сложные

 

когда идет длительное,

связаны с работой

 

работают одновременно

 

систематическое

преимущественно

 

большинство или все

 

целенаправленное

одного анализатора

 

анализаторы

 

восприятие объекта

 

 

 

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

Осмысленность

показывает, что воспринимаемые человеком предметы

имеют для него жизненный смысл

 

 

Предметность

способность человека отражать не просто физические

тела, а предметы, имеющие определенное назначение

 

 

 

 

образы отраженных предметов выступают в

Целостность

совокупности многих качеств и свойств, даже если

 

 

отдельные качества не воспринимаются в данный момент

 

 

Активность

в каждый момент восприятия выделяется объект

восприятия, а остальные создают фон

 

 

 

Константность

постоянство в восприятии, обусловленное знанием

свойств предмета и фона восприятия

 

 

Избирательность

восприятие связано с преимущественной деятельностью

человека, стоящими перед ним задачами

 

 

Апперцепция

зависимость восприятия от прошлого опыта человека

 

 

 

ВНИМАНИЕ – произвольная или непроизвольная

направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либообъекте восприятия.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту: объект становится более ясным и отчетливым.

ВИДЫ ВНИМАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непроизвольное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Послепроизвольное

направленность сознания

 

Произвольное

 

 

 

 

возникает как

на определенные

 

внимание, направляемое

 

 

 

 

 

произвольное, а затем

предметы и явления,

 

волевым усилием на

 

 

 

 

 

функционирует

привлекающие новизной,

 

определенный объект в

 

 

 

 

 

непроизвольно

необычностью,

 

соответствии с

 

 

 

 

 

 

 

значимостью. Оно не

 

поставленной задачей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

требует волевого усилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

 

способность сосредотачиваться на главном в

Ко н ц е нт р а ци я

деятельности, отвлекаясь от всего, что лежит за

 

приделами решения задачи

 

 

О бъ е м

способность отчетливо воспринимать одновременно

определенное количество предметов

 

 

 

 

возможность иметь в сознании одновременно

Р а с п р ед ел ен ие

несколько разнородных объектов или выполнять

 

сложную деятельность из нескольких операций

 

 

П е р е к л юче ни е

преднамеренный и сознательный переход от одной

деятельности к другой

 

 

 

Ус то й ч иво с ть

способность задерживаться на восприятии одного

предмета или объекта

 

 

 

Кол е б а н ие

произвольный переход, «перескакивание» внимания от

одного объекта или предмета к другому

 

 

 

О твл е ка емо с т ь

чаще всего объясняется отсутствием волевого усилия

и интереса к объекту или деятельности

 

 

 

ВООБРАЖЕНИЕ — создание новых представлений на основе имеющегося опыта.

Механизмы воображения:

агглютинация — создание нового образа из частей других образов;

гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;

схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;

акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;

типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях;

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Структура психики — Стр 2

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ

создание новых образов без какихлибо внешних побудителей.

нормальное, непроизвольное.

Создание новых образов происходит непроизвольно (слушание музыки и т.д.)

мечта – образы желаемого будущего

фантазия – создание образов желаемого будущего, но имеющих слабую связь с действительностью

грезы – создание новых образов с полным отрывом от действительности

ПРОИЗВОЛЬНОЕ

создание новых образов под воздействием внешних побудителей

репродуктивное воображение на основе прочитанных книг, прослушанной лекции, чтения топографической карты и др.

творческое воображение в чистом виде, когда новые образы создаются по определенному образцу и основываются на старых особенностях того или иного явления

ПАМЯТЬ — процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Сохранение

Процессы

Забывание Запоминание

памяти

Воспроизведение

Этапы логического запоминания

Осознание цели запоминания

Понимание смысла запоминаемого

Анализ учебного материала

Выявление наиболее существенного

Обобщение

Запоминание

По временным

характеристикам:

 

 

По наличию цели:

— оперативная;

 

 

— произвольная;

 

 

 

— кратковременная;

 

 

— непроизвольная;

— долговременная;

 

 

 

 

 

 

 

По сенсорной мобильности:

зрительная;

моторная;

звуковая;

вкусовая;

болевая;

ВИДЫ ПАМЯТИ

По содержанию:

— эмоциональная; — словесно- логическая; — двигательная; — образная;

РЕЧЬ — процесс индивидуального использования языка в целях, прежде всего, общения с другими людьми.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

ФУНКЦИИ РЕЧИ

 

благодаря речи человек может полнее передавать свои

Эмоционально-

чувства, переживания, отношения. Выразительность речи,

выразительная

ее эмоциональность значительно расширяют возможности

 

общения.

 

 

Воздействия

способность человека посредством речи побуждать людей

к действию

 

 

 

Сообщения

обмен мыслями посредством слов, фраз и др.

 

 

ВИДЫ РЕЧИ

Внешняя

практически осуществляемый обмен мыслями между людьми в процессе общения

устная — общение посредством произнесения и восприятия слов

монолог диалог

письменная – речь посредством письменных знаков

Внутренняя

речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления. Все мысли, возникающие в нашем сознании, облекаются в речевую форму так же, как и при разговоре.

МЫШЛЕНИЕ – высший психический познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, существующих связей и отношений, предметов и явлений окружающего мира.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

по психическим процессам:

наглядно-действенное

непосредственно включенное в деятельность;

образное осуществляется на основе образов, представлений, того, что человек ранее воспринимал;

отвлеченное совершается

на основе отвлеченных понятий, которые образно не воспринимались;

по результатам мышления:

творческое совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности, направлено на получение новых знаний;

репродуктивное

обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения.

по уровню психических процессов:

аналитическое

это мышление, развернутое во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

интуитивное

свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

Формы мышления

Понятие отражение в сознании общих и существенных свойств предметов и явлений.

Суждение основная форма мышления, отрицание или утверждениекакого-либофакта.

Умозаключение выделение из нескольких суждений нового.

Рассуждение единство суждения и умозаключения.

Индукция процесс

 

 

 

Дедукция – процесс

МЕТОДЫ

мышления от частных

 

 

мышления от общего

 

МЫШЛЕНИЯ

 

 

 

вывода к единичным

фактов к общему выводу.

 

 

 

 

 

фактам.

 

 

 

 

 

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

 

 

А н а л и з

Мысленное разделение предметов и явлений на части или

свойства (форма, цвет, вкус)

 

 

 

С и н т е з

Мысленное объединение частей или свойств в единое целое

 

 

С р а в н е н и е

Сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и

различий между ними

 

 

 

Абстрагирование

Мысленное отвлечение от несущественных признаков предметов

и явлений и выделение в них главного, основного

 

 

О б о б щ е н и е

Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и

существенным признакам

 

 

 

Конкретизация

Мысленный переход от общего к единичному, которое

соответствует общему

 

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ЧУВСТВА — высший продукт культурноэмоционального развития человека. Чувства представляют собой осознаваемое переживание человеком своего отношения ко всему тому что он познает и делает.

ЭМОЦИЯ — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Чувства представляют собой осознаваемое переживание человеком своего отношения ко всему тому что он познает и делает.

В отличие от эмоций и настроений, чувства имеют выраженную объектную привязку: они возникают по отношению к кому или чемулибо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» — это чувство, а «Мне страшно» — это эмоция. В связи с этим чувства, в отличие от эмоций и настроений, могут быть амбивалентными.

От аффектов,чувства отличаются тем же чем и от эмоций. Кроме того аффекты, в отличие от чувств, практически всегда имеют явные внешние проявления.

Под переживаниями понимают исключительно субъективнопсихическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Ощущением называется психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.

Структура психики — Стр 3

Осо б е н н о с т ь э м о ц и й — их способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.

Характеристики

В а л е н т н о с т ь ( т о н ) . Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций.

И н т е н с и в н о с т ь . Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. Интенсивность эмоции может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы.

Ст е н и ч н о с т ь . В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические и астенические. Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие).

Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).

С од е рж а н и е . Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций, причём количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных.

ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

ВОЛЯ это сознательная регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних конфликтов.

Признаки волевого акта

Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Очень часто усилия направлены на то, чтобы преодолеть себя.

Обязательным компонентом является борьба мотивов. То есть самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям.

Наличие продуманного плана.

Усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. То есть отсутствует эмоциональное удовольствие, а не моральное удовлетворение.

Серия энергетических импульсов имеющих целью поддержание напря-

жения и концентрации силы в выбранном направлении.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ –

один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

По эмоциональности

ВИДЫ ПСИХИЧЕСКИХ

По длительности

— рациональности

СОСТОЯНИЙ

 

По уровню

 

По степени

эмоционального

 

выраженности

воздействия

 

 

По степени

 

по уровню

По степени

системного

обязанности

активации

проявления

Ситуационно обусловленные илиличностно обусловленные состояния

Классификация психических состояний

Принцип разделения

 

Формы

 

 

 

 

 

По источнику формирования

Ситуационно обусловленные

Личностно обусловленные

(реакция на брань)

(вспышка эмоций у холерика)

 

 

 

 

По степени выраженности

Поверхностные (настроение)

Глубокие (страсть)

 

 

 

 

 

По эмоциональному знаку

Положительные

Нейтральные

Отрицательные

воздействия

(вдохновение)

(равнодушие)

(апатия)

 

 

 

 

 

Кратковременные:

Средней

Продолжительные

По длительности

секунды-минуты

продолжительности:

дни – месяцы

 

(аффект)

минуты – часы (страх)

(депрессия)

 

 

 

 

 

По степени осознанности

Неосознанные( транс, сон)

Сознательные (решительность)

 

 

 

 

 

По преобладанию рассудочного или

Эмоциональные

Комбинированные

Интеллектуальные

эмоционального компонента

(Страх)

(мобилизация)

(сосредоточенность)

 

 

 

 

 

По степени активации организма

Астенические (усталость)

Стенические (ярость)

 

 

 

 

 

По главному уровню системного

Физиологические

Психофизиологические

Психологические

проявления

(голод)

(страх)

(воодушевление)

 

 

 

 

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Навык действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизации.

ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия.

Убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либосведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.

О́пытное знание (опыт в этом значении) — знание и/или навыки, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления; единство знаний и умений.

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

1. Направленность личности.

2. Темперамент.

3. Характер.

4. Способности.

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

Направленность личности это такое психическое

свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности

Качества направленности:

Уровень – это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).

Широта – характеризует круг интересов личности.

Интенсивность – связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.

Устойчивость – характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни.

Действенность – определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

В основе направленности:

 

 

 

Потребнос

Мотивы

Цели

Мироввоз-

Направлен

ти

зрение

ность

 

 

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

ТЕМПЕРАМЕНТ – психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Типы темперамента:

Флегматик – неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик – быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник – живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик – человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

СПОСОБНОСТИ – совокупностьиндивидуально-психологическихособенностей личности, определяющих ее успешность в одном или нескольких видах деятельности.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

1.учебные и творческие

2.умственные и специальные

3.математические

4.конструктивно-технические

5.музыкальные

6.литературные

7.художественно-изобразительные

8.физические способности

Структура психики — Стр 4

ХАРАКТЕР – психическое свойство личности, определяющее линию

поведения человека, выражающееся в его отношении к окружающему миру, другим людям, к себе, к труду.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

1.отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу:

индивидуализм и коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим – людям и противоположенные черты – замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);

2.отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты – лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);

3.отношение к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм – склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

4.отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»).

В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный

характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-историческойи личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.